УДК 331.53; 331.54
ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Владимир Семенович Половинко1, Анна Владимировна Арбуз1, Игорь Владимирович Диннер1
1 Кафедра экономики и управления человеческими ресурсами, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Российская Федерация
Аннотация. Актуальность современной профориентации и профессионального самоопределения стремительно возрастает по ряду объективных причин: трансформации в содержании профессий, изменения в формах занятости, регулирования миграционных процессов; профориентация становится механизмом карьерного развития и занятости в соответствии с изменяющимися в течение трудовой жизни компетенциями. Таким образом, процесс профессионального самоопределения претерпевает изменения и приобретает новые смыслы. Целью данной работы является разработка классификации субъектов профориентации в современных условиях. Научной новизной является определение системы субъектов системы профориентации и профессионального самоопределения, уточнение их функций и интересов. В качестве основных методов выступили анализ литературы и экспертный опрос с представителями стейкхолдеров (субъектов и объектов профориентации) в рамках проведенного круглого стола. Выделены три укрупненные субъекта профессионального самоопределения. Приведена характеристика и раскрыты особенности каждого из выделенных субъектов. Разработана и приведена классификация субъектов профессионального самоопределения, которая расшифровывает приведенные укрупненные субъекты. Также рассмотрены действующие субъекты профессионального самоопределения в контексте представленной классификации через призму их интересов с обозначением возможностей межсубъектных взаимодействий. Практическая значимость исследования заключается в актуализации проблемы комплексного проведения профориентационных мероприятий, а также в том, что субъекты и система профориентации все больше функционируют в рыночных отношениях. В ответ на этот вызов возникают профориентационно-образовательные центры, которые в своей деятельности сочетают необходимые аспекты.
Ключевые слова: профориентация, система управления персоналом, субъекты профессионального самоопределения, противоречия интересов.
Interests of Subjects of Professional Self-Determination
Vladimir S. Polovinko1, Anna V. Arbuz1, Igor V. Dinner1
department of Economics and human resources management, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russian Federation
Abstract. The relevance of modern career guidance and professional self-determination is rapidly increasing for a number of objective reasons: transformations in the content of professions, changes in forms of employment, regulation of migration processes; career guidance becomes a mechanism for career development and employment in accordance with changing competencies during working life. Thus, the process of professional self-determination undergoes changes and acquires new meanings. The purpose of this work was to develop a classification of career guidance subjects in modern conditions. The scientific novelty is the definition of the system of subjects of the system of vocational guidance and professional self-determination, clarification of their functions and interests. The main methods were literature analysis and expert survey with representatives of stakeholders (subjects and objects of professional orientation) in the framework of the round table. Three enlarged subjects of professional self-determination are identified. The characteristics and features of each of the selected subjects are described. A classification of subjects of professional self-determination has been developed and presented, which deciphers these enlarged subjects. We also consider the current subjects of professional self-determination in the context of the presented classification through the prism of their interests with the designation of opportunities for intersubject interactions. The practical significance of the study lies in the actualization of the problem of integrated career guidance activities, as well as the fact that the subjects and the system of career guidance are increasingly functioning in market relations. In response to this challenge, vocational guidance and education centers are emerging that combine the necessary aspects in their activities.
Keywords: career guidance, personnel management system, subjects of professional self-determination, conflicts of interest.
Введение
Понятие «профориентация» демонстрирует активность субъекта в процессе выбора профессии и формы занятости, а «профессиональное самоопределение» акцентирует внимание на активности объекта — осознание своих сильных и слабых сторон и процесс принятия им решения о выборе формы и содержания трудовой деятельности. Использование лишь одного понятия «профориентация» или «профессиональное самоопределение» не позволяет включить весь спектр вопросов рассматриваемой проблемы. Единство и неразрывность связей субъекта и объекта в этом контексте диктует необходимость использования обоих понятий. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение представляет собой непрерывный процесс, охватывающий разные стадии воспроизводства рабочей силы [1]. Вопросы методического обоснования исследования профориентации и профессионального самоопределения, включающие выделение соответствующих эмпирических индикаторов, представлены в статье авторов «Обоснование комплексной методики исследования профориентации и профессионального самоопределения» [2]. Даже поверхностный анализ дает понять, что сложившиеся представления о профориентации и профессиональном самоопределении не соответствуют современным задачам, которые описаны выше.
Как компенсация слабой теории на вызовы практики в последние десятилетия в России формируются новые профориентационные активности и новая современная конфигурация субъектов профессионального самоопределения. Методологическое значение исследования структуры субъекта заключается в том, что решение этой задачи позволит определить круг активных участников профориентационной деятельности, определить их интересы и формы взаимодействия, разработать механизмы и инструменты согласования их интересов, объединить их усилия для достижения целей и развития объекта профориентации. В современных условиях актуализируются вопросы профессионального самоопределения, при этом интерес к этим проблемам, на наш взгляд, вызван последующими причинами:
• актуализируются вопросы профессионального самоопределения в контексте выбора профессии. Это связано с тем, что в условиях рыночных отношений происходит трансформация содержания труда и циклически изменяется представление о перспективности, престижности профессии и ее востребованности на рынке труда в течение длительного времени. Проблема профессионального самоопределения особенно актуальна в контексте образовательных систем: выбор индивидом учебного заведения, выбор специальности и другие [3-5];
• в связи с научно-техническим прогрессом изменяются содержание и характер труда, ускоряются процессы устаревания профессий, возникают новые ранее неизвестные должности, рабочие места и специальности, изменяются формы занятости [6]. Новые подходы к формированию систем профориентации и самоопределения представлены в зарубежных публикациях [7; 8] и другие;
• профессиональное самоопределение становится важным фактором регулирования миграционных процессов, поскольку оно влияет на выбор профессии, предприятия и образовательных учреждений региона;
• гуманизация как принцип жизнедеятельности и занятости является важным фактором возрастания самостоятельности личности и личностного развития. В связи с этим люди в процессе профессионального самоопределения нуждаются в личностной и профессиональной диагностике, в осознании своих сильных сторон и зон развития;
• в контексте концепции непрерывного профессионального развития (lifelong learning = LLL) профориентация преодолевает границы профессии, становится механизмом
(философией, инструментами) профессионального самоопределения, карьерного развития, занятости в соответствии с изменяющимися в течение трудовой жизни компетенциями [9; 10];
• непрерывность самоопределения и изменение в функциональном разделении труда предопределяет необходимость заниматься профориентацией в рамках систем управления персоналом на предприятиях. Кроме того, при осуществлении трудовых перемещений внутри организаций, важно понимать потенциал личности и мотивировать работника к переходу на новые рабочие места. В настоящее время это является одним из направлений формирования лояльности и вовлеченности персонала.
