Научная статья на тему 'Устойчивость и безопасность российских приграничных регионов: теоретические аспекты и новые практики'

Устойчивость и безопасность российских приграничных регионов: теоретические аспекты и новые практики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
199
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УСТОЙЧИВОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / НОРВЕЖСКО-ФИНЛЯНДСКОЕ ПРИГРАНИЧЬЕ / ЕВРОРЕГИОН / CROSS-BORDER COOPERATION / SUSTAINABILITY / SECURITY / TRANSPORT ACCESSIBILITY / NORWEGIAN-FINNISH BORDER / EUROREGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Угольникова Ольга Дмитриевна

В статье рассмотрены теоретико-практические аспекты приграничного и трансграничного развития российских регионов. При анализе связанных с ним интеграционных процессов на примере Норвежско-финляндского приграничья указаны приоритетные направления, обеспечивающие устойчивое и безопасное развитие приграничных территорий. Они включают адаптацию к меняющемуся климату, экологическую защиту, реагирование на чрезвычайные ситуации, транспортную доступность через создание транспортных сетей и развитие транспортной инфраструктуры, поддержку коренных народов. Указаны особенности инструмента «еврорегион», применяемого в интеграционных проектах ЕС и РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Угольникова Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STABILITY AND SECURITY OF THE RUSSIAN BORDER REGIONS: THEORETICAL ASPECTS AND NEW PRACTICES

This article reveals theoretical aspects and new practices cross-border development in Norwegian-Finnish bordering zone of Russian regions. Identifies fields of priority integration directions. These include adaptation to climate, ecology, protection from emergencies, transport accessibility, support for indigenous peoples and others. Definies differences of the Euroregion for integration projects EU Russia.

Текст научной работы на тему «Устойчивость и безопасность российских приграничных регионов: теоретические аспекты и новые практики»

4. Терешенкова А.Ю., Щербич С.В. Роль системы экспортного контроля в обеспечении безопасности экспорта инновационных технологий. Технико-технологические проблемы сервиса. 2017. № 4 (42). С. 72-78.

5. Приказ ФТС России от 17.09.2013 N 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при

| осуществлении в отношении них таможенного контроля».

6. Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. URL:

http://www.customs.ru/index.php7option =com_content&view=article&id=27216:-2018-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения: 01.03.2019).

7. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2016 году. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=24865: -2016-

&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения: 01.03.2019).

8. Доклад Президенту Российской Федерации уполномоченного по правам предпринимателей. Книга жалоб и предложений российского бизнеса. -2017. - С. 74. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru /2017/pdf/3 .pdf (дата обращения: 01.03.2019).

9. Приказ ФТС России от 24.04.2014 г. N 778 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками».

10. . Федеральный закон от 18.07.1999^1 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле».

11. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»).

12. Постановление Правительства РФ от 21.06.2016 г. № 565 «О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения».

УДК 338.2

УСТОЙЧИВОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОВЫЕ

ПРАКТИКИ

О.Д.Угольникова1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье рассмотрены теоретико-практические аспекты приграничного и трансграничного развития российских регионов. При анализе связанных с ним интеграционных процессов на примере Норвежско-финляндского приграничья указаны приоритетные направления, обеспечивающие устойчивое и безопасное развитие приграничных территорий. Они включают адаптацию к меняющемуся климату, экологическую защиту, реагирование на чрезвычайные ситуации, транспортную доступность через создание транспортных сетей и развитие транспортной инфраструктуры, поддержку коренных народов. Указаны особенности инструмента «еврорегион», применяемого в интеграционных проектах ЕС и РФ.

Ключевые слова: приграничные сотрудничество, трансграничное сотрудничество, устойчивость, безопасность, транспортная доступность, Норвежско-финляндское приграничье, еврорегион.

