Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК СТРАТЕГИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК СТРАТЕГИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
768
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА / ЭФФЕКТИВНАЯ БИЗНЕС-СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вилли Ленси Вольф

Актуальность выбранной темы определяется потенциальными выгодами, которые приобретают компании в случае интеграции корпоративной социальной ответственности в структуру своих бизнес-процессов. Следование программам и принципам корпоративной социальной ответственности (КСО) формирует положительную репутацию, повышает лояльность клиентов, приводит к экономии затрат, стимулирует внедрение инноваций и привлекают новые таланты, а наличие ответственных и целеустремленных предпринимателей является определяющим условием для обеспечения устойчивого экономического развития. В рамках данной статьи рассматриваются понятие корпоративной социальной ответственности, история его зарождения и развития, а также понятие устойчивого развития, его составляющие и основная идея. Корпоративная социальная ответственность выступает как фактор устойчивого развития компаний, поэтому исследуется их тесная взаимосвязь и влияние одного на другого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A STRATEGY FOR CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

The relevance of the chosen topic is determined by the potential benefits that companies acquire by integrating corporate social responsibility into the structure of their business processes. Following programs and principles of corporate social responsibility (CSR) creates a positive reputation, increases customer loyalty, leads to cost savings, stimulates innovation and attracts new talent, and the presence of responsible and motivated entrepreneurs is a determining condition for ensuring sustainable economic development. Within the framework of this article, the concept of corporate social responsibility, the history of its origin and development, as well as the concept of sustainable development, its components and the main idea are considered. Corporate social responsibility acts as a factor in the sustainable development of companies, therefore, their close relationship and the influence of one on the other are investigated.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК СТРАТЕГИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Устойчивое развитие как стратегия корпоративной социальной ответственности

Вилли Ленси Вольф

аспирант кафедры экономики предпринимательства Санкт-Петербургского государственного экономического университета, willywolf_8@hotmail.com

Актуальность выбранной темы определяется потенциальными выгодами, которые приобретают компании в случае интеграции корпоративной социальной ответственности в структуру своих бизнес-процессов. Следование программам и принципам корпоративной социальной ответственности (КСО) формирует положительную репутацию, повышает лояльность клиентов, приводит к экономии затрат, стимулирует внедрение инноваций и привлекают новые таланты, а наличие ответственных и целеустремленных предпринимателей является определяющим условием для обеспечения устойчивого экономического развития.

В рамках данной статьи рассматриваются понятие корпоративной социальной ответственности, история его зарождения и развития, а также понятие устойчивого развития, его составляющие и основная идея. Корпоративная социальная ответственность выступает как фактор устойчивого развития компаний, поэтому исследуется их тесная взаимосвязь и влияние одного на другого.

Ключевые слова. устойчивое развитие компании, корпоративная социальная ответственность, благосостояние общества, эффективная бизнес-стратегия.

Введение

Актуальность выбранной темы определяется потенциальными выгодами, которые приобретают компании в случае интеграции корпоративной социальной ответственности в структуру своих бизнес-процессов. Следование программам и принципам КСО формирует положительную репутацию, повышает лояльность клиентов, приводит к экономии затрат, стимулирует внедрение инноваций и привлекают новые таланты, а наличие ответственных и целеустремленных предпринимателей является определяющим условием для обеспечения устойчивого экономического развития.

На уровне менеджмента компаний, руководства стран и общества в целом происходит активное понимание возможности влияния бизнеса на национальную повестку в области устойчивого развития и получения реальных результатов повышения благосостояния общества на пути создания инклюзивной экономики, включающей социально ориентированный подход, предпринимательский, инновационный, психологический подходы (учет особенностей личности).

В связи с этим цель нашего исследования - изучение влияния корпоративной социальной ответственность на переход к устойчивому развитию компаний.

Научная новизна исследования состоит в исследование взаимосвязи взаимовлияния корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития компании.

Авторская гипотеза нашего исследования состоит в том, что реализация концепции КСО в деятельности корпоративных компаний приводит их к устойчивому развитию.

