Научная статья на тему 'УТОЧНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ МАРКЕТИНГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

УТОЧНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ МАРКЕТИНГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ЗАПРОСА / ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ДОУ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МАРКЕТИНГ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / EDUCATIONAL SERVICE / FORMATION OF CONSUMER DEMAND / FORMATION OF THE ASSORTMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / THE MARKETING OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шохирева Е. Г.

Для формирования ассортимента образовательного учреждения необходимо четко понимать всю специфику предоставляемых услуг и их особенности. В данной статье автор систематизирует и упорядочивает основные понятия, с которыми можно встретиться на рынке дошкольного образования. Автором выделяются особенности образовательных услуг и рынка, рассматриваются все контрагенты и взаимосвязи между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFINING THE BASIC CONCEPTS OF MARKETING FOR PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

If you want to form the assortment of pre-K, it is necessary to clearly understand the whole specifics of the provided services. In this article, the author systematizes and organizes the basic concepts in the market of preschool education. The author highlights the features of educational services and the market, considers all contractors and the relationships between them.

Текст научной работы на тему «УТОЧНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ МАРКЕТИНГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

3. Концепция «Устойчивое потребление и производство (2019-2030)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.moccae.gov.ae/assets/bb4a98d4/uae-national-sustainable-production-and-consumption-plan-2030-2019-framework.aspx

4. Министерства по вопросам изменения климата и окружающей среды ОАЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.moccae. gov.ae/en/home.aspx

5. Министерство энергетики и промышленности ОАЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.moei.gov.ae/en/home.aspx

6. Федеральное ведомство по конкурентоспособности и статистике ОАЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://government.ae/en/about-the-uae/economy

7. Хмызова А.Ю. Переход к «зеленой» экономике как новый глобальный тренд // Сборник материалов I Многопрофильной научно-практической конференции молодых ученых и преподавателей - Ростов-на-Дону, 2019. -С. 156-158

8. Часы дефицита водных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://worldwater.io/

Шохирева Е.Г.

аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг» Государственного Университета Путей Сообщения

г. Омск, Россия

УТОЧНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ МАРКЕТИНГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: Для формирования ассортимента образовательного учреждения необходимо четко понимать всю специфику предоставляемых услуг и их особенности. В данной статье автор систематизирует и упорядочивает основные понятия, с которыми можно встретиться на рынке дошкольного образования. Автором выделяются особенности образовательных услуг и рынка, рассматриваются все контрагенты и взаимосвязи между ними.

Ключевые слова: образовательная услуга, формирование потребительского запроса, формирование ассортимента ДОУ, дошкольное образовательное учреждение, маркетинг дошкольных образовательных учреждений.

Shokhireva E.G.

Ph.D. student of Department "Mamagment, marketing and commerce "

State Transport University, Omsk, Russia

REFINING THE BASIC CONCEPTS OF MARKETING FOR PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: If you want to form the assortment of pre-K, it is necessary to clearly understand the whole specifics of the provided services. In this article, the author systematizes and organizes the basic concepts in the market of preschool education. The author highlights the features of educational services and the market, considers all contractors and the relationships between them.

Key words: educational service, formation of consumer demand, formation of the assortment of preschool educational institutions, a preschool educational institution, the marketing of preschool educational institutions.

Наступило время перемен в образовательных процессах современного общества. Социум пришел к осознанию недееспособности нынешней образовательной системы, что заставляет людей приспосабливаться к имеющимся условиям, выбирая альтернативные источники получения знаний. Границы мира исчезают, люди переходят на новый этап жизни общества, осознавая важность интеграции в современной жизни. Переход системы образования на коммерческую основу является чем-то естественным и неизбежным, что, безусловно, обладает как положительными, так и отрицательными аспектами. Образовательные услуги воспринимаются как товар, рынок образовательных услуг становится более открытым и гибким.

Современное образование среди своих приоритетных направлений выделяет гуманистический подход, который определяет важность обеспечения ценностного формирования личностных изменений каждого ребенка. Принципы единства, гуманизма и культуросообразности являются основополагающими. Видеть в каждом воспитуемом личность - вот главный принцип сегодняшней системы образования. Стоить учесть, что это никак не связывается с тем, являются ли получаемые образовательные услуги коммерческими или некоммерческими.

