Научная статья на тему 'Регулирующий фактор совокупного спроса и экономика региона'

Регулирующий фактор совокупного спроса и экономика региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирующий фактор совокупного спроса и экономика региона»

С проблемами адаптации сталкиваются различные субъекты экономической деятельности: страны, регионы, отрасли, кластеры и отдельные предприятия (фирмы). Но главным субъектом экономической адаптации, по нашему мнению, выступает фирма. В процессе определения способов поведения вырабатываются соответствующие стратегии, учитывающие конкретные условия рынка и предприятия, и используются другие факторы, влияющие на способность предприятия адаптироваться как к внутренней, так и внешней среде в условиях конкурентной борьбы. При этом внешние факторы выступают доминирующими.

Другая закономерность экономической адаптации проявляется в том, что приспособление идет по восходящей линии: от мелкого производства товаров и услуг, ориентированного на отдельного потребителя, до тяжелой промышленности. И чем скорее насыщается рынок, тем быстрее приспосабливается производство.

В.А.Белкин

РЕГУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР СОВОКУПНОГО СПРОСА И ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

К числу положительных результатов реформирования экономики Челябинской области следует отнести либерализацию экономической деятельности и насыщение товарного рынка.

К отрицательным результатам относятся следующие:

а) глубокое падение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства (до октября 1998 года). Так, за период с 1991-го по 1998 год производство мяса в живом весе сократилось в 2,7 раза, а молока - в 2,78 раза;

б) глубокое падение объемов инвестиций в основной капитал. За период с 1991-го по 1998 год данный показатель уменьшился в 4,4 раза;

в) рост безработицы. За период с 1991-го по 1998 год ее уровень возрос с 3,1 до 8,3% от экономически активного населения, то есть в 2,7 раза;

г) чрезмерное усиление социальной дифференциации населения. Так, за январь-ноябрь 2000 года на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 26,2% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,6%. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения составило 10 раз.

Отрицательные результаты реформирования в значительной степени объясняются неблагоприятной макроэкономической средой функционирования региональной экономики, противоречивостью экономической политики, проводимой на уровне Федерации, несоответствием ряда ее направлений рекомендациям основных моделей государственного регулирования экономики.

Так, резкое снижение государственных расходов на народное хозяйство, чрезмерный выпуск государственных ценных бумаг, политика «валютного коридора» и снижения импортных пошлин, жесткая денежно-кредитная политика и т.д. привели к значительному снижению спроса на отечественные товары и услуги, снижению производства и росту безработицы.

В 1999-2000 годах в экономике региона наблюдалось улучшение ряда экономических показателей, в том числе значительный рост положительного сальдо внешней торговли, рост объемов промышленной продукции, инвестиций в основной капитал и снижение безработицы (таблица)

Динамика результирующего фактора регионального спроса, промышленного производства и безработицы

Показатель 1994 1995 1997 1998 1999 2000

Дефицит (+), профицит (-) территориального бюджета, (млрд р.) - 61,2 491,6 282,1 175,1 -79,4

Соотношение инвестиций (+) и сбережений населения (-), (млрд р.) 899,67 2645,45 4696,98 3614,52 н. д 5672,26

Сальдо внешней торговли - экспорт (+), импорт (-), (млрд р.) 1788,99 8707,09 6996,6 10787 26819,72 32631,5

Результирующий фактор регионального спроса (Рфс), строка 1+ строка 2 + строка 3 2688,66 11413,74 12185,18 14683,62 26994,82 38224,36

Индекс потребительских цен (раз) 2,8 2,1 1,1 1,9 1,91 1,256

Рфс, деленный на индекс потребительских цен (Рфсц) = строка 4 / строка 5 960,24 5435,11 11077,44 7728,22 14133,41 30433,41

Динамика промышленного производства (в % к предыдущему году) 71 93 98,7 87,6 112,6 116

Динамика безработицы (раз к предыдущему году) 1,72 1,52 0,35 2,43 0,859 0,617

Анализ данных таблицы показывает, что решающими факторами оживления экономики явились не внутренние факторы, а внешние и прежде всего положительные последствия девальвации рубля (рост импорторазмещения и спроса на региональные товары) и улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, что привело к росту экспорта и положительного сальдо внешней торговли области.

При этом возможно количественно оценить соотношение внутренних и внешних факторов оживления экономики области. Так, например, в 2000 году отношение положительного сальдо внешней торговли (32631,5 млрд р.) к превышению суммы иностранных инвестиций и инвестиций в основной капитал над сбережениями населения (5672,26 млрд р.) равняется 5,75. Это означает, что влияние внешнего фактора было примерно в шесть раз весомее, чем внутренних факторов совокупного спроса.

Из таблицы видна прямая связь между динамикой результирующего фактора регионального спроса в сопоставимых ценах (категории, предложенной нами для использования в научном обороте) и динамикой физического объема промышленного производства (а следовательно, и величиной валового регионального продукта). В среднем рост результирующего фактора на 10% приводил к росту натурального физического объема промышленного производства на 1%.

