Устойчивая экономика в условиях глобализации: особенности структурной организации
A Sustainable Economy in the Context of Globalization: Characteristic Features of a Structural Organization
УДК 330.36 <
Подгорный Владимир Васильевич
профессор Донецкой академии управления и государственной службы при главе Донецкой Народной Республики, доктор экономических наук, доцент
83015, г.Донецк, ул. Челюскинцев, д. 163А Vladimir V. Podgornyy
Donetsk Academy of Management and Public Service at the Head of the Donetsk People's Republic Cheluskintsev Str. 163A, Donetsk, 83015
Настоящая работа направлена на исследование существующих представлений об особенностях решения проблемы устойчивого экономического равновесия, обоснование его новой методологии и формирование инновационной модели устойчивой экономики. Цель. Формирование инновационной модели устойчивой экономики как совокупности государственного, частного и реального секторов, взаимосвязь и взаимозависимость которых устанавливается посредством управления экономикой через государственный сектор. Задачи. Исследовать существующие представления об особенностях решения проблемы устойчивого экономического равновесия. Обосновать новую методологию формирования устойчивой экономики. Сформировать инновационную модель устойчивой экономики, представленную в виде совокупности государственного, частного и реального секторов, функционирующих под воздействием управления экономикой, осуществляемого через государственный сектор. Методология. В работе обоснована новая методология обеспечения устойчивого экономического равновесия, включающая аргументацию структурных элементов инновационной модели устойчивой экономики — государственного, частного и реального секторов, взаимодействие которых обеспечивает требуемый двуединый результат — рациональное экономическое поведение и эффективную экономическую деятельность общества. При этом возможность управления экономикой обеспечивается через государственный сектор.
Результаты. Предложена новая методология обеспечения устойчивого экономического равновесия, позволяющая обосновать структурную организацию системной модели устойчивой экономики, включающую в себя государственный, частный и реальный сектора. Процесс формирования экономического поведения и экономической деятельности
общества представлен в виде замкнутого системного цикла. Движущей силой всех процессов внутри цикла являются экономические интересы, реализация которых осуществляется в процессе управления экономикой, что способствует оптимизации реального сектора и приводит к формированию рационального экономического поведения и эффективной экономической деятельности общества. Выводы. Исследование существующих представлений о решении проблемы экономического равновесия позволило обосновать новую методологию обеспечения устойчивого экономического равновесия, а также сформировать на этой основе инновационную модель устойчивой экономики в совокупности ее государственного, частного и реального секторов, функционирование которой обеспечивается на основе управления экономикой, осуществляемой через государственный сектор. Функционирующая на основе данной методологии экономика обеспечивает рациональное использование ресурсов и устойчивый экономический рост. Ключевые слова: глобализация, устойчивое равновесие, устойчивая экономика, управление экономикой, государственный сектор, частный сектор, реальный сектор, экономическая идеология, экономическое поведение, экономическая деятельность
This study examines the existing views of the special aspects of solving the problems of sustainable economic development, substantiating a new methodology, and developing an innovative model of a sustainable economy. Aim. This study aims to develop an innovative model of a sustainable economy as a combination of the public, private, and real estate sectors, their interrelationships, and their interdependence, which are implicit in managing an economy through the public sector. Tasks. This study examines the existing views of the special aspects of solving the problems
^ of sustainable economic development, substan-
¡5 tiating a new methodology, and developing an
innovative model of a sustainable economy. It ^ develops an innovative model of a sustainable
1 economy, which is presented as a combination s of the public, private, and real estate sectors x functioning under economic management by x the public sector.
ш Methods. This study substantiates a new meth-
m odology for the formation of a sustainable
£ economy and argues for the structural elements
> in an innovative model of a sustainable econ-
2 omy in the public, private, and real estate sectors. The interactions among these sectors
< ensure the desired twofold result: rational
economic behavior and efficient economic activ-^ ity, with the economy managed through the
x public sector.
о Results. A new methodology for the formation
of sustainable economic equilibrium is proposed, making possible the substantiation of the structural organization of a systemic model of a sustainable economy, which comprises the public, private, and real estate sectors. The economic behavior and activity of the society is represented as a closed system cycle. The driving force behind all processes within the cycle are economic interests achieved through economic management, which facilitates the optimization of the real estate sector and leads to the societal formation of rational economic behavior and efficient economic activity.
Conclusion. Examining the existing methods and special aspects of solving the problem of economic equilibrium makes possible the substantiation of a new methodology for the formation of a sustainable economic equilibrium. It allows the development of an innovative model of a sustainable economy as a combination of the public, private, and real estate sectors that is based on economic management through the public sector. An economy functioning on the basis of this proposed methodology enables the rational use of resources and sustainable economic growth. Keywords: globalization, sustainable equilibrium, sustainable economy, economic management, public sector, private sector, real sector, economic ideology, economic behavior, economic activity
Глобализация является объективным процессом, оказывающим значимое влияние на устойчивость экономики любой страны. В условиях глобализации и связанной с ней высокой изменчивости условий функционирования хозяйствующих субъектов повышение устойчивости экономики к глобальным изменениям является одним из ключевых факторов устойчивого развития общества. При этом рост устойчивости экономики прямо связан с рациональностью экономического поведения и эффективностью экономической деятельности общества, т. е. необходимо не только постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, но и максимизировать выгоды и минимизировать затраты.