В каждом регионе страны имеется своя образовательная система, которая характеризуется составом образовательных услуг, качеством

реализации этих услуг, а также их доступностью. В зависимости от состояния спроса на рынке рождаются предложения от образовательных учреждений, которые выступают в роли субъектов, оказывающих и продающих образовательные услуги. Цель их работы заключается в предоставлении услуг, удовлетворяющих запросы родителей и государства, в зависимости от возможностей каждого образовательного учреждения.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников [3, с. 103]. Образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями на 10.01.2003 г.) и руководствуются Положениями об определенном типе образовательных учреждений, утвержденные соответствующими органами исполнительной власти [5].

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

- дошкольные (детские ясли, детские сады, семейные детсады, школы - детсады, детские сады - интернаты, детские дома);

общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- учреждения начального профессионального, среднего профессионального высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные) - для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- учреждения дополнительного образования;

- учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

- учреждения дополнительного образования детей [1].

Каждое образовательное учреждение готово предоставить вниманию родителей обширный список из имеющихся услуг, который в общих чертах можно разделить на образовательные, физические и воспитательные. Такое деление потребителю услуги (ребенку) и покупателю услуги (родителю) непонятно. Родители, обращаясь в дошкольное образовательное учреждение, имеют комплексный внутренний запрос. Таким образом, для повышения конкурентоспособности образовательным учреждениям необходимо обратить внимание на процесс

формирования ассортимента, чтобы наиболее доступно и наглядно предоставлять имеющиеся возможности своим клиентам. Для формирования ассортимента образовательного учреждения необходимо четко представлять все преимущества предоставляемых услуг. Для этого разберем ключевые понятия образовательного процесса.

В данной статье будет освещен один из видов образовательных учреждений - дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), главной деятельностью которых является предоставление образовательных дошкольных услуг. В рамках данной работы автор предлагает использовать следующее определение: образовательная услуга - это учебно-педагогическая деятельность, включающая знания, информацию, умения и навыки, направленная на повышение уровня человеческого капитала каждого индивидуума и обладающая положительным социальным эффектом.

Как видно из рисунка 1 дошкольное образование в России подразделяется на два практически равных сегмента предоставления дошкольных услуг, малую долю занимает домашнее обучение. Дошкольное образование на 90% находится в ведении государственных органов, в основном это муниципальные дошкольные образовательные учреждения, которые финансируются за счет средств бюджета, а также 10% приходится на негосударственные и ведомственные образовательные учреждения. НДОУ не обладают достаточной автономностью, поэтому большинство вопросов правового и финансового порядка решается только с помощью государства. Государственное регулирование способствует расширению возможностей малого бизнеса в сфере дошкольного образования, в т.ч. через принятие законов, обеспечивающих компенсирующие выплаты населению за использование коммерческих образовательных услуг. Такая практика стала возможной с 2003 г. в связи с указом Президента РФ.

Необходимо указать, что российская система дошкольного образования за последние десять лет претерпела множество изменений, среди самых значимых можно выделить включение дошкольного образования в общую систему образования, переход со стандартов ФГТ на ФГОС дошкольного образования, изменение технологии оценки качества дошкольного образования [6, с. 105].

Среди образовательных учреждений появилась конкуренция за потенциального потребителя, что подтолкнуло к поиску механизмов совершенствования управления внутренними процессами предприятия. Внедрение коммерческих процессов в жизнь образовательных учреждений раскрыло перед руководителями такое понятие как «маркетинговый подход».

Целевой рынок индивидуальных дошкольных услуг(40%)

Нерыночное домашнее образование{10%)

Рис. 1. Распределение дошкольной отрасли образования в России

Таким образом, современные образовательные учреждения пытаются на практике внедрить известные инструменты маркетинга, такие как изучение рынка и имеющихся конкурентов, формирование «продуктового портфеля» в соответствии с предъявляемыми требованиями качеству образовательных услуг, ведение коммуникативной политики и пр. Вследствие чего, в российской науке зародилось отдельное направление как образовательный маркетинг, который подразумевает под собой способы практического действия на рынке образовательных услуг, а также в более широком понимании философию рыночных отношений в управлении образовательными учреждениями. Маркетинговая деятельность, ведущаяся в рамках образовательной организации, позволяет продвигать поставленные цели и обеспечивать реализацию миссии предприятия. В общем, миссией любой образовательной организации является удовлетворение потребностей в образовательных услугах в зависимости от категории заказчиков.