THE STABILITY AND SECURITY OF THE RUSSIAN BORDER REGIONS: THEORETICAL

ASPECTS AND NEW PRACTICES

O.D. Ugolnikova

St. Petersburg state University of Economics (St. Petersburg state University),

191023, Saint-Petersburg, Sadovaya street, 21

This article reveals theoretical aspects and new practices cross-border development in Norwegian-Finnish bordering zone of Russian regions. Identifies fields of priority integration directions. These include adaptation to climate, ecology, protection from emergencies, transport accessibility, support for indigenous peoples and others. Definies differences of the Euroregion for integration projects EU - Russia.

Keyworlds: cross-border cooperation, sustainability, security, transport accessibility, Norwegian-Finnish border, Euroregion.

1 Угольникова Ольга Дмитриевна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций СПбГЭУ, тел: +7-906-253-59-49, e-mail: ol-ga_ugolnikova@mail. ru

Современные границы разделяют государства и одновременно выступают линией сотрудничества. На этой линии формируются новые типы и способы социального взаимодействия и управления, развивающие приграничное и трансграничное сотрудничество [1]. Появляются новые группы участников, активно влияющих на взаимоотношения соседствующих стран, например, коренные народы, неправительственные организации, административно-территориальные единицы (регионы) национальных государств [2]. Цель исследования - на основе анализа интеграционных процессов, установить взаимосвязь и влияние европейских инициатив на устойчивость и безопасность российских приграничных регионов.

Терминологический аппарат в области приграничного сотрудничества в окончательном виде еще не сложился, а по ряду базовых понятий среди экспертного и научного сообщества до настоящего времени продолжается дискуссия. В отечественных исследованиях по вопросам социально-экономического, политического, философского, культурологического характера проводится анализ тех или иных аспектов приграничного и трансграничного сотрудничества [3]. Ряд авторов считает эти термины синонимами, другие различают их смысл.

В Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей под приграничным сотрудничеством понимаются «любые согласованные действия, направленные на укрепление и поощрение добрососедских отношений между территориальными сообществами или властями, находящимися под юрисдикцией двух или более договаривающихся сторон, и заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей» [1]. Сотрудничество приграничного типа было характерно для «Европы регионов» на ее внутренних границах. К 2004-2006 гг. европейская инициатива межрегионального сотрудничества была перемещена на внешний контур ЕС. Европейский парламент, обобщая понятие приграничного сотрудничества до трансграничного, указал на главную роль регионов при сотрудничестве как на внутренних, так и на внешних границах ЕС. Для трансграничного сотрудничества общая граница регионов не является условием. Этот вид сотрудничества содержательно трактуется как совместные акции, направленные на достижение каких-либо целей сторон.

В отечественных исследованиях под трансграничным сотрудничеством понимается форма межтерриториального, межрегионального сотрудничества, международных контактов приграничных регионов. По сути, это вид инте-

грационных процессов и перспективы стратегических отношений в экономике, политике. Существуют и иные интерпретации. Считается, что трансграничное сотрудничество может стать современной платформой сотрудничества, которое выходит за рамки приграничного, а его коммуникативная функция становится приоритетной во взаимодействии субъектов отношений. Данный подход отражен в большом числе отечественных исследований [2].

Ратифицировав в 2003 г. Мадридскую конвенцию, РФ признала важность углубления сотрудничества между территориально-административными единицами или местными органами власти в приграничных районах. Областями сотрудничества стали: региональное, городское и сельское развитие; защита окружающей среды; улучшение общественной инфраструктуры и служб; взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях. Факторами влияния на приграничную территорию со стороны сопредельного государства стали те из них, что отличались от действующих на самой этой территории, например, факторы политического, экономического, культурологического, идеологического характера. Еще один фактор - наличие современных границ для тех российских регионов, которые ранее не были «внутренними», не имеют опыта ведения приграничной деятельности: Балтийское приграничье входит в систему сотрудничества в форме Совета государств Балтийского моря по экономическому сотрудничеству (СГБМ). В ней участвуют Россия, Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония, Комиссия Европейских сообществ [4]. Латвия, Литва, Эстония выстраивают отношения приграничного сотрудничества с РФ.

