ЭКОНОМИКА
И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
УДК 336.3.11
И.В. Ковалева, Д.В. Рожкова I.V. Kovaleva, D.V. Rozhkova
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN THE CONTEXT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственный, партнерство.
Рассматриваются проблемы применения методов и технологий государственно-частного партнерства применительно к отраслям сельского хозяйства, а также концептуальные схемы взаимодействия государства и частного сектора экономики на региональном уровне, позволяющие стимулировать или дестимулировать разработку проектов в соответствии с приоритетными направлениями в регионе; получать оперативную информацию о выборе инвестиционных площадок для частного сектора экономики; оптимизировать величину спроса и предложения рабочей силы в отраслях сельского хозяйства. Это позволяет обеспечить развитие производственной инфраструктуры и улучшить инвестиционный климат региона за счет реализации инновационных проектов ГЧП.
Ковалева Ирина Валериевна, д.э.н., проф. каф. управления производством и агробизнеса, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected]. Рожкова Дарья Викторовна, к.э.н., ст. преп. каф. управления производством и агробизнеса, Алтайский государственный аграрный университет. Email: [email protected].
Keywords: agriculture, public, partnership.
The application of the methods and techniques of public-private partnerships for agricultural industries is discussed. The authors deal with the conceptual schemes of interaction of the state and the private sector at the regional level that enable to encourage or discourage the development of projects in accordance with the priorities in the region; to obtain the current information about choosing investment sites for the private sector; to optimize the amount of supply and demand of manpower in the sectors of agriculture. This allows supporting the development of industrial infrastructure and improving the investment climate in the region through the implementation of innovative projects of public and private partnerships.
Kovaleva Irina Valeriyevna, Dr. Econ. Sci., Prof., Chair of Production and Agri-Business Management, Altai State Agricultural University. E-mail: [email protected].
Rozhkova Darya Viktorovna, Cand. Econ. Sci., Asst. Prof., Chair of Production and Agri-Business Management, Altai State Agricultural University. E-mail: [email protected].
Введение
Обозначенные Правительством Российской Федерации приоритеты в «Государственной программе развития сельского хозяйства» и курс на обеспечение продовольственной безопасности страны требуют финансовых обязательств от государства, поэтому государству становится невыгодно самостоятельно обеспечивать реализацию выбранного направления и осуществлять поддержку агропромышленного комплекса, задействованного в развитии народного
хозяйства страны [1, 2]. По этой причине в России активно формируется и становится стратегически значимым особый вид взаимодействия государства и частного сектора экономики, получивший название «государственно-частное партнерство».
Основная часть
Государственно-частное партнерство в АПК — это форма долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между государством и бизнесом с целью реализации и
развития на региональном и локальном уровнях социально-значимых проектов модернизации АПК с заранее установленными требованиями государства к их результатам, при котором ответственность за проектную подготовку целиком и полностью ложится на частного партнера, а основная доля риска — на того партнера, который способен его минимизировать [3, 5].
Необходимость использования принципов ГЧП в животноводстве обусловлена теми выгодами, которые получает в конечном итоге экономика в целом (рис. 1).
Различия ролей государства и представителей бизнес-структур в ГЧП позволили уточнить их функциональные обязанности в системе партнерских отношений. Функции
государства целесообразно объединить в группы системообразующих и контролирующих.
Системообразующие функции государства сводятся к разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие ГЧП в разных отраслях экономики, определению приоритетных сфер развития ГЧП, поиску и отбору проектов, выбору формы ГЧП, определению рисков проекта и софинансированию. Функция контроля предполагает проверку выполнения проектных договоренностей, мониторинг информации о состоянии объекта и распределении бюджетных средств на его реализацию.
Государственно-частное партнерство
® Я
/2 ..•••• •• |
■■■О ®
н
и
и
Государство
Цель — обеспеченность населения продукцией, повышение качества реализации проектов в АПК
л л
О р
0 •
5Й .••
' 3 1
ч| ц
, И1
Бизнес
Цель — сокращение рисков и увеличение доходности при реализации крупных проектов в сельском хозяйстве
Выгода для государства:
- рост показателей экономической эффективности проектов в отраслях за счет снижения издержек и рисков;
- эффективность и гибкость в части принятия решений;
- доступ к альтернативным источникам капитала;
- доступ к инновационным технологиям;
- реализация стратегически важных крупных проектов;
- внедрение передовых принципов управления предприятием АПК
Выгода для бизнеса:
- сокращение налоговой нагрузки;
- получение бюджетных активов во владение и пользование;
- государственные гарантии;
- увеличение свободы принятия
административно-
хозяйственных
решений
Выгода для экономики:
- развитие экспортного потенциала аграрного сектора экономики региона;
- интенсивное развитие инфраструктуры на селе при реализации проектов ГЧП;
- ускорение темпов обновления основных производственных фондов;
- повышение уровня развития материально-технической базы агропромышленных предприятий;
- рост качества продукции сельского хозяйства;
- повышение конкурентоспособности отрасли;
- развитие сырьевой базы для отечественных перерабатывающих предприятий
Рис. 1. Цели, функции и выгоды партнеров при реализации проектов ГЧП
Государственно-частное партнерство в сельском хозяйстве региона
1
Сфера развития инфраструктуры
г
Строительство и модернизация объектов производственной инфраструктуры
Помещения для содержания скота
Тепло-, водо-, газо-и электрообеспечение
Сфера финансирования
Аренда
Лизинг
Целевые программы
Сфера социально-экономического развития
Г
Решение социальных задач на селе. Строительство объектов социально-экономической инфраструктуры
Обеспечение специалистов жильем
Строительство больниц и фельдшерских пунктов
Строительство школ, детсадов и учреждений культурно-досугового типа
Обеспечение работой, подготовка и переподготовка кадров
Инвестиционная сфера
Реализация инвестиционных проектов в животноводстве
Реконструкция и модернизация комплексов
Строительство и/или реконструкция инкубаторов, бройлерных ферм
Строительство инженерно-технологических центров АПК
Строительство ферм по производству мраморной говядины
Реконструкция заводов по производству комбикормов
Рис. 2. Основные направления применения механизма ГЧП
Проектные функции со стороны бизнеса включают работы по подготовке и оценке технической реализуемости проекта. Суть экономико-инновационных функций заключается в калькуляции затрат на инновационный проект, расчете экономико-социального эффекта, определении потенциальных форм бюджетного участия [4, 6].
