Научная статья на тему 'Организационные модели развития государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве Алтайского края'

Организационные модели развития государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / МОДЕЛЬ / ПАРТНЕРСТВО / РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Воронкова Ольга Юрьевна, Рожкова Дарья Викторовна

Рассматриваются вопросы государственно-частного партнерства в отраслях сельского хозяйства региона, предложены организационные модели взаимодействия на уровне регионального управления и организаций различного уровня в отраслях сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Воронкова Ольга Юрьевна, Рожкова Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные модели развития государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве Алтайского края»

УДК 336.3.11

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ10

И. В. Ковалева1, О. Ю. Воронкова2, Д. В. Рожкова1

1Алтайский государственный аграрный университет (Барнаул, Россия) 2Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Рассматриваются вопросы государственно-частного партнерства в отраслях сельского хозяйства региона, предложены организационные модели взаимодействия на уровне регионального управления и организаций различного уровня в отраслях сельского хозяйства.

Ключевые слова: государство, модель, партнерство, развитие, сельское хозяйство.

ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT MODEL OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN AGRICULTURE OF ALTAI REGION

O. Yu. Voronkova1, I. V. Kovaleva2, D. V. Rozhkova1

1Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia) 2Altai State University (Barnaul, Russia)

The article discusses public-private partnership in the agricultural region, proposed organizational interaction model at the level of regional administration and organizations of different levels with industries Agriculture. Keywords: government, model, partnership development, agriculture.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в России формируется и становится стратегически значимым особый вид взаимоотношений государства и частного сектора экономики, получивший название «государственно-частное партнерство» [1, с. 160] (далее — ГЧП).

Взаимодействие власти, отражающее интересы общества, и бизнеса является важнейшим фактором устойчивого развития страны, повышения инвестиционной и инновационной привлекательности, роста конкурентоспособности производимой в стране продукции, а также становление производственной и социальной инфраструктур [2, с. 10]. Стоит отметить, что взаимодействие государства и бизнеса приобретает свою актуаль-

10 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ Региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2017 — Алтайский край (проект № 17-12-22009).

ность, прежде всего, в социально-значимых отраслях, в том числе в животноводстве.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

По состоянию на начало 2017 г. в Российской Федерации прошли стадию принятия решения о реализации 2446 проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП. Алтайский край входит в число субъектов, на территории которых реализуются проекты ГЧП.

Алтайский край является регионом развитого животноводства. По итогам 2015 г. поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров, в Алтайском крае является наиболее многочисленным в Сибирском федеральном округе. По данным 2015 г. на 5,5% выросло поголовье свиней по отношению к 2010 г., поголовье овец и коз — на 16,5%. Отрицательная динамика наблюдается по показателям поголовья КРС и коров в том числе, в 2015 г. поголовье КРС и коров сократилось на 10% по срав-

нению с аналогичным показателем 2010 г. (рис. 1). Поголовье птицы остается стабильным и составляет 10843 тыс. голов. При этом наблюдается тенден-

ция роста среднесуточного привеса скота с 453,5 г в 2010 г. до 480,6 г в 2015 г. и роста производства скота и птицы на убой (рис. 2) [3].

Рис. 1. Поголовье скота в Алтайском крае, 2015 г.

Основными производителями остаются сельскохозяйственные организации и личные подсобные хозяйства населения. Доля каждого из них в общем объеме производимой продукции, начиная с 2010 года, меняется незначительно, и в 2015 году составила 48,9 и 50,3% соответственно [3]. Сокращение поголовья крупного рогатого скота обусловлено экономическими причинами, в число которых

входят высокие тарифы на электроэнергию, удорожание кормов, недостаток инвестиционных вложений, высокая стоимость кредитных ресурсов, высокий удельный вес в производстве скота и птицы личных (подсобных) хозяйств. Решение данной проблемы, в частности привлечение частных инвестиций, вполне осуществимо на основе механизма ГЧП.

Рис. 2. Производство скота и птицы на убой (в убойном весе) в Алтайском крае, тыс. т

Алтайский край традиционно относится к регионам с низким потенциалом развития ГЧП (рис. 3). Регион характеризуется низким уровнем развития нормативно-правовой базы, влияющей на реализацию проектов государственно-частного партнер-

ства и низкой инвестиционной привлекательностью. Однако Алтайский край обладает широкими возможностями для роста в отраслях АПК при условии грамотного позиционирования перспективных инфраструктурных проектов для частного инвестора.

Рис. 3. Место Алтайского края в рейтинге реализации проектов на основе ГЧП в регионах РФ

За период 2010-2015 гг. на территории региона было реализовано 10 проектов ГЧП (рис. 4), в том числе в сельском хозяйстве за период 2011-2014 гг. был реализован проект «Глубокая переработка

пшеницы на реконструированном мелькомбинате в селе Ребриха» на основе софинансирования за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ.

Рис. 4. Количество инфраструктурных проектов ГЧП в Алтайском крае по отраслям, 2010-2015 гг.