Таким образом, можно констатировать, что профориентация и профессиональное самоопределение претерпевают радикальные изменения и приобретают новые смыслы [11]. Вместе с тем профориентация не институциализирована как особый вид деятельности, осуществляющийся на стыке проблем управления организацией, управления персоналом, управления регионом, психологией личности. Это проявляется в отсутствии необходимых нормативных документов, заметна трансформация общественных представлений о роли профориентации, радикально изменяется предметная область профориентации и тому подобное. Это обусловливает стихийное формирование субъектов, которые занимаются вопросами профориентации и профессионального самоопределения, прямо или косвенно участвуют в профориентационной деятельности. Кратко напомним, что традиционно под профориентацией понимается система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Профессиональная ориентация включает ознакомление молодежи с отраслями народного хозяйства, формами профессиональной подготовки, с потребностями народного хозяйства в кадрах, возможностями трудоустройства, пропаганду наиболее нужных народному хозяйству профессий, формирование определенной профессиональной направленности, непосредственную помощь в выборе профессии, в трудоустройстве. Важнейшее направление профессиональной ориентации — формирование у молодежи интереса к рабочим специальностям [12].
Целью статьи, таким образом, являются разработка классификации субъектов профессионального самоопределения, выявление и анализ интересов каждого из них в современных социально-экономических условиях.
В соответствии с поставленной целью можно выделить основные задачи статьи: раскрыть методические подходы к исследованию субъектов профессионального самоопределения; выделить укрупненные субъекты профессионального самоопределения; привести характеристику и раскрыть особенности каждого субъекта; разработать классификацию субъектов профориентации, которая расшифровывает приведенные укрупненные субъекты профессионального самоопределения; проанализировать действующие субъекты профессионального самоопределения в контексте представленной классификации через призму их интересов с обозначением возможностей межсубъектных взаимодействий и решения проблем в области профориентационной деятельности.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что взаимодействие различных субъектов профориентации в современных условиях носит противоречивый характер и нуждается в разработке комплекса мер по регулированию противоречий их интересов.
Материалы и методы
Разнообразие точек зрения о сущности, роли, субъектах и методах профессионального самоопределения в социальных и экономических отношениях обусловлено наличием различных теоретико-методологических подходов. Процессный подход в рамках данного исследования мы рассматриваем как непрерывную серию взаимосвязанных действий и этапов,
направленных на согласование способностей человека с профессией, формами занятости в непрерывном процессе профессионального развития. Цель и содержание профессионального самоопределения могут быть направлены на: формирование конкурентоспособности; содействие в выборе профессии в соответствии со способностями человека; выбор профессии и профессиональное самоопределение с позиции рынка труда и оптимальной занятости. Таким образом, компетентностный подход свидетельствует о сквозном характере и непрерывности формирования компетенций. Вместе с тем, наибольшее влияние на процесс профориентации и процесс выбора профессии, профессионального самоопределения оказывают формальные и неформальные институты, что обуславливает необходимость использования институционального подхода. Заметим, что системный подход, на наш взгляд, является комплексным и способен интегрировать процессный, компетентностный, институциональный подходы, придавая системе профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению необходимый уровень организованности, упорядоченности, непротиворечивости и развития.
С целью решения поставленных задач нами были использованы анализ литературы и экспертный опрос в рамках круглого стола с представителями стейкхолдеров (объектов и субъектов профессионального самоопределения). Выборка носила целевой характер, опрошено 74 эксперта. Основными участниками обсуждения современных вопросов и противоречий, выявленных в ходе теоретического анализа профессионального самоопределения, стали представители различных субъектов: учителя школ Омской области, родители школьников, представители работодателей (руководители организаций, менеджеры по персоналу), представители центров профориентации (бюджетных и небюджетных), представители ссузов и вузов, представители Министерства образования Омской области, Департамент образования города Омска, представители региональной власти и другие. Оценки, полученные в результате экспертного опроса в рамках круглого стола, позволили конкретизировать интересы различных субъектов профессионального самоопределения, выявить противоречия интересов различных субъектов, а также механизмы их согласования.
Материалами для настоящего исследования послужили монографии, научные публикации отечественных и зарубежных ученых в исследуемой сфере. Социально-экономические предпосылки профориентации с позиции развития трудовых ресурсов и изменения в социально-трудовой сфере рассмотрены в работах Р.А. Долженко, И.Б. Дураковой, Р.И. Капелюшникова, К. Шваба и других, кто в неявной форме заложил предпосылки использования профориентации для сбалансирования рынка труда. В статье также были использованы статьи авторов по теме исследования «Features of professional self-determination and profession orientation of young people in the digital economy», «Обоснование комплексной методики исследования профориентации и профессионального самоопределения», «Influence of professional self-determination and professional orientation of young people of Omsk region on migration expectations».
