ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. Творческие концепции архитектурной деятельности
УДК 711.4-163
Е.А. Ерышева, В.К. Моор
ЕРЫШЕВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА - кандидат архитектуры, профессор, e-mail: erel@rambler.ru; МООР ВАЛЕРИЙ КЛИМЕНТЬЕВИЧ - кандидат архитектуры, заведующий кафедрой - кафедра архитектуры и градостроительства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет). Суханова ул., 8, Владивосток, 690950
Современная практика реконструкции и устойчивого развития культурных ландшафтов прибрежных городов
Аннотация: Реализация программ развития российских городов предполагает появление новой организации управления, позволяющей применять стратегически ориентированные приемы и методы обеспечения устойчивого развития. В этой связи проблемы устойчивого развития города на современном этапе приобретают особую значимость. В последнее время проводится большое количество исследований устойчивого развития урбанизированных ландшафтов, в которых участвуют специалисты самых разных направлений. Сравнительный анализ тематических исследований и практических реализаций позволяет установить наиболее значимые аспекты реконструкции культурного пространства городов, выявить методы регенерации городской ткани, богатой материальными и нематериальными культурными ценностями, определить эффективные подходы комплексного изучения как пространственных, так и ценностных закономерностей эволюции городской среды.
В статье проблемы устойчивого развития культурных ландшафтов рассматриваются применительно к морским городам, которые обладают особым потенциалом. Предпринятый авторами статьи анализ и интерпретация опыта трансформации исторических приморских городов позволили выявить значимые элементы культурного ландшафта, а также эффективные методы регенерации и устойчивого развития города.
Ключевые слова: культурный ландшафт, устойчивое развитие, реконструкция городов, реализованные проекты, совершенствование среды.
Введение
Процессы урбанизации и связанные с ними проблемы устойчивого развития наиболее очевидны в приморских городах, которые занимают особое место в эволюции человеческой цивилизации. Фактически процессы урбанизации в значительной степени сконцентрированы вдоль побережий: из всех растущих городов прибрежные города характеризуются более выраженной динамикой развития (рис. 1). Именно здесь вопрос устойчивого развития города активно взаимосвязан с экологическими, экономическими и социальными изменениями.
Портовые города, соединяющие различные континенты во взаимных совместных и конкурирующих процессах, нацелены на извлечение выгоды из их стратегической локализации. Здесь процессы экономической глобализации начались много сотен лет назад. Фактически портовые города - движущая сила экономического развития, потому что здесь локализованы коммерческая, промышленная, транспортная, рыбопромысловая и туристическая деятельность. Они не только стали центром притяжения для этих видов деятельности, но «инкубатором» для новых видов бизнеса [11].
© Ерышева Е.А., Моор В.К., 2016
Рис. 1. Развитие городов-портов в 1970-2009 гг. [5].
Приморские города обладают наиболее высоким экономическим потенциалом: 14 из 20 экономически самых развитых городов в мире - портовые города. В них также концентрируются процессы глобализации: 7 из 9 наиболее привлекательных городов - это приморские города (рис. 2).
Портовые города всегда были космополитическими - открытыми для многих культур, для людей с различным образом жизни и работы. Это исторические места креативности и инноваций в экономике, культуре, обществе, что отразилось в специфическом городском ландшафте.
Рис. 2. Экономический потенциал городов (основан на следующих параметрах: номинальный товарооборот в сутки, реальный темп роста ВВП на душу населения, региональная интеграция рынка, бизнес с ежегодным фиксированным потреблением). Источник: [см. 8].
Пути устойчивого развития приморских городов
Приморский город - идеальный объект для понимания динамики постоянных его трансформаций и поиска новых путей развития. Морские города обладают особым потенциалом: они могут взять на себя ключевую роль в апробации модели устойчивого развития. Эта модель включает активизацию процессов развития экономики посредством комплексного подхода, объединяя экономическую, логистическую и промышленную деятельность порта с регенерацией культурного наследия, а также местные культурные ресурсы и социальную активность жителей. Рост внимания к преобразованиям морских городов и опыт регенерации береговой линии открыли новые перспективы поисков путей городского развития [1-11]. Портовые города стали лабораторией для экспериментирования и инноваций, где улучшение качества городского пространства стимулируется их специфическими культурными ландшафтами. Инновационный и культурный потенциал
этих мест, в частности культурное наследие, является не только ценностью, основой истории, но и движущей силой для будущего развития города.
