Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19'

УСТОЙЧИВОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальные бюджеты / бюджетные ресурсы / доходы и расходы бюджетов / меры антикризисной поддержки / дефицит бюджетов / межбюджетные трансферты / сбалансированность бюджетов / государственный долг
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19»

Белостоцкий А.А.

к.э.н., доцент, Курский филиал Финансового университета при Правительстве РФ [email protected]

устойчивость национальных бюджетов государств в условиях

распространения коронавирусной инфекции соуго-19

Ключевые слова: национальные бюджеты, бюджетные ресурсы, доходы и расходы бюджетов, меры антикризисной поддержки, дефицит бюджетов, межбюджетные трансферты, сбалансированность бюджетов, государственный долг.

Настоящая ситуация с пандемией коронавируса СОУГО-19 в течение 2020 года бросила вызов государственным финансам стран мира, их бюджетным системам, финансовой устойчивости и в целом проводимой финансово-бюджетной политике.

Для сдерживания распространения коронавируса, а также последующего сглаживания негативных тенденций для экономики в зарубежных странах задействуют достаточно большой объем финансовых ресурсов, например, объем антикризисных программ в Германии составляет 37% ВВП, в Италии - 20% ВВП, в Великобритании - 16% ВВП, во Франции - 14% ВВП, в США - 12,4% ВВП1.

Общий объем прямых фискальных мер в целях поддержки экономики и населения в связи с распространением коронавируса по ключевым странам составил почти 5 трлн. долл. США, а с учетом налоговых отсрочек, госгарантий и квазифискальных операций - более 11 трлн. долл. США.

В результате во всех ключевых странах бюджет в 2020 году прогнозируется с существенным дефицитом, в том числе в странах, стремившихся в 2019 году к положительному фискальному балансу.

Результатом синхронного роста дефицита бюджетов в 2020-2021 гг. станет резкое повышение уровня задолженности к ВВП - как в развивающихся, так и в развитых странах. По прогнозам МВФ, государственный долг в мире в целом после роста в 2019 году на 1,6 п.п., в 2020 году вырастет на 18,7 п.п. и достигнет 101,5% глобального ВВП -самого высокого уровня за всю историю.

18 16 14 12

ю

..

6 i 2 О

Прямые меры Налоговые отсрочки

Прогноз роста ВВП в 2020 году (ШФ)

-7,8 | -5,8 -8,0 j -10,2 j -9,1 -2,1 -12,8 -2,7 1,0 -8,0 -0,3 -12,8 -12,5 -4,5 -5,0

Прогноз величины государственного долга е 2020 году, % ВВП (МВФ)

77,2 1268.0 141,41 101,6 102,3 49,5 166,1 23,1 64,1 79,9 37,7 123,8 125,7 84,0 40,4

<4?

^ Ж Ж ¿Г JT Л*

г

-8.2

66,5

¿Р J- Л*

Рисунок 1.

Фискальные меры по борьбе с последствиями Covid-19, % ВВП

1 Тенденции развития российской экономики в условиях пандемии коронавируса и возможные антикризисные меры. Апрель 2020 / Институт исследований и экспертизы ВЭБ РФ. - http:// www.inveb.ru/

Результатом смягчения фискальной политики и роста долга по всему миру стало снижение суверенных рейтингов ведущими рейтинговыми агентствами. По данным Fitch Ratings количество понижений рейтингов за четыре месяца 2020 года достигло рекорда: рейтинги были понижены для долговых обязательств 29 стран (рис. 1).

Дополнительные опасения рейтинговых агентств вызывает растущий на протяжении нескольких лет и находящийся на историческом максимуме корпоративный долг. Экономический спад и ухудшение условий для заимствований на финансовых рынках уже привели в 2020 году к самым высоким темпам дефолтов по корпоративным облигациям со времен мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., а количество дефолтов в развитых странах (кроме США) превзошло уровень прошлого кризиса.

Чрезвычайно высокий долг может стать опасным для развития мировой экономики вследствие повышения уязвимости к риску рефинансирования и ужесточения финансовых условий, приводящего к росту расходов на обслуживание долга и дестабилизации и без того слабых государственных финансов, а также способствующего росту стоимости заимствований для частных заемщиков.

В этой связи по мере восстановления экономической активности для всех стран критически важно вернуться к соблюдению сбалансированных принципов бюджетной политики, обеспечивающих экономическую и финансовую стабильность.

