Для исследования учебных мотивов студентов 1-го и 2-го курсов применялось анкетирование (16 учебных мотивов) по надежной методике (3). Исследовались репрезентативные группы студентов.
Наиболее высокий уровень сформированное™ имеют мотивы достижения: “заслужить уважение преподавателей”, “успешно продолжать обучение на последующих курсах”и т.п. Средний уровень имеют познавательные мотивы: “приобретать глубокие и прочные знания”, “получать интеллектуальное удовлетворение”. Эти результаты характерны для студентов младших курсов.
Сравнение результатов корелляционного анализа уровня сформированности учебных мотивов в сильных и слабых группах студентов показывает положительную корреляцию мотивов достижения с учебной успешностью. Мотивы получения , ,
недостатков в организации учебного процесса и суммарной оценкой преподавателей по «сотруд-ничеству».
Задача преподавателя - способствовать формированию у студентов системы внутренней мотивации учебной деятельности. Для этого необходим целый ком- ,
.
ЛИТЕРАТУРА
1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
2. Маркова АЖ., Матис ТА., Орлов А.В. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
3. . . -
ческой успеваемости. Горький: ГГУ, 1980. С.12-13.
УДК 621. 382
ЮЛ. Варзарев, Д.Г. Стовбур
УСТРОЙСТВО СОПРЯЖЕНИЯ БЬТ8-СПЕКТРОМЕТРА С ПЕРСОНАЛЬНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ
В настоящее время уделяется большое внимание автоматизации научных исследований. При этом возникает необходимость связи экспериментального оборудования с вычислительной машиной, обрабатывающей результаты измерений. Для этих целей в персональном компьютере предусмотрен последовательный порт, а для параллельного обмена необходимы дополнительные платы ввода-вывода информации. Однако бывают случаи, когда установка таких плат по различным при, -тельный порт не удовлетворяет требованиям эксперимента. Для решения таких задач было разработано устройство сопряжения БЬТ8-спектрометра с персональным компьютером. Принцип работы устройства состоит в следующем: обмен информацией между компьютером и БЬТ8-спектрометром осуществляется по стандарту Сеий-отсБ через параллельный порт. Порт имеет пятиразрядную шину со, -мации от БЬТ8-спектрометра. Кроме 4 информационных битов [1] нами использо-
ван 5-й бит BUSY для оптимального считывания 10 разрядного слова (по 5 разрядов за 2 цикла). С этой целью выбран мультиплексор с инвертирующим выходом, поскольку указанный бит является инверсным. Для подачи импульсов нулевой линии, смещения, выборки, а также запуска АЦП были применены генераторы на микросхемах серии К555АГ3. Время считывания 10 разрядного слова из АЦП со-10 .
ЛИТЕРАТУРА
1. Дран евич В А., Пятигорский ГА., Суворова ЕА. и др. Устройство обмена информацией с IBM-совместимым персональным компьютером через порт принтера. // Приборы и техника эксперимента. 1996. N5. С. 74-76.
УДК 538.3
И.И. Красюк, ЕЛ. Погорелов
ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЧАСТИЦЫ, ЗАХВАЧЕННОЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ВОЛНОЙ В ПРИСУТСТВИИ МАГНИТОСТАТИЧЕСКОГО И СИЛЬНОГО ГРАВИТАЦИОННОГО
ПОЛЕЙ
Фазовый портрет заряженной частицы, взаимодействующей с электромаг-
,
в вакууме вдоль поля магнитостатического, содержит, вообще говоря, две области захвата (03) [ 1]. Граница одной из них (030 определяется уравнением
где п - . -
на значению функции Гамильтона в положении устойчивого равновесия
Аналитическое исследование поведения частицы в области захвата ОЗі показало, что ее движение к границе области
может сопровождаться релаксацией фазовых колебаний. Этот парадоксальный результат объясняется тем, что при таком движении частицы глубина потенциаль-
гурации ямы условие (!) означает раскачку колебаний. Наоборот, «обмеление»
(i)
ной ямы
уменьшается: d|no| / dt < 0 . Дело в том, что при фиксированной конфи-
потенциальной ямы
фиксированной функции Гамильтона
приводит к релаксации. Эволюция колебаний частицы определяется,