Научная статья на тему 'Устойчивое развитие логистических систем: региональный аспект'

Устойчивое развитие логистических систем: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
856
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЕНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА / МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GREEN TECHNOLOGIES / GREEN LOGISTICS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT MODEL / ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Е.Ю.

В статье рассматривается необходимость перехода региональных транспортно-логистических комплексов к устойчивому развитию за счет интеграции и глобализации экономических процессов. В статье представлены основные конкурентные преимущества данной концепции, а также представлена модель стратегического управления устойчивостью экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article considers the need for transition of regional transport and logistics complexes to sustainable development due to the integration and globalization of economic processes. Article presents the main competitive advantages of this concept, as well as a model of strategic management of sustainability of region's economic development.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие логистических систем: региональный аспект»

Е. Ю. Андреева

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье рассматривается необходимость перехода региональных транспортно-логистических комплексов к устойчивому развитию за счет интеграции и глобализации экономических процессов. В статье представлены основные конкурентные преимущества данной концепции, а также представлена модель стратегического управления устойчивостью экономического развития региона.

Ключевые слова

Устойчивое развитие, зеленые технологии, зеленая логистика, модель устойчивого развития, экономическое развитие региона.

E. Yu. Andreeva

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF LOGISTIC SYSTEMS: REGIONAL ASPECT

Annotation

Article considers the need for transition of regional transport and logistics complexes to sustainable development due to the integration and globalization of economic processes. Article presents the main competitive advantages of this concept, as well as a model of strategic management of sustainability of region's economic development.

Keywords

Sustainable development, green technologies, green logistics, sustainable development model, economic development of the region.

Логистика как наука, с практической и теоретической точек зрения, является одним из перспективных направлений регионального экономического развития. Стабильное и интегрированное развитие всех отраслей хозяйствования и инфраструктурные особенности обеспечивают эффективное и устойчивое развитие экономики, являясь тем самым одним из стимулирующих факторов экономического роста.

В условиях рыночных преобразований для формирования конкурентной логистической системы на региональном рынке необходимо разработать эффективный механизм, позволяющий не только повысить уровень обслуживания и функционирования логистической системы, но также и интегрировать в единую структурообразующую систему все потоки и операции, выполняемые на соответствующем уровне. Сформированные логистические

системы направлены на объединение всех участников логистического процесса, а также координацию и контроль над управлением материальными, информационными, сервисными и финансовыми потоками, способствующими синхронности и результативности выполняемых операций.

На региональном рынке любая логистическая система функционирует в условиях неопределенности, поскольку любые изменения на макроуровне оказывают непосредственное влияние на микросреду предприятия и воздействуют на ее устойчивое равновесие. Данные обстоятельства способствовали появлению новой и современной концепции «устойчивого развития логистических систем». Основополагающая роль данной системы заключается в удовлетворении соответствующего спроса на оказываемые логистические услуги в регионе.

Рисунок 1 — Блок-схема анализа привлекательности регионов [6, с. 38]

Изменения внешней среды, влияющие на нормальное функционирование логистической системы, могут быть направлены как на улучшение ее функционирования, так и привести к спадам. С целью выявления возможных негативных процессов, необходимо проводить анализ текущего социально-экономического развития региона и его инвестиционной привлекательности.

«На первом этапе проводится анализ социально-экономического развития региона: описание природных ресурсов, состояния окружающей среды, достигнутого экономического развития по отраслям, межрегиональных и внешнеэкономических связей региона, экспортных производственных отраслей, финансового положения территории, источников дохода бюджета, направлений расходования финансовых ресурсов региона, уровня демографической ситуации, рынка и объема занятости, степени открытости экономики.

На втором этапе определяется структура хозяйства региона, диспропорции в экономике, выявляются логистические отрасли, потенциал их развития, дефицит финансовых, человеческих ресурсов для достижения данного потенциала.

Третий этап характеризуется привлечением инвестиций, дополнительных источников финансирования, включая средства государственного бюджета и частного капитала под приоритетные направления логистики: выбор формы сотрудничества, создание структуры управления сотрудничеством.

Расчет обоснованного показателя эффективности логистического развития на четвертом этапе направлен на достижение таких целей как увеличение рабочих мест, уровня заработной платы, снижение логистических расходов в структуре затрат производственных отраслей и дотационно-сти региона» [1, с. 96-98].

