УДК 331.1 JEL: J13, J21, J24
DO110.24147/1812-3988.2024.22(3).43-50
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ
И.В. Диннер
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 27 мая 2024 г.
Дата принятия в печать 15 июня 2024 г.
Тип статьи
Исследовательская статья
Ключевые слова
Профориентация, профессиональное самоопределение, трудовые ценности, карьерное развитие, профессиональные траектории
Аннотация. Современный рынок труда находится в состоянии постоянных трансформаций, обусловленных технологическим прогрессом и изменениями в экономической и политической сферах. Эти трансформации оказывают существенное воздействие на профессиональное развитие молодежи, их ожидания и карьерные устремления. В статье рассматриваются тенденции смены трудовых ценностей среди молодежи и их влияние на устойчивость профессиональных траекторий в новых экономических условиях. Автор анализирует проблемы современной профориентации, которая всё чаще опирается на цифровые ресурсы, и подчеркивает значимость раннего включения в систему профессиональной ориентации. Исследование показывает, что профессиональное самоопределение молодежи часто основывается на устаревших механизмах, что требует разработки новых подходов и методов профориентации, соответствующих современной динамике рынка труда. В статье приводятся эмпирические данные, полученные в ходе опроса студентов г. Омска, которые обеспечивают основу для анализа влияния проф-ориентационных мероприятий на устойчивость профессиональных траекторий. Представленные результаты исследования отражают степень уверенности студентов в выборе профессии и выявляют причины сомнений и неуверенности, среди которых низкая оплата труда, несоответствие способностям, сомнения в востребованности профессии, разочарование в содержании профессии и качестве образования. Описаны предложения по совершенствованию подходов к профориентации, которые помогут формировать устойчивые профессиональные траектории и способствовать успешной интеграции молодых специалистов в экономику и общество.
Article info
Received May 27, 2024
Accepted June 15, 2024
Type paper
Research paper
Keywords
Career guidance, professional self-determination, labour values, career development, professional trajectories
SUSTAINABILITY OF YOUTH PROFESSIONAL TRAJECTORIES IN THE CONTEXT OF MODERN LABOR VALUES
I.V. Dinner
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Abstract. The modern labor market is undergoing constant transformation due to technological advancements and changes in economic and political landscapes. These developments have a significant impact on the career paths of young professionals, their expectations, and aspirations. This article examines the evolving trends in labor values among younger generations and their implications for the stability of their professional trajectories in the new economic environment. The author analyzes the challenges of modern career counseling, which is increasingly relying on digital tools, and emphasizes the significance of early engagement in vocational guidance. The study reveals that young people's professional self-identification is often guided by outdated frameworks, necessitating the development of novel approaches and strategies for career counseling that align with the evolving dynamics of the job market. The article presents empirical data from a survey of students in Omsk that form the basis for an analysis of the impact of career guidance initiatives on the stability of professional paths. The findings of this research reflect the level of student confidence in their choice of profession and identify factors contributing to uncertainty, such as low wages, a lack of skills, doubts about the relevance of their chosen field, and disappointment with the content and quality of their education. The article also proposes strategies for improving career guidance practices that can help students develop more stable professional trajectories and facilitate their successful integration into the workforce and society. These strategies aim to address the challenges identified in the survey and promote the development of a more skilled and confident workforce.
1. Введение. Современный рынок труда переживает эпоху трансформаций, основанных на объективных воздействиях технологического развития, изменяющихся экономических и политических процессах. Всё это накладывает своеобразный отпечаток на молодежь, их профессиональные ожидания и стремления.
Смена трудовых ценностей молодежи и привычные формы профориентации и профессионального самоопределения, несомненно, влияют на устойчивость профессиональных траекторий. Профессиональное самоопределение молодежи осуществляется по привычным для них механизмам, которые лежали в основе советской системы профориентации. Современная же профориентация предполагает наличие новых форм, подходов и активное использование цифровых ресурсов. Всё чаще молодежь предпочитает онлайн-ресурсы для взаимодействия в части профессионального самоопределения и карьерного консультирования. Однако нет устойчивой определенности в выборе онлайн- или оффлайн-мероприятий по профориентации.
Профессиональные траектории молодых людей, тем не менее, оказываются под угрозой принципиальных изменений в процессе обучения в связи с экономической нестабильностью и широким распространением гибких форм занятости. Необходимость адаптации к меняющимся рыночным условиям является предпосылкой корректировки профессиональных решений и поиска новых путей развития.
