Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОРТОВ, РАЙОНОВ ПОРТА'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОРТОВ, РАЙОНОВ ПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ ЦИРКУЛЯЦИИ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УМНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА / ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНОК / КУЛЬТУРНАЯ ГОРОДСКАЯ БАЗА / ПОРТЫ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Березин И.И.

Кризисы 2008, 2012 годов, выявили необходимость развитие портовых районов, основанных на конкретных принципах. Подход исторического городского ландшафта (ИГЛ) становится гарантией перехода к модели интеллектуального развития города, основанной на местных культурных ресурсах, а не только на технологической стороне вопроса. Стратегия эко-города руководствуется «культурой города». Это стимулирует пространственные процессы для реализации синергетических и кругообразованных процессов. Без новых инструментов анализа при реализации ИГЛ риски очень высоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОРТОВ, РАЙОНОВ ПОРТА»

УДК 330

И.И. Березин

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОРТОВ, РАЙОНОВ ПОРТА

Кризисы 2008, 2012 годов, выявили необходимость развитие портовых районов, основанных на конкретных принципах. Подход исторического городского ландшафта (ИГЛ) становится гарантией перехода к модели интеллектуального развития города, основанной на местных культурных ресурсах, а не только на технологической стороне вопроса. Стратегия эко-города руководствуется «культурой города». Это стимулирует пространственные процессы для реализации синергетических и кругообразованных процессов. Без новых инструментов анализа при реализации ИГЛ риски очень высоки.

Ключевые слова: процессы циркуляции; синергетический подход; умное развитие города; инструменты оценок; культурная городская база; порты; анализ.

Последние несколько десятилетий развитие портовых районов было связанно на управлении экономическим ростом и в совместном использовании выгод от взаимодействия с экосистемой [1]. Городам необходимо инвестировать в улучшении их эффективной организации. Новые нетрадиционные формы созданий и производства ценностей основаны на круговых процессах. «Умный» образ города должен быть связан с технологиями, способными создавать менее диссипативную и более эффективную модель городской организации. Циркуляция и синергизм - это общие принципы устойчивого развития умного города [2]. Портовые города имеют определенный потенциал развития. Они могут взять на себя ключевую роль, в создании интеллектуальной модели устойчивого развития, начиная с местных культурных ресурсов для активации творческих процессов круговой экономики, посредством синергетического подхода, объединение экономической, материально-технической и производственной деятельности порта с регенерацией культурного наследия. В портовых городах повышенная концентрация ключевых мест, где сосредоточены экономическая сила, конкурентоспособность, капитал и глобальная привлекательность. Зачастую, [3] древние городские границы совпадают с гаванью, ее старыми складами, силосами, причалами, маяками и т.д., иногда этот пейзаж признается как объект культурного наследия. Реконструкция [3] зависимости между гордом и его портовой зоной, означает интеграцию модели промышленного симбиоза с моделью ее экономического развития. Портовые районы городов, основываются на развитии трех основных принципов:

-Принцип синергии (между различными субъектами, институты и системы, такие как социально-культурная и экономическая система и т.д.) [4]

-Принцип циркулировали [5] (повторное использование, рециркуляция, регенерация)

-Принцип творчества (введение новых изменений)

Город, как динамическая сложная система, характеризуется: взаимозависимостью, круговыми процессами и синергизмом. Культурное наследие является ключевым компонентом городской системы: его следует рассматривать как динамическую адаптивную подсистему, которая эволюционируют со временем из-за давления различных сил, сохраняя при этом идентичность, целостность, непрерывность. Управление сохранения культурного наследия, должно характеризоваться перспективой, в которой присутствуют синергии, круговые процессы и творчество. «Умное» развитие основано на инновациях в сфере городской организации, на инновационных технологиях, а также на сильной городской культуре.

Портовые города и их характеристики.

Множество исследователей, специализирующихся на тематики портовых городов в течении последних лет изучали их динамику, изучая сходство и различия, как между ними, так и между другими типами городов. Хейн собрал множество подобных исследований в своей работе [6]. Автор же предлагает только краткий обзор этого материала:

© Березин И.И., 2018.

Научный руководитель: Новиков С.В. - ассистент, кафедра теория и практика архитектуры, КГА-СУ, г. Казань, Россия.

Портовые города.