Рисунок 1 - Карта территорий, образующих Баренц-Евроарктический регион Источник: [6]

Норвежско-финляндское приграничье относится к иному типу сотрудничества, оформленному в систему - Баренц-Евроарктического региона [5]. Для внешних

О.Д. Угольникова

границ ЕС оно включено через программы ИНТЕРРЕГ [6], в частности, ИНТЕРРЕГ Север. В Баренц-Евроарктический регион (рис. 1) вошли территории России (Ненецкий АО, Архангельская область, Республика Коми, Республи-

ка Карелия, Мурманская область), Швеции (Губернии Норрботтен и Вестерботтен), Финляндии (Губернии Лапланд, Оулу и Кануу), Норвегии (Губернии Финнмарк, Тромс и Нор-ланд).

Таблица 1 - Программы приграничного сотрудничества стран, входящих в Норвежско-финляндское приграничье (1993 - 2004 гг.)

№ Документы и программы Суть содержания документов и программ Год

1 Киркенесская декларация о сотрудничестве в Баренц - Евроарктиче-ском регионе (СБЕР) Протокол представителей коренных народов о сотрудничестве Баренцев Региональный Совет (БРС) Жизнеспособность экономики, повышение привлекательности региона. Научно-техническая кооперация в геологии, океанографии, атмосферной физике, экологии и охране окружающей среды, технологических областях, подготовке научных кадров и специалистов. 11.01 1993

2 Создание рабочих групп Баренцева сотрудничества по экономическому сотрудничеству, окружающей среде; руководящий комитет по Баренцевой Евро-Арктической транспортной зоне; совместный комитет по сотрудничеству в сфере спасательных операций. Ключевые задачи: повышение согласованности и синергии регионального и приграничного сотрудничества через Арктический совет, Совет государств Балтийского моря, Совет министров Северных стран и «Северное измерение» 1994

3 Первая Баренцева программа. Экологические, спортивные проекты, ненецкий этнический центр, церковные контакты. Проблемы окружающей среды: морская среда; радиоактивность; закисления и тяжелые металлы; биологическое многообразие видов; здоровье; повышение экологического сознания, продвижение «экологически чистых производств». Вовлечение ученых и институтов региона в фокусированные исследовательские отрасли с целостным взглядом на экологические условия, экономическое развитие и социальные условия для содействия устойчивому развитию. Из 84 проектов обеспечено финансирование для 68. В 1996 г. 11 из них были завершены. Наиболее важные проекты: улучшению качества питьевой воды на Северо-Западе России; конференция по проблемам окружающей среды в Баренц/регионе 7 - 8 июня 1994 г. (г. Апатиты, Кольский научный центр РАН) 19941995

4 Программа Баренц II А Развитие трансграничного сотрудничества между скандинавскими и российскими районами Баренцева региона. Продолжение финансирования на 1996 г. и продление 40 проектов Первой Баренцевой программы 19961999

5 Программы «Северного измерения» [7] Экологическая и ядерная безопасность, сотрудничество в энергетической сфере, здравоохранение, развитие трансграничных связей, модернизация пограничной и транспортной инфраструктуры, сохранение традиционного уклада жизни малочисленных народов, сотрудничество в сфере образования и научных исследований 20002003

6 Программа ИНТЕРРЕГ III А Север Включала три подпрограммы: Коларктик, Северный Калотт, Сапми 20002004

7 Программы ИНТЕРРЕГ III А «Юго-Восточная Финляндия - Россия»: предотвращение превращения национальных границ в препятствие стабильному развитию и взаимовыгодному трансграничному сотрудничеству [8] Конкретная программа трансграничного сотрудничества. Модернизация пограничных пропускных пунктов и транспортных связей, улучшение состояния окружающей среды, поддержка интеллектуального потенциала и создание условий для сотрудничества. 20002004

ИНТЕРРЕГ III В - подпрограмма межгосударственного сотрудничества Региональное планирование и разработка межгосударственных стратегий регионального развития 20002004

ИНТЕРРЕГ III С - подпрограмма межрегионального сотрудничества Сотрудничество регионов, расположенных во всей Европе. Цель - обмен опытом и успешной практикой 20002004