Методы исследования - кабинетное исследование по вторичным источникам, системный подход, сравнительный анализ.

Первую известность корпоративная социальная ответственность (далее КСО) получила после публикации Говарда Р. Боуэна в 1953 года "Социальные обязанности предпринимателя", где автор отмечает необходимость включения ряда социальных вопросов в сферу ответственности бизнеса. Американский экономист считал, что бизнес - это институт, некоторый результат общественного развития, который служит обществу, следовательно, несет определенную ответственность перед ним. По мнению исследователя, поведение бизнесмена должно быть согласовано с целями и ценностями общества по средствам специального общественного договора, который остается основным источником легитимности бизнеса

Во второй половине 20 века производственные отношения и общественное устройство прошли новый этап научно-технической революции, после которой работники стали носителями и генераторами новый идей и инноваций [15]. Начал формироваться новый виток рыночных отношений, потребители теперь выбирает только

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

CM CM

о

CM

о ш m

и <

m

о

товары у социально-ответственных предпринимателей. Это послужило активному развитию профсоюзных организаций и общественных некоммерческих движений в развитых странах. Такая тенденция привела к пересмотру законодательства по вопросам трудовых отношения и экологического права, преимущественно это происходило в США и странах Европейского союза. Тогда же стали появляться первые специализированные учреждения по охране труда, защите прав человека и т.п [6].

К концу 70-х годов в США и Великобритании стали иначе подходить к вопросам взаимодействия с общественностью. Компания стали практиковать более комплексный и системный подход, искать более централизованные способы решения проблем и вопросов В результате образовалось целое направление в рамках управления бизнеса - корпоративная социальная ответственность, которая считается частью менеджмента или стратегического управления [20].

В 1977 г. был проведен опрос среди примерно 20% всех компаний, который показал, что около 90% из них имеют свой собственный кодекс этических норм. Исследование провели ученые и специалисты из штата Вирджиния. При этом практически половина документов были разработаны и приняты еще до 1967 г. Раньше всех этим стали заниматься фирмы по страхованию и в сфере услуг. Мелкие компании начали внедрение кодексов чуть позже и в целом их было меньше половины от общего числа респондентов.

Авторами и инициаторами кодексов выступали как правило представители аппарата управления, чаще всего это могли быть исполнительный директор и члены совета директоров. Сами правила и статьи кодексов обычно распространялись на работу менеджера, и только одна четвёртая из них касались работы служащих. К началу 80х годов были ведены особые правила, служащим запрещалось вступать в конфликты по интересам, принимать какие-либо подарком и брать взятки [12].

В России основы социально ответственного бизнеса появились в начале 18 века. Коммерций-коллегия создала правила по ведению торговли с иностранными купцами, издавала указы, формирующие принципы биржевой этики. К началу 20 века российские предприниматели уже сами разработали основы введения честного бизнеса, которые подразумевали честность, верность слову, уважение друг другу, к власти и частной собственности и др.

Институты по введению бизнеса в условиях рыночной экономики стали формироваться лишь последние 20 лет, когда экономика современной России начала восстанавливаться после эпохи командной экономики, рассада Советского Союза и пережитых 90х годов, когда ведение бизнеса не поддавалось особым правилам и практически не регламентировалось [19].

Во времена Советского Союза социальная ответственность основывалась на социалистических методах управления. Предприятия проявляли к работникам определённое отношение, отражающее внутреннюю социальную ответственность перед рабочими: проводилась работы по улучшению условий труда, по повышению безопасности на производстве, по организации отдыха в санаториях для оздоровления и профилактики профболезней, по развитию научной и исследовательской деятельности. Для потребителя социальная ответственность предприятий выражалась через качество

продукции. Для большего стимулирования производств и улучшения их работы вводилась система присвоения знака качества, который означал, что этот товар является товаром наивысшего качества[4].

