Научная статья на тему 'Устойчивое развитие предприятий на рынке мясной продукции'

Устойчивое развитие предприятий на рынке мясной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефименко А. В.

На данном этапе отечественный рынок мясной продукции устойчиво функционирует вследствие созданной достаточно развитой инфраструктуры, характеризуется наличием большого числа производителей, развитыми экономическими отношениями между производителями сырья, переработкой и торговлей, а также развитой государственной политикой в области обеспечения населения мясом и мясной продукцией, как важнейшей составляющей пищевого рациона человека. В статье приведена классификация факторов и рассмотрено влияние каждой их группы на устойчивое развитие предприятий на рынке мясной продукции, выделены их основные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT COMPANIES IN THE MARKET OF MEAT

At this stage, the domestic market of meat products due to the stable functioning created a well – developed infrastructure, characterized by a large number of producers, development of economic relations between the producers of raw materials, processing and trade, as well as the development of public policy in the field of population for meat and meat products, as an important component of food human diet. The article shows the classification factors and the effect of each of the group on sustainable development of enterprises on the market of meat products, highlighting their main characteristics.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие предприятий на рынке мясной продукции»

УДК 339: 637.12

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ

А. В. ЕФИМЕНКО, аспирант УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

SUSTAINABLE DEVELOPMENT COMPANIES IN THE MARKET OF MEAT

A. V. EFIMENKO, postgraduate student The Education Establishment«Mogilev State University of Foodstuffs»

На данном этапе отечественный рынок мясной продукции устойчиво функционирует вследствие созданной достаточно развитой инфраструктуры, характеризуется наличием большого числа производителей, развитыми экономическими отношениями между производителями сырья, переработкой и торговлей, а также развитой государственной политикой в области обеспечения населения мясом и мясной продукцией, как важнейшей составляющей пищевого рациона человека. В статье приведена классификация факторов и рассмотрено влияние каждой их группы на устойчивое развитие предприятий на рынке мясной продукции, выделены их основные характеристики.

At this stage, the domestic market of meat products due to the stable functioning created a well - developed infrastructure, characterized by a large number of producers, development of economic relations between the producers of raw materials, processing and trade, as well as the development of public policy in the field of population for meat and meat products, as an important component of food human diet. The article shows the classification factors and the effect of each of the group on sustainable development of enterprises on the market of meat products, highlighting their main characteristics.

Введение. На современном этапе пищевая промышленность является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся. Ее роль в развитии национальной экономики сводится к тому, что она обеспечивает рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов

как во времени, так и в региональном разрезе, а также позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье и сокращать его потери. Цель устойчивого развития предприятий пищевой промышленности - обеспечение продовольственной безопасности и повышение качества жизни населения на основе стабилизации собственного производства, использования преимуществ межрегионального разделения труда и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке [1].

Анализ источников. Пищевая промышленность обладает определенными особенностями и тенденциями развития. На данном этапе одна из важнейших особенностей производства пищевых продуктов - это динамический характер производства, наличие короткого производственного цикла и необходимость обновления ассортимента выпускаемой продукции. Другая характерная черта пищевого производства, повышающая уровень риска предприятий, - ограниченный срок реализации пищевой продукции. Все явления и процессы производственно-экономической деятельности предприятий пищевой промышленности находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности, при этом одни из них непосредственно связаны между собой, другие - косвенно. Каждое явление можно рассматривать и как причину, и как результат. Каждый результативный показатель зависит от многочисленных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценки эффективности и устойчивости функционирования предприятий пищевой промышленности на рынке. Выявить действие абсолютно всех факторов сложно и не всегда возможно. Поэтому факторы необходимо исследовать, классифицировать по группам, выделить главные, которые в большей степени оказывают влияние на исследуемый объект [1-9].

Методы исследования. Монографический, абстактно-логический, метод сравнения, табличный метод и др.

Основная часть. Структура пищевой промышленности Республики Беларусь по объему производства в фактических ценах по видам экономической деятельности представлена в табл. 1.

Таблица 1. Структура пищевой промышленности Республики Беларусь по объему производства в фактических ценах по видам экономической деятельности, %

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г. +, - ,п.п.