Результаты и обсуждение
Под субъектом профессионального самоопределения в рамках данного исследования мы будем понимать институт, орган, лицо, в задачи которого в силу определенного места и роли в системе разделения труда прямо или косвенно входит выполнение функций по планированию, организации, мотивации, координации и контролю профориентационной деятельности на разных уровнях управления. Данное определение составлено на основе общефилософского понимания субъекта [13], изучения сущности, роли, понятия «субъект управления». К числу субъектов мы относим принятую В.С. Половинко классификацию: обобщенный субъект, частный субъект и субъект-участник [14].
Для начала обозначим, что в вопросах профориентации задействованы три укрупненных субъекта: «государство», «работодатель» и «человек» (рисунок 1). «Человек» в этой системе
отношений выступает как в роли субъекта, так и в роли объекта, что отражает его двойственную роль и позицию. С одной стороны, он является активным участником процесса профориентации и профессионального самоопределения, стремится осознать, развить, эффективно применить свой трудовой и личностный потенциал при выборе профессии и сферы занятости. С другой стороны, именно на него направлено воздействие всех других субъектов для оказания содействия в формировании его профессиональных предпочтений и профессионального самоопределения. К этому обобщенному субъекту относятся разные социальные группы. Традиционно к субъект-объекту относят школьников, выделяя различные предпосылки и становление профессионального самоопределения.
Рисунок 1. Укрупненные субъекты профессионального самоопределения
Если профессиональные планы подростков очень расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты, то в юности сделать необходимо решающий выбор. Это в первую очередь касается тех, кто оставляет школу и приступает к самостоятельной трудовой деятельности. К окончанию школы очень трудно выбрать профессию. Профессиональные намерения не определены. Романтические устремления в настоящем реализовать невозможно, возникает рефлексивный самоанализ: Кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу быть? На основе результатов самоанализа определяют возможные варианты профессиональной карьеры. Профессиональное самоопределение идет с точки зрения:
• интересов человека, выбирающего профессию. Интересно или неинтересно. «Я люблю исторические романы. Стану историком». Соотнесения с тем, где и как работать, нет. Есть предмет размышления и конечный результат, но нет ни плана действия, ни способа достижения. Интересы человека, выбирающего профессию, стимулируют его больше заниматься этим предметом (историей). Учебные предметы в этот период разделяются на важные, нужные и неважные;
• способностей человека, выбирающего профессию. «У меня хорошо идет математика — не заняться ли ею». Нужно иметь в виду, что задатки способностей многоплановы. Даже великие люди находили себя не сразу. Выявление способностей подкрепляет интересы к выбираемой профессии;
• системы ценностей. «Хочу помогать людям: стану врачом». На этом этапе юноша обсуждает с осведомленными лицами ценности той или иной профессии. Практическое принятие решения включает в себя два компонента: 1. Определение уровня квалификации будущего труда, объем и длительность подготовки к нему. 2. Выбор специальности. Последовательность этих выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности: «Хочу заниматься медициной», а потом — уровень квалификации (быть
врачом, фельдшером или медсестрой). Может быть и наоборот, сначала поступление в ученое заведение. Этот путь преобладает. Психологически более комфортно чувствуют себя те юноши и девушки, которые продолжают общее образование или учатся в профессиональных техникумах, колледжах. Через профессиональное образование происходит учебно-профессиональное самоопределение [15].
В новых реалиях к этой группе следует относить также и студентов, поскольку в современных условиях студент выбирает профиль, специализацию, может выбирать индивидуальную траекторию профессионального развития, уточняя профессиональные предпочтения, сформированные до поступления в учебное заведение. В ситуации непрерывного профессионального развития в течение всей трудовой жизни к субъект-объекту профориентации следует отнести и занятое население, работников организаций. Это связано с тем, что, как ранее мы уже отмечали, становится нормой, когда человек меняет два-три раза свою профессиональную траекторию [16].
Поэтому в системах управления персоналом актуализируются функции профессионального самоопределения и трудовых перемещений с целью развития потенциала работника и формирования для него комплексов трудовых функций. «Работодатель» как обобщенный субъект заинтересован в том, чтобы привлечь в организацию соответствующий оперативному и стратегическому развитию персонал, который бы имел необходимую квалификацию, был вовлечен в производственные процессы, способствовал развитию организации. От лица работодателей субъектами профориентации могут выступать службы управления персоналом (службы социального развития), ассоциации и союзы работодателей, предпринимателей, работники организаций.
«Государство» как обобщенный субъект заинтересовано в том, чтобы, с одной стороны, каждый гражданин трудоустроился в соответствии со своими способностями, имел гарантии занятости и перспективы профессионального и личностного развития. С другой стороны, чтобы работодатель имел необходимое количество и качество персонала для своего развития, эффективного производства товаров и услуг. При этом государство выступает гарантом, обеспечивающим правовые основы взаимоотношений между работником и организацией. С этой точки зрения действия государства направлены на выявление потенциала личности, формирование необходимых компетенций, в том числе в системе образования, стабильность занятости, эффективные инвестиции в человеческий капитал и отдачу от него.
От лица государства в контексте профориентации выступают специализированные органы управления федерального уровня: Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ, Министерство труда и социального развития РФ; регионального уровня: Правительство, службы занятости населения, Министерство образования региона, Министерство труда и социального развития региона, профильные отраслевые министерства. Кроме того, могут создаваться специализированные региональные центры профориентации и психологической поддержки населения. Для акцентированного представления интересов одного из этих трех субъектов в области профориентации могут формироваться общественные структуры: студенческие отряды, молодежные общественные объединения, интересы которых сопряжены с интересами социальных групп, которые они представляют. На основе анализа литературы и практики [17-20] нами разработана классификация субъектов профориентации, расшифровывающая обобщенные группы (рисунок 2).
