Современные тенденции в реновации портовых территорий
о
CS
о
CS
о ш m
X
<
m О X X
Дембич Наталья Дмитриевна
кандидат искусствоведения, доцент, кафедра дизайн среды, ФГБОУ ВО Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (технологии, дизайн, искусство), [email protected]
Фаткуллина Алина Алимовна
кандидат архитектуры, доцент, кафедра начертательной геометрии, ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)», кафедра Начертательной геометрии и графики, ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет", [email protected]
Мирошниченко Екатерина Сергеевна
магистрант, кафедра дизайн среды, ФГБОУ ВО Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (технологии, дизайн, искусство), [email protected]
Опыт реновации портовых территорий широко распространен в развитых странах, этот процесс имеет выраженную ориентацию на удовлетворение потребности человека в наличии комфортной и качественной окружающей среды. В статье анализируются мировые тенденции обновления портовых территорий и их влияние на устойчивое развитие городов. Процесс диверсификации бизнеса и появление общественной среды, отвечающей современным требованиям, неизбежен в стратегии устойчивого развития города. В статье рассмотрены как проектные предложения реновации портовых территорий, так и результат уже выполненных преобразований прибрежных зон в разных странах, выявлены основные тенденции этого процесса. Представлен проект реновации территории старого порта города Казани, который отвечает основным современным направлениям развития городских пространств, имеющих место в преобразовании портовых территорий. Стратегия деиндустриализации стала основным направлением для проектов трансформации портовых территорий Ключевые слова: реновация, портовые территории, тенденции, деиндустриализация, городская среда.
Актуальность развития и реновации портовых территорий нельзя переоценить. По всему миру идет массовый приток средств в эти территории, в основном, с целью улучшения инфраструктуры. Для крупных городов реконструкция портовой территории и переход к «ватерлинии» - одно из возможных решений всей градостроительной проблемы. Эти проекты основаны на образе современного города, в котором одной из важнейших задач, решаемых градостроителями, инженерами, архитекторами и дизайнерами, является создание комфортной и современной среды обитания человека.
Мировая практика показывает, что реновация старых портовых территорий таких городов, как Картахена, Барселона, Ольборг, Осло, Бильбао и даже города Лу-ганг на озере Тайху повышает привлекательность для туристов и предоставляет различные возможности для бизнеса и развития находящихся в непосредственной близости территорий.
Точками притяжения, вокруг которых происходит реализация этих концепций, зачастую становятся выдающиеся проекты, например, музей Гуггенхайма в Бильбао архитектора Фрэнка Гери (рисунок 1), один вид которого ежегодно привлекает около 800 ООО туристов.
Рисунок 1. Музей Гуггенхайма (Guggenheim Museum) Френка Гери с противоположного главному фасаду стороны (слева фрагмент этого музея), посередине Арт-объект - цветочная скульптура «Щенок» (1992) Джеффа Кунса, Бильбао (Испания)
Сейчас территория бывшего грузового порта города Бильбао - это музей под открытым небом, который насыщен портовыми артефактами: бывший ремонтный док для грузовых барж, со спусками и возможностью посещения судна, грузовой кран, якоря и др. (рисунок 2).
Одним из самых старейших и до сих пор функционирующих портов является порт Картахены, который учрежден в Испании как колониальный порт еще в XVI веке. Картахена - впечатляющий город, расположенный в самом центре Карибского побережья Колумбии. После десятилетий атак и вторжений, мародерства пиратов, испанское правительство стало спонсировать восстановление и фортификацию Картахены в конце XVII века. Многие из этих построек сохранились до наших дней и являются символами исторической Картахены.
В апреле 2020 года администрация порта обнародовала план немедленных действий по восстановлению экономики против Covid-19, в связи с чем уже было выделено 44 миллиона долларов. Всего до 2022 года будет инвестировано на эти цели 200 миллионов долларов (рисунок 3). [1]
Рисунок 2. Арт-объекты на набережной реки Нервьон (Nervi6n) в Бильбао: грузовой кран, конструктивные чёрные металлические кубы, спуск
Рисунок 3. Предложение по городскому планированию и обновлению ландшафта порта Картахена, Мартин Лехар-рага, 2020
Urban planning and landscape renovation proposal for the Port of Cartagena Martín Lejarraga Oficina de Arquitectura Источник: https://lejarraga.com/proyectos/y-de-puertos-cartagena-reordenacion-urbana-y-paisajistica-de-frente-maritimo-de-cartagena/
Как мы видим из проектных предложений, портовую территорию собираются оборудовать арт-объектами и другими элементами современного городского благоустройства пешеходных территорий. В настоящее время порт Картахена также доступен жителям города, там есть площади, дорожки, освещение, скульптуры, места для сидений и пр. (рисунок 4, 5, 6).