Для расширения и более полного понимания зависимости выбора профессиональных траекторий от профориентационных активностей автор в своей работе использует эмпирические данные для анализа этих процессов, полученные в ходе исследования, проведенного в 2018 г. Пересматриваются и дополняются предыдущие теоретические подходы, рассматривающие элементы устойчивости профессиональных траекторий в сочетании с трудовыми ценностями молодежи. Данные, приведенные в статье, послужат основой для формирования стратегий в области профориентационной работы с молодежью, которая будет способствовать формированию более устойчивых профессиональных траекторий в условиях перемен.
2. Методика исследования. Исследование устойчивости профессиональных траекторий молодежи и их взаимосвязи с трудовыми ценностями было выполнено с использованием комплексного подхода, включающего как
количественные, так и качественные методы сбора данных. В рамках количественного исследования был проведен сбор информации по субъективным показателям, в форме анкетирования, респонденты - студенты I и IV курсов вузов г. Омска. Объем выборки (Ы = 844) позволяет с высокой степенью достоверности анализировать и обобщать полученные результаты. Выборка была сформирована на основе предварительного анализа, который учел факторы, способные повлиять на репрезентативность результатов, такие как соотношение между студентами разных курсов, половая принадлежность, направление подготовки и другие социально-демографические характеристики. Методология выборки и описание используемых инструментов анкетирования были детально освещены в предыдущих работах автора, где также содержится обоснование применения конкретных методик исследования [1]. Качественный аспект исследования включал всесторонний анализ научной литературы, что позволило автору выявить и систематизировать существующие теоретические подходы и эмпирические выкладки, касающиеся вопросов устойчивости профессиональных траекторий и трудовых ценностей молодежи. Результаты анализа были интерпретированы в контексте обозначенной темы исследования и позволили прийти к более глубокому пониманию изучаемой проблемы с описанием выводов и соответствующих рекомендаций.
3. Обзор литературы. Трудовая деятельность человека является ключевым ресурсом развития экономики и общества в целом. Это обусловливает необходимость раннего включения в систему профессиональной ориентации, начиная со школы и с дальнейшим продолжением этого процесса в течение всей жизни человека. Трудовая деятельность человека не только обеспечивает развитие экономических систем государства, но и активно способствует социальному развитию, формируя основу для стабильного роста и процветания общества. Поэтому система профориентации и карьерного консультирования является фундаментальным инструментом, который помогает определить потенциал, необходимый для успешной трудовой деятельности, начиная с раннего возраста и поддерживая их на всех этапах профессионального развития. Влияние профориентационных мероприятий и активностей на выбор профессиональных траекторий молодежи обсуждается в работах таких
российских ученых, как Н.С. Пряжников, Е.Ю. и И.О. Винокуровы, Е.А. Алпеева, И.С. Сергеев, О.Я. Фролова [2-6]. Роль профориентации в будущей профессиональной деятельности молодежи определяет значимость ее использования на всех этапах профессионального развития. Эффективность профориентационных мероприятий способствует осознанному выбору профессии и более устойчивым профессиональным траекториям. Особую актуальность приобретает анализ взаимосвязи между трудовыми ценностями молодежи и их профессиональным самоопределением. Сформированные трудовые ценности оказывают значительное влияние на профессиональное развитие молодежи, определяя предпочтения и направленность карьерных траекторий. Влияние трудовых ценностей на устойчивость профессионального выбора рассматривают в своих исследованиях ученые последних лет - М.А. Гнатюк, С.Ф. Шляпина, М.А. Задорина, И.Н. Гарькин, И.А. Алешков-ский [7-11]. В контексте этих вопросов выделяются факторы, влияющие на устойчивость профессионального выбора, которые включают в себя стремление к профессиональной самореализации, содержательности труда, возможности развития профессиональной квалификации, а также соответствие личных трудовых ценностей требованиям и изменениям на рынке труда. Следует отметить еще ряд материальных факторов (заработная плата, престиж профессии, бренд работодателя и др.), которые значимы для молодежи при выборе профессиональной траектории.
Несмотря на широкую изученность отдельных вопросов, рассматриваемых в рабо-
тах российских ученых, недостаточно раскрыты вопросы устойчивости профессиональных траекторий молодежи в контексте трудовых ценностей.
4. Результаты исследования. Исходя из представленного контекста, проведенное автором исследование освещает важные аспекты профориентации и профессиональных траекторий молодежи. Для более глубокого понимания и анализа обозначенных вопросов мы перейдем к результатам исследования, которые помогут нам увидеть конкретные тенденции и закономерности в выборе профессиональных траекторий. Полученные данные являются ключевыми для интерпретации обозначенных вопросов и могут выявить важные закономерности между различными факторами, влияющими на профессиональное самоопределение.
