Научная статья на тему 'Устойчивость АПК Кубани накануне вступления России в ВТО'

Устойчивость АПК Кубани накануне вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевцов В. В.

На основе анализа рентабельности производства основных сельскохозяйственных культур на Кубани в 2005 и 2011 годах показано, что накануне вхождения России в ВТО имеет место системный инвестиционный кризис даже в АПК Кубани. Необходимо в разрабатываемой на 2013-2020 годы Госпрограмме развития сельского хозяйства предусмотреть более существенную поддержку аграрного сектора России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивость АПК Кубани накануне вступления России в ВТО»

4. Голдрат Э.М., Кокс Дж. Цель: процесс непрерывного совершенствования / Э.М. Голдрат, Дж. Кокс; пер. с англ. П.А. Самсонов. - Мн.: «Попурри», 2007. - 496 с.

УСТОЙЧИВОСТЬ АПК КУБАНИ НАКАНУНЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

© Шевцов В.В.*

Академия маркетинга и социально-информационных технологий,

г. Краснодар

На основе анализа рентабельности производства основных сельскохозяйственных культур на Кубани в 2005 и 2011 годах показано, что накануне вхождения России в ВТО имеет место системный инвестиционный кризис даже в АПК Кубани. Необходимо в разрабатываемой на 2013-2020 годы Госпрограмме развития сельского хозяйства предусмотреть более существенную поддержку аграрного сектора России.

Бухгалтерская себестоимость производства основных видов растениеводческой продукции очень часто используется руководителями страны и регионов, путем сравнения ее с реальными закупочными ценами, в качестве обоснования достаточности уровня рентабельности производства того или иного вида сельхозпродукции, и, соответственно, оценки конъюнктуры на продовольственном рынке страны, эффективности Госпрограмм развития сельского хозяйства.

Чтобы выяснить реальную ситуацию, проведем анализ эффективности производства и реализации основных для Кубани сельскохозяйственных культур. Анализ выполним на основе уровня рентабельности производства и реализации основных сельскохозяйственных культур в условиях Кубани в 2005 и 2011 годах и себестоимости одного килограмма производства и реализации сельхозпродукции. Исследование проведем на основе подходов, которыми оперируют руководители страны, регионов и с учетом экономических рентабельности и себестоимости продукции, на основании которых должны приниматься управленческие решения на региональном уровне и при принятии тех или иных Госпрограмм по развитию российского сельского хозяйства.

Выручку от реализации конкретного вида продукции рассчитаем на основе урожайности с одного гектара в бункерном весе по данным оперативной отчетности и усредненной закупочной цены по региону. Скорректируем выручку на размер госдотаций, приходящихся на один гектар. Затраты на

* Профессор кафедры Бухгалтерского учета и налогов, доктор экономических наук.

производство и реализацию рассчитаем с учетом всех альтернативных издержек, связанных с привлечением инвестиционных ресурсов на производство, хранение и реализацию произведенной продукции (табл. 1).

Информацию о себестоимости реализованной продукции по данным бухгалтерского учета предприятий и представленной с учетом альтернативных издержек в табл. 1 по конкретным видам сельхозпродукции, отразим в табл. 2. Из данных табл. 1 следует, что рентабельности озимой пшеницы, озимого ячменя, подсолнечника и кукурузы в 2011 году имеют положительное значение, они значительно выше уровня 2005 года. Наиболее рентабельной культурой в 2011 году, исходя из закупочных цен на ноябрь 2011 года, является подсолнечник, наименее рентабельной - кукуруза. Самый высокий удельный вес в затратах на производство и реализацию сельхозпродукции имеют семена, удобрения и средства химизации, а также плата за землю. Плата за землю составляет 22-31 процент от общего объема затрат на производство и реализацию анализируемых видов сельскохозяйственной продукции, что развенчивает миф о якобы дешевой для российского земледельца земле сельскохозяйственного назначения в России.