В этом контексте мы проанализируем и интерпретируем самый значимый опыт трансформации исторических приморских городов с тем, чтобы выявить главные элементы, которые будут изменяться в процессе их регенерации.
Прежде всего нам необходимо исследовать опыт городского преобразования в некоторых европейских портовых городах. В городах, расположенных у акваторий, область порта является пространством локализации большей части жизненных процессов города. Часто границы старого города совпадают с областью порта - с его старыми складами, бункерами, причалами, памятниками промышленной архитектуры, маяками и т.д. и способствуют созданию особого характера, образа и пейзажа. Историческую береговую линию можно считать самым перспективным местом для возобновления связи порта и центра города, возможности объединить требования сохранения города и необходимость существенных изменений.
Портовые территории - область контакта, взаимодействия между городом и морем, своего рода «интерфейс» [10] двух стихий. Порт, занимая центральное городское положение, представляет собой особый элемент культурного ландшафта, который является продуктом сложной системы, где динамично переплетены социокультурные, экономические и экологические аспекты. Этот ландшафт признан Европейским союзом как важный экономический ресурс конкуренции в условиях глобализации [7]. В то же время портовые территории представляют собой достаточно емкий эстетический ресурс морского города. Многие самые красивые городские ландшафты связаны с портовыми территориями, например в таких городах, как Амстердам, Венеция, Генуя, Неаполь, Ванкувер, Гамбург, Сидней, Санкт-Петербург, Гонконг, Сингапур и т.д. (рис. 3). В этих городах исторический центр часто обращен к морскому порту. Исторические портовые территории способствуют формированию особой эстетики приморского культурного ландшафта, который выражает комбинацию природной и антропогенной составляющих и характеризует идентичность города: его уникальный облик, а также его образ жизни и культуру.
Береговая полоса, включая портовую территорию, - особые городские места, которые необходимо бережно сохранять, так как их культурная значимость будет только расти. Художественно-эстетическая выразительность портовых ландшафтов связана с архитектурой, историческими ценностями, местными материалами, колористикой, микроклиматом, светом и специфической «жизнью пространства». Это создает реальный образ города, его «места», его «души». «Дух места» области порта - это то, что остается неизменным в постоянных преобразованиях городской структуры [3].
Наряду с положительным влиянием портов на динамику развития прибрежных городов эти территории в наше время характеризует большое количество негативных процессов: ухудшение экологической обстановки в результате все увеличивающихся процессов загрязнения окружающей среды. Требования экономического развития и соблюдения экологической безопасности порождают ряд конфликтов, обусловленных отрицательным воздействием ряда производств на окружающую среду, высоким уровнем потребления энергии, загрязнением воздуха и воды, неумеренным потреблением природных ресурсов. Другие конфликты связаны с задачами сохранения исторического ландшафта и в то же время - стремлением удовлетворить потребности экономики.
Достижение высокого экономического потенциала подразумевает высокие затраты на экологию, социальную и культурную сферы. Часто порт становится источником ухудшения благосостояния горожан и города. Здесь локализованы старые и новые виды промышленной деятельности: заводы, верфи, электростанции, объекты химической промышленности, нефтепереработки, строительства, газификации, утилизации отходов и т.д. Логистическая революция с автоматизацией, инновациями и новыми технологиями умножила количество перевозимых товаров и людей. Порты производят много отходов, связанных с навигацией, обслуживанием транспорта и отраслей промышленности.
Рис. 3. Городские ландшафты прибрежных территорий приморских городов: а - Генуя, б - Ванкувер, в - Сидней, г - Гонконг, д - Неаполь, е - Амальфи.
