and parks in Japan, the impact of main religions on the creation of the Japanese garden and the value of the constituent elements of the Japanese garden: stone, water and plants.
Key words: Japanese gardens, the philosophical concept, zen Buddhism, sintoizm, unification with the nature, symbolism, khironiva, tsukiyama, kare-sansui, kami
REFERENCES
1. Kaptereva T.P., Vinogradova N.A. Iskusstvo srednevekovogo Vostoka (The Art of the medieval East). Moscow, 1989. 240 p.
2. Koh Vil'frid. Jenciklopedija arhitekturnyh stilej (Encyclopedia of architectural styles). Moscow, 2005. 528 p.
3. Meshherjakov A.N. Japonskij sad (Japanese garden)// Parki. Sady. Moscow: «Avanta pljus». 2004. pp. 112-122.
4. Meshherjakov A.N., Grachev M.V. Istorija drevnej Japonii (History of ancient Japan). (2-oe izdanie). SPb.: «Giperion». 2003. 553 p.
5. Noboru Kavadzoje. Japonskaja arhitektura (Japanese architecture). Moscow, 1990.
281 p.
6. Locher, Mira Zen gardens. Tuttle Publishing, Tokyo. 2012. 224 p.
7. Young, David; Young, Michiko The Art of the Japanese Garden. Tuttle Publishing, Tokyo. 2011. 141 p.
8. Nitschke, Gunter Japanese gardens. Taschen. 2003. 240 p.
УДК 721.01 © Е.А. Ерышева, В.К. Моор. 2014
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ПРИМОРСКОГО ГОРОДА
В исследовании рассматривается взаимозависимость городской морфологии и акватории с точки зрения устойчивости культурного ландшафта. Вода — основной предмет многих исследований, и пространственный феномен воды рассматривается как важный генератор формирования, устойчивости и преобразования различных типов городов. Факторы воды представлены от элементарных аспектов типологии планировочной структуры города до критериев, порождающих значимые отношения между городским ландшафтом и водой.
Ключевые слова: городская морфология, водный феномен, устойчивость культурного ландшафта.
Нет ни одного поселения на Земле без какого-либо физического присутствия воды. Это подразумевает, что вода является решающим фактором в выборе пространственного расположения определенного поселения, более точно, его местоположения -
места расположения как неподвижного («устойчивого») формирования. Местоположение и пространственно-временное преобразование поселений зависит от водного присутствия. Помимо влияния на планировочную структуру, вода является физической составляющей формы города, определяя визуальный характер и эстетические качества специфической «ландшафтной матрицы приморского города». Для городов, расположенных у акваторий, традиционные модели городского планирования должны быть дополнены научно-теоретическими и практическими рекомендациями с учетом влияния факторов и эффектов воды на преобразование городского культурного ландшафта. Об этом свидетельствует большое количество зарубежных публикаций в данном направлении, особенно за последний период [1-3]. В отечественной архитектуре данная проблематика также является актуальной, поскольку в этой области имеется целый ряд нерешенных проблем [4-7].
Морфология городского пространства. Форма города непосредственно зависит от морфологии естественного ландшафта, уровня цивилизации и городской культуры, определенного этноса, социально-исторического контекста, идеологии, традиций, экономической мощи общества, способов организации городских поселений, уровня развития техники и использования современных технологий развития транспортной сети и т.д. Форма города имеет свою индивидуальность как уникальное и подлинное морфологическое формирование, со своей структурной композицией и эстетической спецификой, а также функциональной уникальностью. Геометрическая форма города может быть постоянной в пределах определенного периода, тогда как социальная деятельность - это исторически изменчивое явление, которое вызывает преобразования. Поэтому непрерывность формы города и его генезис непосредственно зависят от качественного преобразования образа поведения людей в пределах определенного периода времени.
Влияние акватории на формирование культурного ландшафта города. Города, расположенные у морских или крупных озерных акваторий, особенно в условиях выраженного рельефа местности, характеризуются спецификой пространственной организации и своеобразным архитектурным обликом. Со-
вершенствование культурного ландшафта морских городов невозможно без понимания основных принципов их формирования.
