Научная статья на тему 'Методика оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения'

Методика оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1005
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / QUALITY / ASSESSMENT OF QUALITY OF ACTIVITY OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цымбулова Мария Сергеевна

В рамках развития образовательной системы Российской Федерации проблема создания системы оценки качества деятельности дошкольных образовательных учреждений является одной из главных. В статье рассматривается проблема оценки качества деятельности в дошкольных образовательных учреждениях как организациях, оказывающих услуги, а также предлагается оценка качества с позиции потребителей образовательных услуг, тогда как на данный момент превалируют методики оценки, основанные на таких объектах, как «образовательная среда» и «образовательные результаты детей». На данный момент отсутствует единая методика оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений. В качестве одного из направлений по обозначенной проблеме представлен опыт Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 110» г. Рязани по использованию предложенной методики для оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации в части таких показателей, как «физическая безопасность» и «здоровье ребенка» и соответствующих индикаторов. Результаты анализа показали состоятельность предлагаемых показателей и индикаторов, что позволит дошкольным учреждениям осуществлять внутренний мониторинг, а также определить свои сильные и слабые стороны в направлении оценки деятельности с точки зрения организаций, оказывающих услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цымбулова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF QUALITY EVALUATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS ACTIVITY

As part of the development of the educational system of the Russian Federation, the problem of creating a system of assessing the quality of preschool educational institutions is one of the main. The article deals with the problem of assessing the quality of activities in pre-school educational institutions as organizations that provide services, and also offers an assessment of quality from the perspective of consumers of educational services, while at the moment the methods of evaluation based on such objects as «educational environment» and «educational results of children» prevail. Now, there is no single method of assessing the effectiveness of preschool educational institutions. The experience of the Municipal budget educational institution “Kindergarten №110” of the city of Ryazan on the use of the proposed methodology for assessing the quality of activities of preschool educational organizations in terms of indicators such as “physical safety” and “child health” and related indicators is presented as one of the areas on the identified problem. The results of the analysis showed the consistency of the proposed indicators and indicators, which will allow pre-school institutions to carry out internal monitoring, as well as to determine their strengths and weaknesses in the direction of assessing the activities from the point of view of organizations providing services.

Текст научной работы на тему «Методика оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения»

УДК 372.4

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Цымбулова Мария Сергеевна,

заместитель директора, e-mail: [email protected], ООО «Агроторг», Москва

В рамках развития образовательной системы Российской Федерации проблема создания системы оценки качества деятельности дошкольных образовательных учреждений является одной из главных. В статье рассматривается проблема оценки качества деятельности в дошкольных образовательных учреждениях как организациях, оказывающих услуги, а также предлагается оценка качества с позиции потребителей образовательных услуг, тогда как на данный момент превалируют методики оценки, основанные на таких объектах, как «образовательная среда» и «образовательные результаты детей». На данный момент отсутствует единая методика оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В качестве одного из направлений по обозначенной проблеме представлен опыт Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 110» г. Рязани по использованию предложенной методики для оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации в части таких показателей, как «физическая безопасность» и «здоровьеребенка» и соответствующих индикаторов.

Результаты анализа показали состоятельность предлагаемых показателей и индикаторов, что позволит дошкольным учреждениям осуществлять внутренний мониторинг, а также определить свои сильные и слабые стороны в направлении оценки деятельности с точки зрения организаций, оказывающих услуги.

Ключевые слова: качество, оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения

METHODS OF QUALITY EVALUATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS ACTIVITY

Tsymbulova M.S.,

deputy director, e-mail: [email protected], LLC Agrotorg, Moscow

As part of the development of the educational system of the Russian Federation, the problem of creating a system of assessing the quality ofpreschool educational institutions is one of the main.

The article deals with the problem of assessing the quality of activities in pre-school educational institutions as organizations that provide services, and also offers an assessment of quality from the perspective of consumers of educational services, while at the moment the methods of evaluation based on such objects as «educational environment» and «educational results of children» prevail. Now, there is no single method of assessing the effectiveness of preschool educational institutions.

The experience of the Municipal budget educational institution "Kindergarten №110" of the city of Ryazan on the use of the proposed methodology for assessing the quality of activities ofpreschool educational organizations in terms of indicators such as "physical safety" and "child health" and related indicators is presented as one of the areas on the identified problem.