К числу классификационных признаков нами отнесены:
• форма собственности субъекта;
• уровень специализации, относительно предмета профориентации;
• степень формального закрепления организационных форм.
Проведенный исследовательским коллективом круглый стол по современным проблемам профессионального самоопределения позволил проанализировать интересы действующих субъектов профориентации с обозначением возможностей межсубъектных взаимодействий.
Существующие субъекты профессионального самоопределения можно разделить на специализированные и неспециализированные. К специализированным мы относим те субъекты, основной целью и формой деятельности которых является деятельность по профориентации. Они отличаются профилизацией, должны быть компетентны в области теории, практики и технологии ведения профориентационной работы. Персонал таких субъектов предполагает наличие специальной подготовки для ведения профориентационной деятельности. К сожалению, специальной подготовки, в области профориентации в России не ведется. Профориентационной работой чаще всего занимаются психологи, менеджеры-экономисты, специалисты по организации работы с молодежью, менеджеры по персоналу и энтузиасты без близкого к роду деятельности образования. Нам не удалось найти ни одной профильной программы подготовки бакалавров или магистров в области профориентации.
I
а
I
5 о в
Бюджетные
1. Центры пр о ф ориентации при про ф ильных ыпнпстер ствах
2. Школы
1 Бюджетные организации 4. СТО и ВУЗЫ Структуры го судар ственных и м^тшцппальных органов управления
Небюджетные
1.ССУЗЫиВУЗЫ
2. Организации
3.Профорпентационно-образовательные центры
Родители и школьники
Специалшир ов анны е
1. Центры про ф ориентации при
профильных министерствах РФ
2_ Профориентационно- а
образовательные центры с*
I
Неспециалширов анны е Р
1. Школы и
2. Предприятия И
3. ССУЗЫ и ВУЗЫ
4. Представители
региональной власти
5. Родители и школьники
\
/
СУБЪЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
ПО СТЕПЕНИ ФОРМАЛИЗАЦИИ
Не Дюрмализов энные
1. Профориентацпонно-образовательные центры
2. Ролпели II школьники
Форы алнзов анны е
1. Центры профориентации при профпльных ыпнпстер ствах РФ
2. ССУЗЫ и ВУЗЫ Предприятия и организации
-1-. Школы
5. Представители региональной власти
Рисунок 2. Классификация субъектов профориентации и профессионального самоопределения
Анализ деятельности этих субъектов показал, что часть из них ведут комплексную работу, но значительная часть профилизируется в отдельных направлениях профориентационной деятельности: в области диагностики потенциала личности, в области образования и развития компетенций, в области профессиональной агитации и профинформирования, в области рекрутинга на определенные профессии. Кроме того, имеются специализации по направленности на различные специальные группы: работа со школьниками, выпускниками и
занятым населением. Узкая специализация субъектов приводит к глубокой проработке отдельных аспектов профориентации, вместе с тем, теряется комплексность этого вида деятельности. Поскольку объект профориентации (человек), является целостным, то актуализируется проблема комплексного проведения профориентационных мероприятий. В ответ на этот теоретический и практический вызов возникают профориентационно-образовательные центры, которые в своей деятельности сочетают психолого-диагностические методы, образовательные, управленческие методы профессионального самоопределения с сопровождением или рекомендациями по трудоустройству и формам занятости.
К числу специализированных центров относятся центры профориентации и психологической поддержки населения, профориентационно-образовательные центры, специализированные отделы при органах государственно-муниципального управления, вузовские центры профориентации, ответственные за профориентацию в школах, специалисты по взаимодействию с образовательными учреждениями (в том числе система школа — вуз — предприятие) на крупных предприятиях, службы управления персоналом в части формирования кадрового резерва, оценки персонала с целью профессионально-квалификационных трудовых перемещений и другие.
Интересы этих субъектов заключаются в следующем:
• привлечение к профориентационным программам специализированного объекта (школьников, выпускников, родителей и так далее);
• реализация профориентационных программ на основе методик, имеющихся в распоряжении субъекта;
• получение экономического (дохода для негосударственных субъектов и предоставления планового объема государственных услуг для государственных субъектов) и социального (удовлетворенность потребителей, достижение целевых индикаторов) результата;
• институционализация и развитие профориентационной деятельности наряду с другими общественно полезными активностями;
• наличие квалифицированных сотрудников и волонтеров, задействованных в профориентационных программах;
• наличие современных профориентационных методик, отражающих особенности восприятия объекта профориентации;
• эффективность формирования вектора профессионального развития;
• формирование профессионального самоопределения с учетом закрепляемости в регионе, в образовательных учреждениях и на определенных предприятиях;
• привлечение референтных групп родителей, работодателей для формирования вектора профессионального самоопределения.
Неспециализированные субъекты: институты, организации, объединения, отдельные лица, которые занимаются профориентацией наряду со своей основной деятельностью. Занятие профориентационной работой носит, как правило, вспомогательный характер и вступает в противоречие с основным видом деятельности, но эти субъекты вынуждены заниматься профориентацией, либо в силу административных указаний (особенно характерно для государственных неспециализированных субъектов и неспециализированных субъектов крупных производственных структур).