Промышленность: 100,0 100,0 100,0 -

Из нее производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, в 20,1 17,6 18,5 -1,6

том числе:

производство мяса и мясопродуктов 26,0 25,5 27,2 1,2

переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов 2,4 2,6 2,4 -

переработка и консервирование фруктов и овощей 2,0 2,5 2,2 0,2

производство растительных и животных масел и жиров 2,2 2,5 2,1 -0,1

производство молочных продуктов 25,2 22,9 23 -2,2

производство продуктов мукомоль-

но-крупянои промышленности, 3,5 3,1 2,8 -0,7

крахмалов и крахмалопродуктов

производство готовых кормов для животных 11,8 12,3 14,1 2,3

производство прочих пищевых продуктов 14,4 16,5 13,7 -0,7

производство напитков 9,6 9,4 9,8 0,2

производство табачных изделий 3,0 2,7 2,7 -0,3

Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что в структуре пищевой промышленности Республики Беларусь производство мяса и мясопродуктов занимает наибольший удельный вес -27,2 %. Это свидетельствует о том, что рынок мяса и мясной продукции является одним из самых крупных сегментов рынка продовольствия как по емкости, так и по числу участников.

Рынок мяса и мясопродуктов Республики Беларусь имеет устойчивые тенденции и его состояние оказывает существенное влияние на состояние других видов продовольственных рынков. В мясной отрасли занято 17 % от общей численности работников всего агропромышленного комплекса и 19 % совокупной стоимости основных производственных средств АПК. На долю мяса и мясопродуктов приходится свыше 30 % всех затрат на производство продовольствия в республике. В структуре роз-

ничного товарооборота мясной продукции принадлежит 1113 % [2,3].

Переработкой скота и производством мясопродуктов в Республике Беларусь занимаются 250 субъектов хозяйствования различных по статусу, технической оснащенности, специализации. Из общего количества предприятий следует выделить 26крупных технически оснащенных мясокомбинатов, на долю которых приходится около 60 % перерабатываемого скота и мощности которых загружены не полностью (табл. 2).

Таблица 2. Наличие и уровень использования производственны мощностей мясоперерабатывающих предприятий АПК Республики Беларусь, тонн/смену

Наименование 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. +,-

Мясо и субпродукты

Мощность на конец года 2019 2125 2167 2174 155

Процент использования среднегодовой мощности 71,8 73,8 70,7 69,7 -2,1

Колбасные изделия

Мощность на конец года 669 707 618 630 -39

Процент использования среднегодовой мощности 68,8 70,7 82,9 81,7 12,9

Консервы мясные

Мощность на конец года 34,9 34,5 32,6 35,2 0,3

Процент использования среднегодовой мощности 36,0 37,9 42,8 48,9 12,9

Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что уровень использования мощностей мясоперерабатывающих предприятий АПК Республики Беларусь невысокий.

Для обеспечения устойчивости функционирования рынка мяса и мясной продукции необходим механизм регулирования, позволяющий использовать конкурентные преимущества и нейтрализовать негативное влияние внешней среды. Актуальным вопросом является определение оптимальной величины государственного вмешательства и соотношения государственных и рыночных механизмов. Регулирование рынка продовольствия

государством осуществляется на республиканском и региональном уровнях.

Особенности рынка мяса и мясной продукции Беларуси: специфика технологии производства продукции; постоянство функционирования во времени и пространстве; сезонность производства сырья и регулярность потребления готовых продуктов; низкая сохранность отдельных видов производимой продукции; многообразие продуктов; взаимозаменяемость продуктов как в рамках данной группы, так и видов продовольствия; различие мест производства и потребления продукции и др.

Принимая во внимание особенности и многогранность функционирования мясоперерабатывающих предприятий АПК в современных условиях, предлагается классифицировать факторы, характеризующие их устойчивое развитие:

1. По принадлежности к среде:

а) факторы внешней среды:

- факторы прямого воздействия (факторы мезосреды) непосредственно влияют на деятельность товаропроизводителей на рынке мясной продукции и испытывают на себе влияние их деятельности. К данной группе факторов относят поставщиков трудовых, финансовых, информационных, материальных и прочих ресурсов, потребителей, органы государственной власти и управления, местную администрацию, конкурентов, контактные аудитории средств массовой информации;

- факторы косвенного воздействия (факторы макросреды) играют роль фоновых факторов, увеличивающих или уменьшающих устойчивость рынка мясной продукции. К данной группе факторов относят состояние экономики, социально - политические, демографические, культурно - исторические, нормативно - правовые, природные и другие факторы.