Геополитический фактор способствует участию входящих в Баренц- Евро-Арктический регион городов в интеграционных процессах. Например, г. Петрозаводск (Республика Карелия) находится на пересечении регионов и осей европейской интеграции (Баренц-региона и Балтийского региона), поэтому может решать задачи коммуникаций и ознакомления населения стран Северной Европы с преобразованиями в России. Баренц-регион рассматривается всеми сторонами как важный стыковочный пункт России с ЕС, создающий условия межрегионального обмена в области культуры, поддержки традиций коренных народов, информации, экологии, транспорта. Результатом интеграционных процессов признается стабильность в регионе. Безопасность и устойчивость развития приграничных территорий обеспечивается развитием транспортного сообщения и транспортной инфраструктуры, в частности это касается ведущих к границе дорог в российской части региона. Взаимодействие и разработка единых инструкций для спасательных служб способствует их эффективности при трансграничных взаимодействиях в случае природных, техногенных катастроф и экстремальных ситуаций вблизи границ.В документах реализуемых программ отмечается необходимость тренировок по координированию в случае радиационного излучения, дорожно-транспортных происшествий, перевозки опасных грузов для повышения эффективности транспортного движения и создания надежных и безопасных границ.

Норвежско-финляндское приграничье последовательно развивалось через программы приграничного и трансграничного сотрудничества. В таблице 1 представлена хронология

программ для Баренц-Евроарктического региона и сотрудничества стран Норвежско-финляндского приграничья Российской Федерации, в период 1993 - 2004 гг.

Для измерения эффективности и результативности программы ИНТЕРРЕГ были введены группы индикаторов, с помощью которых отслеживалась деятельность в соответствии с выбранными показателями. Например, трансграничные индикаторы развития включали «участие в трансграничном сотрудничестве», «совершенствование существующей инфраструктуры». Показателями первого были выбраны «бизнес-контакты малых и средних предприятий из Лапландии, Норрботтена, Нурдланда, Тромса и Финнмарка с российскими партнерами из Мурманска и Архангельска» (в 2000 - 2006 гг. рост составил 4%), для второго: «общее количество переходов через границу с Россией» (в тот же период их число увеличилось с 163 тыс. до 250 тыс.); «количество переходов через границу с Россией на автотранспорте» (их число увеличилось с 1100 до 3000); «количество переходов через границу с Россией на воздушном транспорте» (их число увеличилось с 9 200 до 17 000).

Инструмент Европейского Соседства и Партнерства (ИЕСП), как новый подход в развитии приграничного и трансграничного сотрудничества в период 2004 - 2020 гг., стал ответом стран Норвежско-финляндского приграничья РФ на такие вызовы, как проблемы, вызванные изменением климата, требования бережного и безопасного для окружающей среды освоения природных ресурсов, необходимость поддержки культуры и среды проживания коренных народов (табл. 2).

ПРОГРАММЫ СОСЕДСТВА (2004 ПО 2006 ГГ), НОВЫЕ ПОДХОДЫ Инструмент Европейского Соседства и Партнерства (ИЕСП) в период 2004 - 2020 гг.

1 2 3 4

1 Программа соседства «Юго-Восточная Финляндия - Россия» Финансирование ЕС предоставлено российским партнерам через программы «ТАСИС ПС». Открыты информационные туристские центры в Мурманской, Архангельской областях и Карелии. 2004 2006

2 Программа ЕИСП ПС «Юго-Восточная Финляндия - Рос-сия»[9] Продолжение программы приграничного сотрудничества. 2007 2013

3 «Северное Измерение» аккумулировало программы субрегиональных форумов: Совет государств Балтийского моря (СГБМ), СБЕР, Совет министров Северных стран и Арктический Совет [10] Совместная политика ЕС, РФ, Норвегии и Исландии, при участии Республики Беларусь в вопросах трансграничного сотрудничества. Направления: экономика, бизнес и инфраструктура, человеческие ресурсы, образование, научные исследования и здравоохранение, окружающая среда, ядерная безопасность и природные ресурсы, трансграничное сотрудничество и региональное развитие, юстиция и внутренние дела. 20042006

Таблица 2 - Программы соседства и партнерства стран, входящих в Норвежско-финляндское приграничье (2004 - 2020 гг.)