В экономической науке принято подходить к решению проблемы устойчивости экономики с позиции теории общего экономического равновесия. В частности, один из представителей лозаннской школы Л. Вальрас предложил концепцию общего экономического равновесия в качестве универсального средства обеспечения устойчивости экономики. В основе данной концепции лежит представление об экономическом поведении как об индивидуальной оптимизации. В своих работах Л. Вальрас попытался создать общую экономико-математическую модель экономики, обосновывая с помощью математических расчетов возможность оптимизации экономического поведения [1].
Однако практика экономической жизни однозначно указывает на то, что рациональное экономическое поведение не может обосновываться исключительно с помощью математического аппарата. Проблема состоит, прежде всего, в высоком уровне неопределенности глобальной экономической среды, обусловленном непредсказуемым характером экономических кризисов, которые имеют рукотворный, а не стихийный характер.
Решению проблемы устойчивого экономического равновесия посвящено большое количество публикаций, среди которых выделяются работы И. И. Воробьевой [2], Д. В. Лыз-лова [3], С. В. Ковалева [4], В. Д. Дудки [5], С. А. Владимирова [6], С. Ю. Глазьева [7], Дж. Стиглица [8] и др. В них отражается общепринятый подход к решению проблемы устойчивого экономического равновесия на основе математизации экономической теории. Экономика в данном случае представляется как абстрактная система, в которой действуют суверенные и рациональные индивиды, оптимизирующие свои целевые функции: вся необходимая информация заключена в ценах и одинаково доступна всем участникам. Имеет место совершенная конкуренция, означающая, что никакой отдельный участник рынка не влияет на рыночную ситуацию, а она в свою очередь представляет им равные возможности реализации своих предпочтений. Все изменения в системе происходят мгновенно. Очевидно, что данная система далека от реальной действительности, хотя и представляет собой абстракцию, отражающую существенные черты рыночной экономики.
Все это подводит к выводу о необходимости обоснования такой модели экономики, которая обеспечивала бы в условиях глобальной нестабильности рациональное использование ресурсов и устойчивый экономический рост. В этой связи актуальным является проведение специального исследования и формирование
Таблица 1 <
Логика решения проблемы экономического равновесия ш
Этапы Содержание методологии Результат
1. Английские и французские экономисты А. Курно, У. С. Джевонс, А. Маршалл, Ф. Эджуорт и др. Анализировалось частичное экономическое равновесие как сбалансированное положение отдельных рынков — товаров и услуг, факторов производства, денег Раскрыто содержание рыночного механизма, направленного на достижение рыночного равновесия как состояния, при котором планы и намерения покупателей и продавцов совпадают так, что при данной цене величина спроса равна объему предложения товаров и услуг
2. Лозаннская школа, Л. Вальрас и др. С позиции общего экономического равновесия спрос на отдельный товар (в том числе на услуги и факторы производства) зависит не только от его цены, но и от цен на все остальные товары, а также от бюджетных ограничений каждого производителя и потребителя Обоснована теоретическая модель общего конкурентного равновесия (первая математическая модель экономики), которая основывалась на микроэкономических показателях, характеризующих поведение отдельных производителей и потребителей
3. М. Алле, Э. Бароне, А. Вальд, Ф. Визер, Ж. Де-бре, Г. Кассель, В. Парето, Дж. Хикс и др. Равновесие как максимум прибыли при заданных ценах, максимум полезности при заданных ценах и долях в прибылях. Цены неотрицательны; если существует избыточное предложение товара, то его цена равна нулю Вскрыты причины неравновесного состояния современной экономики. Так, М. Алле видел ее в растущем количестве ничем не обеспеченных бумажных денег. Сформулированы теоремы благосостояния, а также существования и единственности равновесия. Выявлена связь между равновесием по Вальрасу и Парето-эффек-тивным размещением ресурсов
на основе полученных результатов инновационной модели устойчивой экономики.
Объектом исследования являются процессы, обусловливающие формирование устойчивого экономического равновесия. Предмет исследования — система представлений о природе устойчивого экономического равновесия.
Цель исследования — формирование модели устойчивой экономики в совокупности государственного, частного и реального секторов, функционирующих на основе управления экономикой, осуществляемого через государственный сектор.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить представления об особенностях решения проблемы устойчивого экономического равновесия.
2. Обосновать новую методологию обеспечения устойчивого экономического равновесия, учитывающую факторы формирования рационального экономического поведения общества, особенности негативного влияния рыночного механизма на устойчивость экономического равновесия и усиление влияния глобальных процессов на развитие мировой экономики.
