УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ1
В. И. МЕНЬЩИКОВА
В статье рассмотрена сущность и содержательные характеристики устойчивого развития сельских территорий, представлены меры по обеспечению их устойчивого развития. Ключевые слова: сельская территория, устойчивое развитие.
Внимание к проблемам социально-экономического развития сельских территорий со стороны официальной власти, экономистов и научной общественности в нашей стране в разной степени было уделено всегда, но в основном носило теоретический, иногда точечно-практический характер. А проблемы развития сельских территорий всегда были острейшими: сельская бедность и высокий уровень безработицы, ухудшение демографической ситуации, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры сельских территорий, все это негативно влияет на воспроизводство трудовых ресурсов как основополагающего базиса стабильного социально-экономического развития сельских территорий.
В общественных науках понятие «сельские территории» традиционно определяется как обитаемая местность вне крупных городов с ее природными условиями и ресурсами, сельским населением и овеществленными плодами предшествующего труда людей. Термин «сельский», следовательно, имеет территориальный акцент вне зависимости от способов землепользования, степени экономического развития и преобладания какого-либо экономического сектора [7].
Практически на всем протяжении развития российской государственности деревня выступала донором для всей страны. В эпоху индустриализации, несмотря на высвобождение трудовых ресурсов из аграрного сектора, сельская местность оставалась внутренней сферой сельского хозяйства со слабо развитой промышленностью, сферой услуг и других несельскохозяйственных видов деятельности. Низкие доходы, неудовлетвори-
1 Работа выполнена в рамках гранта администрации Тамбовской области для поддержки прикладных исследований молодых ученых 2012 г. «Теоретико-методологическое обоснование подходов к разработке мультикритериальной оценки результативности государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий».
тельные условия труда и быта, узость сферы приложения труда, а также проводимая политика ликвидации «неперспективной деревни» стимулировали интенсивную миграцию населения в крупные промышленные центры. В результате в сельской местности постоянно шел процесс сокращения численности сельских поселений, при этом обществом утрачивался социальный контроль над значительными по масштабам и экономическому потенциалу территориями.
В Концепции устойчивого развития на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р, среди факторов, оказавших влияние на снижении уровня жизни в деревне, выделены:
- ведомственная разобщенность в управлении сельской местностью на федеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время решение отдельных задач сельской экономики и инфраструктуры рассредоточено по 13 федеральным программам, а между министерствами и ведомствами, ответственными за их реализацию, отсутствует должная координация. Принятая в 2002 г. Федеральная целевая программа «Социальное развития села до 2010 года», безусловно, является необходимым документом; однако она затрагивает только развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры и информационно-консультационной службы в сельской местности, но не касается проблем сельской бедности, не предусматривает механизма увеличения доходов сельского населения, особенно для дотационных регионов;
- продолжающийся узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, при котором недооценивается насущная необходимость развития сельских не аграрных секторов занятости, отсутствие надежных источников финансовой поддержки малого предпринимательства, развития альтернативных сельскому хозяйству сфер занятости населения;
- исключение сельского хозяйства из перечня национальных приоритетов, что ведет к ослаблению государственной поддержки отрасли и низкому уровню защиты интересов отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
- ограниченный доступ сельского населения к рынкам продукции, материально-технических и финансовых ресурсов, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем развития в сельской местности рыночной и инженерной инфраструктуры;
- слабость институтов гражданского общества в сельских районах, и, прежде всего, сельского самоуправления. В большинстве субъектов РФ муниципалитеты сформированы на уровне административных районов, а не сельских поселений или их групп, что лишает локальные сельские сообщества институциональных возможностей реализации собственных интересов;
- информационная изолированность деревни, слабое представление сельских жителей о своих социальных и экономических правах [8].
Начало перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природоохранного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей, было положено Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [9]. Комплексное решение экономических, социальных, демографических и иных проблем должно быть осуществлено в каждом регионе, в том числе на каждой сельской территории. Именно они выступают объектами внедрения принципов и механизмов устойчивого развития в российскую практику.
Под устойчивым развитием сельских территорий согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее: выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни; поддержание экологического равновесия в биосфере [8].
Подходы к определению дефиниции «устойчивое развитие» подробно представлены в работах автора данной статьи [4; 5; 6]. Например, в одной из работ отмечается, что под устойчивым развитием экономики региона понимается такое сочетание правовых, экономических, социальных, производственных отношений, а также различного рода ресурсов, которое выражает способность региона к стабильному функционированию и самосовершенствованию [6]. При этом обязательным является систематическое приращение позитивного результата и системное воспроизводство ресурсов. Иными словами, устойчивое развитие экономики региона - это процесс динамичного наращивания потенциала территории, мотивации экономических агентов к расширенному воспроизводству, повышению конкурентоспособности и на этой основе последовательному повышению уровня жизни населения без использования ресурсов будущих поколений. Данная трактовка подходит для определения сущности устойчивого развития территорий, относящихся к сельским.