Экономические выгоды деятельности порта приводят к тому, что развитие самого города имеет тенденцию к нестабильности. Кроме того, они приносят пользу не непосредственно всем городским жителям, а в основном торговле, некоторым видам промышленности, туризму и т.п., т.е. преимущества не распределены одинаково среди различных заинтересованных сторон. Эти противоречия особенно наглядно проявляются на портовых территориях. Данные территории в то же время идеальны как модель для уменьшения конфликтов и разработки стратегии развития на основе инновационных подходов в планировании и управлении. При продуманных действиях и гибком подходе к управлению они могут стать точкой отсчета для устойчивого развития целой городской системы.
Для того чтобы планировать развитие и управлять конфликтами, требуются новые подходы и новые инструменты, которые позволили бы преобразовать конфликты и противоречия в пози-
тивную перспективу. Город устойчивого и стабильного развития - это город, где экономические, социальные и экологические ценности достигаются эффективными и уравновешенными способами управления в течение долгого времени. Чтобы изменения города были рациональны и позитивны, требуются новые системные подходы и новые индикаторы управления этим процессом. В частности, исследователи устойчивого развития средиземноморских городов предлагают ввести «пространственно интегрированную стратегию оценки», включающую следующие показатели: оценка воздействия наследия, оценка пейзажного воздействия, оценка визуального воздействия, оценка культурного воздействия и т.д. [11, p. 14]. Модель устойчивых преобразований города может стать ключевой перспективой для городского стратегического планирования. Планирование и проектирование становятся также ключевыми инструментами осуществления в конкретном физическом пространстве упомянутой нами модели, необходимой для процветания города. Устойчивое развитие прибрежных территорий должно базироваться на определенных принципах: принцип совместных действий (между различными системами, в особенности социокультурной и экономической), принцип идентичности и принцип распространения.
Таким образом, не случайно, что во всем мире области порта стали территориями, где осуществляются действия, нацеленные на продвижение принципов устойчивости развития культурных ландшафтов. Инвестиции в реконструкцию городских береговых линий в Роттердаме, Барселоне, Ливерпуле, Валенсии, Ванкувере, Токио, Гамбурге, Амстердаме, Генуе, Глазго, Антверпене, Копенгагене и т.д. повлекли значительные изменения в пространственной жизни города. Они могут интерпретироваться как «эксперименты перехода» к гибкой модели развития, когда на первый план выдвигается способность городов преобразовывать себя и сохранять идентичность городского культурного ландшафта.
Преобразования портовых городов на основе стратегии гибкого развития стали основой своеобразного «ренессанса береговой линии» (waterfront renaissance), призванного ликвидировать негативные последствия нарушений или даже полной утраты ценных элементов городской среды вследствие кризисных явлений и процессов глобализации. Противоречие портового города - растущее разделение между областями центра и порта имеет исторические корни: во время промышленной революции город и гавань были отдельными территориями, которыми управляли независимые структуры. Однако технологические инновации, которые произошли в судостроении и логистике, привели к переносу многих торговых портов на новые территории и использованию высвободившихся зон для общегородских функций [8, 10, 11].
Эти глубокие преобразования стали основанием «возрождения береговых территорий» -явления, которое началось в Северной Америке в 1950-х годах, затем (в 1970-х) охватило Канаду, а позже затронуло множество европейских и азиатских городов.
Барселона
Успешная регенерация портовых территорий в Барселоне является хрестоматийным примером физической и экономической интеграции порта с городом. К Олимпийским играм 1992 г. был принят проект развития территории береговых линий Барселоны и создания новой рекреационной зоны, включающей несколько развлекательных комплексов, около двухсот парков и шестикилометровую линию пляжей (рис. 4). В прошлом Барселона была портовым, но не приморским городом, так как берег моря был занят причалами, складами, рыбацкими деревушками и бараками. Освобождение набережных территорий от промышленности и строительство на них комплексов парков является целенаправленной политикой властей. Связано это не только с общей тенденцией улучшения экологической ситуации и условий массового отдыха, но и с оптимизацией планировочной структуры города, которая в условиях прямоугольной застройки Барселоны представляла существенную проблему. Перед Олимпиадой были расчищены пляжи, а идущая вдоль моря многополосная дорога забрана под навес, на котором образовался променад Молл де ла Фуста, ставший любимым местом прогулок горожан.