Исходя из анализа функций государства и возможностей частного сектора определяется их роль в системе ГЧП (рис. 2).
Существующее многообразие направлений реализации проектов ГЧП требует определенного дополнения организационного механизма ГЧП на уровне региона [7, 8]. В частности целесообразно выделить в механизме ГЧП научные организации и структуры, осуществляющие оценку финансовой эффективности проекта, подготовку паспорта проекта ГЧП, предложения и рекомендации по реализации проекта, одобрение, разработку проекта ГЧП и согласование сроков исполнения.
Выводы
Коллегиальность действий органов государственной власти, частного сектора экономики, образовательных учреждений и центра развития ГЧП в регионе позволит:
- стимулировать или дестимулировать разработку проектов в регионе;
- получать оперативную информацию о выборе инвестиционных площадок для частного сектора экономики;
- оптимизировать величину спроса и предложения рабочей силы в отраслях сельского хозяйства;
- обеспечить развитие производственной инфраструктуры сельского хозяйства;
- улучшить инвестиционный климат региона за счет реализации инновационных проектов ГЧП;
- организовать мероприятия по продвижению инвестиционных возможностей региона.
Таким образом, для эффективного функционирования механизма ГЧП региона
методы и инструменты должны быть согласованы с государственными целями и задачами развития агропромышленного сектора экономики. При этом все интересы участников-партнеров должны быть соблюдены.
Библиографический список
1. Соколов С.Л. Развитие государственно-частного партнёрства в АПК регионов РФ // Аграрный вестник Урала. — 2013. — № 11 (117). — С. 93-101.
2. Гладкова Е.П. Анализ различных форм партнерства в сфере АПК: проблемы и перспективы // Управление экономическими системами. — Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexic ontent&view=items&id=4041. (дата обращения 27.08.2017).
3. Козлова Е.В. Государственно-частное партнерство как фактор развития инновационной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук / 08.00.01. — М., 2014. — 27 с.
4. Иванова З.А. Государственно-частное партнерство в сельском хозяйстве: общие подходы // Вопросы экономики и права. — 2014. — № 12. — С. 110-114.
5. Ковалева И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности как стратегии развития регионального рынка // Предпринимательство. — 2007. — № 4.
— С. 183-184.
6. Ковалева И.В., Хренова Ю.В., Ковалев А.А. Инвестиционный климат региона: оценка перспектив развития // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2015. — № 11 (133). — С. 176-179.
7. Ковалева И.В. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности регионального рынка продукции АПК // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2006.
— № 3 (23). — С. 84-87.
8. Чухломин Н.В. Оценка эффективности государственно-частного партнерства при создании особых экономических зон: авто-
реф. дис. ... канд. экон. наук / 08.00.05.
— Новосибирск, 2011. — 20 с.
References
1. Sokolov S.L. razvitie gosudarstvenno-chastnogo parnerstva v APK regionov RF // Agrarnyy vestnik Urala. — 2013. — № 11 (117). — S. 93-101.
2. Gladkova E.P. Analiz razlichnykh form partnerstva v sfere APK: problemy i perspek-tivy // Upravlenie ekonomicheskimi sistema-mi [elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexic ontent&view=items&id=4041 (data obrash-cheniya 27.08.2017).
3. Kozlova E.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak faktor razvitiya innovatsion-noy ekonomiki: avtoref. diss. ... kand. ekon. nauk: 08.00.01. — M., 2014. — 27 s.
4. Ivanova Z.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v selskom khozyaystve: obshchie podkhody // Voprosy ekonomiki i prava. — 2014. — № 12. — S. 110-114.
5. Kovaleva I. Gosudarstvennoe reguliro-vanie investitsionnoy deyatelnosti kak strategii razvitiya regionalnogo rynka // Predprini-matelstvo. — 2007. — № 4. — S. 183-184
6. Kovaleva I.V., Khrenova Yu.V., Ko-valev A.A. Investitsionnyy klimat regiona: otsenka perspektiv razvitiya // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo uni-versiteta. — 2015. — № 11 (133). — S. 176-179.
7. Kovaleva I.V. Problemy gosudarstven-nogo regulirovaniya investitsionnoy deyatelnosti regionalnogo rynka produktsii APK // Vestnik Altayskogo gosudarstven-nogo agrarnogo universiteta. — 2006. — № 3 (23). — S. 84-87.
8. Chukhlomin N.V. Otsenka effektivnosti gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri sozdanii osobykh ekonomicheskikh zon: avtoref. diss. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05.
— Novosibirsk, 2011. — 20 s.
+ + +