Научная статья на тему 'Уточнения к определению реакции в шарнирах колодочных тормозов'

Уточнения к определению реакции в шарнирах колодочных тормозов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
127
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ / РЕАКЦИИ В ШАРНИРАХ / ТОРМОЗНОЙ МОМЕНТ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бондаренко Л. Н., Яковлев С. О.

В статье предложена уточненная формула по определению тормозного момента, развиваемого колодочным тормозом, удерживающим угол обхвата колодкой тормозного шкива. Доказано, что наблюдаются незначительные отличия в величине нормального давления между колодкой и шкивом в зависимости от способа крепления колодки к рычагу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уточнения к определению реакции в шарнирах колодочных тормозов»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ И ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКИХ СИСТЕМ

УДК 621.838 (03)

Л.Н. Бондаренко, канд. техн. наук, доц., (0562) 47-45-13, [email protected] (Украина, Днепропетровск, ДНУЖТ им. ак. В. Лазаряна),

С.О. Яковлев, приват доц., начальник научно-исследовательского отдела кафедры военной подготовки Госспецтрансслужбы, 8-050-760-24-13, уа[email protected]

(Украина, Днепропетровск, ДНУЖТ им. ак. В. Лазаряна)

УТОЧНЕНИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЕАКЦИИ В ШАРНИРАХ КОЛОДОЧНЫХ ТОРМОЗОВ

В статье предложена уточненная формул оо определению тормозного момента, развиваемого колодочным тормозом, удерживающим угол обхвата колодкой тормозного шкива. Доказано, что наблюдаются незначительные отличия в величине нормального давления между колодкой и шкивом в зависимости от способа крепления колодки кры чагу.

Ключевые слова: колодочный тормоз, реакции в шарнирах, тормозной момент.

Введение. Известно [1], что тормозной момент, создаваемый одноколодочным тормозом определяется как

М = М/Я, (1)

где N - сила прижатия колодки к тормозному шкиву; Я - радиус шкива;

/ - коэффициент трения.

Исходя из этого выражения определяется сила прижатия

N = М. (2)

/Я к }

Условие равновесия, например, при такой схеме торможения, как показано на рис. 1а, рассматривается во многих сборниках задач по теоретической механике.

Рис. 1. Расчетная схема тормозного устройства (а) и условие равновесия рычага (б)

Исходя из формулы (2) и схемы тормоза (рис. 1а) можно найти силу прижатия колодки

N = =Qr, (3)

fR У }

при которой тормоз будет в равновесии, и найти реакции в шарнире С

Xc =Qr / R - P sin a; Yc = Qr /(fR) - P cos a; (4)

P = Qr (a + Jh) (5)

fR(a + b )cos a

Основной материал исследований. Для уточнения реакций Xc и Yc

с учетом угла обжата колодкой шкива доведем неточность формулы (2). Главна ее неточность состоит в том, что она получена в нарушение закона трения скольжения, который предполагает нормальное давление между поверхностями трения. Здесь сила прижатия колодки N не равна сумме нормаьных к шкиву сил и разница зависит от величины угла обхвата колодкой шкива.

Рис. 2. Схема сил, действующих на тормозной шкив

Из рис. 2 очевидно, что линейная нагрузка на хорду АВ центрального угла обжата (3 составит

0 =------N-----, (6)

2 R sin(p/2)

и элементарна сила, действующа на вертикальную составляющую элементарного сектора

dN =-------—-----cos2 ф<іф, (7)

2 Rsin(p/ 2)

а ее нормальная к шкиву величина

dn =------NR------cos2 фdф. (8)

2 R sin(p/2)

Обща нормаьна сила найдется как

N +Р/2 2^ N (Р+sin Р)

NH =------------------------- I cos ф<2ф=——-—. (9)

H 2sin(P2) —2 4 sin(P/2)

Формула (2) справедлива только при малых углах /, т. е. когда sin Р » Р, а sin(P / 2) » Р / 2 .

Таким обраом, точным выражением формулы (1) будет

M = NfR(P + sin Р). (10)

4sin(p/ 2)

Условия равновесия стержня СД с учетом полученных формул. Поскольку элементарная сила трения dF = fdn, то ее составляюща на ось X

dF =-----—----cos3 фdф, (11)

2sin(p/2) У v }

а полна сила

Nf +p/2 3 1 2 Р

F =---------- I cos фdф=Nf (1—sin —). (12)

2sin(p/2) —/2 3 2

Из проекции сил: на ось х

IF =°; Xc =Nf(1 —sina; (13)

на ось y

IFy =0; Yc = N -P cos a. (14)

я

= 0;

V

2 Щ р г -і 3

Р(а + Ь)соба-Иа-------------------{ \к + Я(\ -собф)собф_|соб ф<іф, (15)

2біп(Р/ 2) о

4Qr біп(Р/ 2)

/ВД + біп р),

где N =

откуда Р =

N

х<а +

(а +Ь)соб а /

X

(к + і?)(1 - 1біп2 р) біп(Р /2) - ^ (бр + 8біп р + біп 2р)

.(16)

бш(Р/ 2)

Не тяжело убедиться, что при малом угле Р формула (10) принимает вид М = Ы/Я и совпадает с формулой (1); величина N в формуле (15) имеет вид N = Ог / /Я +М / /Я, что соответствует формуле (2), а формула (16) при этом же условии и при пренебрежении малыми величинами второго порядка Р = И/к 1(а + Ь)соба, что соответствует общепринятому выражению .

