Научная статья на тему 'Утерянная государственность Азербайджана в зеркале историографии: дискуссия об оккупации республики'

Утерянная государственность Азербайджана в зеркале историографии: дискуссия об оккупации республики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
837
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / СОВЕТИЗАЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА В ЗАПАДНОМ АЗЕРБАЙДЖАНОВЕДЕНИИ / ОККУПАЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА В ПУБЛИКАЦИЯХ ЭМИГРАНТОВ / БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ОККУПАЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ / АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ДИСКУРС ОБ АПРЕЛЕ 1920 ГОДА / ВЗГЛЯД НА СОВЕТСКУЮ ОККУПАЦИЮ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ / АПРЕЛЬСКАЯ ОККУПАЦИЯ В УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ ПОСТСОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасымов Заур

Статья освещает основные тенденции в западном азербайджановедении в отношении современной истории страны, работ азербайджанских эмигрантов в Европе, а также публикаций "красной" историографии в период советской оккупации. Однако основная задача статьи — анализ внутриазербайджанского дискурса, начавшегося в конце 1980-х годов, о факте советской оккупации республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Утерянная государственность Азербайджана в зеркале историографии: дискуссия об оккупации республики»

Заур ГАСЫМОВ

Магистр, докторант Германского института Центральной и Восточной Европы, Католический университет Айхштетт-Ингольштадт

(Айхштетт, Германия).

УТЕРЯННАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИОГРАФИИ: ДИСКУССИЯ ОБ ОККУПАЦИИ РЕСПУБЛИКИ

Резюме

Статья освещает основные тенденции в западном азербайджано-ведении в отношении современной истории страны, работ азербайджанских эмигрантов в Европе, а также публикаций «красной» историогра-

фии в период советской оккупации. Однако основная задача статьи — анализ внутриазербайджанского дискурса, начавшегося в конце 1980-х годов, о факте советской оккупации республики.

В в е д е н и е

В политической истории народов есть события, которые продолжительное время остаются предметом широких дискуссий. В XX столетии Азербайджан разделил судьбу своих кавказских соседей, прибалтийских государств и Западной Украины. В 1920 году страну оккупировала большевистская Россия. Факт оккупации (28 апреля) получил диаметрально противоположные оценки местных коммунистов, азербайджанских эмигрантов, западных ученых, активистов национально-освободительного движения и советских

историков. Так, западные историки и азербайджанские интеллектуалы, жившие в Европе, называли «азербайджанский апрель» оккупацией, а советская историография писала о провозглашении советской власти в Азербайджане и победе прогрессивных сил. В 1991 году республика восстановила свою независимость, благодаря чему появилась возможность рассуждать и дискутировать о собственном прошлом вне советско-коммунистической идеологии. Результатом интеллектуального дискурса об апреле 1920 года стал своего рода консенсус: сегодня абсолютное большинство азербайджанских историков, публицистов и представителей политической элиты занимает общую позицию при оценке факта вторжения 11-й Красной Армии в Азербайджан (27—28 апреля 1920 г.), трактуя его как иностранную оккупацию Азербайджана.

Советизация Азербайджана в Западном азербайджановедении

Азербайджанцы, с 1828-го1 по 1918 год жившие в условиях периферийной колонии России, провозгласили национальную республику вместе с другими кавказскими народами в мае 1918 года. Но уже 28 апреля 1920-го Красная Армия большевиков захватила столицу Азербайджана город Баку, что означало начало советского оккупационного режима, просуществовавшего вплоть до распада СССР в 1991 году. Советизация республики сопровождалась массовыми репрессиями членов некоммунистических партий, представителей правительства и интеллигенции.

Национальная интеллигенция, в том числе философы и писатели, были вынуждены покинуть страну. Многих выдающихся азербайджанских поэтов (Гусейн Джавид, Мика-ил Мушфиг и др.) новая власть физически ликвидировала. Решив проблему с «националистически настроенными» интеллектуалами, коммунистическое руководство приступило к созданию социальных наук «нового типа». В Советском Азербайджане история и историография развивались в рамках коммунистической идеологии, находясь под постоянным контролем ЦК КПСС, ЦК КП Азербайджана, Института истории Академии наук СССР и других учреждений.

