Научная статья на тему '«УТЕЧКА УМОВ» ИЗ РОССИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ'

«УТЕЧКА УМОВ» ИЗ РОССИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«утечка умов» / миграция высококвалифицированных специалистов / эмиграция ученых / научно-технический прогресс / инновации / инвестиции в науку / кадровый потенциал / экономическое развитие / социально-экономические последствия / государственная политика в области науки и образования / миграционная политика / заработная плата ученых / бюджетное финансирование науки / демографические тенденции / "brain drain" / migration of highly qualified specialists / emigration of scientists / scientific and technological progress / innovations / investments in science / human resources / economic development / socio-economic consequences / state policy in the field of science and education / migration policy / salaries of scientists / budgetary financing of science / demographic trends

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Ф. Завгородний, А.В. Хомяченко

В статье раскрываются вопросы, характеризующие «утечку умов» в теоретическом аспекте, описывающие причины данного явления, среди которых низкий уровень социально-экономического развития страны, отсутствие координации между рынками труда и системой образования, слабая защита прав собственности на продукт интеллектуального труда и другие. «Утечка умов» может иметь как позитивные последствия для человека (личностный рост, обновление знаний и навыков), так и негативные (снижение привлекательности интеллектуальной деятельности, отток трудовых ресурсов, ухудшение демографической ситуации). Для преодоления негативных последствий государство вынуждено проводить ряд мероприятий по удержанию работников научной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"BRAIN DRAIN" FROM RUSSIA: CHARACTERISTICS AND CONSEQUENCES

The article reveals the issues characterizing the ";brain drain" in a theoretical aspect, describing the causes of this phenomenon, including the low level of socio-economic development of the country, lack of coordination between labor markets and the education system, weak protection of property rights to the product of intellectual labor and others. A ";brain drain" can have both positive consequences for a person (personal growth, updating knowledge and skills) and negative ones (reducing the attractiveness of intellectual activity, outflow of labor resources, deterioration of the demographic situation). In order to overcome the negative consequences, the state is forced to carry out a number of measures to retain scientific workers.

Текст научной работы на тему ««УТЕЧКА УМОВ» ИЗ РОССИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ»

«УТЕЧКА УМОВ» ИЗ РОССИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ

А.Ф. Завгородний, д-р ист. наук, профессор А.В. Хомяченко, студент

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-142-146

Аннотация. В статье раскрываются вопросы, характеризующие «утечку умов» в теоретическом аспекте, описывающие причины данного явления, среди которых низкий уровень социально-экономического развития страны, отсутствие координации между рынками труда и системой образования, слабая защита прав собственности на продукт интеллектуального труда и другие. «Утечка умов» может иметь как позитивные последствия для человека (личностный рост, обновление знаний и навыков), так и негативные (снижение привлекательности интеллектуальной деятельности, отток трудовых ресурсов, ухудшение демографической ситуации). Для преодоления негативных последствий государство вынуждено проводить ряд мероприятий по удержанию работников научной сферы.

Ключевые слова: «утечка умов», миграция высококвалифицированных специалистов, эмиграция ученых, научно-технический прогресс, инновации, инвестиции в науку, кадровый потенциал, экономическое развитие, социально-экономические последствия, государственная политика в области науки и образования, миграционная политика, заработная плата ученых, бюджетное финансирование науки, демографические тенденции.

Термин «утечка мозгов» происходит от английского слова «brain drain». Он был впервые отражен в докладе ООН в 1962 г., когда особую популярность приобрели переезды инженеров и ученых в крупные развивающиеся города Америки и Канады. ООН в 1968 г. обозначила, что «утечка умов» является важной и актуальной проблемой, влекущей за собой серьезные социально-экономические последствия. В современной науке принято отождествлять понятия «утечка умов» и «утечка мозгов», поскольку они отражают сущность одних и тех же явлений, протекающих в стране [1].

В теоретическом аспекте «утечка мозгов» - это утрата, понесенная отдельным регионом или страной, высококвалифицированного персонала (ученых, специалистов) в результате их эмиграции. «Приток умов» - обратное явление, характеризующееся тенденцией притока в страну или регион части высококвалифицированного персонала в результате иммиграции без потерь средств на его обучение и становление.

