Научная статья на тему 'УТОЧНЕНИЕ К БИОГРАФИИ ДМИТРИЯ ТИМОФЕЕВИЧА БУЦИНСКОГО'

УТОЧНЕНИЕ К БИОГРАФИИ ДМИТРИЯ ТИМОФЕЕВИЧА БУЦИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / БЕЛГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баушов Руслан Борисович

Целью статьи является уточнение биографических данных одного из известных революционеров-народников Дмитрия Тимофеевича Буцинского, а именно места его обучения после окончания Курского духовного училища. В процессе исследования изучалась и сравнивалась история Курской и Белгородской духовных семинарий, так как неясность в биографических данных не позволяла сказать с точностью, в какой из них обучался Дмитрий Тимофеевич после окончания Курского духовного училища и до поступления в Харьковский университет. Анализируя энциклопедические данные, можно сказать, что подобного уточнения не производилось, так как энциклопедические данные, ссылаясь на одни и те же библиографические источники, дают разную информацию по поднятому вопросу. В процессе исследования удалось уточнить учебное заведение, в котором Дмитрий Тимофеевич обучался после окончания Курского духовного училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATE TO THE BIOGRAPHY OF DMITRY TIMOFEEVICH BUTSINSKY

The purpose of the article is to clarify the biography of one of the famous revolutionary populists Dmitry Timofeevich Butsinsky. The place of his studies after graduating from the Kursk Theological College is studied. The history of the Kursk and Belgorod theological seminaries are studied and compared. The lack of biographical data does not allow to say which of them D.T. Butsinsky studied at after graduating from the Kursk Theological College and before entering Kharkov University. As a result, the author draws a conclusion that there were no such clarification before. The reference sources give different information about the issue, but after a deep analysis, the author can confidently name the D.T. Butsinsky’s place of study after his graduating from the Kursk Theological College.

Текст научной работы на тему «УТОЧНЕНИЕ К БИОГРАФИИ ДМИТРИЯ ТИМОФЕЕВИЧА БУЦИНСКОГО»

УДК 343.917(092)

БАУШОВ Руслан Борисович, аспирант, кафедра истории, политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Россия, Орёл), e-mail: bpds-ozo@yandex.ru, AuthorID: 1103527

DOI:10.22394/2225-8272-2022-11 -3-78-84

BAUSHOV R.B., Postgraduate student, Department of History, Political Science and Public Policy, Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: bpds-ozo@yandex.ru, AuthorID:1103527

УТОЧНЕНИЕ К БИОГРАФИИ ДМИТРИЯ ТИМОФЕЕВИЧА БУЦИНСКОГО UPDATE TO THE BIOGRAPHY OF DMITRY TIMOFEEVICH BUTSINSKY

Аннотация. Целью статьи является уточнение биографических данных одного из известных революционеров-народников Дмитрия Тимофеевича Буцинского, а именно места его обучения после окончания Курского духовного училища. В процессе исследования изучалась и сравнивалась история Курской и Белгородской духовных семинарий, так как неясность в биографических данных не позволяла сказать с точностью, в какой из них обучался Дмитрий Тимофеевич после окончания Курского духовного училища и до поступления в Харьковский университет. Анализируя энциклопедические данные, можно сказать, что подобного уточнения не производилось, так как энциклопедические данные, ссылаясь на одни и те же библиографические источники, дают разную информацию по поднятому вопросу. В процессе исследования удалось уточнить учебное заведение, в котором Дмитрий Тимофеевич обучался после окончания Курского духовного училища.

Ключевые слова: духовное образование, Курская духовная семинария, Белгородская духовная семинария.

Abstract. The purpose of the article is to clarify the biography of one of the famous revolutionary populists Dmitry Timofeevich Butsinsky. The place of his studies after graduating from the Kursk Theological College is studied. The history of the Kursk and Belgorod theological seminaries are studied and compared. The lack of biographical data does not allow to say which of them D.T. Butsinsky studied at after graduating from the Kursk Theological College and before entering Kharkov University.

As a result, the author draws a conclusion that there were no such clarification before. The reference sources give different information about the issue, but after a deep analysis, the author can confidently name the D.T. Butsinsky's place of study after his graduating from the Kursk Theological College.

Keywords: spiritual education, Kursk Theological Seminary, Belgorod Theological Seminary.

