Научная статья на тему 'Совершенствование государственной политики институционального развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора'

Совершенствование государственной политики институционального развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / СИСТЕМНЫЕ ПРОЦЕССЫ / РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ДОКТРИНЫ / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муртазаева Р.Н., Алифанова С.Е.

В статье рассматриваются подходы совершенствования государственной политики институционального развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора с учетом положений ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной политики институционального развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора»



№ 2 (38), 2015

ИЗВЕСТИЯ

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Стратегией внедрения нового продукта начинается новый стратегический цикл. Рассмотрим основное содержание этой стратегии. Вначале уточняем расширившийся, платежеспособный, привлекательный целевой сегмент рынка, который мы охватили на предшествующем цикле развития нашего бизнеса. Определив целевой сегмент, выявляем актуальные ценности нашего ассоциированного потребителя, которые он мечтает найти в перспективной своей покупке. В свете этих востребованных ценностей анализируем: накопившиеся жалобы, пожелания и предложения со стороны целевого сегмента потребителей по поводу свойств наших товаров и услуг; смелые концепции перспективного развития продукции нашего бизнеса; удачные технические и технологические решения наших конкурентов; творческие находки нашего производственного и торгового персонала. Во всех этих материалах выявляем идеи, касающиеся возможных реализаций нового востребованного продукта. Оцениваем конкурентные преимущества вариантов реализаций нового продукта на уточненном рынке.

Выбрав наиболее перспективный вариант и, убедившись, что мы можем обеспечить адекватность нашего продукта потребностям, вкусам, предпочтениям уточненного целевого сегмента, ориентируем наш бизнес на новый продукт. Г отовим персонал, технологии, партнеров, сценарии театрализации продвижения и сбыта новой услуги и соответствующей товарной составляющей. Разрабатываем маркетинговую стратегию обновленного бизнеса. В результате получаем инструментальные стратегии и политики комплекса маркетинга обновленного бизнеса. Далее этот бизнес реализуется через стратегию проникновения обновленного продукта на расширившийся, привлекательный рынок. Затем повторяется новый цикл рассмотренных обновляемых рыночных стратегий деятельности. Такой инновационно развиваемый цикл может повторяться снова и снова, что будет обеспечивать длительное устойчивое хозяйствование предприятия.

Библиографический список

1. Ансофф, И. Стратегическое управление [Электронный ресурс]/ И. Ансофф. - М.:

Экономика, 1989. - 303 с. - Режим доступа: http://www.koob.ru/ansoff_igor

/strategicheskoe_upravlenie (дата обращения 29.11.2014).

2. Ansoff H.I. Strategies for diversification/H.I. Ansoff. - Harvard Business Review, Septem-ber-October, 1957. - P. 113-124.

E-mail: kafedra.sksit@mail.ru

УДК 631.115:338.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Р.Н. Муртазаева, доктор сельскохозяйственных наук, профессор С.Е. Алифанова, аспирант

Волгоградский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются подходы совершенствования государственной политики институционального развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора с учетом положений ВТО.

Ключевые слова: факторы; системные процессы; развитие и модернизация; хозяйствующие субъекты; аграрный сектор; отрицательные воздействия; концептуальные доктрины; институт развития и модернизации; продовольственная безопасность.

240

№ 2 (38), 2015

ИЗВЕСТИЯ

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Положение России с вступлением в ВТО носит ярко выраженный неравноправный характер. Так, большее количество развитых стран финансирует аграрный сектор для развития и модернизации хозяйствующих субъектов, хозяйствующие субъекты аграрного сектора в сумме, которая значительно превышает предельно допустимый, установленный для России объем субсидирования. Так, в Швейцарии возможно оказывать государственную помощь национальным хозяйствам аграрного сектора для развития и модернизации в сумме 5,8 млрд долл. США. Это на на 30 % превышает уровень целевого субсидирования национальных хозяйств аграрного сектора России [6, 3].

Следовательно, присоединение к ВТО для России создает неблагоприятную ситуацию для хозяйствующих субъектов аграрного сектора с позиции их развития и модернизации. Однако возможным подходом субсидиарной поддержки аграрного сектора в рамках ВТО является малый и средний бизнес. Условия членства России ВТО не ограничивает государственную помощь данных сельхозпроизводителей аграрного сектора. Для процесса применения институционального инструментария внедрения Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (БПРМСАС) эта возможность особенно значима.

