Н. Е. Водопьянова, А. Н. Густелева
Устойчивость к синдрому выгорания
*
в аспекте позитивного самоотношения
В период глубоких социально-политического и экономического реформирования российского общества особую актуальность приобретает проблемы духовно-нравственного и социального здоровья россиян разного поколения. Последствия быстрого перехода к рыночной экономике и культуре существенно сказались на возникновении множества проблем социального, духовно-нравственного и личностного уровней. Приоритет материальных ценностей над духовными, власти денег и «вседозволенности» над моральноэтическими и нравственными ориентирами сказался на росте социальных, трудовых и личностных стрессов. Негативные последствия повышения стрессогенности общества и личной жизни россиян проявляются во многих сферах, в частности, в снижении трудовой мотивации, замещении активно-созидательной позиции на пассивнопотребительскую, в потере нравственных и духовных ценностей. Следствия другого порядка - увеличение числа нетрудоспособной части населения, отток «мозгов» в западные страны, снижение рождаемости и др. Социально-политические катаклизмы привели к росту безработицы, профессиональным и личностным кризисам среди россиян разных поколений. Увеличение стрессов и кризисов не могло не отразиться на ухудшении психосоматического и социальнонравственного здоровья, а также на росте личностных дисфункций. Одной из них является синдром психического или профессионального выгорания как следствие профессиональных и социальных стрессов.
Синдром выгорания - это не только проблема отдельно взятого человека, а скорее социального окружения, в котором человек живет и работает (Maslach, Leiter, 1997). Учеными доказано, что последствия профессионального выгорания проявляются не только в трудовой деятельности человека, но также и в разных сферах функционирования личности. Поэтому проблема уменьшения «выгорания» имеет прямое отношение к организационному и социальному здоровью.
В общем виде под синдромом профессионального выгорания понимаются негативные изменения в эмоциональной и мотивацион-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, название гранта "Субъективные репрезентации профессионально-трудных ситуаций как фактор совладающего поведения на разных этапах профессионализации" № 08-06-00478а
33
но-установочной сфере личности под влиянием различных стрессоров. Синдром выгорания проявляясь в негативных психических состояниях и имея в своем составе симптомы родственные, отрицательно направленным состояниям, тем не менее, не сводится к ним, а представляется самостоятельным и относительно независимым феноменом личностных дисфункций (Картавая, Орел, 2006).
Несмотря на постоянный рост исследований по проблеме психического выгорания, продолжает оставаться недостаточно разработанным вопрос о том, за счет каких индивидуальных особенностей у одних людей развивается данный синдром, а у других нет при условии, что те и другие работают в одной и той же организации и профессии. Попытки объяснить это возрастными и половыми различиями не дают однозначного ответа о неоспоримом влиянии данных индивидных переменных на развитие профессионального выгорания. Также обстоит дело и с такой переменной как профессиональный стаж. Обнаруживаются лишь некоторые тенденции к большей выраженности синдрома выгорания по мере увеличения стажа работы среди различных групп специалистов. Зависимость синдрома выгорания от стажа чаще прослеживается в жестко регламентированных профессиях и организациях, ограничивающих творческие возможности и самоактуализацию человека (Борисова, 2002; Водопьянова с соавт., 1997; Виданова, 2007).
Более сильные связи обнаруживаются между профессиональным выгоранием и статусно-ролевыми позициями, срессогенной насыщенностью условий труда, различными переживаниями непривлекательности организационной культуры, неудовлетворенностью работой в организации и другими ценностномотивационными переменными человека как субъекта профессиональной деятельности. Другими словами, при обращении к разным уровням рассмотрения характеристик человека можно отметить, что их детерминация профессионального выгорания имеет достаточно сложное и не всегда прямое влияние, скорее всего, оказывает опосредующий эффект. Для решения вопроса о факторах, препятствующих развитию синдрома профессионального выгорания, на наш взгляд, является резонным обратиться к поиску когнитивносмысловых ресурсов стрессоустойчивости человека, в частности к факторам самоотношения.
Формируясь в процессе осмысления самоотношение заключено в структуру личности как смысловая диспозиция. Являясь компонентом самосознании, самоотношение отражает восприятие индивида самого себя, своих связей с окружающими миром, статусно-ролевых позиций в профессиональной деятельности и др. Профессиональная деятельность для человека была и остается
34
плацдармом для осознания себя как субъекта трудовой деятельности. Результатом постижения социальной значимости своих усилий в труде, их социально-нравственной значимости является отношение личности к себе.
