Научная статья на тему 'Современное состояние корпоративной социальной ответственности в России и Германии'

Современное состояние корпоративной социальной ответственности в России и Германии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
243
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / CORPORATE STRATEGY / SOCIAL PROJECTS / SOCIAL RESPONSIBILITY PROGRAM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кадникова Оксана Владимировна, Лобков Глеб Русланович

В статье рассматривается реализация концепции корпоративной социальной ответственности на примере России и Германии. Эта тема становится всё более обсуждаемой в рамках современной экономики, так как на микроуровне без внедрения и реализации принципов корпоративной социальной ответственности невозможно добиться устойчивого развития компании. В работе даётся определение корпоративной социальной ответственности, предпринята попытка сравнения подходов к корпоративной социальной ответственности в России и Германии и их состояния в настоящее время. Приводятся примеры мероприятий отдельных крупных российских и немецких компаний, отражающих применение социальной ответственности. В заключении по результатам работы приводятся выводы относительно состояния и развития корпоративной социальной ответственности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кадникова Оксана Владимировна, Лобков Глеб Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern state of corporate social responsibility in Russia and Germany

The article discusses the implementation of the concept of corporate social responsibility on the example of Russia and Germany. This topic has become increasingly discussed in the framework of a modern economy both at the micro without the introduction and implementation of principles of corporate social responsibility is impossible to achieve sustainable development of the company. The paper gives the definition of corporate social responsibility, an attempt to compare approaches to corporate social responsibility in Russia and Germany and their status at present. We give the examples of activities individual major Russian and German companies, reflecting the application of social responsibility. The results of the work are conclusions about the state and development of corporate social responsibility in Russia.

Текст научной работы на тему «Современное состояние корпоративной социальной ответственности в России и Германии»

ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ

Том 5 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2018 ISSN 2410-1664

Leadership and Management

>

Креативная экономика

издательство

Современное состояние корпоративной социальной ответственности в России и Германии

Кадникова О.В. 1, Лобков Г.Р. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова - филиал Кемеровский институт, Кемерово,

В статье рассматривается реализация концепции корпоративной социальной ответственности на примере России и Германии. Эта тема становится всё более обсуждаемой в рамках современной экономики, так как на микроуровне без внедрения и реализации принципов корпоративной социальной ответственности невозможно добиться устойчивого развития компании. В работе даётся определение корпоративной социальной ответственности, предпринята попытка сравнения подходов к корпоративной социальной ответственности в России и Германии и их состояния в настоящее время. Приводятся примеры мероприятий отдельных крупных российских и немецких компаний, отражающих применение социальной ответственности. В заключении по результатам работы приводятся выводы относительно состояния и развития корпоративной социальной ответственности в России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпоративная социальная ответственность, корпоративная стратегия, социальные проекты, программа социальной ответственности.

The modern state of corporate social responsibility in Russia and Germany

Kadnikova O.V. 1, Lobkov G.R. 1

1 Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov branch - Kemerovo Institute, Russia

Корпоративная социальная ответственность - это новаторская концепция в деловой практике современного бизнеса. Компании тратят большое количество денег и ресурсов на осуществление социальной политики, тем самым все издержки окупятся достижением высокой репутации компанией и достижением в дальнейшем высокого уровня лояльности со стороны потребителей, общества и государства. В современных условиях компаниям приходится соответствовать самым разнообразным общественным ожиданиям, не просто осуществляя некоторое количество социально направленных проек-

Россия

АННОТАЦИЯ:

Введение

тов, но интегрируя концепцию корпоративной социальной ответственности в стратегию устойчивого развития.

Политика корпоративной социальной ответственности является одним из факторов успеха и стабильности компании, а также частью корпоративной стратегии, обеспечивающей устойчивое развитие компании. В условиях нарастающей конкуренции и неотъемлемого процесса глобализации компаниям приходится искать ресурсы, чтобы обеспечить себя не только экономическими, но и социальными критериями оценки конкурентоспособности. В противном случае позиции ослабевают и компании покидают рынок.

В международном стандарте ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» даётся следующее понятие корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность - это ответственность предприятия за принятие решений и оказание воздействия на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включает здоровье и благосостояние общества, принимает во внимание заинтересованные стороны, действует в рамках законодательства и согласуется с международными нормами поведения [1].

Стратегии и принципы корпоративной социальной ответственности, являющиеся по большому счёту общими для всех компаний, в практической сфере могут принимать специфический характер, обусловленные особенностями страны, менталитета и самой сферой деятельности организаций.

