Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОСТЬ ЦЕН НА РЫНКЕ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ'

УСТОЙЧИВОСТЬ ЦЕН НА РЫНКЕ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / РЫНОК КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуплин В.В., Перькова Е.Ю., Беляев С.А., Праздничкова Н.В.

К числу основных и наиболее важных видов продовольствия в рационе современного человека, кроме хлеба и хлебобулочных изделий, относят мясо и различные мясопродукты. При этом в структуре мясных продуктов особо стоит выделить колбасы и колбасные изделия, которые занимают весомую долю в общей структуре потребления. Рост цен на рынке колбасных изделий является крайне динамичных в последние годы, что снижает ценовую доступность данной продукции для населения. В ходе исследования проводится оценка устойчивости цен на рынке колбасных изделий России в условиях продовольственной инфляции на основе анализа основных показателей рынка колбасных изделий в 2019-2021 гг. Выявлено, что в 2021 г. объем потребления колбасы на человека в год вырос до 10,2 кг. В структуре розничных продаж наибольшая доля устойчиво приходится на вареные колбасы, сосиски и сардельки, что обусловлено их более низкой средней стоимостью в сравнении с полукопчеными и сырокопчеными колбасами. Говоря о росте цен на колбасные изделия в России в последние 3 года, стоит отметить, что в данном секторе индексы потребительских цен несколько ниже, чем в среднем на продукты питания. В условиях усиления инфляции в экономике на фоне пандемии, цены на рынке колбасных изделий не сохранили своей устойчивости и выросли в среднем на 10% за последний год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дуплин В.В., Перькова Е.Ю., Беляев С.А., Праздничкова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STABILITY OF PRICES ON THE MARKET OF SAUSAGE PRODUCTS IN RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF FOOD INFLATION

Among the main and most important types of food in the diet of modern man, in addition to bread and bakery products, include meat and various meat products. At the same time, in the structure of meat products, it is especially worth highlighting sausages and sausage products, which occupy a significant share in the overall structure of consumption. The rise in prices in the sausage market has been extremely dynamic in recent years, which reduces the affordability of these products for the population. The study assesses the stability of prices in the Russian sausage market in the context of food inflation based on an analysis of the main indicators of the sausage market in 2019-2021. It was revealed that in 2021 the volume of sausage consumption per person per year increased to 10.2 kg. In the structure of retail sales, the largest share is steadily accounted for by boiled sausages, frankfurters and sausages, which is due to their lower average cost compared to semi-smoked and raw smoked sausages. Speaking about the rise in prices for sausage products in Russia over the past 3 years, it is worth noting that in this sector, consumer price indices are somewhat lower than the average for food products. In the context of increasing inflation in the economy against the background of the pandemic, prices in the sausage market have not retained their stability and have grown by an average of 10% over the past year.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОСТЬ ЦЕН НА РЫНКЕ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ»

УДК 338.43:339.14

УСТОЙЧИВОСТЬ ЦЕН НА РЫНКЕ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ

ДУПЛИН ВВ.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, ФГБОУ ВО Курская ГСХА.

ПЕРЬКОВА ЕЮ.,

ассистент кафедры экономики и менеджмента, Курский государственный медицинский университет, t9051583595@gmail.com.

БЕЛЯЕВ С.А.,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Курский государственный медицинский университет, e-mail: serg-belyaev13@yandex.ru.

ПРАЗДНИЧКОВА Н.В.,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Технология производства и экспертиза продуктов из растительного сырья», ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет», prazdnik_108@mail .ru.

Реферат. К числу основных и наиболее важных видов продовольствия в рационе современного человека, кроме хлеба и хлебобулочных изделий, относят мясо и различные мясопродукты. При этом в структуре мясных продуктов особо стоит выделить колбасы и колбасные изделия, которые занимают весомую долю в общей структуре потребления. Рост цен на рынке колбасных изделий является крайне динамичных в последние годы, что снижает ценовую доступность данной продукции для населения. В ходе исследования проводится оценка устойчивости цен на рынке колбасных изделий России в условиях продовольственной инфляции на основе анализа основных показателей рынка колбасных изделий в 2019-2021 гг. Выявлено, что в 2021 г. объем потребления колбасы на человека в год вырос до 10,2 кг. В структуре розничных продаж наибольшая доля устойчиво приходится на вареные колбасы, сосиски и сардельки, что обусловлено их более низкой средней стоимостью в сравнении с полукопчеными и сырокопчеными колбасами. Говоря о росте цен на колбасные изделия в России в последние 3 года, стоит отметить, что в данном секторе индексы потребительских цен несколько ниже, чем в среднем на продукты питания. В условиях усиления инфляции в экономике на фоне пандемии, цены на рынке колбасных изделий не сохранили своей устойчивости и выросли в среднем на 10% за последний год.