О.Д. Угольникова Продолжение табл.2

1 2 3 4

4 Программа Коларктик ИЕСП ПС [11] Профинансирован 51 проект, из них три - как «Крупномасштабные проекты». 20072013 20142020

5 Соглашения о приграничном сотрудничестве между правительством Российской Федерации и правительством Финляндской Республики [12] Основные направления: реализация стратегий развития приграничных регионов (ПР); укрепление приграничного сотрудничества ПР; рост инвестиционной активности в ПР; решение общих проблем развития ПР; развитие контактов между органами государственной власти и органами местного самоуправления ПР, активизация деловых контактов ПР; установлению контактов между людьми в ПР. 25.06 2012

6 Баренцева программа на 2014 -2018 годы [13] Ключевые задачи: развитие трансграничной транспортной инфраструктуры, разработка методов бережного и безопасного для окружающей среды освоения природных ресурсов, увеличение числа совместных инновационных и исследовательских программ, улучшение условий для развития предпринимательства и создания новых креативных бизнес-проектов, поддержка программ туризма, обсуждение путей адаптации к меняющимся климатическим условиям Арктики. 2014 -2018

7 8-я Конференция парламентариев Баренцева региона «Работаем вместе во имя инновационного, умного и устойчивого Баренцева региона «Доверие, транспарентность, традиции» [14] Развитие сотрудничества в регионе Баренцева моря, международное и региональное взаимодействие. Июнь, 2017 г., Нарьян-Мар, Россия

8 Программа председательства Российской Федерации в Совете Баренцева-Евро арктического региона в 2015-2017 гг. [15] Ключевые задачи: обеспечение устойчивого развития Баренцева региона с акцентом на социально-экономические факторы, соблюдение экологических требований, поддержка коренных народов. 20152017

9 Программа приграничного сотрудничества Коларктик между странами Северного Калотта и Северо-Запада России [16] Поддержка жизнеспособной экономики и привлекательности региона. Стратегические задачи: поддержка экономического и социального развития в регионах по обе стороны общей границы; решение общих задач в области охраны окружающей среды, здоровья населения и безопасности; создание лучших условий и предпосылок для повышения мобильности людей, товаров и капитала. 20142020

10 Программа Приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия - Россия» [17] Участники: регионы Кюменлааксо, Южной Карелии, Южного Саво (ФР), Санкт-Петербург и Ленинградская область (РФ). Прилегающие регионы: Уусимаа, Паийат-Хаме, Северный Саво и Республика Карелия. Цель: укрепления приграничного сотрудничества, создание предпосылок устойчивого развития территории. 20142020

11 Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020» [18] Финансовый инструмент реализации инициативы по обеспечению Европейской конкурентоспособности. Акцентирует внимание на международном сотрудничестве, расширяет возможности Баренцева региона. 2014

12 Стратегия социально-экономического развития СЗФО РФ [19] Укрепление экономических связей между РФ и ЕС. Участие регионов РФ в программах приграничного сотрудничества между РФ и ЕС. до 2020

В период председательства в 2015 -2017 гг. Российской Федерации в Совете Ба-ренц-Евроарктического региона (СБЕР) был решен целый комплекс задач приграничного и трансграничного сотрудничества Норвежско-финляндского приграничья. Предметом внимания были экологические «горячие точки» в Баренцевом регионе. По инициативе РФ состоялся «Первый Саммит коренных народов Баренцева региона» (Москва, 2017). Разработана новая редакция «Плана для Баренцева сотрудничества в связи с изменением климата». Возросла активность природоохранной деятельности в Баренцевом регионе экологического партнерства «Северного измерения» и «Северной природоохранной финансовой корпорации».