Мировые монетарные власти в ответ на ухудшение экономической ситуации также пошли на беспрецедентное смягчение денежно-кредитной политики как по каналу процентных ставок, так и посредством кратного расширения программ предоставления ликвидности и выкупа активов. Антикризисные пакеты также включали макропруденци-альные меры для снижения давления на капитал банковской системы, вызванного ухудшением положения заемщиков и предоставлением отсрочек выплат кредитов1.

В современных условиях запланированные финансовые ресурсы первого пакета мер антикризисной поддержки государства, направляемые на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19 составят в РФ 2,8% ВВП или 3,1 трлн. рублей, что включает как прямые расходы бюджета, так и меры государственной поддержки, помимо этого будут задействованы средства ФНБ в размере 2 трлн. рублей, чтобы покрыть выпадающие нефтегазовые доходы федерального бюджета из-за снижения цен на нефть. И, несмотря на второй пакет мер государственной поддержки, согласно которому будет осуществляться перераспределение средств внутри действующего бюджета, объема выделяемых финансовых ресурсов в сложной эпидемиологической обстановке может быть недостаточно. Этого можно достичь изменением бюджетного правила путем поднятия цены отсечения до 50-55 долл./бар., с тем, чтобы замещать доходы, не относящиеся к нефтегазовым, а также предусмотреть прямые выплаты населению и предоставить налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса.

В условиях ограничительных мер 2 кв. 2020 года практически для всех сфер и отраслей национальной экономики оказался очень тяжелым, в том числе и для промышленного производства. В частности, во втором квартале прогнозируется спад экономики на 8%, при этом в апреле, по данным Росстата, снижение промышленного производства составило 6,6%, что сопоставимо по объему с кризисом 2015 года - тогда такое падение произошло за полгода.

По данным ЦБ РФ восстановление экономики будет достаточно медленным и за 3-4 кварталы не будет отыграно снижение 2 квартала, в результате чего падение ВВП составит 4-6% в 2020 году, затем прогнозируется восстановительный рост экономики на 2,8-4,8% в 2021 году и 1,5-3,5% в 2022 году, в этом случае мы выйдем на уровень ВВП 2019 года к первому полугодию 2022 года.

Пакеты мер антикризисной поддержки в России представлены на рис. 2.

9,0 8,0 7,0 6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

Рисунок 2.

Пакеты мер антикризисной поддержки, трлн. рублей

1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов / Министерство финансов РФ. - http://minfin.ru/

8,0

5,1

0,3

1 пакет 1 пакет 3 пакет

Поддержка субъектов РФ, расширение их доходной базы и обеспечение устойчивости их бюджетов, наряду с повышением прозрачности и предсказуемости планирования межбюджетных трансфертов оставались в 2019-2020 гг. приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений1.

В целях стимулирования субъектов РФ к повышению эффективности мер государственной поддержки при расчете налогового потенциала (для целей распределения дотаций на выравнивание бюджетного обеспеченности) не учитываются стимулирующие налоговые расходы, обусловленные льготами по налогу на прибыль и имуществу организаций, оценка совокупного бюджетного эффекта по которым принимает положительное значение2.

В целом, реализованные в 2014-2019 гг. меры по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов и ограничению роста их долга принесли результаты:

- государственный долг субъектов снизился до 2113,0 млрд. рублей (22,5% налоговых и неналоговых доходов):

- консолидированные бюджеты субъектов в течение 2018-2019 гг. были исполнены с профицитом (510,3 и 4,7 млрд. рублей в 2018 и 2019 гг. соответственно).

В то же время распространение коронавирусной инфекции в 2020 году оказало значительное влияние на динамику доходов и расходов региональных бюджетов. Так, за первые 8 месяцев 2020 года налоговые и неналоговые доходы регионов снизились на 7% к прошлому году. при этом география влияния кризиса на доходы субъектов неравномерна: так, в ресурсодобывающих регионах сокращение превысило -12,2% к 2019 году, в то время как в столичных агломерациях сложилась более устойчивая динамика (-5,1%)3.

В целях создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения региональных бюджетов в связи со сложной экономической ситуацией ввиду распространения коронавирусной инфекции в 2020 году были предусмотрены дополнительные меры поддержки бюджетов субъектов РФ в части:

- дополнительных трансфертов в целях компенсации снижения поступлений доходов (300,0 млрд. рублей) и оказания помощи пациентам с коронавирусной инфекцией (68,2 млрд. рублей):

- введения возможности превышения предельных значений показателей дефицита и госдолга;

- переноса на 2 года срока погашения реструктурированной задолженности, проведенной в 2012 и 2013 гг., до 2034 года: с погашением ежегодно в 2025-2034 годах равными долями (ранее с 2023 по 2032 годы);