Миграция трудового персонала подкрепляется желанием и возможностью части населения обеспечить более высокий уровень жизни, безопасность и доступность многих благ, получить доступ к передовым и качественным технологиям вопреки трудностям, связанным с самой эмиграцией. Люди ставят серьезные цели по самореализации, заработку, которые проще всего реализовать, когда политическая ситуация в стране носит стабильный характер [2].

В современном глобализированном мире наблюдается активная миграция населения. В контексте данной проблемы особое внимание уделяется эмиграции высококвалифицированных специалистов, представляющих интеллектуальный капитал страны. Неадекватная оценка труда научных сотрудников, проявляющаяся в низких зарплатах, сложных условиях труда, выступает основополагающим фактором эмиграционных процессов.

Основными причинами «утечки мозгов» из страны являются:

Первая. Отношение государства к сектору науки. В документе «Основные

направления бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» отражены статьи расходов государства на 2023 г. В данный период расходы федерального бюджета на образование составляли - 1 трлн 464,4 млрд рублей, а на национальную оборону - 6 трлн 406,7 млрд. рублей [3]. Для развития образования и внедрения новых технологий, облегчающих условия труда высококвалифицированных специалистов разных областей данная сумма является недостаточной.

Перспективными и развитыми в сфере финансового обеспечения сектора науки выступают США, Германия, Япония и Китай. И это ожидаемо, так как они концентрируют свои силы на развитии передовых технологий, масштабном их внедрении в разные сферы жизни человека. Развитые страны, таким образом, стремятся максимизировать доходность и увеличить уровень благосостояния населения. Отметим, что большая часть государственного бюджета приходится на финансирование именно научной сферы.

Вторая причина. Недостаточно высокий уровень социально-экономического развития страны. В России заработная плата ученых несколько ниже, чем в других странах. Потому специалисты научной сферы рассматривают варианты сменить место жительства на ту страну, где их труд будет высокооплачиваемым, а уровень социально-экономической обеспеченности будет превышать уровень собственной страны (стоит рассматривать не только уровень оплаты труда, но и развитость системы здравоохранения, образования и т.д.). На основе данных Института Внешэкономбанка, за счет повышения заработной платы для работников научной сферы, возможно, обеспечить рост конкурентоспособности и сформировать позитивную тенденцию расширения кадрового обеспечения науки в 2,4-2,5 раза к 2035 г.

Помимо комфортных условий труда, оснащенности быстрым и современным оборудованием, развитые страны предлагают многим ученым из других стран возможности переезда по упрощенной системе получения виз или вида на жительство

(а иногда и гражданства), компенсацию издержек на переезд, гарантию места проживания.

Третья причина. Отсутствие координации между рынками труда и системой образования. Проблема, охватывающая всех молодых специалистов, только что получивших высшее образование, обостряется, когда в результате множества отказов при трудоустройстве, они принимают решение эмигрировать в другую страну для реализации собственного потенциала. Предприятия нацелены на решение текущих задач, которые проще осуществить с набравшим опыта, осведомленным в избранной сфере специалистом, нежели с молодым выпускником ВУЗа. Он сталкивается с ограничениями в накоплении опыта, проявлении творчества и реализации идей. Такая политика губительна для развития научной среды: отсутствие поддержки молодых ученых, формирующих кадровую систему науки, означает невозможность вывести страну на новый технологический уровень.

Четвертая причина. Слабая защищенность прав собственности на продукт интеллектуального труда, медленные темпы внедрения инноваций, низкая моральная оценка труда научных работников [4].

Пятая причина. Проведение специальной военной операции (СВО) Россией в Украине, введение санкций со стороны западных государств, привели к серьёзным ограничениям для научных организаций в доступе к зарубежному научному оборудованию, специализированным технологиям и основным материалам, необходимых для передовых исследований. В сложившейся ситуации, когда многие отечественные учёные сталкиваются с трудностями в своей работе, вариант уехать за границу становится более привлекательным [5].

