Научная статья на тему 'О необходимости прогнозирования себестоимости продукции растениеводства в Ростовской области'

О необходимости прогнозирования себестоимости продукции растениеводства в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Д. В.

Рассмотрены: новый подход к прогнозированию себестоимости продукции растениеводства, затратный и ценностный подходы ценовой политики сельскохозяйственных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости прогнозирования себестоимости продукции растениеводства в Ростовской области»

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Д.В. ФРОЛОВ,

аспирант,

Всероссийский НИИ экономики и нормативов, e-mail: [email protected]

Рассмотрены: новый подход к прогнозированию себестоимости продукции растениеводства, затратный и ценностный подходы ценовой политики сельскохозяйственных предприятий.

Ключевые слова: себестоимость; аналитические выражения себестоимости.

Коды классификатора JEL: Q14, Q16, Q24.

Составляя годовой бюджет, сельхозпредприятие должно определить, какую прибыль сможет получить. Специалисты предприятия в основном решают две задачи: каковы возможные цены на продукцию растениеводства и какова предельно допустимая себестоимость ее производства. В рыночных условиях цена на товар не может быть выше или ниже по желанию отдельного производителя, она регулируется спросом и предложением на рынке. Производитель может влиять лишь на затраты производства, качество, объёмы производимой продукции, опережая по времени появление продукции на рынке. При этом предприятию необходима серьезная ценовая политика, основанная на хорошем знании ответов на вопросы:

❖ какова ценность именно нашего продукта на рынке;

❖ какие затраты может позволить себе сельхозпредприятие при существующих ценах на рынке и желании получить определённый объем прибыли;

❖ какой объем выпуска продукции обеспечит предприятию максимальные выгоды?

Для решения поставленных вопросов необходимы маркетинговые исследования, которые в настоящее время проводятся тогда, когда собран урожай. Принимая решение о цене производимого продукта, предприятию следует выбрать либо затратный подход к ценообразованию, либо ценностный. При этом следует ориентироваться на покупательскую возможность.

Часть произведённой продукции, предназначенную для покупателя с низкой покупательской возможностью, можно ориентировать на упаковку в ящиках с дальнейшей развесной килограммовой продажей. Другую часть следует, упаковать соответствующим образом для транспортировки на всех стадиях доставки.

Схема затратного подхода принятия решений по ценообразованию: продукт => технология => затраты => цена => ценность товара => покупатель.

Схема ценностного подхода: покупатель => ценность товара => цена =>затраты => технология => продукт.

При затратном подходе к ценообразованию продукт производства определён изначально, уже существует технология его производства, рассчитываются затраты, причем с учетом возможных производственных потерь (несоответствие продукции стандартам, договорам, невозможность использования по назначению) или простоев, рассчитывается доля прибыли на единицу продукции, цена продукта и лишь затем начинается продвижение товара на рынки [1].

При ценностном подходе сначала исследуется цена и возможный объем продаж предполагаемого к производству продукта, а затем рассчитываются затраты и выбирается технология производства продукта.

При разумном сочетании этих подходов можно определить оптимальную ценовую политику и возможности для выхода предприятия на желаемый уровень прибыльности. Большие прибыли можно получать, снижая цены реализации, но увеличивая объемы продаж или снижая объемы, но повышая цены.

Неизменными составляющими гибкой ценовой политики являются: знание конъюнктуры рынка (маркетинг); анализ результатов ежемесячного бухгалтерского учета; ежемесячная оценка точки безубыточности и цены безубыточности; знание товароведения и таможенной экспертизы товаров.

Сельхозпредприятие ежегодно сталкивается с выбором альтернативных вариантов с целью обеспечения намеченных объемов прибыли. При этом необходимо оценить преимущества одного варианта перед другими, рассчитав доходы и расходы предприятия по каждому из них. Принимая решение, следует учитывать только те расходы и доходы будущего периода, которые зависят от данного решения. В расчет должны участвовать только дополнительные доходы и расходы, а неизменные при выборе той или иной альтернативы во внимание не берутся.