ВВЕДЕНИЕ

Дмитрий Тимофеевич Буцинский родился в семье священнослужителя, окончил Курское духовное училище, а затем духовную семинарию и априори должен был доказывать своим поведением и воззрениями на жизнь полное соответствие христианской нравственности. Но его жизненный путь показывает иную направленность. Сразу после окончания семинарии он поступает в Харьковский университет, где становится организатором и лидером молодёжного революционного кружка, который в своих методах борьбы не исключал и террор. К примеру, основываясь на современной статистике, около 62 % россиян ассоциируют себя с православными, поэтому актуальным для настоящего времени является процесс становления взглядов молодого человека, который воспитывался в христианской среде, но не впитал в себя основных христианских ценностей. С этой позиции необходимо действительно немного уточнить информацию о месте его обучения, поскольку биографические данные разнятся. Местом обучения указывается как Курская, так и Белгородская духовная семинария. Для уточнения этого вопроса логично обратиться к истории возникновения и становления Курской и Белгородской духовных семинарий, сравнить их пути развития, обратиться к документальным материалам семинарий для уяснения вопроса обучения Дмитрия Тимофеевича после окончания Курского духовного училища. Интересен факт, что одним из членов землячества, а затем и «Кружка Буцинского» был однокашник Дмитрия Тимофеевича по семинарии Александр Преображенский, который также происходил из семьи священнослужителя, что не может не наводить на мысль о том, что революционные идеи зарождались в умах молодых людей уже при обучении в семинарии.

Очевидно, что даже воспитание в семье представителя духовенства не могло повлиять на молодых людей в строго христианском ключе.

При анализе энциклопедических данных становится очевидным, что при описании биографии Дмитрия Тимофеевича Буцинского составители опираются на воспоминания Михаила Радионовича Попова, опубликованные в журнале «Каторга и ссылка» в начале XX века. М. Р. Попов имел тесное общение с Д. Т. Буцинским особенно в последние годы его активной деятельности на свободе. Но, к удивлению, энциклопедии и словари дают разные сведения касательно обучения Дмитрия Тимофеевича в семинарии.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Дмитрий Тимофеевич Буцинский является одним из известных выпускников Белгородской духовной семинарии. Родился он 9 января 1855 года в селе Гнездиловка Фа-тежского уезда Курской губернии в семье священнослужителя. Учился в Курском духовном училище, затем в Белгородской духовной семинарии. После семинарии поступил на медицинский факультет в Харьковский университет, из которого был исключен в 1878 году.

Обучаясь в университете, Буцинский сначала увлекался науками, но, перейдя на второй курс, стал вести более политизированный образ жизни, учёбе уделял меньше времени, поэтому на втором курсе университета обучался два года [8, С. 127]. Сам Дмитрий Тимофеевич утверждал, что среди семинаристов составлялось мнение о студентах как об идеалах честности, благородства, гуманности. Будучи теперь членом студенческой среды, Буцинский в некоторых взглядах на студенчество разочаровался, но всё же считал студенчество перспективным и с прогрессив-

ными взглядами [8, C. 126]. В 1877 году он организовал кружок революционной молодёжи Харькова, который так и назывался «Кружок Буцинского». Изначально кружок состоял из земляков и ставил перед собой целью помочь соотечественникам, оказавшимся вдали от малой родины. Члены кружка проводили заседания, старались держаться вместе, имели кассу взаимопомощи. Со временем деятельность кружка стала выходить за рамки помощи землякам, темы собраний всё более приобретали политическую окраску. Впоследствии курское землячество объединилось с полтавским, так был образован «Кружок Буцинского», который имел уже политическую направленность [9, C. 85]. Члены кружка занимались не только распространением пропагандистской и агитационной литературы, но и участвовали в организации покушения на харьковского губернатора Кропоткина в 1879 году [8, С. 878].

Будучи по взглядам своим народовольцем, Буцинский переехал в Киев и примкнул к революционной организации «Народная воля». В 1880 году он был арестован и приговорён Киевским окружным судом к 20 годам каторжных работ. Сменив несколько мест заключения, Буцинский в 1884 году был переведён в Шлиссельбургскую крепость. В этом месте ссылки он пробыл семь лет, лишился рассудка и умер 16 июля 1891 года от отёка лёгких в возрасте 36 лет.