С позиции продовольственной безопасности необходимо учитывать, что по данным Росстата: 1) 43,4 % сельхозпродукции аграрного сектора производится в личных подсобных хозяйствах населения; 2) 8,9 % - в крестьянских (фермерских) хозяйствах [4].

Для стимулирования развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора необходимо в государственной политике активизировать деятельность малого, среднего бизнеса, а также личных подсобных хозяйств на основе внедрения БПРМСАС. Опыт Японии, политика которой была настроена на восстановление страны после Второй мировой войны, показывает на активизацию малого бизнеса и личных подсобных хозяйств. Япония развивалась по пути индустриализации и модернизации. Также стимулировали рост народонаселения в сельском хозяйстве на фундаменте идеи семейных ферм. По такому же пути развивался аграрный сектор США, Великобритании и всех развитых стран Западной Европы [2].

Г осударственное понимание методики развития и модернизации является существенным аспектом. Так, исследование дефиниций «развитие» и «модернизация» показывает на многообразие их существования. Можно сделать вывод, что ускоренное развитие сущности данных определений показывает на необходимость внедрения таких понятий, как «развитие» и «модернизация» во всех сферах жизнедеятельности.

Также следует отметить, что все толкования словосочетания «развитие и модернизация», несут одно единственное ядро - это улучшение положения объекта развития, включая рост показателей всех сфер его жизнедеятельности на фундаменте новых идей, инновационных технологиях и технике. Это процесс постоянного обновления и равновесного совершенствования объекта в целях его устойчивой и сбалансированной, долгосрочной деятельности [1].

Однако в России процессы «развития и модернизации», обеспечивающие инновации в аграрном секторе, существенно замедлились. Единичные прогрессивные мелкие производства в аграрном секторе, которые не имеют сетевой интеграции и массового характера не позволяют быстро изменить тяжелого положения хозяйствующих субъектов, а также существенно повлиять на развитие хозяйствующие субъекты аграрного сектора и обеспечение продовольственной безопасности и независимости. Все обозначенные направления необходимо финансировать и поддерживать средствами, выделяемыми на программы стратегического развития аграрного сектора. Следовательно, особенно велика потребность хозяйствующих структур аграрного сектора в государственных субсидиях, налоговых льготах и социальных отчислений [5].

241

№ 2 (38), 2015

ИЗВЕСТИЯ

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Диапазоны развития и модернизации находятся между собой в причинноследственной взаимосвязи, обеспечивающие инновационное применение институциональных принципов.

В инновационном применении институциональных принципов заинтересовано любое государство, реализация функций которого основывается на высокотехнологическом производстве, ориентированном на ресурсосбережение, конкурентоспособных преимуществах сельхозпродукции аграрного сектора.

Стагнационные процессы в хозяйствующих субъектах аграрного сектора показывают на необходимость нового государственного регулирования рыночных институциональных механизмов, воздействия мер прямого и косвенного стимулирования. Так, одним из стимулов государственной политики развития и модернизации может выступать стимулирующий фонд, формируемый для финансирования процесса применения институционального инструментария внедрения Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (БПРМСАС).

Для повышения эффективности государственной политики в области применения институционального инструментария внедрения Государственного Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (ГБПРМСАС) необходимо придерживаться следующих целевых процедур: 1) применять концепцию функционального направления государственного развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора как определяющего фактора обеспечения продовольственной безопасности и независимости, включающую социально-экономическое благоустройство хозяйствующих субъектов аграрного сектора, содержащую теоретический уточненный аппарат: сущностные, понятийные, целевые, системные ориентиры; 2) учитывать влияние новых положений концепции на процесс государственного развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора; 3) применять методику формирования государственного развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора как определяющего фактора обеспечения продовольственной безопасности и независимости, включающую социально-экономическое благоустройство хозяйствующие субъекты аграрного сектора, содержащую, позволяющую своевременно координировать эффективность и целевое использование ресурсов; 4) использовать алгоритм формирования информационно-аналитического сопровождения для целей принятия управленческих решений в направлении совершенствования политики государственного развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора как определяющего фактора обеспечения продовольственной безопасности и независимости, включающей социально-экономическое благоустройство хозяйствующие субъекты аграрного сектора; 5) формировать фонд национальной продовольственной безопасности и независимости, где деятельность должна регулироваться и основываться на заключении с хозяйствующими субъектами аграрного сектора стандартных контрактов на развитие и модернизацию, под которые происходит размещение целевых средств, аккумулированных в бюджете фонда; 6) формировать прямое стимулирование в государственной политике программ развития и модернизации в виде фонда финансирования процесса применения институционального инструментария внедрения Государственного Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (Г БПРМСАС); 7) формировать фонд, где результатом развития и модернизации аграрного сектора является рост показателей благосостояния населения и инфраструктуры хозяйствующих субъектов аграрного сектора, под которые происходит размещение целевых средств, аккумулированных в бюджете фонда; 8) разработка и утверждение параметров стандартных контрактов для предлагаемых фондов с учетом спе-

