Научная статья на тему 'Устные рассказы как исторический источник по изучению духовной культуры семейских Забайкалья в 1930-1940-е гг'

Устные рассказы как исторический источник по изучению духовной культуры семейских Забайкалья в 1930-1940-е гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
СТАРОВЕРЫ / OLD BELIEVERS / УСТНЫЕ РАССКАЗЫ / ORAL STORIES / ПАТРИАРХ НИКОН / PATRIARCH NIKON / ХРИСТИАНСКИЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ / CHRISTIAN CUSTOMS AND CEREMONIES / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / SPIRITUAL LIFE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гордеева Оксана Бенедиктовна

Изучена роль устных рассказов староверов-семейских, проживающих в Забайкалье, в истории их духовной культуры. Старообрядчество изначально являлось отражением всеобщей русской культуры. Таким образом, все те исторические изменения, которые происходили в русской духовной культуре, как в зеркале, воспроизводились и в духовной культуре староверов-семейских. Разница лишь в масштабах и в том историческом периоде, в котором происходили все эти детерминационные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORAL STORIES AS HISTORICAL SOURCE FOR STUDYING SPIRITUAL CULTURE OF TRANSBAIKALIAN SEMEISKIE IN 1930-1940-ies

The article studies the role of oral stories of Semeiskie-Old Believers who lived in the Trans-Baikal region in the history of their spiritual culture. Originally, the Old Belief reflected the all-Russian culture. Therefore, all historical changes that took place in the Russian spiritual culture were reflected in the spiritual culture of Semeiskie-Old Believers as in a mirror. The only difference was in the scale and the historical period when all those determination processes occurred.

Текст научной работы на тему «Устные рассказы как исторический источник по изучению духовной культуры семейских Забайкалья в 1930-1940-е гг»

УДК 947(47)+281.93-3

УСТНЫЕ РАССКАЗЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ В 1930-1940-е гг.

© О.Б. Гордеева1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Изучена роль устных рассказов староверов-семейских, проживающих в Забайкалье, в истории их духовной культуры. Старообрядчество изначально являлось отражением всеобщей русской культуры. Таким образом, все те исторические изменения, которые происходили в русской духовной культуре, как в зеркале, воспроизводились и в духовной культуре староверов-семейских. Разница - лишь в масштабах и в том историческом периоде, в котором происходили все эти детерминационные процессы. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: староверы; устные рассказы; патриарх Никон; христианские обычаи и обряды; духовная жизнь.

ORAL STORIES AS HISTORICAL SOURCE FOR STUDYING SPIRITUAL CULTURE OF TRANSBAIKALIAN SEMEISKIE IN 1930-1940-ies O.B. Gordeeva

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article studies the role of oral stories of Semeiskie-Old Believers who lived in the Trans-Baikal region in the history of their spiritual culture. Originally, the Old Belief reflected the all-Russian culture. Therefore, all historical changes that took place in the Russian spiritual culture were reflected in the spiritual culture of Semeiskie-Old Believers as in a mirror. The only difference was in the scale and the historical period when all those determination processes occurred. 9 sources.

Key words: Old Believers; oral stories; Patriarch Nikon; Christian customs and ceremonies; spiritual life.

Семейские-староверы, живущие в Забайкалье со времен их ссылки во второй пол. XVIII в., являются потомками тех старообрядцев, которые не приняли религиозную реформу российского патриарха Никона. Это были люди из различных губерний, принадлежащие к различным сословиям (от княгини Урусовой и боярыни Морозовой до простолюдинов), носители древнерусской духовной культуры, православные христиане. Сила той преемственности, культурной и исторической, которую ощущали в себе старообрядцы, очень хорошо проявляется в письме монахов Соловецкого монастыря к царю Алексею Михайловичу в 1667 г., перед началом знаменитого Соловецкого бунта:

«Никона, бывшего патриарха, и по новоизложен-ным его книгам проповедуют нам ныне его, Никоновы ученики, новую, незнамую веру... Ее же, веры, не точно мы, но и прадеды и отцы наши до настатия Нико-нова патриаршества и до сего времени и слыхом не слыхали, а в коем православии прародители твои государевы скончались и многие святые отцы и чудотворцы наши Зосима и Савватий, и Герман, и Филипп митрополит угодили Богу, и ту истинную нашу православную веру они похулили, и весь церковный чин и устав нарушили» [7, с. 5].