The results of the analysis showed the consistency of the proposed indicators and indicators, which will allow pre-school institutions to carry out internal monitoring, as well as to determine their strengths and weaknesses in the direction of assessing the activities from the point of view of organizations providing services.

Keywords: quality, assessment of quality of activity of preschool educational institution

DOI 10.21777/2587-554X-2019-2-37-44

Введение

Согласно одной из популярных точек зрения, независимая оценка качества программ является важнейшим средством информирования заинтересованных лиц (особенно семьи ребенка) о возможных их влияниях на развитие ребенка.

Среди множества подходов, определяющих понятие качества дошкольного образования, инструментов и процедур его оценки на уровне дошкольной организации превалируют те, которые сфокусированы на двух объектах оценки качества образовательной деятельности: образовательной среде и образовательных результатах детей.

1. Образовательная среда. Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования Российской Федерации (ФГОС ДО) для обеспечения качественного образовательного процесса в дошкольных организациях и группах должны быть созданы определенные условия развития детей. В разных странах под условиями подразумеваются: предметно-пространственная среда, разные аспекты образовательной деятельности организации, содержание и методы образования, взаимодействие разных субъектов внутри образовательного процесса и т.п. Так, в Российской Федерации в центре внимания находятся психолого-педагогические условия: предметно-пространственная среда и взаимодействие педагогов с детьми. Образовательный процесс и условия его реализации являются составляющими понятия «образовательная среда», которая зачастую выбирается в качестве основного объекта оценки качества дошкольного образования [1, 2].

2. Образовательные результаты детей. Под образовательными результатами понимаются (в разных странах в зависимости от национальных нормативов): знания, умения и навыки детей, динамика детского развития, результаты различной детской активности и т.п. [2, 8].

Сегодня для образовательной системы дошкольной организации основным результатом являются не результаты детского развития, а педагогическое качество - качество условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.

На данный момент все внимание государственных органов в сфере образования приковано к дошкольным образовательным учреждениям именно в разрезе качества образования, их образовательной деятельности. Но, все равно, как уже описывалось раньше, до сих пор, а это уже почти 6 лет - не сформирована единая методика оценки качества образования.

Хочется заострить внимание на дошкольных образовательных учреждениях как на организациях, оказывающих услуги. Всем родителям на этапе дошкольного образования в большей степени важна физическая безопасность и здоровье их детей, нежели само образование, тем более дошкольный уровень образования в РФ является необязательным, а в соответствии с ФГОС ДО теперь педагоги не обязаны учить и развивать детишек, а только способствовать их развитию. То есть все бремя обучения детей, согласно новому законодательству, ложится на плечи родителей [6].

Именно родители, как главные потребители услуг дошкольной образовательной организации (как законные представители своих несовершеннолетних детей) должны принимать непосредственное участие в оценке качества услуг, предоставляемых дошкольным образовательным учреждением. Поэтому хочу предложить методику оценки качества и эффективности деятельности дошкольной образовательной организации именно с позиции учреждения, предоставляющего услуги. Данная методика подходит как для оценки дошкольной организации родителями, так и руководством в целях обеспечения соответствия ожиданиям потребителей [7].

1. Методика оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения

После изучения нормативных документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений, а также после проведения опрос-анкетирования родителей, чьи дети посещают Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 110» г. Рязани, мной предложена следующая методика оценки результативности деятельности дошкольного образовательного учреждения.

В основу методики положено процентное соотношение количества критериев с ответом «полностью соответствует», «частично соответствует», «не соответствует совсем». Критериями оценки выступают требования нормативных документов, а также ожидания потребителей (родителей), так как деятельность любой организации, предлагающей те или иные услуги, направлена именно на потребителей.

Данная система оценки деятельности ориентирована как на ожидания и запросы потребителей, так и на интересы и запросы самой организации.

Целью данной системы оценки является выявление сильных и слабых сторон организации в соответствии с ожиданиями потребителей.

Основными задачами системы оценки результативности деятельности дошкольной образовательной организации являются:

- соблюдение требований законодательства в области образовательной деятельности;

- соблюдение санитарных норм и правил ведения образовательной деятельности, а также осуществления присмотра и ухода за детьми;

- соблюдение требований договоров, заключаемых между дошкольной образовательной организацией и законными представителями детей;

- получение достоверной информации о качестве предоставляемых услуг;

- наблюдение и анализ как отдельных, так и комплексными составляющих деятельности дошкольного образовательного учреждения;

- разработка предложений и мероприятий, призванных устранить причины возникновения выявленных недостатков, повысить уровень удовлетворенности потребителей;

- разработка предупреждающих мероприятий;

- изучение степени удовлетворенности потребителей услуг дошкольных образовательных организаций.