3. Сформировать модель устойчивой экономики, движущей силой которой выступают экономические интересы, реализуемые в процессе взаимосвязанного функционирования государственного, частного и реального секторов. Результатом такого взаимодействия
является формирование рационального экономического поведения и эффективной экономической деятельности общества, обеспечивающих рациональное использование общественных ресурсов и стабильный экономический рост.
В современных условиях динамичных глобальных изменений повышение устойчивости экономики является одной из самых значимых задач российского общества. Поиск путей повышения устойчивости экономики приводит к необходимости анализа положений теории общего экономического равновесия. Результаты анализа позволят выявить ее положительные и отрицательные стороны и на этой основе сформулировать основные положения новой методологии обеспечения устойчивого экономического равновесия, а также получить представление о структурной организации устойчивой экономики. Процесс исследования проблемы экономического равновесия можно разбить на три последовательных этапа (табл. 1).
Исследователи обоснованно исходили из того, что макроэкономическое равновесие — это такое состояние экономики, когда существует баланс между доступными ресурсами и их использованием, между объемами производства и потребления, между материальными и финансовыми потоками, между сбережениями и инвестициями и т. д. Они полагали, что в реальных условиях общее экономическое равновесие отражает степень гармоничности социально-экономической системы как сово-
^ купности взаимосвязанных элементов, а слеш довательно, степень ее устойчивости и жиз-х неспособности — как возможности преодоле-ш ния неизбежно возникающих противоречий, ^ и дальнейшего качественного и количествен-х ного развития.
Однако предложенные способы установления
ш экономического равновесия, в основу которых
™ было положено приоритетное использование
^ математических моделей, не в полной мере
>
< учитывали факторы, формирующие рацио-^ нальное экономическое поведение общества.
< К таким факторам следует отнести:
с= • психологический — разнообразие структуры
^ мотивации экономических агентов, разведе-
с^ ние потребностей и ценностей по их объек-
о /•
ш тивным характеристикам (а не по авторским
соображениям), изучение социальных установок человека, сдвиг мотива на цель и т. д.;
• смысловой — отражающий характер взаимосвязи применяемой модели рационального экономического поведения с объективной глобальной реальностью;
• ситуационный — экономическое поведение происходит в некой сложившейся или складывающейся ситуации, которая, в свою очередь, активно формирует и меняет человека; в этой связи необходимо принимать во внимание человека с его разнообразной мотивацией, ситуацию или контекст, в которых осуществляется рациональное экономическое поведение индивида.
Кроме того, исследователи исходили из либеральных представлений о рыночной экономике, которые были основаны на доминировании рыночной саморегуляции и минимизации государственного вмешательства в производство общественного продукта. Исследователи не учитывали весьма существенные недостатки рыночного механизма:
• игнорирование социальной справедливости, в частности, обеспечения права человека на труд и, как следствие, на определенный стандарт благосостояния;
• экономика, регулируемая рыночным механизмом, подвержена нестабильному развитию, в ней присутствуют рецессионные и инфляционные процессы;
• невозможность осуществления стратегических прорывов в области фундаментальной науки;
• отсутствие экономического механизма защиты окружающей среды, решения экологических проблем;
• обеспечение надежной и эффективной обороноспособности страны превращается в сложную проблему и т. д.
Именно на это указывал Дж. М. Кейнс, подчеркивая тот факт, что систематические кризисы, которые из мировых и региональ-
ных переросли в глобальные, опровергают представление о рынке как о самодостаточной системе и об автоматизме действия его механизма по приведению этой системы в равновесие [9]. Усиление роли глобализации в развитии мировой экономики, когда международное разделение труда и товарообмен расширяются до глобальных масштабов, интенсификация конкуренции, транснационализация, интернационализация капитала и финансовых рынков, возрастание роли транснациональных и надгосударственных институциональных структур, образование единого информационно-коммуникационного пространства, с точки зрения существующего методологического подхода к обеспечению устойчивого экономического равновесия, лишь усугубляют состояние экономики любой страны мира.
Проблема обеспечения устойчивости экономики, под которой понимается ее способность к сохранению первоначального состояния по отношению к изменениям или неопределенности внутренней или внешней среды, может быть решена посредством новой практической методологии обеспечения устойчивого экономического равновесия. Одним из основных методов данной методологии, наряду с системным и процессным, является метод системной идентификации исследуемых объектов [10]. Анализ результатов применения указанного метода позволяет сделать вывод о том, что способность экономики сохранять устойчивое, равновесное и динамичное состояние сопряжена с установлением гармоничного взаимодействия между ее государственным, частным и реальным секторами посредством управления, осуществляемого через государственный сектор.