К основным направлениям развития системы дошкольного образования в Российской Федерации относят [15]:

- доступное и качественное дошкольное образование;

- повышение качественного уровня педагогических кадров и увеличение социального статуса педагогической деятельности;

- государственно-общественный характер управления образованием;

- повышение экономической эффективности дошкольного образования.

В нынешнее время платное образование воспринимается как должное: граждане готовы платить за образование, начиная с дошкольного уровня и на протяжении всех ступеней обучения. В сознании заказчика образовательной услуги имеется образ того, что качество -значит оплата. Родители готовы платить двойную и тройную цену за те критерии, которые, по их мнению, являются приоритетными, например, комфортабельность, удобный график работы, уникальное материально-техническое оснащение, особые условия питания, редкие программы образования, необычные педагогические технологии и пр. Переход на рыночные отношения означает наличие предложения на любой вкус за определенную плату, покупатель имеет право выбрать то, что значимо именно для него.

Проведем разбор основных понятий рынка дошкольного образования и его контрагентов.

Рынок дошкольных услуг входит в категорию рынков, которая характеризуется раздвоением потребителей на покупателей и пользователей. Непосредственные пользователи в области дошкольного обеспечения - это дети в возрасте до 7 лет. Другим субъектом спроса (покупателем) выступают родители (законные представители).

Товарами на рынке дошкольных услуг являются знания и навыки, предлагаемые различными муниципальными, ведомственными, негосударственными дошкольными организациями, а также частными лицами в роли няни, гувернера и т.п. Когда продавец услуги обучает чему-то своего клиента и подкрепляет полученное образование каким-то дипломом, свидетельством, аттестатом, а потребитель вносит плату за обучение или за него это делает государство, называется сделкой [4, с. 123].

Покупателями дошкольных услуг через формирование муниципального социального заказа являются органы местной власти. Федеральным законом РФ № 131-Ф3 Правительство Российской Федерации закрепляет ответственность муниципалитетов за обеспечение населения дошкольными услугами как услугами, входящими в состав вопросов местного значения. Существующая образовательная система не готова к работе с потребителями образовательных услуг как с клиентами. Рост коммерческих предложений в сфере образования становится возможным за счет ослабления государственного регулирования, а также повышения уровня благосостояния населения. Развитие конкуренции на рынке образовательных услуг оказывает влияние на развитие самого образования и экономики страны в целом.

В сегменте рынка ДОУ потребителями выступают личности, которые сегментируются в соответствии с социально-демографическими, эко-

номическими и культурными критериями. Основным нюансом здесь является тот факт, что в ДОУ обращается широкий круг потребителей с различными требованиями, вкусами, приоритетами и проблемами. При этом довольно широк круг лиц, принимающих участие в принятии решения -родителей и других членов семьи, друзей, знакомых и т.п.

Еще одной особенностью, которую хотелось бы отметить, является наличие комплексных родительских ожиданий, с которыми они приходят в образовательное учреждение. Родители оценивают состав образовательных услуг, их качество (родителям важен результат, подтверждение эффективности принятого ими решения), а также доступность (в первую очередь ценовой фактор, а также месторасположение). Однако, например, приводя ребенка в школу танцев, родители хотят, чтобы ребенок не просто научился хорошо двигаться под музыку, а научился наполняться посредством музыки, выражать свои чувства и эмоции посредством танца, развить эстетические представления ребенка о танце как искусстве, развить навыки командообразования и пр.

Заказчики (родители) дошкольных услуг различаются по направленности своей личности в сфере образования. Автор на основании изученной литературы выделяет пять основных социально-психологических категорий потребителей, которые в основе своего выбора имеют определенный мотивационный базис.

Таблица 1

Категории заказчиков дошкольной услуги

Категория заказчиков Приоритетная сфера То, что важно для данной категории Пример дошкольной образовательной услуги

Родители, которые обращаются за получением определенных навыков и умений реализация в сфере обучения и образования ценности достижения конкретных результатов важна реализация ценностей саморазвития, духовного удовлетворения и незначимы активные социальные контакты Английский язык, шахматы, творческие мастерские

Родители, для которых важно обеспечить своему ребенку развитие коммуникационно-го навыка реализация в сфере обучения и образования ценности сохранения индивидуальности в сфере общественной жизни важна реализация ценностей саморазвития, организация активных социальных контактов Группа краткосрочного пребывания