«В настоящее время в страны дальнего зарубежья ежегодно уезжает от 500 до 700 докторов и кандидатов наук, среди них свыше 80% - специалисты в области физики, математики, химии, биологии, информатики (в сфере высоких технологий США заняты свыше 100 тыс. специалистов - выходцев из России). Кроме того, по данным Всемирного Банка, до 77% российских выпускников естественнонаучных

и технических вузов, обучающихся за рубежом, не возвращаются в Россию. Из 5,5 тыс. студентов, обучающихся в США, невозвращенцами становятся до 77%» [6].

По словам В.В. Путина, потери от утечки рабочей силы, в том числе интеллектуальной рабочей силы, превышают 40 млрд долл. в год, что в своих масштабах больше потерь от утечки капитала. В конечном итоге число работников российской научной сферы сократилось в 3 раза, среди них оказалась наиболее трудоспособная категория граждан - молодые специалисты, специалисты трудоспособного возраста с опытом работы. «Средний возраст исследователей в России сегодня составляет 46 лет. При этом около 38% исследователей сегодня старше 50 лет, а 24 % из них -старше 60» [7].

Главными факторами, способствующими преодолению проблемы «утечки мозгов», являются: рост бюджетных средств на научную сферу; стимулирование развития бизнеса в обновлении материальной базы; применение технологических нововведений; определение актуальных проблем научных исследований; выявление преград в цепи наука - исследования -внедрения -производства; обеспечение комфортными жилищно-бытовыми условиями граждан; внедрение в систему образования патриотических программ, направленных на формирование мировоззрения молодежи [8].

Эмиграция высококвалифицированной интеллектуальной части рабочей силы может негативно отразиться на «стране-доноре». Например, в случае, когда страна вкладывает свои ресурсы в формирование соответствующих знаний и навыков, формирует структуру кадров и впоследствии теряет высококвалифицированную рабочую силу, неся не только материальные убытки, но и потенциальные (в виде возможного вклада в развитие российской науки со стороны будущих высококлассных ученых и специалистов).

Процесс «утечки мозгов» оценивается весьма противоречиво. Представители положительной оценки «утечки мозгов» придерживаются мнения, что с позиции личностного роста такое явление имеет

плюсы для конкретного человека. Устраиваясь на работу в иностранную компанию, эмигрант подтверждает свою квалификацию, профессиональный уровень и не теряет накопленный опыт и знания, полученные в российских учебных заведениях. Безусловно, если оценивать подобный отъезд с точки зрения личностных интересов, то он будет иметь положительные последствия. Однако с точки зрения государства данная тенденция не оправдывает национальные интересы, так как подготовка высоквалифицированного специалиста научно-технического профиля обходится стране дорого и большими потерями, которые в случае отъезда достаточно очевидны.

Работа за рубежом, помимо прочего, формирует в человеке устойчивые профессиональные знания и знания иностранных языков, обеспечивает знакомство с высокоразвитыми технологиями, расширяет навыки ведения бизнеса. В контрасте с этими позитивными явлениями затормаживается научно-технический прогресс (НТП), экономический рост, не восполняется уровень затрат государства на подготовку кадров научной специальности. Отметим и отрицательные демографические тенденции, обусловленные уездом из страны граждан репродуктивного возраста, молодых семей [9].

Итак, последствия «утечки мозгов» будут заключаться:

- в снижении привлекательности интеллектуальной деятельности на территории нашей страны;

- недостаточном уровне заинтересованности иностранных инвесторов в капиталовложении в отечественную науку;

- оттоке трудовых ресурсов из провинций в более развитые, экономически перспективные города, например, Санкт-Петербург и Москва. Однако подобное перемещение не всегда сводится к городам России, и, зачастую выбор научных работников падает на зарубежные страны, где уровень жизни и заработной платы значительно выше;

- падение международного авторитета в мировом научном сообществе;

- обострение демографической ситуации в стране и регионах и связанный с этим недостаточный уровень социально-экономического развития.

Для преодоления негативных последствий государство вынуждено проводить ряд мероприятий по удержанию работников научной сферы. В современных условиях это - важный и неотъемлемый элемент государственного функционирования. Среди направлений миграционной политики в области удержания высококвалифицированных специалистов и ученых выделяют:

- формирование позитивной оценки российской науки в мировой системе образования и инновационного развития;

- создание соответствующих условий для трудовой деятельности специалистов научной сферы в России: высокие зарплаты в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), регионах;

- создание дополнительных льгот для

граммы реалокации молодых специалистов из центральных городов в регионы, выплата премий за занятие научной деятельностью и участие в международных конференциях, семинарах и форумах [10].