Устойчивость является основным элементом успешного функционирования любой логистической системы, направленной на нормальное функционирование в рамках изменяющихся внешних и внутренних условий регионального развития. Концептуальная схема стратегического управления устойчивостью, в которой отражены основные этапы управления и их взаимосвязь, приведена на рисунке 2. Следовательно, рассматривая рисунок 2 (модель стратегического управления устойчивостью экономического развития региона), а также исходя из содержания концепции устойчивого развития, следует, что она представляет собой комплекс мероприятий по снижению экологического воздействия на окружающую среду региона за счет использования энергетических и ресурсных потоков, а также в результате обеспечения и разработки эффективного инновационного производственного и обрабатываемого производства.

Данная концепция и особенности ее использования направлены на организацию и реализацию следующих направлений хозяйственной деятельности:

• сокращение убытков, вызванных неэффективным использованием ресурсов в рамках производственного процесса;

• рациональное использование в процессе обработки энергетических ресурсов;

• оптимальное и эффективное использование материальных ресурсов;

• эффективное использование производственных, транспортных и складских мощностей;

• сокращение экологического воздействия на окружающую среду в процессе производства, складирования и транспортировки материальных ресурсов;

формирование и реализация инновационных методов организации производственного процесса.

Определение диапазона устойчивости параметров логистической системы

Мониторинг устойчивости логистической системы

Прогнозирование негативного влияния факторов внешней и внутренней среды на устойчивость ЛС

Выделение ключевых факторов обеспечения устойчивости ЛС

\ (

Разработка и нейтрализую ленческих в реализация )щих управ-оздействий

Разработка стратегии повышения устойчивости ЛС

Реализация мероприятий по повышению устойчивости ЛС

Определение сроков очередной диагностики устойчивости ЛС

Ликвидация ЛС

Рисунок 2 — Модель стратегического управления устойчивостью экономического развития региона [2]

«Система параметров устойчивого развития включает технологические, экономические, экологические, социальные и другие возможности и потребности системы взаимодействия окружающей среды и общества» [3, с. 58].

При разработке концепции экономического развития региона первостепенная задача отводится рассмотрению и формированию принципов устойчивого развития, что предопределяет разработку мероприятий по экологической безопасности. При рассмот-

рении инфраструктурного обеспечения транспортно-логистических комплексов вытекает то, что непосредственно именно данная система обладает наивысшим уровнем загрязнения окружающей среды. В связи с этим мероприятия по реализации концепции устойчивого развития в данной области являются наиболее актуальными.

Базовым и основным механизмом обеспечения устойчивого развития транс-портно-логистической инфраструктуры являются регуляторы. «С одной стороны,

регуляторы являются основой для фундаментальных экономических исследований, с другой стороны — они могут быть практически реализованы в эмпирических исследованиях по развитию инфраструктуры региона и быть частью организационно-экономического механизма программно-целевого управления развитием региона.

Регулятор устойчивого социально-экономического развития региона — это механизм развития инфраструктуры экономики региона, которые задают количественные требования к базовым элементам инфраструктуры при заданных параметрах стратегического развития экономики региона» [3, с. 278-279].

Регуляторы, выступающие в качестве основного механизма устойчивости экономического развития и обладающие количественными показателями, отражают максимальное и минимальное значения отклонений, характеризуя тем самым степень устойчивости.

«Наиболее существенным ограничением экономического развития региона является недостаточное развитие транспортной системы, тесно связанной со всеми отраслями экономики и социальной сферой. При оценке развитости транспортной сети необходимо учитывать соответствие инфраструктуры уровню экономического развития региона. Транспортно-логистические комплексы становятся центрами сосредоточения бизнеса и интеграции компаний-производителей продукции, перевозчиков, посредников, банковских структур, страховых компаний, индустрии сервиса и других направлений деятельности по обслуживанию транспортно-распределительного процесса» [3, с. 278-279].

«Ожидаемые социально-экономические результаты и технико-экономические показатели развития транспортного комплекса Ростовской области:

• обеспечение инновационного социально ориентированного развития транс-портно-логистического комплекса Ростовской области;

• транспортная доступность территории — возможность проезда к областному центру за время, не превышающее 8 часов;

• освоение энергоэффективных и экологичных транспортных технологий, новых поколений и видов магистрального, межгородского и внутригородского грузового и общественного пассажирского транспорта;

• создание региональной сети терминально-логистических комплексов;

• эффективное взаимодействие всех видов магистрального транспорта в крупных транспортных узлах на базе логистических центров и терминалов;

• приведение уровня качества, безопасности и экологичности перевозок, а также всех составляющих транспортного процесса к мировым стандартам в соответствии с требованиями экономики и населения» [7].