242

***** ИЗВЕСТИЯ *****

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

№ 2 (38) 2015

цифики проблем аграрного сектора, обеспечение хозяйствующих субъектов сертификатами на финансирование техники, технологий, повышение квалификации трудовых ресурсов; 9) формирование требований и организация реестра контрагентов аккредитованных участников фонда; 10) контроль целевого использования средств фонда при обосновании расходов по контракту внедрения ГБПРМСАС.

Рисунок 1 - Механизм совершенствования государственной политики для применения институционального инструментария внедрения Государственного Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (ГБПРМСАС)

243

№ 2 (38), 2015

ИЗВЕСТИЯ

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Механизм совершенствования государственной политики обеспечения продовольственной безопасности и независимости для применения институционального инструментария внедрения Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (ГБПРМСАС), должен быть направлен на эффективное устранение внутренних и внешних угроз (рис. 1).

После заключения государственных форм стандартных контрактов на развитие и модернизацию хозяйствующих субъектов аграрного сектора, фонд размещает контрактный пул у институционального инвестора под гарантии государства по платежам. Это даст возможность получения стабильного денежного потока аккредитованным контрагентам при размещении контрактов на основе фиксированной пониженной процентной ставки в размере 2-3 %.

Для наиболее приоритетных видов деятельности хозяйствующих субъектов аграрного сектора необходимо определить возможность государственного субсидирования и внедрения Государственного Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (ГБПРМСАС).

Для фонда необходимо сформировать экономические регуляторы, которые позволят решать задачи государственной политики развития и модернизации, а именно утвержденная минимальная процентная ставка по инвестиционным потокам, размещенных фондом финансовых средств по контрактам на развитие и модернизацию; налоговые льготы субсидии; амортизационная политика; предприятий, заключивших контракты с фондом и др.

Разработанная автором модель деятельности фонда по применению институционального инструментария внедрения Государственного Базового Проекта развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора (ГБПРМСАС) позволит повысить эффективность прямого расходования государственных средств на обеспечение продовольственной безопасности и независимости.

При этом фонд в результате размещения средств у институционального инвестора по ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения хозяйствующих субъектов аграрного сектора, может вернуть часть финансирования государству в виде дополнительного денежного потока, полученного от деятельности (финансирование, уменьшенное на величину содержания деятельности фонда, осуществление транзакций).

Также возможно поступившие потоки разместить в новых контрактах.

В целом, механизм функционирования фонда ГБПРМСАС как институт обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения позволяет решить следующие задачи:

-получение дополнительного источника финансирования проектов модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения, хозяйствующих субъектов аграрного сектора;

- представление возможности применения в хозяйствующих субъектах аграрного сектора широкого спектра институциональных инструментов (гарантии, льготы, возмещение, страхование и др.);

- повышение инвестиционной привлекательности ГБПРМСАС и снижение рисков их реализации за счет гарантий государства;

- использование механизма частно-государственного партнерства для реализации ГБПРМСАС;

- ограничение конкуренции институтов за одни и те же ГБПРМСАС;

244

***** известия *****

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

№ 2 (38), 2015

- осуществление мониторинга эффективности реализации ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения аграрного сектора;

- инициирование ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения, работающе-

го в аграрном секторе;

- повышение прозрачности деятельности для общества института ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения сельских территорий;

- стимулирование передачи ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения;

- распространение опыта разработки стандартных контрактов для хозяйствующих субъектов на ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения.