Оценка качества деятельности ДОУ включает несколько этапов:

- выделение показателей качества;

- определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на основе чего будет оцениваться данный показатель;

- формирование шкалы уровней достижения критерия качества и разработка инструментария;

- организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных, представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;

- организация широкого общественного и профессионального обсуждения;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятия управленческих решений [4].

Предлагаемые показатели и критерии оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации представлены в листе оценки качества деятельности, который состоит из четырех частей (таблицы 1-3).

По каждому из критериев предлагается выбрать соответствующий вариант ответа:

1) полностью соответствует;

2) частично соответствует;

3) не соответствует совсем.

В процессе выставления оценок родители могут обращаться с вопросами к воспитателям, руководителям дошкольной образовательной организации, так как некоторые показатели скрыты от их глаз (например критерий номер 14 раздела «Здоровье ребенка»).

Таблица 1 - Лист оценки результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Часть 1

Часть 1. Физическая безопасность

Критерий оценки полностью соответствует частично соответствует не соответствует совсем

1. Круглосуточная охрана 1 •

2. Наличие ограждения по периметру территории, находится в исправном состоянии2 •

3. Домофон на калитках при входе на территорию1 •

4. Калитки закрыты в течение всего рабочего дня во избежание проникновения посторонних лиц на территорию ДОУ, а также самовольного ухода детей с территории1 •

5. Домофон на входных дверях здания1 •

6. Наличие тревожной кнопки1 •

7. Пожарная сигнализация исправна, имеется вся необходимая документация1 •

8. Видеонаблюдение на территории учреждения, а также в помещении1 •

9. Наличие освещения территории, находится в исправном состоянии2 •

10. Асфальтовое покрытие в хорошем состоянии2 •

11. Запасные выходы не закрыты (но опечатаны), не захламлены1 •

12. Ежедневный утренний осмотр территории детского сада1 •

13. Опил деревьев и кустарников, спил травмоопасных деревьев2 •

14. Очистка от снега, посыпка территории песко-соляной смесью, удаление сосулек с крыши, очистка крыши от снега в зимний период •

15. Вся мебель прочная, в хорошем состоянии, надежно закреплена2 •

16. Розетки находятся в недоступных для детей местах •

17. Напольное покрытие не скользкое2 •

18. Светильники на потолке закрытого типа; в спортивном зале - с защитными решетками2 •

19. Оконные ручки находятся все зоны досягаемости для детей •

20. Посуда без сколов и трещин, обрабатывается, моется и хранится согласно санитарным правилам и нормативам2 •

21. Маркировка постельного белья, полотенец для каждого воспитанника2 •

22. В должностных инструкциях работников ДОУ прописан запрет на физическое и психологическое давление •

23. Зоны для уединения детей в помещении и на территории ДОУ хорошо просматриваются воспитателем3 •

Таблица 2 - Лист оценки результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Часть 2

Часть 2. Здоровье детей

Критерий оценки полностью соответствует частично соответствует не соответствует совсем

1. Ежедневный осмотр детей медицинским работником/воспитателем с целью предупреждения попадания заболевшего ребенка в группу 2 •

2. При различных инфекционных заболеваниях в группах объявляется карантин, производятся соответствующие меры дезинфекции1 •

3. Медицинский осмотр детей раз в год •

1 Приказ Федерального агентства по образованию Российской Федерации от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений».

2 Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция «Об образовании в Российской Федерации».

4. С-витаминизация третьих блюд 2 •

5. Вакцинация по национальному календарю прививок (с письменного согласия родителей)4 •

6. Осмотр территории на предмет грибов, колющих и режущих предметов 2 •

7. Инструктаж сотрудников дошкольного учреждения по охране жизни и здоровья детей периодичностью раз в полгода •

8. Памятки, бюллетени вывешиваются в раздевалках группы, в саду •

9. Проводятся тематические собрания для родителей •

10. Текущие влажные (3 раза в день) и генеральные (1 раз в месяц) уборки 2 •

11. Проветривание групп 2 •

12. Кварцевание групп 1 раз в день 2 •

13. Наличие медицинской книжки у всех работников ДОУ5 •

14. При составлении меню используются технологические карты2 •

15. При приемке продуктов питания проверяются сопроводительные документы, проводится органолеп-тическая оценка. Продукты ненадлежащего качества возвращаются поставщику •

16. Соблюдены все правила и нормы хранения продуктов питания, температурный режим, режим влажности, присутствует маркировка на всех продуктах питания 2 •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Перед началом приготовления питания для детей повар проводит органолептическую оценку сырых продуктов •

18. Вся еда подается в обработанном виде (кроме фруктов) 2 •

Затем отдельно подсчитывается количество показателей, получивших ответы 1, 2 и 3, и выражается в процентном соотношении от общего количества показателей.