Действительно, даже простым мирянам, а не только монахам было тяжело понять, почему вдруг, пусть даже и по приказу самого патриарха Никона, они

должны креститься не двумя перстами, как их отцы и прадеды, а тремя; ходить во время венчания вокруг аналоя не по солнцу, а против солнца; величать Божью Матерь не теми молитвенными словами, к которым привыкли: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою», а иными - как греки указали. Церковный раскол XVII в., по сути своей, явился следствием противостояния людей с твердой верой и людей, в своей вере не твердых, но покорных власти.

Таким образом, мы видим, что старообрядцы стали прямыми наследниками старой русской культуры, ее духовными детьми и продолжателями. Та культура, которая сегодня зачастую сохранилась лишь в письменном, книжном виде, у староверов-семейских в тех или иных формах жива и сегодня. Рассказы, записанные нами у староверов-семейских в 1987-2013 гг., подтверждают, что жизнь семейского села в 30-40-е гг. прошлого столетия, несмотря на политические репрессии, сильнейший идеологический гнет, а затем и Великую Отечественную войну, все-таки подчинялась традициям, уходящим корнями в далекое прошлое Древней Руси.

На основе этих рассказов мы постараемся раскрыть объективную картину духовной жизни русских староверов в середине ХХ в.

Русская деревня в первой четверти XVШ-XX вв. являлась образцом русской христианской обрядности, в то время как развитые города и промышленные цен-

1Гордеева Оксана Бенедиктовна, аспирант, тел.: (3952) 387607, e-mail: [email protected] Gordeeva Oksana, Postgraduate, tel.: (3952) 387607, e-mail: [email protected]

тры России ориентировались на западноевропейскую культуру. Уже в эпоху Петра Первого город стал отличаться от деревни укладом повседневной жизни не только высшего общества, но и простого люда. Это привело к тому, что традиционная русская культура стала восприниматься в городской среде как «особенная, специфическая и даже экзотическая, и уже с начала XIX в. ее начинают активно изучать» [9, с. 5].

Сравнивая сегодня явления русской духовной культуры, отраженные в научных трудах и в художественной литературе, мы находим много соответствий между старообрядческой культурой и культурой православной Руси. Например, в трилогии А.М. Горького «Детство» встречается упоминание о духовном стихе «Сон Богородицы». Автор рассказывал о своей бабушке: «Она служила повитухой, разбирала семейные ссоры и споры, лечила детей, сказывала наизусть «Сон Богородицы», чтобы женщины заучивали его «на счастье»... [3, с. 256]. Этот духовный стих был широко распространен по всей территории Российской Империи благодаря нищим, странникам, каликам перехожим [2, с. 175-235]. В нем шла речь о том, как Богородица узнала из пророческого сна о будущих страданиях своего сына, Иисуса Христа, и о Его смерти на кресте. В народе стих использовался в качестве заговора от всех несчастий. Автором статьи его текст был записан от Ненилы Якимовны Чебуниной в с. Тарбага-тай в 1987 г., а в 2013-ом - от Прасковьи Николаевны Калашниковой в с. Нижний Жирим.

Из комментариев к трилогии А.М. Горького мы узнаем, что бабушка писателя, «Акулина Ивановна, до замужества Муратова, родилась в 1813 году. В церковной записи о бракосочетании с В.В. Кашириным Акулина Ивановна названа «нижегородской мещанкой» [3, с. 424]. Старообрядцами ни дедушка, ни бабушка писателя не значились. Известно, что мать Акулины Ивановны осталась калекой (ее, крепостную крестьянку, напугал барин, и она выбросилась из окна, повредив правую руку), поэтому вынуждена была просить милостыню по городам и селам. Мать всегда сопровождала единственная дочь - Акулина. «Сон Богородицы» входил в репертуар нищих и калик перехожих, вот откуда знание этого «заветного» духовного стиха у Акулины Ивановны, бабушки А.М. Горького. Через 200 лет после описываемых событий «Сон Богородицы» можно услышать в исполнении семейских-старообрядок в том или ином варианте во всех старообрядческих селах Забайкалья, в то время как на Волге, в средней Руси, его уже не вспоминают.