Особое значение для СБЕР имеет совершенствование трансграничного взаимодействия в деле реагирования на чрезвычайные ситуации, так как Баренцев регион представляет собой обширную малонаселенную территорию с суровыми климатическими условиями, где ближайшие службы спасения часто находятся в другой стране. В связи с этим, в сентябре 2017 года в Карелии прошли очередные международные учения «Баренц-рескью-2017», в которых приняли участие около 750 специалистов из России, Норвегии, Финляндии и Швеции.

В соответствии с выбранной стратегией развития Арктики разрабатываются стратегии монопрофильных территорий российской Арктической зоны. Для двух опорных зон - Кольской и Архангельской наиболее перспективными признаются отрасли транспорта и туризма. Например, для первой из них имеется сформированный региональный туристский бренд, объединяющий природно-исторические и индустриальные объекты, Ботанический сад-институт за полярным кругом, природный заповедник на территории трех государств. Для второй среди основополагающих отраслей (логистика, судостроение, машиностроение) как экспортно-ориентированный сектор с наибольшим приростом добавленной стоимости также назван туризм.

Экономические преимущества приграничного и трансграничного сотрудничества проявляются в проектах по развитию транспорта. Классическим примером служит шведско-датский проект «Эресунн (Зунд)» (1996 г.), решавший проблемы трудовой занятости в г. Мальме (Швеция) и г. Копенгагена (Дания). В этих целях в 2000 г. был построен мост через

пролив Зунд, обеспечивший решение ряда проблем безопасности. Безопасность приграничных северных российских территорий также во многом связана с транспортной безопасностью. Опираясь на документы совещания Руководящего комитета БЕАТА (Barents Euro-Arctic Transport Area) от 20-21 июня 2016 года (г. Архангельск), отметим совместный транспортный план Баренцева региона по развитию синергии транспортного и туристического секторов, сотрудничества в сфере интеллектуальных транспортных систем и профессиональной подготовки для нужд транспортной отрасли Арктического региона. Он является содержательной частью декларации о развитии транспорта в Баренцевом регионе [20], способствует резкому увеличению торговли, развитию бизнеса и туризма в регионе СБЕР через формирование 16 трансграничных коридоров железнодорожного, автомобильного и морского видов сообщения (7 расположены на территории РФ). Планируется создание северных путей авиасообщения с Европой, для полетов в которых будут привлечены ресурсы Архангельска, Мурманска (РФ), Киркенеса, Тромсе (Норвегия).

Обеспечению безопасности развития приграничных и трансграничных территорий способствует развитие делового сотрудничества, бизнес-подходов к экономической деятельности на Севере, что обсуждалось на Мурманских деловых неделях в рамках СБЕР в 2015 и 2016 гг. В области культуры была учреждена Баренцева стипендия в 10000 евро, она вручается раз в два года молодым деятелям искусства и творческим коллективам каждой страны СБЕР. В 2017 году прошли Международные учения «Баренц-рескью-2017», с участием 750 специалистов из России, Норвегии, Финляндии и Швеции по подготовке и реагированию на возможные природные, техногенные, иные вызовы.

При анализе вопросов приграничного и трансграничного сотрудничества российских регионов и связанных с ними интеграционных процессов, были рассмотрены и другие аспекты обеспечения безопасности. Обозначено, что интеграционная политика Российской Федерации базируется на традиционных формах, нашедших выражение в интеграции государств постсоветского пространства СНГ, его развития в форме ЕАЭС. Современные тенденции, устойчивые результаты новых подходов к интеграции регионов Европы, ускоряют взаимодействие приграничных территорий, вовлекая их в

О.Д. Угольникова

объединения различных уровней. Например, создание на пространстве СНГ, ЕАЭС объединений по типу еврорегионов, формирование координирующих интеграционные процессы институтов, аналогичных AEВR - Ассоциация европейских приграничных регионов, AER -Ассамблея европейских регионов. «Еврорегио-ны» определяются как приграничные сообщества международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемые на основе принципов субсидиарности. В 50-х годах XX века между немецким городом Гронау и нидерландским городом Энхеде было оформлено трансграничное сотрудничество, выступившее как первый еврорегион («euregю»).