При анализе биографических данных Дмитрия Тимофеевича обнаружились разночтения по поводу места его обучения после окончания Курского духовного училища. Одни источники указывают на то, что Буцинский после окончания Курского духовного училища обучался в Белгородской духовной семинарии и впоследствии на медицинском факультете Харьковского университета [2, С. 484]. Другие

говорят о том, что он окончил Курскую духовную семинарию. Так, по данным списков студентов и посторонних слушателей лекций Харьковского университета за 1875— 1876 годы, Дмитрий Буцинский обучался на 1-м курсе медицинского факультета (поступил 11 сентября 1875 года), прежнее место обучения указано как Курская духовная семинария [9, С. 48]. Эта же информация присутствует и в двух других списках, где Буцинский числился среди студентов 2-го курса, на котором он учился в течение двух лет. В списках 18791880 годов Буцинского уже нет. М. Р. Попов в своей статье «К биографии Буцинского» объясняет это тем, что Дмитрий Тимофеевич был отчислен в 1878 году за участие в беспорядках [7, С. 233-237]. Третьи источники не упоминают об обучении в духовной семинарии [1, С. 1].

Остаётся неясным вопрос, в какой именно семинарии обучался Д. Т. Буцинский и обучался ли вообще, ведь источники разнятся и говорят, что обучался в Белгородской духовной семинарии или в Курской духовной семинарии, или вообще молчат об обучении в какой-либо семинарии.

Для прояснения этого вопроса обратимся к истории Белгородской и Курской духовных семинарий. Их история неразрывно связана с делением церкви на епархии и развитием духовного образования.

В 1667 году на Большом Московском соборе было принято решение об открытии Белгородской кафедры, которую возвели в ранг митрополии. Новая митрополия была довольно обширна и располагалась на территории современной Белгородской, Курской, Харьковской, Сумской областей. Первым её архиереем стал митрополит Феодосий, при его преемнике - митрополите Мисаиле - на Белгород-чине стали появляться первые школы. С

устранением патриаршества при императоре Петре I изменился и статус Белгородской митрополии, она стала именоваться Белгородско-Обоянской епархией. Первым архиереем в новом статусе стал епископ Епифа-ний (Тихорский), который сразу озаботился созданием в Белгороде епархиальной духовной школы. «...Следуя постановлению Духовного Регламента от 25 января 1721 года и Указа Петра I от 19 января 1721 года, он открыл в Белгороде при архиерейском доме вместо «цифирной школы» новое учебное заведение славяно - российскую школу. для обучения детей духовного чину.» [3, С. 50]. Эта школа активно развивалась и могла перерасти в семинарию, но была переведена в Харьков, так как он считался более важным пунктом в военно-стратегическом плане. Новое учебное заведение стало называться Харьковским коллегиумом, а Белгородская школа так и осталась в статусе школы при архиерейском доме.

1 марта 1727 года Белгород получил статус губернского города. Несмотря на это, последующие архиереи особое внимание уделяли развитию Харьковского коллегиума. Своеобразная реформа духовных школ произошла при архиепископе Петре (Смеличе) в 1737 году. Все духовные школы епархии получили название семинарий, а школа при архиерейском доме - гимназии, в ней готовились кадры для Харьковского коллегиума. Потребность в духовном образовании будущего духовенства ощущали все архиереи, занимавшие Белгородско-Обоянскую кафедру, и старались развивать духовные школы. В 1765 году на территории епархии произошли серьёзные административно-территориальные преобразования. Харьков получил статус губернского города, что вызвало определённые недоразумения при распределении вы-

пускников Харьковского коллегиума. Теперь Белгородскому архиерею приходилось взаимодействовать с двумя губернскими властями. Императрица Екатерина II своим специальным указом вводит в учебный план Харьковского коллегиума светские предметы, и он перестаёт быть сугубо духовным заведением, хотя находится в ведении Белгородской епархии.

Содержание Харьковского коллегиума и духовных школ тяжким бременем ложилось на плечи духовенства. Все церкви и монастыри в то пору должны были содержать Харьковский коллегиум, а если в губернском или уездном городе находилась духовная школа, то и её. В связи с этим стали закрываться духовные школы в Старом Осколе, Курске, Белгороде. Духовенство Белгородской губернии вынуждено было отправлять детей на обучение в школу Харькова. Такое неудобное положение вынудило епископа Аггея (Колосовского) открыть Малую семинарию на месте прежде существовавшей славяно-латинской школы. В ней предусматривался сокращённый курс семинарского обучения.

