Научная статья на тему 'Уточнения к определению усилий в кронштейнах тормозной системы локомотивов'

Уточнения к определению усилий в кронштейнах тормозной системы локомотивов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Довбня Н. П., Бондаренко Л. Н., Бобырь Д. В.

Приведены соотношения позволяющие учитывать влияние угла обхвата колодкой колеса на величину усилий в кронштейнах тормозной системы и в раме тележки при торможении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Довбня Н. П., Бондаренко Л. Н., Бобырь Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Уточення до виявлення зусиль в кронштейнах гальмівної системи локомотивів

Приведені співвідношення що дозволяють враховувати вплив кута обхвату колодкою колеса на величину зусиль в кронштейнах гальмівної системи і в рамі візка при гальмуванні.

Текст научной работы на тему «Уточнения к определению усилий в кронштейнах тормозной системы локомотивов»

РУХОМИИ СКЛАД

УДК 629.4.016.12.002.237

Довбня Н. П., к.т.н., доцент (Д11Т) БондаренкоЛ. Н., к.т.н., доцент (Д11Т) Бобырь Д. В., к.т.н. (Д11Т)

УТОЧНЕНИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УСИЛИЙ В КРОНШТЕЙНАХ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЛОКОМОТИВОВ

Увеличение скоростей подвижного состава, его масс требует уточнения расчетов тормозной системы.

Усилия в рычажной передаче тормозной системы локомотивов [1] определяются исходя из величины силы трения между колодкой и бандажом

где / - коэффициент трения колодки о бандаж; - усилие, действующее на колодку.

Эта же формула применяется при расчете момента, действующего на раму тележки при торможении.

О том, что эта формула, по нашим исследованиям, существовала всегда и воспринимается инженерами как истина (хотя противоречит закону трения скольжения), то публикаций, естественно, по ее уточнению не было, а уточнения расчетов сводилось, в основном, к усовершенствованию расчетных схем.

С учетом угла обхвата в колодкой колеса формула (1) должна быть записана в виде [2]:

Роб = ^ /,

(1)

(2)

При в =60 ° разница между величинами ^д, полученными по

формулам (1) и (2) составляет 4,5 %, а при в =90 ° уже 11 %, что потребует уточнения и прочностных расчетов.

1. Определим усилия на кронштейнах Е£\ и Е£2 (рисунок 1) из условия соблюдения необходимой величины ^д:

Рисунок 1 - Расчетные схемы тележки локомотива (а)) и сил, действующих на кронштейны при торможении (б))

вертикальное усилие

б1п (в/2)

^61 = 4/ в в сов 0 + Ра вт 0,

в + Б1П в

(3)

горизонтальное усилие

Нёб1 = Ра сов 0 + 4Вё /

Б1П

(в/ 2 )

в + б1п в с + е

(4)

Сила, сжимающая тягу, которая соединяет плечи рычагов е и d

РёсоБ 0-4 Рё/■

В1П (в/2)

I

в + б1п в

с

М

с + е

(5)

Усилие по тяге, соединяющей плечи рычагов с и d

Hcd = Hed • — • (6)

c

Горизонтальная сила, действующая на кронштейн ЕЕ (см. рисунок

1, а))

Heö2 = í ed + Hcd • (7)

Общая сила, действующая на буксовую направляющую равна

4P sin(ß/2), ч

Háí = Её cos9+ ß ß 41 - sin0)• (8)

ß + sin ß

Расчеты показывают, что при Е|=27 кН, f =0,25 для достижения необходимой величины F^ усилия в формулах (3), (6-8) должны быть

выше на 0,25-3,34 %%.

Естественно, этими уточнениями можно было бы пренебречь, но необходимо иметь в виду, что они относятся к тормозам.

2. При торможении на раму тележки действуют инерционные силы от кузова и надрессорного строения самой тележки, а также усилия от тормозной системы. Инерционные силы от кузова и рамы вызывают перераспределение нагрузок между тележками и колесными парами, а также изгиб рамы в горизонтальной плоскости [3].