За годы существования понятия «корпоративная социальная ответственность» различные исследователи формировали свои подходы к определению и давали собственные трактовки. Но в 2010 г. вышел Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», в котором было сформировано полное и комплексное определение данного понятия [14]. Многие эксперта и учёные подтвердили, что оно в полной мере отражает суть и содержание термина КСО: «социальная ответственность - ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;

учитывает ожидания заинтересованных сторон;

соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

введено во всей организации.

Рис. 1 - Определение КСО

Несмотря на общепризнанное определение, рассмотрим исследования российских учёных по теме корпоративной социальной ответственности и их трактовки:

•исследовал проблемы корпоративной социальной ответственности в коммерческой организации, а также провел анализ практики зарубежного опыта [$],

•б сбои* работах пошали важные преимущества, получаемые при внедрении системы корпоративной социальной ответственности на предприятиях банковской сферы и др. [17].

•провела анализ корпоративной социальной ответственности крупных организаций и состаша рейтинг, проранжировэв ш по уровню социальной ответственности [14].

V-

•б публикациях приведены результаты исследования взаимосвязи между корпоративной культурой и корпоративной социальной ответственностью, а также определено их влияние на эффекшЕность управления организациями [9].

•рассмотреныфункщш корпоративной социальной ответственности б отношении удовлетворения социально-экономических потребностей общества, показана зависимость формыи содержания корпоративной социальной отчетности от размеров бизнеса [21],

Рис. 2 - Исследование понятия КСО российскими авторами

Помимо русских исследователей, этой теме уделяли большое внимание и зарубежные авторы, тем более, что в западных странах эта концепция в рамках рыночных отношений пришла гораздо раньше, чем в нашей стране. Но наиболее широкое распространение проблема КСО получила после выхода в свет научной работы британского публициста Чарльза Лидбитера «Расцвет социального предпринимательства» в 1997г. В 2010 г. он написал ещё одну работу «Восхождение социальных предпринимателей» [3]. Основная идея его

работ заключалась в следующем: он считал, что социальные предприниматели имеют достаточный объём незадействованных ресурсов, которые можно и нужно направить на удовлетворения социальных нужд.

Для предпринимателя основная цель бизнеса - получение необходимого уровня прибыли, но понимая сущность социальной стороны предпринимательства, они могут оказывать экономическую и эмоциональную поддержку населения.

Именно так делала известная во всем мире компания Apple. Они продавали свои iPhone красного цвета, чтобы все вырученные деньги направлять на помощь людям в лечении СПИДа. Особенно они поддерживали населения южных стран Африки, где сосредоточена основная масса людей, страдающих от этого заболевания. Компания тратила деньги с продаж на закупку необходимых средств, препаратов, оказание медицинской помощи заболевшим. Такая благотворительная работа сделала компанию примером организации социального предпринимательства

Такие компании, которые в своей работе, имеют помимо коммерческих целей социально-ориентированную направленность, всегда отличаются использованием новаторских идей в рамках решения социальных и экологических проблем. Они формируют концепции и стратегии такого введения бизнеса, чтобы не только не навредить окружающей среде, но и помочь ей восстановиться после негативного антропогенного воздействия, они намерены улучшать экологию, и заботясь о будущих поколениях, реализуя проекта направленные на социальное развитие и поддержку общества в насущных проблемах. Все та же компания Apple стремится не только производить как можно больше своих продуктов, но и заботясь о людях и окружающей среде, частично использовать в своей работе возобновляемые источники энергии [7].

В рамках нашего исследования следует определить термин «фактор» как активатор, двигатель в развитии и функционировании всей системы; фактор - это обстоятельство, причина, оказывающая влияние на различные процессы [2].

И второе ключевое понятие в нашем исследовании -устойчивое развитие (sustainability), обеспечение потребностей настоящего времени, которое не ставит под угрозу благополучие будущих поколений.

В 2015 г. страны-члены ООН разработали 17 целей устойчивого развития, которые отвечают интересам сразу трёх сторон: бизнеса, людей и планеты. Разработанные ЦУР учитывают аспекты всех сторон жизни, задачи деловых и бизнес-сообществ, всех людей в мире и в целом, экологии и будущих поколений.