Факт оккупации Азербайджанской Республики Красной Армией в 1920 году подтверждают такие историки США, как Одри Альтштатт и Тадеуш Светоховский2, а также другие ученые Запада. Их труды по современной истории Азербайджана написаны на основе архивных исследований, проведенных этими авторами в АзССР. Своими публикациями Светоховский и Альтштатт бросили вызов советскому азербайджановедению, а публикации Рональда Григора Суни о Бакинской коммуне 1917—1918 годов и Тадеуша Светоховского об истории партии «Гуммет» превратились в мишень яростной контрпропаганды советских историков. «Предотвращая попытки империалистического Запада разрушить дружбу между советскими народами» и «распространять лживый взгляд на историю», Институт истории Академии наук АзербССР в 1987 году издал коллективный труд, «разоблачающий» западных авторов3.

1 В 1828 году Российская империя и Персия подписали так называемый «Туркманчайский договор», разделивший Азербайджан вдоль реки Аракс (Араз). «Северную» часть Азербайджана аннексировала Россия, а «южная» была инкорпорирована в Персию.

2 См.: Swietochowski T. Russian Azerbaijan, 1905—1920. The Shaping of National Identity in a Muslim Community. Cambridge University Press, 1985; Altstadt A. The Azerbaijani Turks. Power and Identity under Russian Rule. Stanford, 1992; Swietochowski T. Azerbejdzan. Warsaw, 2006.

3 См.: Mexmuee P. Советский Азербайджан: мифы и реальность. Баку, 1987.

Многочисленные восстания против коммунистической власти, вспыхивавшие в разных частях республики (Гянджа4, Загатала, Карабах и т.д.), подтверждают факт ее оккупации. О. Альтштатт пишет, что «консолидация власти большевиков на всей территории Азербайджана была сложной задачей, так как, согласно результатам голосования в 1918—1919 годах, большевики не располагали поддержкой вне города Баку. Коммунистическая власть была установлена военной силой»5. В своей книге об истории Грузии, эксперт по Кавказу Дэвид Маршалл Ланг отмечает, что «27—28 апреля 1920 года рейд советских бронепоездов в Баку привел к захвату независимого Азербайджана и провозглашению советской республики»6.

В известной монографии «История Советского Союза» исследователи Михаил Геллер и Александр Некрич пишут, что азербайджанские коммунисты получили предложение Кавказбюро об организации восстания 27 апреля 1920 года. Затем последовал ультиматум мусаватистскому правительству, что оно должно передать власть в течение 12 часов. Однако, не дождавшись истечения указанного в ультиматуме времени, С. Орджоникидзе и С. Киров въехали в Баку на бронированном поезде. По Геллеру и Некричу, «на бронированном танке в Азербайджан въехала и советская власть»7.

Оккупация Азербайджана в публикациях эмигрантов

Как указывалось выше, после оккупации республики большевиками, сотни азербайджанских интеллектуалов выехали в Европу. Многим из них предоставили убежище Польша, Франция, Германия и Турция, где они имели возможность продолжить свою научную деятельность. Так, обосновавшийся в Польше бывший лидер АДР Маммедамин Расулзаде сумел организовать широкую публицистическую компанию. Варшавское востоковедческое ежеквартальное издание <^бсЬ6&> (Восток) опубликовало ряд фундаментальных статей о коммунистическом режиме, его политике, внутренней структуре и репрессиях против азербайджанского языка, культуры и традиций. При анализе апрельской интервенции коммунистов почти во всех своих публикациях Расулзаде использовал термин «оккупация»8. В книге М. Расулзаде «Проблема Азербайджана», изданной на немецком языке в Берлине, и в монографии другого азербайджанского историка-эмигранта, Хилала Мюнши9, о политическом, экономическом и культурном развитии Азербайджана в XIX веке и после советизации страны большевиками также используется термин «оккупация».

При анализе событий, предшествовавших большевистской интервенции против АДР в 1920 году, крайне важны мемуары одного из военачальников азербайджанской армии, полковника генерального штаба Исрафил-Бея. В выходившем в Париже журнале Кавказской диаспоры «Горцы Кавказа» он писал, что, перейдя реку Самур10, Красная Армия вторглась на территорию Азербайджана. Несмотря на отчаянное сопротивление

4 Даже советская историография признавала, что 10—20 тыс. мусаватистов участвовали в антисоветском восстании в Гяндже, которое было подавлено Красной Армией 31 мая 1920 года (см.: Хромов С. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1987. С. 162).