Ключевые факторы устойчивого развития транспортно-логистической инфраструктуры региона сводятся к:

• формированию структурообразующих объектов инфраструктуры в соответствии с экономической и социальной политикой развития региона в краткосрочной и долгосрочной перспективах;

• экологизации экономических и технологических процессов в рамках транс-портно-логистической инфраструктуры;

• разработке и использованию системы регуляторов устойчивого развития и предупреждению отклонений и рисков.

Однако основополагающим фактором реализации концепции устойчивого развития является оценка рисков. Важным аспектом в данном направлении является то, что риски связаны с выявлением внешних факторов регионального развития, а именно политических, экономических, экологических и социальных.

Реализация принципов устойчивого развития региона возможна за счет использования следующих показателей снижения рисков:

• сокращение экономического и политического воздействия;

• обеспечение экологической безопасности;

• сокращение экономических и экологических рисков.

Таким образом, в результате проведенного анализа следует, что при формировании концепции устойчивого развития транспортно-логистическая инфраструктура региона должна базироваться на следующих основных условиях: «совершенствование систем управления транспортными и логистическими потоками в регионе; оптимизация грузовых и транспортных процессов, издержек товародвижения; обеспечение качества транспортно-логисти-ческого обслуживания; получение синерге-тического эффекта за счет взаимодействия всех логистических звеньев и координации усилий субъектов транспортно-

логистической системы» [5, с. 74]. Выполнение данных условий не только будет способствовать эффективному управлению внутрипроизводственными логистическими процессами, но также позволит разработать ряд мероприятий, направленных на поддержание устойчивого развития региона.

Библиографический список

1. Андреева, Е. Ю. Интеграционное развитие терминально-складской инфраструктуры потребительского рынка региона (на примере Ростовской области) : дисс. к. э. н. — Ростов н/Д, 2015.

2. Белевцов, С. П. Управление устойчивым развитием логистической системы строительной организации [Электронный ресурс] // Инженерный Вестник Дона. — 2011. — № 4. — Режим доступа : http://www.ivdon.ru/ru/magazine/ archive/n4y2011/525.

3. Белов, Г. Л. Регуляторы устойчивого развития инфраструктурных и транс-портно-логистических систем [Электронный ресурс] // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. — 2015. — № 4 (29). — Т. 11. — С. 277-282.

4. Большаков, Б. Е., Шамаева, Е. Ф. Мониторинг и оценка инноваций: формализация задач в проектировании регионального устойчивого инновационного развития. — Германия : Palmarium Academic Publishing, 2012.

5. Костров, В. Н., Зюзин, В. Л. Концептуальные основы формирования регио-

нальных транспортно-логистических систем // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. — 2006. — № 18. — С. 102-110.

6. Павлова, Я. Эффективность региональной логистики // Логистика. — 2013. — № 3. — С. 38-41.

7. Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.donland.ru/Default.aspx? pageid=104661.

Bibliographic list

1. Andreeva, E. Yu. Integration development of terminal-warehouse infrastructure of consumer market of region (on example of Rostov region) : diss. of candidate of economic sciences. — Rostov-on-Don, 2015.

2. Belevtsov, S. P. Management of sustainable development of logistics system of construction organization [Electronic resource] // Engineering Bulletin of Don. — 2011. — № 4. — Mode of access : http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y 2011/525.

3. Belov, G. L. Regulators of sustainable development of infrastructure and transport and logistics systems [Electronic resource] // Sustainable Innovative Development: Design and Management. — 2015. — № 4 (29). — Vol. 11. — P. 277-282.

4. Bolshakov, B. E., Shamayeva, E. Ph. Monitoring and evaluation of innovations: formalization of tasks in design of regional sustainable innovation development. — Germany : Palmarium Academic Publishing, 2012.

5. Kostrov, V. N., Zyuzin, V. L. Conceptual foundations of the formation of regional transport and logistics systems // Bulletin of Volga State Academy of Water Transport. — 2006. — № 18. — P. 102-110.

6. Pavlova, Ya. Efficiency of regional logistics // Logistics. — 2013. — № 3. — P. 38-41.

7. Strategy for development of transport sector in Rostov region until 2030 [Electronic resource]. — Mode of access : http:// www.donland.ru/Default.aspx?pageid=104661.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.