Категория заказчиков Приоритетная сфера То, что важно для данной категории Пример дошкольной образовательной услуги

Родители, для которых важна учебная деятельность сфера обучения и образования сохранение индивидуальности, собственный престиж, саморазвитие, достижения конкретных результатов Подготовка к школе Скорочтение Техника чтения Ментальная арифметика

Родители, для которых важно получение диплома, свидетельства или сертификата сфера общественной жизни Саморазвитие личности ребенка Курсы по программированию Курсы по робототехнике

Родители, для которых важна причастность к определенному статусу сфера обучения и образования сохранение индивидуальности, собственный престиж, активные социальные контакты, высокое материальное положение Клуб «Юная леди» Школа моделей Кулинарные курсы

Таким образом, родители обращаются в ДОУ с различными моти-вационными запросами и вследствие этого можно выделить несколько категорий родителей по схожим критериям. Мотивационную сферу личности составляют три психологических феномена: потребности, установки и эмоции. Они могут быть как осознаваемыми индивидом, так и неосознаваемыми, с чем связана сложность изучения мотиваци-онной сферы.

Предложение дошкольных услуг формируется разнообразными организациями социальной инфраструктуры (различного вида детскими садами, организациями здравоохранения, культуры, дополнительного образования, бытового обслуживания, религиозными организациями) и индивидуальными предпринимателями, выступающими в роли нянь, гувернанток и т.д.

Спрос на образовательную услугу формируется у личности на основе субъективного восприятия и оценки необходимости в данный момент в зависимости от востребованности дошкольной услуги, а также ее доступности, т.е. возможности и реальности получения услуги.

Особенности частных образовательных услуг, которые сопровождают их предоставление:

• плата за обучение и содержание детей;

• техническое и методическое оснащение образовательного процесса,

• высокий квалификационный уровень преподавателей,

• инновационные технологии в обучении,

• малокомплектность классов и групп,

• индивидуальный подход к воспитанникам.

Услуга обладает многими отличительными особенностями, основной из которых является длительность процесса общения покупателя и продавца. Для того, чтобы выделить специфические особенности, проведем сравнительный анализ характеристик услуг в общем и образовательных услуг, в частности.

Таблица 2

Сравнительный анализ услуг в общем и образовательных услуг в частности [Составлена автором]

Критерий Другой вид услуг | Образовательная услуга

Неосязаемость невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения

Неотделимость от источника осуществление возможно только в присутствии производителя

Непостоянство качества качество колеблется в зависимости от производителей, от времени и места их оказания

Несохраняемость невозможно хранить для последующей продажи или использования

Сезонность Не для всех видов услуг Существует спад в летние месяцы, связанные с каникулами и, наоборот, скачок осенью

Невозможность их непосредственного денежного измерения ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство услуг

Относительная длительность оказания Скорость в предоставлении большинства услуг является важнейшим фактором, подталкивая тем самым к оказанию услуг как можно быстрее Период обучения растягивается на длительный период в зависимости от выбранного курса и индивидуальных особенностей ребенка

Отсроченность выявления результативности Результат очевиден в большинстве услуг Результат возможно увидеть только по завершению обучения по итогам определенного вида проверки

Критерий Другой вид услуг Образовательная услуга

Зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных клиентов В большинстве случаев не имеет значения Для родителей большое значение имеет близость месторасположения ДОУ, а также его материально-техническое оснащение

Необходимость лицензирования В большинстве случаев не имеет значения Обязательно при оказании детям образовательных услуг

Относительно молодой возраст потребителей услуг Дети дошкольного и школьного возраста

Относятся к категории общественных благ К общественным благам относятся дороги, здравоохранение, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство, однако это не относится к частным ДОУ

Многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг Практически все услуги имеют коммерческую основу прибыль является косвенным продуктом при достижении более важного социального эффекта

Оказываются в комплексе Только в качестве уникальных торговых предложении компании с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности обучающегося

Таким образом, автор считает, что наиболее значимыми особенностями образовательных услуг является то, что такие услуги несут пользу общественному благосостоянию, создавая круговорот положительного воздействия на общество в целом. Заказчик в лице родителей заинтересован в повышении уровня образования своего ребенка, что позволит в дальнейшем поступить в хорошую школу, а в дальнейшем и в престижный ВУЗ. Предприятия в свою очередь тоже заинтересованы, чтобы к ним приходили сведущие специалисты, а государство заинтересовано в более продвинутой здоровой грамотной нации. На рисунке 1 представлена модель социального эффекта от дошкольных услуг.

