- обеспечение конкурентоспособности организации;
- понимание персонала как главной ценности организации, ее основы, позволяющей компании реализовывать свои стратегические планы.
Список литературы:
1. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономисту 2006. - С. 206.
2. Ансофф И. Стратегическое управление / И.Ансофф // Электронная Библиотека LITRU.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lit-ru.ru/?book= 13 8&description= 1.
3. Романов А.П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.П. Романов, И.А. Жариков. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - С. 4.
4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономиста, 2006. - С. 208.
5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учеб. пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - С. 29-35.
6. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономиста, 2006. - С. 211-212.
7. Томпсон A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов / Пер. с англ.; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - С. 13.
8 Томпсон A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - С. 205.
9. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн; пер. с англ, под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 175 с.
10. Карлоф Б. Деловая стратегия: пер. с англ. / Б. Карлоф; научн. ред. и авт. послесл. В. А. Приписнов. - М.: Экономика, 1991. - 239 с.
11. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономиста, 2006. - С. 210.
12. Томпсон A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - С. 14.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ © Петращук Г.И., Шишкина Ю.М., Болучевская O.A.
Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж
В работе рассматриваются возможности устойчивого управления предприятиями.
Стратегия устойчивого развития предприятий, отраслей, комплексов
467
Последние два десятилетия могут быть охарактеризованы понятием «устойчивого развития», которое предусматривает совокупность и баланс социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих развития территорий и хозяйствующих субъектов.
В этой связи необходимо проводить анализ деятельности предприятий с точки зрения стратегического менеджмента для предприятий различных размеров и форм. Подлежат оценке предприятия, которые имеют дело с влиянием на окружающую среду и социальную сферу. При анализе существуют определенные формы отчетности, которые опираются в том числе, на определенные стандарты.
С точки зрения мирового опыта, предприятия должны уделять принципам устойчивого развития большое внимание, поскольку они способствуют стратегическим условиям финансовой дееспособности предприятий.
В экономических системах наблюдаются циклы. На систему воздействует внешнее окружение, которое представляет собой производство, потребление и накопление. Ме^ду производством и потреблением в циклическом развитии существуют противоречия.
Фазы развития во внешнем окружении могут не совпадать с фазами развития составляющих предприятий, то есть предприятия могут развиваться или, наоборот, могут наблюдаться задержки в процессе развития. То есть, необходимо, чтобы была адаптация структуры предприятия в зависимости от внешних факторов. Существуют определенные ограничения в свойствах структуры.
При оценке факторов, которые влияют на успешное развитие предприятия, можно выделить следующие:
- использование инноваций в производственном процессе;
- низкая себестоимость производимой продукции;
- высокое качество продукции;
- высокая квалификация персонала;
- искусство менеджеров по продажам;
- высокий уровень применяемых информационных систем;
- широкий спектр рынков сбыта.
Логика стратегического планирования может быть представлена в виде совокупности следующих основных этапов:
1. формулирование миссии и системы целей предприятия на основе SWOT-aнaлизa;
2. постановка проблемы: определение будущих разрывов в росте (вЛР-анализ) на основе SWOT-aнaлизa;
3. определение бизнес-портфеля предприятия (альтернатив продуктов и потенциалов);
4. оценка альтернатив и проверка наличия ресурсов: оценка возможностей развития альтернативных;
5. этап принятия и реализации решений: выбор и реализация программы развития продуктовой программы.
При разработке макроэкономических прогнозов необходимо использовать широкую систему показателей, предназначенных для отражения, прежде всего, делового цикла и цикла роста, а также краткосрочной динамики.
Список литературы:
1. Бобылев С.Н., Гирусов Э.В., Перелет P.A. Экономика устойчивого развития: учебное пособие. - М.: Изд-во Ступени, 2004. - 303 с.
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЕЙ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
© Яркова Т.А.*
Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк
В статье рассмотрены актуальность и проблемы социально ответственной реструктуризации отечественных предприятий в современных условиях. Анализируются ключевые антикризисные мероприятия корпоративной социальной ответственности в условиях реструктуризации предприятия. Подчеркивается роль местной и региональной власти как силы, обеспечивающей достижение баланса социальных и экономиче-ских интересов и рисков.
В условиях глобального финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 г., активизировались процессы реструктуризации компаний в России. В процессе реструктуризации неизбежны изменение структуры персонала и ликвидация части рабочих мест. Изменение структуры персонала практически означает, что часть работников будет уволена, а значительная часть оставшихся - будет вынуждена согласиться с изменением, преимущественно не в лучшую сторону, условий трудового договора. Увольнение работников в процессе реструктуризации обычно носит массовый характер. Например, при реструктуризации угольной промышленности в России, начиная с середины 90-х годов, были высвобождены в течение ряда лет около 500 тыс. работников. В период современного кризиса также резко усиливаются планы предприятий по сокращению численности персонала. Более 60 % опрошенных предприятий в конце 2009 г., по данным Института экономики переходного периода, заявляли о сокра-
* Доцент кафедры Экономической теории экономического факультета, кандидат экономических наук.