Таким образом, напрашивается вывод: общее и для староверов, и для православных явление древнерусской духовной культуры дольше сохраняется в локальных, замкнутых этноконфессиональных группах, какими являются староверы-семейские. Исчезнув в конце Х1Х-начале ХХ вв. из употребления в среде русских людей в Нижнем Новгороде, стих «Сон Богородицы» продолжил свое существование в Забайкалье, в среде семейских-староверов и в XXI в.

О почитании икон

Основным культом староверов-семейских можно назвать поклонение святому образу - иконе. «Икона -

самый распространенный объект культа. Русский XIV— XVII вв., начиная с простого человека и кончая царем, молится только перед иконой, другой способ молитвы для него непонятен; иностранцы, бывшие в русских церквах той эпохи во время богослужения, видели там непостижимую для иностранного наблюдателя картину молящихся, обращенных в различные стороны и стоящих каждый перед своей иконой. Для тогдашнего общества икона была подлинным фетишем, она видит и слышит, живет и чувствует; ее одевают в серебряные и золотые ризы, ставят перед ней восковые свечи...» [7, с. 8]. Из рассказа Натальи Родионовны Дум-новой (1942 г.р.) узнаем: «Образа-иконы поновлялись перед Паской. Поновляли: мыли их, чистили, святой водой поливали. В Крещение на весь год запасали святую воду. С двенадцати ночи до шести утра 19 января вся вода святая. Год стоит - ничего ей не делается. В крещенскую ночь любой родник освящен. Доливаем простой водой - она остается святой, вся вода!» (запись автора 2013 г., с. Тарбагатай).

О способах лечения болезней

Народная медицина в течение столетий была единственным средством лечения болезней в среде старообрядцев, так как традиционная европейская медицина считалась у них греховной. Знание трав и кореньев, а также наиболее благоприятного для сбора трав времени (после Ивана-Травника) считалось неотъемлемой частью традиционной культуры семей-ских-староверов. Нам удалось записать в конце XX-начале XXI вв. некоторые способы народной медицины от ее хранителей - старообрядцев. Например, рассказ о лечении переломов услышан автором в 2013 г. от Прасковьи Николаевны Калашниковой, 1928 г.р., в с. Нижний Жирим: «Мой батя, хоть и председатель колхоза, а лекарем был. Когда Иван-Травник приходил, он шел в лес, всякой травы нарвет. Рожу лечил, экзему лечил, хондрозы разные - все лечил. Я на Петров день ногу сломала. Батя меня в большой таз посадил, воды теплой налил, ногу намылил, направил, щепочками обложил. Потом меня на руках на кровать положил и сказал: «Лежи сутки!» Я на третий день побежала».

От того же респондента записан эпизод о лечении экземы: «У бати черная кошма была такая, да полено в головах - вот на эту кошму он больных укладывал. Однажды, помню, привезли мужика, он с головы до пят весь в экземе, как в рыбьей шелухе! Батя баню истопил, мазью его намазал, и тот выздоровел, мужик-то». Также Прасковья Николаевна рассказывала о личном опыте лечения зубной боли: «На лесозаготовках был случай. Пришел в наш барак мужик один, Василий Иванович. Ульяна, его жена, с нами работала. У него все лицо раздуло, на себя не похож стал - так зубы разболелись. Просит меня со слезами:

- Вылечи меня!

- Я не умею, мне батя ничего не передал!

А он мне не верит: «Твой батя лечил, и ты сможешь!» Пристал, как с ножом к горлу. Я со злости говорю: «Возьми головку чеснока и жуй ее всю!». Он говорит: «Я не могу жевать, у меня все зубы болят!». А я ему: «А ты хоть штаны обмочи, а съешь ее, сжуй

целую головку чеснока!». Ну вот, приходит через три дня - все зубы выздоровели. Потом его дети мне говорят: «Мы в церкву ходим, за тебя свечку ставим -ты батьку нашего спасла от смерти!».