В наших расчетах приняты следующие значения курса доллара по годам: 1994 г. - 2204; 1995 г. - 4654; 1997 г. - 5980; 1998 г. - 9718; 1999 г. - 25; 2000 г. - 27,5 рублей/доллар.

Интересно отметить, что данные экономической статистики далеко не всегда подтверждают обратную связь инфляции и безработицы (известную кривую Фил-липса). Так, например, в 1998 году наблюдалась прямая связь инфляции, которая возросла в 1,9 раза, и безработицы, которая возросла в 2,43 раза (в сравнении с предыдущим годом).

В 2000 году произошло снижение инфляции (с 1,91 до 1,256 раза к предыдущему году) и безработицы (с 0,895 до 0,617 раза соответственно). То же самое наблюдалось за период с 1994 по 1997 год.

Фактические данные (см. таблицу) также далеко не всегда подтверждает обоснованность настойчивой рекомендации МВФ по снижению дефицита госбюджета. Так, например, с 1995-го по 1997 годы дефицит областного бюджета возрос с 61,2 до 491,6 млрд р., но динамика промышленного производства за этот период улучшилась (см.7-ю строку таблицы).

В соответствии с кейнсианской моделью государственного регулирования, в период кризиса следует увеличивать государственные расходы на народное хозяйство с целью увеличения совокупного спроса в экономике и сознательно идти на рост дефицита государственного бюджета. Понятно, что при этом следует также повысить степень защиты отечественного производителя от более конкурентоспособных иностранных товаров (и нелегального ввоза из других регионов РФ). Однако на практике на протяжении 1992-1998 годов, скорее, наблюдалось обратное: расходы на народное хозяйство и государственные инвестиции резко сократились, степень защиты от иностранной конкуренции снижалась (и продолжает снижаться). Это не могло не привести к дальнейшему падению производства и занятости. При этом не помогли ни либерализация экономической деятельности, ни массовая приватизация, и мы еще раз убедились в том, что экономика является очень сложной системой.

Чтобы предупредить возможные обвинения автора в том, что «задним умом все умны», приведем только одну цитату из опубликованного в 1995 году сценария развития народного хозяйства Челябинской области в 1996 году, подготовленного Челябинским филиалом ИЭ УрО РАН «Академэкоцентр» под руководством

доктора экономических наук В.Н. Белкина при нашем участии: «Учитывая заявления правительства и президента РФ о неизменности курса реформ, можно с достаточным основанием полагать, что в 1996 год станет годом продолжения кризиса»1.

Возобновившийся рост импорта в 2000 году (на 154,1%) указывает на исчерпание положительного эффекта девальвации. Дальнейшему росту импорта в 2001 году способствует политика правительства РФ, направленная на снижение импортных таможенных пошлин. Неизбежным следствием этого является падение спроса на региональные товары и услуги (даже при тех же условиях экспорта).

Снижению совокупного регионального спроса будут также способствовать значительное повышение цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий с 1.01.2001 г., выплаты по внешнему долгу, рост размеров размещения государственных облигаций.

Отрицательное воздействие указанных выше факторов в стоимостном выражении значительно превзойдет положительное воздействие на региональный спрос индексации пенсий и незначительного снижения уровня налогов и социальных платежей. Следовательно, в 2001 году в области произойдет падение темпов экономического роста в сравнении с 2000 годом.

Значительная зависимость области от конъюнктуры мирового рынка (и соответственно от таможенной, валютной и т.п. политики на уровне Федерации) определяет необходимость разработки стратегии ее развития, ориентированной на внутренние источники экономического развития. Это должна быть комплексная системная модель регионального развития, ориентированная на стимулирование совокупного спроса на региональные товары и совокупного предложения данных товаров.

Прежде всего речь идет об экономико-математической модели, которая подтверждалась бы данными экономической статистики.

В развитие данной модели следует разработать проекты решений законодательных органов, к которым можно отнести следующие: «О развитии региональной (межрегиональной) кооперации» (дополнения и изменения); «О развитии импортозамещающих производств»; «О государственной поддержке местных производителей» (в рамках действующего законодательства РФ); «О государственных (муниципальных) заказах» (дополнения и изменения); «Об управлении государственной (муниципальной на уровне городов и районов) собственностью» (дополнения и изменения); «О поставках государственным (муниципальным) унитарным предприятиям»; «Об ответственности за несоблюдение средних рыночных условий сделок, а также за нарушение установленного порядка заключения сделок при наличии заинтересованности»; другие законодательные акты.

В политической сфере необходима координация действий представителей политических партий, движений и органов власти региона с целью стимулирования роста федеральных расходов на закупку региональных товаров и услуг; стимулирования роста финансирования региональных программ социально-экономического развития; принятия закона «О депрессивных зонах», в котором бы в том числе предусматривался льготный режим федеральных налогов для соответствующих зон региона: стимулирования дотаций, субвенций и любого вида финансовой помощи региону; принятие реальных мер по защите отечественного производителя; принятия закона «О гарантировании частных вкладов»; «О государственных гарантиях по инвестированию проектов, имеющих народнохозяйственное значение», других законодательных актов.

1 Экономическая реформа в Челябинской области: итоги и перспективы. УрО РАН. Екатеринбург, 1996. С.47 (Препринт).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.