Портовые города являются основной экономической мощью государства. Например, 14 из 20 самых крупных городов в мире - портовые города. Так же 36 из 50 являются конкурентоспособными (рис. 1,2). В 20 лучших городов, расположенных по уровню жизни, видно, что 14 из них - портовые (рис.3). Мировая привлекательность, сосредоточена в 7 из 9 наиболее привлекательных городов, так же оказываются портовыми (рис.4). Портовые города являются не только местом переплетения многих культур, и их разнообразными формами жизни и торговли, но и так же местами конфликта экономического и экологического. Одни конфликты [3] вызваны высокой эксплуатации воды, загрязнением воздуха и прочими потреблениям природных ресурсов. Другие конфликты порождаются усилиями сохранять специфический культурный ландшафт и удовлетворять требованиям экономического развития. Умный, устойчивый город - это город, где экономические [3], социальные и экологические ценности взаимодействуют эффективным и сбалансированным образом, способным сохраняться в течении длительного времени. Общая характеристика такого города - это способность содействовать закрытию потоков ресурсов, посредством циркуля-ризации процессов.

Порты.

Порты являются переходным узлом между морем и гордом. Именно тут уже издавна начались экономические процессы глобализации. Портовые районы имеют особый силуэт, который является сложным продуктом системы, где социально-культурные, экономические и экологические системы тесно переплетаются. Многие из самых красивых городских силуэтов - это портовые районы: Амстердам, Венеция, Генуя, Неаполя, Мальта, Ливерпуль, Стамбул, Санкт-Петербург, Порту и др. В этих городах исторический центр совпадает с границами порта. Ландшафта района порта связана с его архитектурой, колоритом, светом, жизнью населения, традициями. Он строит реальный образ города, его «Дух места». Иногда припортовые районы являются особыми городскими местами, которые следует тщательно поддерживать и сохранять [8][7].

Конфликты в портовых городах.

Для портовых городов характерны определенные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, вызванные их технологическими процессами [3]. Их экономическое развитие предполагает экологические и социальные, культурные издержки. Зачастую порты становились движущей силой по ухудшению и снижению благосостояния городской жизни, местом которое необходимо было избегать, а не куда бы можно было пойти. В них так же были размешены новые виды деятельности такие как: металлургические заводы, химическая промышленность, верфи, строительная сфера, установки дегазации и тд. Они являются не только источником экологической катастрофы, но и огромным экономическим ущербом всему городу. Однако в портовых городах гораздо выше потенциал творчества, нежели в других, поэтому это может и стать главным элементов в преодолении данной проблемы. Поэтому неслучайно, что во всем мире именно портовые города, стали первыми, в которых используются различные методы, направленные на интеграцию в городскую среду портовых районов. К ним можно отнести Роттердам, Барселону, Ливерпуль, Валенсию, Ванкувер, Токио, Гамбург, Амстердам, Генуя, Глазго, Антверпен и тд. [9]. Они выражают творческий подход к устойчивому развитию, подчеркнув способность города к трансформации самого себя, сохранив при этом свою идентичность.

Круговая модель.

Более эффективная организация городских процессов необходима, не только для противостояния в экономической конкуренции, но и в решении энергетических, экологических и социальных проблем. Все они основаны на круговых и синергетических процессах [2]. Такая стратегия включает в себя выявление жестких и мягких ценностей (экономические, социальные и сохранение ландшафта). Это «творческая» стратегия, поскольку она объединяет в себя экономическое благосостояние(бизнес) с сохранением экологии и сокращением социальных проблем. Развитие портов должно основываться на круговых процессах, по трем основным уровням:

1. Экономический [3]: между компаниями и города, между всеми частниками территории.

2. Социальные: способность восстанавливать межличностные отношения.

3. Экологические: все живые системы, характеризующиеся циркулярными процессами, и способны сохранять и воспроизводить себя. Круговые процессы возникают благодаря повторному использованию, рециркуляции и регенерации материалов и энергии с уменьшением негативных внешних фотокоров.

Для портов жизненно важно, когда они действуют как сложные, динамичные системы, способные трансформироваться и приспосабливаться к непрерывному давлению снаружи, и когда они могут модифицировать их физическую структуру, пространство вокруг себя, путем объединения структур, установок и тд, сохраняя при этом свою идентичность.

Ключевая роль архитектурного планирования.

Архитектура может улучшить «атмосферу и ландшафт», которые могут стать новым брендом для всего города. Настоящая качественная архитектура, создает «места», а не просто маркетинговые инструменты, для увеличения стоимости недвижимости для бизнеса. Это способствует сохранению исторической атмосферы, не перевешивая в сторону исключительное коммерческих, функциональных или экономических нужд. Модели эко-городов, могут затем стать ключевой перспективой для городского стратегического планирования.

Круговая модель на примере японских городов.

Круговые процессы в городах промышленного портового типа были успешно реализованы посредством промышленного симбиоза, в частности Японии, Китае(Шаньэн) и в Европе3. Например, в Японии были определены 26 эко-городских районов для внедрения круговой модели в портах, начиная с 1996 г. (рис.5,6) [10]. Итоги этого процесса можно резюмировать следующим образом [11]:

•Промышленный симбиоз стал движущей силой новых устойчивых эко-промышленных разработок в углеродно-промышленных системах.