Проектирование модели устойчивой экономики, осуществляемое на основе применения метода системной идентификации системных объектов, по мнению автора, позволит существенно расширить возможности государства по стимулированию рационального использования общественных ресурсов и обеспечению стабильного экономического роста (рис. 1).
Экономика — это совокупность субъектов хозяйствования, объединенных по имущественному и отраслевому признакам с целью рационального использования ресурсов и обеспечения устойчивого экономического роста. Экономика, как хозяйственное явление, имеет противоположные стороны, которые, впрочем, тесно связаны между собой, образуя целостность. Существование последней возможно только при условии решения и преодоления противоречий [11]. Для этого необходима общественная сила, способная преодолеть противоречия и решить существующий кон-
фликт в развитии экономических процессов. В качестве такой силы выступают экономические интересы. Экономические интересы представляют собой осознанное стремление хозяйствующих субъектов к удовлетворению экономических потребностей, являющееся объективным побудительным мотивом их хозяйственной деятельности.
В этом смысле экономические интересы, являющиеся наиболее мощным побудительным мотивом экономической деятельности, связанной со стремлением общества к удовлетворению возрастающих разнообразных потребностей, рассматриваются нами как движущая сила экономики. Именно реализация экономических интересов позволяет повышать эффективность воспроизводства и переходить к новому уровню экономических процессов, обеспечивая тем самым экономическое движение. Реализация экономических интересов происходит в процессе функционирования государственного, частного и реального секторов экономики.
Государственный сектор — это часть экономики страны, представляющая комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным органам власти, полностью контролируемая государством. Государственный сектор, доля которого, по мнению автора, должна составлять в экономике не менее 50%, выступает в качестве инициатора и конкурента по отношению к частному сектору. В этом случае государственный сектор совершает автономное действие: производя с меньшими издержками и продавая некоторые блага по более низким ценам, создавая рабочие места с более высокой заработной платой, он формирует конкурентную среду, оказывая благоприятное воздействие на всю экономику. Государственный сектор служит базой для сглаживания циклических колебаний рыночной конъюнктуры и стабилизации динамики экономического роста.
Таким образом, создавая государственный сектор, правительство страны получает возможность управления экономикой, способствуя ее функционированию в условиях, близких к экономическому оптимуму, обеспечивая возможность более эффективного использования общественных ресурсов и увеличения совокупного продукта.
Управление экономикой представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать и контролировать экономическую деятельность для обеспечения рационального использования общественных ресурсов и экономического роста. Государство вкладывает в управление
экономикой определенный смысл, обуслов- ^ ленный идеалами, нормами и ценностями, ш являющимися составными элементами эко- х номической идеологии. Идеалы последней ш образуют принципиальную основу управле- ^ ния экономикой. Управление экономикой ^ базируется на принципах информационной х и экономической свободы, обязательности ш налогообложения, распределения ресурсов, ™ стимулирования, эффективности и результа- ^ тивности (рис. 1). <
Информационная свобода является необхо- ^ димым условием функционирования устойчи- < вой экономики как открытой системы. Она >= представляет собой обеспечение возможности ^ выбора информации из имеющегося разнообразия вариантов, а также ее использова- 2 ние и передачу с целью формирования и реализации устойчивого развития общества в условиях существующих ограничений и сопротивления социальной среды грядущим изменениям. Особое значение информационной свободы заключается в том, что она способствует самореализации общества, его интеллектуальному и духовному развитию. В этом смысле информационная свобода предопределяет необходимость экономической свободы, которая представляет собой экономическое поведение субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов и потребления материальных благ.
Экономическая свобода, как необходимое условие развития предпринимательской деятельности, реализуется на базе законодательных государственных форм и неотделима от экономической ответственности граждан. Вместе с тем следует отметить, что экономическая свобода не должна быть беспредельной. Она должна быть полезной как обществу, так и государству. Социальное значение экономической свободы проявляется в обеспечении общества необходимыми благами для удовлетворения его потребностей. Полезность для государства определяется необходимостью выполнения его социальных обязательств перед обществом через обязательное налогообложение результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Обязательность налогообложения предполагает введение норм по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах хозяйствования за отчетный период, и установление ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства. Собираемость налогов влияет на уровень наполняемости государственного бюджета, из которого производится финансирование го-
Рис. 1. Логическая схема устойчивой экономики
сударственных программ, направленных на обеспечение устойчивого развития общества. В соответствии с этим часть экономических функций по управлению общественными ресурсами передается государству посредством проведения выборов, по результатам которых формируется государственная власть, в распоряжении которой находятся общественные ресурсы. В этой связи актуализируется принцип распределения ресурсов, являющийся главным принципом экономики.
Под распределением ресурсов понимается выбор направлений использования доступных ресурсов по разным работам, технологическим применениям, направлениям конечного использования для получения наилуч-
ших результатов. Значение этого принципа обусловлено, во-первых, ограниченностью ресурсов и, во-вторых, тем, что эффективность ресурсов в разных направлениях (как в производстве, так и в потреблении) может быть различна.