Трансграничное сотрудничество включает деятельность общественных организаций, ассоциаций, фондов. Многочисленные исследования указывают на положительную тенденцию экономических показателей российских участников созданных еврорегионов, например, Калиниградская область. К одному из определяющих признаков еврорегиона относится обязательная его географическая принадлежность к Европе, вхождение в границы европейского континента. Принимая во внимание рост влияния конструкции «еврорегион» на интеграционные процессы во всем мире, напомним: регион определяется как «сложный территориально-экономический и национально-культурный комплекс, который может быть ограничен признаком наличия, интенсивности, многообразия и взаимосвязанности явлений, выражающихся в виде специфической однородности географических, природных, социально-исторических, национально-культурных условий, служащих основанием для того, чтобы выделить эту территорию» [21]. Регионы могут определяться экономическими, политическими, социокультурными, административными, приграничными, трансграничными особенностями.

В настоящее время предлагается более активно использовать трансграничное сотрудничество для устранения территориальных диспропорций между сопредельными территориями [22]. Рассматривая при этом модели приграничного сотрудничества, соответствующие им формы и направления, исследователями признается, что из всех моделей барьерная полностью отвечает требованиям безопасности приграничных регионов, в то время как градиентная потребует дополнительного обеспече-

ния безопасности вследствие резкого увеличения миграционных потоков, а интерактивная -обеспечения соответствующего уровня и качества самоуправления [23].

Сторонники наиболее активного развития института еврорегиона настаивают на таких преимуществах, как преодоление отсталости территорий в связи с удаленностью от центральных регионов страны, развитие социально-экономической, образовательной, культурной, транспортной сферы, туризма, здравоохранения и вопросов охраны природы и окружающей среды. Важнейшими с позиций безопасности приграничных территорий, на наш взгляд, все же являются проблемы обустройства совместной границы, минимизации миграционных угроз, активизации и роста эффективности сотрудничества правоохранительных органов, а также, что крайне актуально, взаимодействия в чрезвычайных ситуациях. Европейский Союз, реализуя новые практики регионального развития, как правило, переносит их на внешний контур - страны, не входящие в ЕС. При этом происходит деление еврорегио-нов на «внутренние» и «внешние». Первые из них - по границам стран, входящих в Европейский Союз, вторые - на границе с третьими странами [24]. Российская Федерация, Республика Беларусь и др., относящиеся к внешним еврорегионам, не имеют широких перспектив сотрудничества, как внутренние еврорегионы ЕС. На границе России и ЕС уже создано свыше 10 еврорегионов («Карелия», Центр трансграничного сотрудничества Чудского озера, «Псков-Ливония», «Неман», «Шешупе», «Сауле», «Балтика» и т.д.).

Россия использует инструмент евроре-гиона для минимизации социально-экономических различий в соседних регионах, аналогичных тому, что решаются в рамках «внешних» еврорегионов [25]. Сближение уровней жизни населения российских и сопредельных регионов при этом необходимо поддерживать одновременно отечественными национальными и региональными проектами, программами. При реализации проектов евро-регионов следует иметь ввиду, что даже в центральной Европе действуют факторы, препятствующие закреплению института еврорегиона. К ним относятся имеющееся неравенство в уровне экономического развития ее территорий, подготовки кадров, отсутствие трудовых, профессиональных компетенций населения трудового возраста, значительные различия в культуре, менталитете, отсутствие стремления

части «нового» населения интегрироваться в национальное пространство сопредельного государства, трансграничного региона.

Эти и другие факторы, сопровождающие новые евроинициативы, следует учитывать при решении проблем устойчивого и безопасного развития российских приграничных регионов.

Литература

1. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Мадрид, 21 мая 1980. Ратифицирована ФЗ РФ от 22.06.2002 №91-ФЗ URL: http://docs. cntd. ru/document/901734774.

2. Яровой Г. Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе / Regionalism and Cross-border cooperation in Europe (in Russian). Серия Европейское исследование. СПб.: Норма, 2007.