•Системы управления отходами сыграли решающую роль в поддержке круговой системы.

•Городской симбиоз и региональная эко-промышленная сеть могут обеспечить больше возможностей для бизнеса.

Подход ИГЛ к управлению изменениями в круговой/синергетической модели

Подход ИГЛ привносит сохранение наследия новым реалиям, благодаря чему идет связь традиций и модернизаций, прошлого настоящего и будущего в системе круговой, синергетической модели [12]. Последствия такого применения, заключаются в том, что культурное наследие должно развиваться вместе с обществом, отражая его изменения, адаптируется к новым потребностям жителей. Он предлагает творческую интеграцию между сохранением и развитием, с динамичной активной точки зрения.

Рис. 1. Экономическая мощь городов (на основе номинального ВВП, ВВП на душу населения, реального ВВП темпы роста, интеграция на региональном рынке)

Рис. 2. Рейтинг конкурентоспособности городов (экономическая сила, физический капитал, финансовые зрелость, институциональная эффективность и т. д.).

Рис. 3. Человеческий капитал городов (рост населения, население трудоспособного возраста, предпринимательство, качество образования, качество медицинского обслуживания и т. д.)

London Pvs Tokyo 5прроч Betj ing Honjionc «m-Mm Ne» *ort if«toni

Рис. 4. Глобальная привлекательность (количество компаний, частота международных полетов, количество международных конференций и конвенций, глобальное лидерство в высших образование, общепризнанный мозговой центр)

Рис. 5. Стратегия японских эко-городов по упорядочению промышленной городской системы с положительным результатом для окружающей среды

Рис. 6. Круговая экономическая городская система

Библиографический список

1.Flint, J.; Raco, M. Будущее устойчивых городов: критические размышления; Политическая печать: Бристоль, Великобритания, 2012. (дата обращения: 25.12.2017).

2.Ravetz, J.; Fusco Girard, L.; Bornstein, L. A Программа исследований и разработки политики: содействие творческих равных и устойчивых портовых городов. 2012. 67-69 (дата обращения: 25.12.2017).

3.Fusco Girard, L. Городское будущее. 2011. 19-34, (дата обращения: 25.12.2017). (дата обращения: 26.12.2017).

4.Ravetz, J. Новое будущее для старых портов: синергетические инновации в глобальной городской системе. Sustainability 2013, 5, в прессе. (дата обращения: 26.12.2017).

5.Ravetz, J. Урабнизм синергии в области городского упралвения в ЕС Регионы: Брюссель, Бельгия, 2011; С. 31-44(дата обращения: 26.12.2017).

6.Хейн, С. Порт-Сити: динамические ландшафты и глобальные сети; Routledge: Лондон, Великобритания, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США, 2011 год. (дата обращения: 26.12.2017).

7.Fusco Girard, L .; Baycan, T .; Нийкамп, П. Устойчивый город и творчество. Продвижение креатива Городские инициативы; Ashgate: Aldershot, Великобритания, 2011; С. 55-96. (дата обращения: 26.12.2017).

8.Фуско Жирар, Л. Культурный туризм: от культурного воплощения к культурному общению и производство. Int. J. Serv. Technol. Manag. 2008, 10, 15-28. (дата обращения: 27.12.2017).

9.Rotmans, J .; Лорбах, Д. Управление переходами: рефлексивное управление социальной сложностью через поиск, обучение и экспериментирование. В управлении переходным процессом к возобновляемой энергетикой; ван ден Берг, J.C.J.M., Bruinsma, F.R., Eds .; Эдвард Элгар: Челтенхем, Великобритания, 2008; Глава 2, стр. 15-46. (дата обращения: 27.12.2017).

10.Van Berkel, R .; Fujita, T .; Hashimoto, S .; Гэн, Ю. Промышленный и городской симбиоз в Японии: Анализ программы эко-города 1997-2006 гг. J. Environ. Manag. 2009, 90, 1544-1546. (дата обращения: 27.12.2017).

11.Fujita, T. Eco Future Initiative в Японии как вызов для демонстрации зеленых инноваций из Города - промышленный симбиоз как политическая система для циркуляции городов порта. В трудах конференции презентаций по городам порта в качестве «горячих точек» творческих и устойчивых местных Неаполь, Италия, 2012 год. (дата обращения: 27.12.2017).

12.Bandarin, F .; ван Оерс, Р. Исторический городской пейзаж: управление наследием в городском век; Wiley: Hoboken, NJ, USA, 2011. (дата обращения: 27.12.2017).

ЕРЕЗИН ИЛЬЯ ИЛЬФАТОВИЧ - бакалавр, ассистент, кафедра теория и практика архитектуры, КГАСУ, г. Казань, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.