Распределение ресурсов может осуществляться двумя способами: централизованным и децентрализованным (рыночным). Поэтому принцип распределения ресурсов лежит не только в основе функционирования государственного, но и частного секторов экономики, партнерские отношения между которыми являются одним из основных условий устойчивости экономики страны. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности,
реализуемых посредством образовательно-производственных кластеров. В состав кластера на договорных условиях входят, с одной стороны, образовательные учреждения всех уровней, а с другой — промышленные предприятия, финансовые учреждения, обслуживающие компании (транспортно-логистические структуры), торгово-посреднические организации, центры занятости. Функционирование кластеров позволяет рационально объединять человеческий и производственный потенциал, стимулируя тем самым инновационную деятельность в сферах материального и нематериального производства.
Частный сектор экономики представляет собой часть экономики страны, не находящейся под контролем государства. Он подпитывает государственный сектор в пределах, не препятствующих действию законов рыночной саморегуляции. Под последней понимается способность экономики в результате реакций, компенсирующих влияние глобального воздействия, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне. Саморегуляция осуществляется посредством реализации определенных функций:
1. Ценообразование. Один из основных функциональных механизмов экономики, который заключается в формировании цены на различные виды благ. Ценообразование определяет поведение производителя благ, например, при формировании объемов производства. Динамика цен влияет на технологию производства благ, а также на характер потребления.
2. Взаимодействие спроса и предложения. Оказывает влияние на механизм ценообразования и стремится к установлению равновесной цены, в результате чего наступает состояние равновесия между объемами потребления и производства.
3. Конкуренция. Она позволяет обеспечить нормальное функционирование и постоянное развитие экономики и оказывает влияние на удовлетворение потребностей населения в материальных благах, отличающихся необходимыми качественными и количественными характеристиками.
4.Соотношение прибыли и убытков. Представляет собой финансовый результат изменений активов и обязательств субъекта хозяйствования за текущий период, оценка которого позволяет сформировать прогноз его будущей доходности и выявить риски, препятствующие реализации этого прогноза.
Реализуя указанные функции, рыночный сектор тем самым способствует: ресурсосбережению, созданию материальной заинтере-
сованности производить то, в чем имеется по- ^
требность, стихийной координации действий ш
людей в процессе экономической деятельности, х
эффективному распределению ресурсов, сти- ш
мулируя тем самым процесс оптимизации от- ^
раслевой структуры экономики, в ходе которой ^ осуществляется выбор наилучшего варианта х соотношения отраслей из набора действующих ш
для достижения наибольшей эффективности ™
экономической деятельности. ^
Формирование оптимальной на данный мо- <
мент отраслевой структуры экономики обе- ^
спечивает возможность эффективного функ- <
ционирования реального сектора экономики. >=
Реальный сектор экономики — это совокуп- ^
ность ее отраслей, производящих матери- ^
о
альные и нематериальные товары и услуги. ш В отраслевом плане реальный сектор экономики представлен двумя сферами — материальным производством (производственная сфера) и непроизводственной сферой (гуманитарная, рыночная, финансовая и правовая сферы). Отрасли производственной и непроизводственной сфер взаимосвязаны между собой, обеспечивая тем самым возможность эффективного функционирования производства в целом.
Реальный сектор экономики отражает существующее распределение ресурсов между отраслями и сферами материального производства. Отрасль представляет собой совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям. Реальный сектор экономики включает в себя пять групп отраслей со специфической ориентацией, имеющих свои определенные цели функционирования.
1. Отрасли гуманитарной ориентации. Цель функционирования — формирование высокого уровня общественного сознания. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить функционирование следующих отраслей, решающих конкретные задачи:
• отрасль духовной ориентации — научно-технические, детские, юношеские, специализированные и иные библиотеки (формирование личности человека);
• отрасль культурной ориентации — театры, музеи, кино, религия, физкультура и спорт (формирование ролевых установок в общественном сознании);
• отрасль научно-технической ориентации — естественные, социальные, гуманитарные, нормативные, формальные науки (практическое использование законов, определяющих жизнедеятельность общества);
• отрасль информационной ориентации — телевидение, радио, газеты, журналы, книги
^ и Интернет (передача объективной инфор-ш мации потребителям);
х • отрасль образовательной ориентации — до-ш школьные учреждения (детские ясли и са-^ ды), школы, средние специальные и высшие х учебные заведения (формирование самодостаточности, адекватного мировоззрения ш и гибкого менталитета). ™ 2. Отрасли рыночной ориентации.