5 Altstadt A. Op. cit. P. 110.

6 Lang D.M. A Modern History of Soviet Georgia. N.Y., 1962. P. 222.

7 Heller M., Nekrich A. Geschichte der Sowjetunion. 1. Band, 1914—1939. Konigstern, 1981. P. 105.

8 См.: Ressul-zade M.E. Pr^dy narodowe w Azerbejdzanie Sowieckim // Wschod, Nr. 1—2, rok VI, Warszawa, 1935. S. 18—33; Он же. Literatura Azerbejdzanu // Wschod, Nr. 2—3, rok VII, Warszawa, 1936. S. 63—69.

9 См.: Munschi H. Die Republik Aserbaidschan. Eine geschichtliche und politische Skizze. Berlin, 1930.

10 Река на севере Азербайджана, близ границы с Россией.

Гейчайского и Губинского батальонов, по причине их чрезмерной малочисленности не удалось «воспрепятствовать продвижению врага»11.

Резюмируя основную часть западных исследований об истории Азербайджана, проведенных западными специалистами и азербайджанскими эмигрантами, можно утверждать, что процесс, имевший место 27—28 апреля 1920 года был не чем иным, как оккупацией республики большевиками, согласно сценарию, столь же удачно претворенному в жизнь в ноябре 1920 года в Армении и в феврале 1921-го в Грузии.

Большевистская оккупация Азербайджана в советской историографии

Одним из основателей «национальной» историографии советизированного Азербайджана был Рашидбей Исмайлов. Его книга об азербайджанской истории опубликована в Баку в 1923 году. В этой монографии автор описывает основные вехи истории Азербайджана (как части южнокавказского региона в конце XIX — начале XX веков). Анализируя аспект советизации республики, Р. Исмайлов критикует политику мусаватистского правительства и акцентирует внимание читателя на предложении со стороны коммунистов ультиматума. По ряду причин исследователь не употребляет термин «оккупация», пытаясь представить советизацию страны как продолжение национальной государствен-

ности12.

Даже дескриптивное изображение исторических феноменов типа АДР, ее внешней политики, внутренних политических реформ, идеологии ее правительств, а также антиправительственных восстаний были табуизированными темами в советской историографии. Общий подход к истории досоветской независимости южнокавказских наций она основывала на марксистско-ленинском «осмыслении» того периода, подвергая национальное правительство постоянным нападкам, а мусаватистов представляя как «прислужников турецких и немецких империалистов, наказывавших население и преследовавших коммунистов». Период первой независимости (1918—1920 гг.) не опровергался полностью, но его анализ сопровождался уничтожающей критикой якобы из-за «неде-мократичности и антинародной политики мусаватистов». Итак, можно утверждать, что 23-месячный период существования АДР в деталях не исследован. За исключением книги А. Стеклова13 о мусаватистской армии, ни одного более подробного труда об АДР в Советском Азербайджане не было создано вплоть до конца 1980-х годов даже в рамках коммунистической идеологии с ее тезисным подходом к классовой борьбе. Следовательно, дата советской оккупации Азербайджана ежегодно отмечалась как «день установления советской власти в Азербайджане», что имело место якобы «ради азербайджанского народа» и «по его просьбе».

Так, в изданном в 1973 году учебнике по истории для общеобразовательных школ отмечалось, что «социалистическая революция Великого Октября, открывшая новую эру в истории человечества, освободила азербайджанский народ от социального и национального гнета. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика была основана в апреле 1920 года»14. Идентичные формулировки встречались в фундаментальных

11 Исрафил-Бей. Воспоминания об Азербайджанской армии (окончание) // Горцы Кавказа, янв.— фев. 1933. С. 18.

12 См.: Исмайлов Р. История Азербайджана. Баку, 1993. С. 140—141 (на азерб. яз.).

13 См.: Стеклов А. Армия мусаватского Азербайджана. Баку, 1928.

14 Гулиев А. История Азербайджана. Учебник для 7—8 классов. 2 изд. Баку, 1973. С. 4 (на азерб. яз.).

исследованиях по историографии Советского Кавказа. Ярким примером тому стал коллективный труд П. Азизбековой, А. Мнацаканяна и М. Траскунова15 об утверждении власти Советов в Закавказье.