Многообразие исходных условий, определяющих культурный ландшафт города, можно сгруппировать на три основные группы: природно-географические, общественно-исторические и материально-технологические. Рассмотрим первую группу факторов, которую составляют природно-географические условия. Сюда входят особенности строения и формы естественного ландшафта, характер растительности, климатические и другие факторы, активно влияющие на пространственную организацию и архитектурно-композиционные качества города. В условиях приморского города действие этих факторов весьма специфично, и проявляется, так или иначе, на всех масштабно-пространственных уровнях.
Применительно к городу в целом, а также к его планировочным районам большое значение имеют такие параметры прибрежной территории, как характер и форма береговой линии (ее геометрия, степень изрезанности, ориентация по странам света), строение и форма природного ландшафта (уклоны рельефа, степень расчлененности, ориентация по странам света). Характерные приемы пространственной организации приморского города в значительной мере формируются в зависимости от композиционного воздействия (и взаимодействия) этих двух факторов: береговой линии и пространственно-пластической структуры рельефа.
Общая конфигурация прибрежной территории, занимаемой городом, а также ее положение относительно акватории позволяет дифференцировать все многообразие приморских городов на следующие типы:
1) города, расположенные полосой вдоль относительно прямой линии границы суши и моря (Одесса, Петропавловск-Камчатский, Ницца, Ливерпуль, Барселона, Лос-Анджелес, Салоники и др.);
2) города, занимающие территорию, образующую кривую, приближающуюся к полукругу (Баку, Ялта, Генуя, Неаполь, Алжир, Кейптаун и др.);
3) города, расположенные на берегах далеко вдающихся в материк бухт (Севастополь, Новороссийск, Мурманск, Амстердам, Гетеборг, Киль и др.);
4) города, расположенные на полуостровах (Красноводск, Хельсинки, Сан-Франциско, Сплит, Аден и др.);
5) города, частично или полностью расположенные на островах (Венеция, Копенгаген, Стокгольм и др.).
Кроме того, существует ряд городов, в которых сочетаются различные типы конфигурации береговой линии (Владивосток -3,4; Таганрог - 1,4; Рио-де-Жанейро - 3,4; Марсель — 1,3; Нью-Йорк - 1,5; Бостон - 4,5; Гавана - 1,3,4 и др.).
Пространственно-пластические качества рельефа. Вышеприведенную классификацию приморских городов необходимо дополнить с учетом пространственно-пластических качеств рельефа местности. В основе методики - три основные группы характеристик ландшафта: структурно-морфологические, композиционные и художественно-образные.
Структурно-морфологические характеристики рельефа включают в себя следующие параметры: направленность и протяженность водоразделов и тальвегов, пространственную форму и размеры составляющих элементов рельефа, уклоны и экспозиции склонов. Совокупность этих характеристик находит свое отражение в таких понятиях, как объемный и пространственный модуль ландшафта. Под объемным модулем ландшафта понимается размерность визуально различимых составляющих форм рельефа, а под пространственным модулем - размеры микропространств ландшафта, образуемые формами рельефа (характерно для сложнорасчлененного рельефа). Разумеется, что понятия объемный и пространственный модуль ландшафта условны, поскольку границы их относительны. Однако введение этих понятий необходимо для анализа их масштабной взаимосвязи с архитектурными формами и пространством (рис. 1).
Композиционные характеристики природного ландшафта включают в себя: основные композиционно-пространственные оси рельефа, характерные точки и направления восприятия (включая панорамное), границы «визуальных бассейнов», ритмическую структуру, основные акценты и доминанты и т.д. (рис. 2).
Что касается художественно-образных характеристик природного ландшафта, то они в значительной мере определяются характером земной поверхности и растительности, и, в первую очередь, рельефом местности. В.Р. Крогиус в своей книге «Город
Рис. 1. Соответствие объемно-пространственного модуля застройки и ландшафта
и рельеф» [4] дает достаточно подробную классификацию форм рельефа местности и основных рельефных ситуаций. Для целей последующего анализа можно обобщить предложенные им типы, вычленив три наиболее различающиеся рельефные ситуации:
— город расположен на относительно плоском или слабо выраженном рельефе;
— город расположен на средне и сильно выраженном, но не-расчлененном рельефе;
— город расположен на средне и сильно выраженном рельефе, имеющем большую степень горизонтальной и вертикальной расчлененности.
