Научная статья на тему 'СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональные бюджеты / сбалансированность бюджета / бюджетная обеспеченность / дефицит бюджетов / межбюджетные трансферты / финансовая устойчивость
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

Белостоцкий А.А.

к.э.н., Курский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

[email protected]

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Ключевые слова: региональные бюджеты, сбалансированность бюджета, бюджетная обеспеченность, дефицит бюджетов, межбюджетные трансферты, финансовая устойчивость.

Поддержка субъектов РФ, расширение их доходной базы и обеспечение устойчивости их бюджетов, наряду с повышением прозрачности и предсказуемости планирования межбюджетных трансфертов оставались в 2019-2020 гг. приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, которая существенно повлияла на эффективность работы отдельных отраслей и направлений национальной экономики в 2020 году.

В условиях ограничительных мер 2 кв. 2020 года практически для всех сфер и отраслей национальной экономики оказался очень тяжелым, в том числе и для промышленного производства. В частности, во втором квартале прогнозируется спад экономики на 8%, при этом в апреле, по данным Росстата, снижение промышленного производства составило 6,6%, что сопоставимо по объему с кризисом 2015 года - тогда такое падение произошло за полгода.

По данным ЦБ РФ восстановление экономики будет достаточно медленным и за 3-4 кварталы не будет отыграно снижение 2 квартала, в результате чего падение ВВП составит 4-6% в 2020 году, затем прогнозируется восстановительный рост экономики на 2,8-4,8% в 2021 году и 1,5-3,5% в 2022 году, в этом случае мы выйдем на уровень ВВП 2019 года к первому полугодию 2022 года1. Отметим, что есть вероятность того, что экономические процессы будут восстанавливаться медленнее, чем планировалось, несмотря на снижение ключевой ставки на 0,5 п.п. до 5,5%.

В целях стимулирования субъектов РФ к повышению эффективности мер государственной поддержки при расчете налогового потенциала (для целей распределения дотаций на выравнивание бюджетного обеспеченности) не учитываются стимулирующие налоговые расходы, обусловленные льготами по налогу на прибыль и имуществу организаций, оценка совокупного бюджетного эффекта по которым принимает положительное значение.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 20192023 годах, представлены на табл. 1.

Таблица 1

Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации

в 2019-2023 гг., млрд. рублей

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Межбюджетные трансферты 2387,2 3469,0 2849,7 2763,6 2881,9

%% ВВП 2,2 3,2 2,5 2,2 2,2

Дотации 924,0 1191,3 896,5 911,8 925,1

в % к МБТ (всего) 38,7 34,3 31,5 33,0 32,1

Субсидии 556,6 1 008,1 976,1 965,9 1070,5

в % к МБТ (всего) 23,3 29,1 34,3 34,9 37,1

Субвенции 396,6 589,5 591,0 558,3 568,6

в % к МБТ (всего) 16,6 17,0 20,7 20,2 19,7

иные МБТ 510,0 680,1 386,0 327,7 317,7

в % к МБТ (всего) 21,4 19,6 13,5 11,9 11,0

Реализованные в 2014-2019 гг. меры по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов и ограничению роста их долга принесли результаты:

- государственный долг субъектов снизился до 2113,0 млрд. рублей (22,5% налоговых и неналоговых доходов):

- консолидированные бюджеты субъектов в течение 2018-2019 гг. были исполнены с профицитом (510,3 и 4,7 млрд. рублей в 2018 и 2019 гг. соответственно).

В то же время распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году оказало существенное влияние на динамику доходов и расходов региональных бюджетов. Так, за первые 8 месяцев 2020 года налоговые и неналоговые доходы регионов снизились на 7% к прошлому году, при этом география влияния кризиса на доходы субъектов не-

1 Федеральное казначейство: официальный сайт Казначейства России. - http://roskazna.ru

926

равномерна: так, в ресурсодобывающих регионах сокращение превысило -12,2% к 2019 году, в то время как в столичных агломерациях сложилась более устойчивая динамика (-5,1%)1.

В целях создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения региональных бюджетов в связи со сложной экономической ситуацией ввиду распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году были предусмотрены дополнительные меры поддержки бюджетов субъектов РФ в части:

- дополнительных трансфертов в целях компенсации снижения поступлений доходов (300,0 млрд. рублей) и оказания помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (68,2 млрд. рублей):

- введения возможности превышения предельных значений показателей дефицита и госдолга;

- переноса на 2 года срока погашения реструктурированной задолженности, проведенной в 2012 и 2013 гг., до 2034 года: с погашением ежегодно в 2025-2034 годах равными долями (ранее с 2023 по 2032 годы);

- продления периода погашения реструктурированной в 2017 году задолженности до 2029 года и изменение объемов погашения задолженности: в 2020 году освобождение от погашения задолженности, в 2021-2024 гг. погашение в размере 5% суммы задолженности ежегодно, в 2025-2029 гг. ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности (с возможностью досрочного погашения). При этом высвобождаемые от погашения в 2020 году средства подлежат направлению на финансирование мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на компенсацию снижения доходов в 2020 году (по сравнению с 2019 годом);

