Научная статья на тему 'Устойчивое развитие организации на основе методологии TQM'

Устойчивое развитие организации на основе методологии TQM Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СТАНДАРТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОВЕРШЕНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салимова Т. А.

В статье рассмотрена эволюция концепции всеобщего управления качеством, обоснованы предпосылки ее интеграции с концепцией устойчивого развития на организационном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие организации на основе методологии TQM»

2. Управлшня яшстю: навч. noci6HHK для студ. вищ. навч. закл. / В.Б. За-хож1й, Н.Г. Салухша, О.М. Язвiнська, А.Ю. Чорний; за наук. ред. В.Б. Захожая. - К.: ДП «Вид. дам «Персонал», 2011. - 936 с.

3. Утюна Ю.М. Управлшня яюстю та конкурентоспроможтсть продук-цп шдприемства / Ю.М. Утк1на // Вюник економ^ транспорту i промисло-востг - 2011. - № 35. - С. 182-186.

4. Чорненька Н.В. Органiзацiя туристично! iндустрii: навч. поабник / Н.В. Чорненька. - К.: Апка, 2006. - 264 с.

5. Augustyn M. Service quality and tourism / M. Augustyn, K.S. Ho // Journal of Travel Research. - 1998. - Vol. 37. - P. 71-75.

6. Blanke J. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2007: Furthering the Process of Economic Development / J. Blanke, T. Chiesa // The Travel & Tourism Competitiveness Report 2007: World Economic Forum, Geneva. - 2007. -P. 27-38.

7. Bryson J. National Travel & Tourism Strategy [Электронный ресурс] / J. Bryson, K. Salazar // Task Force on Travel & Competitiveness. - 2012. - Режим доступа: tinet.ita.doc.gov/pdf/national-travel-and-tourism-strategy.pdf.

8. Travel & Tourism Competitiveness Index 2013. TTCI data platform -TIBCO Sport Web Player. World Economic Forum [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness/TCI13.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ TQM

© Салимова Т.А.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

В статье рассмотрена эволюция концепции всеобщего управления качеством, обоснованы предпосылки ее интеграции с концепцией устойчивого развития на организационном уровне.

Ключевые слова устойчивое развитие, всеобщее управление качеством, стандарты, организационное совершенство.

Термин «устойчивое развитие» был определен еще в конце 1980-х годов как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не подрывая способности будущих поколений удовлетворять свои потребности [7]. Несмотря на десятилетия, прошедшие с этого момента, устойчивое развитие во многом остается популярной концепцией, но не ежедневной практикой.

Современный мир сталкивается с вызовами во всех трех измерениях устойчивого развития - экономическом, экологическом, социальном. Более

* Декан Экономического факультета, заведующий кафедрой Управления качеством, доктор экономических наук, профессор.

1 миллиарда людей на планете все еще живут в условиях крайней нищеты, растет неравенство доходов населения различных стран мирового сообщества. В то же время традиционные модели производства и потребления приводят к огромным экономическим, социальным и экологическим издержкам. По оценкам ООН глобализация всех основных сфер деятельности, сохраняющееся неравенство, демографические различия, деградация окружающей среды выступают в качестве мегатрендов развития человечества в двадцать первом веке [8]. При этом уже к 2040 году население мира увеличится с 7 до 9 млрд. человек, а численность потребителей среднего класса возрастет за последующие 20 лет на 3 миллиарда человек, спрос на ресурсы будет повышаться в геометрической прогрессии. Кроме того, к 2030 году потребность населения мира в продовольствии увеличится не менее чем на 50 %, в энергии - на 45 %, а в водных ресурсах - на 30 %. Все это будет происходить в условиях значительных ограничений природных ресурсов [2].

В таких условиях традиционные подходы к управлению уже не дают ожидаемого результата, требуется их кардинальное переосмысление и трансформация исходя из принципов и целей устойчивого развития не только на глобальном, национальном или региональном уровнях, но и в каждой конкретной организации. В связи с этим понятия всеобщего управления качеством (TQM), организационного совершенства прочно входят в теорию и практику современного менеджмента в контексте устойчивого развития.

Total Quality Management (TQM) как концепция всеобщего управления качеством фактически сформировалась к концу двадцатого столетия, хотя истоки ее возникновения относятся еще к 1980-м годам. Одной из первых публикаций в данной области стала книга Й.Й. Далгаарда и О. Скьюма «Качество - будущее Дании». В ней было определено, что менеджмент качества -это обязанности менеджеров в сфере планирования и координации всеобщей деятельности в области качества [3].

Окланд Дж. определил TQM как качество во всех функциональных областях, подход к повышению эффективности и гибкости бизнеса в целом, с учетом внешней среды организации и ее заинтересованных сторон [6].

Канджи Г. назвал TQM второй индустриальной революцией и сформулировал ее содержание, используя следующую иерархию определений в зависимости от их целевой направленности:

1. качество - для постоянного удовлетворения требований клиентов;

2. всеобщее качество - для достижения качества с минимальными затратами;

3. всеобщее управление качеством - для достижения всеобщего качества через вовлечение всех сотрудников в ежедневные обязанности [6].

Дальнейшее развитие концепция TQM получила в международных стандартах ИСО серии 9000, в моделях международных и национальных конкурсов в области качества, моделях организационного совершенства.

Таблица 1

Развитие европейского подхода к управлению качеством на основе положений концепции TQM [4]

Этап Краткая характеристика

1980-1990 гг. - Новое понимание необходимости обучения в области управления качеством и реализации изменений в деятельности компаний. - Мотивация и обязательства к обучению методам и инструментам управления качеством. - Адаптация реализованных в японской практике подходов в области управления качеством. - Начало интернационализации подходов к управлению качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000.