Даже во время перестройки, которая способствовала определенной либерализации общественных наук в СССР и тем самым содействовала возобновлению дискурса относительно истории XX века, большинство российских историков не могло освободиться от «общепринятого советского» видения событий 1920 года. Для известного российского специалиста Ильи Берхина мусаватистское правительство и грузинские меньшевики так и оставались «националистическими диктатурами»16. Русский писатель Юрий Поляков насильственную советизацию республик Южного Кавказа в 1920— 1921 годах определяет как «победу власти Советов»17, полностью игнорируя при этом факт большевистской оккупации региона, независимость которого была признана на международной арене.

Азербайджанский дискурс об апреле 1920 года в начале 1990-х годов

Широкая эмансипация восприятия собственного прошлого отмечалась с 1988-го по 1991 год, которые вошли в анналы современной истории Азербайджана как период национально-освободительного движения. Перестроечная политика Москвы создала первичные рамки для более открытого обсуждения вопросов, доселе бывших «зонами табу». Критический подход к советскому видению истории впервые применили республики Балтии. В 1987—1988 годах первые антисоветские и более объективно изложенные материалы появились на Кавказе. Публицистически-исторические эссе Манафа Сулейманова18 были в числе первых публикаций, высветивших «белые пятна» азербайджанской истории. Одну из глав своей книги об истории города Баку, о меценатах Зейналабдине Таги-еве, Шамси Асадуллаеве и др. он посвятил личности Маммедамина Расулзаде, упомянутого нами выше деятеля АДР. Эта книга, изданная в 1989 году, была фактически лишена советско-коммунистической риторики. Азербайджанский ученый — специалист по истории Ирана и Азербайджана — Насиб Набизаде в 1990 году издал монографию о политической истории АДР (1918—1920 гг.)19, включив в нее анализ возникновения АДР, а также ее захвата в результате большевистского вторжения в апреле 1920 года.

В 1991 году вышел в свет сборник статей известного эссеиста и журналиста Фазиля Рахманзаде20. Размышляя об азербайджанской истории, он сфокусировал внимание на факте раздела азербайджанских территорий между Россией и Персией в 1813—1828 годах, а также подверг резкой критике советскую оккупацию Азербайджана, негативно отразившуюся на его культуре. Автор указал и на тот отрицательный эффект, который советизация оказала на несколько поколений азербайджанцев, родившихся (или социализировавшихся) при советском режиме, в условиях идеологизированной системы образования.

15 См.: Азизбекова П., Мнацаканян А.,Траскунов М. Советская Россия и борьба за установление и упрочение власти Советов в Закавказье. Баку, 1969.

16 См.: Берхин И. История СССР. Советский период. М., 1987. С. 148.

17 См.: Поляков Ю.Л. Советская страна после окончания гражданской войны: территория и население. М., 1986. С. 28.

18 См.: Сулейманов М. Услышанное, прочитанное, увиденное. Баку, 1989 (на азерб. яз.).

19 См.: Набизаде Н. Азербайджанская Демократическая Республика. Баку, 1990 (на азерб. яз.).

20 См.: Рахманзаде Ф. Ночь, равная веку. Баку, 1991 (на азерб. яз.).

Широкомасштабное переиздание трудов эмигрантов, с подробными историческими комментариями современных азербайджанских историков, имело место в годы национального антикоммунистического движения в 1988—1991 годах и в первые постсоветские годы. В 1992-м в Баку впервые издали книгу Джахангира Зейналоглу «Мих1э$эг Л7ЭгЪаусап 1апх1»21 («Краткая история Азербайджана»), которую историк-медиевист Керим Шукюров снабдил подробным описанием деятельности ее автора в эмиграции. Эта публикация освещала историю Азербайджана с античных времен до советской оккупации 1920 года. (Впервые же эта книга была издана в Стамбуле.)