ABSTRACT:_

The article discusses the implementation of the concept of corporate social responsibility on the example of Russia and Germany. This topic has become increasingly discussed in the framework of a modern economy both at the micro without the introduction and implementation of principles of corporate social responsibility is impossible to achieve sustainable development of the company. The paper gives the definition of corporate social responsibility, an attempt to compare approaches to corporate social responsibility in Russia and Germany and their status at present. We give the examples of activities individual major Russian and German companies, reflecting the application of social responsibility. The results of the work are conclusions about the state and development of corporate social responsibility in Russia.

KEYWORDS: corporate social responsibility, corporate strategy, social projects, social responsibility program.

JEL Classification: D21, K38, M14 Received: 18.06.2018 / Published: 30.09.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kadnikova O.V. (o.v.kadnikovaBmail.ru)

CITATION:_

Kadnikova O.V., Lobkov G.R. (2018) Sovremennoe sostoyanie korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v Rossii i Germanii [The modern state of corporate social responsibility in Russia and Germany]. Liderstvo i menedzhment. 5. (3). - 105-114. doi: 10.18334/lim.5.3.39513

Анализ корпоративной социальной ответственности в России и Германии

Несмотря на понятие, данное международным стандартом, существуют различия в практике применения корпоративной социальной ответственности в различных странах. В России это направление активно начало развиваться только в последние десятилетия. В Германии данная практика имеет более длительную историю. В связи с этим существует ряд различий, о которых будет идти речь далее [2, с. 47] (Sukhinskaya, Belyaeva, 2016).

Источник инициатив является первым отличием. В Германии сами собственники бизнеса являются инициаторами по внедрению и развитию практики корпоративной социальной ответственности [3, с. 58] (Kadnikova, Chvora, 2017).

В российских реалиях главным стимулирующим воздействием является государство. То есть как только корпоративная социальная ответственность закрепилась на законодательном уровне, компании, в основном с государственным участием, стали придерживаться политики по внедрению различных социальных проектов [4, с. 84] (Kravtsova, Matveeva, 2016).

Соответственно, следование критериям корпоративной социальной ответственности в Германии является национальной идей. В подтверждение этому существует проект Правительства страны, названный «CSR - Made in Germany», принятый в 2016 году, основная идея которого состоит в том, чтобы в глазах потребителей любой выпускаемый продукт и предоставляемая услуга были сделаны с соблюдением инициатив корпоративной социальной ответственности. Тем самым в Германии корпоративная социальная ответственность приобретает статус не просто государственного и корпоративного масштаба, а уже национального. Это и есть полноценное проявление стратегической модели корпоративной социальной ответственности в современной экономике [5, с. 134] (Karavaeva, Kadnikova, 2016).

Существуют различия в трактовке понятия корпоративной социальной ответственности, а именно: в Германии атрибутами социальной ответственности являются изменение климата, условия труда, глобальные стандарты, устойчивое потребление и ответственность перед обществом. Более того, корпоративная социальная ответственность включена в концепцию «Менеджмента устойчивости организации» как важнейший компонент [6, с. 56] (Khodakova, Gorbatenko, 2017). Напротив, в России

ОБ АВТОРАХ:_

Кадникова Оксана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент (o.v.kadnikova@mail.ru] Лобков Глеб Русланович, студент, факультет управления и бизнеса (gleb696lobkov0mail.ru]

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кадникова О.В., Лобков ГР. Современное состояние корпоративной социальной ответственности в России и Германии // Лидерство и менеджмент. - 2018. - Том 5. - № 3. - С. 105-114. doi: 10.18334/lim.5.3.39513

корпоративную социальную ответственность рассматривают как часть институциональной политики, влияния на бизнес, а не предоставления бизнесу привилегий и дополнительной устойчивости [7, с. 388] (Sukhinskaya, 2017).

Таблица 1

Сравнение программ социальной ответственности немецких и российских компаний

Российские компании

Немецкие компании

Сходства:

инициатива от государственных органов власти;

реализация проектов КСО направлена на коммерческий результат;

реализация проектов КСО на территории других стран.

Различия:

• ориентир на помощь слабозащищенным группам населения;

• ориентир на капиталоёмкие проекты.

• ориентир на экологическую безопасность в стране;

• ориентир на инициативные проекты.

Источник: [2, с. 48] (ЗикЫшкауа, Ве1уаеуа, 2016)

Однако в связи с появлением европейских, в том числе немецких, компаний на российском рынке за последнее время значительно увеличился интерес к инициативам корпоративной социальной ответственности [8, с. 154] (Stepanova, An, 2017).