Наряду с народными методами для лечения недугов староверы-семейские применяли различные заговоры, берущие свое начало в культе мертвых во времена язычества древних славян. Например, от Нени-лы Якимовны Чебуниной в 1987 г. автором записан заговор на больные зубы: «Месяц-месяц! Высоко светишь-светишь! Где ты был, Месяц? - Был я у мертвых. - Не болят у мертвых зубы? - Не болят. - Чтобы у рабы Божией (имя) зубы не болели, не скорбели, чтобы навек занемели!». Тот же респондент поделился заговором на остановку кровотечения: «На море-окияне стоит пень вверх корнями. На пню сидит девица с красной ниткой, шьет-пошивает, кровь зашивает. Красная нитка, тянись, кровь у рабы Божией (имя), остановись!» В обоих заговорах применяется прием перехода в загробный мир как мир перевернутый («пень вверх корнями»), сакральный, в который человек обращается за помощью для мира горнего, земного. Культ мертвых по-прежнему характерен для старо-веров-семейских, которые отмечают Радуницу, все родительские субботы, обращаются к душам умерших предков в дни христианских церковных праздников.

Русские традиции и обряды. Празднование Пасхи

В устной традиции семейских староверов довольно большое место занимают рассказы о православных двунадесятых праздниках. Троица, Пасха, Рождество Христово, Крещение, Успение Божией Матери - все эти праздники широко отмечались в семейских селах вплоть до правления Никиты Хрущева в 1960-х гг., когда они были официально запрещены: «В 30-е, 40-е, 50-е Паску праздновали. В 60-х уж перестали все вместе праздновать, нельзя было!» - утверждает Наталья Родионовна Думнова (1942 г.р., с. Тарбагатай, запись автора 2013 г.). Но самое большое место в воспоминаниях семейских все же занимает Пасха.

«Паску обязательно праздновали. Не Пасха -Паска у нас говорят. И вот такой обычай был - разговенье на Паску. Сначала одно яйцо режут на всех членов семьи. А потом - меняться яйцами. Яйцо пасхальное оставляли на иконах, на божнице яйцо еще с прошлого года лежит» (записано автором от С. К. Устинова, старообрядца из Унэгэтэя, в 1994 г.).

«Паска! Бывало, вся улица алеет - все нарядятся в праздничную одежду, на лавочках - выйдут и сидят. Мужики в Паску восемь дней не работают, в бабки играют. От воскресенья до воскресенья никто ничего не делал! Бабки напилят, чурбачки и вот играют. Старые в карты не играли, за грех считали. А молодежь в соломе играла. У каждого стог соломы стоял, в соломах играли с девками» (Иван Иванович Акинфиев, 1916 г.р., с. Тарбагатай, запись автора 1988 г.).

«Помню, как Паску праздновали. Старшие собирались, молились. С дома в дом ходили. Компаниями собирались, пели: «Паска Христова!» (записано автором от М.Л. Китаева, с. Верхний Жирим, 2013 г.).

Наталья Родионовна Думнова (1942 г.р., запись

автора в 2013 г. в с. Тарбагатай): «Все чистое, новое надевали на паску. Образа-иконы поновлялись перед Паской...

- Пока не придут с церквы, не ешьте! - бабушка нам наказывала.

Вот дети родителей дождут, дома все помолятся, только тогда есть можно. И мы просили сначала:

- Батюшка с матушкой, благословите разговеться! - мы, дети, все хором говорим.

- Бог благословит! - отвечают мать с отцом.

На стол поставят тарелку, полную крашеных луковым пером яиц, - без счету. Миска общая, у каждого своя деревянная ложка, а у тяти - алюминиевая, дорогая чашка и ложка! Батя ел отдельно. Молча! Кто-то захихикал, батя ка-а-к взглянет на нас!.. Тут же тишина»...