Ключевые слова: продовольственное обеспечение, потребительский рынок, рынок колбасных изделий, индекс потребительских цен.

ON THE STABILITY OF PRICES ON THE MARKET OF SAUSAGE PRODUCTS IN RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF FOOD INFLATION

DUPLIN V.V.,

candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting and finance, Kursk State Agricultural Academy named after I.I. Ivanova.

PERKOVA E.Yu.,

assistant of the department of economics and management, Kursk state medical university, t9051583595@gmail.com.

BELYAEV S.A.,

candidate of historical sciences, associate professor of the department of economics and management, Kursk state medical university, e-mail: serg-belyaev13@yandex.ru.

PRAZDNICHKOVA N.V.,

candidate of agricultural sciences, associate professor of the department «Technology of production and expertise of products from vegetable raw materials», Samara state agrarian university, prazdnik_108@mail.ru.

Essay. Among the main and most important types of food in the diet of modern man, in addition to bread and bakery products, include meat and various meat products. At the same time, in the structure of meat products, it is especially worth highlighting sausages and sausage products, which occupy a significant share in the overall structure

of consumption. The rise in prices in the sausage market has been extremely dynamic in recent years, which reduces the affordability of these products for the population. The study assesses the stability of prices in the Russian sausage market in the context of food inflation based on an analysis of the main indicators of the sausage market in 20192021. It was revealed that in 2021 the volume of sausage consumption per person per year increased to 10.2 kg. In the structure of retail sales, the largest share is steadily accounted for by boiled sausages, frankfurters and sausages, which is due to their lower average cost compared to semi-smoked and raw smoked sausages. Speaking about the rise in prices for sausage products in Russia over the past 3 years, it is worth noting that in this sector, consumer price indices are somewhat lower than the average for food products. In the context of increasing inflation in the economy against the background of the pandemic, prices in the sausage market have not retained their stability and have grown by an average of 10% over the past year.

Keywords: food supply, consumer market, sausage market, consumer price index.

Введение. Одной из наиболее важных социально-экономических проблем России в текущих условиях является обеспечение экономической и продовольственной безопасности страны и ее населения, что продиктовано ухудшением внешнеполитической обстановки [1]. В условиях сохраняющихся антироссийских санкций и введенного продовольственного эмбарго отечественный потребительский рынок испытывает дефицит по ряду направлений, что обусловлено неспособностью отечественных производителей в полной мере обеспечить существующий спрос [2]. Несмотря на то обстоятельство, что за годы проводимой протекционистской политики стране удалось достичь определённых результатов и повысить уровень самообеспеченности по ключевым направлениям, негативным следствием сложившейся ситуации стал динамичный рост цен на продовольственном рынке, что в условиях усиления кризиса в экономике и снижения доходов населения становится серьезной угрозой [3].

К числу основных и наиболее важных видов продовольствия в рационе современного человека, кроме хлеба и хлебобулочных изделий, относят мясо и различные мясопродукты. При этом в структуре мясных продуктов особо стоит выделить колбасы и колбасные изделия, которые занимают весомую долю в общей структуре потребления [4]. И если прежде сохранялась высокая им-портозависимость страны в охлажденном мясе, прежде всего - в свинине, что оказывало негативное влияние на ценообразование на рынке колбасных изделий, то сегодня внутренние потребности в охлажденном мясе закрываются за счет внутренних ресурсов [5]. Несмотря на это, рост цен на рынке колбасных изделий является крайне динамичных в последние годы, что снижает ценовую доступность данной продукции для населения, чем и обусловлена актуальность исследования.

Материал и методы исследования. В ходе работы были использованы данные статистических сборников «Потребление основных продуктов питания населением в 2022 году» и «Цены в России» за 2022 г. об основных показателях потребления колбасных изделий и ценах на потребительском рынке в России в 2019-2021 гг. [6, 7]. В качестве базисного периода исследования выбран

2019 г. как предшествующий началу очередного кризиса на фоне пандемии. В качестве отчетного периода рассматривается 2021 г., отражающий наиболее актуальные данные по исследуемой проблематике. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных, общенаучные и экономико-статистические инструменты анализа.