К ним относятся следующие:
• организации общего образования (школы, лицеи, гимназии), которые занимаются профориентацией в ответ на потребности школьников и родителей в выборе будущей профессии, траектории получения дальнейшего образования, трудоустройства. С этой целью в школах функция профориентации возлагается на заместителей директора по воспитательной работе, классных руководителей и социальных педагогов. Для повышения эффективности профориентационной работы данные субъекты заинтересованы во взаимодействиях с
16
учреждениями профессионального образования (высшего и среднего специального, которые предоставляют спектр и условия дальнейшего обучения), предприятиями (представляют специфику профессий, перспективы трудоустройства) и специализированными субъектами (поскольку они обладают современными методиками в разных аспектах профориентационной работы);
• учреждения среднего профессионального образования и высшего образования занимаются профориентационной работой с целью привлечения абитуриентов, с целью их трудоустройства, подбора профиля образования в соответствии с личностным потенциалом объекта профориентации. В рамках этой работы этот субъект заинтересован в установлении контактов со школами (предоставление возможности для работы с потенциальными абитуриентами), предприятиями (возможности для дальнейшего прохождения практики и трудоустройства, демонстрации перспектив занятости и другое) и специализированными субъектами (поскольку они обладают современными методиками в разных аспектах профориентационной работы);
• организации (производственно-хозяйственные структуры, организации общественного сектора) занимаются профориентационной работой в ответ на вызовы рынка труда. Они заинтересованы в привлечении персонала, способного и готового к занятости в специфических условиях этого конкретного субъекта. Учесть специфику занятости другие субъекты чаще всего не могут, поэтому возникает необходимость активности в области профориентации. Кроме того, в условиях дефицита и структурных диспропорций на рынке труда профориентация является фактором рекрутинга. Организации заинтересованы в рамках профориентационной работы во взаимодействии со школами (выявление талантливых школьников и подготовки их в системе школа — вуз — предприятие, для формирования НК-бренда, со стратегической точки зрения шефское взаимодействие создает условия для формирования базовых компетенций у школьников), организациями профессионального образования (привлечение работников для трудоустройства, совместная подготовка работников для предприятия, оценки потенциала выпускников для адекватного способностям трудоустройства) и специализированными субъектами (поскольку они обладают современными методиками в разных аспектах профориентационной работы);
• структуры федеральных органов управления, которые реализуют государственный интерес в области профориентации посредством разработки и реализации специальных программ, планов, грантов и других организационно-управленческих инструментов. К ним относятся Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Министерство образования и науки РФ, которые реализуют государственную политику в сфере образования, воспитания молодежи и молодежной политики. Профориентационная работа осуществляется посредством конкурсов, грантов, конференций, семинаров, специализированных программ, а также экспертизы методик профориентационной работы; Федеральная государственная служба занятости населения осуществляет свою профориентационную работу, как правило, среди взрослого населения посредством реализации специализированных методик оценки профессиональных и личностных качеств, на основе которых предоставляются рекомендации и услуги по дальнейшему трудоустройству, профессиональному переобучению, построению карьеры, прохождению стажировок.
Эти субъекты заинтересованы в совершенствовании методик и распространении передового опыта проведения профориентационных мероприятий, увеличении охвата населения, создании региональных систем профориентации, повышении эффективности профориентационной работы в рамках выбора профессий, осознанном выборе вузов и направлений подготовки, сокращении безработицы, эффективности трудоустройства и снижении текучести. В рамках реализации этих интересов субъекты взаимодействуют с региональными структурами, объединениями работодателей, научными и образовательными сообществами, флагманами профориентационной работы из числа специализированных
субъектов. Структуры региональных и муниципальных органов управления формируют и реализуют региональную политику в сфере профориентации, направленную на закрепление молодежи и занятого населения в образовательных и других организациях территории. К сожалению, анализ не показал четко выраженных формулировок такой политики ни в одном регионе России. Поэтому можно констатировать лишь зачатки и повышение активности по реализации разрозненных и часто разнонаправленных профориентационных мероприятий в регионах. В системе межсубъектных взаимоотношений они находятся между федеральными структурами и структурами, непосредственно реализующими профориентационные мероприятия среди населения. С этой точки зрения они должны быть заинтересованы:
• в выявлении и формировании современных потребностей в профориентационной работе у различных социальных групп населения региона;
• в аудите, развитии и распространении передовых методов профориентационной работы, адекватных потребности и восприятию целевых объектов профориентации;
• в расширении сегмента пользователей услугами профориентационной работы, что следует из новых парадигм и целей профориентационной работы в современном обществе;
• в закреплении молодежи и других групп населения в образовательных организациях и трудоустройстве в организациях региона;
• в создании эффективных коммуникаций между различными субъектами;
• в создании организационных, материально-технических и экономических предпосылок для эффективного функционирования региональной системы профориентации и отдельных ее субъектов.
Особая роль в системе профориентации принадлежит родителям как субъектам профориентации. Исследователи отмечают их возрастающее влияние на принятие решения о выборе образовательных организаций и вариантов трудоустройства [21; 22]. Чаще всего решение о профессиональном самоопределении принимается в семье, которая при этом сопоставляет ресурсы и возможности семейного бюджета, социального окружения, ценностей, традиций и тому подобное. Качество и эффективность родителей как субъектов зависит от их опыта, степени понимания рынка труда и системы образования. Исследования и экспертный опрос в рамках круглого стола отмечают, что взаимодействие родителей как субъектов и школьников как объектов профориентации может носить конфликтный, противоречивый характер [23]. Поэтому системы профориентации не могут, с одной стороны, обойтись без привлечения родителей, с другой стороны, качество их участия требует отдельных программ, направленных на повышение компетенций родителей как субъектов.