Также в листе оценки добавлены такие разделы, как «Степень удовлетворенности деятельностью ДОУ», в котором необходимо проставить числовое значение, которое соответствует степени удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ, и «Замечания и предложения по деятельности ДОУ», в котором, в случае низкой оценки предыдущего показателя, можно оставить свои отзывы, замечания и предложения, направленные на повышение качества работы ДОУ.

Таблица 3 - Лист оценки результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Часть 3 и 4

Часть 3. «Степень удовлетворенности деятельностью ДОУ»

Оцените степень своей удовлетворенности деятельностью ДОУ по шкале от 1 до 10, где 1 - совсем не удовлетворен, 10 - полностью удовлетворен

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Часть 4. «Замечания и предложения родителей по деятельности ДОУ»

■ отсутствие видеонаблюдения;

■ отсутствие уличного освещения;

■ ограждения по периметру территории требует ремонта

Данные разделы могут заполняться как при оценке деятельности ДОУ родителями, так и работниками образовательной организации.

2. Апробация модели оценки деятельности образовательного учреждения

Система оценки качества дошкольного образования - это совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку эффективности деятельности ДОУ с учетом запросов участников образова-

4 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

5 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (с изменениями и дополнениями).

тельного процесса. Разработка и апробация системы оценки деятельности образовательного учреждения проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 110» г. Рязань в течение 2018-2019 учебного года [3, 5].

Оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения согласно разработанной ранее методике проводилась в марте месяце.

В оценке принимала участие группа родителей, состоящая из пяти человек. В процессе оценки был заполнен один оценочный лист.

В результате проведенного исследования были получены результаты, представленные в таблице 4.

Таблица 4 - Оценка результатов МБДОУ «Детский сад № 110»

Показатель Полностью соответствует Частично соответствует Не соответствует совсем

кол-во % кол-во % кол-во %

Физическая безопасность 14 60,9 4 17,4 5 21,7

Здоровье детей 12 66,6 6 33,4 - -

1) 14 критериев показателя «Физическая безопасность», что соответствует 60,9 % от общего числа оцениваемых критериев, полностью соответствуют требованиям нормативных документов и ожиданиям родителей;

2) 4 критерия показателя «Физическая безопасность», что соответствует 17,4 % от общего числа оцениваемых критериев, лишь частично соответствуют требованиям нормативных документов и ожиданиям родителей;

3) 5 критериев показателя «Физическая безопасность», что соответствует 21,7 % от общего числа оцениваемых критериев, совсем не соответствуют требованиям нормативных документов и ожиданиям родителей;

4) 12 критериев показателя «Здоровье детей», что соответствует 66,6 % от общего числа оцениваемых критериев, полностью соответствуют требованиям нормативных документов и ожиданиям родителей;

5) 6 критериев показателя «Здоровье детей», что соответствует 33,4 % от общего числа оцениваемых критериев, лишь частично соответствуют требованиям нормативных документов и ожиданиям родителей;

6) не выявлено ни одного критерия показателя «Здоровье детей», который совсем не соответствует требованиям нормативных документов и ожиданиям родителей.

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:

а) по показателю «Физическая безопасность»:

- необходим ремонт ограждения по периметру территории, установка освещения на территории ДОУ, а также камер видеонаблюдения;

- родители хотели бы видеть домофон не только на дверях здания ДОУ, но и на входных калитках, так как на текущий момент на территорию образовательного учреждения может пройти посторонний;

- асфальтовое покрытие на территории ДОУ частично повреждено;

- не все травмоопасные деревья и кустарники спилены;

- как на территории, так и в группах ДОУ имеются места для уединения воспитанников, которые не просматриваются педагогом, необходимо пересмотреть расстановку мебели в группах, а также исправить данную ситуацию и на детских площадках, предназначенных для прогулок;

