Белостоцкий А.А.
к.э.н., Курский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Ключевые слова: региональные бюджеты, сбалансированность бюджета, бюджетная обеспеченность, дефицит бюджетов, межбюджетные трансферты, финансовая устойчивость.
Поддержка субъектов РФ, расширение их доходной базы и обеспечение устойчивости их бюджетов, наряду с повышением прозрачности и предсказуемости планирования межбюджетных трансфертов оставались в 2019-2020 гг. приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, которая существенно повлияла на эффективность работы отдельных отраслей и направлений национальной экономики в 2020 году.
В условиях ограничительных мер 2 кв. 2020 года практически для всех сфер и отраслей национальной экономики оказался очень тяжелым, в том числе и для промышленного производства. В частности, во втором квартале прогнозируется спад экономики на 8%, при этом в апреле, по данным Росстата, снижение промышленного производства составило 6,6%, что сопоставимо по объему с кризисом 2015 года - тогда такое падение произошло за полгода.
По данным ЦБ РФ восстановление экономики будет достаточно медленным и за 3-4 кварталы не будет отыграно снижение 2 квартала, в результате чего падение ВВП составит 4-6% в 2020 году, затем прогнозируется восстановительный рост экономики на 2,8-4,8% в 2021 году и 1,5-3,5% в 2022 году, в этом случае мы выйдем на уровень ВВП 2019 года к первому полугодию 2022 года1. Отметим, что есть вероятность того, что экономические процессы будут восстанавливаться медленнее, чем планировалось, несмотря на снижение ключевой ставки на 0,5 п.п. до 5,5%.
В целях стимулирования субъектов РФ к повышению эффективности мер государственной поддержки при расчете налогового потенциала (для целей распределения дотаций на выравнивание бюджетного обеспеченности) не учитываются стимулирующие налоговые расходы, обусловленные льготами по налогу на прибыль и имуществу организаций, оценка совокупного бюджетного эффекта по которым принимает положительное значение.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 20192023 годах, представлены на табл. 1.
Таблица 1
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации
в 2019-2023 гг., млрд. рублей
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.
Межбюджетные трансферты 2387,2 3469,0 2849,7 2763,6 2881,9
%% ВВП 2,2 3,2 2,5 2,2 2,2
Дотации 924,0 1191,3 896,5 911,8 925,1
в % к МБТ (всего) 38,7 34,3 31,5 33,0 32,1
Субсидии 556,6 1 008,1 976,1 965,9 1070,5
в % к МБТ (всего) 23,3 29,1 34,3 34,9 37,1
Субвенции 396,6 589,5 591,0 558,3 568,6
в % к МБТ (всего) 16,6 17,0 20,7 20,2 19,7
иные МБТ 510,0 680,1 386,0 327,7 317,7
в % к МБТ (всего) 21,4 19,6 13,5 11,9 11,0
Реализованные в 2014-2019 гг. меры по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов и ограничению роста их долга принесли результаты:
- государственный долг субъектов снизился до 2113,0 млрд. рублей (22,5% налоговых и неналоговых доходов):
- консолидированные бюджеты субъектов в течение 2018-2019 гг. были исполнены с профицитом (510,3 и 4,7 млрд. рублей в 2018 и 2019 гг. соответственно).
В то же время распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году оказало существенное влияние на динамику доходов и расходов региональных бюджетов. Так, за первые 8 месяцев 2020 года налоговые и неналоговые доходы регионов снизились на 7% к прошлому году, при этом география влияния кризиса на доходы субъектов не-
1 Федеральное казначейство: официальный сайт Казначейства России. - http://roskazna.ru
926
равномерна: так, в ресурсодобывающих регионах сокращение превысило -12,2% к 2019 году, в то время как в столичных агломерациях сложилась более устойчивая динамика (-5,1%)1.
В целях создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения региональных бюджетов в связи со сложной экономической ситуацией ввиду распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году были предусмотрены дополнительные меры поддержки бюджетов субъектов РФ в части:
- дополнительных трансфертов в целях компенсации снижения поступлений доходов (300,0 млрд. рублей) и оказания помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (68,2 млрд. рублей):
- введения возможности превышения предельных значений показателей дефицита и госдолга;
- переноса на 2 года срока погашения реструктурированной задолженности, проведенной в 2012 и 2013 гг., до 2034 года: с погашением ежегодно в 2025-2034 годах равными долями (ранее с 2023 по 2032 годы);
- продления периода погашения реструктурированной в 2017 году задолженности до 2029 года и изменение объемов погашения задолженности: в 2020 году освобождение от погашения задолженности, в 2021-2024 гг. погашение в размере 5% суммы задолженности ежегодно, в 2025-2029 гг. ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности (с возможностью досрочного погашения). При этом высвобождаемые от погашения в 2020 году средства подлежат направлению на финансирование мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на компенсацию снижения доходов в 2020 году (по сравнению с 2019 годом);
- освобождения субъектов РФ, нарушивших соглашения по итогам 2019 года, от досрочного погашения части бюджетных кредитов в 2020 году;
- увеличения в 2020 году срока предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета (казначейских кредитов) с 90 до 180 дней;
- введения возможности предоставления в 2020 году между субъектами РФ «горизонтальных бюджетных кредитов» на срок до трех лет;
- расширения случаев внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта РФ (местного бюджета) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете;
- ускорения и упрощения административных процедур, связанных с предоставлением целевых межбюджетных трансфертов2.