Пространствоорганизующие качества этих типов ландшафтов различны. Для первой рельефной ситуации важнейшим композиционным элементом является береговая линия. Характер ее изрезанности определяет пространственную структуру и композиционное построение городского ландшафта, особенно той части, которая непосредственно выходит к морю. Морская панорама города в данном случае одноярусна, силуэт города определяется силуэтом застройки. Особенно сильно влияние береговой линии в городах, расположенных на берегу глубоко вдающихся бухт и заливов, а также при их расположении не полуостровах и островах. По мере удаления от моря влияние береговой линии на структуру и композицию города ослабевает.
Рис. 2. Соответствие пространственной структуры ландшафта и застройки
Характер акватории, очертание берега может определять форму, размеры и расположение высотных доминант по отношению к берегу: их располагают обычно в ключевых узлах, на характерных выступах или изгибах берега, что позволяет им занимать наиболее выразительные позиции в пространственной композиции панорамы. Своеобразная геометрия береговой линии, степень и характер ее изрезанности определяет специфические части панорамы с фиксированным положением доминант, которые находятся в определенной зависимости между собой, образуя пространственный рисунок панорамы, запоминающийся архитектурный образ города. Например, в Венеции благодаря своеобразию лагуны доминирующие акценты города - башня Сан-Марко, церкви Сан-Джорджо Маджоре и Санта-Мария делла Салуте образуют пространственный треугольник, неизменяемый «каркас» панорамы при изменении точек восприятия города.
Активно выраженный рельеф (вторая рельефная ситуация) является существенным архитектурным компонентом объемно-пространственной структуры города и наряду с береговой линией выступает в качестве важнейшей композиционной предпосылки формирования своеобразия пространственной структуры и художественного облика приморского города. Пространственное
строение сложного, активного рельефа может быть выражено системой осей, границ, центров и т.д., создающих своеобразные «силовые поля», пронизывающие территорию и обусловливающие в определенной степени композиционно-пространственную структуру города. В свою очередь, характер береговой линии оказывает аналогичное воздействие на пространственную организацию города. Причем в условиях сложного рельефа значение береговой полосы возрастает, оно захватывает не только ближайший к акватории фронт застройки, но распространяется благодаря визуальной взаимосвязи значительно дальше. Соотнесение этих факторов, территориальное совмещение их «простран-ствоорганизующих сил» является предпосылкой органичности естественного и искусственного ландшафта, а также неповторимости архитектурного облика города.
При ярко выраженном рельефе создаются условия широкого обозрения городских образований как со стороны моря, так и (в случае западания и изрезанности береговой линии) изнутри городского пространства. В этой ситуации город воспринимается много-уровнево, и его силуэт определяется наложением силуэта застройки на силуэт естественного ландшафта. Архитектурные доминанты выполняют роль ориентиров значительно большего радиуса действия, чем в равнинных условиях, и зачастую представляют в совокупности целостную систему пространственной ориентации города.
Панорама такого города многоярусна и многопланова и достаточно динамична при восприятии в движении. Береговая линия образует четко выявленную границу города, формирующую первый план панорамы, предопределяет направленность развития городской композиции. Можно выделить определенные пространственные «слои» города, различающиеся уровнем связи с морем (непосредственная связь, визуальная связь), играющие различную роль в формировании панорамы. Особенно остро и эмоционально это происходит при подходе к городу с моря, когда передний план, «наплывая в кадр», постоянно меняет панорамные картины.
Третья рельефная ситуация - активно выраженный и слож-норасчлененный рельеф - во многом сохраняет охарактеризованные выше пространствоорганизующие качества. Вместе с тем здесь появляется и ряд новых качеств и композиционных особенностей. Сложнорасчлененный рельеф, как, например, холмистая
местность со значительными перепадами высот, характеризуется полицентричностью «силового поля», сложным наложением композиционных формообразующих сил. Кроме того, в этой ситуации мы сталкиваемся со склонами различной ориентации по странам света, а также по отношению к морю, и в каждом таком случае действуют свои закономерности и приемы формирования городской застройки. Сложнорасчлененный рельеф характеризуется большим числом визуальных ракурсов и взаимосвязей между структурными элементами города. Многообразие видовых кадров, подчас неожиданных и остросюжетных, делает восприятие динамичным и эмоционально насыщенным (рис. 3).