В любом случае, конечной целью образовательных услуг является личностные изменения ученика, воспитанника детского сада. Такие изменения могут происходить только при отношениях доверия и сотрудничества с педагогом.

О Повышение духовного потенциала Преобразование ^^^^общества личности обучающегося

(^)создание духовных ценностей

^Образовательная услуга

О

Рис. 1. Модель социального эффекта от образовательных услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению автора, важной особенностью является тот факт, что образовательные услуги оказываются в комплексе с трансформацией личности в целом. То, в зависимости от того, в каком месте и с какими людьми столкнутся дети в своем детстве, невероятно сильно скажется на сознании ребенка и дальнейшем формировании его личности и его судьбы в целом. Каждое ДОУ должен в своей миссии прописывать конечный социальный эффект от осуществления своей деятельности с учетом всех категорий взаимодействия. На рисунке 2 отражены цели ДОУ относительно взаимодействия с каждой контактной группой.

Одной из ступеней успешного функционирования ДОУ является процесс формирования ассортимента, что возможно только при всестороннем изучении конъюнктуры рынка образовательных услуг и утверждении комплекса маркетинга. Ключевым звеном при формировании ассортимента является потребитель, однако стоит уделять внимание влиянию на перспективные потребности социально-экономического развития общества (создание положительного социального эффекта), а также прикладной направленности образовательных услуг.

во взаимоотношениях с воспитанниками

• реализация личностно-ориенгированного подхода к любому дошкольнику, в создании всем определенных условий, которые нужны для единого формирования личности ребенка, развития осведомленностей с обязательным учётом их персональных возможностей и потенциалов, согласно требованиям государства и родителей, через обеспечение воспитания, упрочения и ' формирования физического и психического здоровья

во взаимоотношениях с семьей и конкретно с родителями

инициативное введение их в общую деятельность как равных и одинаково ответственных компаньонов, ощущения постижения значительности и необходимости их присутствия в жизни дошкольника

во взаимоотношениях с обществом

■в увеличении конкурентоспособности детского сада посредством роста качества процесса образования, роста количества дополнительных услуг

Рис, 2. Цели ДОУ относительно различных контактных групп

Схематично этапы можно представить следующим образом: Нужда - Потребность - Запрос - Товар - Сделка - Рынок

Мотивы, которые движут людьми в современном обществе в стремлении повышать собственный образовательный уровень разнообразны. Но основным мотивом является стремление развития личности, поскольку те, кто имеют более высокий образовательный уровень, имеют и более высокие доходы, и уровень жизни, то есть, обладают тем, к чему стремится большинство людей. Нужда в образовании проявляется в осознанном или неосознанном желании обучения. Например, для чего родители хотят обучать ребенка английскому языку -чтобы повысить его шансы на поступление в престижное высшее учебное заведение, а впоследствии и на получение высокооплачиваемой работы, т.к. знание английского необходимый критерий для получения высокой должности в крупных компаниях. В данной ситуации имеется конкретный запрос. Если же, например, родитель приводит ребенка на шахматы, то здесь скорее существует потребность в развитии общих интеллектуальных способностей, не влекущая за собой определенный результат. Таким образом, обучение необходимо либо для общего развития, либо имеется конкретная проблема, ради коррекции которой и обращаются в частные образовательные учреждения.

Следующим этапом является формирование конкретной потребности, т.е. родители объективно понимают недостаток знаний, умений

и навыков своего ребенка в какой-либо области. Например, родитель осознает, что ребенку наступила пора научиться читать, сформировалась конкретная потребность. Данный навык необходим перед поступлением в школу, чтобы ребенок ощущал себя более уверенным на данной ступени школьного обучения.

После осознания потребности, появляется запрос, т.е. это уже потребность, подкрепленная покупательной способностью. Здесь стоит принять во внимание тот факт, что даже если сами образовательные услуги бесплатные, то потребитель все равно несет расходы на питание, проезд к месту учебы, временные затраты на проезд, наличие человека, который бы отводил ребенка на занятие и пр., что является препятствием для удовлетворения существующей потребности.

Таким образом, образовательные услуги непосредственно связаны с развитием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации.