Взгляд на советскую оккупацию через призму последнего десятилетия

Как мы уже отмечали касательно советской оккупации Азербайджана, имевшей место 28 апреля 1920 года, в республике налицо своеобразный консенсус в среде большинства публицистов, эссеистов, колумнистов и политических аналитиков. К тому же при оценке этого исторического факта мнение и азербайджанских властей, и местной оппозиции практически совпадает, если даже они не идут «так далеко», как соседняя Грузия. Все три южнокавказские республики были насильно советизированы в 1920—1921 годах, хотя первый (и пока единственный) музей советской оккупации на Кавказе расположен именно в Тбилиси. После «революции роз» Грузия стала своего рода «флагманом» критического осмысления советского прошлого. Причина тому (как и результат) — ухудшение политических отношений между Грузией и Российской Федерацией. Азербайджанское же общество, его политическая элита, даже оппозиция более осторожны (по объективным причинам) в своей риторике о «полномасштабной» критике отношений с Москвой. Тем не менее подавляющее большинство азербайджанских интеллектуалов оценивает события 28 апреля как оккупацию. В частности, в краткой статье об основных вехах азербайджанской истории, размещенной на Интернет-портале Фонда Гейдара Алиева, отмечается: «В результате военной агрессии Советской России Азербайджанская Демократическая Республика пала. Пришел конец независимости азербайджанской государственности в Северном Азербайджане»22.

Азербайджано-английское молодежное общество опубликовало в 2005 году англоязычное страноведческое издание, снабженное информацией об основных вехах истории Азербайджана и его важнейших деятелях культуры. Останавливаясь на событиях 28 мая 1918, авторы пишут о провозглашении в этот день Азербайджанской Демократической Республики. Однако «в апреле 1920-го, после оккупации Азербайджана советскими войсками, республика распалась и празднование дня ее основания (28 мая) было запрещено»23.

В рамках проекта о современной истории Азербайджана, который реализован телевизионным каналом АНС посредством журнала «Эль журналы», азербайджанский публицист Н. Бадалов исследовал феномен советской оккупации Азербайджана в 1920 году, проанализировал различные мнения о факторах, сопутствовавших и содействовавших советизации Азербайджана24.

21 Зейналоглу Дж. Краткая история Азербайджана. Баку, 1992 (на азерб. яз.).

22 [http://www.azerbaijan.az/_History/_GeneralInfo/_generalInfo_r.html], 26 июля 2007.

23 Багиев Т. Азербайджан: 100 вопросов с ответами. Баку, 2005. С. 115 (на азерб. яз.).

24 [http://el.ans.az/index.php?/weЫog/more/az601rbaycan_layih601si_1920_ri_il_30435], 27 марта 2007 (на азерб. яз.).

Описывая партийную политику в отношении празднования 28 мая25, аналитический центр правящей партии «Йени Азербайджан Партиясы» обнародовал свою позицию относительно реформ и мер, принятых правительством АДР. В публикации отмечалось, что «идеи национальной независимости и свободы среди азербайджанцев сохранились и после падения республики в результате большевистской оккупации в апреле 1920 года»26.

В своих рубриках по истории Азербайджана в XX столетии правительственные Интернет-порталы характеризуют события 27—28 апреля 1920 года как оккупацию. Например, при перечислении важнейших вех истории Азербайджана, сайт азербайджанского посольства в Пакистане пишет об этой оккупации уже 27 апреля. Таким образом, 28 апреля 1920 года в республике была установлена советская власть и АДР прекратила свое су-ществование27. Восприятие советского правления в Азербайджане в качестве периода иностранной оккупации — один из идеологических столпов таких азербайджанских оппозиционных партий, как Мусават, Народный Фронт и т.д., вышедших из недр движения Народного Фронта Азербайджана. Политические движения и партии, появившиеся на политической арене в 1990-х годах, отличались активной критикой советской идеологии, большевистской оккупации Азербайджана и колониальной политики Москвы по отношению к богатой нефтью республике.

Апрельская оккупация в учебниках по истории постсоветского Азербайджана

Один из первых учебников по современной истории Азербайджана, предназначенный для 11-го класса общеобразовательных школ, подготовлен известными отечественными историками Эльдаром Исмайловым, Джамилем Гасановым (Гасанлы) и Таиром Гаффаровым в 1995 году28. Это издание освещало процессы, протекавшие в Азербайджане с момента возникновения независимого государства в 1918 году вплоть до первой постсоветской декады, а отдельная его глава посвящена анализу «Оккупации Азербайджана со стороны Одиннадцатой армии»29. При описании событий 27—28 апреля 1920 года авторы используют термин «Арге1 Ц^аЪ» (апрельская оккупация, апрельский захват)30.