Опираясь на полученные результаты, приведенные на рис. 1, мы можем увидеть, что подавляющее большинство респондентов (43 %) были уверены в своем выборе профессии и чувствовали, что их решение было осознанным. Это указывает на возможность того, что данные студенты имели ясное представление о своих карьерных устремлениях и интересах до поступления в вуз. Возможно, на это повлияло системное участие в профориента-ционных мероприятиях, проводимых в школе, консультации с более опытными наставниками, советы родителей. Скорее всего, эта группа студентов в дальнейшем может продемонстрировать большую удовлетворенность карьерой и меньшую вероятность смены профессиональной траектории.
1гл да, выбор профессии был осознанным
□ были сомнения в выборе
□ имел общее представление о профессии 01 поступил в вуз неосознанно
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «При поступлении в учебное заведение, Ваш выбор профессии был осознанным?», %
Fig. 1. Distribution of respondents' answers to the question: "When entering an educational institution, was your choice ofprofession conscious?", %
Следующие категории респондентов, примерно по четверти каждая (27 и 25 % соответственно), указали на наличие сомнений в выборе или поверхностное понимание выбранной профессии. Это может свидетельствовать о недостатке информации или участия в проф-ориентационных активностях. У этих студентов может быть больше шансов на смену направления в процессе обучения или непосредственно после его окончания, как только они получат более полную информацию о получаемой профессии. Эти данные подчеркивают значимость адресной и современной профори-ентационной работы с абитуриентами.
Небольшой процент абитуриентов (5 %), поступивших в учебное заведение, сделал это неосознанно, что может быть признаком внешнего давления или отсутствия четкого понимания того, в каком направлении они желают развиваться профессионально. Эта группа может столкнуться с определенными трудностями в обучении и профессиональной адаптации и подвержена риску низкой удовлетворенности карьерой и даже профессионального выгорания.
Обобщая описанные выше результаты, следует выделить ценность предварительного профессионального самоопределения и знания о профессии перед поступлением. Это может стать основой для дальнейшего анализа влияния этих факторов на удовлетворенность карьерой и устойчивость профессиональных траекторий на более поздних этапах. Также оно ука-
зывает на важность профориентационных мероприятий, направленных на помощь студентам в осознанном выборе будущей профессии.
В рамках данного исследования мы можем оценить влияние профориентационных мероприятий на устойчивость выбора профессии. Результаты, представленные на рис. 1, демонстрируют уверенность и устойчивость профессионального выбора абитуриента, который готовится к поступлению в вуз. Обращаясь к рис. 2, мы можем увидеть, как меняется уверенность в правильности выбора профессии во время обучения в вузе. Большинство студентов (39 %) уверено в своем выборе, что говорит о том, что значительная часть молодежи чувствует себя на правильном пути в своем профессиональном развитии. Однако почти треть студентов (29 %) испытывают сомнения, что может отражать неопределенность, связанную с изменениями на рынке труда или с личным восприятием своих карьерных перспектив. Абсолютно уверены в своем выборе 18 %, что может указывать на наличие у этих индивидов четкого понимания своих карьерных целей и путей их достижения. Небольшая доля студентов (11 %) не уверена в своем выборе, что подчеркивает важность дополнительной поддержки в процессе профориентации. Минимальный процент (3 %) затрудняется дать ответ, что может свидетельствовать об отсутствии достаточной информации для принятия взвешенного решения о выборе профессии или о недостаточной рефлексии по данному вопросу.
L. абсолютно уверен □ уверен U есть сомнения 4£ не уверен
■ затрудняюсь ответить
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «В настоящее время Вы уверены в правильности выбора профессии?», %
Fig. 2. Distribution of respondents' answers to the question: "Are you currently confident in your choice ofprofession?", %
Ниже представлены причины, по которым снижается уверенность в правильности выбора профессии и, соответственно, изменяется устойчивость профессиональной траектории.