Рис. 4. Регенерация портовых территорий в Барселоне.
Из-за финансовых проблем к Олимпиаде была реализована только центральная часть проекта, а удаленные участки на окраине города решено застроить в будущем. К ним относится и парк Diagonal Mar, строительство которого завершено в 2002 г. (рис. 5). Парк построен на реконструируемой промышленной территории, частью на заброшенных пустырях за пределами промышленных и складских зон железной дороги. Рациональное использование прибрежной территории, примером которого стал новый парк, объединило функцию защиты береговой линии от штормовых нагрузок и функцию оздоровления окружающей среды городской застройки. Помимо этого проявилась и социальная функция Diagonal Mar: парк стал своеобразными «воротами» к морю для людей со средним достатком из прилегающих городских кварталов.
Главная задача реконструкции Барселоны - преобразить прибрежную полосу - была успешно решена. Основные элементы этого успеха кроются в комплексном плане развития, предусматривающем открытость исторического порта к центру города: улучшение доступности береговой линии, создание системы общественных мест, введение новых развлекательных функций, зон для отдыха - и в то же время сохранение исторически и архитектурно значимых зданий. А в целом -использование стратегии, основанной на продвижении национально-культурной специфики [1]. Успех преобразования Барселоны заключается в инновационном стратегическом плане и организационной структуре, основанных на государственно-частном партнерстве. Барселонская модель копировалась во многих городах во всем мире, но, к сожалению, при этом не всегда учитывалась специфика места и особые обстоятельства деятельности, а ведь именно эти факторы - реальные преимущества любой успешной реконструкции города.
Марсель
Это портовый город со стратегией развития, опирающейся на приоритеты культуры. Амбициозный проект «Город как центр средиземноморской культуры», созданный для преодоления экономического кризиса и высокого уровня безработицы, начинается с перестройки основных городских районов и представляет Марсель как образцовый город, центральный пункт средиземноморской культуры - и в то же время - как мост между культурами. Поэтому его стратегическое видение зиждется на культурном обмене (Средиземноморье) и экономическом аспекте международной торговли. В начальной фазе проекта реконструкции города предложенная модель сосредоточивается на качестве культурной и социальной интеграции. Этот проект базируется на приоритетных целях культурных учреждений, программы которых сосредоточены вокруг проблем всего Средиземноморья, и мероприятий местного и регионального характера. Согласно этой перспективе, некоторые проекты касаются области береговой линии: «Музей цивилизации в Европе и Средиземноморье» и «Региональный центр Средиземноморья», а также восстановления зданий XIX века на территориях дока с их рефункционализацией.
В начальной стадии проект давал интересную возможность экспериментировать с новыми формами регионального сотрудничества нескольких вовлеченных в него учреждений. Однако проявления конкуренции, нарушив территориальный баланс, заставили пересмотреть первоначальные стратегии. Во многих случаях это привело к понижению социальной составляющей проектов и к невозможности удовлетворить потребности в общественных открытых пространствах. В то же время преобладала «логика прибыли» в отношении недвижимости (изгнание иммигрантов из жилья перестроенных территорий в результате увеличения его стоимости). Кроме того, перво-
начальная стратегия видения Марселя как космополитического города предполагала его притягательность для посещения жителей других стран, что часто приводит к появлению стандартизированного городского ландшафта. В этом отношении обозначение Марселя как европейской столицы культуры на 2013 г. дало возможность, с одной стороны, избежать риска модели потребления эпохи глобализации, с другой - восстановить развитие городского ландшафта, учитывающего как многозначность социальной составляющей, так и тенденции космополитического города.
Ливерпуль
Среди интересных примеров исторической перестройки береговой линии можно также упомянуть опыт Ливерпуля - города, который вовлек местные ресурсы в процесс регенерации, опирающейся на приоритеты культуры. Этот процесс позволил городу преодолеть фазу спада экономической активности и стать конкурентоспособным на международном уровне [10]. Ливерпуль объединил сохранение культурного наследия с возрождением экономики, вкладывая капитал в такие сектора, как морской транспорт (порт лидирует в Европе по объему обработки контейнеров), а также в объекты промышленности, создавая один из самых больших промышленных районов в Европе. После включения Ливерпуля в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и его обозначения как европейской столицы культуры начались процессы реконструкции города, стратегия которых предполагает региональный уровень преобразований.