3. Лепеш Г.В. Современные угрозы безопасности границ и устойчивому развитию приграничных территорий. //Технико-технологические проблемы сервиса. 2018, № 4(46), с. 45-63.

4. Council of the Baltic Sea States. URL: https://www.cbss.org/

5. Barents Euro-Arctic Region. URL: https://www.barentscooperation.org/en.

6. ИНТЕРРЕГ - Трансевропейское сотрудничество для сбалансированного развития. Словарь-справочник «Пространственное развитие в Европе». URL:

http://vasilievaa.narod.ru/mu/csipfo/kpr/frames/guide/ interreg.htm.

7. Action Plan for the Northern Dimension 2000. URL: https://www.ndphs.org/internalfiles/File/Publications%2 0-%20general/The_Northern_Dimension--a_Finnish_Perspective.pdf

8. Смирнов А. Баренцев-Евро-арктический регион: российско-норвежские отношения. - М. 2002. С. 60.

9. Программа приграничного сотрудничества Юго-Восточной Финляндии и России на 2007-2013 годы в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства (ЕИСП). URL: http://old.inter.lenobl.ru/Document/1375340447.pdf

10. The Second Northern Dimension Action Plan. 2003. URL:

https://www.efta.int/sites/default/files/documents/adviso ry-bodies/consultative-committee/cc-resolutions/English/23Jun2004Final-Resolution-Northern-Dimension.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Программа приграничного сотрудничества «Ко-ларктик 2014-2020. URL: https://kolarctic.info/ru/kolarctic-2014-2020-ru/#

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Финляндской Рес-

публикой от 25 июня 2012 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/902359649

13. Баренцева программа на 2014 - 2018 годы. URL: https://www.barentsinfo.fi/beac/docs/BarentsProgramm e2014-2018BrochureRU.pdf

14. 8-я Конференция парламентариев Баренцева региона «Работаем вместе во имя инновационного, «умного» и устойчивого Баренцева региона. Доверие, транспарентность, традиции». Резолюция. Нарьян-Мар, 8.06.2017.

15. План мероприятий на период председательства Российской Федерации в Совете Баренце-ва/Евроарктического региона в 2015-2017 годах. Распоряжение Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. N 2621-р. URL: http://government.ru/docs/all/104736/

16. Программа приграничного сотрудничества «Ко-ларктик 2014-2020. Электронный ресурс https://kolarctic.info/ru/kolarctic-2014-2020-ги/#Программа ПС «Юго-Восточная Финляндия -Россия» на 2014-2020 гг. URL: south_east_finland_russia_cbc_2014_2020_jop_ru.pdf

17. Программа Горизонт 2020 Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям. URL: http://ncp.tsagi.ru/horizon2020/upload/doc1.pdf

18. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/902317621

19. Joint Declaration on Transport Development in the Barents Region 2016

20. Воскресенский А.Д. Региональные подсистемы международных отношений и регионы (к постановке проблемы). - В кн.: Восток-Запад-Россия. Сборник статей. - М.: Прогресс - Традиция. 2002.

21. Михайлова Л.И., Замора О.М. Методологические аспекты оценки социально-экономического развития приграничных областей в составе еврорегионов. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal /soc_gum/pips/ 2011_2 /tom2/498.pdf

22. Максимова Е.Н. Роль еврорегионов в модернизации и развитии экономики региона / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, №3. - 2012. С. 92-101.

23. Яровой Г., Белокурова Е. Европейский Союз для регионов: что можно и нужно знать российским регионам о ЕС. СПб.: Норма, 2012.

24. Пшихачева А.А. Развитие взаимодействия и сотрудничества регионов России и ЕС. Автореф. дисс. канд. Эконом. наук. М., 2010. http://www.guu.ru/files/referate/pshihacheva.pdf

25. Федеральный закон РФ «Об основах приграничного сотрудничества» №179-ФЗ от 26.07.2017. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71630188/ #ixzz5cmbneK8x

26. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 30.11.2016). URL: http://www.mid. ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.