Таким образом, основными направлениями поддержки повышения уровня конкурентоспособности российского аграрного производства со стороны государства могло бы стать снижение цен поставщиков на удобрения, как компенсации ими государству относительно низких издержек на российский газ, снижение арендной платы за государственные земли сельскохозяйственного назначения и компенсации сельхозпроизводителям части выплачиваемой ими арендной платы владельцам земельных долей. Ведь за землю, полученную сельскими жителями в виде земельных долей, государство фактически заставило платить тех, кто работает на земле и призван обеспечивать продовольственную безопасность страны, находясь в не равных условиях с сельхозпроизводителями Запада. Достаточно высокая плата за землю и хим-продукцию, являющихся общенародным достоянием, в условиях ограничения государством роста цен на продукты питания, существенно снижают конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства.

Из табл. 1 следует, что за период с 2005 по 2011 год произошло значительное повышение себестоимости производства и реализации основных сельскохозяйственных культур на Кубани. Это повышение составило по озимой пшенице по данным бухгалтерского учета 58 процентов, по озимому ячменю 23 и по подсолнечнику 62 процента. На 26, 16 и 37 процентов, соответственно по озимой пшенице, озимому ячменю и подсолнечнику в 2011 году экономическая себестоимость этих культур выше бухгалтерской.

Это свидетельствует о том, что для принятия управленческих решений, основывающихся на эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции, нельзя использовать данные традиционного бухгалтерского учета. Это же объясняет, почему растениеводство, даже на Кубани, не стало по-настоящему инвестиционно привлекательным.

Таблица 1

Инвестиционная эффективность и удельный вес элементов затрат, выращиваемых на Кубани основных сельхозкультур в 2005, 2011 годах в расчете на 1 га посевов (технология типовая, урожайность средняя по Кубани, цена реализации ноябрь года, режим налогообложения - УСН)

Озимая пшеница Озимый ячмень Подсолнечник Кукуруза

Наименование статей 2005 г. 2011 г. 2005 г. 2011 г. 2005 г. 2011 г. 2005 г. 2011 г.

доходов и расходов Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес

1. Выручка от реализации, твгс. руб. 10,88 31,90 11,17 30,80 9,47 24,15 9,26 24,75

2. Госдотации, тыс. руб. 0,21 0,21 0,21 0,21

3. Затратв1 всего, твгс.

руб., в т.ч.: 19,12 100 27,28 100 17,42 100 25,88 100 12,95 100 19,45 100 17,02 100 23,80 100

3.1. Полевые механизи-

рованные работы 3,96 0,21 5,09 0,19 4,79 0,27 6,34 0,24 4,28 0,33 6,50 0,33 5,36 0,31 6,95 0,29

3.2. Транспортные работы 1,2 0,06 1,73 0,06 0,99 0,06 1,73 0,07 0,58 0,04 0,88 0,05 0,45 0,03 0,88 0,04

3.3. Семена, удобрения,

средства химизации 5,92 0,31 8,54 0,31 4,50 0,26 7,04 0,27 1,61 0,12 2,32 0,12 2,35 0,14 3,66 0,15

3.4. Потери продукции, хранение, отгрузка 2,46 0,13 3,46 0,13 1,80 0,10 2,45 0,09 1,12 0,09 2,04 0,10 3,2 0,19 4,2 0,18

3.5. Плата за землю 4 0,21 6 0,.22 4 0,23 6 0,23 4 0,31 6 0,31 4 0,24 6 0,25

3.6. Плата за инвестици-

онный кредит 1,27 0,07 1,84 0,07 1,09 0.06 1,72 0,07 1,07 0,08 1,23 0,06 1,38 0,08 1,62 0,07

3.7. Общехозяйственные 0,16 0,01 0,21 0,01 0,16 0,01 0,21 0,01 0,16 0,01 0,21 0,01 0,16 0,01 0,21 0,01

3.8. Налоги 0,15 0,01 0,41 0,02 0,18 0,01 0,39 0,02 0,13 0,01 0,27 0,01 0,12 0,01 0,28 0,01

4. Прибыль (убыток), тыс. руб -8,24 4,83 -6,25 5,13 -3,48 4,91 -7,76 1,16

5. Рентабельность, % -43 18 -36 20 -27 25 -46 5

Таблица 2

Величина себестоимости 1 килограмма производства и реализации сельхозпродукции по данным бухгалтерского учета предприятий и расчетов с учетом альтернативных издержек

