О.Е. Лактионова, А.А. Лактионова, С.А. Наумова
УТОЧНЕНИЕ ПРОЦЕССА ВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА АУТСОРСЕРОМ
Глобализация мировой экономики и вступление Украины в международный рынок капитала, создание рыночной системы учета и отчетности и переход на международные стандарты финансовой (бухгалтерской) отчетности (МСФО) потребовали создания новых элементов рыночной экономики - фирм по оказанию бухгалтерских услуг -аутсорсеров бухгалтерских и
финансовых услуг. Переход к МСФО украинскими организациями должен исключить риск предоставления некачественной отчетности. Ведение бухгалтерского и финансового учета, составление отчетности для субъектов хозяйствования иногда является дорогостоящим мероприятием,
требующим высокой квалификации и ответственности работающих. Понятие «качество» бухгалтерского учета и отчетности, аудита и возможности контроля качества исследуется в трудах отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета и аудита: В.Д. Андреева, С.М. Бандурко, П.Ю. Буряка, Ф.Ф. Бутинца, А.М. Бычковой, Н.Т. Белухи, А.В. Газаряна, О.В. Голосова, С.В. Голова, Е.М. Гутцайта, Ю.А. Данилевского, В.В. Кизя, А.В. Крикунова, О.В. Ковалевой, М.В. Кужельного, Н.Л. Лабышева, В.О. Мец,
С.В. Панковой, В.В.Панкова, В.И. Подольского, В.В. Пугачева, М.С. Пушкарь, НА. Ремизова, В.В. Скобары, Я.В. Соколова, В.П. Суйца, А.А. Терехова, Е.П. Чикуновой, Н.Г. Чумаченко, А.Д. Шеремета, Л.З. Шнейдмана, Р. Адамса, Э.А Аренса, А. Монтгомери, Л.А. Бернстайна, Р. Додж, Д.Р. Кармайкла, Дж.К. Робертсона и др. В мировой практике в условиях развитых рыночных отношений малые и средние субъекты хозяйствования стараются отдать функции бухгалтерского, финансового и налогового учета аутсорсерам. В условиях нестабильного налогового
законодательства Украины это также приобретает массовый характер. Кроме того, бухгалтерские фирмы
противодействуют преступлениям и иным правонарушениям в сфере
налогообложения, содействуют их раскрытию. Способствуют
предупреждению коррупции в органах государственной налоговой службы.
Новые организационные структуры -аутсорсеры бухгалтерских услуг осуществляют деятельность с веб-поддержкой. При создании бухгалтерской фирмы-аутсорсера обосновывается состав ее участников, определяется роль каждого из участников, определяется схема взаимодействия между
© Лактионова Ольга Ефимовна - кандидат экономических наук. Приазовский государственный технический университет, Мариуполь. Лактионова Александра Анатолиевна - кандидат экономических наук. Национальный университет, Донецк. Наумова Светлана Александровна. ООО «Аудит XXI век», Россия.
ISSN 1562-109X
участниками и определяется
организационная структура фирмы-аут-сорсера, которая впоследствии совершенствуется. Аудиторскую
деятельность следует рассматривать с двух сторон: с одной стороны, это предпринимательская деятельность с целью извлечения прибыли и функционирования фирмы в рамках законодательства Украины, с другой -выражение мнения о бухгалтерском учете и отчетности аудируемого лица и оказание сопутствующих услуг.
Поэтому, чтобы цель извлечения прибыли и выражение объективного независимого мнения не вступили в противоречие, необходимо соблюдение соответствия деятельности аудиторской фирмы законодательству Украины, в том числе Гражданскому кодексу, лицензионным требованиям и требованиям аудиторских объединений, а также соответствия стандартам аудита и кодексу этики. Иными словами, в контрактах по аутсорсингу максимально подробно описывается, что хочет получить заказчик и по каким критериям он будет оценивать работу аутсорсера, выбор же средств - за поставщиком услуг аутсорсинга.
В экономической литературе в настоящее время недостаточно изучены формы и направления взаимодействия предприятий с бухгалтерскими фирмами на основе аутсорсинга. Весьма острыми являются вопросы проектирования аутсорсинга бухгалтерских услуг, описания требований заказчика к исполнителю
аутсорсинговых услуг, систематизации конфликтов между аутсорсером и заказчиком как при проектировании, так и при исполнении, а также в процессе их исполнения и способов их решения.