Для эффективного достижения всех этих целей необходима совместная усиленная работа представителей всех государств, международных организаций, научных сообществ, частных компаний и гражданского общества [2].

В вопросах устойчивого развития ключевую роль играют факторы, которые способствуют реализации ЦУР, особенно это актуально для компаний и организаций, предпринимающих попытки и действия для получения фактических результатов. В практике российских компаний обычно проводится анализ лишь отдельных факторов, а в вопросах устойчивого развития основополагающим является комплексный подход и учет взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов, так как сама

концепция УР содержит в себе три критерия (социальный, экономический, экологический). Этот аспект становится крайне важным уже сегодня, так как по данным информагентств и исследовательских центров заинтересованность компаний в реализации концепции устойчивого развития растет ежегодно [9].

В России только начинают формироваться центры по изучению КСО, устойчивого развития в компаниях, организациях, на предприятиях, создаются отделы и проектные группы по решению задач в этих областях, но пока все это находится на первоначальном уровне, и таких примеров немного (Роснефть, РЖД, Норникель, Алроса). В то же время за рубежом существуют уже целые научные центры и их деятельность намного шире и приносит больше результатов (это можно видеть на примере того, что Россия в рейтинге по индексу устойчивого развития находится на 46 месте из 165, в то время как первые три места занимают Финляндия, Швеция, Дания). Одна из причин такого отставания России кроется в том, что внедрение принципов КСО и УР в работу отечественных предприятий началось только в середине 2000-х годов [16].

Российские исследователи, Зотова А.С. и Фадеев А.В., дали свое емкое и содержательное определение устойчивому развитию организации — это результат постоянной работы над оптимизацией всех аспектов хозяйствования с учетом факторов внешней среды. Авторы согласны с основами бизнеса и подтверждают, что изначальная цель коммерческих компаний - это извлечение выгоды и получение прибыли, и в своей работе они стремятся именно к этому, но несмотря на это все равно вся предпринимательская деятельность неразрывно связана с социальными аспектами. В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции недостаточно просто реализовывать качественный продукт, для достижения высоких результатов и завоевания необходимой доли рынка, необходимо быть социально ответственным, учитывать в своей работе экологическую составляющую, рационально использовать природные ресурсы, отвечать интересам общества и быть заинтересованным в поддержке и развитии как минимум собственных работников. В результате именно такие компании с такой экологически и социально ориентированной политикой смогут стать конкурентоспособными и успешными на рынке [8].

Таким образом, говоря об устойчивости развития бизнеса и КСО, мы подразумеваем трансформацию бизнеса. Корпоративная социальная ответственность основывается на нескольких предположениях. Компании, действующие ответственно, естественно, имеют возможность постоянно генерировать растущую прибыль с течением времени. В то же время модели корпоративной социальной ответственности предполагают, что в результате негативное воздействие промышленности на окружающую среду будет значительно снижено. Поэтому экономически и социально ответственный бизнес часто руководствуется так равнозначной значимостью экономики, общества и окружающей среды. В первую очередь она связана с "учетом" воздействия на людей и природу по аналогии с отчетностью о финансовых результатах.

Продуманная и эффективно работающая система КСО позволяет компаниям не только вносить позитивный вклад в социальное благополучие и экологическую стабильность, но и способствует повышению результа-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

тивности и устойчивости бизнеса. Среди основных аспектов позитивного влияния КСО на рост эффективности бизнеса можно выделить [5].

