Психология. Педагогика
УДК 338.46:373
В.А. Егорова, В.З. Григорьева
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на качество образовательных услуг в дошкольных учреждениях. Приводится классификация этих факторов. Особое внимание уделяется выявлению значимых внутренних факторов. Выделены основные направления решения проблем.
Ключевые слова: образовательные услуги, качество образовательных услуг в дошкольных учреждениях.
RESEARCH OF THE FACTORS INFLUENCING QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES
IN PRESCHOOL INSTITUTIONS
Article is devoted to a research of the factors influencing quality of educational services in preschool institutions. Classification of the factors influencing quality of educational services is given. Special attention is paid to identification of significant internal factors. The main directions of the solution of problems are allocated.
Key words: educational services, quality of educational services in preschool institutions.
Основной целью государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества образования, в том числе и дошкольного. Вместе с тем вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему определения его сущности - до настоящего времени не решенной [5].
Анализ научной литературы показывает: проблему управления качеством образования ученые экспериментально изучали на всех уровнях, исключая дошкольное образование.
Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: рассматривается понятие «качество образования»; изучаются факторы, обусловливающие качество образования; рассматриваются разные способы его оценивания; изучаются информационные технологии обеспечения качества образования; рассматриваются вопросы управления качеством образования [4].
Миссией дошкольного учреждения в области качества образования являются помощь семье в воспитании детей, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников, формирование их гражданских и нравственных качеств в условиях глобального образовательного, научного и информационного пространства.
Согласно О. Сафоновой, качество дошкольного образования - это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду. Ка-
чество образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожидания и запросы общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов [1].
Однако воздействующих факторов очень много. Поэтому выделим наиболее важные, в первую очередь внутренние, поддающиеся изменению со стороны педагогического коллектива (содержание образования и способы его освоения); стиль взаимодействия педагога с детьми; общая организация жизнедеятельности дошкольников; кадровые, материальные, программные, финансовые ресурсы; санитарно-гигиенические условия и медико-оздоровительное сопровождение образовательного процесса; психологическое сопровождение образовательного процесса; предметно-развивающая среда; профессиональная компетентность педагогов и руководителей; взаимодействие педагогического коллектива с социальными институтами; согласованность действий дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей; управление дошкольным учреждением [2].
Внешние факторы связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. В той или иной степени они влияют на качество дошкольного образования, но плохо контролируются и регулируются.
Среди них можно выделить: влияние семьи; социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям); конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции); индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические) и др. [2].
Методом экспертных оценок было произведено ранжирование описанных выше факторов в МАДОУ «Центр развития ребенка» г. Благовещенска Амурской области.
Экспертами (А, Б, В, Г, Д) выступили педагоги дошкольного учреждения, которым было необходимо оценить влияние каждого фактора на качество образовательных услуг ДОУ по 10-балльной шкале (1 - не влияет, 10 - влияет максимально сильно). Полученные результаты сведены в таблицу.
Факторы, влияющие на качество образовательных услуг
Фактор Оценки экспертов Средневзвешенная оценка
А Б В Г Д
Внутренние ( )акторы
Содержание образования и способы его освоения 9 10 8 9 7 8,6
Стиль взаимодействия педагога с детьми 10 10 9 10 8 9,4
Общая организация жизнедеятельности дошкольников 8 10 8 9 10 9
Кадровые, материальные, программные, финансовые ресурсы 6 9 5 8 8 7,2
Санитарно-гигиенические условия и медико-оздоровительное сопровождение образовательного процесса 5 4 7 7 6 5,8
Психологическое сопровождение образовательного процесса 10 7 6 10 9 8,4
Предметно-развивающая среда 6 6 9 8 8 7,4
Профессиональная компетентность педагогов и руководителей 10 9 10 8 9 9,2
Взаимодействие педагогического коллектива с социальными институтами 5 4 7 6 8 6
Согласованность действий дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей 9 10 6 6 8 7,8
Управление дошкольным учреждением 9 4 6 3 10 6,4
Внешние факторы
Влияние семьи 10 8 7 9 6 8
Социально-экономические факторы 7 5 6 8 5 6,2
Конкурентные факторы 4 3 6 5 7 5
индивидуальные особенности детей 8 9 7 10 9 8,6
Анализируя полученную таблицу, приходим к выводу, что с точки зрения педагогов ДОУ наиболее значимыми внутренними факторами стали стиль взаимодействия педагога с детьми и профессиональная компетентность педагогов и руководителей - иными словами, качество образовательных услуг, по мнению экспертов, основано главным образом на профессиональных качествах педагогов.