Формирование и использование системы юсударственного инвестирования процессов КПРМСАС как фактора обеспечения иродовольствснной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения сельских территорий

СВЕДЕНА 0 ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ сельского хозяйства

Представляют:

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации {органы управления АПК суОъектов Российской Федерации):

- Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (Департамент научнотехнологической политики w образования/

- Москва, Орликов пер., L/1L,

E-mailз mstatBstat.axis.ru)

Заполняемые информационные формы

Насшенование о^циФываЕйщейся ооганиа^иии:

ПФчтОрьгй £шмс;

Код формы по ОКУД Код

отчитывающейся организации ло окпо вида деятельности по оквэд территории ПО 0ХАТО министерства (аед&МСтрб) , органа управления по ОКОГУ органиэаии-онио-правовой форыы по ОКОПФ формы собственности по ОКФС

1 2 3 4 S £ 1 8

Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства по субъекту Российской Федерации на дату_______________________

N строки Наименование техники Наличие техники на 00.00.0000 Приобретение новой техники на отчетную дату нарастающим итогом с начала года (физ. -е-д. ) *

юридические лица, асу— ществл яющие сельскохозяйственное производство (в целых числах) крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели (в целых числах) Всего приобретенной техники <гр* 5 + гр. 6)

1 2 3 4 5 б

01 Тракторы всех марок

02 Комбайны зерноуборочные всех марок

03 Комбайны корыоуборочные всех марок

04 Мукомольные установки

Справочно: Посевная площадь сельскохозяйственных культур, га ___

Суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов

и самоходных машин, л,с. (12) ___________________

руководитель хозяйствующего субъекта аграрного сектора___________

Должностное лицо, ответственное

за составление формы _____________________ _______________

Рисунок 2 - Отчетная информационная форма рабочего документа по ГБПРМСАС

245

№ 2 (38), 2015

ИЗВЕСТИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Поддержка программ развития и модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора должна проходить не только на федеральным уровне, но и региональные органы обладают существенными ресурсными и институциональными возможностями, которые предполагают раскрытие потенциала для реализации различных форм управления поддержки в региональных экономических системах.

Автором разработан информационный рабочий документ, позволяющий формировать и использовать систему государственного инвестирования процессов ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Форма рабочего документа, учитывающая процессы ГБПРМСАС, представлена на рисунке 2.

Исследования автора показывают на возможность прямого участия региональных органов власти в процессах ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения, хозяйствующих субъектов аграрного сектора.

Для реализации стратегии ГБПРМСАС как фактора обеспечения продовольственной безопасности, независимости, а также повышения благосостояния населения хозяйствующих субъектов аграрного сектора возможно также создание регионального инжинирингового центра, ориентированного на техническое перевооружение и комплексное перепроектирование региональных процессов агарного сектора.

Библиографический список

1. Аллаеров, Ш.А. Модернизация аграрного сектора Узбекистана: проблемы и решения [Текст] /Ш.А. Аллаеров // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2011. - № 12. - С. 17-24.

2. Бобрик, М.А. Как привлечь банки к финансированию сельхозпредприятий [Текст] /М.А. Бобрик //Банковское кредитование. - 2013. - № 3. - С. 98-104.

3. Боташев, А.Ю. Современная концепция инвестиционного мониторинга экономического развития сельского хозяйства в регионах России [Текст]/ А.Ю. Боташев, А.В. Шохнех // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 3. - С. 258-261.

4. Методические указания Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main

5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст]: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537

6. http://ru.wikipedia.org/wiki [Электронный ресурс]

E-mail: volgau-menedgment@mail.ru

УДК: 336.741.225 (470)

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСМИССИИ ДЕНЕЖНЫХ И КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

О.М. Коробейникова, кандидат экономических наук, доцент Д.А. Коробейников, кандидат экономических наук, доцент

Волгоградский государственный аграрный университет

В работе проанализирована динамика денежного обращения, установлена зависимость улучшения параметров денежной массы от уровня развития платежных систем. Доказано, что, увеличив скорость движения денег по каналам платежных систем, можно количественно сократить объем денежного предложения или более качественно насытить экономику деньгами при имеющемся их объеме. Наряду с оптимизацией количественных характеристик движения денег, делается акцент на качественных параметрах вливания денег в реальный сектор экономики в виде прямого кредитования через банковскую систему.

246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.