Научная статья на тему 'Устойчивый цикл эволюционного развития предприятия'

Устойчивый цикл эволюционного развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ЦИКЛ РАЗВИТИЯ / РЫНОЧНЫЕ СТРАТЕГИИ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяченко А. В.

В статье рассмотрена актуальная проблема устойчивого эволюционного развития предприятия в условиях обострения нежелательных воздействий макросреды. Описана повторяющаяся последовательность рыночных стратегий, содержание которых периодически корректируется. Этот процесс направлен на инновационное развитие хозяйственной системы от цикла к циклу. Моменты изменений стратегий определяются в соответствии с показателями характеристик жизненного цикла выпускаемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивый цикл эволюционного развития предприятия»



№ 2 (38), 2015

ИЗВЕСТИЯ

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

__________ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ_____________________

УДК 338.242.2:12.015

УСТОЙЧИВЫЙ ЦИКЛ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

А. В. Дьяченко, доктор экономических наук, профессор

Волгоградский государственный аграрный университет

В статье рассмотрена актуальная проблема устойчивого эволюционного развития предприятия в условиях обострения нежелательных воздействий макросреды. Описана повторяющаяся последовательность рыночных стратегий, содержание которых периодически корректируется. Этот процесс направлен на инновационное развитие хозяйственной системы от цикла к циклу. Моменты изменений стратегий определяются в соответствии с показателями характеристик жизненного цикла выпускаемой продукции.

Ключевые слова: устойчивость, инновации, цикл развития, рыночные стратегии, жизненный цикл продукции.

Устойчивое хозяйствование предполагает эволюционный процесс изменения характеристик соответствующей экономической системы, при условии сохранения её врожденной способности. Врожденной способностью устойчивой экономической системы, очевидно, является её свойство сохранять свою конкурентоспособность в условиях каких-либо изменений факторов микро- и макросреды хозяйствования. Случающиеся ухудшения экономических показателей и сворачивания бизнесов свидетельствуют о недостатках работы служб, призванных обеспечивать конкурентоспособность реализуемых товаров и услуг, а также об актуализации решения проблемы повышения устойчивости хозяйствования современных предприятий.

Целью данной работы является уточнение содержания коррекций рыночных стратегий деятельности хозяйствующих субъектов, которые будут способствовать повышению устойчивости предприятий. В соответствии с этой целью, необходимо решить задачу выявления комплекса стратегий, адекватных жизненному циклу успешно развиваемой продукции предприятия. Решение этой задачи позволит реализовать эффективный процесс непрерывного совершенствования бизнеса предприятия. В этом случае экономическая деятельность предприятия будет защищена от разрушительных кризисных воздействий.

Предлагаемый подход эволюционного совершенствования экономических систем целесообразно использовать на предприятиях и в учреждениях различных отраслей народного хозяйства. Характерной особенностью соответствующих экономических субъектов является изменение во времени потребностей, вкусов и предпочтений потребителей их продукции и, как следствие, потребительных ценностей востребованных ими товаров и услуг. Это свойственно образовательным учреждениям, предприятиям, выпускающим качественную марочную продукцию, предприятиям гостеприимства и т. п.

По мере изменения условий микро- и макросреды хозяйственной деятельности предприятия, влияющих на жизненный цикл выпускаемой продукции, следует идентифицировать моменты необходимой замены текущей рыночной стратегии деятельности на новую, наиболее эффективную. Это, в свою очередь, является необходимым условием внедрения востребованных ценностей, соответствующих изменяющимся потребностям вкусам и предпочтениям потребителя. Достаточным условием эффективной дифференциации потребительных ценностей является то, что рост доходов, обусловленных совершенствованием продукции, будет превосходить соответствующее приращение издержек. Такие обновленные товары и услуги будут приобретаемы целевым потребителем и выгодны для бизнеса.

237

№ 2 (38), 2015

ИЗВЕСТИЯ

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Эволюционные обновления содержаний рыночных стратегий бизнесов следует акцентировать на сохранении конкурентоспособности хозяйствующего субъекта за счет обеспечения оптимального соответствия этапа жизненного цикла продукта производства и рыночной стратегии деятельности соответствующего предприятия. Здесь целесообразно использовать классификацию рыночных стратегий деятельности в соответствии с матрицей И. Ансоффа [2] «продукт-рынок». Эти стратегии необходимо объединить в системный механизм, реализующий периодический стратегический цикл эволюционного развития бизнеса. Под таким циклом будем понимать повторяющуюся последовательность определенных рыночных стратегий деятельности, содержание которых периодически меняется. Этот процесс направлен на совершенствование хозяйственной системы от цикла к циклу.