Снижение уверенности в правильности выбора профессии среди молодежи и изменение устойчивости профессиональной траектории могут быть обусловлены несколькими факторами. Одной из причин является то, что профессии малооплачиваемые, о чем свидетельствуют 6,9 % респондентов. Это может приводить к тому, что молодые специалисты не видят перспективы в материальном обеспечении и поэтому переоценивают свой выбор. Существенный процент опрошенных (17,5 %) считает, что профессия не соответствует их способностям, что может вызывать разочарование и смену выбранной сферы. Неуверенность в востребованности профессии на рынке
труда, которую отмечают 18,9 % респондентов, также вносит значительный вклад в нестабильность профессиональной траектории, поскольку молодые люди опасаются отсутствия перспектив трудоустройства. Разочарование в содержании профессии (14,5 %) и качестве подготовки в вузе (16,8 %) также являются значимыми факторами, поскольку они могут привести к потере интереса к профессии и желанию изменить сферу деятельности. Напротив, 18,2 % уверены в своем выборе, что говорит о наличии у этих студентов четкого понимания своей профессиональной цели и удовлетворенности своим решением.
В рамках проведенного исследования может быть интересным влияние различных факторов в процессе обучения в вузе на формирование профессиональных траекторий студентов (рис. 4).
профессия малооплачиваемая
профессия не соответствует моим способностям не уверен в востребованности профессии на рынке труда разочаровался в содержании профессии
разочаровался в качестве подготовки в вузе
в выборе профессии уверен
6,9
14,5
1 Г
17,5
18,9
16.8
I
18,2
I I
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Если Вы не уверены в правильности выбора, то почему (отметить не более трех вариантов)?», %
Fig. 3. Distribution of respondents' answers to the question:
"If you are not sure about the correct choice, then why (check no more than three options) ? ", %
форумы, конференции лекции
видеопрофессиограммы, вебинары семинарские занятия встреча с представителями профессии
экскурсии практика на предприятиях
74.2
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Во время учебы в вузе, что в большей степени влияет на Вашу профессиональную траекторию (выбрать не более трех вариантов)?», %
Fig. 4. Distribution of respondents' answers to the question: "While studying at a university, what influences your professional trajectory to a greater extent (choose no more than three options) ? ", %
Результаты опроса показывают, что на профессиональную траекторию студентов во время учебы в вузе наибольшее влияние оказывает практика на предприятиях - этот вариант отметили 74,2 % респондентов, - что указывает на значимость реального опыта и практических навыков, приобретаемых в процессе работы. Встречи с представителями профессии также имеют большое влияние, согласно 63,9 % опрошенных, что подчеркивает важность наставничества и профессионального общения для формирования карьерных представлений. Форумы и конференции оказывают влияние на 33,5 % студентов, что указывает на ценность обмена знаниями и сетевого взаимодействия. Семинарские занятия также важны для 27,7 % респондентов, демонстрируя значимость глубокого погружения в специализированные темы. Лекции оказывают влияние на 22,4 % студентов, что может отражать классический подход к обучению. Экскурсии влияют на профессиональную траекторию 16,2 % студентов, что может быть связано с визуализацией рабочих процессов и организационной культуры. Видеопрофессиограммы и вебина-ры имеют наименьшее влияние (9,5 %), что может указывать на стремление студентов к более интерактивным и практикоориентиро-ванным методам обучения.
5. Заключение. Обобщая данные исследования, можно сделать вывод, что на устойчивость профессиональных траекторий молодежи оказывает влияние множество факторов, начиная от внутренних убеждений и заканчи-
вая внешними условиями. Ключевым элементом является профориентация, которая должна учитывать предпочтения современной молодежи. Система профориентации и карьерного развития должна помогать молодым людям определять и развивать их потенциал, начиная с раннего возраста и поддерживая на всех этапах профессионального развития.
Практика на предприятиях, встречи с профессионалами, участие в форумах и конференциях, семинарские занятия и экскурсии значительно влияют на формирование профессиональной траектории. Практика на предприятиях, в частности, является наиболее влиятельным фактором, так как предоставляет студентам возможность приобретения реального опыта и понимания рабочих процессов. С точки зрения внутренних факторов, неуверенность в выборе профессии может быть вызвана разочарованием в содержании профессии, качестве образования, а также сомнениями в соответствии способностей и востребованности на рынке труда. Эти аспекты требуют дополнительного внимания со стороны субъектов профориентации и карьерного развития.
В целом, для формирования устойчивых профессиональных траекторий необходим комплексный подход, учитывающий как изменения на рынке труда, так и индивидуальные особенности молодежи. Профориентационная работа должна быть направлена на помощь студентам в осознанном выборе профессии, предоставляя им полную и актуальную информацию о возможностях для развития и карьерного роста.
