УДК 338
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ
Ш. И. ШАРИПОВ,
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономической теории
E-mail: sharips@mail. ru
Дагестанский государственный
институт народного хозяйства
Г. Р. СУЛТАНОВ,
аспирант кафедры экономики и управления в АПК E-mail: sgr75@mail. ru дагестанская государственная сельскохозяйственная академия
В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития сельских территорий с позиции социальной составляющей. Проведен сравнительный анализ тенденций формирования и распределения доходов сельского населения в Дагестане и в России. Выявлены основные причины, обусловливающие отставание сельских территорий по развитию социально-инженерной инфраструктуры. Предложены направления и механизмы повышения качества жизни сельских жителей.
Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, доходы населения, муниципальные образования, качество жизни.
Республика Дагестан традиционно характеризуется положительной динамикой роста численности населения, уступая по этому показателю среди субъектов страны только Республике Ингушетия и
Чеченской Республике. В результате сложившейся тенденции население Республики Дагестан в 2010 г. к уровню 1970 г. выросло на 91,6 %, что на целый порядок выше, чем по стране в целом. Более того, за этот же период времени сельское население региона возросло на 70,8 % на фоне снижения по России в целом на 22,5 % (табл. 1).
Как показывает анализ, отставание темпов роста сельского населения региона по сравнению с общим ростом населения объясняется тем, что процесс урбанизации, хотя и в меньшей степени, способствует оттоку сельского населения в города, в первую очередь из горной части республики, в результате чего удельный вес сельских жителей снизился с 65 % в 1970 г. до 58 % в 2010 г. и с 1989 г. практически остается неизменным (рис. 1). Кроме того, большая часть возвращающихся в респуб-
Таблица 1
Динамика численности населения, тыс. чел.
Субъект РФ Все население В том числе сельское население
1970 г. 2010 г. Соотношение 2010 г. к 1970 г., % 1970 г. 2010 г. Соотношение 2010 г. к 1970 г., %
Российская Федерация 129 941,2 141 914,5 109,2 49 309,8 38 209,2 77,5
Республика Дагестан 1 428,5 2 737,3 191,6 923,7 1 577,7 170,8
Источник: [1, 2, 3, 4, 5, 6].
0
1970 1989 2003 2005 2007 2009
— ■ Россия ——Дагестан
Рис. 1. Динамика удельного веса сельского населения в общей численности, % к итогу
лику лиц в основном обустраивается в городской местности.
Сельская местность Республики Дагестан представлена 1 605 сельскими населенными пунктами, которые объединяются в 41 сельский административный район с населением в 1 577,7 тыс. чел.
На начало 2009 г. институциональная структура муниципальных образований Республики Дагестан представлена 757 муниципальными образованиями, в том числе 698 сельскими поселениями и 10 городскими округами.
По численности муниципальных образований среди регионов Северо-Кавказского федерального округа Дагестан занимает первое место, на долю которого приходится почти 44,5 % всех муниципальных образований округа и 35,3 % муниципальных районов. В Российской Федерации по численности муниципальных образований Республика Дагестан занимает четвертое место после республик Башкортостан, Татарстан и Алтайского края.
Наличие большого числа сельских муниципальных образований в регионе объясняется рядом характерных для институциональной среды республики особенностей. Во-первых, в республике в сельской местности проживает около 60 % населения при 27 % по России в целом. Во-вторых, регион
отличается существенной географической рассре-доточенностью своей территории, с рассеченной горной местностью, значительно затрудняющей транспортное сообщение между поселениями с райцентрами и столицей республики.
Огромный трудоресурсный потенциал и разветвленная сеть поселений могут быть рационально использованы только при диверсификации сельской экономики.
Высокие среднегодовые темпы прироста численности населения на уровне 0,7—1 % способствуют формированию отличительной особенности региона, характеризующейся относительно высоким удельным весом в возрастной структуре лиц моложе трудоспособного возраста. К примеру, в 2009 г. доля населения моложе трудоспособного возраста в Республике Дагестан составила 25,5 % при среднероссийском показателе 16,1 % (табл. 2).
Доля населения старше трудоспособного возраста в Дагестане составила 11,4 % при среднероссийском показателе 21,6 %.