Подсолнечник, например, в Ростовской области выращивают крупнотоварные и крестьянские (фермерские) хозяйства, на долю которых приходится 63,2 и 36,4 %, соответственно. В 2007 году посевы подсолнечника у этих категорий производителей уменьшались. При очевидном наличии стабильности спроса на отечественное сырье у предприятий, производящих растительное масло,

© Д.В. Фролов, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

276

Д.В. ФРОЛОВ

это во многом объясняется отсутствием знаний о конъюнктуре продовольственного рынка. (Здесь умышленно упускается ещё более выгодный вариант с возможным производством озимых зерновых культур). В 2007 г. зарегистрировано уменьшение погибших посевов на 7285 гектарах. Такой факт объясняется в первую очередь эффективностью управленческих решений.

Себестоимость продукции растениеводства обладает тенденцией роста (2010 г.). Об этом свидетельствует прогноз изменения себестоимости до 2013 года [2]. Причина — рост цен на основные элементы затрат: дизельное топливо (в 2008 г. — на 39,7%), удобрения (в среднем на 28,8%), семена. Скорость роста себестоимости по культурам растениеводства составляет 160-250 руб./год. Себестоимость культур растениеводства в сельском хозяйстве Центральной Европы в 5-6 раз превышает себестоимость тех же культур в Ростовской области [3].

Алгоритм предложенного метода прогноза себестоимости продукции растениеводства «Мини-макс» заключается в том, что кроме конкретных прогнозных значений одновременно определяются «коридор прогнозных значений», предельные положения линий прогноза и аналитические выражения этих линий при графическом представлении результатов. Таким образом, сельхозпроизводителям предоставляется возможность следить за тем, в каком направлении изменяется себестоимость, и вычислять градиент (направление скорейшего ее снижения).

Понятие сезона для сельхозпроизводителя является неоднозначным. В соответствии со словарем, сезон это: 1) одно из четырех времен года; 2) часть года, подходящая для каких-либо работ и занятий или характеризующаяся какими-либо постоянными явлениями природы. Отличительной чертой сельскохозяйственного производства является большая продолжительность периода производства продукции, в связи с чем момент осуществления затрат отделен в нем от получения результата длительным промежутком времени. Для рассматриваемой культуры подсолнечника сезон находится в пределах весна-лето-осень одного календарного года, но для озимой пшеницы он составляет два таких года. Отсюда следует, что как бухгалтерская, так и управленческая отчётности включают период, не соответствующий естественному темпу производства сельхозпродукции, при этом нарушается такт — промежуток времени между двумя следующими друг за другом управляющими воздействиями. Можно, например, за такт производства сельхозпродукции принять временной период от сентября прошлого года по сентябрь текущего года, включающий всевозможные работы по каждой сельхозкультуре, то есть изменить период отчетности с календарного года на сельскохозяйственный отчетный год.

Новый подход к прогнозированию себестоимости «Минимакс» позволяет определять аналитические выражения (для Ростовской области в виде 602 уравнений и 301 уравнения нормативной себестоимости, 215 уравнений скоростей и 215 уравнений ускорений изменения себестоимостей) и предельно выгодные значения себестоимости в 43 районах Ростовской области по озимым и яровым зерновым, озимым и яровым зернобобовым, подсолнечнику, кукурузе на зерно, картофелю и овощам открытого грунта [2]. Проведенные на ПЭВМ в электронных таблицах аппроксимации линий тренда в форме степенной, показательной, логарифмической функций и полиномом высшей степени с оценкой достоверности привёл к следующему заключению: уравнения линий тренда типичны для группы районов в зависимости от их территориального расположения в пределах области; подъемы и спады в изменении себестоимости для одной и той же группы районов не синхронны, а смещены на значительные величины; сельскохозяйственное производство нуждается в управленческом учете как особо актуальном в связи с переходом на международные стандарты, а также являющимся стратегией и тактикой управления внутренней деятельностью сельскохозяйственного предприятия.

