Научная статья на тему 'Проблемы продаж продукции сельскохозяйственного растениеводства'

Проблемы продаж продукции сельскохозяйственного растениеводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РАСТЕНИЕВОДСТВО / ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ УСЛУГИ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / КОНГЛОМЕРАТ / АГРОХОЛДИНГ / ЗАТРАТЫ / ИЗДЕРЖКИ / ПРИБЫЛЬ / ВЫРУЧКА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ФОНДООТДАЧА / AGRICULTURE / FARMING / CROP PRODUCTION / FREIGHT FORWARDING SERVICES / COST / AND CONGLOMERATE AGRICULTURAL HOLDING / COSTS / EXPENSES / PROFIT / REVENUE / PROFITABILITY / CAPITAL PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Милана Викторовна, Фролов Дмитрий Викторович

В статье затронуты проблемы выбора каналов распределения в процессе продаж продукции сельскохозяйственного растениеводства. Приведено обоснование дефицита экспортных перевалочных мощностей на территории донского бассейна и сделана попытка поиска путей решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of sales of production of agricultural plant growing

This article addressed the problem of the choice of distribution channels in sales of agricultural crop production. The substantiation of export transshipment capacity gap in the Don basin and finding ways to attempt to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Проблемы продаж продукции сельскохозяйственного растениеводства»

егионалиетика

Keywords: agriculture; farming; crop production; freight forwarding services; cost; and conglomerate agricultural holding; costs; expenses; profit; revenue; profitability; capital productivity.

18

УДК 332.1:339.3

© Шевченко М.В., 2011 © ФроловД.В., 2011

ШЕВЧЕНКО Милана Викторовна,

кандидат

экономических наук,

доцент, Ростовский

государственный

университет путей

сообщения,

Ростов-на-Дону

milana@msx.ru

ФРОЛОВ

Дмитрий

Викторович,

кандидат

экономических наук, главный специалист отдела Управления продовольственными рынками и услугами, Администрация, Сочи dima@msx.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСТЕНИЕВОДСТВА

В статье затронуты проблемы выбора каналов распределения в процессе продаж продукции сельскохозяйственного растениеводства. Приведено обоснование дефицита экспортных перевалочных мощностей на территории донского бассейна и сделана попытка поиска путей решения данной проблемы.

Ключевые слова: сельское хозяйство; растениеводство; транспортно-экспедиционные услуги; себестоимость; конгломерат; агрохолдинг; затраты; издержки; прибыль; выручка; рентабельность; фондоотдача.

В настоящее время одним из важных вопросов на сельскохозяйственном предприятии является выбор каналов распределения в процессе продаж. Взаимодействуя с торговым посредником, руководители сельхозпредприятий теряют контроль над тем, кому и как продаётся их продукция. Посредники, оформляя экспорт, объединяют партии сельхозпродукции разных производителей. Возникает вероятность того, что сельхозтоваропроизводитель не по своей вине может потерять репутацию на рынке. В таких случаях выгоднее содержать свою дилерскую сеть, что по стоимости почти равноценно использованию логистического канала распределения без надстройки, то есть [производитель] => [покупатель]. Имеются и другие каналы распределения сельскохозяйственной продукции, а именно:

- [производитель] => [розничный торговец] => [покупатель];

- [производитель] => [оптовый торговец] => [розничный торговец] => [покупатель];

- [производитель] => [торговый агент, брокер, дилер, принципал, ритейлор] => [оптовый торговец] => [розничный торговец] => [покупатель].

Если организация продаж связана со многими внешними факторами, то регулирование себестоимости в наибольшей мере принадлежит руководителям и специалистам самого растениеводческого предприятия. Эта задача основана на минимизации затрат на выращивание таких сельскохозяйственных культур, как озимые и яровые зерновые и зернобобовые, подсолнечник, кукуруза, картофель, овощи открытого грунта. Следствием этого, при качественном управлении продажами, станет максимизация прибыли.

Актуальность оперативного управления продажами подкрепляется тем, что при среднем урожае зерна в 7-8 млн тонн в Ростовской области элеваторные мощности составляют 2,8 млн тонн. Это 61 элеватор, которые одновременно могут хранить 4,5 млн тонн зерна (большинство мест хранения зерна имеет значительный износ и требует модернизации). В 2011 году сохраняется дефицит элеваторных мощностей. Количество миниэлеваторов, находящихся в пользовании частными владельцами, на ситуацию с хранением зерна почти не влияют. Не все имеющиеся элеваторы имеют собственный выход на железнодорожные ветки.