Пространственно-визуальные связи с морем. Большое значение в формировании художественного облика приморского города имеют его пространственно-визуальные связи с морем. В том случае, когда город расположен на равнинной местности, эти визуальные связи обеспечиваются специфической ориентацией улиц и городских пространств таким образом, что образуются своеобразные визуальные «коридоры». Как правило, планировочная структура здесь складывается из улиц, повторяющих береговую линию, и улиц, перпендикулярных береговой линии (либо идущих к ней под углом). По мере удаления от моря эта закономерность ослабевает, так как ослабевает визуальная взаимосвязь с морем.
Рис. 3. Природная и урбанистическая основа своеобразия Владивостока
Если же город располагается на рельефе, имеющем слабо выраженный уклон в сторону моря, то значение улиц, обеспечивающих визуальные «коридоры», продолжает оставаться значительным даже при достаточном удалении от береговой полосы. Другими словами, увеличивается зона композиционного и художественно-образного воздействия моря на город.
По мере дальнейшего увеличения уклона наступает момент, когда значение улиц - «коридоров» в обеспечении визуальной взаимосвязи с морем резко падает. Действительно, при больших уклонах возникает возможность восприятия моря в промежутках между домами, а при их достаточном отступе и поверх крыш. К тому же при больших уклонах становятся невозможными «улицы-коридоры» поперек рельефа. Что же касается улиц, идущих параллельно береговой линии и вдоль рельефа, то для обеспечения их визуальной взаимосвязи с морем необходимы специальные меры - разрывы в застройке, подъем зданий на опоры и другие приемы. Все это касается той стороны улицы, которая расположена ближе к морю.
Разумеется, что формирование планировочной структуры города происходит под воздействием целого ряда факторов, и в реальной действительности возникают ситуации, когда возможность и необходимость визуальной взаимосвязи с морем «перечеркивается» другими обстоятельствами (например, ориентацией склона по странам света, неблагоприятным воздействием преобладающих ветров и т.д.). Однако практика показывает, что визуальная взаимосвязь с морем является одним из важнейших условий формирования приморского города, его художественного облика, и поэтому даже при наличии неблагоприятных факторов находятся средства, приемы и формы разрешения данного противоречия в направлении сохранения такой взаимосвязи (рис. 4).
Рассмотренные выше примеры характеризуют наиболее простые формы взаимоотношения природного ландшафта прибрежной зоны и планировочной структуры приморского города. В действительности возникают, как правило, более сложные ситуации, как это, например, имеет место в дальневосточных приморских городах. Во-первых, природный ландшафт здесь представляет собой сложнорасчлененную, холмистую местность, различные участки этой территории имеют разные уклоны, разную ориентацию
Рис. 4. Визуальное раскрытие и активная ориентация застройки по отношению к акватории
по странам света и по-разному соотносятся с морем. Следовательно, пространственно-визуальные связи города и моря носят здесь более сложный характер. К тому же необходимо иметь в виду, что при наличии глубоко впадающих бухт, на берегах которых располагается город, мы получаем не двухчленный визуальный ряд: «город - море», а трехчленный: «город - море - город». В этом случае облик города предстает одновременно в двух визуально-пространственных качествах: «экстерьерном» и «интерьерном». Невозможность непосредственного выхода к акватории и отсутствие путей вдоль берега способствует нарушению целостной картины, сокращает многообразие точек и ракурсов восприятия города и, в конечном счете, отрицательно сказывается на художественном образе приморского города.