б) по показателю «Здоровье детей»:

- родители хотели бы, чтобы ежедневный утренний осмотр детей медработником или педагогом перед посещением детского сада проводился тщательнее, так как имеют место быть ситуации, когда заболевшего ребенка приводят в образовательное учреждение;

- медицинский осмотр проводится только для детей, поступающих в детский сад, а также для выпускников образовательного учреждения, логично было бы проводить ежегодный медицинский осмотр для всех групп;

- родителям хотелось бы, чтобы руководство ДОУ проводило больше тематических собраний;

- осмотр территории на предмет колющих, режущих предметов и грибов проводится, но не все дни заполнены в специальном журнале.

Степень удовлетворенности деятельностью муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения родители оценили на 7 баллов из возможных 10, что является хорошим результатом.

Исходя из проанализированных данных можно сделать вывод, что потребители услуг муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 110» вполне довольны качеством предоставляемых услуг. В ходе проведения оценки были выявлены некоторые нарушения, о которых руководство детского сада поставлено в известность.

Заключение

Предлагаемая нами методика оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения основана на требованиях нормативных документов, а также на пожеланиях непосредственных потребителей услуг детского сада, что является ее непосредственным преимуществом, так как в последнее время деятельность образовательных организаций принято оценивать только согласно требованиям нормативных документов. В ней отражены главные показатели, которые на данный момент волнуют родителей больше всего, подобран исчерпывающий перечень критериев, помогающих всесторонне оценить деятельность образовательного учреждения в рамках выбранных показателей.

Создание единой методики оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения призвана обеспечить единство требований к услугам, которые оно оказывает, а также создаст возможность сравнительного анализа деятельности различных дошкольных образовательных учреждений между собой. Наличие единого подхода к пониманию качества деятельности дошкольных образовательных организаций позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования.

Список литературы

1. Белолуцкая А.К. Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт Швеции и Германии [Текст] / А.К. Белолуцкая, Т.Н. Леван, Е.Е. Крашенников-Хайт, И.Б. Шиян // СДО. - 2016. - № 6 (68). - С. 72-78.

2. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74-76.

3. Комарова Е.С. Как оценить работу детского сада [Текст]: пособие для руководителей ДОУ. - 2-е изд. - М., 2016. - 127 с.

4. Лях Ю.А. Разработка и реализация модели лонгитюдного исследования качества дошкольного образования [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 1. - С. 12-20.

5. Нечаев М.П. Контроль и оценка качества деятельности образовательного учреждения. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2017. - 176 с.

6. Платонова Ю. Маркетинг образовательных услуг. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. -120 c.

7. Харченко Л. Научно-методическое обеспечение качества образовательных услуг. - М.: Директ-Ме-диа, 2014. - 366 с.

8. Calder P. Methodological reflections on using the Early Childhood Environment Rating Scale as a measure to make cross-national evaluations of quality // Early Childhood Development and Care. - 1996 (126). -Р. 27-37.

References

1. Belolutskaya A.K. Foreign models of independent assessment of the quality of pre-school education: the experience of Sweden and Germany [Text] / А.К. Belolutskaya, T.N. Levan, E.E. Krashennikov-Khayt, I.B. Shiyan // LMS. - 2016. - № 6 (68). - P. 72-78.

2. Vasilyeva T.S. GEF of a new generation on the requirements for learning outcomes [Text] // Theory and practice of education in the modern world: materials of the IV Intern. scientific conf. (St. Petersburg, January 2014). - SPb.: Zanevskaya Square, 2014. - P. 74-76.

3. KomarovaE.S. How to evaluate the work of the kindergarten [Text]: A guide for heads of pre-school. - 2nd ed. - M., 2016. - 127 p.

4. Lyakh Yu.A. Development and implementation of a model for a longitudinal study of the quality of preschool education [Text] // Yaroslavl Pedagogical Journal. - 2017. - № 1. - with. 12-20.

5. Nechaev M.P. Control and assessment of the quality of the activities of an educational institution. - M.: Center «Pedagogical search», 2017. - 176 p.

6. Platonova Ju. Marketing of educational services. - M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 120 c.

7. Kharchenko L. Scientific and methodological quality assurance of educational services. - M.: Direct Media, 2014. - 366 p.

8. Calder P. Methodological reflections on the cross-national evaluations of quality // Early Childhood Development and Care. - 1996 (126). - R. 27-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.