В Дании в Ольборге уже завершена реконструкция бывшей портовой территории. В течение семи лет чисто промышленная зона города не имела удобной транспортной и пешеходной доступности к историческому центру. Теперь это современный, ухоженный район с богатым функционалом. Проект реконструкции Старого порта Ольборга был разработан компанией C. F. M0ller Architects в 2004 году. Основной особенностью исходной ситуации является то, что территория порта фактически была отрезана от центра Ольборга.
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м о
Рисунок 4. Порт Картахена (the Port of Cartagena), 2020
о
CS
о
CS
О Ш
m
X
<
m О X X
Рисунок 5. Грузовые краны. Порт Картахена (the Port of Cartagena),2020
Рисунок 6. Памятник Эль Зуло (означает "укрытие" или "убежище"), Картахена, 2009 г., скульптор Виктор Очоа El Zulo monument, Cartagena, 2009, sculpture by Víctor Ochoa
Для создания маршрута, соединяющего прибрежные территории с городскими районами, было предложено кардинально изменить участок вдоль живописной местности, длиной около 1 км. Здесь появились светофоры и пешеходные переходы, зеленые острова и бульвары. С двух сторон были проложены зеленые набережные со скамейками и велосипедными дорожками. Центральная часть перестроенной территории состоит из развлекательных заведений и общественных зон различного назначения. Есть также пляжи, катки, волейбольные площадки и беседки. Образное решение торговых киосков и стоек туристической информации максимально приближено к промышленной истории района, они сделаны из стальных конструкций. Также есть смотровая площадка, обращенная к воде бухты и по виду напоминающая капитанский мостик, который выполнен из бетона и перфорированных стальных листов. Вся западная часть территории занимает большой парк, в котором помимо спортивной площадки предусмотрены кафетерии, а восточная сторона рассматриваемой зоны примыкает к новому выставочному центру. [2]
Большой интерес представляет проект в Хучжоу, одной из провинций Китая, который стартовал в июне 2019 года. Главной целью проекта центрального делового района города Луганг на озере Тайху стал поиск способов объединения густонаселенной городской застройки с природным ландшафтом, приемов увеличения экологических зоны с одновременным объединением участков застройки, что позволило бы сформировать новый китайский городской деловой район с собственной уникальной идентичностью.
В рассматриваемом проекте предлагается создание устойчивого и умного города для 75000 жителей и служащих, включающего 132 гектара экологической зоны (включая залив, канал и зеленый пояс), где будет создан новый центральный деловой район. Для создания экологического города на берегу озера было решено создать атмосферу естественного ландшафта и серию качественных общественных территорий на набережной, в связи с чем автомобильные дороги между парками и территориями застройки было решено ликвидировать.
В процессе проектирования была поставлена задача создать уникальный район мирового класса в центре города, подчеркнув основную ценность этого места, заключающуюся в местоположении города Луганг, его культуре и исторической значимости. Следует отметить, что при выполнении этого проекта имеет место тесное сотрудничество между командами архитекторов и дизайнеров городской среды. Они работают вместе с самого начала проектирования, что гарантирует воплощение дизайн-концепции проекта - «Город жизненных сил» - на всех этапах проектирования.
Также, проект по реконструкции порта и прилегающей промышленной зоны реализуется в городе Осло. Этот исторический город изолирован от окружающих красивых фьордов и островов автодорогами и железнодорожной инфраструктурой. В условиях упадка и разрушения судостроительной промышленности портовые районы города к тому же оказались и на грани деиндустриализации и экономического кризиса. Поскольку портовая территория в городе больше не может соответствовать новым требованиям, предъявляемым к общественному пространству, власти решили частично перенести деятельность порта на другие территории, а потенциал прилегающих заброшенных земель реализовать в рамках проекта реновации.
