Научная статья на тему 'Устойчивое развитие городской экономики (аспекты стратегии)'

Устойчивое развитие городской экономики (аспекты стратегии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие городской экономики (аспекты стратегии)»

ЭКОНОМИКА ГОРОДА

В.С. Антонюк*

вице-мэр г. Челябинска

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ ЭКОНОМИКИ (аспекты стратегии)

Проблемам развития городов всегда уделялось большое внимание во всем мире. Ими занимаются не только мэры городов и работники муниципалитетов, но и политические и хозяйственные руководители, экономисты и математики, социологи и философы.

Города — это неотъемлемые элементы национальной экономики, поэтому законы развития городов — это проекция более общих законов той социально-экономической системы, в пределах которой они функционируют. Вместе с тем существуют и специфические закономерности развития городской экономики, которые определяют ее конкретную динамику, формируют реальный вектор ее развития — либо в сторону подъема, либо, напротив, стагнации.

Для того чтобы определить перспективы развития любого экономического субъекта, в том числе города, необходимо знать его «анатомию», которая позволяет раскрыть особенности его функционирования, проанализировать условия его равновесного состояния и на этой основе выработать стратегические направления развития в долгосрочной перспективе.

С этих позиций первоначально произведем моделирование городской экономики, выявим основные взаимосвязи между ее компонентами и условия устойчивого развития города. На этой основе проанализируем реальное состояние денежных потоков г. Челябинска, а также соотношение муниципального спроса и муниципального предложения. И наконец, рассмотрим предложения по совершенствованию стратегии развития экономики г. Челябинска.

*

В.С. Антонюк в 1987 г. закончила аспирантуру, а в 1999 г. докторантуру Финансовой академии, имеет ученую степень доктора экономических наук и ученое звание профессора.

Городская рыночная система представляет собой единство домашних хозяйств, предприятий и фирм, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, связанных между собой системой рынков: рынка экономических ресурсов (рынка труда, капитала и земли), рынка товаров и услуг, финансового рынка (см. приводимую ниже схему). Взаимодействие домашних хозяйств и фирм образует базовый экономический кругооборот города (на схеме он выделен жирной чертой), от которого зависит валовой муниципальный продукт и, соответственно, доходы городского населения. Состояние базового кругооборота, в свою очередь, определяется тем, будет ли реализован на рынке товаров и услуг созданный городской экономикой валовой муниципальный продукт.

В ходе экономической деятельности возможны денежные «изъятия» из базового экономического кругооборота и денежные «инъекции» в базовый кругооборот.

Городская экономика устойчиво развивается в том случае, когда «изъятия» из базового кругооборота возмещаются «инъекциями» в городскую экономику:

Изъятия = Инъекции

Или:

5+ Тф + То + Тм + Сх + Ср = I + Оф + Оо + Ом + Хэ + Хр, (1)

где:

Б - сбережения населения региона;

Тф - чистые налоги, направляемые в федеральный бюджет;

То - чистые налоги, направляемые в областной бюджет;

Тм - чистые налоги, направляемые в городской бюджет;

Сх - потребительские расходы на приобретение импортных

товаров;

Ср - потребительские расходы на приобретение товаров, произведенных другими регионами страны;

I - инвестиционные расходы фирм, работающих на территории

региона;

Оф - расходы федеральных органов власти, связанные с приобретением городских товаров и услуг;

Оо - расходы областного бюджета;

Ом - расходы городского бюджета;

Хэ - поступление денежных средств от экспорта;

Хр - поступление денежных средств от продажи товаров и услуг другим

регионам страны.

Формула (1) может быть преобразована следующим образом:

Б+(Тф - Оф) +(То - О о) +(Тм - Ом) = 1+(Хэ - Сх)+(Хр - Ср) (2)

Исходя из формулы (2), можно представить факторы, улучшающие

положение дел в городской экономике:

• повышение инвестиционных расходов фирм (I);

• положительное сальдо экспорта и импорта (Хэ - Сх);

• положительное сальдо ввоза и вывоза товаров за пределы города (Хр - Ср) ;

• превышение федеральных расходов, выделенных городу, над федеральными налогами (Тф - Оф);

• превышение областных расходов, выделенных городу, над областными налогами (То - Оо);

• сокращение дефицита городского бюджета (Тм - Ом).

МОДЕЛЬ ГОРОДСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Модель городской экономики позволяет выделить условия устойчивого развития городской экономики (т.е. условия роста валового муниципального продукта).

1. Муниципальный спрос должен быть равен муниципальному предложению: МО = МБ.

Муниципальный спрос — это расходы, запланированные всеми субъектами городской экономики: домашними хозяйствами, фирмами и бюджетом (федеральным, областным, местным).