сч сч о сч

О Ш Ш X

<

m о х

X

Рис. 3 - Основные аспекты позитивного влияния КСО на рост эффективности бизнеса

Заключение

Таким образом, становится наглядно понятной прямая зависимость между реализацией концепции КСО и устойчивым развитием компании. Устойчивое развитие компании не ограничивается только отчетностью, это более широкая категория, это новая управленческая философия, при которой любое принятое управленческое решение учитывает не только экономический, но и социальный, и экологический эффект, а также оценивает влияние одного на другое и заранее берет в расчет возможные последствия. Приверженность концепции КСО приводит к снижению совокупных издержек функционирования компании за счет формирования благоприятной деловой среды и повышения её конкурентоспособности. Корпоративная ответственность — это основа эффективной бизнес-стратегии, способствующей тому, чтобы бизнес развивался устойчиво, повышалась его конкурентоспособность, чтобы он был эффективным и отвечал задачам общественного развития [18].

Рассмотрение представленного в статье материала по факторам устойчивого развития компании позволяет подвести некоторые итоги. Реализация принципов устойчивого развития компании можно рассматривать как важнейший критерий роста и долголетия компании. В рамках исследования устойчивого развития компании выделялись следующие критерии: конкурентоспособность, экономическая, социальная и экологическая устойчивость, вклад компании в устойчивое развитие общества.

Изучение роли КСО как фактора корпоративного социального развития позволяет сделать вывод о том, что социально ответственная деятельность (корпоративная социальная активность) играет фундаментальную роль в обеспечении устойчивого развития компании и способствует устойчивому развитию общества, что подтверждает отмеченную в начале статьи гипотезу.

Литература

1. Беденко, Н. Н. Обоснование факторов и направлений инклюзивной экономики в современных социально-экономических условиях / Беденко Н.Н., Скудалова О.В. // Экономика. Управление. Инновации. - 2019. - № 2 (6). - С. 52-55

2. Буркин Н.Г. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании/

H.Г. Буркин // Стратегии бизнеса, 2021 - №9(10). - С. 306-310. - Режим доступа: https://doi.org/10.17747/2311-7184-2021-10-306-310

3. Волошина, А. И. Проблемы социально-экономического развития Сибири / А.И. Волошина, Е.В. Романюк, Е.В. Трусевич // Корпоративная социальная. - 2019. - № 2. - С. 15-20

4. Галушкина, А.И. Роль социального предпринимательства в современной России/ А.И. Галушкина, К.П. Соколова // Economics. - 2021. - №2 (49). - C. 53-58. -URL: https://cyberleninka.nj/article/n/rol-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 02.04.2022).

5. Гареева, А. Р. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании / А. Р. Гареева. // Инновационная экономика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6324/ (дата обращения: 02.03.2022).

6. Гегечкори О.Н. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие / О.Н. Гегечкори; Учебное пособие. - Калининград: Изд-во ФГБОУ Во «КГТУ», 2017 г, - 224 с.

7. Джабиев А.П. Влияние международных организаций на развитие социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности бизнеса // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. - 2021. - Том 2. - № 3. - Режим доступа: 10.18334/social.2.3.112343.

8. Зотова, А.С. Устойчивое развитие предприятия корпоративного сектора в современных условиях/ А.С.Зотова, А.В. Фадеев, В. Азиханова // Евразийский Союз Ученых. - 2014. - №8-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-razvitie-predpriyatiya-korporativnogo-sektora-v-sovreiTiennyh-usloviyah (дата обращения: 02.03.2022)

9. КПМГ Россия — Исследования — В фокусе: корпоративное управление и устойчивое развитие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kpmg.com/ru/ru/issuesandinsights/articlespublic ations/in-focus-corporate-governance -sustainbility/page s/default.aspx

10. Кортоев, И. И. Основные аспекты устойчивого развития организации в современных условиях. [Электронный ресурс]. - Кортоев И.И., Зенкина И.В. // МНИЖ. - 2021. - №2-2 (104). - С. 57-63. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-ustoychivogo-razvitiya-organizatsii-v-sovremennyh-usloviyah (Дата обращения: 02.02.2022).

11. Лагутин С. Г. Корпоративная социальная ответственность в коммерческой организации // Науч. Вестн. Волгогр. акад. гос. службы. Сер. Экономика. - 2014. - №

I. - (11). - С. 67-71.

12. Макеев В. А. Корпоративная культура и социальная ответственность в управлении организацией // Вестн. Воен. ун-та. - 2009. - № 3 (19). - С. 71-77.