Роль и значение Белгорода менялись с течением времени. «.С присоединением к России Крыма в XVIII веке Белгород постепенно утрачивает свое военно-стратегическое значение. Границы империи расширяются далее на юго-запад и Белгород теряет роль пограничной крепости. В 1779 году губернским городом стал Курск, а Белгород стал уездным городом Курской губернии.» [3, С. 114]. Не сразу произошла трансформация Белгородской епархии, церковные процессы происходили намного инертнее. В 1787 году Белгородская епархия расширила свои границы, а правящий иерарх стал называться Белгородским и Курским. Первым и единственным архиереем с таким титулом стал архиепископ

Феоктист (Мочульский). Его заботами с 1790 года Малая семинария в Белгороде начала работать по полной программе и стала полноценной Белгородской семинарией.

В 1799 году также произошло ещё два важных административно-территориальных события: Харьковская епархия была выделена из состава Белгородской епархии и получила независимое управление, а Курск получил статус кафедрального города. Это было вполне логичным событием. История Церкви буквально с первых веков ее существования показывает, что важные в административном плане города зачастую становились и крупными церковными центрами. Например, желая придать особое значение Константинопольскому патриархату, в 381 году на втором Вселенском соборе Константинопольская церковь была поставлена на второе место в диптихе православных церквей, так как Константинополь был «городом царя и Синклита».

Белгородский архиерей стал в дальнейшем именоваться Курским и Белгородским. Несмотря на это, перенести все епархиальные учреждения в губернский город оказалось невозможным - этот процесс растянулся во времени. Для учебных корпусов семинарии в Белгороде в 1801 году было отстроено и облагорожено новое каменное двухэтажное здание. Сложилась парадоксальная ситуация, когда кафедральным городом считался Курск, а архиерейские покои, епархиальные учреждения, семинария находились в Белгороде. Архиепископ Феоктист (Мочульский) вынужден был объясняться с Синодом и пояснять трудности переезда всех епархиальных подразделений в Курск. Для переезда находилась целая масса препятствий. В Курске не было здания, подходящего для размещения архиерея со свитой, хором, иподиаконами. Даже в местном монастыре не нашлось необходимого

количества помещений. Своим указом от 15 июля 1805 года Святейший синод разрешил архиерейской кафедре, консистории и семинарии находиться в Белгороде до особого распоряжения. Но поскольку механизм перевода епархиальной кафедры из Белгорода в Курск был запущен, то все епархиальные учреждения, а также семинария находились в Белгороде, но именовались курскими.

Преобразования духовных учебных заведений 1808-1814 годов коснулись и Курско-Белгородской епархии, но были реализованы к 1817-1819 годам. Согласно этим реформам духовные учебные заведения теперь представляли четырёхступенчатую систему: приходские училища, уездные училища, семинарии, академии. К этим реформам после всех административно-территориальных делений Курская и Белгородская епархия подошла с одной семинарией в Белгороде, четырьмя уездными и девятью приходскими училищами.

Потребность в расширении семинарии была очевидна, численность некоторых классов составляла по 75 человек, в здании семинарии проводило занятия и Белгородское духовное училище. В семинарии обучалось до 700-800 человек. При епископе Владимире (Ужинском) происходит постройка ещё одного здания для семинарии, что только отчасти снимает проблему. В итоге «...семинария в Белгороде располагалась в двух небольших каменных корпусах напротив Свято-Троицкого мужского монастыря. В одном из них размещались учебные кабинеты, в другом - семинарское правление, библиотека, жилые комнаты для наставников и учеников. В шести флигелях находилась квартира инспектора, жилые комнаты воспитанников, столовая и кухня, больница с аптекой и отдельной кухней, две классные комнаты. Всего для учеников было выделено 26 комнат, но этого было не-

достаточно, многие учащиеся проживали в квартирах в разных частях города.» [3, С. 138].

В 1833 году архиепископу Илиодо-ру (Чистякову) было предписано указом Священного Синода, безотлагательно начать переезд в Курск. Неимение собственного здания было основной причиной, по которой архиерейская кафедра не переезжала в кафедральный город на протяжении почти 30 лет. На эту озабоченность откликнулись купцы и мещане Курска, которые построили двухэтажное каменное здание для духовной консистории и попечительства бедных духовного звания. В этом же году епархиальные учреждения со своим штатом переселились в Курск. С переездом семинарии дела обстояли сложнее по той же причине - в Курске не имелось необходимых зданий и помещений.