Муниципальное предложение — это реально созданный валовой продукт города (он состоит из объемов произведенной продукции в промышленности, строительстве и сфере услуг).

2. Изъятия из городской экономики должны быть возмещены инъекциями в городскую экономику (см. формулу 1).

Если инъекции в экономику больше, чем изъятия, то экономика приобретает условия устойчивого динамичного роста, если же изъятия больше инъекций, тогда городская экономика стагнирует и не имеет источников внутреннего роста.

Анализ реального состояния дел в г. Челябинске за последний период позволяет сделать следующие выводы:

1. Муниципальный спрос меньше муниципального предложения (без учета экспорта и импорта), что свидетельствует о недостатке спроса на созданную продукцию. Если учесть, что значительная часть спроса сегодня уходит на покупку импортных товаров, то отставание спроса будет еще более существенным.

2. Денежные изъятия из городской экономики намного больше, чем денежные вливания в городскую экономику, что мешает устойчивому, динамичному росту муниципального хозяйства.

3. Доля потребительских расходов в совокупном муниципальном спросе — порядка 73%, т.е. значительная доля муниципального спроса приходится па потребительские расходы, что при наличии большого промышленного потенциала города свидетельствует о весьма низком инвестиционном спросе и продолжающихся кризисных явлениях в реальном секторе.

4. Производство потребительских товаров города составляет около 17% от потребительского спроса (а производство потребительских товаров и услуг — 37% от потребительского спроса). Это свидетельствует о том, что экономика города не в состоянии полностью обеспечить потребительский спрос горожан. В итоге значительная доля расходов населения (около 17 млрд. руб.)

уходит за пределы города в виде расходов на импортные товары, а также товары, произведенные другими регионами страны, что со всей очевидностью сдерживает развитие городской экономики. Эта сумма является потенциальным спросом, который при развитии отраслей легкой и пищевой промышленности мог бы стимулировать городскую экономику.

На основе функционального анализа можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию стратегии развития городской экономики.

Первое. При достаточно слабом бюджете города и негативных тенденциях развития межбюджетных отношений, когда идет усиление концентрации налоговых ресурсов на уровне Федерации и области, весьма большое значение приобретает мобилизация внутренних ресурсов стимулирования муниципального спроса, что возможно за счет усиления протекционистской политики по отношению к городской экономике.

Поэтому приоритетами экономической политики города должно стать:

• стимулирование потребительского спроса, направленного на потребление товаров и услуг городской экономики;

• увеличение инвестиционных расходов фирм и предприятий, связанных системой заказов с предприятиями города;

• положительное сальдо ввоза-вывоза товаров за пределы города;

• положительное сальдо экспорта-импорта.

Второе. Большой потенциал роста муниципального спроса имеется в сфере потребительского спроса за счет переориентации населения на покупку товаров и услуг городской экономики. Лозунг "Поддержим городского производителя!” - отнюдь не банальный, поскольку он позволяет привлечь в регион нереализованные 17 млрд. руб. (это значительная сумма в сравнении с бюджетом города, который составляет всего лишь около 4 млрд. руб.).

Решение этой задачи требует следующих мер:

• в стратегии развития города должно быть предусмотрено в качестве приоритетного направления развитие легкой, пищевой промышленности и сферы услуг;

• всемерное развитие маркетинга, цель которого - продвижение товаров городской экономики на муниципальном рынке и рынках других регионов;

• развитие рекламы, стимулирующей городскую экономику (в современных условиях ее доля крайне незначительна);

• воспитание в челябинцах «городского патриотизма» и понимания того, что приобретение местных товаров и услуг укрепляет экономику города (возможно проведение праздника торговых марок «Сделано в Челябинске» с целью привлечь внимание к продукции местных производителей);

• организация общественного питания, ориентированного на потребление муниципальной продукции.

Третье. Значительный эффект может дать стимулирование инвестиционных расходов фирм. Современное состояние инвестиционной деятельности характеризуется бессистемным, фрагментарным характером инвестиций, в силу чего идет распыление денежных средств по множеству автономных программ. Кроме того, предпочтение отдается приоритету особо важных производств в расчете на то, что повышение производства металла, машин и оборудования автоматически повысит спрос на них. Однако при отсутствии спроса эти отрасли «впадают в паралич», а их реанимирование означает безрезультатное расходование ресурсов. Режим инвестирования должен состоять в том, что денежные средства вкладываются в такие отрасли, которые через мультипликативный эффект в большей степени вызывают цепную реакцию, порождающую спрос в других смежных отраслях.