Результаты исследования. Общий объем потребления мяса и мясопродуктов населением в России сохраняет динамику к устойчивому росту в последние 3 года: если в среднем по стране на 1 человека в год приходилось 90,5 кг мяса и мясопродуктов, то уже в 2020 г. показатель вырос до 92,2 кг. на человека в год. В 2021 г. динамика к росту объема потребления мясных продуктов в РФ сохранилась, в результате чего к концу рассматриваемого периода показатель составил 93,8 кг, что выше уровня базисного периода на 0,9%. Оценка данных в разрезе городской и сельской местности показала, что потребление в городах на порядок выше, чем в сельской местности и в среднем по стране. Так в 2019 г. в городах на 1 человека в год в среднем потреблялось 93 кг мяса и мясных продуктов, а к 2021 г. показатель вырос до 95,7 кг, что свидетельствует о приросте на уровне 3%. В сельской же местности объем потребления мяса и мясных продуктов к 2021 г. вырос более существенно - с 83,7 до 88,1 кв., что свидетельствует о приросте на 5,3% (рисунок 1).

Говоря о потреблении населением в России непосредственно колбасы и колбасных изделий, стоит отметить также устойчивую динамику к росту показателя. Если в 2019 г. в стране на человека в год в среднем потреблялось 9,3 кг колбасы, то уже в 2020 г. показатель вырос до 6 кг, а в 2021 г. - до 10,2 кг, что выше уровня базисного периода на 10%. В свою очередь потребление других видов колбасных изделий - сосисок и сарделек в период 2019-2020 гг. оставалось на уровне 5,4 кг в год, а в 2021 г. снизилось до 5,3 кг в год. Это свидетельствует о том, что в структуре потребления населением мясных продуктов колбасы пользуются большим спросом, чем сосиски и сардельки (рисунок 2).

2019 2020 2021

ЗЭГородскаямеаность ггтз Сельская местность ^^ Все домашние хозяйства Рисунок 1 - Динамика объемов потребления мяса и мясопродуктов в России всего и в разрезе кате-

горий хозяйств в 2019-2021 гг., кг на человека в год

Рисунок 2 - Динамика объемов потребления колбасы и колбасных изделий в России в 2019-2021 гг., кг на человека в год

В ассортиментной структуре продаж колбасных изделий во всем исследуемом периоде лидируют вареные колбасные изделий, доля которых в 2019 г. в общей структуре продаж составляла 17,1%, а к 2021 г. сократилась до 15,8%. Вторым по величине в общем объеме розничных продаж является реализация сосисок и сарделек, однако их удельный вес в общей структуре также снизился с 16,4% до 15,5%. Объем реализации колбас полукопченых и сырокопчёных в общей структуре существенно ниже, чем прочих направлений, что обусловлено их достаточно высокой стоимостью. Так, в 2019-2020 гг. доля полукопченых колбас в структуре розничных продаж мясоколбасных изделий составляла около 10%, а к 2021 г. снизилась до 8,9%. Удельный вес сырокопченых колбас является наименьшим в структуре продаж и за три года снизился с 7,9% до 7% (рисунок 3).

В результате, можно говорить о том, что в условиях снижения реальных доходов и уровня жиз-

ни населения происходит снижение спроса на более дорогостоящие виды колбасных изделий, что обусловлено их высокой стоимостью. Сравнение индексов потребительских цен в целом в продовольственном секторе и на колбасные изделия в частности показало, что в 2020-2021 гг. динамика роста цен на последние является менее высокой, чем в целом на продовольственном рынке. Так, в 2019 г. цены на продукты питания в РФ выросли на 2,8%, а на колбасные изделия несколько выше -на 3,4%. В 2020 г., на фоне общего динамичного роста цен в экономике, стоимость продуктов питания в стране в среднем выросла на 7,2%, а на колбасные изделия практически вдвое меньше -на 4%. Вместе с тем, в 2021 г., сопряженном с усилением инфляционных процессов, рост цен в продовольственном сегменте составил 11,8%, а на колбасные изделия - только на 10,6% (рисунок 4).

т>

изделия сосиски и колбасы колбасы

колбасные сардельки полукопченые сырокопченые

вареные

»2019 02020 Ш021

Рисунок 3 - Изменение ассортиментной структуры розничной продажи колбасных изделий в России в 2019-2021 гг. (в процентах к обороту розничной продажи мясных продуктов; в фактически действовавших ценах)

111.8

2019 2020 2021

H Продукты питания всего □ Колбасные изделия

Рисунок 4 - Сравнение индексов потребительских цен на продукты питания всего и на колбасные изделия в России в 2019-2021 гг., %

Оценка индексов потребительских цен в разрезе основных видов колбасных изделий показала, что динамика к высокому росту цен в 2021 г. является устойчивой для всех направлений. В 2019 г. цены на рассматриваемые виды колбасных изделий выросли на 2,7%-4%, при этом наименьшее значение отмечалось для колбас полукопченых и варено-копченых. В свою очередь в 2020 г. отмечается небольшое усиление темпов роста цен до 3,5-4,4% на отдельные виды колбасных изделий (рисунок 5).