На территории донского бассейна ощущается дефицит экспортных перевалочных мощностей. Это свидетельствует о неразвитости логистической инфраструктуры (затраты на логистику составляют от 7% до 18% от стоимости товара): из-за простоя судов в российских портах цены на фрахт из России в Турцию, например, в 2011 году выросли вдвое (до 40 долларов за тонну). Это сравнимо с ценами на фрахт в Турцию из США. В Новороссийск до сих пор ведёт только одна ветка железной дороги, что уменьшает и пропускную способность, и надёжность доставки грузов.

За исследуемый период с 2000 по 2011 годы самый крупный объём экспорта зерна составил более 4,6 млн тонн (это 2009 год).

Чтобы ускорить отгрузку зерновых по железной дороге, как для внутреннего рынка, так и на экспорт, зернотрейдер "Белый двор" в 2013-2014 годы ещё только планирует приобрести механизм нория для погрузки зерна из автотранспорта в вагоны (устройство для подъёма сыпучих грузов или жидкостей). Собственная погрузка зерна даёт возможность быстрее получать и отправлять железнодорожные вагоны, хотя это не решит проблему нехватки вагонов в направлении, например, Центральной России.

Вагоны и контейнеры, проданные в частную собственность, потеряны из арсенала РЖД. Владельцы используют их самостоятельно, либо сдают в аренду, либо по бартерным сделкам за необходимую им продовольственную или промышленную продукцию.

Начиная с 2007 года, производители пива предлагали сельхозтоваропроизводителям Ростовской области выращивать ячмень по новой технологии с многоразовым поливом и частым внесением удобрений (до этого времени пивовары приобретали ячмень по импорту). Цены на выращенный ячмень составляют 5,5-6 тыс. руб. за тонну. Выиграли те растениеводческие предприятия, которые согласились выращивать ячмень, при условии наличия у них оросительной системы. В 2011 году цены на ячмень для пивоваренных предприятий обладают тенденцией роста, причём по вине посредников, несмотря на то, что специализированного ячменя на рынке достаточно. Например, Саудовская Аравия заблаговременно заказала очень крупный объём ячменя одной из российских компаний, которая, в свою очередь, заказала его крупной украинской компании. Но Украина не выполнила этот заказ по объяснимым причинам. Канал распределения ячменя в Саудовскую Аравию из России логистами заранее не прорабатывался. Это привело к перераспределению размеров партий продаж ячменя по другим каналам. Таким образом, искусственно созданный дефицит ячменя для производства пива привёл к повышению цен на него.

Часто меняющиеся руководители сельскохозяйственных предприятий не особенно обращают внимание специалистов на требуемую рынком скорость изменения качества бизнеса, стихийную корпоративность. Они не имеют опыта поиска покупателей, заключающих крупные, многомиллионные контракты. Крестьяне не получают выгод от экспорта, например, зерна, поскольку маржа (она в настоящее время составляет от 15 до 20 долларов США с одной тонны) остаётся у тех, кто осуществляет экспорт. Многие руководители не контролируют и не прогнозируют продажи, не умеют работать с возражениями и отвечать на претензии, рекла-

мации. Они управляют на основе мнений, а не статистики. Некоторые из руководителей растениеводческих предприятий не умеют завершать сделки и добиваться своевременной проплаты.

А тем временем, коммерческие организации, гнездятся вокруг хозяйств и пытаются от них официальными методами и воровством, хищением, обманом получать продукцию по заниженным ценам, причём ещё в процессе уборки урожая. В среде посредников негласно принято считать, что сельхозтоваропроизводители не компетентны в товароведении, не умеют торговать, заключать договора с учётом требований международного рынка, мотивировать продажи. Стратегическое управление, включающее не только реализацию утверждённой стратегии, но и постоянный мониторинг за изменениями внешней среды, анализа изменений на уровне округа, района и отдельныхтерриторий, разработки и реализации корректировок курса, вызванных внешними или внутренними факторами, практически отсутствует.

Некоторые молодые учёные предлагают организовать специальный орган для осуще- К^ТС ствления координации деятельности на посто- I Л янной основе. Фонд "Юг России", основанный О.В. Дерипаской, как раз и был таким органом в Усть-Лабинском районе Краснодарского края. Анализ его деятельности доказал, что коор- 19

динирующий орган достигает намеченных результатов только в том случае, если его деятельность осуществляется на условиях софинансирования бюджетными и внебюджетными средствами.