Рассмотренный выше материал показал влияние геоморфологических характеристик природного ландшафта на формирование культурного ландшафта приморского города. Перечисленные выше исходные условия и факторы в совокупности определяют морфологию приморского города на рельефе. Однако механизм воздействия формообразующих факторов достаточно сложен и противоречив, поскольку выделенные факторы зачастую предъ-
являют противоположные требования к структуре города. К тому же не существует универсального ответа на предложенные обстоятельства; каждая эпоха, каждая культура, наконец, каждый архитектор по-своему осмысляет и интерпретирует формообразующие факторы. Кроме того, в развитии города многое определялось внеархитектурными соображениями. В результате морфология культурного ландшафта исторического города формируется зачастую вопреки объективной логике, вопреки природно-географическим условиям, в частности, факторам рельефа, акватории и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Water in Cities [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0019/001909/190900e.pdf
2. Peter Davey. Water — use of water in architecture [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://findarticles.com/p/articles/mi_m3575/is_1222_204/ ai_54036012/?tag=content;col 1.
3. Линч К. Образ города. — М.: Стройиздат, 1982. — 328 с.
4. Крогиус В.Р. Город и рельеф. — М.: Стройиздат, 1979. — 124 с.
5. Вергунов А.П. и др. Ландшафтное проектирование: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 240 с.
6. Моор В.К., Ерышева Е.А. Формирование архитектурно-художественного облика приморских городов: Учеб. пособие - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997. - 88 с.
7. Гуськова Е.В. Градостроительный потенциал береговых пространств / Е.В. Гуськова // Urban Design and Ecology: International perspectives / Городской дизайн и экология: международные перспективы. Материалы международной конференции. Изд-во Политехн. ун-та. — СПб., 2008. - С.15-16.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Ерышева Елена Андреевна — кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ, Советник РААСН, член Союза архитекторов РФ, [email protected],
Моор Валерий Климентьевич — кандидат архитектуры, профессор, зав. кафедрой Архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ, член-корр. РААСН, заслуженный архитектор РФ, [email protected].
UDC 721.01
MORPHOLOGY OF THE CULTURAL LANDSCAPE OF THE SEASIDE CITY
EryshevaElena Andreevna, Ph.D., Professor of Department of Architecture and Town Planning of the FEFU, School of Engineering, Advisor of Rus. Acad. Arch. & Construction, Member of Union of Architect of the Russian Federation, e-mail: [email protected], Russia.
Moor Valeriy Klimentyevich, Ph. D., Professor, Chair of Department of Architecture and Town Planning of the FEFU, School of Engineering, Correspondent member of Rus. Acad. Arch. & Construction, Honored Architect of the Russian Federation, e-mail: [email protected], Russia.
Interdependence of city morphology and the water area from the point of view of a cultural landscape sustainability is considered in research. Water is the main subject of many researches, and a spatial phenomenon of water is considered as the important generator of formation, sustainability and transformation of various types of the cities. Factors of water are presented from elementary aspects of planning structure typology of the city to the criteria generating the significant relations between a city landscape and water.
Key words: city morphology, water phenomenon, sustainability of a cultural landscape.
REFERENCES
1. Water in Cities [Jelektronnyj resurs]: Rezhim dostupa: http://unesdoc.unesco.org/ im-ages/0019/001909/190900e.pdf.
2. Peter Davey. Water - use of water in architecture [Jelektronnyj resurs]: Rezhim dostupa: http://findarticles.eom/p/articles/mi_m3575/is_1222_204/ ai_54036012/?tag=content;col1.
3. Linch K. Obrazgoroda (The image of the city). Moscow: Strojizdat, 1982. 328 p.
4. Krogius V.R. Gorod i rel'ef (City and relief). Moscow: Strojizdat, 1979. 124 p.
5. Vergunov A.P. i dr. Landshaftnoe proektirovanie (Landscape design): Ucheb. posobie. Moscow: Vysshaja shkola, 1991. 240 p.
6. Moor V.K., Erysheva E.A. Formirovanie arhitekturno-hudozhestvennogo oblika pri-morskih gorodov (The formation of the architectural image of seaside towns): Ucheb. Posobie. Vladivostok: Izd-vo DVGTU, 1997. 88 p.
7. Gus'kova E.V. Gradostroitel'nyj potencial beregovyh prostranstv (Urban potential of coastal areas) / E.V. Gus'kova // Urban Design and Ecology: International perspectives / Gorodskoj dizajn i jekologija: mezhdunarodnye perspektivy. Materialy mezhdunarodnoj konfer-encii. Izd-vo Politehn. un-ta. SPb, 2008. pp.15-16.