Цель — обеспечение баланса совокупного
< спроса и предложения. Для достижения по-^ ставленной цели необходимо обеспечить функ-
< ционирование следующих отраслей, решаюсь щих конкретные задачи:
^ • отрасль с ориентацией на ресурсопользова-^ ние — угледобыча, добыча нефти и газа, 2 развитие водного и лесного хозяйства (обеспечение рационального использования природных ресурсов);
• отрасль с ориентацией на отношения собственности — государственная, частная, муниципальная, общественная и коллективная собственность (формирование оптимальной структуры собственности);
• отрасль конкурентной ориентации — конкуренция на индивидуальном и местном, отраслевом и межотраслевом, общегосударственном и международном уровнях (формирование атмосферы состязательности между хозяйствующими субъектами);
• отрасль инфраструктурной ориентации — банки, биржи, страховые компании, консалтинговые и юридические фирмы, информационные центры, аукционы, выставки, коммерческие предприятия (обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка);
• отрасль структурной ориентации — региональная, отраслевая, внешнеэкономическая структуры экономики, отдельные компоненты ВВП по стоимости, государственный и частный сектора.
3. Отрасли финансовой ориентации. Цель функционирования — оптимизация финансовых потоков в экономике. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить функционирование следующих отраслей, решающих конкретные задачи:
• отрасль социальной ориентации — пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальные льготы, помощь семьям с детьми, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, обороноспособность страны, общественная безопасность (социального обеспечения и защиты населения страны);
• отрасль денежно-кредитной ориентации — центральный банк, коммерческие, универсальные, инвестиционные и сберегательные банки (кредитование физических и юридических лиц);
• отрасль антиинфляционной ориентации — фискальная и кредитно-денежная политика, монетаризм, гипотеза естественного уровня и фискальная политика, ориентированная на предложение (обеспечение и поддержание минимального уровня инфляции в экономике);
• отрасль налоговой ориентации — системы традиционного (общего), упрощенного налогообложения, налогообложения по единому налогу, смешанного налогообложения (формирование социально справедливого перераспределения доходов в стране);
• отрасль экологической ориентации — системы охраны атмосферного воздуха, водных ресурсов, земель и недр, лесных ресурсов и животного мира (формирование экологически безопасной среды жизнедеятельности общества).
4. Отрасли правовой ориентации.
Цель функционирования — правовая регламентация жизнедеятельности общества. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить функционирование следующих отраслей, решающих конкретные задачи:
• отрасль конституционно-правовой ориентации — конституционное право (формирование баланса между свободой народа и властью государства);
• отрасль административно-правовой ориентации — административное право (формирование баланса между личной самодеятельностью граждан и правящей власти);
• отрасль трудовой правовой ориентации — трудовое право (формирование баланса интересов сторон трудовых соглашений);
• отрасль финансово-правовой ориентации — финансовое право (формирование баланса взаимоотношений государства и общества в процессе финансовой деятельности);
• отрасль хозяйственно-правовой ориентации — хозяйственное право (формирование баланса между тенденциями развития общества и системой рыночных отношений).
5. Отрасли производственной направленности.
Цель функционирования — всестороннее развитие факторов промышленного производства. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить функционирование следующих отраслей, решающих конкретные задачи:
• отрасль землепользовательской ориентации — земледельческое, пастбищное, смешанное, имущественное землепользование, связанное с промышленным и гражданским строительством (оптимальное распоряжение землей с целью ее рационального использования и извлечения дохода);
• отрасль с ориентацией на использование трудовых ресурсов — использование трудовых ресурсов в машиностроении, горнометаллургическом комплексе, химии и фармацевтике, сельском хозяйстве и пищевой промышленности (использование трудовых ресурсов в промышленности);
• отрасль инвестиционной ориентации — капитальное и финансовое инвестирование, реинвестирование, бюджетные ассигнования, заемное инвестирование (рост инвестиционной привлекательности промышленности);
• отрасль инновационной ориентации — проводка научных исследований и разработок, активное внедрение технических и технологических инноваций, а также ресурсосберегающих технологий, строительство новых предприятий и инновационной инфраструктуры (рост инновационной активности в экономике);
• отрасль предпринимательской ориентации — промышленное производство, финансовая и научная сферы, сферы производства услуг, коммерции и торговли (максимально полное удовлетворение рыночных потребностей).
Функционирование реального сектора экономики будет способствовать формированию рационального экономического поведения, которое можно определить как перебор альтернатив с целью рационального выбора. Под рациональным выбором в данном случае понимается выбор, ориентированный на эффективность, — как соотношение затрат и полученных результатов использования общественных ресурсов.
Регулятором экономического поведения выступает экономическая идеология как совокупность соответствующих идеалов, норм и ценностей, которые реализуются в процессе экономической деятельности. Экономическая деятельность, представляющая собой совокупность действий на всех уровнях экономики, направлена на достижение конкретных общественно значимых результатов — произведенных товаров и услуг.