Огромные горные и равнинные пространства республики при неразвитости рыночной, социальной и инженерной инфраструктур обусловливают значительную затрудненность освоения этих территорий как в области сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной деятельности. Развитие социальной инфраструктуры села имеет двоякое значение с позиции устойчивого развития сельских территорий. Во-первых, это необходимое условие для многофункционального развития сельской экономики. Во-вторых, развитие социальной сферы села, социальных услуг является одним из важнейших направлений диверсификации экономической деятельности на селе.
О низком уровне развития социальной инфраструктуры свидетельствуют, например, данные
Таблица 2
Распределение населения по основным возрастным группам и коэффициент демографической нагрузки
Удельный вес отдельных возрастных На 1 000 чел. трудоспособного возраста
групп населения в общей численности приходится лиц нетрудоспособных
Субъект РФ Все населения,% возрастов, чел.
Год население, Моложе трудоспособного возраста Старше трудоспособного возраста В том числе
тыс. чел. Трудоспособного возраста Всего моложе трудоспособного возраста старше трудоспособного возраста
Российская 2004 143 474,2 16,8 62,9 20,3 590 267 323
Федерация 2009 141 914,5 16,1 62,3 21,6 606 259 347
Республика 2004 2 621,8 28,7 60,5 10,8 652 474 178
Дагестан 2009 2 737,3 25,5 63,1 11,4 585 404 181
Источник: [1, 2, 3, 4, 5, 6].
о состоянии жилого фонда и уровне его благоустройства (табл. 3).
По большинству показателей, характеризующих состояние благоустройства жилищного фонда, Республика Дагестан выглядит хуже в сравнении со средними показателями Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации. По всем показателям за исключением газоснабжения сельская местность Дагестана уступает среднероссийским показателям и показателям городской местности.
На взгляд авторов, при формировании многоукладной диверсифицированной сельской экономики необходимо учитывать особенности неформальных институтов, обусловленные традициями, обычаями, культурой сельского жителя. Важным элементом хозяйственных традиций, культуры, особенно в горной части Дагестана, являлись народные промыслы и отходничество.
В условиях деградации значительной части сельских территорий, крайне низкого уровня доходов сельских жителей, низкой доходности сельскохозяйственного производства диверсификация деятельности может обеспечить источники дополнительного дохода для дагестанских произ-
водителей аграрной сферы экономики и способствовать комплексному рациональному развитию сельских территорий во всех трех зонах с учетом их особенностей.
В силу отставания сельской местности по уровню развития социально-инженерной инфраструктуры от городских территорий почти 75 % малоимущих домашних хозяйств в Республике Дагестан расположено на селе при 41 % в среднем по России (табл. 4).
Более того, около 95 % малоимущих домохо-зяйств региона состоят из трех и более детей, что обусловливает большую ответственность органов управления за принятие мер по формированию условий для обеспечения эффективной занятости, позволяющей добиться адекватного уровня жизнеобеспечения. Проведение такой политики выступает приоритетом социально-экономической программы руководства Республики Дагестан. Об этом наглядно говорит тот факт, что региональный бюджет имеет строго обозначенную социальную ориентированность, и даже в самые сложные периоды финансово-экономического кризиса социальные обязательства строго выполняются.
Таблица 3
I жилищного фонда, %
Субъект РФ Год Удельный вес площади, оборудованной
водопроводом водоотведением (канализацией) центральным отоплением ваннами газом горячим водоснабжением напольными электроплитами
Весь жилой фонд
Российская Федерация 2005 76 71 80 65 70 63 17
2009 77 73 83 66 69 65 19
Республика Дагестан 2005 50 40 48 33 88 27 2
2009 55 44 62 37 85 31 3
Сельский жилищный фонд
Российская Федерация 2005 43 34 52 26 75 22 3
2009 47 38 59 28 74 25 3
Республика Дагестан 2005 29 19 32 10 83 5 3
2009 35 22 46 14 81 10 5
Источник: [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Таблица 4
Распределение малоимущих домашних хозяйств по основным социально-демографическим категориям, %
Субъект РФ Год Все малоимущие домашние хозяйства В том числе
по месту п роживания по составу по наличию детей
в городах в сельских поселениях из 1—2 чел. из 3 чел. и более без детей с детьми в возрасте до 16 лет
Республика Дагестан 2005 100 36,2 63,8 9,5 90,5 38,1 61,9
2009 100 25,2 74,8 5,3 94,7 30,0 70,0
Российская Федерация 2005 100 62,4 37,6 25,6 74,4 50,0 50,0
2009 100 59,0 41,0 21,2 78,8 45,4 54,6
Источник: [1, 2, 3, 4, 5, 6].