13. Матвеева Е. В. Институт корпоративной социальной ответственности организаций как механизм удовлетворения социально-экономических потребностей общества // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2018. - № 42. - С. 217-230.

14. Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». - URL: http://www. gostinfo.ru/catalog/Details/?id=5303190) (дата обращения: 16.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Никитина Л. М. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Л. М. Никитина, Д. В. Борзаков. - Ростов-на-Дону. : Феникс, 2015. - 445 с.

16. От корпоративной социальной ответственности к устойчивому развитию современного бизнеса: пример России [Электронный журнал]: Журнал и портал «Бизнес и Общество», 2021. - Режим доступа: https://www.b-soc.ru/io/ot-korporativnoj-soczialnoj-otvetstvennosti-k-ustojchivomu-razvitiyu-sovremennogo-biznesa-primer-rossii/

17. Рабцевич, А. А. Корпоративная социальная ответственность в денежно-кредитных организациях / А.А.Рабцевич, Г.Ф. Галяутдинова // Новая экономика и региональная наука. - 2016. - № 3 (6). - С. 188-190.

18. Соколова, Н. Н. Корпоративная социальная ответственность как фактор результативности управления организацией / Н.Н. Соколова // Образование и науки без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2017. - № 6. - С. 152-160.

19. Шпак, Д. И. История развития концепции корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом / Д. И. Шпак // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2016. - № 4(16). - С. 166-173.

20. Шевченко, И. Л. Совершенствование корпоративного управления в российских компаниях через развитие корпоративной культуры / И.Л. Шевченко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2015. - Т. 9, № 4. - С. 96-102. DOI: 10.14529/em090413

21. Burchell J. The Corporate Social Responsibility Reader/ Jon Burchell. - London: Routledge, 2008. - 312p

Sustainable development as a strategy for corporate social

responsibility Willie Lancy Wolf

St. Petersburg State University of Economics

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The relevance of the chosen topic is determined by the potential benefits that companies acquire by integrating corporate social responsibility into the structure of their business processes. Following programs and principles of corporate social responsibility (CSR) creates a positive reputation, increases customer loyalty, leads to cost savings, stimulates innovation and attracts new talent, and the presence of responsible and motivated entrepreneurs is a determining condition for ensuring sustainable economic development. Within the framework of this article, the concept of corporate social responsibility, the history of its origin and development, as well as the concept of sustainable development, its components and the main idea are considered. Corporate social responsibility acts as a factor in the sustainable development of companies, therefore, their close relationship and the influence of one on the other are investigated. Keywords: sustainable development of the company, corporate social responsibility, welfare of society, effective business strategy.

References

1. Bedenko, N.N. Substantiation of factors and directions of an inclusive econ-

omy in modern socio-economic conditions / Bedenko N.N., Skudalova O.V. // Economy. Control. Innovation. - 2019. - No. 2 (6). - pp. 52-55

2. Burkin N.G. Corporate social responsibility as a factor of sustainable de-

velopment of the company / N.G. Burkin // Business Strategies, 2021 -No. 9(10). - S. 306-310. - Access mode: https://doi.org/10.17747/2311-7184-2021-10-306-310

3. Voloshina, A.I. Problems of social and economic development of Siberia /

A.I. Voloshina, E.V. Romanyuk, E.V. Trusevich // Corporate social. -2019. - No. 2. - S. 15-20

4. Galushkina, A.I. The role of social entrepreneurship in modern Russia / A.I.

Galushkina, K.P. Sokolova // Economics. - 2021. - No. 2 (49). - C. 5358. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnogo-predprini-matelstva-v-sovremennoy-rossii (Date of access: 04/02/2022).

5. Gareeva, A. R. Corporate social responsibility as a factor in the company's

sustainable development / A. R. Gareeva. // Innovative economy: materials of the I Intern. scientific conf. (Kazan, October 2014). - Kazan: Buk, 2014. - S. 147-150. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/ar-chive/130/6324/ (date of access: 03/02/2022).

