Научная статья на тему 'Устойчивое социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований'

Устойчивое социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
640
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бураев Ф.В.

В статье рассматриваются вопросы перехода сельских муниципальных образований на режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития. На основе анализа социально-экономического положения муниципального образования «Посольское» Кабанского района Республики Бурятия, а также с учетом имеющихся предпосылок и перспектив определены стратегические цели и задачи дальнейшего развития сельского поселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бураев Ф.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований»

25 (256) - 2012

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 316.55

устойчивое социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований

Ф. в. бураев,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и права E-mail: fbr. bur@mail. ru Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова

В статье рассматриваются вопросы перехода сельских муниципальных образований на режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития. На основе анализа социально-экономического положения муниципального образования «Посольское» Кабанского района Республики Бурятия, а также с учетом имеющихся предпосылок и перспектив определены стратегические цели и задачи дальнейшего развития сельского поселения.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские муниципальные образования, комплексная программа социально-экономического развития, программно-целевой метод, факторный анализ.

В последние годы в стране начинает формироваться новое направление социально-экономической политики - устойчивое развитие сельских территорий. Разработка и эффективная реализация механизма устойчивого сельского развития имеет для России большое значение, учитывая, во-первых, удельный вес сельских территорий, и, во-вторых, социально-экономическую бедность и обезлюдение сельских пространств [2, 7].

Социально-экономическое развитие сельских территорий затрагивает в первую очередь гражданское общество, экономико-производственное обеспечение достойного уровня жизни и деятельности сельчан. При этом важно четко ориентироваться в

том, какие проблемы наиболее актуальны и требуют первоочередного решения [1].

Устойчивое социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований, решение социальных проблем сельского населения - условие сохранения села [4-6]. Сегодня российское село переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются:

• ухудшение демографической ситуации в сельской местности;

• сельская бедность и высокий уровень безработицы сельского населения;

• снижение качества жизни в сельской местности, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры, сужение доступа селян к основным социальным услугам - образованию и здравоохранению;

• разрушение эволюционно сложившейся системы сельского расселения.

Для перехода муниципальных образований на режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития на местном уровне применяются программно-целевые методы управления и бюджетного планирования, а также разработка новых технологий муниципального управления социально-экономическим развитием территории [3].

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-

экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. При этом сельская местность занимает две трети площади страны (примерно 5 691,8 тыс. км2), где проживает 38,4 млн населения (27 % общей численности), на момент последней переписи насчитывается 142 203 сельских населенных пунктов. Основной сектор сельской экономики - сельское и лесное хозяйство, где занято 38 % сельского населения, в промышленности работает 12,6 % сельских жителей, транспорте и связи - 6,1 %, строительстве - 3,5 %, прочих направлениях экономической деятельности -39,8 % (торговля, общественное питание, сфера социальной инфраструктуры и управление).

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала. Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения [4-6].

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.

инструментом реализации государственных мер по социальному развитию села, в том числе мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, стала федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», которая способствовала росту объемов жилищного строительства и обустройству сельских поселений, повышению доступности образовательных и медицинских услуг на селе [7].

Так, в 2010 г. из федерального бюджета для сельских жителей, в том числе молодых семей и молодых специалистов, выделено субсидий на софинансиро-вание мероприятий всего по России и по Республике Бурятия соответственно: по улучшению жилищных условий - 4 520 000 тыс. руб. и 32 000 тыс. руб., на

обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов - 2 520 000 тыс. руб. и 16 000 тыс. руб., на развитие водоснабжения в сельской местности -1 696 000 тыс. руб. и 15 000 тыс. руб., на развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи - 50 000 тыс. руб. и 2 900 тыс. руб.

Достижение долгосрочных стратегических целей сельского муниципального образования формирует объективные предпосылки согласования долгосрочных комплексных решений и текущих бюджетных заданий. В качестве инструмента решения данной задачи может быть использован программно-целевой подход.