Неаполь
К современным проблемам исторической перестройки береговой линии можно отнести опыт Неаполя. В 1995 г. исторический центр Неаполя был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Неаполь - один из самых древних городов в Европе, современная городская ткань которого сохраняет элементы своей долгой и богатой событиями истории. Его планировочная структура и множество исторических памятников составляют уникальную ценность, что оказало влияние на многие города Европы и за ее пределами. Своеобразие сложившихся отношений между городом и морем обусловило определяющее экономическое и культурное значение Неаполя в отношении городов Средиземноморского бассейна [7].
Парадоксально, что, хотя взаимоотношения с морем - одна из главных особенностей отмеченного ЮНЕСКО исторического центра Неаполя, сама береговая линия присутствует как физически отделенное от города пространство. На побережье Неаполя три городских района, плохо связанные с городской инфраструктурой. 1. Центрально-восточная область (от Vigliena до Molosiglio), где сосредоточена промышленность и деятельность порта: утвердилась как исторический барьер между городом и морем. 2. Центральная область включает самые значимые ландшафты (от Molosiglio до Posillipo), здесь город обращен лицом к морю - с системой прогулочных променад. 3. Западная область (соответствует промышленной зоне Bagnoli) - с начала 1900-х она стала историческим барьером между городом и смежным заливом Поццуоли.
В местных градостроительных документах, в частности городском плане развития Неаполя 1972 г. и последнем, 2004 г., проблема осталась нерешенной: в этих документах полностью отсутствуют перспективы восстановления исторических отношений города и моря, модернизации прибрежной зоны. Кроме того, генеральный принцип плана чрезвычайно консервативен: он направлен на сохранение в неизменном виде исторической части города и отрицает любую попытку ее преобразования на основе объединения сохранности и инновации, старого и нового. План не обеспечивает необходимое перемещение коммерческой деятельности из порта в более подходящие области. Заметим, что Неаполь - один из нескольких портовых городов в мире, который объединяет множество видов деятельности, связанной с судоходством: от пассажирского каботажа до судостроения, а также фрахта, перевозки нефти, контейнерных перевозок и т.п. [9].
В 2011 г. Неаполь вновь включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в связи с введением понятия «исторический городской ландшафт» (historic urban landscape) [6]. Это по-
нятие является инструментом для определения критериев и методов сохранения и улучшения исторического центра. Городская администрация Неаполя сформулировала предложение по пересмотру стратегического развития в свете принципов экспериментального подхода к историческому городскому ландшафту. В этом ландшафте море является дополнительным буфером, который защищает целостность места, учитывая тысячелетнюю историю отношений природы с городской застройкой, торговлей и культурными процессами. Новый план порта разработан как гибкий инструмент для использования областей порта и подтверждения мультифункциональности Неаполя как ресурса развития. План порта инициирует преобразование так называемых крыльев порта (Molo Сан-Винченцо на восточной стороне и Nuova Darsena di Levante - на западной стороне береговой линии). Эти два места, расположенные в разных концах порта, являются частями, где сконцентрированы самые последовательные и значительные преобразования, с которых должны быть начаты изменения, оптимизация и организация зон и функций всей гавани.
Интегрированная стратегия развития Неаполя, сформулированная в территориальной программе сотрудничества (URBACT 2007-2013), направлена на возрождение отношений между областью порта и историческим центром города. Чтобы повторно соединить город и порт, разработаны две тематические программы с учетом городского наследия порта: «Круизное движение и реконструкция города» (город является учредителем) и «Наследие как возможность» (город участвует как партнер) [9]. Эта стратегия сосредоточена на исторической области города (Città Bassa), главная цель - устойчивое развитие береговой линии исторической части центра и порта (от площади Municipio к площади Mercato). Она будет осуществлена с помощью рефункционали-зации центрального городского района, придания новых функций историческому наследию города и порта, максимизации экономического и социального воздействия туристических круизов и поддержки социально-экономического развития нижних кварталов города (рис. 6).