Литература
1. Половинко В. С., Арбуз А. В., Диннер И. В. Обоснование комплексной методики исследования профориентации и профессионального самоопределения // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 2. - С. 207-216. - DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).207-216.
2. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С., Соколова Н. Л., Бахтигулова Л. Б. Профориентация: гармонизация точек зрения // Научный диалог. - 2018. - № 3. - С. 289-303. - DOI: 10.24224/22271295-2018-3-289-303.
3. Винокурова Е. Ю., Винокуров И. О. Современные тенденции влияния профориентации на занятость молодежи // Молодежная политика России в контексте глобальных мировых перемен : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т пром. технологий и дизайна, 2018.- С. 75-78.
4. Фролова О. Я., Бордаченко Н. С. Значение дополнительных образовательных траекторий в профессиональной ориентации молодежи // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2023. - № 2 (28). - С. 87-95.
5. Алпеева Е. А., Жукова В. С. Профориентация как способ определения профессиональной траектории развития молодежи в условиях современного рынка труда // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород : Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2022. - С. 227-229.
6. Сергеев И. С. Образовательная профориентация и школьная профориентация: совпадение в пространстве, расхождение в смыслах // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2023. - № 3 (15). - С. 11-48. - DOI: 10.17853/26868970-2023-3-11-48.
7. Гнатюк М. А. Трансформация трудовых ценностей российской молодежи в условиях глобализации : автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов н/Д., 2016. - 38 с.
8. Шляпина С. Ф. Формирование ценностных ориентаций молодежи и их влияние на построение профессиональных траекторий // ЦИТИСЭ. - 2022. - № 4 (34). - С. 460-469. - DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.42.
9. Задорина М. А., Корсун К. И. Образовательные траектории молодежи: факторы выбора уровня профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. - 2023. -№ 12 (ч. 2). - С. 289-293. - DOI: 10.17513/snt.39896.
10. Гарькин И. Н., Медведева Л. М., Клюев А. В. Построение карьеры: профессиональные траектории молодежи // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 1, № 4. - С. 121-123.
11. Алешковский И. А., Крухмалева О. В. Ценностные ориентации и жизненные планы современной российской молодежи // Актуальные проблемы глобальных исследований: ценности глобального мира : сб. науч. тр. участников V Междунар. науч.-практ. конф. - М. : Межрегион. обществ. орг. содействия изучению, пропаганде науч. наследия Н.Д. Кондратьева, 2018. - С. 6-13.
12. Шестопалова О. Н., Окунева Т. В. Роль университета в образовательных и профессиональных траекториях современной молодежи // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. - 2016. - № 2 (30). - С. 100-107. - DOI: 10.20291/2079-0392-2016-2-100-107.
13. Ситникова И. В. Профессионально-образовательные стратегии студенческой молодежи // Большие данные и проблемы общества : сб. ст. по итогам Междунар. науч. конф. - Томск : Нац. исслед. Том. гос. ун-т, 2022. - С. 135-138.
14. Гелих О. Я., Левицкая А. Н., Покровская Н. Н. Социологический анализ социальных установок профессионального и карьерного роста в контексте цифровой экономики и общества знаний // Социология и право. - 2020. - № 3 (49). - С. 12-24. - DOI: 10.35854/2219-6242-2020-3-12-24.
15. Лозовая Е. Н., Балябин В. А. Трудовые ценности и ориентации студенческой молодежи // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2023. - Т. 1. - С. 50-52.
References
1. Polovinko V.S., Arbuz A.V., Dinner I.V. Substantiation of a complex research methodology career guidance and professional self-determination. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 2, pp. 207-216. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).207-216. (in Russian).
2. Pryazhnikov N.S., Rumyantseva L.S., Sokolova N.L., Bakhtigulova L.B. Vocational Guidance: Harmonization of Points of View. Nauchnyi dialog, 2018, no. 3, pp. 289-303. DOI: 10.24224/22271295-2018-3-289-303. (in Russian).
3. Vinokurova E.Yu., Vinokurov I.O. Sovremennye tendentsii vliyaniya proforientatsii na zanyatost' molodezhi [Modern trends in the influence of career guidance on youth employment], in: Molodezhnaya politika Rossii v kontekste global'nykh mirovykh peremen [Youth policy of Russia in the context of global world changes], Proceedings of the International scientific and practical conference, St. Petersburg, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design publ., 2018, pp. 75-78. (in Russian).
4. Frolova O.Ya., Bordachenko N.S. The importance of additional educational paths in the vocational guidance of young people. Social and economic and humanitarian magazine of Krasnoyarsk SAU, 2023, no. 2 (28), pp. 87-95. (in Russian).