Программно-целевой подход подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение которых ориентировано проведение мер, действии, предусматриваемых программой. Применение программно-целевого метода исходит из необходимости придания как можно более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных целей.

Формирование и исполнение местных бюджетов, осуществление экономической деятельности, поддержка социального сектора, развитие малого и среднего бизнеса, основных сфер муниципального хозяйства должны осуществляться на основе муниципальных планов и программ социально-экономического развития территорий муниципальных образований. Реализация таких программ позволит органам местного самоуправления обеспечить комплексный и сбалансированный подход в решении указанных вопросов.

Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования -документ, включающий в себя концепцию, стратегический план, долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов достижения плановых решений и алгоритм актуализации планов. Иными словами, это прогнозно-плановый документ, реализующий двуединую задачу. Во-первых, он формирует и увязывает по срокам, финансовым, материальным, трудовым и прочим ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования. Во-вторых, он формирует плановую основу взаимодействия членов местного сообщества, обеспечивающего и реализацию стратегических приоритетов, и текущее сбалансированное функционирование экономического и социального секторов муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения.

РЕгионАльнАя экономика: теория и практика

53

Из вышесказанного следует, что комплексная программа социально-экономического развития должна включать:

• стратегические приоритеты, стратегические и иные цели и задачи, реализация которых обеспечивает устойчивое развитие муниципального образования;

• основные шаги и мероприятия по реализации стратегических приоритетов и текущих задач жизнеобеспечения муниципального образования;

• мероприятия, обеспечивающие реализацию и актуализацию долгосрочных, среднесрочных и годовых разделов программы.

Наличие программы, определяющей социально-экономическое развитие субъекта РФ на долгосрочный период, является необходимым условием для успешного социально-экономического планирования и прогнозирования как в муниципальных образованиях, так и для большинства предприятий, находящихся на их территории.

В рамках программы социально-экономического развития муниципальных образований по распоряжению Правительства Республики Бурятия от 08.07.2010 N° 369-р была создана рабочая группа для комплексного планирования программы социально-экономического развития муниципального образования «Посольское» Кабанского района Республики Бурятия (далее - МО «Посольское»), целью которой является разработка долгосрочной стратегической программы, основанной на принципах устойчивого развития.

Разработка комплексной программы социально-экономического развития мо «Посольское» включала три этапа: организационно-подготовительный, прогнозно-аналитический и этап планирования.

каждый из этапов формирования комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований предполагает выполнение ряда последовательных действий и алгоритмов работы, обеспечивающих методологическое единство всех этапов территориального индикативного планирования.

Разработка программы социально-экономического развития мо «Посольское» преследует следующие цели:

1) анализ потенциала развития МО «Посольское», существующих проблем, систематизацию факторов, способствующих и препятствующих социально-экономическому развитию поселения, а также перспектив и рисков его развития;

2) постановку и обоснование стратегических целей и задач социально-экономического развития МО «Посольское» на долгосрочную перспективу, рамочное описание основных направлений их решения;

3) выработку алгоритмов достижения поставленных целей и задач;

4) координацию действий органов местного самоуправления, руководителей хозяйствующих субъектов, предпринимателей, общественных организаций и населения по достижению целей программы.

В результате проведенного анализа социально-экономического положения МО «Посольское» определены проблемы и перспективы развития сельского поселения (см. таблицу).

Численность постоянного населения с каждым годом сокращается, в основном за счет безработных граждан, которые уезжают в город на заработки. Так, в 2009 г. по сравнению с 2007 г. численность постоянного населения сократилась на 1,95 %, или на 20 чел. Валовая продукция сельского хозяйства в 2008 г. сократилась по сравнению с 2007 г. на 11,7 млн руб. Это связано с финансовыми проблемами сельскохозяйственного предприятия ООО «Боль-шереченский». Объем розничного товарооборота с каждым годом повышается. Численность безработных увеличивается в связи со снижением объемов производства СПк «кабанский рыбозавод» и ООО «Большереченский».