«Стратегия - это инструмент, который может серьёзно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности» [1, с. 31]. При этом под стратегией будем понимать ряд логически взаимосвязанных операций, обеспечивающих достижение стратегического целеполагания менеджмента фирмы. Каждая рыночная стратегия ориентирована на производство и реализацию определенной модификации продукта. Поэтому, очевидно, рыночную стратегию бизнеса целесообразно определять в соответствии с этапом и показателями характеристик жизненного цикла выпускаемой продукции. По мере изменения привлекательности продукции и, как следствие, снижения темпов роста объемов её реализации возникает необходимость коррекции, либо, даже, изменения рыночной стратегии использования имеющихся факторов производства с одновременным внедрением нового интеллектуального капитала, позволяющего повысить эффективность их использования. При этом периодизация циклов стратегического развития бизнеса обусловлена необходимостью его периодической переориентации на новый продукт производства с целями: закрепления на расширившемся рынке, увеличения производственных площадей и прибыли. Рассмотрим взаимосвязь оптимальных рыночных стратегий бизнеса с этапами жизненного цикла выпускаемой продукции.

Рисунок 1 иллюстрирует взаимосвязь характеристики жизненного цикла продукции со стратегиями предприятия, соответствующими матрице «продукт-рынок» И. Ансоффа. График характеристики жизненного цикла описывается функцией Q = f(t), где Q - объем реализации продукции в единицу времени, t - время. На этом графике выделены характерные этапы жизненного цикла: этап выведения продукта на рынок (ВПР); роста (Р); зрелости (З); упадка (У). Матрица «продукт-рынок» представлена в координатных осях: «освоенный продукт - новый продукт» и «освоенный рынок - новый рынок».

Рисунок 1 - Иллюстрация взаимосвязи жизненного цикла продукции со стратегиями предприятия

238

№ 2 (38), 2015

ИЗВЕСТИЯ

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Координатам «освоенный продукт - освоенный рынок» соответствует рыночная стратегия (1) проникновения на рынок. Координатам «освоенный продукт - новый рынок» соответствует стратегия (2) расширения рынка на новые сегменты. Координатам «новый продукт - освоенный рынок» соответствует рыночная стратегия (3) внедрение нового продукта на освоенном рынке. Координатам «новый продукт - новый рынок» соответствует рыночная стратегия (4) полной диверсификации бизнеса предприятия. Стратегии (1), (2), (3) взаимосвязаны повторяющимся циклом (5) развития рынка и совершенствования выпускаемого продукта. В случае радикального обновления бизнеса через стратегию (4) будет реализовываться переход (6) к стратегии (1).

На начальном этапе ВПР жизненного цикла выпускаемой нами продукции идет жесткая конкурентная борьба по привлечению внимания и переориентации целевого клиента на наш продукт. Здесь реализуется стратегия (1) проникновения, при этом проводятся мероприятия, направленные на увеличение доли клиентов целевого сегмента, которые предпочтут воспользоваться именно нашим продуктом производства. Объем реализации нашей продукции все более и более увеличивается. Наблюдается увеличение объема реализации с ускорением. Первая и вторая производные объема реализации продукции по времени на этом участке жизненного цикла будут положительными. В зависимости от совокупности маркетинговых мероприятий и системной их взаимосвязи могут быть реализованы различные формы стратегии проникновения.

Рыночная стратегия (1) проникновения уместна на этапе выведения нового дифференцированного продукта (образовательной программы, туристического маршрута, театрализованной анимационной программы, комплекса услуг транспортного обслуживания и т.п.) на рынок и, возможно, на начальной части этапа роста жизненного цикла этого продукта. Что же будет свидетельствовать о том, что стратегия проникновения исчерпала себя и необходимо выбирать наиболее эффективную форму новой стратегии, которая сменит прежнюю? Очевидно, в соответствии с соотношением 20/80, захват 20 % доли целевого рынка может свидетельствовать о завершении стратегии проникновения на запланированный ранее рынок. В этом случае следует ожидать, что наиболее прибыльная часть сегмента охвачена. После этого следует перейти к реализации стратегии Р развития рынка за счет увеличения численности целевого сегмента клиентов, на которых мы ориентируем нашу услугу и соответствующую товарную составляющую.