Действительное тормозное усилие локомотива при двустороннем нажатии колодок составит

F«=w (9)

sin (ß/2)

где n - число колесных пар локомотива;

а возникающие при этом инерционные усилия кузова и тележек пропорциональны массам, поэтому для двухтележечного локомотива тормозное усилие будет равно

Ъ=п*/МММ - ß^; (10)

Mé + 2Mó sin (ß/2)

а одной тележки

Рь=Ч м/

мё

в + б1п в

мё + 2М6 б1п(в/2)'

(11)

где М5 - общая масса тележки; Мё - масса кузова.

Действительный момент сил, действующий на раму тележки

I

-м/ 2

=-м/ 2

1 ё Нё

I ё + 21 о

■ + ■

1 око

I ё + 21 о

(в + б1п в)

В1П (в/2)

1 ё ( - Кё) + I о (о - К) + и

~ +--;-;--+ Кг

1 ё + 21 о

1 ё + 21 о

(в + б1п в)

В1П (в/2)

(12)

где кё - высота от головки рельса до места приложения силы Fё ; Но - то же силы ^о; Кё - радиус колеса.

Поскольку момент I влияет на величину нагрузок на колесные пары, то, естественно, угол в обхвата колодками колес будет влиять и на перераспределение нагрузок между колесными парами.

Уточненная величина изменения нагрузки каждой рессоры

К =-

(в + Б1п в)

б1п(в/2) £>о (( + Нб - Н11 )

2ао

2ао

(13)

где а - расстояние между подвесками одной колесной пары (практически а « Кё);

2ао - база тележки;

£>о - тормозное усилие от цилиндра;

Н - высота «мертвой» точки над нейтральной плоскостью рамы; Нд- высота над головкой рельса нейтральной плоскости рамы тележки.

Анализ приведенных формул и расчетов позволяет сделать вывод о том, что величина силы трения между колодкой и бандажом определяется в нарушение закона трения скольжения и учет угла обхвата колодкой колеса требует увеличения давления колодки на колесо, что в свою очередь, требует уточнения расчетов усилий в кронштейнах тормозной системы и усилий в раме тележки при торможении.

Список литературы

1. Конструкция и динамика тепловозов / Под ред. В. Н. Иванова. - М.: Транспорт, 1974. - 336 с.

2. Довбня Н. П., Бондаренко Л. Н., Бобырь Д. В. О фактической величине коэффициента запаса торможения колодочных тормозов // Проблеми трибологп. -Хмельницький: ТУП, № 2, 2006. - С.120-122.

3. Мендель В. Б. Проектирование механической части электроподвижного состава. - М.: Трансжелдориздат, 1963. - 423 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 613.632.4:684:533.3

ЧернякЮ.В., к.т.н., доцент (Дон1ЗТ) Гущин А.М., к.т.н., доцент (Дон1ЗТ) Бондар О.А., ст.. викладач(Дон1ЗТ)

СП1ЛЬНЕ Р1ШЕННЯ Р1ВНЯННЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЖЕКТИРУЮЧОГО ПРИСТРОЮ Й Р1ВНЯННЯ РОЗС1ЮВАННЯ ГАЗ1В В АТМОСФЕР1

Формулювання проблеми. Р1вняння характеристики эжектируючого пристрою за даними роботи [1] зв'язуе вщношення швидкост сум1ш1 газ1в на виход1 з эжектируючого пристрою й швидкост вщпрацьованих газ1в на виход1 з вихлопного патрубку тепловоза з одше! сторони й вщносини витрати повггря, що присмоктуе, Оп до витрати вщпрацьованих газ1в Ог .

Р1вняння характеристики эжектируючого пристрою мае вигляд [1]

, (1) с (1 + в) 4 '

Зб1рник наукових праць Дон1ЗТ. 2007 №12 101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.