Анализ исторических, социальных, экономических предпосылок развития МО «Посольское», динамики основных социально-экономических показателей за три года позволил выявить и структурировать факторы:

а) способствующие перспективам социально-экономического развития:

- высокий потенциал развития туризма: длина прибрежной зоны озера Байкал в пределах сельского поселения - 15 км;

- выгодное географическое положение;

- развитая транспортная система;

- на территории поселения расположено перерабатывающее предприятие СПк «кабанский рыбозавод»;

- близость Иркутской области, Забайкальского края и Монголии;

б) ограничивающие социально-экономическое развитие:

- высокий уровень скрытой безработицы;

Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования «Посольское» в 2007-2009 гг.

№ п/п Показатель Год

2007 2008 2009

1 Численность постоянного населения, тыс. чел. 1 045 1 026 1 025

2 Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млн руб. 26,7 15 17,5

Темп роста в сопоставимых ценах к уровню прошлого года, % 101,5 57 116

3 В том числе: - продукция растениеводства, млн руб. 1,5 0,9 1,2

темп роста в сопоставимых ценах к уровню прошлого года, % 100,0 60 133

- продукция животноводства, млн руб. 25,2 14,1 16,3

темп роста в сопоставимых ценах к уровню прошлого года, % 103,7 55 114

4 Объем розничного товарооборота, млн руб. 19,8 21,8 23,6

Темп роста в сопоставимых ценах к уровню прошлого года, % 100 110,1 108,3

5 Объем инвестиций в основной капитал, млн руб. 2,4 3,4 2,9

Темп роста в сопоставимых ценах к уровню прошлого года, % - 141,6 85,3

6 Ввод в действие жилых домов, м2 1 300 443,3 443,3

7 Численность занятых в экономике, чел. 464 434 427

8 Численность безработных, чел. 245 252 261

9 Начисленная заработная плата на одного работника, руб. 4 058 4 548 5 230

10 Реальные располагаемые денежные доходы населения, % 123,1 112 114

- высокий уровень населения с доходами ниже прожиточного минимума;

- жилье находится в аварийном состоянии (70 % жилых домов имеют износ более 65 %);

- высокие цены на первичное и вторичное жилье;

- суровый климат и высокая сейсмичность, определяющие большие энергозатраты и высокую стоимость строительства, в том числе жилищного.

На основе проведенного анализа социально-экономического положения определены основные стратегические приоритеты дальнейшего развития поселения, в том числе развитие туристско-рекре-ационного потенциала. Выгодное географическое положение МО «Посольское» обусловливает его привлекательность для развития туризма. Село стоит на самом берегу озера Байкал, другая сторона села опирается на залив Посольский сор и Большую речку, в которую заходит на нерест самая крупная на Байкале посольская популяция омуля. Развитие туризма позволит сократить существующий уровень безработицы на селе, а также будет способствовать эффективному развитию малого предпринимательства. Рост инвестиционной привлекательности территории поселения позволит в перспективе создать комфортную инфраструктуру для жизни населения.

Таким образом, устойчивое социально-экономическое развитие села - это стабильное, качественное и необратимое, положительно направленное

изменение социальных отношений в сельской местности, а также повышение материального благосостояния сельского общества за счет роста сельской экономики, выраженное в улучшении уровня и качества жизни населения.

Список литературы

1. Атюкова О. Устойчивость развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2009. № 9. С. 59-61.

2. Гапоненко А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: Изд-во РАГС, 2001.

3. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации / и. С. головко, Т. В. Псарева, Е. В. Репина-Гаврикова, И. А. Назаренко: под общ. ред. Т. В. Псаревой. Новосибирск, 2006.

4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www. mcx. ru/documents/document/ show/14914.77.htm.

5. Петриков А. Устойчивость сельского развития // Экономист. 2006. № 7. С. 86-93.

6. Третьякова Л. А. Организационно-экономические основы устойчивого развития территорий: монография. Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2008.

7. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». URL: http://www. programs-gov. ru/3_1.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.