«Утечка умов» - один из самых сложных и противоречивых вопросов в России, поскольку он влечет возникновение не только негативных последствий, но и позитивных, выраженных в личностном росте и развитии. Однако положительные тенденции для человека не приравниваются к положительным интересам государства, скорее наоборот, государство видит проблему в оттоке высококвалифицированных трудовых ресурсов, так как ухудшается демографическая ситуация в стране и затормаживается уровень технологического развития посредством миграции идей, научных разработок и открытий. И только комплексный подход поможет остановить «утечку умов», а возможно, и привлечь ученых из зарубежных стран [11].

работников интеллектуальной среды: про-

Библиографический список

1. Лукиных А.А., Пономарева Д.А. Социальные технологии регулирования «Утечки умов» // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. - 2023. - 157 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pstu.ru/files/2/file/Sbornik_ZIF_2023_dlya_otravki.pdf#page=157.

2. Игнатова О.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для вузов / О.В. Игнатова [и др.]; под ред. Игнатовой О.В., Орловой Н.Л. -Москва: Издательство Юрайт, 2024. 187 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-171686.

3. Основные направления бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов // Министерство финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=304155-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhenno-

tarifnoi_politiki_na_2024_god_i_na_planovyi_period_2025_i_2026_godov&ysclid=lwdxpxydit 979923301

4. Минакова К.А., Сафронов А.Д. Утечка умов из России - фактор экономической безопасности. 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/0ther/2020/PEU/PEU_2020/pages/Articles/13.pdf.

5. Фомкин Ф.С. Влияние санкций на науку и научное импортозамещение в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 11-3 (86). -С. 179-184.

6. Дерен В.И. Мировая экономика и международные отношения учебник и практикум для вузов / В.И. Дерен. 3-е изд., испр. и доп. 3-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 618 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-15468-9.

7. В РАН рассказали о среднем возрасте исследователей в России // Парламентская газета. 12.11.2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/v-ran-rasskazali-o-srednem-vozraste-issledovateley-v-rossii.html.

8. Дерен В.И. Мировая экономика и международные отношения: учебник и практикум для вузов / В.И. Дерен. 3-е изд., испр. и доп. 3-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 618 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-15468-9.

9. Бараненкова Т.А. Проблема «утечки умов» в условиях становления и развития рынка труда постсоветской России // Развитие сферы труда в России: истоки проблем, современные тренды и вызовы глобализации. - 2019. - С. 289-299.

10. Лапшина А.Р. Социальные последствия «утечки умов» в России // Труды молодых исследователей ВИУ РАНХиГС. - 2023. - С. 193. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://docs.vlgr.ranepa.ru/podr/ipc/elizd/Trudy%20mol.%20issled.%202023.pdf#page=190.

11. Некрасова, М.С. Проблема "утечки умов" из России и пути решения проблемы / М.С. Некрасова // Молодой ученый. - 2021. - № 24(366). - С. 266-270. - EDN WCIRLC.

"BRAIN DRAIN" FROM RUSSIA: CHARACTERISTICS AND CONSEQUENCES

A.F. Zavgorodny, Doctor of Historical Sciences, Professor A.V. Khomyachenko, Student

St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article reveals the issues characterizing the "brain drain" in a theoretical aspect, describing the causes of this phenomenon, including the low level of socio-economic development of the country, lack of coordination between labor markets and the education system, weak protection of property rights to the product of intellectual labor and others. A "brain drain" can have both positive consequences for a person (personal growth, updating knowledge and skills) and negative ones (reducing the attractiveness of intellectual activity, outflow of labor resources, deterioration of the demographic situation). In order to overcome the negative consequences, the state is forced to carry out a number of measures to retain scientific workers.

Keywords: "brain drain", migration of highly qualified specialists, emigration of scientists, scientific and technological progress, innovations, investments in science, human resources, economic development, socio-economic consequences, state policy in the field of science and education, migration policy, salaries of scientists, budgetary financing of science, demographic trends.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.