Научная статья на тему 'Устойчивое развитие горнопромышленных систем: принципы, условия, критерии, показатели'

Устойчивое развитие горнопромышленных систем: принципы, условия, критерии, показатели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие горнопромышленных систем: принципы, условия, критерии, показатели»

© Е.А. Куклина, 2005

УДК 338.4 Е.А. Куклина

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ: ПРИНЦИПЫ, УСЛОВИЯ, КРИТЕРИИ,

ПОКАЗАТЕЛИ

Семинар № 6

сторически сложилось таким образом, что процесс общественного развития был обусловлен как экстенсивным, так и интенсивным использованием природных ресурсов, в рамках которого в целом экологические принципы развития не принимались во внимание.

К началу 70-х годов ХХ века стала очевидной необходимость принципиального изменения деятельности первичных производственнохозяйственных единиц, что объясняется двумя факторами: экологизацией общественного сознания и активизацией подготовки рыночных механизмов к адаптации социально-

экологических установок [13]. Если в 70-х годах общее мнение исходило из представления, соответственно с которым сохранение среды обитания человека связывалось с необходимостью фактической стагнации производственно-хозяйственной деятельности в ее сложившихся исторических формах, то на рубеже 90-х годов идеи подобного рода уже не пользовались популярностью. Наоборот, укреплялось мнение, что современные формы научно-

технического развития должны рассматриваться в контексте адекватной «работы» рыночных отношений, создавать предпосылки для «сбалансированных взаимоотношений» между производственно-хозяйственной, социальной деятельностью и сохранением природной среды.

31.08.2002 г. правительством Российской Федерации одобрена доктрина РФ, в которой обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей объявлено стратегической целью государственной политики России [1].

Рациональное природопользование необходимо рассматривать в контексте формирования оптимального управления этим процессом.

Традиционное управление природопользованием (в модели неустойчивого развития) ориентировалось в основном на экономический рост и все большее потребление природных ресурсов, при этом основное внимание обращалось не на эффективность (производительность) ресурсов, а на производительность труда (эффективность производства).

В сфере природопользования цель управления должна состоять в наиболее эффективном использовании природных ресурсов и доминантой новой модели развития является повышение эффективности (производительности) природных и других ресурсов.

В докладе Римскому клубу «Фактор четыре» (авторы: Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ло-винс), обосновывается так называемая революция в эффективности, удовлетворяющая критериям устойчивого развития и считающаяся новым направлением научно-технического прогресса в XXI веке. Суть ее заключается в следующем: производительность ресурсов может быть увеличена как минимум в четыре раза. Это означает, что «богатство, извлеченное из одной единицы природного ресурса, может учетвериться» [4, с. 22].

Устойчивое развитие в контексте оптимального управления природопользованием должно, по нашему мнению, основываться на двух основных принципах.

1. Принцип единства экономических, экологических и социальных аспектов, что предполагает органичное дополнение экономической системы устойчивого природопользования социально-экологическими факторами и критериями.

2. Принцип учета регионального аспекта управления природопользованием, что предполагает учет влияния этой сферы деятельности на социально-экономическое состояние региона при переходе его к устойчивому развитию.

В связи с этим можно полностью поддержать предложение авторов [10] о целесообразности разработки Концепции региональной политики Министерства природных ресурсов РФ, уделяя при этом особое внимание связи трех сфер (природопользования, социальной сферы и экологической безопасности), поскольку многие вопросы их взаимодействия решаются именно на региональном уровне. Необходимость более полного и адекватного учета региональных особенностей воспроизводства, всех его стадий возрастает в условиях перехода к рыночной экономике. Таким образом, особенно актуальной становится разработка и реализация региональной экономической политики и стратегии, исходя из основных принципов рыночной экономики.

Еще более возрастает важность вышесказанного применительно к регионам, эксплуатирующим природные ресурсы, и многие авторские коллективы предлагают весьма перспективные программы действий в этой области. Так, например, исследование [9] посвящено разработке научного обеспечения развития горнопромышленных комплексов Республики Саха (Якутия).

Активная работа по реализации стратегии устойчивого развития среди стран с богатыми природными ресурсами ведется в Канаде, где в настоящее время стала весьма популярной идея устойчивого развития на местном (общинном) уровне. Весьма успешным оказался опыт реализации концепции устойчивого развития в местах проживания коренного населения, в частности, в рамках стратегии охраны окружающей среды Арктики, а также программы по интеграции знаний традиционного для индейцев природопользования и современной науки (опыт Северо-Западных территорий или одноименный проект пяти коммун в провинциях Альберта, Манитоба, Онтарио, Квебек и Ныр-Брансуик) [6].