Среди внешних факторов особое внимание стоит обратить на индивидуальные особенности детей и влияние семьи.
Рядом отечественных исследователей обосновано положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых [3].
Немецкие ученые В. Фтенакис, М. Р Текстор и В. Титце для оценки качества дошкольного образования в ДОУ ввели понятие «педагогическое качество», которое включает в себя следующие параметры: благополучие ребенка и возможности его развития в различных сферах (социальная, интеллектуальная и др.), а также возможности поддержки семьи в ее функциях по уходу и воспитанию ребенка [4].
В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение [6].
Основные направления решения проблемы качества образования в ДОУ сводятся к следующему:
1. Обеспечение высокого уровня образовательных программ и их методического обеспечения. Такие программы позволят педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества.
2. Обеспечение профессиональной подготовленности кадрового состава дошкольных организаций к реализации ФГОС ДО.
3. Обогащение предметно-пространственной среды, содержательное наполнение которой предоставит ребенку возможности для саморазвития.
4. Введение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения наравне с оценкой условий педагогического процесса такого компонента как оценка результата. Данная оценка выполняет прогнозирующую, контролирующую и корректирующую функции этапов педагогического процесса.
5. Обеспечение взаимодействия дошкольных организаций со смежными звеньями образовательной системы (реализация социального партнерства). Данное взаимодействие расширит возможности ДОУ в освоении образовательной программы.
6. Создание необходимых условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий [1].
Следует сказать, что на сегодняшний день определены следующие условия процесса совершенствования качества управления дошкольным образованием:
финансирование дошкольных образовательных учреждений. Так, ученые предполагают, что существует прямая зависимость управления качеством образования в дошкольном учреждении от дохода, которое может получить данное учреждение, если оно сможет оперативно выявить социаль-
ные запросы населения и потребность детей и родителей в основных и дополнительных образовательных услугах, спрогнозирует проблемы и наметит пути их решения;
кадровое обеспечение дошкольных образовательных учреждений. Это условие связано с повышением профессиональной компетентности педагогов. В рамках такой работы предполагается совершенствовать процесс подготовки специалистов в высших учебных заведениях, колледжах и училищах, а для уже работающих специалистов - организацию работы по информированию о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается;
повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения. Обобщая сказанное, следует сделать следующие выводы.
Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Следует стремиться к обеспечению современного качества дошкольного образования, которое будет соответствовать потребностям и интересам общества, государства и семьи.
Для осуществления высокого уровня воспитательно-образовательного процесса необходимы: обеспечение образовательными программами, соответствующимип требованиям и уровню развития общества;
профессиональная подготовка кадрового состава дошкольной организации; обогащение предметно-развивающей среды;
введение в дошкольный образовательный процесс такого компонента как оценка результатов; взаимодействие дошкольных организаций с социальными партнерами;
создание условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов;
повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения. Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс, результат деятельности всего педагогического коллектива.
1. Аралова, М.А. Успешное управление // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - № 8. - С. 12-16.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
3. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Часть 1. - Ростов-н/Д.: Изд-во «Учитель», 2012. - 128 с.
4. Мухина, Т.С. Управление ДОУ в статусе «Центр развития ребенка» // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 4. - С. 10-16.
5. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием. - М.: Академия, 2012. - 432 с.
6. Стеркина, Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. -М.: ACT, 2015. - 430 с.