Андреева Е.Ю.,
к.э.н., старший преподавател ь
кафедры «Коммерция и логистика»
РГЭУ (РИНХ)
E-mail: kafedra_kil@mail.ru
Пиливанова Е.Г.,
к.э.н., доцент кафедры «Коммерция и логистика» РГЭУ (РИНХ)
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье представлены основные драйверы зеленой логистики в условиях глобализации. Кроме того, авторами представлены основные формы воздействия на окружающую среду. Актуализируя содержание и роль зеленой логистики, авторы рассматривают зеленые технологии, которые могут быть использованы в цепи поставок. Более того, на основе представленной информации следует, что необходимость использования зеленой логистики должна быть не на отдельных стадиях хозяйственной деятельности, а в процессе всей логистической системы
Ключевые слова: зеленая логистика, зеленые технологии, экологистика, глобализация, устойчивое развитие.
Andreeva E.Y., Pilivanova E.G.
GREENING QUESTIONS OF LOGISTICS PROCESSES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
The article represents the modern drivers of green logistics in globalization conditions. Moreover, authors described the main forms of influences to the environment. Since the actualization of the content and role of green logistics, green technologies are represented by authors, which can be used in supply chain. Furthermore, according to the provided information, it follows that the need to use the green logistics shall be used not only in the separate steps of economic activity, but also during the entire logistics system.
Keywords: green logistics, green technologies, eco-logistics, globalization, sustainable development.
Современные тренды развития экономики и основных сфер хозяйственной деятельности в условиях глобализации способствуют появлению современных инструментов и технологий, регулирующих функционирование предприятий с использованием инновационных и экологически безопасных методов управления. Сегодня, учитывая текущую ситуацию, следует отметить, что зеленые технологии в России, в отличие от международных стран (таких как Германия, Италия, Китай, Япония и другие, которые активно используют в своем хозяйствовании экологические технологии), находятся на стадии раннего развития.
Экологические аспекты в настоящее время затрагивают все сферы хозяйственной деятельности как на региональном уровне, так и на международном. В настоящее время законодательством предусмотрена обширная база нормативных документов, основная роль которых сводится к минимизации воздействия на окружающую среду.
Согласно текущим направлениям перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, основополагающее воздействие оказывают угрозы экологического загрязнения окружающей среды. При этом основные направления, стимулирующие эффективное функционирование экономической безопасности, сводятся к разработке и переходу на приоритетные направления использования энергосберегающих ресурсов и энергосберегающих методов обработки материалов.
«Прогнозы ученых свидетельствуют, что к 2025 году мировой суммарный выброс двуокиси углерода от двигателей внутреннего сгорания может вырасти с 25 до 44%, что, в свою очередь, усилит действие парникового эффекта, приведет к таянию ледников и значительному повышению уровня Мирового океана, которое приведет к нарушению нормального функционирования экосистем. К 2030 году
ожидается рост температуры на планете на 1,5-4,5°С» [3].
Современное направление, регулирующее экологические аспекты хозяйственной деятельности, начало формироваться с 1980-х годов. Использование принципов зеленой логистики позволило ряду международных компаний увеличить использование контейнеров и упаковок с целью многоразового использования. Кроме того, были разработаны системы по управлению данными оборотными упаковками с последующей переработкой. Кроме вышеуказанных мероприятий, с 2012 года появился проект под названием Green Freight Europe, целью которого была разработка новых мероприятий по снижению вредных выбросов транспортными средствами, а также формирование новых механизмов по снижению экологического воздействия.
Акцентируя внимание на логистических процессах, включающих такие сферы,
как снабжение, складирование, транспортировка, распределение, первостепенным становится вопрос минимизации негативного воздействия на окружающую среду. При этом не только учитывается влияние транспорта на окружающую среду, разрабатываются мероприятия по сокращению токсичных выбросов в окружающую среду, но и анализируются мероприятия относительно использования энергосберегающего оборудования в складской деятельности, разрабатывается экологически обоснованная локализация логистических комплексов, обеспечивающих полный спектр услуг грузопереработки с использованием соответствующих норм и условий хранения.
Данная концепция позволяет свести в единую составляющую такие направления внешних воздействий в единую базу, способствующую обеспечению устойчивого развития (рис. 1).
Рисунок 1 - Факторы, оказывающие влияние на устойчивое развитие региона
Таким образом, исходя из представленных факторов, можно выделить основные принципы минимизации экологического воздействия на окружающую среду:
• организация производства готовой продукции с минимизацией затрат;
• сокращение отходов в процессе производства и реализации готовой продукции;
• повторное использование отходов и
тары;
• использование в производственном процессе более экологически чистого сырья и материалов.
Кроме того, вопросы экологизации в логистике невозможны без учета таких вопросов, как применение технологий, обеспечивающих «бережливое производство», использование энергосберегающих систем в производственном процессе, минимизация отходов в процессе производства, использование экологически безопасных упаковочных материалов, утилизация, а
также применение рециклинга в хозяйственной деятельности производственных предприятий.