- освобождения субъектов РФ, нарушивших соглашения по итогам 2019 года, от досрочного погашения части бюджетных кредитов в 2020 году;

- увеличения в 2020 году срока предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета (казначейских кредитов) с 90 до 180 дней;

- введения возможности предоставления в 2020 году между субъектами РФ «горизонтальных бюджетных кредитов» на срок до трех лет;

- расширения случаев внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта РФ (местного бюджета) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете;

- ускорения и упрощения административных процедур, связанных с предоставлением целевых межбюджетных трансфертов2.

Динамика дефицита бюджета субъектов РФ представлена на рис. 1.

0.5

0.3 -

& 0.1

-0.1

-о.з

-0.5

-0.7

-0.9

5.0%

2.5%

0.0%

- -2.5%

- -5.0%

■7.5%

-10.0%

2013 2014 2015 201 в 2017 2018 2019 2020 2021

2022 2023

дефицит дефицитных регионов

I дефицит

■дефицит к нал и ненал доходам (пр. шкала)

Рисунок 1.

Динамика дефицита бюджета субъектов РФ

Поддержка регионов остается приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений. В данном аспекте планируется реализация следующих задач:

- предоставление бюджетам субъектов РФ нецелевой финансовой поддержки с сохранением действующих подходов к распределению дотации на выравнивание и формирование дополнительных доходных источников поступлений в консолидированные бюджеты субъектов, включая:

- сохранение до 2024 года механизма централизации 1 п.п. налога на прибыль в качестве источника увеличения объемов дотации на выравнивание и поэтапная передача в бюджеты субъектов акцизов на нефтепродукты с доведением к 2024 году норматива до 100%;

1 Министерство финансов РФ. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. - http://minfm.ru/

2 Счетная палата Российской Федерации. - http://www.ach.gov.ru

- поэтапный переход к 2023 году на зачисление 50% норматива акцизов на крепкий алкоголь исходя из объемов розничных продаж крепкой алкогольной продукции и создание механизмов реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирование экономического развития:

- запуск механизма финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры (в целях реализации новых инвестиционных проектов) за счет средств, высвобождаемых в 2021 - 2024 гг. в результате реструктуризации бюджетных кредитов;

- списание задолженности по бюджетным кредитам за счет дополнительного поступления налогов от реализации новых инвестиционных проектов и учет при предоставлении межбюджетных трансфертов перспективных отраслей экономики регионов;

- установление в соглашениях о предоставлении субсидий, предусмотренных в целях софинансирования осуществления закупок, обязательств по соблюдению минимальной доли отечественных товаров при их осуществлении.

- предоставление финансовой поддержки, направленной на стимулирование субъектов к достижению национальных целей развития;

- повышение качества управления региональными и муниципальными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины:

- усиление ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, невыполнение условий межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов;

- повышение предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ (в т.ч. увеличение объемов распределенных на 3 года межбюджетных трансфертов и сокращение сроков их доведения)1.

Реализация обозначенных задач, в том числе по обеспечению восстановительного роста экономики, направлена на нормализацию бюджетной политики на региональном уровне с постепенным возвращением к сбалансированности региональных бюджетов.

Несмотря на реализуемую программу по сокращению долговой нагрузки регионов, которая была запущена с 2018 года, дефицит бюджетов регионов не уменьшается, по итогам 2020 года дефицит регионов даже увеличился в размере 700 млрд. рублей, что является историческим максимумом, несмотря на финансовую поддержку регионов в прошлом году, которая, также была существенной и составила 3,8 трлн. рублей, что на 1,3 трлн., или на 54%, больше, чем в 2019 году.

Понятно, что на данную ситуацию оказало и все еще оказывает влияние пандемия коронавируса, так как основной дефицит сформировали Москва и Санкт-Петербург и такие регионы как Московская область, республика Башкортостан, Кемеровская область, Тюменская область, на которые приходится 54% всего дефицита. Здесь также необходимо понимать, что если бы не было финансовой помощи из федерального центра, разрыв в региональных финансах превысил бы 2 трлн. рублей или 20% от собственных доходов регионов, что очень существенно в складывающихся экономических условиях, но постоянно рассчитывать на финансовую поддержку из федерального центра - это не совсем правильная позиция: сейчас регионам, прежде всего необходимо стремиться к восстановлению своих экономик, повышению сбалансированности региональных бюджетов, чтобы в дальнейшем быть финансово устойчивыми и самостоятельными.

1 Тенденции развития российской экономики в условиях пандемии коронавируса и возможные антикризисные меры / Институт исследований и экспертизы ВЭБ РФ. - http:// www.inveb.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.