Один пример: в феврале 2018 года компания «Сименс» подписала соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Ленинградской областью, направленное на обеспечение устойчивого развития высоких стандартов жизни и создания комфортной среды для проживания граждан. Так, партнёры планируют объединить усилия по модернизации экономики и транспортной инфраструктуры Ленинградской области, развитию медицинских технологий и их постепенному внедрению в здравоохранительные организации. Кроме того, в рамках подписанного соглашения «Сименс» берёт на себя обязательства по содействию в подготовке профессионалов и специалистов, которые в ближайшем будущем смогут работать с оборудованием и технологиями компании [9].

Но одним из лидеров в этом направлении уже достаточно давно является компания «Роснефть», ведущая действительно уникальную системную работу в части корпоративной социальной ответственности. Эта деятельность ведётся сразу по нескольким ключевым направлениям: развитие социальной инфраструктуры, поддержка здравоохранения и развития медицины, образовательные программы, поддержка профессионального и любительского спорта, экологические программы, спонсорские проекты в области культуры, проекты по возрождению культурного наследия [10, с. 190]

(Sarakhanova, Golubkova, 2016). «Роснефть» играет важнейшую роль в развитии регионов своего присутствия. Дочерние общества компании нередко являются градообразующими предприятиями, которые берут на себя обязательства по благоустройству улиц и дорог, строительству мостов, ремонту инженерной и транспортной систем, объектов электро- и теплоснабжения, замене оборудования. Решаются важные для регионов проблемы. Так, в Ингушетии реализован значимый проект по обеспечению региона качественной питьевой водой, в Башкирии построен комплекс биологических очистных сооружений «Башнефть-Уфанефтехима» производительностью 84 000 кубометров в сутки, который не имеет аналогов как в России, так и странах Евразии [11, с. 65] (Bobrova, Malaykina, 2018). В его строительство «Роснефть» вложила более 11 миллиардов рублей. В перспективе объект обеспечит замкнутый цикл водоснабжения нефтеперерабатывающего комплекса «Башнефти». При этом его мощность рассчитана на прием всех сбросов не только «Башнефти», но и 66 других предприятий Северного промышленного узла Уфы с учётом перспектив их развития.

«Роснефть» на свои средства построила новую взлетно-посадочную полосу - 2500 метров и инвестировала в реконструкцию аэропорта в Игарке в Красноярском крае более 4 миллиардов рублей. Это лишь некоторые примеры. Из проектов в области поддержки спорта можно отметить открытие спортивного комплекса «Жемчужина Югры» в Нефтеюганске, ледовой арены «Туймазы» в Башкирии, финансирование легендарного хоккейного клуба ЦСКА, чемпионата мира по самбо, организацию регулярных корпоративных соревнований и многие другие.

Компания организует изучение видов - индикаторов состояния экологических систем: белых медведей в Арктике и дельфинов в Чёрном море. С 2014 года финансируются разработки микробных препаратов, разлагающих нефть и нефтепродукты в море даже при низких температурах.

Кроме того, «Роснефть» поддерживает программы по изучению и сохранению популяций амурского тигра, дикого северного оленя на территории Эвенкии, сибирского соболя, а также атлантического подвида моржа. В области культуры Роснефть в частности спонсирует проекты ГМИИ им. Пушкина, сотрудничает с академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича и Санкт-Петербургским государственным театром балета Бориса Эйфмана, хором Сретенского монастыря. В части проектов по возрождению духовного наследия за последние семь лет при активном участии «Роснефти» были восстановлены, реконструированы, отреставрированы или заново построены более чем 170 православных храмов по всей территории России [12]. И это лишь малая толика того, что делает «Роснефть», остаётся надеяться, что её опыт станет руководством к действию и для других компаний страны.

Следует подчеркнуть, что особенно важным является развитие программ социальной ответственности в тех регионах, где компании ведут свою основную деятельность, увеличивая качество социальной среды вокруг себя. И также достаточно важным ста-

новится желание привлечь собственных сотрудников в различные волонтёрские программы и проекты на добровольной основе [13, с. 15] (Bryantseva, 2017).

Стоит также отметить, что большинство российских компаний не остаются в стороне, наиболее развитые из них показывают примеры, частично или более полно интегрируя цели и задачи устойчивого развития в свои стратегии и программы действий по направлениям корпоративной социальной ответственности [14, с. 47] (Cherenkova, 2018).