Как и многие другие постиндустриальные портовые города, Осло уделяет особое внимание развитию своей набережной, преобразуемой в общественное пространство. В настоящее время набережная превращается в главный культурный и коммерческий район. Продажа жилья и офисных помещений в этой престижной части города чрезвычайно выгодна городским и портовым властям. Здесь размещаются и различные культурные учреждения, что является гарантией привлечения к этому району местных жителей и иностранных туристов. Хотя водное пространство редко становится неотъемлемой частью городских центров, интеграция городских общественных функций и прибрежных районов придает городской среде неповторимый облик и существенный импульс для экономического развития. [3]
Идея сделать доступной жителям и туристам прибрежную зону Барселоны оказалась успешной и впоследствии оказала благотворное влияние на экономическое развитие города. Старая портовая зона была перестроена под пешеходную, досуговую и пляжную зону, а в центре и на севере города грузовые портовые терминалы были ликвидированы. Городские власти открыли подходы к морю для всех жителей и туристов в центре города. В итоге пространство набережной было полностью интегрировано в городскую среду, что позволило объединить традиции и современность и сделать набережную одним из самых уникальных и любимых мест Барселоны (рисунок 7, 8, 9). [4, 5]
С 19 века до 1950-х годов Лондонский порт был самым загруженным портом в мире. Редевелопмент и регенерация начались в 1980-х годах, когда территория порта была заброшена и загрязнена. Однако сейчас До-клендс - это оживленный и популярный район Лондона.
Наиболее очевидные изменения - это увеличение офисных площадей, появление больших возможностей для трудоустройства и, следовательно, возросшее количество людей на данной территории. Увеличилось количество развлекательных учреждений. С появлением большего количества торговых и спортивных центров улучшился и социальный аспект. Также организовано
движение легкорельсового транспорта в районе порта, появилось много парковых зон. [6]
Рисунок 7. Вид на Башню отеля «Артс», главный архитектор бюро "Skidmore Owings & Merrill" Брюс Гоэм, порт Олим-пика, г.Барселона.
X X О го А С.
X
го m
о
Рисунок 8. Башня Сан-Себастьян (Torre Sant Sebastiá)
2 О
lo о
о сч о сч
о ш m
X
3
<
m О X X
зоны, обеспеченные всем необходимым для жизнедеятельности, а также зоны с культурными достопримечательностями и рабочими районами (рисунок 10). В основу проекта была положена формула Ричард Флориды «Талант, толерантность, технология», которая должна обеспечить привлечение креативного класса, как основу для общества будущего.
Проект предполагает создание непрерывной 9-километровой набережной вдоль берега, шириной 20 м, а также пешеходного моста между двумя полуостровами.
Рисунок 9. Перголы (ансамбль малых архитектурных форм), архитекторы Энрико Мираллес и Карме Пинос. Проспект дИкария, Олимпийская деревня, г. Барселона
Следует отметить инициативу коллектива преподавателей ряда высших учебных заведений (РАНХиГС, РГУ им. Косыгина, МАРХи и др.), который уже на протяжении пяти лет ежегодно проводит межвузовский ворк-шор «International Building Challenge» со студентами различных специальностей. Будущие молодые девело-перы, градостроители, дизайнеры, ландшафтные архитекторы и др., объединяясь в междисциплинарные команды, на конкурсной основе выполняют концептуальные проекты по проблемам реновации бывших промышленных городских территорий. В 2020 году по приглашению КазГАсУ участники выполнили проекты по реновации старого грузового порта на берегу реки Волга в городе Казани.
Победившая команда выполнила основную задачу, поставленную перед участниками конкурса - сохранение архитектурных и исторических памятников данной части города, превратив ее в современную застройку с благоустроенной набережной, связанную с перспективными районами будущей застройки. Предполагалось создание независимого городского района, разделенного на 3
| Parks and Recreation I Cemetery
Housing I Trade
Public and business area 3 Clinic
| Conservation area | Boat parking I Promenade I Hotels I Active front of development
J
Рисунок 10. Предлагаемая концепция территории старого речного порта г. Казани
В новой концепции девелоперы предлагают насытить внутренние портовые территории общественными, коммерческими и культурными функциями с размещением их в многофункциональных комплексах, состоящих из средне- и многоэтажных зданий. В настоящее время власти города никаких конкретных решений не объявляют, ведется разработка проекта планировки данной территории. [7]
В завершении, можно выделить общие тенденции при проектировании портовых территорий: создание набережной и рекреационных зон, организация прибрежных территорий, доступность акватории для жителей городов, акцентирование внимания на видовых точках и линиях горизонта, открытость пространства, создание городов в городах с помощью разноклассовости и самодостаточности районов, создание туристической привлекательности и новых рабочих кварталов, сохранение следов истории города постиндустриальных портовых городов, подчеркивание истории и уникальности места.