- продления периода погашения реструктурированной в 2017 году задолженности до 2029 года и изменение объемов погашения задолженности: в 2020 году освобождение от погашения задолженности, в 2021-2024 гг. погашение в размере 5% суммы задолженности ежегодно, в 2025-2029 гг. ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности (с возможностью досрочного погашения). При этом высвобождаемые от погашения в 2020 году средства подлежат направлению на финансирование мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на компенсацию снижения доходов в 2020 году (по сравнению с 2019 годом);

- освобождения субъектов РФ, нарушивших соглашения по итогам 2019 года от досрочного погашения части бюджетных кредитов в 2020 году;

- увеличения в 2020 году срока предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета (казначейских кредитов) с 90 до 180 дней;

- введения возможности предоставления в 2020 году между субъектами РФ «горизонтальных бюджетных кредитов» на срок до трех лет;

- расширения случаев внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта РФ (местного бюджета) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете;

- ускорения и упрощения административных процедур, связанных с предоставлением целевых межбюджетных трансфертов4.

Динамика дефицита бюджета субъектов РФ представлена на рис. 3.

Поддержка регионов остается приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений. В данном аспекте планируется реализация следующих задач:

- предоставление бюджетам субъектов РФ нецелевой финансовой поддержки с сохранением действующих подходов к распределению дотации на выравнивание и формирование дополнительных доходных источников поступлений в консолидированные бюджеты субъектов, включая:

- сохранение до 2024 года механизма централизации 1 п.п. налога на прибыль в качестве источника увеличения объемов дотации на выравнивание и поэтапная передача в бюджеты субъектов акцизов на нефтепродукты с доведением к 2024 году норматива до 100%;

- поэтапный переход к 2023 году на зачисление 50% норматива акцизов на крепкий алкоголь исходя из объемов розничных продаж крепкой алкогольной продукции и создание механизмов реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирование экономического развития:

- запуск механизма финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры (в целях реализации новых инвестиционных проектов) за счет средств, высвобождаемых в 2021-2024 гг. в результате реструктуризации бюджетных кредитов;

1 Правительство Российской Федерации: официальный сайт. - http://www.government.ru

2 Федеральное казначейство: официальный сайт Казначейства России. - http://roskazna.ru

3 Государственная Дума РФ: официальный сайт. - http://duma.gov.ru

4 Министерство экономического развития РФ: официальный сайт. - http://economy.gov.ru/

- списание задолженности по бюджетным кредитам за счет дополнительного поступления налогов от реализации новых инвестиционных проектов и учет при предоставлении межбюджетных трансфертов перспективных отраслей экономики регионов;

- установление в соглашениях о предоставлении субсидий, предусмотренных в целях софинансирования осуществления закупок обязательств по соблюдению минимальной доли отечественных товаров при их осуществлении.

- предоставление финансовой поддержки, направленной на стимулирование субъектов к достижению национальных целей развития;

- повышение качества управления региональными и муниципальными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины;

- усиление ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, невыполнение условий межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов;

- повышение предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ (в т.ч. увеличение объемов распределенных на 3 года межбюджетных трансфертов и сокращение сроков их доведения)1.

■Ы 0,5

I

^0.3

|o.i

-0.1 -о.з

-0.5 -0.7 -0.9

5.0%

2.5%

0.0%

- -2.5%

- -5.0%

- -7.5%

■10.0%

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

дефицит дефицитных регионов

дефицит —О—

Рисунок 3.

дефицит к нал и ненал доходам (пр. шкала)

Динамика дефицита бюджета субъектов РФ

Учитывая, что на снижение ВВП значительное влияние оказало падение экспорта на 12-15%, а также, то что в базовый прогноз заложена средняя цена нефти марки Urals на уровне $27 за барр. в 2020 году при том, что в апреле цена Urals снижалась до 11,5-12,0 долл./барр, что составило минимальный уровень с 1999 года, в такой ситуации есть вероятность что экономические процессы будут восстанавливаться медленнее чем планировалось, несмотря на снижение ключевой ставки на 0,5 п.п. до 5,5%.

В этих условиях происходящий кризис нельзя недооценивать, так как он может сильно тормозить темпы восстановления национальных экономик государств мира, бюджетную обеспеченность территорий, влиять на социально-экономический уровень жизни населения, поэтому уже сейчас необходимо усилить работу по финансированию мер государственной поддержки мероприятий в условиях борьбы с распространением пандемии коронавируса COVID-19.

1 Счетная палата Российской Федерации: официальный сайт. - http://www.ach.gov.ru

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.