Необходима серьезная детализация алгоритма, этапов внедрения аутсорсинга
бухгалтерских услуг, приемов выбора передаваемых на аутсорсинг услуг, разработка системы оценки
эффективности взаимодействия
предприятий на основе аутсорсинга. Проблемы методического обеспечения к управлению процессом аутсорсинга при внедрении и практике его применения, а также формирование структуры фирмы в связи с выполняемыми видами деятельности имеют большую актуальность и требуют разработки. Бухгалтерские фирмы как элементы рыночной экономики должны повышать эффективность применения аутсорсинга как для заказчика аутсорсинговых услуг, так и повышать эффективность управления и организации
аутсорсинговой деятельности.
Обычная деятельность
бухгалтерских фирм включает следующие направления: ведение бухгалтерского учета; аудит;
консультации. Однако направления деятельности бухгалтерских фирм значительно шире: диагностика динамики экономического анализа организаций; диагностика динамики и финансового состояния организации; управление финансовыми потоками и финансовыми оборотами, в т.ч. дебиторской и кредиторской
задолженностями; осуществление
процесса финансового менеджмента и других финансовых услуг; управление финансовыми рисками; управление налоговыми рисками; налоговое планирование; финансовое планирование и т.д. Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на два вида: услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, и услуги, не совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Как непосредственно аудит, так и сопутствующие ему услуги являются услугами сферы клиентского сервиса.
В общем процесс ведения бухгалтерского и налогового учета фирмой-
аутсорсером представлен на рис. 1; процесс ведения аудиторской деятельности представлен на рис. 2; процесс ведения консультаций по вопросам бухгалтерского и налогового учета представлен на рис. 3.
Поступил запрос на услугу
Интернет рекомендация по телефону
ведение бухгалтерского учета
Новый клиент Постоянный клиент
Предварительное знакомство, сбор информации
Л
По телефону, инфо из Интернета
Внесение данных в CRM систему
Предложить клиенту лично встретиться с представителем компании
Да
Нет
Обсуждение пересмотра условий работы с клиентом, возможно пересмотреть стоимость и т.д.
Сбор информации о деятельности заказчика в ходе личной встречи: вид деятельности, численность, наличие системы банк-клиент, 1С, количество операций, счет-фактур в месяц и т.д.
Сбор информации о деятельности заказчика в ходе телефонных переговоров и внешних источниках:вид деятельности, численность, наличие системы банк-клиент, 1С, количество операций, счет-фактур в месяц и т.д.
Отправка полученной информации директору департамента бухгалтерского учета (заместителю)
Согласование условий: сроков, ресурсов и стоимости и т.д.
Подготовка и отправка коммерческого предложения
X
Выяснить получение коммерческого предложения заказчиком и оговорить сроки принятия решения заказчиком; в случае неполучения решения в оговоренное время связаться в новое назначенное время с заказчиком до момента принятия решения
Внесение данных в CRM систему
Получение "отрицательного ответа"
I
Получение "положительного ответа"
Выяснение причины отказа
I
Отправить письмо клиенту "Резюме" (факс, e-mail)
Получение реквизитов для договора
Внесение данных в CRM систему
Подготовка договора (подпись у ГСМ)
X
Отправка договора заказчику
Внесение данных в CRM систему
Получение договора
Передача исполнителю: анкеты, копии договора
Внесение данных в CRM систему
Рис. 1. Процесс ведения бухгалтерского и налогового учета фирмой-аутсорсером
Рис. 2. Процесс ведения аудиторской деятельности фирмой-аутсорсером
Поступил запрос на услугу
Интернет рекомендация по телефону
Новый клиент Постоянный клиент
Предварительное знакомство
3
по телефону личная встреча e-mail
Внесение данных в CRM систему
Сбор информации о клиенте
Сбор предварительной информации о предпочтительном варианте сотрудничества
Разовое
I
Aбонентское
Внесение данных в CRM систему
Отправка полученной информации исполнителю
Получение реквизитов для договора
Получение письменного запроса
Внесение данных в CRM систему
Подготовка договора
Отправка договора заказчику
Внесение данных в CRM систему 1
Получение подписанного заказчиком договора
Передача исполнителю копии договора
X
Завершение периода действия договора
Выяснить намерения о дальнейшем сотрудничестве
получение "отрицательного ответа"
Т.
получение "положительного ответа"
выяснить причину и попытаться удержать заказчика
в случае отказа поместить клиента в раздел "бывшие клиенты"
Внесение данных в CRM систему
Рис. 3. Процесс ведения консультаций фирмой-аутсорсером
С целью повышения эффективности финансового учета на условиях аутсорсинга, уточнения
последовательности ведения процесса
бухгалтерского и налогового учета, консультаций, аудита требуются дополнительные исследования.