Другим основанием классификации является разделение субъектов профориентации на бюджетные и небюджетные. Из числа рассмотренных выше, к бюджетным мы относим структуры государственных, региональных и муниципальных органов управления. Они могут быть как неспециализированными, так и специализированными (например, центры профориентации и психологической поддержки населения). Бюджетные субъекты, как отмечалось выше, реализуют политику в области воспитания, образования и молодежной политики, занятости населения. Поскольку их особенности были рассмотрены выше, добавим лишь, что они осуществляют свою деятельность в рамках соответствующих программ, их деятельность жестко регламентирована формами отчетности и официального контроля. Все это теоретически может порождать бюрократизированные формы отношений между субъектами, а также в рамках субъект-объектных взаимодействий. Одним из условий их эффективного функционирования является наличие специализированных программ (проектов, концепций), обеспечивающих организационно-управленческие механизмы и финансирование профориентационных мероприятий. Отсутствие таких программ приводит к рассогласованности действий, снижению значимости, недофинансированию, излишней формализации профориентационных работ. В современных условиях возрастают требования к квалификации этих субъектов. Поскольку от них зависит функционирование системы
профориентации в целом, качество методов профориентации, интегрированность различных субъектов, современность идеологии профориентационной деятельности, то представители этих субъектов должны быть безусловными профессиональными лидерами, обладать развитыми коммуникационными компетенциями, а в условиях низкой институализации профориентационной работы — быть энтузиастами своего дела.
Особую роль среди бюджетных субъектов выполняют образовательные организации (общего, среднего специального и высшего образования). В своей деятельности они руководствуются программами и планами, утвержденными и реализуемыми органами управления, поэтому вынуждены вести работу планомерно, в рамках предписанных регламентов, и отчитываться по определенным бюрократическим формам и процедурам. С этой точки зрения у них есть преимущества допуска к современным методам профориентации, реализуемым на уровне региона и страны, профориентационные мероприятия финансируются в установленном порядке. Вместе с тем, реализуя профориентационные мероприятия среди объектов профориентации, они вынуждены гибко реагировать на изменение потребностей и запросов, что не всегда отражается в формальных процедурах и мероприятиях, поэтому в их деятельности пересекаются интересы государства и интересы небюджетных субъектов.
Небюджетные субъекты профессионального самоопределения возникают вследствие пробелов в функционировании бюджетных. Они осуществляют свою деятельность в условиях самофинансирования, и поэтому их деятельность носит рыночный характер со всеми вытекающими отсюда последствиями: самостоятельность в принятии решений; рыночное ценообразование на предоставляемые услуги; клиентоориентированность; выявление и формирование потребностей к применяемым методам профориентации; акцент на привлечение клиентов; позиционирование своей деятельности в определенных сегментах профориентационной работы; упор на качество как фактор привлечения и удержания клиентов; формирование квалифицированного персонала как условие клиентоориентированности и качества работы; функционирование в условиях конкурентной среды с другими субъектами и родственными направлениями деятельности.
Рыночный характер их функционирования предопределяет особые межсубъектные и субъект-объектные отношения. Как отмечалось ранее, системность профориентации предполагает взаимодействие и согласованность действий различных субъектов. В этом плане возникает целая серия противоречий. Согласованность между субъектами возможна только на основе согласования их интересов, что в условиях конкуренции достигается достаточно непросто. Поэтому задача согласования их действий может быть реализована как в рамках четкого разделения прав и полномочий в процессе совместных мероприятий, так и путем организационно-управленческих и экономических механизмов, реализуемых организаторами системы профориентации, которыми могут выступать государственные, региональные и муниципальные структуры. Немаловажным фактором их деятельности являются социальная направленность профориентации и недостаточная интституализация современных методов. Поэтому требуются механизмы конкурсной, грантовой и другой поддержки.
К числу небюджетных субъектов относятся родители, они играют несколько иную роль по сравнению с рыночно-предпринимательскими субъектами. Чаще всего именно они финансируют профориентационные мероприятия, проводимые небюджетными субъектами, в которых принимает участие их ребенок. С этой точки зрения особая роль принадлежит взаимоотношениям между рыночно-предпринимательскими небюджетными субъектами и родителями. Эффективность этих отношений зависит от доверия и качества предлагаемых услуг. Деление субъектов по критерию «формализация деятельности» необходима для того, чтобы оценить степень самостоятельности субъекта относительно принятия управленческих решений, гибкости в изменении методик и профориентационных программ и тому подобное.
Формализованные субъекты организационно оформлены, имеют определенную организационную структуру, постоянный штат работников. Они функционируют как
традиционные производственно-хозяйственные организмы, с четкими планами работ, формами отчетности, схемами подчиненности. К ним относятся почти все бюджетные субъекты, а также значительная часть небюджетных (организации, профориентационно-образовательные центры и другие структуры, официально предоставляющие услуги по профориентации). Интересы формализованных субъектов заключаются в длительном функционировании в сфере профориентационных услуг, системном взаимодействии с объектом и другими субъектами профориентации, увеличении объема предоставляемых профориентационных услуг, повышении удовлетворенности потребителей профориентационных услуг, соблюдении правил официальной отчетности, оценке своей деятельности на основе формализованных критериев. Сам принцип формализации кроет в себе опасность чрезмерной бюрократизации процессов и снижения эффективности работы вследствие длительных коммуникаций между структурами управления. Особенно это характерно для бюджетных формализованных субъектов и крупных профориентационно-образовательных центров с разветвленной филиальной сетью.