Более крупный коллектив работал над созданием нового учебника по истории Азербайджана, который вышел в свет в 2003 году. Это издание отличается от своего «предшественника» тем, что сравнительно меньше внимания уделяет истории АДР (1918—1920 гг.). Анализ постсоветского периода находился в основном фокусе коллективного труда Т. Джаффарова, И. Мамедова, X. Мамедова, Ш. Тагиевой, М. Велиева, Ш. Мамедовой и А. Гусейнова. Базируясь в основном на фундаментальной монографии Джамиля Гасанлы31 о зарубежной политике АДР, отдельная глава учебника —

25 28 мая отмечается ежегодно в Азербайджане как «День Республики» в память об АДР, провозглашенной 28 мая 1918 года.

26 28 мая — День Республики: Уроки, извлеченные из истории, 25 мая 2007 [http://www.yap.org.az/az/ index.php?nid=849], 6 июня 2007 (на азерб. яз.).

27 См.: [http://www.azembassy.com.pk/en/index.php?name=karabakh&title=Karabakh%20Conflict], 11 июля

2007.

28 См.: Исмайлов Э., Гасанов Дж., Джаффаров Т. История Азербайджана. Учебник для 11 класса общеобразовательных школ. Баку, 1995 (на азерб. яз.).

29 См.: Там же. С. 74—81.

30 См.: Там же. С. 79.

31 См.: Гасанлы Дж. Азербайджан в системе международных отношений 1918—1920 гг. Баку, 1993 (на азерб. яз.).

«Апрельская оккупация и упадок Азербайджанской Народной Республики»32 — анализирует факт большевистской оккупации Азербайджана в контексте многих факторов, приведших к падению АДР.

Учебное пособие по современной истории республики, предназначенное для высших учебных заведений страны, описывает военную интервенцию большевиков в главе с аналогичным названием «Оккупация Азербайджана Одиннадцатой армией»33. При этом авторы акцентируют внимание на антимусаватистской деятельности местных коммунистов, управлявшихся из России, и на их военных приготовлениях, предшествовавших оккупации Азербайджана большевистским правительством Ленина34.

Последние учебники по мировой истории, предназначенные для 11-го (выпускного) класса общеобразовательных школ Азербайджана, представляют собой повторное переработанное издание 2001 года, которое освещает основные события в международной политике, системе международных отношений, начиная с межвоенного периода и завершая актуальными процессами. Описывая судьбы кавказских народов в 1920-х годах, авторы учебника пишут: «Опасность Советской России для Южного Кавказа возросла после того как силы Деникина были разбиты Красной Армией. В результате агрессии 11-й Красной Армии в 1920—1921 годах советские режимы были установлены в Азербайджане, Армении и Грузии»35.

3 а к л ю ч е н и е

Критический дискурс о собственном прошлом при использовании объективных фактов и исторических дефиниций крайне важен при переходном периоде. Его важность возрастает, когда та или иная страна делает первые шаги на пути демократизации. Критические дискуссии о тоталитарном советском периоде в истории имеет колоссальную значимость для всех бывших советских республик.

«Советский» опыт стран Балтии, республик Южного Кавказа, а также Западной Украины начался с их оккупации советской Россией. Коммунистическая идеология, марксистско-ленинские взгляды, сталинские репрессии и т.д. были чужды этим народам, ставшим жертвами «экспорта коммунизма в его большевистской версии».

Отказ от использования термина «оккупация» при критическом анализе азербайджанского, грузинского, украинского коммунизма может воспрепятствовать объективному и открытому диспуту о тоталитарном прошлом, длившемся 70 лет.

32 См.: Джаффаров Т., Мамедов И., Мамедов X., Тагиева Ш., Велиев М., Мемедова Ш., Гусейнов А. История Азербайджана. Учебник для 11-го класса ообщеобразовательных школ. 4 изд. Баку, 2003. С. 62—74 (на азерб. яз.).

33 См.: Оккупация Азербайджана 11-й Красной Армией. В кн.: История Азербайджана в XX веке. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Ю. Юсифова, Т. Велиева. 2 изд. Баку, 2004. С. 220—223 (на азерб. яз.).

34 Там же. С. 218—220.

35 Мамедов И., Гандилов С., Джаффаров Т., Сулейманова С., Годжаев А., Велиев М. Новейшая история. Учебник для 11-го класса ообщеобразовательных школ. Баку, 2005 (на азерб. яз.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.