Экономическая деятельность (в узком смысле этого термина) имеет определенную сферу приложения производительных сил — реальный сектор экономики. В широком смысле она служит для характеристики объема всей экономической жизни в течение некоторого периода времени на территории страны. Соответствие результатов экономической деятельности поставленным целям указывает на степень ее эффективности, которая измеряется отраслевыми и общими (макроэкономическими) показателями, отражаемыми в системе национальных счетов. Все показатели подразделяются на количественные (показатели, вы-
раженные в физических или денежных едини- ^ цах) и качественные (отношение величин двух ш однородных или неоднородных показателей, х характеризующее долю и темпы изменения ш экономических величин). ^
Оперативный контроль эффективности эко- ^ номической деятельности, проводимый на ос- х нове анализа количественных и качественных ш показателей, и принятие своевременных мер ™ со стороны государства по устранению выяв- ^ ленных негативных тенденций обеспечивает < экономике такое состояние, при котором ста- ^ новится возможным противостояние не только < агрессивным воздействиям внешней среды, >= но и внутренним неблагоприятным факторам ^ развития. В результате экономика становит- ^ ся устойчивой, т. е. такой, которая способна 2 успешно противостоять колебаниям мировых цен, оттоку капитала из страны, деятельности теневых структур и др.
Таким образом, функционирование экономики в предложенном виде обеспечивает рациональное использование ресурсов и стабильный экономический рост в условиях постоянных изменений рыночной конъюнктуры, вызванных воздействием глобальных процессов, негативное влияние которых на результаты экономической деятельности с течением времени постоянно возрастает. Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы.
1. Главным результатом исследования существующей методологии обеспечения устойчивого экономического равновесия явилось:
• выявление необходимости расширения сложившихся представлений об устойчивом экономическом равновесии с точки зрения учета факторов, формирующих рациональное экономическое поведение общества, оценки степени влияния недостатков рыночного механизма на устойчивость экономики, усиления влияния глобальных процессов на развитие мировой экономики;
• выделение экономических интересов в качестве движущей силы экономики, реализация которых осуществляется в процессе функционирования взаимосвязанных и взаимозависимых государственного, частного и реального секторов экономики;
• понимание необходимости разработки новой методологии обеспечения устойчивого экономического равновесия, идейный замысел которой должен быть положен в основу структурной организации устойчивой экономики, функционирующей на основе управления экономикой, осуществляемого через государственный сектор.
2. Выводы, полученные в результате исследования, позволили обосновать новую методологию обеспечения устойчивого экономиче-
^ ского равновесия, включающую аргументацию ш структурных элементов инновационной модели х устойчивой экономики — государственного, ш частного и реального секторов, — взаимодей-^ ствие которых обеспечивает рациональное эко-х номическое поведение и эффективную эконо-
1 мическую деятельность общества. При этом ш управление экономикой осуществляется через ™ государственный сектор.
^ 3. Обоснование новых взглядов, понятий
>
< и идей, изложенных в новой методологии ^ обеспечения устойчивого равновесия, по-
< зволило разработать соответствующую ло-с= гическую системную модель, включающую ^ в себя взаимосвязанные и взаимозависимые ^ государственный, частный и реальный сек-
2 тора экономики, которые функционируют на основе определенных принципов, функций и методов. Так, в инновационной модели устойчивой экономики роль принципиальной основы играет государственный сектор, функциональной основы — частный сектор и методической — реальный сектор. Возможность их функционирования обусловлена действием движущей силы устойчивой экономики — экономическими интересами, а логика функционирования — управлением экономикой.
Реализация данной модели будет способствовать успешной трансформации качественного результата функционирования устойчивой экономики, выраженного в росте уровня эффективности использования общественных ресурсов в результате осуществления рационального экономического поведения, в количественный эффект — стабильный экономический рост как следствие эффективной экономической деятельности общества.
Научная значимость исследования состоит:
• в обосновании новой методологии обеспечения устойчивого экономического равновесия, сущность которой заключается в изменении общепринятой методологии, а именно переходе от методов реформирования, обеспечивающих приспособление экономики к циклам экономической динамики, к методам управления экономикой, посредством которых осуществляется сглаживание циклических колебаний рыночной конъюнктуры и происходит стабилизация динамики экономического роста;
• в формировании инновационной модели устойчивой экономики, которая отвечает государственной стратегии России, направленной на обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения страны в число государств, лидирующих по показателю объема валового вну-
треннего продукта, и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам. Практическое значение полученных результатов заключается в разработке методических подходов и обосновании теоретических положений, изложенных в исследовании и доведенных до уровня практических рекомендаций. Они представляют собой методическую базу по обеспечению устойчивого экономического равновесия и могут быть использованы в формировании модели устойчивой экономики, разработке и усовершенствовании законодательных актов Российской Федерации.
Перспективным направлением дальнейших исследований является разработка регулирующего механизма — как системы государственного стимулирующего регулирования экономики — и выявление возможностей реализации предложенной модели устойчивой экономики в условиях Российской Федерации.
Литература
1. Нагой Ф. Н. Формирование механизмов реализации интересов социальных субъектов как показатель развития гражданского общества // Философия социальных коммуникаций. 2013. № 4 (25). С. 70-76.