1991-2000 гг. - Развитие концепции всеобщего управления качеством (TQM), моделей совершенных организаций. - Активное внедрение систем управления качеством на основе МС ИСО серии 9000. - Активизация научных и практических исследований в области управления качеством. - Совершенствование системы образования и обучения в области управления качеством. - Бенчмаркинг. - Зрелость в применении существующих подходов в области управления качеством.

2001-2010 гг. - Активизация в практическом применении моделей совершенных организаций, в том числе моделей национальных и международных конкурсов в области качества. - Переход к формированию интегрированных систем менеджмента. - Усиление роли экологической и социальной составляющих в повышении качества. - Активное применение инновационных методов и инструментов управления качеством.

2011 - наст. время - Формирование предпосылок интеграции положений менеджмента качества в концепцию устойчивого развития.

Современный этап теории и практики менеджмента качества во многом связан с интеграцией его положений с концепцией устойчивого развития. Особую роль в этом играют международные стандарты ИСО, содержащие требования и рекомендации для организаций по всем трем направлениям устойчивого развития. Деятельность в области экологической составляющей определена стандартами серии 14000 на экологический менеджмент, которые характеризуют обязательства по поддержке целей устойчивого развития. В экономическом направлении стандарты ИСО предлагают управленческие решения для большинства ключевых отраслей экономики, включая машиностроение, строительство, процессы производства продукции, транспорт, сельское хозяйство, информационные и коммуникационные технологии, водное хозяйство, сферу услуг и др. Особое место в структуре стандартов, направленных на обеспечение устойчивого развития организации, занимают стандарты ИСО серии 9000, стандарты риск-менеджмента, инфор-

мационной безопасности, охраны труда и безопасности в цепочке поставок, энгергоменеджмента. При всем различии названных стандартов все они отвечают целям устойчивого развития. В этом контексте стандарт ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности» является всеобъемлющем, так как рассматривает социальную ответственность каждой организации как ее вклад в достижение названных целей. По своему характеру данный стандарт является определенным развитием стандарта ИСО 9004:2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» в направлении интеграции положений TQM и устойчивого развития организации.

Особое развитие менеджмент качества получил в рамках моделей совершенных организаций и реализуемых на их основе международных и национальных конкурсов в области качества. Наиболее популярной из них в европейском сообществе является модель совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM).

Модель совершенства EFQM фактически представляет собой описание деятельности устойчиво развивающейся организации, базирующейся на 9 критериях, включающих две группы: «возможности» (лидерство, политика и стратегия, персонал, партнерство и ресурсы, процессы) и «результаты» (для потребителей, персонала, общества, ключевые бизнес-результаты). Критерии «возможности» охватывают реализуемые организацией подходы, а критерии «результаты» - достижения организации. При этом фактически каждый из критериев модели построен исходя из ее ориентации на достижение целей устойчивого развития.

Модель основана на фундаментальных концепциях совершенства, то есть базовых принципах, находящиеся в основе устойчивого развития организации и фактически развивающих принципы всеобщего управления качеством. К ним отнесены: увеличение ценности, создаваемой для потребителя; лидерство, основанное на стратегическом видении, воодушевлении и честности; развитие возможностей организации; использование творчества и инноваций; гибкий менеджмент; достижение успеха через способности персонала; поддержание выдающихся результатов и создание устойчивого будущего. Содержание последнего принципа фактически пронизывает все остальные и характеризует встраиваемое в культуру этическое мышление, ценности и высокие стандарты организационного поведения, которые позволяют стремиться к экономической, социальной и экологической устойчивости [1].

Резюмируя вышеизложенное определим TQM как науку и искусство организационного менеджмента, а также практическую деятельность, основанную на реализации ценностей, способствующих устойчивому развитию, стремлению быть социально ответственной, совершенной и успешной организацией. При этом организация, приверженная устойчивому развитию - это

организация, реализующая стратегию и тактику на основе понимания, предвидения, исследования и учета экономической, экологической и социальной составляющих своей деятельности. Такая организация рассматривает капитал как источник для достижения целей устойчивого развития, а не как саму цель своего существования. Устойчивость организации во многом определяется ее долгосрочной ориентацией на удовлетворение потребностей различных групп заинтересованных сторон не только в настоящем, но и в будущем.

Список литературы:

1. Модель совершенства EFQM [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.efqm.org.

2. Устойчивое развитие: долгосрочные стратегии бизнеса в обществе // Устойчивый бизнес. - 2012. - № 1. - С. 16-24.

3. Dahlgaard J.J., Skyum O. Quality - the future of Denmark. - Aarhus, Denmark: Centrum (in Danish), 1988; Kanji GK. Total quality management: The second industrial revolution // Total Quality Management. - 1990. - № 1 (1). -Р. 3-12.

4. Dahlgaard-Park S.M. The quality movement: Where are you going // Total Quality Man-agement. Special Issue: The Best of Europe. - 2011. - Vol. 23, № 5-6.

5. Kanji G.K. Total quality management: The second industrial revolution // Total Quality Management. - 1990. - № 1 (1). - Р. 3-12.

6. Oakland J.S. Total quality management. - Oxford: Heinemann Publishing Ltd., 1989.

7. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. - 1987.

8. World Economic and Social Survey 2013. Sustainable Development Challenges / Department of Economic and Social Affairs. - United Nations, 2013. -P. 216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.