Для того, чтобы повысить эффективность образовательной системы, необходимо понимать конкретный алгоритм управления и непосредственно применять его на практике, что возможно достигнуть с помощью маркетинга в сфере услуг.

Маркетинг образовательных услуг имеет свои особенности только в сфере практического применения, а все основные теоретические выкладки в нем не отличаются от маркетинга на любом рынке товаров или услуг. Основными элементами маркетингового комплекса являются товар, цена, место сбыта и продвижение товара. Но при оказании услуг значимы еще три фактора: сама организация с ее внутренней системой, не видимой потребителю, контактный персонал (видимая часть организации), с которым взаимодействует клиент, и материальная среда, в которой происходит обслуживание. Эти три дополнения, отмеченные в модели услуг П. Эйглие и Е. Леангардом, были окончательно теоретически обоснованы Б. Бумзом и М. Битнером, авторами теории «семи Р» [5].

Комплекс маркетинга обладает большим значением воздействия на образовательный процесс в целом. Учитывая все тонкости оказания именного данного вида услуг, необходимо разработать такой комплекс маркетинга, который бы позволял повысить качество предоставляемых

услуг и оказывал влияние на потребителей образовательных услуг (дети, родители, государство), на образовательные организации, куда идут выпускники дошкольных образовательных организаций для продолжения образования, а также на само ДОУ. Маркетинг направлен на разработку и поддержку реализации политики ДОУ, на планирование, осуществление, контроль и управление воздействием, на взаимодействие дошкольной образовательной организации с внешней средой.

Список литературы

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2013. - 189 с.

2. Бочков Д.В. Маркетинг «в руках» руководителя образовательного учреждения / Д.В. Бочков // Совершенствование системы дополнительного педагогического образования в условиях модернизации российского образования: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции (г. Оренбург, 4-5 ноября 2004 г.). - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2004. -С. 83-85.

3. Бутова Т.Г. Проблемы стратегического планирования на рынке дошкольных услуг / Т.Г. Бутова, Е.Г. Григорьева // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы VIII Всероссийского симпозиума / Отделение общественных наук и Секция экономики РАН, Москва, апрель 2007.

4. Веретенникова В.Б. Структурно-функциональная модель образовательного процесса в современной системе дошкольного образования / В.Б. Веретенникова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. - С. 102-111.

5. Горобец И.А. Факторы повышения качества услуг дошкольного образования / И.А. Горобец, Р.Ю. Горобец, А.Е. Материкина // Тенденции социально-экономического развития регионов: материалы междунар. науч.-практ.конф., 12 мая 2014 г. / отв. ред. Е.В. Агафонова. - Уфа, 2014.

6. Григорьева Е.Г. Дошкольная услуга как объект маркетинговых исследований / Е.Г. Григорьева, В.К. Юрлова // Проблемы практического маркетинга и рекламы в сфере сервиса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 15 марта 2007 года. Вып. 8 / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. Н.АПлатоновой, ГОУВПО «МГУС» .- М.: 2007. - С. 31-38.

7. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Л.М. Денякина. - М: Новая школа, 2011. - 48 с.

8. Каняшина О.А. Управление ДОУ в режиме развития / О.А. Каняши-на // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - № 4. -С. 17-30.

9. Кузнецова С.В. Рынок услуг дошкольных образовательных учреждений / С.В. Кузнецова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - Иваново, 2007. - № 2-3. - С. 38-43.

10. Кузнецова С.В. Теоретико-методологический аспекты развития рынка образовательных услуг / С.В. Кузнецова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Иваново. - 2008. - № 3. - С. 14-21.

11. Материкина А.Е. Концептуальные основы управления качеством услуг дошкольного образовательного учреждения / А.Е. Материкина, Г.А. Си-монян // Современная научная мысль: научный журнал НИИ истории, экономики и права. - М., 2015. - № 4.

12. Материкина А.Е. О роли дошкольного образования / А.Е. Материкина, П.П. Чуваткин // Современная научная мысль: научный журнал НИИ истории, экономики и права. - М., 2015. - № 2.

13. Пронина А.Н. Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением» / А.Н. Пронина. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. - 162 с.

14. Хинкина М.И. Направления развития дошкольной образовательной организации в современных образовательных условиях [Электронный ресурс] / М.И. Хинкина// Молодой ученый. - 2019. - № 37. - С. 125-127. - Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/275/62430/ (дата обращения: 06.04.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.