В 2018 году Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) был выпущен сборник «Российский бизнес и Цели устойчивого развития» - практики компаний по достижению Целей устойчивого развития. Сборник содержит краткие описания первых примеров такого опыта 25 компаний [15]. Данный сборник ссылается на принятую ООН в 2015 году повестку, названную «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В ней обозначены цели и задачи, а также основные направления: экономическое, социальное, экологическое. Его целью является продвижение принципов устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности, этических норм ведения бизнеса, информационной открытости и прозрачности деятельности, распространению успешного опыта, укреплению репутации российского бизнеса [16].

Для оценки эффективности достижения целей данной повестки был создан индекс прогресса по Целям устойчивого развития, или SDG Index (Sustainable Development Goals Index). Показатель был создан Сетью ООН по поиску решений в области устойчивого развития и немецким фондом Бертельсманна. Так, по данному индексу Россия находится на 62-ом месте, Германия, в свою очередь, - на 6-ом [17].

Следует добавить, что большинство российских компаний не имеет планов реализации социальной ответственности в долгосрочной перспективе, в отличие от немецких компаний. Так, например, немецкая компания по производству средств ухода за кожей Beiersdorf разработала в 2015 году проект по снижению воздействия на экологию и повышению экологически чистых ингредиентов в своей продукции [18]. Также немецкий производитель автомобилей BMW Group имеет экологическую направленность. Деятельность фирмы направлена на уменьшение негативного влияния собственных транспортных средств на окружающую среду путём использования электроэнергии из возобновляемых источников, таких как ветер и вода. И на данный момент доля закупаемой электроэнергии из возобновляемых источников в BMW Group составляет 58 %. Например, завод в Мозез-Лейк использует энергию, полученную от гидроэлектростанции, в Лейпциге - от ветряных генераторов, в Росслине - от биомассы.

Использование переработанных и рециклированных материалов также позволяет сэкономить ресурсы. Основные примеры в BMW Group - это использование оливкового масла в качестве дубильного вещества для кожи, гибискусовых волокон и ПЭТ-материалов для отделки салона. Всего же к 2020 году концерн BMW Group планирует

уменьшить количество воды, электроэнергии, растворителей и отходов на каждый выпущенный автомобиль на 45 % [19].

Заключение

Немецкие компании по сей день остаются одним из примеров реализации корпоративной социальной ответственности, чьи программы направлены в будущее и чья деятельность известна не только местному сообществу, но и мировому.

Следует заметить, что крупные российские компании направлены на развитие социальной ответственности, но количество таких компаний, реализующих концепцию корпоративной социальной ответственности по всем направлениям, вкладывая огромные усилия и средства в развитие окружающей социальной среды, остаётся немногочисленным. В России уже имеются общие сборники, в которых множество компании предоставляют нефинансовую отчётность, где одним из направлений стала выделяться экология, в соответствии с чем начинает увеличиваться отчётность российских компаний в этой сфере.

Но в то же время концепция корпоративной социальной ответственности из-за отсутствия достаточной мотивации и наличия исторически преобладающей роли государства во взаимоотношениях с различными бизнес-структурами развивается медленно. В России ещё не так серьёзно относятся к данной концепции, но для тех немногочисленных компаний России, которые уже начали активно использовать практику корпоративной социальной ответственности, опыт немецких компаний может придать больший смысл пониманию социальной ответственности.

ИСТОЧНИКИ:

1. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности. Docs.cntd.

ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012 ( дата обращения: 31.05.2018 ).

2. Сухинская Д.Д., Беляева Ж.С. Компаративный анализ реализации КСО крупными

компаниями России и Германии // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов XI Международной конференции. В 2-х томах. 2016. - c. 43-51.

3. Кадникова О.В., Чвора А.А. Государственная поддержка малого бизнеса в России и

Германии // Интеграция наук. - 2017. - № 6(10). - c. 56-60.

4. Кравцова Е.М., Матвеева В.Ю. Модели социальной ответственности бизнеса в ми-

ровой экономике // Экономика, предпринимательство и право. - 2016. - № 1. - c. 81-98.

5. Караваева А.С., Кадникова О.В. Развитие корпоративной социальной ответственно-

сти в Германии и России // Вестник магистратуры. - 2016. - № 7-2(58). - c. 133-135.

6. Ходакова А.С., Горбатенко Е.В. Политика корпоративной социальной ответст-

венности как фактор устойчивого развития в российских и немецких реалиях //

Инновационные направления устойчивого развития экономики и общества: сборник лучших докладов VI Международной межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2017. - с. 56-59.

7. Сухинская Д.Д. Анализ страновых особенностей реализации корпоративной соци-

альной ответственности в международном бизнесе // Молодёжный научный вестник. - 2017. - № 12(25). - с. 387-393.