Приоритетными отраслями должны быть:

• объекты потребительского сектора (включая социальную среду, сферу ЖКХ);

• строительство;

• транспортная инфраструктура (создание промышленнотранспортного узла).

Эти отрасли задают первоначальный импульс роста спроса промежуточным отраслям, а затем следующая группа поставщиков определяет спрос для базового производства. Происходит увеличение инвестиционных поступлений.

Механизмом реализации этого может быть следующее.

1. Достаточно крупный консолидированный городской заказ с привлечением к его реализации максимально большого количества хозяйствующих в городе структур. Подобный заказ, связывающий между собой отрасли и сферы города, формирует надежное рыночное пространство для местных производителей товаров и услуг, придает городу инвестиционную привлекательность.

2. Оптимальная структуризация всех отраслей и сфер экономики, исключающая нерациональное расходование ресурсов, а также ускоренное развитие базовых и наукоемких производств, обеспеченных заказами.

3. Предоставление льгот и других форм стимулирования участникам городской программы.

4. Создание условий для максимального закрепления местного капитала и денежных доходов в регионе, проведение протекционистской политики в отношении местных товаропроизводителей.

Это в свою очередь потребует:

• разработки нормативных актов, определяющих цели, характер и механизм инвестиционной политики в городе; разработки типовых положений об управлении мультипликативными инвестиционными потоками;

• разработки условий привлечения частнопредпринимательских и коммерческих структур к комплексной инвестиционной программе территории на договорной основе;

• приоритетного размещения муниципальных заказов на местных производствах;

• организации контроля за соблюдением договорных условий в комплексной инвестиционной программе.

Четвертое. Важное значение имеет поддержка внешнеэкономической политики предприятия, цель которой, с точки зрения городской экономики, состоит в достижении положительного сальдо экспорта-импорта, а также ввоза-вывоза товаров и услуг. Это позволит стимулировать денежные инъекции в городскую экономику. С этой целью необходима промышленная политика, поддерживающая через экономические рычаги те предприятия, которые работают на экспорт, у которых вывоз готовых товаров и услуг превышает ввоз сырья и материала из других регионов.

Пятое. Значительный потенциальный спрос состоит в трансформации сбережений населения в инвестиции. Сегодня население города ежегодно вкладывает в банки порядка 2 млрд. руб. и покупает валюту на сумму 3,7 млрд. руб. (что в совокупности превышает расходы городского бюджета!!). Это требует особой политики по отношению к коммерческим банкам, стимулирования кредитования экономики, развития ипотечного кредитования.

Шестое. В настоящее время целесообразно введение казначейского исполнения местного бюджета, которое позволяет городу:

• обеспечить контроль за денежными потоками;

• закрепить денежный капитал на территории города;

• сэкономить значительную сумму денег путем совершенствования системы платежных расчетов.

Таким образом, стратегическая цель экономической политики городской администрации должна состоять во всемерном стимулировании совокупного муниципального спроса посредством:

• переориентации потребительского спроса на товары городской экономики за счет активного развития пищевой, легкой промышленности и сферы услуг;

• стимулирования инвестиционных программ на основе мощного городского заказа, связывающего воедино максимальное количество хозяйствующих городских структур;

• роста поступлений от внешнеэкономической деятельности предприятий;

• активного направления сбережений в инвестиции.

Любой из этих вариантов вызывает мультипликативный эффект роста муниципального валового продукта, который можно подсчитать, используя инвестиционный мультипликатор.

Инвестиционный мультипликатор показывает, во сколько раз прирастает валовой муниципальный продукт при увеличении муниципального спроса на 1 руб. (вне зависимости от того, за счет чего произошел рост спроса), т.е. рост валового муниципального продукта равен:

A y = u -А иа =-------1----------А иа ,

1 - (MPC - MPM )(1 - t)

где

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ay - рост валового муниципального продукта;

U - инвестиционный мультипликатор;

Дца - прирост муниципального спроса;

МРС - склонность городского населения к потреблению;

МРМ- склонность населения к приобретению импортных и иных товаров, произведенных вне городской экономики; t - ставка налогообложения.

Мультипликатор зависит от открытости экономики, уровня налогообложения и от склонности населения приобретать товары городской экономики.

Для Челябинска его максимальное значение может быть 4,5 (в том случае, если бы население весь доход направляло на потребление товаров городского производства). Фактическое значение мультипликатора — не больше 1,6 (за счет того, что часть доходов население тратит на покупку товаров не городского производства, а также вследствие налогообложения).

Реализация предложенных мер, на наш взгляд, подпитает муниципальный спрос на территории города, что послужит фактором устойчивого развития г. Челябинска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.