5. Alpeeva E.A., Zhukova V.S. Proforientatsiya kak sposob opredeleniya professional'noi traektorii razvitiya molodezhi v usloviyakh sovremennogo rynka truda [Career guidance as a way to determine the professional trajectory of youth development in the conditions of the modern labor market], in: Aktu-al'nye voprosy ekonomiki, menedzhmenta i innovatsii [Current issues of economics, management and innovation], Proceedings of the International scientific and practical conference, Nizhny Novgorod, Niz-hny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alexeyev publ., 2022, pp. 227-229. (in Russian).
6. Sergeev I.S. Educational professional orientation and school professional orientation: coincidence in area, discrepancy in meanings. INSIGHT, 2023, no. 3 (15), pp. 11-48. DOI: 10.17853/26868970-2023-3-11-48. (in Russian).
7. Gnatyuk M.A. Transformatsiya trudovykh tsennostei rossiiskoi molodezhi v usloviyakh globali-zatsii [Transformation of the labor values of Russian youth in the context of globalization], Author's abstract. Rostov-on-Don, 2016. 38 p. (in Russian).
8. Shlyapina S.F. Formation of value orientations of youth and their influence on the building of professional trajectories. CITISE, 2022, no. 4 (34), pp. 460-469. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.42. (in Russian).
9. Zadorina M.A., Korsun K.I. Educational trajectories of youth: factors of choosing the level of professional education. Modern high technologies, 2023, no. 12, pt. 2, pp. 289-293. DOI: 10.17513/snt.39896. (in Russian).
10. Garkin I.N., Medvedeva L.M., Klyuev A.V. Construction of career: professional trajectories of youth. Success of modern science and education, 2017, Vol. 1, no. 4, pp. 121-123. (in Russian).
11. Aleshkovsky I.A., Krukhmaleva O.V. Tsennostnye orientatsii i zhiznennye plany sovremennoi rossiiskoi molodezhi [Value orientations and life plans of modern Russian youth], in: Aktual'nye prob-lemy global'nykh issledovanii: tsennosti global'nogo mira [Current problems of global research: values of the global world], Collection of scientific papers of participants of the V International Scientific and Practical Conference, Moscow, Interregional Social Organization for Assistance of Studying and Promotion the Scientific Heritage of N.D. Kondratieff publ., 2018, pp. 6-13. (in Russian).
12. Shestopalova O.N., Okuneva T.V. University's role in educational and professional pathways for modern youth. Herald of the Ural State University of Railway Transport, 2016, no. 2 (30), pp. 100-107. DOI: 10.20291/2079-0392-2016-2-100-107. (in Russian).
13. Sitnikova I.V. Professional and educational strategies of student youth, in: Bol'shie dannye i problemy obshchestva [Big data and problems of society], Collection of articles based on the results of the International Scientific Conference, Tomsk, Tomsk State University publ., 2022, pp. 135-138. (in Russian).
14. Gelikh O.Ya., Levitskaya A.N., Pokrovskaia N.N. Sociological Analysis of Attitudes of Professional Growth and Career in the Context of Digital Economy and Knowledge Society. Sociology and Law, 2020, no. 3, pp. 12-24. DOI: 10.35854/2219-6242-2020-3-12-24. (in Russian).
15. Lozovaya E.N., Balyabin V.A. Trudovye tsennosti i orientatsii studencheskoi molodezhi [Labor values and orientation of student youth]. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2023, Vol. 1, pp. 50-52. (in Russian).
Сведения об авторе
Диннер Игорь Владимирович - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-0269-4443
Web of Science ResearcherID: AAE-3247-2022
SPIN-код: 4692-3211; РИНЦ AuthorID: 971476
About the author
Igor V. Dinner - PhD in Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Regional Economics and Human Resources Management Postal address: 55а, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0269-4443 Web of Science ResearcherID: AAE-3247-2022 SPIN-code: 4692-3211; RSCI AuthorID: 971476
Для цитирования
Диннер И. В. Устойчивость профессиональных траекторий молодежи в контексте современных трудовых ценностей // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2024. - Т. 22, № 3. - С. 43-50. - 001: 10.24147/1812-3988.2024.22(3).43-50.
For citations
Dinner I.V. Sustainability of youth professional trajectories in the context of modern labor values. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2024, Vol. 22, no. 3, pp. 43-50. DOI: 10.24147/1812-3988.2024.22(3).43-50. (in Russian).