В настоящее время к категориям, определяющим сущность отношения человека к себе, относят «общую» или «глобальную самооценку», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоциональноценностное отношение к себе». В отечественной психологии последнее является основополагающим. В.В. Столин и С.Р. Пантелеев рассматривают самоотношение на трех уровнях. Это глобального отношения к себе, своим возможностям, чувство «за» и «против» себя; интегральные чувства или умение личности дифференцировать свои положительные и отрицательные черты и готовность к конкретным созидающим действиям относительно себя.
С позиции оценки, самоотношение представляет собой «самоуважение», «чувство компетентности», «чувство эффективности». В форме эмоций самоотношение рассматривается как ценностное отношение к себе. Это «аутосимпатия», «чувство собственного достоинства», «самоценность», «самопринятие». В данном случае ценностное отношение к себе показывает готовность индивида осуществлять позитивные действия относительно себя.
В нашем исследовании самоотношения как фактора устойчивости к выгоранию приняли участие 143 учителя (женщины) разных предметных областей. Возраст респондентов варьировал от 23 до 59 лет (41.01± 0.82, SD= 9.79). Педагогический стаж исчислялся от 1 года до 37 лет (18.31± 0.83, SD= 9.91). Выраженность синдрома выгорания у учителей оценивалась с помощью опросника «Профессиональное выгорание» (Водопьянова, Старченкова, 2005). Особенности самоотношения у учителей изучались по методике В.В. Столина, Р.С. Пантелеева.
Сравнение лиц с разной степенью выраженности синдрома выгорания показало, что с ростом выгорания снижаются такие показатели самооценки как интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я», ожидаемое положительное отношение от других, самопонимание и самоинтерес. Корреляционный анализ также выявил тенденцию к обратной зависимости показателей выгорания и позитивной самоотношения. Таким образом, процесс выгорания сопровождается психологическим «отторжением» не только других, результатов своего труда, но также и своего «Я».
По результатам многомерного регрессионного анализа было выявлено, что в качестве факторов устойчивости к деперсонализации, как одному из проявлений синдрома выгорания могут выступать уверенность в себе, самоинтерес как дифференцированное
35
отношение к самому себе и самоинтерес как готовность к действиям по отношению к себе.
В целом проведенное исследование показало, что в меньшей степени подвержены синдрому выгорания учителя, которые с интересом относятся к себе и считают, что окружающие заинтересованы в них, могут отбрасывать сомнения в процессе взаимодействия и смело брать ответственность на себя. Данные особенности позитивного самоотношения представляют собой когнитивно-смысловые ресурсы устойчивости к синдрому выгорания.
Разрушающий эффект синдрома выгорания проявляется не только в интерперсональных отношениях субъекта профессиональной деятельности, в социально-психологическом пространстве, в котором живет и трудится человек, но также в самосознании личности. Психическое выгорание может иметь тяжелые моральнонравственные последствия в различных формах психологического отчуждения - неудовлетворённость жизнью в целом или её отдельными сферами, утрата смыслов труда, снижение личной значимости результатов своей деятельности, переживание бессилия, аномия, нигилизм или цинизм по отношению к общественным ценностям, переживание изоляции, чувство утраты смысла жизни и др.
Т. П. Войтенко, Я. О. Нуждина, М. С. Потолова
Духовно-нравственное становление личности в образовательном пространстве вуза1
В настоящее время все человечество переживает глубокий духовно-нравственный кризис. В нашей стране проблема восстановления духовно-нравственных оснований общественной жизни определяется как проблема государственного значения. При этом признаётся, что решение данной проблемы возможно лишь в том случае, если будут объединены усилия на всех уровнях общественной жизни. Механизмом, способным охватить все слои общества в целенаправленном воспитательном процессе, видится система образования.
Серьезные задачи стоят перед всеми ступенями образования. Особое место в этом процессе отводится высшей школе.
Приоритетной тенденцией в реформировании современного высшего профессионального образования является профессиональная направленность. Интенсивное развитие в последние годы
1 Подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 10-06-59614 а/Ц
36