Реновация портовых территорий выполняет важную роль в стратегиях городского планирования для устойчивого развития городов, улучшает экономическую конкуренцию в международной торговле и судоходстве, помогает развить малые и средние предприятия и улучшить качество городской среды. Стратегия деиндустриализации стала основным направлением для проектов трансформации портовых территорий: промышленные порты перемещаются из центра города в прилегающие районы или их территория значительно уменьшается, а территории старых портов занимают культурные, коммерческие и туристические достопримечательности.
Литература
1. 44-Million Investment for the Port of Cartagena to Kickstart Economy [Электронный ресурс] URL:
https://www.euroweeklynews.com/2020/11/27/44-million-in-vestment-for-the-port-of-cartagena-to-kickstart-economy/
2. Новый берег Автор текста: Анна Старостина [Электронный ресурс] URL: https://archi.ru/world/65388/novyi-bereg
3. Oslo Kommune [Электронный ресурс] URL: http://www.aivp.org/en/20l6/01/05/oslo-a-new-step-for-the-city-port-relationship/
4. Port of Barcelona. Southern expansion [Электронный ресурс] URL: https://pemb.cat/en/strategic-projects/port_of_barcelona_southern_expansion/25/.
5. Дембич Н.Д., Фаткуллина А.А. Вопросы реорганизации и идентификации прибрежных территорий промышленной эпохи на примере района Вилла Олимпика г. Барселона 1992 г. / Инновации и инвестиции, №12, 2019 - С.225-228.
6. Prof. Tania Rossetto, Marianna Feriotto/The regeneration of London's Docklands: «New riverside Renaissance or catalyst for social conflict?» Universita degli Studi di Pa-dova [Электронный ресурс] URL: https://core.ac.uk/down-load/pdf/41984067.pdf
7. В полувековом символе Казани, портовом элеваторе, начинается капитальный ремонт [Электронный ресурс] URL: https://www.tatar-inform.ru/news/society/27-02-2020/v-poluvekovom-simvole-kazani-portovom-elevatore-nachinaetsya-kapitalnyy-remont-5725393
Modern trends in the renovation of port areas Dembihc N.D., Fatkullina A.A., Miroshnichenko E.S.
Russian State University named after A.N. Kosygin (technology, design, art), Moscow State Construction University The experience of renovation of port territories is widely spread in developed countries, this process has a pronounced focus on meeting the human need for a comfortable and high-quality environment. The article analyzes the global trends of port territories renewal and their impact on the sustainable development of cities. The process of business diversification and the emergence of a social environment that meets modern requirements is inevitable in the city's sustainable development strategy. The article considers both project proposals for the renovation of port territories and the result of already completed transformations of coastal zones in different countries, and identifies the main trends in this process. The project of renovation of the territory of the old port of Kazan, which meets the main modern directions of development of urban spaces that take place in the transformation of port territories, is presented. The strategy of de-industrialization became the main direction for the transformation project of the port area Keywords: renovation, port territories, trends, deindustrialization,
urban environment. References
1. 44-Million Investment for the Port of Cartagena to Kickstart Economy [Electronic resource] URL: https://www.euroweeklyn-ews.com/2020/11/27/44-million-investment-for-the-port-of-car-tagena-to-kickstart-economy/
2. Novy Bereg Text writer: Anna Starostina [Electronic resource] URL: https://archi.ru/world/65388/novyi-bereg
3. Oslo Kommune [Electronic resource] URL: http://www.aivp.org/en/2016/01/05/oslo-a-new-step-for-the-city-port-relationship/
4. Port of Barcelona. Southern expansion [Electronic resource] URL: https://pemb.cat/en/strategic-projects/port_of_barce-lona_southern_expansion/25/
5. Dembich N. D., Fatkullina A. A. questions of reorganization and identification of coastal territories of the industrial era on the example of the Villa Olimpica district of Barcelona, 1992 / Innovations and investments, No. 12, 2019-P. 225-228.
6. Prof. Tania Rossetto, Marianna Feriotto/The regeneration of London's Docklands: «New riverside Renaissance or catalyst for social conflict?» Universita degli Studi di Padova [Electronic resource] URL: https://core.ac.uk/download/pdf/41984067.pdf
7. In the half-century symbol of Kazan, the port elevator, overhaul begins [Electronic resource] URL: https://www.tatar-in-form.ru/news/society/27-02-2020/v-poluvekovom-simvole-kazani-portovom-elevatore-nachinaetsya-kapitalnyy-remont-5725393
X X О го А С.
X
го m
о
2 О M
о