Реакция товаропроизводителей на факторы прямого и косвенного воздействия различна. В случае изменения в факторах прямого воздействия товаропроизводитель может реагировать двояко: он может перестроить внутреннюю среду и начать политику, как активного приспособления, так и политику противодействия. К факторам косвенного воздействия, организации

на рынке мясной продукции вынуждены максимально приспосабливать свои цели, задачи, структуру, технологию, персонал.

б) факторы внутренней среды являются зависимыми, поэтому организации на рынке мясной продукции посредством влияния на эти факторы могут корректировать свою финансовую устойчивость.

2. По характеру:

экономические:

а) финансовые - в большей степени факторы косвенного воздействия: валютный курс, инфляция, доходность на рынке капиталов, ставка по кредитам, ситуация на фондовом рынке. При этом существует вероятность перехода таких факторов в категорию прямо воздействующих;

б) коммерческие - связаны с коммерческой деятельностью организаций на рынке: изменение конъюнктуры рынка, в изменение спроса на продукцию, появление новых конкурентов, рас-четно-платежные отношения с поставщиками и покупателями.

неэкономические - такие факторы могут стать причиной рисковой ситуации для организаций, функционирующих на исследуемом рынке: стихийные бедствия, экология, политические решения, работа транспорта, нарушения производственного процесса (брак, простои), технологическое развитие и др.

3. По возможности прогнозирования:

прогнозируемые - изменения коммерческой среды, степень вероятности, наступления которых можно оценить и на основании этой оценки принять управленческие решения, исходя из такого прогноза (изменение потребительских требований, усиление конкуренции и пр.);

непрогнозируемые (случайные) - изменения, которые обуславливают наступления неблагоприятного или благоприятного для организации изменения среды на рынке мясной продукции, которые сложно предсказать заранее. Данный критерий классификации заимствован из теории рисков. В частности, в работе к непредсказуемым факторам, изменение которых невозможно прогнозировать, относятся макроэкономические, экологические, социально - опасные и др. К примеру, меры государственного

регулирования в области экспорта - импорта, ценообразования, налогообложения; изменение внешнеэкономической ситуации; колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов; срыв финансирования и др.

Приведенное разделение изменений рыночной среды на прогнозируемые и непрогнозируемые в определенной степени условно, однако в каждой конкретной ситуации один и тот же фактор может быть отнесен как к случайным, так и к прогнозируемым.

4. По возможности контроля и управления:

управляемые - это переменные факторы рынка мясной продукции, на которые организации могут воздействовать с целью минимизации отрицательного эффекта от их изменения либо увеличения положительного эффекта. Уменьшение риска отрицательного эффекта может производиться путем принятия управленческих решений (воздействие на факторы внутренней среды); осуществления расходов, изменения условий договоров с контрагентами;

неуправляемые - данная группа не подвержена никакому воздействию со стороны организаций, снизить отрицательный эффект от их действия организация может путем учета их влияния в стратегиях развития. Широко распространенным является отождествление управляемых факторов и факторов внутренней среды, хотя такой подход кажется достаточно обобщенным и не всегда соответствующим практике.

5. По продолжительности действия:

однократно действующие. Такие явления, как влияние стихийного бедствия, или невыполнения обязательств поставщиком при договоре разовой поставки и следует считать факторами однократного действия, хотя риск их возникновения может быть постоянным, то есть вызванным не изменяющимися с течением времени причинами;

периодически действующие - факторы внешней среды, которые оказывают влияние на рынок мяса и мясной продукции через приблизительно равные промежутки времени (например, сезонные колебания потребительского спроса). Однако необходи-

мо отметить что к периодически действующим могут быть отнесены лишь прогнозируемые изменения среды, но не случайные повторения влияния одного и того же фактора;

постоянно действующие - это наибольшее число факторов рынка мяса и мясной продукции: конкуренция, изменения спроса на продукцию, вызванные сменой стадии жизненного цикла, технико-технологические изменения и т. д. Таким образом, организация должна быть устойчивой в первую очередь к влиянию постоянно действующих факторов.