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
—А— Россия Дагестан
Рис. 2. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % от общей численности населения
Именно результатом последовательной программы действий по улучшению жизненного уровня населения является тот факт, что в регионе сложились высокие темпы снижения уровня бедности населения. Так, в Республике Дагестан за период с 2000 по 2009 г. доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась с 72,6 до 9,2 %, по России с 29 до 13,2 %. Таким образом, в Дагестане бедность сократилась более чем в 7 раз, по России в среднем в 2,2 раза (рис. 2.).
Такая динамика улучшения качества жизни населения республики обусловлена и тем, что в регионе был обеспечен динамичный рост реальных располагаемых доходов населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные
на индекс потребительских цен). Так, по расчетам авторов, за период 2000—2010 гг. среднегодовой темп роста реальных располагаемых доходов населения Республики Дагестан составил 121,3 % при 109,4 % в среднем по России. Даже в условиях финансово-экономического кризиса 2008 г. этот показатель по отношению к предыдущему году в республике составил 116,6 % при 102,3 % по стране в целом (рис. 3).
В основе сложившейся позитивной тенденции лежит ряд специфических региональных особенностей, традиционно играющих важную роль в социально-экономическом благополучии местного населения. К примеру, общеизвестно, что среднемесячная заработная плата в регионе в последние годы ниже среднероссийского параметра почти в два раза (в сельском хозяйстве отставание еще выше), хотя по уровню среднедушевых денежных доходов Республика Дагестан отстает всего на 13 %. Это объясняется тем, что население региона отличается высокой предпринимательской активностью, в силу чего в формировании денежных доходов жителей республики в отличие от общероссийской тенденции доходы от предпринимательской и иных видов деятельности играют решающую роль. Так, в структуре денежных доходов населения региона в 2009 г. доля оплаты труда составила всего 11,1 %, тогда как по стране 65,2 %. К тому же роль оплаты труда по сравнению с 2005 г. в регионе снизилась при обратной тенденции в России (табл. 5).
На примере важнейшей отрасли в экономике республики — сельского хозяйства — можно убедиться в обоснованности выявленной тенденции, т. е. о высокой роли неформальной занятости в жизнеобеспечении подавляющей части населения. По официальным данным в структуре общей занятости на аграрный сектор приходится почти
Таблица 5
Структура денежных доходов населения, в % от общего объема денежных доходов региона
Субъект РФ Год Доходы от предпринимательской деятельности Оплата труда Социальные выплаты Доходы от собственности Другие доходы
Российская Федерация 2005 11,4 63,6 12,7 10,3 2
2009 9,7 65,2 14,9 8,2 2
Республика Дагестан 2005 23,4 14,6 10,9 0,6 50,5
2009 24 11,1 10,2 0,6 54,1
Источник: [1, 2, 3, 4, 5, 6].
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 3. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), в % к соответствующему периоду предыдущего года
30 % работающих, или 246 тыс. чел. В то же время из этого количества занятых в аграрном секторе только около 20 тыс. чел., или менее 10 % работают в сельскохозяйственных организациях, получая ежемесячно соответствующую заработную плату. Из оставшейся части около 80 тыс. чел. приходится на крестьянские (фермерские) хозяйства, а почти 60 % имеют неформальную занятость преимущественно в личных подсобных хозяйствах населения, производящих около 80 % всей валовой продукции сельского хозяйства республики.
Проблема устойчивого развития особую значимость имеет для трудоизбыточных сельских регионов с неблагоприятными географическими и природно-климатическими условиями. В этой связи сказанное актуально для сельских территорий Дагестана. При этом значима и обратная связь. Устойчивое развитие сельских территорий предопределяет необходимость рассмотрения проблемы многоукладности развития экономики сельского хозяйства как многоукладности развития многофункциональной сельской экономики.
В целях создания условий для устойчивого развития сельской местности постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», реализация которой для республики имеет ключевое значение. За 2003—2009 гг. на ее реализацию выделено более 1 млрд руб., из них более 90 % выделено из федерального бюджета.
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, как подчеркнуто в Федеральном законе от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», является важнейшей целью современной государственной аграрной политики. В связи с этим особое значение приобретает разработка и решение таких проблем, как определение и обоснование наиболее рациональных направлений, путей и средств достижения указанной цели.