Деятельность неформализованных субъектов в большей степени носит характер общественных объединений, социальных проектов, общественных инициатив. Они гибки в реакции на возникающие потребности получателей профориентационных услуг, могут оперативно изменять методы работы, к своей деятельности привлекать профессионалов и экспертов. К ним относятся кружки, секции по развитию компетенций, молодежные, социальные проекты, партийные проекты, активности депутатов и общественных деятелей в области профориентации. Интересы неформализованных субъектов заключаются в оперативном удовлетворении потребностей в профориентационных услугах, привлечении внимания общественности к проблемам профориентации, расширении числа участников профориентационных программ, в том числе за счет привлечения волонтеров, активной молодежи, PR-сопровождении активности, консолидации различных субъектов на решение актуальных задач профориентации посредством демонстрации эффективности отдельных профориентационных проектов.
Выводы
Таким образом, в соответствии с поставленной целью исследования, нами классифицированы субъекты профессионального самоопределения в новых экономических условиях, выявлены и проанализированы их интересы. Анализ экспертных мнений, полученных в ходе круглого стола, позволил выявить проблемы и противоречия интересов отдельных субъектов, предложить механизмы их согласования, а также взаимодействия по ряду направлений. Таким образом, была подтверждена выдвинутая в ходе исследования гипотеза.
На основе анализа литературы было выявлено, что изменение предметной области профориентационной деятельности повлекло за собой изменение состава субъектов профориентации. Возникновение новых субъектов происходит стихийно и связано с неадекватным восприятием системы профориентации в современных условиях, которая традиционно воспринимается как профинформирование и профдиагностика школьников. Субъекты профориентации выделены на основе следующих классификационных признаков: форма собственности субъекта; уровень специализации относительно предмета профориентации; степень формального закрепления организационных форм. Выделены бюджетные и небюджетные, специализированные и неспециализированные, формализованные и неформализованные субъекты профориентации. Таким образом, среди субъектов профориентации можно выделить профориентационные центры при профильных министерствах, ссузы и вузы, организации и предприятия, представителей региональной власти, структуры государственных и муниципальных органов управления, профориентационно-образовательные центры.
Выявлено, что одними из важнейших субъектов профориентации являются родители, так как именно они в большей степени влияют на принятие решения о выборе образовательной организации. В рамках экспертного опроса были выявлены и проанализированы интересы каждого из субъектов. Результаты данного исследования показали, что взаимодействие различных субъектов профориентации может носить конфликтный, противоречивый характер. Необходимо отметить, что субъекты и система профориентации все больше функционируют в рыночных отношениях. Поэтому следует обратить внимание на исследование интересов субъектов, проектирование системы с учетом согласования интересов субъектов и уточнения потребностей объектов профориентации в современных условиях.
Особенности взаимодействия субъектов и объектов профессионального самоопределения в условиях динамичных изменений технологического прогресса, социально-трудовых отношениях требуют новых форм организации этого взаимодействия. Таковыми могут являться профориентационно-образовательные центры, которые в своей деятельности сочетают все необходимые аспекты взаимодействия субъектов и объектов профориентации в изменяющихся условиях.
Благодарности
Выполнено в рамках проекта РФФИ № 19-010-885 А «Противоречия профессионального самоопределения на динамичном рынке труда в условиях цифровой инновационной экономики».
Библиографический список
[1] Диннер И.В. Профориентация и профессиональное самоопределение в контексте непрерывного профессионального развития: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Омск, 2018. - 233 с.
[2] Половинко В.С., Арбуз А.В., Диннер И.В. Обоснование комплексной методики исследования профориентации и профессионального самоопределения // Вестник Омского университета. Серия Экономика. - 2019. - Т. 17, № 2. - С. 207-217.
[3] Li Z., Lowe J. Mobile student to mobile worker: the role of universities in the "war for talent" // British Journal of Sociology of Education. - 2016. - Vol. 37, No 1. - P. 11-29.
[4] Straube R. Soft Skills in der Lehrerbildung - Probleme und Folgen // Soft Skills / Ed. T. Hansel. - Herbolzheim: Centaurus Verlag & Media, Herbolzheim, 2010. - P. 38-75.
[5] Boronina L., Baliasov A., Vishnevskii I., Belova O. Student Youth'S Professional Self-Determination of Large Industrial Region: Diagnostics and Trends // ICERI2017 Proceedings (6-8 September 2018). - Prague: Vysoká skola ekonomická v Praze, 2018. - Р. 187-193. doi:10.21125/iceri.2017.1801
[6] Диннер И.В. Содержание профессий в контексте изменений в разделении и кооперации труда // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2016. - № 2. - С. 95-99.
[7] Guichard J., Dumora B. A Constructivist Approach to Ethically Grounded Vocational Development Interventions for Young People // International Handbook of Career Guidance / Eds: J A. Athanasou, R. Van Esbroeck. - Dordrecht: Springer, 2008. - Р. 187-208. doi:10.1007/978-1-4020-6230-8_9
[8] Westergaard J. Career guidance and therapeutic counselling: Sharing 'what works' in practice with young people // British Journal of Guidance & Counselling. - 2012. - Vol. 40, No 4. -P. 327-339. doi:10.1080/03069885.2012.687711
[9] Одегов Ю.Г., Никулин Л.Ф., Половинко В.С. Сетевой HR-менеджмент 3.0: монография. - Омск: Издательство Омского государственного университета, 2013. - 123 с.
[10] Зайцева И.А., Каменева Н.Е. Модель непрерывного многоуровневого образования в условиях инновационной экономики // Экономика образования. - 2013. - № 3. - С. 116— 121.
[11] Диннер И.В. Профориентация как фактор регулирования миграционных процессов и рынка труда // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2017. - № 2 (58). -С. 139-145.
[12] Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Под ред. А.М. Прохоров. - Москва: Советская Энциклопедия, 1975. - С. 144.
[13] Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинов: В 5 т. - Москва: Советская энциклопедия, 1977. - 639 с.
[14] Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация: монография. - Москва: Информ-Знание, 2002. - С. 224.