С целью повышения эффективности расходования бюджетных средств и привлечения частных инвестиций в рамках ГЧП в животноводстве Алтайского края авторами развиты классические модели проектного финансирования и лизинга в ГЧП.

Для целей ГЧП в развитии крупнотоварного производства скота была разработана модель проектного софинансирования животноводческого комплекса в рамках осуществления проектов в АПК. В данной модели находит отражение взаимодействие основных участников ГЧП с целью развития животноводства на уровне региона, а также основные организационно-экономические отношения между ними (рис. 5).

В основе модели лежит концентрация частных и бюджетных инвестиций в проектной (управляющей) компании (БРУ) с последующим их использованием для строительства крупного животноводческого комплекса. Проектное финансирование позволит группам инвесторов работать вместе, что распределяет и снижает риски. При этом ис-

пользование значительной доли заемных средств помогает снизить расходы госсектора.

Создание проектной компании позволяет перекладывать ответственность за весь цикл работ, включая проектирование, строительство, ремонт и обслуживание комплекса, на данную компанию, которая в свою очередь, помимо договора с органами власти, заключает субконтракты, взаимодействует с центром ГЧП в Алтайском крае.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» доля частных инвестиций в проекте должна составлять не менее 50% [4]. Для разработанной нами модели доля частных инвестиций составит 55%, бюджетного софинансирования — 45%.

Для развития мелкотоварного производства скота в Алтайском крае нами предлагается модель лизинга ГЧП. Основное содержание взаимоотношений между лизингодателем и лизингополучателем представлено на рисунке 6.

Рис. 5. Организационная модель проектного софинансирования животноводческого комплекса

в Алтайском крае на основе ГЧП

Рис. 6. Организационная модель лизинга взаимодействия субъектов ГЧП в отрасли животноводства

Алтайского края

Обязательным условиям развития лизинга в ГЧП для АПК региона должно стать объединение мелкотоварных производителей (индивидуальных предпринимателей, личных (подсобных) хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств) в сельскохозяйственный производственный кооператив. Использование модели лизинга ГЧП для осуществления проектов повышения эффективности функционирования и развития животноводства позволяет применять схемы внебюджетного финансирования. Лизингодателем в предложенной модели является государственная лизинговая компания АО «Росагролизинг», деятельность которой направлена на выполнение целевых показателей программы развития сельского хозяйства до 2020 г.

Одной из ключевых проблем, сдерживающих привлечение кредитного и лизингового финансирования предприятий отрасли животноводства, является отсутствие необходимого залогового обеспечения по долгосрочным проектам. По совместной программе лизинга АО «Росагролизинг» и АО «Рос-сельхозбанк» залоговым обеспечением будет выступать сам предмет лизинга, в результате чего в предложенной модели отсутствует гарантийный/залоговый фонд.

Таким образом, применение предложенных моделей государственно-частного партнерства станет эффективным способом использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку и развитие животноводства региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Панкратов А. А. Государственно-частное партнерство в современной практике: основные теоретические и практические проблемы. М., 2010. 248 с.

2. Максимов Д. А., Толпегин П. В. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в современной России. М., 2010. 144 с.

3. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. URL: http://akstat.gks.ru.

4. Постановление Правительства РФ # 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации». URL: http://base.garant. ru/12159225/.

5. Закон Алтайского края от 11 мая 2011 г. № 55-ЗС «Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве». URL: http://www.fpa.su/regzakon/altayskiy-kray/zakon-altayskogo-kraya-ot-11-maya-2011-g-n-55-zs-ob-uchastii-altayskogo-kraya-v-gosudarstvenno-chastnom-partnerstve/.

6. Чухломин Н. В. Оценка эффективности государственно-частного партнерства при создании особых экономических зон : автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2011. 20 с.

REFERENCES

1. Pankratov, A. A. (2010) Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sovremennoy praktike: osnovnye teoreticheskie i prakticheskie problemy. Moscow, 2010. 248 p. (in Russian).

2. Maksimov, D. A. (2010) Problemy vzaimodeystviya vlasti i biznesa v sovremennoy Rossii. Moscow, 2010. 144 p. (in Russian).

3. Federal State Statistics Service in Altai Krai and the Republic ofAltai. URL: http://akstat.gks.ru/

4. RF Government Regulation № 134 "On Approving the Rules for the Formation and Use of Budgetary Appropriations of the Investment Fund of the Russian Federation" URL: http://base.garant.ru/12159225/

5. Law of Altai Krai of May, 11 2011 № 55-3C "On the participation of the Altai Territory in public-private partnership" URL: http://www.fpa.su/regzakon/altayskiy-kray/zakon-altayskogo-kraya-ot-11-maya-2011-g-n-55-zs-ob-uchastii-altayskogo-kraya-v-gosudarstvenno-chastnom-partnerstve/

6. Chukhlomin, N. V. (2011) Evaluation of the effectiveness of public-private partnership in the creation of special economic zones. Abstract of dissertation. Novosibirsk, 2011. 20 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.