а б
Рис. 6. а - Неаполь: план реконструкции кварталов С№а Вавва; б - Неаполь: область порта
и исторический центр ЮНЕСКО.
Исторические области Неаполя с его уникальным городским и архитектурным наследием будут радикально обновлены. Улучшение управления, а именно интеграция госучреждений, академических и деловых структур, является важным и необходимым компонентом методологического подхода к городскому планированию, который базируется на стратегии устойчивого развития всей городской системы, в частности на восстановлении отношений между областью порта и историческим центром. Анализ наиболее прогрессивных методов преобразований, описанных выше, показал, что области порта - это отправная точка будущих стратегий регенерации города Неаполя.
Заключение
Анализ приведенного выше опыта реконструкции и возрождения некоторых приморских городов показывает: реновация культурных ландшафтов базируется на комплексном учете исходной ситуации и последующей ориентации на ключевые параметры устойчивого развития. Эти параметры включают комплекс социальных, экономических, культурных, экологических сфер этого процесса. Систематизация данных, сравнение положительных и негативных воздействий позволяют построить рабочую модель преобразований культурного ландшафта города, установить многомерные подходы в определении стратегии устойчивого городского развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Броновицкая А. Барселонская модель // Проект-International. 2005. № 11. С. 50-53.
2. Веденин Ю.А., Кулешова М.С. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Известия РАН. 2001. № 1. (Сер. геогр.). С. 7-14.
3. Дей К. Места, где обитает душа: архитектура и среда как лечебное средство / пер. с англ. В.Л. Глазыче-ва. М.: Ладья, 2000. 280 с.
4. Конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия». Париж, ЮНЕСКО, 1972. URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (дата обращения: 05.06.2015).
5. Лавренова О.А. Пространства и смыслы: семантика культурного ландшафта. М.: Институт наследия, 2010. 330 с.
6. Рекомендация об исторических городских ландшафтах, принятая Генеральной конференцией [UNESCO] на ее 36-й сессии. Париж, 10 ноября 2011 г. Paris, UNESCO, 2011.
URL: http://historicurbanlandscape.com/themes/196/userfiles/download/2014/3/3/vfkwyswjpfyy6mr.pdf (дата обращения: 06.10.2015).
7. Fortuna R., De, Palma M., Di. Historic Urban Landscape Approach and Port Cities Regeneration: Naples between Identity and Outlook. URL: http://pakacademicsearch.com/journals/740/5/10/55502 (дата обращения: 15.11.2015).
8. Girard L.F. Toward a Smart Sustainable Development of Port Cities/Areas: The Role of the "Historic Urban Landscape" Approach. Sustainability 2013;5(10):4329-4348. doi: 10.3390/su5104329.
9. Moor V., Erysheva E. Development and Diversification of Urban and Architectural Space Structures in Vladivostok. Urbanism and Architecture. 2005;14:30-36.
10. Port Cities: Dynamic Landscapes and Global Networks, ed. C. Hein. London, New York, Routledge, 2011.
11. The Competitiveness of Global Port-Cities: Synthesis Report, ed. O. Merk. OECD.
URL: http://www.oecd.org/gov/regional-policy/Competitiveness-of-Global-Port-Cities-Synthesis-Report.pdf -15.12.2015.
THIS ARTICLE IN ENGLISH SEE NEXT PAGE
Creative Concepts of Architecture Activities
Erysheva E., Moor V.
ELENA A. ERYSHEVA, Candidate of Architecture, Professor, e-mail: erel@rambler.ru; VALERIY K. MOOR, Candidate of Architecture, Professor, Head,
Department of Architecture and Urban Planning, School of Engineering, Far Eastern Federal University. 8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690950
Contemporary practice of reconstruction
and sustainable development of the seaside cities' cultural landscapes
Abstract: Implementation of development programs of the Russian cities implies the new management organization allowing to apply strategically focused techniques and methods for providing a sustainable development. In this regard, the challenges of a sustainable urban development are of particular importance at the present stage. Recently, a large number of researches for sustainable development of urban landscapes have been carried out, involving experts of the most different directions. The comparative analysis of case studies enables one to establish the most significant aspects of reconstruction of the cities' cultural space, to identify methods of regeneration of the city substance rich in material and immaterial cultural values as well as to define effective approaches for the integrated study of both spatial and valuable patterns of the urban environment evolution.