Вместе с тем, в 2021 г. вариация индексов потребительских цен составила 108,7-111,4%, что обусловлено усилением кризисных явлений в экономике, в первую очередь отразившихся на потребительском рынке. При этом в наибольшей степени в 2021 г. выросли цен на сосиски и сардельки -более чем на 11,4%, более 105 рост цен составил для колбас вареных, а также полукопченых и варено-копченных. В наименьшей степени увеличились цены на колбасы сырокопченые - рост цен за последний год составил всего лишь 8,7%.

Рисунок 5 - Сравнение индексов потребительских цен на отдельные виды колбасных изделий в России в 2019-2021 гг., %

Таблица 1 - Динамика средних потребительских цен на отдельные виды колбасных изделий в России в 2019-2021 гг.

Показатель Значение, руб. за кг Изменение, %

2019 г. 2020 г. 2021 г. в 2020 г. к 2019 г. в 2021 г. к 2020 г.

Сосиски, сардельки 372,3 389,2 433,3 4,6 11,3

Колбаса вареная 399,4 406,8 450,6 1,9 10,7

Колбаса полукопченая и варено-копченая 481,2 498,2 563,6 3,5 13,1

Колбаса сырокопченая 1 009,6 983,6 1 085,9 -2,6 10,4

Таблица 2 - Сравнение структуры розничных цен на отдельные виды колбасных изделий на примере

колбасы вареной в России в 2019 и 2021 гг.

Структура розничной цены за 1 кг Значение,% Изменение, %

2019 г. 2021 г.

Стоимость сырья и основных материалов 45,83 47,74 1,91

Расходы на производство 15,22 13,61 -1,61

Полная себестоимость единицы продукции 61,05 61,35 0,30

Фактическая прибыль, убыток 7,32 5,74 -1,58

НДС, акциз и другие виды налогов 6,2 6,56 0,36

Отпускная цена с НДС, акцизом и другими видами налогов 74,7 73,89 -0,81

Оборот сферы обращения 25,29 26,11 0,82

Итого розничная цена 100 100 -

Стоимость колбас полукопченых и варено-копченых в исследуемом периоде выросла в наибольшей степени: в 2020 г. прирост составил 3,5%, а в 2021 г. - еще 13,1%, в результате чего средние цены выросли с 481,2 руб. до 563,6 руб. за кг. Сырокопченые колбасы характеризуются самой высокой стоимостью среди прочих видов колбасных изделий, при этом в 2019 г. цена за 1 кг сырокопченой колбасы составляла 1009,6 руб., а в 2020 г. снизилась на 2,6% до 983,6 руб. В 2021 г. отмечается рост средних цен на сырокопченые колбасы более чем на 10% в сравнении с уровнем года предыдущего, в результате чего к концу рассматриваемого периода показатель составил 1085,9 руб. за кг.

Сравнение структуры розничных цен на отдельные виды колбасных изделий на примере колбасы вареной в 2019 г. и 2021 г. показало, что доля сырья и основных материалов превышает 40% и имеет динамику к росту до 47,74%. При этом удельный вес расходов на производство в среднем сократился с 15,22% до 13,61%, а полная себестоимость производства одной единицы продукции составляет более 61% от размера розничной цены (таблица 2).

При этом доля прибыли, закладываемой в розничную цену единицы колбасных изделий, к 2021 г. снизилась до 5,74%, хотя в 2019 г. находилась на уровне 7,32%, что свидетельствует о снижении результативности производственной деятельности в условиях кризиса. Говоря о налоговой нагрузке, сто-

ит отметить, что доля обязательных платежей за 3 года выросла на 0,36% до 6,56%. В результате, полная отпускная цена 1 кг колбасы вареной в 2019 г. составляла 74,7% от цены розничной, а к 2021 г., за счет снижения расходов на производство и доли прибыли, сократилась на 0,81% - до 73,89%. При этом розничная наценка за 3 года выросла на 0,82% и в 2021 г. составила 26,11%. В целом можно говорить о том, что к числу основных факторов роста потребительских цен на колбасные изделия относятся повышение стоимости сырья и основных материалов, налоговой нагрузки и торговой наценки. При этом к 2021 г. произошло снижение прибыльности производственной деятельности.