Не все руководители одинаково относятся к таким видам затрат, как:

- штрафы за недопоставку продукции по кооперации;

- нарушения в использовании транспортных средств типа простоя заказанных железнодорожных вагонов;

- непроизводительные выплаты из фонда заработной платы в связи с работой в выходные дни, в сверхурочное время, в связи с доплатами до среднего заработка, в связи с изменениями условий труда, значительный процент возврата продукции;

- текучесть кадров, заниженные требования к кадровому потенциалу, дефицит управляемости, своевременное обновление управленческих звеньев и структур, считать деньги и интеллектуальный потенциал равномощными, растерянный "золотой запас" специалистов и квалифицированных рабочих, сброс балласта;

- недостаточное освоение современныхтех-нологий корпоративного менеджмента;

- непроработанность систем финансирования;

- неотлаженность механизмов организации и координации производственно-хозяйственной деятельности для выполнения совместных научно-технических и производственных про-

о

гч

*40

*

©

0

1^1

■ ом

грамм, углубления специализации и развития кооперационных связей;

- отсутствие чёткого механизма договорных начал сотрудничества с государством;

- недостаточность правовой регламентации;

- отсутствие опыта самостоятельно зарабатывать деньги, производить и продавать только выгодную продукцию, считать, что обязанность сельского хозяйства не только осуществлять продовольственную безопасность, но и зарабатывать деньги, добиваясь первенства на продовольственном рынке.

Так же не все руководители представляют как единый комплекс четыре составляющие: сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, сильного лидера с наличием кредитов и науки с её инновациями.

Результатом вышеперечисленного является то, что один и тот же вид деятельности в различных районах одной и той же природно-климатической зоны показывает различную себестоимость продукции растениеводства.

В сравнении себестоимостей по Ростовской области, например подсолнечника, никакая закономерность не наблюдается. В одном и том

же сезоне (году) в одном районе себестоимость высокая, а в то же время в соседнем районе по тому же виду продукции растениеводства - наименьшая.

При построении методом Фурье волн изменения себестоимости по всем культурам растениеводства, пики волн по однородным типам культур не совпадают даже в соседних районах. Необходимо выявить причины такого явления и разработать мероприятия по устранению [1].

Сельскохозяйственные предприятия постепенно вовлекаются в торговые сети, но не самостоятельно, а посредством интегрированных структур, перерабатывающих и продающих продукцию растениеводства.

Рост количества перерабатывающих растениеводческое сырьё структур приведёт к повышению требований к качеству (калибровке) сельхозпродукции растениеводства, возможно, к её дефициту.

Примечания:

1. МаколоваЛ.В., Фролов Д.В. Исследование скрытых потерь в сель-скохозяйственномпроизводстве // Вестник Донского государственного университета. - Ростов-на-Д., 2008. - С. 84-92.

SOME ASPECTS OF A ROLE AND COMPETITION PLACE IN DEVELOPMENT OF REGIONS Shorina Polina Sergeevna, Post-graduate student, Chair of Economy and Management,

North Caucasian State Technical University, Kislovodsk

In article some aspects of a role and a competition place in development of regions are considered. Keywords: region; the region's competitiveness; the national economy.

УДК 332.1:339.137.2

© Шорина П.С., 2011

ML

f

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РОЛИ И МЕСТА КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ

В статье рассмотрены некоторые аспекты роли и места конкуренции в развитии регионов.

Ключевые слова: регион; конкурентоспособность региона; национальная экономика.

ШОРИНА

Полина Сергеевна,

соискатель, кафедра

Экономики

и управления,

Северо-Кавказский

государственный

технический

университет,

Кисловодск

Территории большинства стран подразделяются на регионы, с закрепленными за ними определенными государственными функциями. Кроме того, можно утверждать, что регионы - это целостное звено, осуществляющее на своей территории определенные государственные функции, обусловленные не только интересами государства, но и интересами самих регионов. Основным типом региона в Российской Федерации является субъект Российской Федерации. Дополнительно к указанному типу на территории Российской Федерации могут образуются или создаваться федеральные округа, экономические районы и др. Распад Советского Союза и обретение краями, областями и республиками страны статуса субъектов федерации сформировало институционально-правовую базу регионализации экономики России в контексте административно-территориального деления. Стало понятно, что процесс регионализации многообразен и протекает под воздействием специфических условий развития региона, включая нормативно-правовые, природно-географические, производственные, хозяйственно-территориальные, экологические и другие факторы. Регион не может существовать без территориального субъекта, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.