The challenges of sustainable development of cultural landscapes are considered in the article with regard to seaside cities, which have a special potential. The analysis and interpretation of the experience of the historical seaside cities' transformation, made by the authors of the article, allows revealing significant elements of the cultural landscape and the effective methods for regeneration and sustainable urban development. Key words: cultural landscape, sustainable development, reconstruction of the cities, implemented projects, improvement of the environment.
REFERENCES
1. Bronovitskaya A. Barselonskaya model. Proekt International, 2005;11:50-53. (in Russ.). [Bronovickaja A. Barselonskaja model' // Proekt International. 2005. № 11. S. 50-532].
2. Vedenin Yu.A., Kuleshova M.S. Cultural landscape as object of cultural and natural heritage. News of the Russian Academy of Sciences. Ser. geogr. 2001;1:7-14. (in Russ.). [Vedenin Ju.A., Kuleshova M.S. Kul'turnyj landshaft kak ob#ekt kul'turnogo i prirodnogo nasledija // Izvestija RAN. 2001. № 1. S. 7-14. (Ser. geogr.)].
3. Dey K. Places where the soul lives: Architecture and Environment as the therapeutic agent, translate from English V.L. Glazychev. M., Castle, 2000, 280 p. (in Russ.). [Dej K. Mesta, gde obitaet dusha: Arhitektura i sreda kak lechebnoe sredstvo / per. s angl. V.L. Glazycheva. M.: Lad'ja, 2000. 280 s.].
4. Convention "About Protection of the World Cultural and Natural Heritage". Paris, UNESCO, 1972.
URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf - 06.10.2015 (in Russ.). [Konvencija "Ob ohrane vsemirnogo kul'turnogo i prirodnogo nasledija". Parizh, JuNESKO, 1972. URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (data obrashhenija: 05.06.2015)].
5. Lavrenova O.A. Spaces and meanings: Semantics of a cultural landscape. M., Institute of Heritage, 2010, 330 p. (in Russ.). [Lavrenova O.A. Prostranstva i smysly: Semantika kul'turnogo landshafta. M.: Institut nasledija, 2010. 330 s.].
6. The recommendation of historical city landscapes accepted by General conference at its 36th session. Paris, on November 10, 2011. Paris, UNESCO, 2011.
URL: http://historicurbanlandscape.com/themes/196/userfiles/download/2014/3/3/vfkwyswjpfyy6mr.pdf -06.10.2015 (in Russ.). [Rekomendacija ob istoricheskih gorodskih landshaftah, prinjataja General'noj konferenciej [UNESCO] na ee 36-j sessii. Parizh, 10 nojabrja 2011 g. Paris, UNESCO, 2011. URL: http://historicurban-landscape.com/themes/196/userfiles/download/2014/3/3/vfkwyswjpfyy6mr.pdf (data obrashhenija: 06.10.2015)].
7. Fortuna R., De, Palma M., Di. Historic Urban Landscape Approach and Port Cities Regeneration: Naples between Identity and Outlook. URL: http://pakacademicsearch.eom/journals/740/5/10/55502 (дата обращения: 15.11.2015). [77] www.dvfu.ru/en/vestnikis
8. Girard L.F. Toward a Smart Sustainable Development of Port Cities/Areas: The Role of the "Historic Urban Landscape" Approach. Sustainability 2013;5(10):4329-4348. doi:10.3390/su5104329.
9. Moor V., Erysheva E. Development and Diversification of Urban and Architectural Space Structures in Vladivostok. Urbanism and Architecture. 2005;14:30-36.
10.Port Cities: Dynamic Landscapes and Global Networks, ed. C. Hein. London, New York, Routledge, 2011.
11.The Competitiveness of Global Port-Cities: Synthesis Report, ed. O. Merk. OECD.
URL: http://www.oecd.org/gov/regional-policy/Competitiveness-of-Global-Port-Cities-Synthesis-Report.pdf .