В целом, устойчивое развитие сельских территорий характеризует, с одной стороны, внешние, важнейшие природно-ресурсные ограничения, которые формируют отдаленную перспективу, а с другой - определяют возможности социально-экономического развития сельских сообществ, развитие хозяйствующих субъектов, при-родообустройство и мн. др. [1]. Это очень широкий спектр проблем, который в России, да и в ряде стран мира в настоящее время рассматривается с различных позиций. В одном случае рассматриваются преимущественно экологические аспекты, в другом - социально-экономические аспекты.
В развитых странах мира, в которых уже прошли дискуссии по сущности и направленности работ и проектов в сельской местности, произошла группировка проблематики развития сельских территорий по двум направлениям:
- устойчивого развития (sustainable development), яркой экологической направленности в соответствии с термином «sustainable - выдерживающее»;
- сельского развития (rural development), связываемого с социальной направленностью и комплексностью развития сельской местности, в соответствии с термином «rural - сельское» [3].
Устойчивое развитие территории любого уровня предполагает учет трех важнейших аспектов: экономического, социального, экологического, которые взаимозависимы. Например, искоренение бедности требует продвижения социальной справедливости и экономического развития, а
также защиты окружающей среды. Устойчивое развитие относится к объединению целей высокого качества жизни, здоровья и благополучия с социальной справедливостью и сохранением способности Земли поддерживать жизнь во всем ее разнообразии. Эти социальные, экономические и экологические цели являются взаимозависимыми и взаимоподдерживающимися [2].
Сельскую территорию по аналогии с таксономической единицей более высокого уровня можно представить как открытую систему, условно разделенную на три взаимодействующих блока: природные ресурсы (первичные ресурсы и окружающая среда); экономика (производственная система и система инфраструктуры); общество. Эти три блока образуют своего рода технологическую цепочку, призванную обеспечить достижение высокого качества жизни сельской территории [6].
Большинство исследователей в области региональной экономики отмечают именно эти три блока как основу для построения схемы функционирования экономики региона (А. Г. Гранберг, В. П. Орешин, О. С. Пчелинцев, Г. Г. Фетисов и др.) [4].
Такая позиция вполне логична, поскольку блок «экономика» содержит основные параметры развития сельской территории, включая состав, структуру ее хозяйственного и множество количественных и качественных индикаторов, характеризующих ее развитие. В блок «население» входит ряд параметров демографической ситуации территории, благосостояние населения, уровень и качество жизни, а также закономерности и тенденции расселения. Блок «природная среда» включает в себя не только качественные и количественные показатели, характеризующие состояние региональной экосистемы, но и характеристику природно-ресурсного потенциала.
Данная классическая триада приобретает в свете устойчивого развития (УР) интегральное выражение: все элементы рассматриваются во взаимосвязи и взаимозависимости, а также новые приоритеты: цель - благополучие живущих и будущих поколений, основа - природно-экологические системы жизнеобеспечения, а экономика -двигатель развития [6]. Схематически это выглядит следующим образом (рис. 1).
Загрязнение окружающей Производство продуктов
среды потребления
Экономика
Обеспечение природными Обеспечение трудовыми
ресурсами ресурсами
УР
Природная среда
Общество
Загрязнение окружающей среды Обеспечение природными ресурсами
Рис. 1. Сельская территория в контексте устойчивого развития
Как видно, все блоки взаимосвязаны между собой, а блок «экономика» непосредственным образом связан и зависит от других. Эта зависимость выражается, прежде всего, в ресурсном обеспечении экономики сельской территории. Кроме того, функционирование трех составляющих элементов сельской территории невозможно без правового поля и соответствующей инфра-
структуры. Следовательно, имеют место различного рода отношения - правовые, экономические, социальные и производственные.
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой и возможно при условии макроэкономической стабильности и увеличения валового внутреннего продукта; обеспечения экономического роста в
сельском хозяйстве; развития несельскохозяйственной занятости в сельской местности; достижения на селе социально равных с городом условий получения доходов и общественных благ; улучшения доступа для хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность на селе, к рынкам материально-технических, кредитных, информационных, других ресурсов; формирования в сельской местности институтов гражданского общества,
обеспечивающих защиту экономических и социальных интересов различных групп сельского населения; осуществления программ по улучшению экологической ситуации в сельской местности.