6. Gegechkori O.N. Corporate social responsibility: textbook / O.N. Gegechkori; Tutorial. - Kaliningrad: Publishing House of FGBOU VO "KSTU", 2017, - 224 p.

7. Dzhabiev A.P. Influence of international organizations on the development

of social entrepreneurship and corporate social responsibility of business // Social entrepreneurship and corporate social responsibility. - 2021. -Volume 2. - No. 3. - Access mode: 10.18334/social.2.3.112343.

8. Zotova, A.S. Sustainable development of the corporate sector enterprise in

modern conditions / A.S. Zotova, A.V. Fadeev, V. Azikhanov // Eurasian Union of Scientists. - 2014. - No. 8-2. - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/ustoychivoe-razvitie-predpriyatiya-korporativnogo-sektora-v-sov-remennyh-usloviyah (date of access: 03/02/2022)

9. KPMG Russia — Research — In focus: corporate governance and sustain-

able development [Electronic resource]. — Access mode: http://www.kpmg.com/ru/ru/issuesandinsights/articlespublications/in-fo-cus-corporate-governance-sustainbility/page s/default.aspx

10. Kortoev, I. I. Main aspects of sustainable development of the organization

in modern conditions. [Electronic resource]. - Kortoev I.I., Zenkina I.V. // MNIZH. - 2021. - No. 2-2 (104). - S. 57-63. - Access mode: https://cyber-leninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-ustoychivogo-razvitiya-organi-zatsii-v-sovremennyh-usloviyah (Date of access: 02.02.2022).

11. Lagutin S. G. Corporate social responsibility in a commercial organization // Nauch. Vestn. Volgograd acad. state services. Ser. Economy. - 2014.

- No. 1. - (11). - S. 67-71.

12. Makeev V. A. Corporate culture and social responsibility in managing an organization // Vestn. Military university - 2009. - No. 3 (19). - S. 71-77.

13. Matveeva E. V. The Institute of Corporate Social Responsibility of Organ-

izations as a Mechanism for Satisfying the Social and Economic Needs of Society // Vestn. Volume. state university Economy. - 2018. - No. 42.

- P. 217-230.

14. International standard ISO 26000 "Guidelines for social responsibility". -URL: http://www. gostinfo.ru/catalog/Details/?id=5303190) (date of access: 03/16/2022).

15. Nikitina L. M. Corporate social responsibility: textbook for bachelors / L. M. Nikitina, D. V. Borzakov. - Rostov-on-Don. : Phoenix, 2015. - 445 p.

16. From corporate social responsibility to the sustainable development of modern business: the example of Russia [Electronic journal]: Journal and portal "Business and Society", 2021. - Access mode: https://www.b-soc.ru/io/ot- korporativnoj-soczialnoj-otvetstvennosti-k-ustojchivomu-razvitiyu-sovremennogo-biznesa-primer-rossii/

17. Rabtsevich, A. A. Corporate social responsibility in monetary organizations / A. A. Rabtsevich, G. F. Galyautdinova // New economy and regional science. - 2016. - No. 3 (6). - S. 188-190.

18. Sokolova, N. N. Corporate social responsibility as a factor in the effective-

ness of organizational management / N.N. Sokolova // Education and sciences without borders: fundamental and applied research. - 2017. -No. 6. - P. 152-160.

19. Shpak, D. I. The history of the development of the concept of corporate social responsibility in Russia and abroad / D. I. Shpak // Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov. Introduction. Path to science. - 2016. - No. 4 (16). - S. 166-173.

20. Shevchenko, I.L. Improving corporate governance in Russian companies through the development of corporate culture / I.L. Shevchenko // Bulletin of SUSU. Series "Economics and Management". - 2015. - V. 9, No. 4. -S. 96-102. DOI: 10.14529/em090413

21. Burchell J. The Corporate Social Responsibility Reader/ Jon Burchell. -London: Routledge, 2008. - 312p

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.