Динамика дефицита бюджета субъектов РФ представлена на рис. 1.
0.5
0.3 -
& 0.1
-0.1
-о.з
-0.5
-0.7
-0.9
5.0%
2.5%
0.0%
- -2.5%
- -5.0%
■7.5%
-10.0%
2013 2014 2015 201 в 2017 2018 2019 2020 2021
2022 2023
дефицит дефицитных регионов
I дефицит
■дефицит к нал и ненал доходам (пр. шкала)
Рисунок 1.
Динамика дефицита бюджета субъектов РФ
Поддержка регионов остается приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений. В данном аспекте планируется реализация следующих задач:
- предоставление бюджетам субъектов РФ нецелевой финансовой поддержки с сохранением действующих подходов к распределению дотации на выравнивание и формирование дополнительных доходных источников поступлений в консолидированные бюджеты субъектов, включая:
- сохранение до 2024 года механизма централизации 1 п.п. налога на прибыль в качестве источника увеличения объемов дотации на выравнивание и поэтапная передача в бюджеты субъектов акцизов на нефтепродукты с доведением к 2024 году норматива до 100%;
1 Министерство финансов РФ. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. - http://minfm.ru/
2 Счетная палата Российской Федерации. - http://www.ach.gov.ru
- поэтапный переход к 2023 году на зачисление 50% норматива акцизов на крепкий алкоголь исходя из объемов розничных продаж крепкой алкогольной продукции и создание механизмов реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирование экономического развития:
- запуск механизма финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры (в целях реализации новых инвестиционных проектов) за счет средств, высвобождаемых в 2021 - 2024 гг. в результате реструктуризации бюджетных кредитов;
- списание задолженности по бюджетным кредитам за счет дополнительного поступления налогов от реализации новых инвестиционных проектов и учет при предоставлении межбюджетных трансфертов перспективных отраслей экономики регионов;
- установление в соглашениях о предоставлении субсидий, предусмотренных в целях софинансирования осуществления закупок, обязательств по соблюдению минимальной доли отечественных товаров при их осуществлении.
- предоставление финансовой поддержки, направленной на стимулирование субъектов к достижению национальных целей развития;
- повышение качества управления региональными и муниципальными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины:
- усиление ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, невыполнение условий межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов;
- повышение предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ (в т.ч. увеличение объемов распределенных на 3 года межбюджетных трансфертов и сокращение сроков их доведения)1.
Реализация обозначенных задач, в том числе по обеспечению восстановительного роста экономики, направлена на нормализацию бюджетной политики на региональном уровне с постепенным возвращением к сбалансированности региональных бюджетов.
Несмотря на реализуемую программу по сокращению долговой нагрузки регионов, которая была запущена с 2018 года, дефицит бюджетов регионов не уменьшается, по итогам 2020 года дефицит регионов даже увеличился в размере 700 млрд. рублей, что является историческим максимумом, несмотря на финансовую поддержку регионов в прошлом году, которая, также была существенной и составила 3,8 трлн. рублей, что на 1,3 трлн., или на 54%, больше, чем в 2019 году.
Понятно, что на данную ситуацию оказало и все еще оказывает влияние пандемия коронавируса, так как основной дефицит сформировали Москва и Санкт-Петербург и такие регионы как Московская область, республика Башкортостан, Кемеровская область, Тюменская область, на которые приходится 54% всего дефицита. Здесь также необходимо понимать, что если бы не было финансовой помощи из федерального центра, разрыв в региональных финансах превысил бы 2 трлн. рублей или 20% от собственных доходов регионов, что очень существенно в складывающихся экономических условиях, но постоянно рассчитывать на финансовую поддержку из федерального центра - это не совсем правильная позиция: сейчас регионам, прежде всего необходимо стремиться к восстановлению своих экономик, повышению сбалансированности региональных бюджетов, чтобы в дальнейшем быть финансово устойчивыми и самостоятельными.
1 Тенденции развития российской экономики в условиях пандемии коронавируса и возможные антикризисные меры / Институт исследований и экспертизы ВЭБ РФ. - http:// www.inveb.ru/