В этой связи в регионе особое внимание уделяется поддержке устойчивого развития сельских
территорий. Именно поэтому удельный вес финансовых средств, направляемых в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы на устойчивое развитие сельских территорий в Дагестане, составляет 53,1 % при 20,4 % в целом по России (рис. 4).
В рамках реализации концепции устойчивого развития сельских территорий необходимо учитывать не только общечеловеческие, но и этнические особенности сельского образа жизни, особую роль в силу пространственно-территориальной специфики, роль села в социальной и экономической жизни общества и реализации российских геополитических интересов. В основу должен быть положен принцип особенностей природно-климатических и экономических условий территорий страны.
Среди направлений устойчивого развития сельских территорий в качестве стержневого выделяется многоукладность и многофункциональность сельского развития. При реализации этого направления следует исходить из двойственности содержания указанных категорий. С одной стороны, речь идет о многоукладности и многофункциональности самого сельского хозяйства, а с другой — о многоукладности и многофункциональном развитии сельских территорий. Обеспечение многофункциональности развития сельского хозяйства является важнейшим фактором реализации принципа многофункциональности развития сельских территорий. Комплексное многофункциональное развитие сельского хозяйства призвано повысить устойчивость, конкурентоспособность этой отрасли за счет более полной реализации ее ресурсного потенциала.
Однако диверсификация сельскохозяйственного производства — это значимый, но недостаточный фактор для осуществления многофункциональности сельского развития. В современных условиях многократно возрастает роль диверсификации деятельности на сельских территориях, выходящая за рамки сельского хозяйства. Многофункциональность предопределяет необходимость развития в сельской местности разных видов хозяйственной
деятельности, а не только сельскохозяйственного производства.
Учитывая, что мероприятия, заложенные в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года»,
Рис. 4. Удельный вес средств на устойчивое развитие сельских территорий от общей оказались ждосгатотаьши суммы на Госпрограмму развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы, % для решения этой задачи и
34 -
04 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
не создают достаточных условий для комплексного развития сельских территорий, целесообразно трансформировать ее в комплексную программу развития сельских территорий, положив в основу необходимость создания нового облика сельских территорий, отвечающих запросам и требованиям XXI в.
Кроме того, следует обеспечить комплексный подход к проблеме устойчивого развития сельских территорий, особенно к повышению качества жизни сельского населения на основе создания эффективных рабочих мест, повышению уровня сельскохозяйственного производства и организации альтернативной деятельности.
Список литературы
1. Демографический ежегодник Дагестана. 2010 год. Стат. сб. // Дагестанстат РД. Махачкала, 2010.
2. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010. Стат. сб. М.: Росстат, 2010.
3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005. Стат. сб. // Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2005.
4. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2009. Стат. сб. М.: Росстат, 2009.
5. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2002. Стат. сб. // Госкомстат России. М., 2002.
6. Социальное положение и уровень жизни населения Дагестана. 2009. Стат. сб. // Дагестанстат, 2009.
В издательстве «КНОРУС» вышло в свет учебное пособие Д.А. Ендовицкого, К.В. Бахтина, Д.В. Ковтуна .
Данная книга - наиболее полное учебное пособие по оценке кредитоспособности юридических лиц и группы взаимосвязанных организаций. В ней систематизирован опыт и методическое обеспечение деятельности российских и зарубежных банков, комплексно раскрыты актуальные вопросы, связанные с ситуацией на кредитном рынке, правовой и информационной базой оценки
кредитоспособности, организацией этого процесса.
Отдельное место занимают прикладные положения по анализу кредитоспособности заемщиков, уделено большое внимание разделению методических подходов в отношении отдельной организации-заемщика и группы компаний.
Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение».
Пособие адресовано студентам и преподавателям экономических вузов, работникам кредитных и инвестиционных подразделений коммерческих банков, учетно-финансовым работникам организаций, финансовым аналитикам и менеджерам, а также слушателям учебно-методических центров аттестации профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и аудиторов.
О
\ но
КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ГРУППЫ КОМПАНИЙ
Д.А. ЕНДОВИЦКИЙ, К.Б. БАХТИН, Д.В.КОВТУН УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Л***
& Ж
Ендовицкий Д.А. Анализ кредитоспособности организации и группы компаний : учебное пособие / Д.А. Ендовицкий, К.В. Бахтин, Д.В. Ковтун; под ред. Д.А. Ендовицкого. М.: КНОРУС, 2011. 376 с.