Структура себестоимости продукции растениеводства изменяется в сторону увеличения за счет расходов на семена и посадочный материал, минеральные удобрения, топливо, оплату услуг и работ, выполненных сторонними организациями, на оплату труда. Уровень себестоимости продукции важен, однако абсолютная его величина сама по себе ни о чем не говорит. Этот показатель дает нам характеристику экономического влияния лишь при соотношении с ценой на данную продукцию или же с себестоимостью продукции на других предприятиях, либо при соотношении стоимостей разных продуктов между собой при определенных ценах. Именно этим соотношениям ученые уделяли значительное внимание во все времена. Еще Риккардо утверждал, что «цены предметов, которые являются объектами конкуренции, количество которых может быть увеличиваемо в ограниченной степени, будут в конечном итоге зависеть не от спроса и предложения, но от увеличения или уменьшения их производства». К. Маркс считал, что «цена производства есть цена товара, равная его издержкам производства, плюс причитающаяся на его долю в зависимости от условий его оборота часть годовой средней прибыли на весь капитал, применяемый для производства товара». Английский экономист А. Маршал применил понятие «цены предложения», то есть такой цены продукта, которая необходима для того, чтобы производство данного продукта было развернуто. Он утверждал, что при снижении фактической цены ниже «цены предложения» происходит сокращение производства, а в случае превышения — его расширение. В реальной жизни постоянно встречаются такие отклонения, но, как отмечает Маршал, «влияние спроса на ценность тем в большей мере надо принимать во внимание, чем короче рассматриваемый период. Но чем дольше рассматриваемый период, тем большее значение имеет воздействие издержек производства на ценность».

Интерпретируя эти выводы и применяя их к современной действительности, можно утверждать, что при разработке стратегии производства продукции на длительную перспективу следует отдавать преимущество производству тех видов продукции, себестоимость которых будет значительно ниже цен на нее на рынке. При разработке годовых и текущих планов следует устанавливать затра-

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.

277

ты на производство запланированной продукции с учетом складывающейся конъюнктуры рынка. Следует также определить, в какой мере используются ресурсы именно этого сельхозпредприятия при выращивании именно этой культуры и как при этом распределяются производственные затраты, влияющие на ее себестоимость. Сельхозпроизводителям следует выращивать ту продукцию, которая востребована покупателями и приносит большую, чем другие, прибыль за тот же промежуток времени; учиться продавать и зарабатывать деньги. Обладая более 10% мировых запасов пашни [3], следует распределить их таким образом, чтобы прокормить население страны и наполнять ежегодно закрома впрок, постоянно наращивая количество запасов зерна.

Рассчитанные нами методом Фурье [2], на информационной базе прогноза волны изменения себестоимости озимых и яровых зерновых и зернобобовых показали, что в 2016 г. их себестоимость достигнет минимума, и тогда следует обновить государственные хранилища так же, как это следовало сделать в 2002 году.

Себестоимость упомянутых культур достигла максимума в 2009 г. Векторы скорости роста себестоимости (рублей в год) и ускорения меняют знак на противоположный. Себестоимость с 2009 г. уменьшается, но не турбулентно, а монотонно-ламинарно. При этом цены на зерно и зернобобовые колеблются, скачкообразно увеличиваясь. По данным Национальной товарной биржи, средневзвешенная цена на продовольственную пшеницу нового урожая 2009 года снизилась с 6-6,2 тыс. рублей до 5,7-5,8 тыс. рублей за тонну. Урожай большой, а цены все равно высокие.

Только тот, кто знает свои экономические возможности и положение относительно других конкурентов, может улучшить свои позиции за счет рэнкинга — умения составлять список сельхозтоваропроизводителей (отечественных и зарубежных), упорядоченный по убыванию (или по возрастанию) себестоимости. На основании рэнкинга легко оценивать конкурентов по надёжности, успешности, привлекательности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Как нам справиться с кризисом? Девять экспертов — девять методик — девять путей решения проблемы // Новое сельское хозяйство. 2009. № 3. С. 36-43.

2. Кузнецов В.В., Гарькавый В.В., Гайворонская Н.Ф., Фролов Д.В. Государственное регулирование продовольственного комплекса региона. Ростов-н/Д.: Изд-во ГНУ ВНИИЭиН, 2007.

3. Фролов Д.В. Прогноз себестоимости продукции в сельскохозяйственном производстве. Экономикоматематическая модель Ростовской области. Ростов-н/Д.: РГАСХМ, 2009.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.