В 1879 году епископ Курский и Белгородский Сергий (Ляпидевский) поднял вопрос о перемещении семинарии из Белгорода в Курск. Этот вопрос бурно обсуждался, нашлись как сторонники переноса семинарии, так и противники этого. В Курске было построено новое здание семинарии и общежитие, а при следующем архиерее - Ефреме (Рязанове) - в 1882 году семинария в полном составе была переведена в город Курск. Освободившееся здание в Белгороде использовали под духовное училище. С этого времени Курская семинария не только называлась Курской по наименованию кафедры, но и территориально находилась в Курске.

Таким образом, Белгородская и Курская семинарии представляют собой одну и ту же духовную школу Курско-Белгородской епархии, которая определённый период своего существования - более 80 лет - находилась в Белгороде, но именовалась Курской.

Следующий интересующий вопрос: обу-

чался ли Дмитрий Тимофеевич Буцинский в духовной семинарии? Дело в том, что в списках выпускников Курской духовной семинарии Буцинский Дмитрий не числится в качестве студента. Присвоение звания студента, которого удостаивались лучшие ученики, давало возможность дальнейшего поступления в духовные академии. Согласно перечню учеников Курской духовной семинарии, составленному после проведения испытаний выпускных и переводных, за 1875 год Дмитрию Буцинскому присвоен 2-й разряд второго среднего отделения [4, С. 666]. Присвоенный разряд говорит о посредственных способностях Буцинского или же повествует о нём, как о не особо прилежном ученике, который мог бы учиться лучше. По всей видимости, более справедливо второе утверждение: вероятно, предметы семинарского курса не особо интересовали Дмитрия Тимофеевича, так как о его умственных способностях довольно лестно отзывался начальник Харьковского жандармского управления Дмитрий Михайлович Ковалинский, считая, что Буцинский обладает отличными умственными способностями, научным образованием и энергией [7, С. 93]. Тем не менее, упоминание о Буцинском среди учеников, окончивших Курскую духовную семинарию, говорит о том, что после окончания Курского духовного училища он всё же обучался в Курской духовной семинарии и окончил её, пусть даже и не среди лучших учеников. Стоит подчеркнуть, что вместе с Дмитрием Тимофеевичем в Курской духовной семинарии учился Александр Преображенский. Он также происходил из семьи священнослужителя Курской губернии и являлся одним из организаторов «Кружка Буцинского», был другом и соратником Дмитрия Тимофеевича, подвергся осуждению на каторгу. Отдельного рассмотрения требует вопрос погружения в среду Курской

духовной семинарии середины и конца XIX века с целью понимания процессов, приведших к происхождению из её среды не богобоязненных священнослужителей, а ярких революционеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя исследование, можно отметить, что Белгородская и Курская семинарии имеют общие корни, а на момент обучения Буцинского представляли одну и ту же духовную школу, которая территориально находилась в Белгороде, но именовалась Курской по кафедральному городу Курско-Белгородской епархии. Разночтения в биографии Дмитрия Тимофеевича Буцинского на самом деле кажущиеся, но во избежание путаницы должно считаться с официальными документами, которые называют семинарию периода обучения Буцинского Курской духовной семинарией.

Интересно отметить, что в этот период вместе с Дмитрием Тимофеевичем Буцинским в семинарии учился его четвероюродный брат - впоследствии профессор Харьковского университета Пётр Никитич Буцинский, но в его биографии таких разночтений не найдено, есть однозначные указания на обучение в Курской духовной семинарии.

Библиография / References:

1. Большая Биографическая энциклопедия // [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/147 14/Буцинский (дата обращения: 10.05.2022.).

2. Деятели революционного движения в России: Биобиблиографический словарь: От предшественников декабристов до падения царизма / Под ред. Вл. Виленского-Сибирякова, Феликса Кона, А.А. Шилова [и др.]; Всесоюзное общество политических ка-

торжан и ссыльно-поселенцев. - Т. 3. Вып.1. -М.: Всесоюзное ощество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1933. - 690 с.

3. Кобец Олег протоиерей, Крупенков А.Н., Крупенков Н.Ф. История Белгородской Епархии. - Белгород: Белгородская областная типография, 2006. - 400 с.

4. Курские Епархиальные Ведомости. -1875. - № 14. - С. 664-669.

5. Ливцов В.А. История формирования духовных начал в образовательной системе России в XVIII веке // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. - № 6 (35).