Годы Отклонение

Наименование с/х Источник информации о величине себестоимости 1 килограмма про- 0 0 Себестоимость по расчету к себестоимости по бухгалтерскому отчету

культуры продукции, руб. 2005 г. 2011г. Абсол. и 10 (М 2005 г 2011 г

Озимая пшеница Бухгалтерский отчет предприятия 2,5 3,96 1,46 1,58

Расчет с учетом альтернативные издержек 4,1 5,0 0,9 1,22 1,64 1,26

Озимый ячмень Бухгалтерский отчет предприятия 3,3 4,05 0,75 1,23

Расчет с учетом альтернативные издержек 4,2 4,7 0,5 1,12 1,27 1,16

Подсолнечник Бухгалтерский отчет предприятия 3,83 6,20 2,37 1,62

Расчет с учетом альтернативные издержек 6,48 8,5 2,02 1,31 1,69 1,37

Принимаемые на федеральном уровне решения, осуществляемые методом проб и ошибок, отражающие экономические интересы лоббирующих их крупных коммерческих структур, также зачастую идут в ущерб интересам большинства сельхозпроизводителей. Это приводит к многочисленным нестыковкам отдельных звеньев, отраслей и производств аграрного комплекса, неуклонному росту транзакционных издержек.

На развитие сельского хозяйства и рынка продовольствия негативное влияние оказывают несовершенство системы управления агропромышленным комплексом, нечеткость сложившегося распределения функций на федеральном уровне и взаимодействия федеральных и региональных органов власти, слабое участие непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей в отраслевых союзах (ассоциациях), представляющих их экономические интересы в законодательных и исполнительных органах власти. Именно традиционная разобщенность сельскохозяйственных товаропроизводителей, их низкая и неустойчивая доходность, во многом тормозят развитие интеграционных связей между сферами производства, переработки и реализации сельхозпродукции и продовольствия.

Необходимо такая государственная стратегия развития сельского хозяйства, в которой экономически были бы заинтересованы все хозяйствующие в аграрной отрасли субъекты, но более всего - сельхозпроизводители. Она должна исходить из необходимости устойчивого и эффективного функционирования сельского хозяйства и смежных с ним отраслей экономики, формирования развитого аграрного рынка в целях более полного и гарантированного удовлетворения потребностей страны в продовольствии, расширения его экспорта. Такая стратегия должна базироваться на протекционизме в отношении производства преимущественно дефицитных и высококачественных видов растениеводческой продукции, содержать формы и эффективные методы воздействия государства на продовольственный рынок, обеспечивать надежную систему взаимодействия между органами власти, бизнесом и сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Пока же в сельском хозяйстве преобладает тип «суженного воспроизводства», негативные процессы доминируют над позитивными. Экономический парадокс заключается и в том, что даже при экономической рентабельности 11-25 процентов по основным культурам (см. табл. 1) растениеводство, даже на Кубани, а здесь оно традиционно выступает в роли локомотива для животноводства, фактически не имеет возможности эффективно развиваться. Об этом свидетельствует устойчивый рост кредиторской задолженности сельхозпредприятий Кубани в последние годы.

Для сельского хозяйства, как и для любой другой отрасли необходимо своевременное воспроизводство капитала посредством инвестиций. Инвестиции являются фактором экономического роста, основой повышения благосостояния населения. Особенностями инвестиционного процесса в

сельском хозяйстве являются его высокая капиталоемкость, низкая рентабельность и окупаемость инвестиций, высокие риски от ценовых диспропорций и колебаний. Сформировавшийся в АПК России и даже на Кубани дисбаланс доходов и расходов в растениеводстве, наиболее рентабельной отрасли сельского хозяйства, негативно влияет на воспроизводственный потенциал отрасли сегодня и будет влиять негативно и в среднесрочной перспективе. По расчетам ученых Северо-Западного НИИ экономики сельского хозяйства рентабельность агропредприятий России после вступления ее в ВТО еще снизится. Налицо накануне вхождения России в ВТО системный инвестиционный кризис даже в АПК Кубани и необходимость более существенной поддержки аграрного сектора России, что должно найти более конкретное и по настоящему эффективное отражение в новой Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, проект которой опубликован в ноябре 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.