2. Воробьева И. П. Устойчивость экономики и проблемы ее обеспечения в современной России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 1 (17). С. 17-25.
3. Лызлов Д. В. Преимущества и недостатки ВВП как показателя социально-экономического развития страны // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 2. С. 32-40.
4. Ковалев С. В. Развитие национальной конкурентоспособности в условиях экономической глобализации // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 6. С. 129-135.
5. Дудка В. Д. Макроэкономические состояния экономико-технологического роста — оценка равновесности и эффективности национальной экономики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 1-2. С. 213-219.
6. Владимиров С. А. О магистральных направлениях стратегического развития эффективных сбалансированных экономик // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2015. № 4. С. 22-28.
7. Глазьев С. Ю. Как добиться экономического роста? (Макродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения // Российский экономический журнал. 1996. № 5. С. 7-16.
8. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. И. А. Вайнштейна. М.: Ин-фра-М, 1997. 720 с.
9. Кейнс Дж. М. Избранные произведения / Пер. с англ. М.: Экономика, 1993. 543 с.
10. Подгорный В. В. Моделирование — главный принцип структурирования управления социальным развитием общества // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 40-48.
11. Лобовиков В. О. Закон единства и борьбы противоположностей как формально-аксиологический закон двузначной алгебры философии // Социум и власть. 2014. № 5 (49). С. 124-130.
References
1. Nagoy F. N. Formirovanie mekhanizmov realizatsii interesov sotsial'nykh sub»ektov kak pokazatel' raz-vitiya grazhdanskogo obshchestva [Formation of realization mechanisms of the interests of social actors as an indicator of civil society development]. Filosofiya sotsial'nykh kommunikatsiy, 2013, no. 4 (25), pp. 70-76.
2. Vorob'eva I. P. Ustoychivost' ekonomiki i problemy ee obespecheniya v sovremennoy Rossii [Stability of economy and the problem of its maintenance in modern Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Ekonomika [Bulletin of Tomsk State University. Economy], 2012, no. 1 (17), pp. 17-25.
3. Lyzlov D. V. Preimushchestva i nedostatki VVP kak pokazatelya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya strany [Advantages and disadvantages of GDP as an indicator of the country's socio-economic development]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vest-nik, 2009, no. 2, pp. 32-40.
4. Kovalev S. V. Razvitie natsional'noy konkurento-sposobnosti v usloviyakh ekonomicheskoy global-izatsii [Development of national competitiveness in the conditions of economic globalization]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy aka-demii [News of Irkutsk State Economic Academy], 2010, no. 6, pp. 129-135.
5. Dudka V. D. Makroekonomicheskie sostoyaniya ekonomiko-tekhnologicheskogo rosta — otsenka ravnovesnosti i effektivnosti natsional'noy ekonomi-ki [Macroeconomic conditions of economic and tech-
nological growth — an assessment of the equilib- < rium and efficiency of the national economy]. J Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. ^ Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [News of Tula ^ State University. Economic and Legal Sciences], 2010, no. 1-2, pp. 213-219. s
6. Vladimirov S. A. O magistral'nykh napravleniyakh x strategicheskogo razvitiya effektivnykh sbalansi- x rovannykh ekonomik [The main directions of stra- 5 tegic development of effective balanced economies]. m Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika 2 [Bulletin of Omsk University. Ser.: Economy], 2015, > no. 4, pp. 22-28. 2
7. Glaz'ev S. Yu. Kak dobit'sya ekonomicheskogo ros- fE ta? (Makrodinamika perekhodnoy ekonomiki: upush- < chennye vozmozhnosti i potentsial uluchsheniya). i= [How to achieve economic growth? (Macro dynamics x of the transition economy: Missed opportunities and x potential for improvement)]. Rossiyskiy ekonomi- o cheskiy zhurnal, 1996, no. 5, pp. 70-16. i-
8. Stiglitz J. E. Economics of the public sector. New York, London; W.W. Norton & Co. Publ., 1988. 654 p. (Russ. ed.: Stiglitz J.E. Ekonomika gosudarstvennogo sektora. Moscow, IFRA-M Publ., 1997. 720 p.).
9. Keynes J. M. Izbrannye proizvedeniya (transl. from Engl.) [Selected works]. Moscow, Ekonomika Publ., 1993. 543 p.
10. Podgornyy V. V. Modelirovanie — glavnyy printsip strukturirovaniya upravleniya sotsial'nym razvitiem obshchestva [Modeling as a key principle of social development structuring of society]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2015, no. 2, pp. 40-48.
11. Lobovikov V. O. Zakon edinstva i bor'by protivo-polozhnostey kak formal'no-aksiologicheskiy zakon dvuznachnoy algebry filosofii [The law of the unity ans conflict of opposites as a formal axiological law of two-valued algebra of philosophy]. Sotsium i vlast', 2014, no. 5 (49), pp. 124-130.