Аграрная политика, проводимая сегодня в России, содержит ряд мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий. Основные мероприятия сгруппированы по следующим направлениям (табл. 1).
Таблица 1
Мероприятия по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, реализуемые в Российской Федерации
Направление мероприятий Цель Содержание Источники финансирования
диверсификация сельской экономики развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности формирование условий для интенсивного развития на селе малого бизнеса и предпринимательства, повышение уровня занятости сельского населения за счет расширения сферы несельскохозяйственной деятельности на селе и более полного вовлечения в хозяйственный оборот трудовых ресурсов села, в том числе работников, высвобождаемых в результате модернизации сельского хозяйства, повышение уровня доходов сельского населения, а также расширение налогооблагаемой базы сельских муниципальных образований субсидии бюджетам субъектов РФ
улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе улучшение демографической ситуации в сельской местности удовлетворение потребностей сельских граждан в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни, привлечение и закрепление на селе молодых специалистов социальные выплаты за счет средств бюджетов
развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности улучшение территориальной доступности сельскому населению объектов социальной инфраструктуры и повышение уровня инженерного оборудования сельского жилищного фонда развитие на селе дошкольного и общего образования (строительство и реконструкция в сельской местности детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ); улучшение медицинского обслуживания сельского населения и привлечение его к занятиям физической культурой и спортом (строительство и реконструкция в сельской местности фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных сооружений и площадок, проведение спортивных игр и соревнований); развитие культурно-досуговой деятельности сельского населения (строительство и реконструкция учреждений культурнодосугового типа, оснащение районных клубов и библиотек передвижными специализированными комплексами); развитие газификации; обеспечение сельского населения питьевой водой (строительство в сельской местности локальных водопроводов); повышение уровня энергоснабжения сельских поселений на основе использования систем энергообеспечения с возобновляемыми источниками энергии субсидии бюджетам субъектов РФ
поддержка местных инициатив, направленных на улучшение условий жизнедеятельности сельского населения мобилизация собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов отдельных граждан и их объединений, сельских муниципальных образований и действующих на их территориях хозяйствующих субъектов для местного развития благоустройство сельских поселений (прокладка уличных дорог и тротуаров, озеленение, освещение, строительство мостов, устройство колодцев, артезианских скважин и др.); экологическая реабилитация сельских территорий; сохранение и восстановление природных ландшафтов, историкокультурных памятников, храмов; оздоровление социальной среды местного сообщества (борьба с алкоголизацией населения, наркоманией и правонарушениями, пропаганда здорового образа жизни); трудовое, нравственное и патриотическое воспитание сельской молодежи, поддержка молодых семей; проведение смотров-конкурсов коллективов народного творчества и художественной самодеятельности, организация деятельности центров досуга и детского творчества гранты в форме субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств федерального и региональных бюджетов
В заключение необходимо отметить, что в Российской Федерации очень разнообразны условия и возможности развития сельских территорий в пределах многих ее субъектов, страны в целом. Поэтому без оценки потенциалов конкретных
территорий невозможно обеспечить устойчивое развитие сельских территорий. В этом аспекте актуальными становятся исследования, направленные на оценку потенциалов сельских территорий, а также результативности деятельности ор-
ганов государственного и местного управления по обеспечению устойчивого развития вверенных им территорий.
Литература
1. Антипов А. Н., Федоров В. Н. Ландшафтно-гидрологичекая организация территории. Новосибирск, 2000.
2. Антонов Д. П. Отчетность в области устойчивого развития - шаг к идеальному корпоративному отчету // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2012. № 2.
3. Коваленко Е. Г. Механизм устойчивого развития сельских территорий региона // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2.
4. Меньщикова В. И. [и др.] Факторы устойчивого развития регионов России (монография) / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск, 2011.
5. Меньщикова В. И. Экономическое содержание категории «устойчивость экономики региона» // Национальная экономика России: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. кафедры национальной экономики и статистики Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2006. Вып. 2. С. 199-219.
6. Меньщикова В. И., Аксенова М. А., Никулина А. С. Экономика региона: аспекты устойчивого развития. Тамбов, 2008.
7. Мерзлов А. В. Переход к устойчивому развитию сельских территорий: теория, методология и практика. М., 2006.
8. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.
9. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440.
* * *
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES
V. I. Menshchikova
In article the essence and substantial characteristics of a sustainable development of rural territories is considered, measures for providing their sustainable development are presented.
Key words: rural territory, sustainable development.