Изучение вопросов устойчивого развития минерально-сырьевого комплекса осуществляется как рамках региональных экономических исследований, так и специалистами в области экономики минерального сырья. Так, Г.Х.Баевым предложен оригинальный подход к оценке стоимости ГРР в составе национального богатства страны, одно из ключевых положений которого — необходимость включения в стоимостную оценку геологической информации расходов, требующихся для ликвидации последствий экологических нарушений окру-

жающей природной среды в результате проведения ГРР. Кроме того, если последующая разработка ведется нерационально, с нарушениями материальных интересов будущих поколений, в соответствии с требованиями концепции устойчивого развития, определенные компенсационные отчисления, выделяемые в целевой «фонд будущих поколений» должны быть также включены в стоимость ГРР [2]. Эти две составляющие стоимости ГРР, по мнению автора, с которым нельзя не согласиться, являются внутриприсущими и характерными для социально ориентированной рыночной экономики в условиях устойчивого развития и отвечают национальным долгосрочным интересам любой страны, эксплуатирующий свои природные ресурсы.

В. В.Путин под устойчивым развитием применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевает «гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов» [11, с.3].

Одна из первых попыток оценки возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере недропользования в России была предпринята в работе [8] применительно к перспективам развития газовой отрасли и основывалась на экологизации процессов производства и потребления природного газа. Переход на более жесткие экологические стандарты потребует серьезного усовершенствования во всех звеньях технологической цепи газовой промышленности, обеспечивая снижение антропогенной нагрузки на биосферу. Переход на экологобезопасные газовые технологии, даже при существенном увеличении добычи, транспортировки и потреблении природного газа, дает возможность не только не увеличивать газовое загрязнение, но даже снизить общий и относительный объем выбросов и сбросов. Тем самым переход на экологобезопасные технологии в газовой промышленности позволит считать эту отрасль в наибольшей степени отвечающей международным экологическим стандартам и императивам устойчивого развития.

По нашему мнению, результаты выполненного исследования носят общетеоретический характер; авторы не ставили перед собой задачу сформулировать критерии устойчивого развития как одной из подотраслей горной про-

мышленности (газовой), так и горнопромышленных систем (ГПК, ГТПК). Интерпретация глобальной концепции применительно к недропользованию и базисным элементам региональных экономических систем заключается в обосновании критериев их развития на базе общих критериев устойчивого развития с учетом особенностей процессов природопользования и отправной точкой этого является конкретизация термина «устойчивость». Приведем несколько трактовок данного термина.

1. «Устойчивость равновесия». Равновесие механической системы устойчиво, если при малом возмущении (смещении, толчке) точки системы во все последующее время мало отклоняются от их равновесных положений; в противном случае равновесие неустойчиво [3, с.380].

2. «Устойчивость фирмы». Характеристика стабильности фирмы, определяющая финансовое состояние предприятия, хозяйственная деятельность которого обеспечивает в нормальных условиях выполнение всех его обязательств благодаря достаточным доходам и соответствию доходов и расходов [7].

3. «Устойчивость системы автоматического управления (САУ)». Представляет собой способность САУ нормально функционировать и противостоять различным неизбежным возмущениям (воздействиям). Состояние САУ называется устойчивым, если отклонение от него остается сколь угодно малым при любых достаточно малых изменениях входных сигналов [3, с.377].

4. «Устойчивость инвестиционного проекта (решения)». Инвестиционный проект или инвестиционное решение устойчиво, если коэффициенты вариации показателей эффективности проекта (решения) минимальны, т.е. эффективность инвестиционного проекта (решения) снижается минимально при ухудшении основных влияющих факторов.

Как следует из приведенных выше трактовок, все они в той или иной форме включают такие понятия, как «малый» («минимальный») и «нормальный». Применительно к исследованию проблем устойчивого развития в недропользовании все приведенные определения не могут быть скалькированы, даже при соответствующей их адаптации к предмету исследования. Поэтому, нам представляется, что в данном случае наиболее применима трактовка устойчивости в терминах системного подхода.

С позиций системного подхода устойчивое развитие можно охарактеризовать как определенный тип прогрессивно направленных, внутренне детерминированных изменений объекта, связанных с повышением уровня его организации. Развитие становится неустойчивым при возникновении кризисного состояния системы, которое связано с ее разрушением или переходом в новое качественное состояние [12].

В соответствии с концепцией устойчивого развития все проекты освоения природных ресурсов должны удовлетворять следующим главных условиям (требованиям) устойчивости: предотвращение ущерба критическому природному капиталу; ограничение использования возобновляемых природных ресурсов уровнем, при котором обеспечивается их устойчивость; предотвращение необратимых процессов в окружающей природной среде.