[15] Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов. - Москва: Академический Проект, 2007. -С. 174.
[16] Половинко В.С. Модернизация социально-трудовых отношений в период неоиндустриализации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2015. -№ 3. - С. 9-13.
[17] Антосенков Е.Г. Профориентация и эффективность экономики // Труд и социальные отношения. - 2011. -№ 4. - С.11-17.
[18] Грачева Н.А. Профориентация и миграция молодежи как важнейшие элементы развития регионального рынка труда // Уровень жизни населения регионов России. - 2016. - Т. 3, № 201. - С.67-76.
[19] Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы // Профессиональное образование и общество. - 2014. - Т. 3. - № 11. - С. 49-57.
[20] Колесникова О.А., Крымова Н.А. Развитие системы управления профориентацией -требование времени // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и Управление. - 2010. - № 1. -С.139-144.
[21] Осипова Л.Б. Роль семьи в выборе жизненной траектории молодежью // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22261 (дата обращения: 25.09.2019).
[22] Маслова Л.М., Шурупова А.А. Роль семьи в формировании знаний подростков о профессиях будущего // Зауральский научный вестник. - 2014. - Т. 1, № 5. - С. 58-59.
[23] Магомедова Е.Э., Гашимова Э. Влияние родителей на выбор профессии старшеклассниками // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1041/10156 (дата обращения 18.10.2017).
References
[1] Dinner, I.V. (2018). Career Guidance and professional self-determination in the context of continuous professional development (Candidate thesis, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russian Federation).
[2] Polovinko, V.S., Arbuz, A.V., & Dinner, I.V. (2019). Substantiation of a complex methodology for the study of career guidance and professional self-determination. Bulletin of Omsk University. Series "Economics", 2, 207-216.
[3] Li, Z., & Lowe, J. (2016). Mobile student to mobile worker: the role of universities in the "war for talent". British Journal of Sociology of Education, 37(1), 11-29.
[4] Straube, R. (2010). Soft Skills in der Lehrerbildung - Probleme und Folgen. In Hansel T. (Ed.), Soft Skills. Herbolzheim: Centaurus Verlag & Media, Herbolzheim.
[5] Boronina, L., Baliasov, A., Vishnevskij I., & Belova, O. (2018). Student Youth'S Professional Self-Determination of Large Industrial Region: Diagnostics and Trends. In ICERI2017 Proceedings (pp. 187-193). Prague: Vysoká skola ekonomická v Praze.
[6] Dinner, I.V. (2016). The content of professions in the context of changes in the division and cooperation of labor. Bulletin of Omsk University. Series "Economics", 2, 95-99.
[7] Guichard, J., & Dumora, B. (2008). A Constructivist Approach to Ethically Grounded Vocational Development Interventions for Young People. In J.A. Athanasou, R. Van Esbroeck (eds.), International Handbook of Career Guidance (pp. 187-208). Dordrecht: Springer doi:10.1007/978-1-4020-6230-8_9
[8] Westergaard, J. (2012). Career guidance and therapeutic counselling: Sharing 'what works' in practice with young people. British Journal of Guidance & Counselling, 40(4), 327-339. doi:10.1080/03069885.2012.687711
[9] Odegov, Yu.G. (2013). NetworkHR-management 3.0. Omsk: Omsk State University Publishing House.
[10] Zaitseva, I.A. & Kameneva, N.E. (2013). Model of continuous multi-level education in the conditions of innovative economy. Economics of Education, 3, 116-121.
[11] Dinner, I.V. (2017). Vocational guidance as a factor in regulating migration processes and the labor market. Bulletin of Omsk University. Series "Economics", 2 (58), 139-145.
[12] Prokhorov, A.M. (Ed.). (1975). Great Soviet Encyclopedia. Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya.
[13] Konstantinov, F.V. (Ed.). (1977). Philosophical Encyclopedia. Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya.
[14] Polovinko, V.S. (2002). Human resource management: a systematic approach and its implementation. Moscow: Inform-Znanie.
[15] Volkov, B.S. (2007). Fundamentals of vocational guidance. Moscow: Akademicheskiy Proyekt.
[16] Polovinko, V.S. (2015). Modernization of social and labor relations in the period of neoindustrialization. Bulletin of Omsk University. Series "Economics", 3, 9-13.
[17] Antosenkov, E.G. (2011) Vocational guidance and economic efficiency. Labor and Social Relations, 4, 11 -17.
[18] Gracheva, N.A. (2016). Vocational guidance and migration of young people as the most important elements of the development of the regional labor market. Living Standards of the Population of the Regions of Russia, 3(201), 67-76.
[19] Razumova, M.V. (2014). Vocational guidance in Russia: formation, problems, prospects. Vocational Education and Society, 3(11), 49-57.
[20] Kolesnikova, O.A, & Krymova, N.A. (2010). The development of the management system of career guidance - the requirement of time. Vestnik VSU. Series: Economics and Management, 1, 139-144.
[21] Osipova, L.B. (2015). Role of the family in the choice of the life trajectory of young people. Modern Problems of Science and Education, 2-2. Retrieved from: http://science-educati on.ru/ru/article/view? id=22261.
[22] Maslova, L.M. & Shurupova, A.A. (2014). The role of the family in the formation of knowledge of adolescents about the professions of the future. TRANS-Ural Scientific News, 1(5), 58-59.
[23] Magomedova, E.E., & Gashimova, E. (2015). The influence of parents on the choice of profession senior pupils. VII International Student Electronic Scientific Conference "Student Scientific Forum". Retrieved from https://www.scienceforum.ru/2015/1041/10156.
Получена / Submitted: 12/12/2019
Доработана / Revised: 25/12/2019
Принята к публикации / Accepted: 28/01/2020