На международном уровне уже разработан ряд политических инструментов, направленных на достижение результатов экологической безопасности. Наиболее широкое развитие получили такие направления, как традиционные методы регулирования, рыночные экономические регуляторы и инфраструктурные регуляторы (рис. 2).
Рисунок 2 - Международные политические инструменты экологической безопасности
В рамках данного направления в Российской Федерации представлены такие положения и законы, как: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 29 марта 2016 г. № 115 «Об организации в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации работ по реализации поэтапного графика создания в 2015-2017 годах справочников наилучших доступных технологий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 октября 2014 г. № 2178-р»; Проект Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года; Постановление № 344 от 12.06.2003 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Основываясь на региональных особенностях и политических регуляторах,
также целесообразно использовать показатели, в полной мере отражающие вопросы экологической безопасности. Мониторинг
показателей, на базе которых должен проводиться анализ, приведен на рисунке 3.
• Углеродная и энергетическая эффективность • Ресурсная эффективность: материалы, питательные вещества, вода • Многофакторная производительность
Экологическая и ресурсная эффективность экономики V у
• Возобновляемые запасы: вода, леса, рыбные ресурсы • Невозобновляемые запасы: полезные ископаемые • Биоразнообразие и экосистемы
г ^ База природных активов V у
Экономические и политические инструменты
Социальные аспекты
Экологические аспекты • Состояние окружающей среды и риски
качества жизни • Экосистемные услуга и экологические блага _V
■ Технологии и инновации
• Экологические товары и услуга
■ Международные финансовые потоки
• Цены и трансферты
■ Навыки и обучение
■ Нормативные акты и управленческие подходы
• Экономический рост и структура экономики
• Производительность и торговля
• Рынки труда, образование и доходы
• Социально-демографические тенденции
Рисунок 3 - Показатели, характеризующие экологическую составляющую [2]
Применение данных показателей в практической деятельности позволяет анализировать эффективность использования ресурсной базы, а также состояние экологической системы как на региональном уровне и на уровне страны, так и на международном уровне.
Более того, использование принципов зеленых технологий в логистических системах позволяет предприятиям оперировать следующими конкурентными преимуществами: улучшать бренд компании, удовлетворять требования конечного потребителя, основываясь на экологических аспектах, уменьшать логистические издержки, оптимизировать логистические потоки, расширять рынки сбыта, оптимизировать производственные процессы, сокращать затраты на производственный процесс.
Таким образом, использование данных драйверов зеленой логистики позволит получить ряд преимуществ, выражающихся в следующих основных положениях.
Во-первых, использование передовых технологий, способствующих снижению транспортировки продукции внутри цепи поставок.
Во-вторых, использование местных ресурсов и поставщиков, способствующих увеличению стоимости доставки товаров. Однако данный эффект будет содействовать развитию сбалансированных показателей за счет уменьшения выбросов углекислого газа в атмосферу, что, в свою очередь, приведет к снижению транспортных расходов.
В-третьих, использование передовых технологий транспортировки, которое также позволит снизить влияние на окружающую среду за счет разрабатываемых стратегий, учитывающих экологические факторы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Капустина Л.М. Зеленые технологии в логистической деятельности // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2016. -№ 2 (64). - С. 114-122.
2. Методология измерений и показатели зеленого роста ОЭСР. URL: https://www.oecd.org/environment/outreach/ Chapter1-OECD-Green-Growth-Indicators-2014-Russian.pdf
3. Оценка современной экологической ситуации в мире. URL: https://uchebnikionline.com/rps/regionalna_e konomika_-_maniv_zo/otsinka_suchasnoyi_ ekologichnoyi_situatsiyi_sviti.htm
4. Delivering tomorrow. Towards Sustainable Logistics. How Business Innovation and Green Demand Drive a Carbon-Efficient Industry
5. Green logistics : improving the environmental sustainability of logistics / [edited by] Alan McKinnon, Michael Browne, Anthony Whiteing. - 2nd ed. - URL: http : //bookree. org/reader? file=1122422&pg=5
6. Rituraj Saroha Green Logistics & its Significance in Modern Day Systems International Review of Applied Engineering Research. - Vol. 4. - № 1 (2014). - P. 89-92.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Kapustina L.M. Green technologies in logistics activities // News of Ural State
Economic University. - 2016. - № 2 (64). -P. 114-122.
2. Green Growth Indicators 2014. URL: https://www.oecd.org/environment/outreach/ Chapter1-OECD-Green-Growth-Indicators-2014-Russian.pdf
3. Assessment of the current environmental situation in the world. URL: https://uchebnikionline.com/rps/regionalna_e konomika_-_maniv_zo/otsinka_suchasnoyi_ ekologichnoyi_situatsiyi_sviti .htm
4. Delivering tomorrow. Towards Sustainable Logistics. How Business Innovation and Green Demand Drive a Carbon-Efficient Industry
5. Green logistics : improving the environmental sustainability of logistics / [edited by] Alan McKinnon, Michael Browne, Anthony Whiteing. - 2nd ed. - URL: http://bookree.org/reader?file=1122422&pg=5
6. Rituraj Saroha Green Logistics & its Significance in Modern Day Systems International Review of Applied Engineering Research. - Vol. 4. - № 1 (2014). - P. 89-92.