Таким образом, основными требованиями (условиями) устойчивого развития горнопромышленных систем (ГПК, ГТПК) в современных экономических условиях являются:

• предотвращение ущерба критическому природному капиталу и предотвращение необратимых для окружающей природной среды процессов;

• ограничение потребления возобновляемых природных ресурсов уровнем, при котором обеспечивается их устойчивость и учет издержек замещения этих ресурсов.

Специалисты в области проблем устойчивого развития определяют два критерия устойчивости развития — «человеческий» и «биосферный» [5]. При этом, «человеческий» критерий представляет собой реальное повышение «качества жизни» населения (повышение средней заработной платы, пенсий, расходов на здравоохранение, образование). Интегрированным показателем «качественности» жизни является показатель средней продолжительности жизни. «Биосферный» критерий должен зафиксировать, что рост «качества жизни» человека не привел к изменению исторически сложившихся локально-региональных и национальной экосистем, т. е. должно быть зафиксировано реальное снижение сбросов техногенного происхождения в среду обитания, что подтверждает реализацию тенденции стабилизации биосферных процессов.

ГПК представляет собой базисный элемент экономической системы ресурсно-сырьевого региона, которая является элементом макроэкономической системы, поэтому в основе со-

циально-экономического развития ГПК должны быть общие критерии устойчивости экономической системы, сформулированные с учетом специфики ГПК как производственноэкономической структуры.

«Устойчивое» недропользование можно представить как процесс, гарантирующий будущим поколениям надежное обеспечение минеральным сырьем в достаточном объеме с учетом интересов охраны окружающей среды и интересов населения. Ни одна из этих целей не может считаться абсолютной, то есть следует говорить о реализации компромисса в виде разумного набора управленческих решений в сфере недропользования.

Таким образом, главными критериями устойчивого развития ГПК в современных

1. Артюхов В.Г. Базовые положения национальной политики России в области недропользования // Горный журнал. — 2002, № 4, с. 3-7.

2. Баев Г.Х. Подход к оценке результатов геологоразведочных работ как элемента национального богатства // Минеральные ресурсы России: экономика и управление. — 2000, № 4, с. 32-39.

3. Большая Советская Энциклопедия. 3 издание. Том 27, с. 377, 380. М.: Советская энциклопедия, 1977.

4. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат половина, отдача — двойная. Новый доклад Римскому клубу. Перевод А.П. Заварницына и В.Д. Новикова под ред. акад. Г.А.Месяца. - М.: Academia, 2000.

— 400 с.

5. Ващекин Н.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Цивилизация и Россия на пути к устойчивому развитию: проблемы и перспективы. - М.: Изд-во МГУК, 1999. — 357 с.

6. Далькова ВМ. Понимание устойчивого развития в западных странах / Проблемы экологии и управление природопользованием. Отв. ред. Н.Н.Мамедов. М.: Изд-во РАГС, 2001, с.154-160.

экономических условиях является: повышение экономической эффективности функционирования ГПК; улучшение качества жизни населения территории; обеспечение равновесия в природной среде.

Показатели устойчивого развития горнопромышленных систем должны охватывать все три сферы (экономическую, социальную и экологическую) и включать такие характеристики как: оценка природно-ресурсного потенциала; величина поступлений в доходную часть бюджета в результате освоения МСР; количество создаваемых рабочих мест; уровень социально-экономичес-кой стабильности; уровень рационального использования природных ресурсов; техногенная нагрузка на окружающую среду; величина экологического ущерба и т.д.

----------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7. Лозовский Л.Ш., Райзберг БА., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997.

— 640 с.

8. Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие. -М.: Агар, 2000. — 254 с.

9. Научное обеспечение развития горно-

промышленных комплексов Республики Саха (Якутия) / Под ред. А.Н. Алексеева, В.Ю. Фридовского. — Новосибирск, Наука, 2003. — 383 с.

10. Проблемы экологии и управление природопользованием / Отв. ред. Н.Н. Мамедов. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 186 с.

11. Путин В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития Российской экономики // Записки СПГГИ. — 1999, том 144, с. 3-9.

12. Санжапов Б.Х., Стародубцева Я.В. Автоматизированная система принятия решений при стратегическом планировании устойчивого развития региона в условиях нечеткой информации // Программные продукты и системы. — 2001, № 3, с. 28-30.

13. Урсул АД., Лось В.А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. - М.: Луч, 1994. — 274 с.

— Коротко об авторах

Куклина Евгения Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организации и управления» Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета) им. Г.В. Плеханова.

^---------

-------------------- © Н.Г. Гусева, 2005

УДК 65.Q11.12 Н.Г. Гусева

ІЗб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.