8. Степанова А.М., Ан Ю.Н. О некоторых проблемных вопросах развития корпора-

тивной социальной ответственности в России // Вестник Омского регионального института. - 2017. - № 2(2). - с. 154-158.

9. Официальный сайт «Сименс» в России. [Электронный ресурс]. URL: https:// w3.siemens.ru/about_us ( дата обращения: 30.05.2018 ).

10. Сараханова Н.С., Голубкова Н.А. Дилеммы корпоративной социальной ответственности в деятельности энергетических компаний // Современный менеджмент: проблемы и перспективы. - 2016. - № 2. - с. 188-193.

11. Боброва О.С., Малайкина И.В. Устойчивое развитие: как его понимают энергетические компании в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2018. - № 1. - с. 63-79.

12. Роснефть сегодня. Rosneft.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosneft.ru/ about/Glance ( дата обращения: 30.05.2018 ).

13. Брянцева М.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса // Наука и жизнь. - 2017. - № 3. - с. 14-18.

14. Черенкова Е.З. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности в России // Научные записки молодых исследователей. - 2018. - № 1. - с. 47-50.

15. Официальных сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: http://rspp.ru ( дата обращения: 31.05.2018 ).

16. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/420355765 ( дата обращения: 31.05.2018 ).

17. Sustainable Development Knowledge Platform. [Электронный ресурс]. URL: https:// sustainabledevelopment.un.org ( дата обращения: 31.05.2018 ).

18. Стратегически цели компании Beiersdorf. Beiersdorf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.beiersdorf.ru/sustainability/our-commitment/strategy ( дата обращения: 31.05.2018 ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Официальный сайт BMW в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmw. ru/ru/index.html ( дата обращения: 31.05.2018 ).

REFERENCES:

Bobrova O.S., Malaykina I.V. (2018). Ustoychivoe razvitie: kak ego ponimayut energeticheskie kompanii v Rossii [Sustainable development: how power generating companies understand it]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. 12 (1). 63-79. (in Russian).

Bryantseva M.V. (2017). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost biznesa [Corporate social responsibility].Science and life. (3). 14-18. (in Russian).

Cherenkova E.Z. (2018). Teoreticheskie osnovy korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v Rossii [Theoretical Foundations of Corporate Social Responsibilityin Russia]. Nauchnye zapiski molodyh issledovateley. (1). 47-50. (in Russian).

Kadnikova O.V., Chvora A.A. (2017). Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa v Rossii i Germanii [State support of small business in Russia and Germany]. Integratsiya nauk. (6(10)). 56-60. (in Russian).

Karavaeva A.S., Kadnikova O.V. (2016). Razvitie korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v Germanii i Rossii[The development of corporate social responsibility in Germany and Russia]. Vestnik Magistratury. (7-2(58)). 133-135. (in Russian).

Khodakova A.S., Gorbatenko E.V. (2017). Politika korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti kak faktor ustoychivogo razvitiya v rossiyskikh i nemetskikh realiyakh [Policy of corporate social responsibility as a factor of sustainable development in russian and german realities] Innovative directions for sustainable development of economy and society. 56-59. (in Russian).

Kravtsova E.M., Matveeva V.Yu. (2016). Modeli sotsialnoy otvetstvennosti biznesa v mirovoy ekonomike[Models of social corporate responsibility in the world economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 6 (1). 81-98. (in Russian).

Sarakhanova N.S., Golubkova N.A. (2016). Dilemmy korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v deyatelnosti energeticheskikh kompaniy [Dilemmas corporate social responsibility of energy companies].Sovremennyy menedzhment: problemy i perspektivy. (2). 188-193. (in Russian).

Stepanova A.M., An Yu.N. (2017). O nekotoryh problemnyh voprosakh razvitiya korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v Rossii [On some of the problematic issues of development of corporate social responsibility in Russia]. Vestnik Omskogo regionalnogo instituta. 1 (2(2)). 154-158. (in Russian).

Sukhinskaya D.D. (2017). Analiz stranovyh osobennostey realizatsii korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v mezhdunarodnom biznese [Analysis of the country>s implementation of corporate social responsibility in international business]. Youth scientific bulletin. (12(25)). 387-393. (in Russian).

Sukhinskaya D.D., Belyaeva Zh.S. (2016). Komparativnyy analiz realizatsii KSO krupnymi kompaniyami Rossii i Germanii [Comparative analysis of the implementation of csr by large companies in russia and germany] Russian regions in the focus of change. 43-51. (in Russian).

Sustainable Development Knowledge Platform. Retrieved May 31, 2018, from https:// sustainabledevelopment.un.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.