- С. 57-60.

6. Ливцов В.А. Механизм государственного влияния на Русскую Православную церковь и Всемирный Совет церквей в середине XX столетия // Общество и человек. - 2013. -№ 2(5). - С. 61-66.

7. Попов М.Р. К биографии Буцинского. Каторга и ссылка. - 1923. - №5. - С. 233-237.

8. Революционное народничество 70-х годов XIX века (1876-1882гг.). - Т. 2. / Под ред. С.С. Волка. - М.: Наука. - 1965. - 472 с.

9. Седов М.Г. Героический период революционного народничества. - М.: Мысль. -1966. - 365с.

10. Советская историческая энциклопедия.

- Т. 2. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1962. -1023 с.

11. Список студентов и посторонних слушателей лекций Императорского Харьковского университета на 1875-1876 академический год. - М.: Университетская типография, 1875.

- 48 с.

1. Bol'shaya Biograficheskaya entsiklopediya [Big Biographical Encyclopedia] // [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/147 14/Butsinskiy (Data obrashcheniya: 10.05.2022g.). (In Russ.).

2. Deyateli revolyutsionnogo dvizheniya v Rossii: Biobibliograficheskiy slovar': Ot pred-shestvennikov dekabristov do padeniya tsarizma [Figures of the revolutionary movement in Russia: Bio-bibliographic dictionary: From the predecessors of the Decembrists to the fall of tsarism] / Pod red. Vl. Vilenskogo-Sibiryakova, Feliksa Ko-na, A.A. Shilova [i dr.]; Vsesoyuznoye ob-shchestvo politicheskikh katorzhan i ssyl'no-poselentsev. - T. 3. Vyp.1. - M.: Vsesoyuznoye oshchestvo politicheskikh katorzhan i ssyl'no-poselentsev, 1933. - 690s. (In Russ.).

3. Kobets Oleg protoiyerey, Krupenkov A.N., Krupenkov N.F. (2006) Istoriya Belgorodskoy Yeparkhii [History of the Belgorod Diocese]. -Belgorod: Belgorodskaya oblastnaya tipografiya. - 400s. (In Russ.).

4. Kurskiye Yeparkhial'nyye Vedomosti [Kursk Diocesan Vedomosti]. - 1875. - № 14. - S. 664669. (In Russ.).

5. Livtsov V.A. (2013) Istoriya formirovaniya dukhovnykh nachal v obrazovatel'noy sisteme Rossii v XVIII veke [The history of the formation of spiritual principles in the educational system of Russia in the XVIII century] // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novyye gumanitarnyye issledovaniya. - № 6 (35). - S. 57-60. (In Russ.).

6. Livtsov V.A. (2013) Mekhanizm gosudar-stvennogo vliyaniya na Russkuyu Pravoslavnuyu tserkov' i Vsemirnyy Sovet tserkvey v seredine XX stoletiya [The Mechanism of State Influence on the Russian Orthodox Church and the World Council of Churches in the Middle of the 20th Century] // Obshchestvo i chelovek. - № 2(5). -S. 61-66. (In Russ.).

7. Popov M.R. (1923) K biografii Butsinskogo. Katorga i ssylka [To the biography of Butsinsky.

Hard labor and exile]. - №5. - S. 233-237. (In Russ.).

8. Revolyutsionnoye narodnichestvo 70-kh godov XIX veka (1876-1882gg.) [Revolutionary populism in the 70s of the XIX century (18761882)]. - T. 2. / Pod red. S.S.Volka. - M.: Nauka. - 1965. - 472s. (In Russ.).

9. Sedov M.G. (1966) Geroicheskiy period revolyutsionnogo narodnichestva [The heroic period of revolutionary pop]. - M.: Mysl'. - 365s. (In Russ.).

10. Sovetskaya istoricheskaya entsiklopediya [Soviet Historical Encyclopedia]. - T.2. - M.: Gosudarstvennoye nauchnoye izdatel'stvo «So-vetskaya entsiklopediya», 1962. - 1023s. (In Russ.).

11. Spisok studentov i postoronnikh slushate-ley lektsiy Imperatorskogo Khar'kovskogo universiteta na 1875-1876 akademicheskiy god [List of students and outside listeners of lectures of the Imperial Kharkov University for 1875-1876 academic year]. - M.: Universitetskaya tipografiya, 1875. - 48s. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.