Такое развитие осуществляется за счет расширения диапазона используемых переменных сегментации (географических, социальных, демографических, поведенческих, психографических и т.п.). Охватив своей продукцией примерно 20 % доли расширяемого целевого сегмента, следует провести дальнейшее аналогичное расширение рынка и его охват. Такую цепь расширений рынка целесообразно продолжать до тех пор, пока наш продукт, завершив этап роста, не перейдет на этап зрелости. С момента перехода к этапу зрелости объем реализации нашей продукции будет продолжать увеличиваться, но все медленнее. Будет наблюдаться увеличение объема реализации с отрицательным ускорением. Первая производная объема реализации продукции по времени на этапе зрелости будет положительной, а вторая - отрицательной.

С выходом на этап зрелости нам следует перейти к реализации стратегии внедрения нового продукта. Эта стратегия предполагает ориентацию бизнеса на весь расширившийся целевой сегмент наших клиентов. Комплекс рассмотренных стратегий проникновения на целевой рынок, развития рынка, внедрения нового продукта образуют устойчивый стратегический цикл эволюционного развития бизнеса, который в дальнейшем повторяется на более высоком техническом и технологическом уровнях.

239

№ 2 (38), 2015

ИЗВЕСТИЯ

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Стратегией внедрения нового продукта начинается новый стратегический цикл. Рассмотрим основное содержание этой стратегии. Вначале уточняем расширившийся, платежеспособный, привлекательный целевой сегмент рынка, который мы охватили на предшествующем цикле развития нашего бизнеса. Определив целевой сегмент, выявляем актуальные ценности нашего ассоциированного потребителя, которые он мечтает найти в перспективной своей покупке. В свете этих востребованных ценностей анализируем: накопившиеся жалобы, пожелания и предложения со стороны целевого сегмента потребителей по поводу свойств наших товаров и услуг; смелые концепции перспективного развития продукции нашего бизнеса; удачные технические и технологические решения наших конкурентов; творческие находки нашего производственного и торгового персонала. Во всех этих материалах выявляем идеи, касающиеся возможных реализаций нового востребованного продукта. Оцениваем конкурентные преимущества вариантов реализаций нового продукта на уточненном рынке.

Выбрав наиболее перспективный вариант и, убедившись, что мы можем обеспечить адекватность нашего продукта потребностям, вкусам, предпочтениям уточненного целевого сегмента, ориентируем наш бизнес на новый продукт. Г отовим персонал, технологии, партнеров, сценарии театрализации продвижения и сбыта новой услуги и соответствующей товарной составляющей. Разрабатываем маркетинговую стратегию обновленного бизнеса. В результате получаем инструментальные стратегии и политики комплекса маркетинга обновленного бизнеса. Далее этот бизнес реализуется через стратегию проникновения обновленного продукта на расширившийся, привлекательный рынок. Затем повторяется новый цикл рассмотренных обновляемых рыночных стратегий деятельности. Такой инновационно развиваемый цикл может повторяться снова и снова, что будет обеспечивать длительное устойчивое хозяйствование предприятия.

Библиографический список

1. Ансофф, И. Стратегическое управление [Электронный ресурс]/ И. Ансофф. - М.:

Экономика, 1989. - 303 с. - Режим доступа: http://www.koob.ru/ansoff_igor

/strategicheskoe_upravlenie (дата обращения 29.11.2014).

2. Ansoff H.I. Strategies for diversification/H.I. Ansoff. - Harvard Business Review, Septem-ber-October, 1957. - P. 113-124.

E-mail: [email protected]

УДК 631.115:338.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Р.Н. Муртазаева, доктор сельскохозяйственных наук, профессор С.Е. Алифанова, аспирант

Волгоградский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются подходы совершенствования государственной политики институционального развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора с учетом положений ВТО.

Ключевые слова: факторы; системные процессы; развитие и модернизация; хозяйствующие субъекты; аграрный сектор; отрицательные воздействия; концептуальные доктрины; институт развития и модернизации; продовольственная безопасность.

240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.