Выводы. Потребление мясопродуктов в России сохраняет динамику к росту, что свидетельствует о значимости данного вида продовольствия и стабильности спроса на него. При этом в 2021 г. объем потребления колбасы на человека в год вырос до 10,2 кг, а потребление сосисок и сарделек вдвое ниже и находится на уровне 5,3 кг на человека в год. В структуре розничных продаж наибольшая доля устойчиво приходится на вареные колбасы, сосиски и сардельки, что обусловлено их более низкой средней стоимостью в сравнении с полукопчеными и сырокопчеными колбасами. Говоря о росте цен на колбасные изделия в России в последние три года, стоит отметить, что в данном секторе индексы потреби-

тельских цен несколько ниже, чем в среднем на продукты питания. В 2021 г., на фоне общего инфляционного роста цен в экономике, средняя стоимость всех рассмотренных видов колбасных изделий выросла более чем на 10 %. Исключение составили колбасы сырокопченые, где прирост цен находится на уровне 8,7% в 2021 г. В результате, в отчетном периоде средняя стоимость 1 кг сырокопченой колбасы составила 1086 руб., в то время как среди прочих видов колбасных изделий уровень цен на порядок ниже.

Оценка структуры розничной цены на примере колбасы вареной позволила выявить, что к 2021 г. в структуре себестоимости отмечается рост доли сырья и основных материалов, а также величины налогов. Кроме того, была выявлена динамика к росту доли розничной наценки до 26,11%, а прибыли производителей - к снижению с 7,3% до 5,7%, что свидетельствует о снижении рентабельности производственной деятельности. В результате, можно сделать вывод о том, что в условиях усиления инфляции в экономике на фоне пандемии, цены на рынке колбасных изделий не сохранили своей устойчивости и выросли в среднем на 10% за последний год. Это, с учетом сохранения кризиса и снижения реальных доходов населения, способно поставить под угрозу продовольственную безопасность.

Список использованных источников

1. Мельников А.Б., Коток Н.Ю. Критерии, угрозы и риски обеспечения продовольственной безопасности РФ // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2021. - № 93. - С. 50-55.

2. Уланова О.И. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности РФ // Нива Поволжья. - 2018. - № 2 (47). - С. 56-64.

3. Кузнецова Н.Н., Решетникова Е.Г. Ценовое регулирование как фактор стабилизации платёжеспособного спроса на продовольственные товары // Закономерности развития региональных агропродоволь-ственных систем. - 2021. - № 1. - С. 42-46.

4. Оценка экономической деятельности предприятий мясоперерабатывающей промышленности региона / З.И. Латышева, О.В. Святова, А.А. Головин и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2022. - № 1. - С. 77-83.

5. Зимняков В.М., Курочкин А.А. Состояние производства колбасных изделий в России // Инновационная техника и технология. - 2021. - Т. 8. - № 3. - С. 50-55.

6. Росстат. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2022 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13292? (дата обращения 07.12.2022).

7. Цены в России. 2022: Стат. сб./ Росстат. - M., 2022. - 188 с.

Spisok ispolzovannyx istochnikov

1. Mel'nikov A.B., Kotok N.Yu. Kriterii, ugrozy' i riski obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti RF // Trudy' Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2021. - № 93. - S. 50-55.

2. Ulanova O.I. Razvitie agropromy'shlennogo kompleksa v kontekste obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti RF // Niva Povolzh'ya. - 2018. - № 2 (47). - S. 56-64.

3. Kuzneczova N.N., Reshetnikova E.G. Cenovoe regulirovanie kak faktor stabilizacii platyozhesposobnogo sprosa na prodovol'stvenny'e tovary' // Zakonomernosti razvitiya regional'ny'x agroprodovol'stvenny'x sistem. - 2021. - № 1. - S. 42-46.

4. Ocenka e'konomicheskoj deyatel'nosti predpriyatij myasopererabaty'vayushhej promy'shlennosti regiona / Z.I. Laty'sheva, O.V. Svyatova, A.A. Golovin i dr. // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2022. - № 1. - S. 77-83.

5. Zimnyakov V.M., Kurochkin A.A. Sostoyanie proizvodstva kolbasny'x izdelij v Rossii // Innovacionnaya texnika i texnologiya. - 2021. - T. 8. - № 3. - S. 50-55.

6. Rosstat. Potreblenie produktov pitaniya v domashnix xozyajstvax v 2022 godu [E'lektron-ny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13292? (data obrashheniya 07.12.2022).

7. Ceny' v Rossii. 2022: Stat. sb./ Rosstat. - M., 2022. - 188 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.