Зависимости N, Р,Хс,Ус от угла обхвата колодкой тормозного шкива при О = 20кН; Я =200; г = 160; к =80; а =500; Ь = 800 мм и а = 300; / = 0,4 рокааны на рис. 3.

Рис. 3. Зависимости от угла обхвата колодкой тормозного шкива:

1 -Р(16); 2-N(15); 3-Хс(13); 4-Ус(14)

Здесь рассмотрена задача для колодки жестко прикрепленной к рычагу. Обычно это крепление, для равномерного давления между повержо-стями контакта, шарнирное. Учет шарнира приводит к существенным изменениям в величине силі P, определяемой из выражения

P(a + b)cosа-Na = 0, (17)

а значение Xc вследствие этого меняет не только величину, но и знак (при ß « 700).

Зависимости, показанные на рис. 3, - для жесткого крепления колодки, на рис. 4 - для шарнирного крепления показаны [3, 4, 5, 6]

Р^Н Ы^Н Xs,

4о 5Z

36 4В 32 ¿/¿г

га

о $а &о т

Рис. 4. Зависимости отугла обхвата колодкой тормозного шкива при его шарнирном креплении к рычагу:

1 -Р; 2 - N (17); 3 - Хс; 4-Ус

Наблюдаются незначительные отличия в величине нормального давления между колодкой и шкивом при одном и другом креплениях колодки. При этом увеличивается давление в части колодки, на которую набегает шкив и на такую же величину уменьшается на часть, с которой сбегает шкив (рис. 5).

^ МП ас

4*

43 ОЛ

V о '0,1

3530 20 10 0 40*20-30-35 9*

Рис. 5. Смена давлений между колодкой и шкивом в пределах ула обхвата колодкой шкива при угле Р =70°:

1- за счет вращательного движения колодки;

2 - за счет поступательного движения; 3 - суммарное давление;

4 - средне нормативное [2] дтление

Выводы

1. Формула, определяющая величину тормозного момента колодочного тормоза, которая приводится в справочной и учебной литературе, получена в нарушение закона трения скольжения: сила прижатия колодки не равна сумме нормальных давлений между колодкой и шкивом.

2. Реакции в шарнирах одноколодочного тормоза существенно зависят от угла обхвата колодкой тормозного шкива, поэтому при расчетах реакций необходимо учитывать это обстоятельство.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Тормозные устройства: справочник / М.П.Александров, [и др.]. М.: Машиностроение, 1985. 312 с.

2. Грузоподъёмные машины: учебник для вузов /

М.П.Александров [и др.]. М.: Машиностроение, 1986. 400 с.

3. Бондаренко Л.Н.. Главацкий К.Ц. Зависимость давления по высоте тормозной колодки от расположения её оси//Вестник ХНАДУ. Харьков. Вып. 38, 2007. С. 86-89.

4. Довбня Н.П., Бондаренко Л.Н., Бобырь Д.В. Об оптимльном угле обхвата тормозной колодкой колеса // Проблемы трибологй. - Хмельницкий: ТУП. 2007. .№4. С. 64-66.

5. Довбня Н.П., Бондаренко Л.Н. Влияние угла обхвата колеса тормозной колодкой на тормозную силу поезда// Злшзничний транспорт Украши. 2007. №6. С. 40-41.

6. Довбня Н.П., Бондаренко Л.Н., Бобырь Д.В. Зависимость максимальных давлений колодки на колесо от расстояния между осью башмака и поверхностью трения /Проблеми триболош. Хмельницкий: ТУП. 2008. №1. С. 24-28.

L. Bondarenko, S. Yakovlev

Specifications to definition of reaction in hinges shoe tree brakes

The specified formula is offered on determination of brake moment, developed a shoe tree brake, retaining corner of circumference by the shoe tree of brake pulley. It is well-proven that insignificant differences are in the size of normal pressure between a shoe tree and pulley depending on the method offastening of shoe tree to the lever.

Получено 07.04.09

УДК 621.874

Н.Ю. Дорохов, канд. техн. наук, доц., (06264) 41-47-45 (Украина, Краматорск, ДГМА)

ПЕРСПЕКТИВЫ СНИЖЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ МОСТОВЫХ КРАНОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВОЛНОВЫХ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ

Рассмотрены возможности использования волновой цепной передачи в качестве динамического гасителя колебаний металлоконструкций мостовых кранов с точки зрения продления их долговечности.

Ключевые слова: металлоконструкции, мостовые каны, динамические нагрузки, волновая цепная передача.

По данным о характере разрушений металлоконструкций мостовых кранов [1], на процесс образования трещин кроме прочих оказывают влияние и вертикальные нагрузки, возникающие в результате работы механизма подъема груза.

Амплитуда деформации моста крана в начальный момент подъема груза зависит от скорости подъема груза и соотношения жесткостей кранового моста и канатов полиспаста. Уменьшение амплитуды колебаний возможно снижением скорости подъема и жесткости канатов либо увеличением жесткости моста, однако это может отрицательно отразиться на характеристиках, габарите и массе крана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.