Для оценки устойчивости функционирования мясоперерабатывающих предприятий АПК на рынке следует использовать относительные показатели (соотношение темпов роста основных показателей: совокупных активов капитала (К), объема продаж (РП) и прибыли (П)):

100% < К< РП< П.

При этом первое неравенство (100% <К) означает, что мясоперерабатывающих предприятий АПК наращивают экономические ресурсы. Второе неравенство (К < РП) свидетельствует о том, что объем продаж растет быстрее экономических ресурсов. На основании такого соотношения можно сделать вывод о повышении интенсивности использования ресурсов. Третье неравенство (РП < П) показывает, что прибыль мясоперерабатывающих предприятий АПК растет быстрее объема реализации продукции и совокупного капитала, что характеризует повышение уровня рентабельности продаж. Соблюдение данных пропорций свидетельствует о динамичности развития мясоперерабатывающих предприятий АПК на рынке в условиях конкуренции.

Заключение. На данном этапе отечественный рынок мяса и мясной продукции устойчиво функционирует вследствие созданной достаточно развитой инфраструктуры, характеризуется наличием большого числа производителей, развитыми экономическими отношениями между производителями сырья, переработкой и торговлей, а также развитой государственной политикой в области обеспечения населения страны мясом и мясной

продукцией, как важнейшей составляющей пищевого рациона человека.

Приведя классификацию факторов и рассмотрев влияние каждой их группы на развитие рынка мяса и мясной продукции, необходимо отметить, что при изучении факторов устойчивого развития необходимо выделить их основные характеристики: тесную взаимосвязь отдельных групп факторов между собой и сложность факторов каждой рассмотренной группы, затрудненность или отсутствие их количественного выражения.

В ряду основополагающих факторов, влияющих на устойчивое развитие мясоперерабатывающих предприятий АПК, можно отдельно отметить инновации, диверсификацию экспорта, которые представляют собой важнейший ресурс устойчивого функционирования организации на рынке. В условиях инновационной экономики успех гарантирован только тем предприятиям, которые создают новую продукцию, используют прогрессивные технологии.

Ускорение научно - технического прогресса, глобализация и интернационализация рынка, усиление конкуренции сопровождаются сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросистемы. В результате инновационность, модернизация и диверсификация становятся ключевыми факторами устойчивости мясоперерабатывающих предприятий АПК в рыночных условиях.

Важным фактором повышения устойчивости мясоперерабатывающих предприятий АПК является качество и конкурентоспособность продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, расширение рынков сбыта и при этом развитие соответствующей рыночной инфраструктуры.

Список литературы

1. Мясная промышленность Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.investinbelarus.by/docs/-1483.pdf. - Дата доступа 20.04.2015.

2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/.- Дата доступа 16.04.2015.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. -Минск: Юнипак, 2004. - 202 с.

4.Регионы Республики Беларусь. Стат. сборник / редкол. В. И. Зиновский [и др.]. - Минск, 2011. - 810 с.

5.Сушко, Т. И. Основные направления повышения эффективности организаций перерабатывающей и пищевой отрасли / Т. И. Сушко, Е. В. Волкова // Научные труды Белорус.гос. экон. ун-та; редкол. В. Н. Шимов [и др.]. -Минск: БГЭУ, 2013. - Вып. 6. - С. 368-393.

6. Формирование рынков сельскохозяйственной продукции. Методологические основы: моногр. / под ред. З. М. Ильина. - Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2013. - 396 с.

7.Шебеко, К. К. Формирование рынка продовольствия в Беларуси. Теоретико-методологический аспект / К. К. Шебеко. - Минск: ИООО «Право и экономика», 2003. - 176 с.

8. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. / В. Г. Гусаков [и др.]; под общ.ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Белорусская наука, 2007. - Кн. 1. - 891 с.

9. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. / В. Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Белорусская наука, 2007. - Кн. 2. - 702 с.

Информация об авторе

Ефименко А. В. - аспирант УО «Могилевский государственный институт продовольствия», тел. 8 (022) 248-24-00 (раб.). E-mail: efimenko_ag@mail.ru

Материал поступил в редакцию 29.04.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.