Катание яиц на Пасхе

«В Х!Х в. катание яиц представляло собой веселую забаву с участием большого количества людей. Однако в древности эта игра входила в комплекс магических действий, связанных с пробуждением и оплодотворением Земли. Так, во многих местностях России существовал обычай в день Вознесения катать яйцо по озими в надежде на хороший урожай» [9, с. 114].

Семейские-староверы в своих рассказах свидетельствуют, что в Пасху все шли на гору - здесь размещалось сельское кладбище со скромными могилками без оград и памятников (здесь раньше было принято над могилой ставить простой крест, лишь в советское время, в 1970-1990-е гг., пришли иные обычаи). Покойных родственников тоже поздравляли с Пасхой. Затем проводилось «катание яиц». Наталья Родионовна Думнова (1942 г.р.) рассказывает: «После все дети идут на горку - катать яйца. На горе, где кладбище, где могилки, выроют длинные такие канавочки до самого низу - по ним катают яйца. Если яйцо разбилось, его надо тут же съесть. К вечеру так наешься этих яиц, что даже отрыжка. А чье дальше всех укатилось и не разбилось, - тот и выиграл! Вот мое укатилось дальше, я кричу: «Выиграла!»

Качели на Пасхе

Качели - традиционное русское развлечение для сельской молодежи во время празднования Пасхи.

«Где-нибудь в конце деревенской улицы парни устраивают так называемые «обчественные качели» (в складчину), и возле этих качелей образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль здесь занимают, конечно, девушки, которые без устали катаются с парнями» [6, с. 216]. Наталья Родионовна Думнова (с. Тарбагатай, записано автором в 2013 г.) рассказывает: «В Паску на улице качели ставились, все молодые качались. Играли в лапту, в зоски, в лодыжки (холодец когда варили, оставались косточки, вот их брали), выжигало. Лапту сильно любили! Одной рукой подбрасываешь мяч, другой бьешь по нему палкой. А мы (вся улица ведь на лапту собиралась) ловили!

Раньше машин не было, на улице играли в лапту».

Политические и исторические события

Большое место в устных рассказах семейских староверов занимают рассказы о политических событиях, происходивших в старообрядческом селе. Есть рассказы о революции (ее староверы называют «переворотом»), о гражданской войне, о политичсеких репрессиях 30-х гг. (у семейских это время названо словом «гонения»), о Великой Отечественной войне («Война поднялась!» - так говорят о начале Второй Мировой). Все события, оставившие глубокий след в народной памяти, описываются подробно, иногда точно называются даты, в которые все это происходило. Например, хорошо запомнили люди 1930-1932 гг., когда были закрыты церкви, вывезены старинные книги и иконы, сброшены колокола. А также часто вспоминается 1937-й - год, когда были расстреляны кулаки и уставщики, разломаны молельные, вывезены в Туруханский край на Енисее многие хорошие хозяева из среды староверов-семейских. В 1937-ом г. вышло официальное распоряжение советской власти на местах, запрещающее носить семейскую одежду (сохранившуюся с допетровских времен, с XVII в.).

1. Репрессии 1930-х гг. ХХ в.

Семен Климович Устинов рассказывает: «И спас нашу семью от высылки в 37-ом году тоже карым -Житихин его фамилия была. Отца с матерью уже на подводу посадили, готовили к отправке. А Житихин шел мимо, увидел:

- Вы че же делаете, а?! - закричал. - Устиновы простые работники, а вы их в ссылку?

А Житихин занимал высокий пост в районной администрации. Поэтому отца с матерью сразу же отпустили. А так бы все, не видать нам родителей...

У мамы было двое братьев - Галактион и Феок-тист. Всех моих дядьев сослали на Енисей, в Турухан-ский край. В Иркутске после оказалось четверо моих братьев» (запись автора, 1994 г.).

«Коммунисты разрушали церквы. Открыли окошки в церквы - иконы забирать. Мы скорей закрывать -нам неохота иконы-то отдавать! Было реву целая куча! Церква в Тарбагатае у нас была большая, красивая. Клирос был загороженный. Иконы стояли. Уставщик, священник служил в алтаре. Иконы вот такие, как у меня стоят, - большие были. Все порушили, все разломали!» (записано автором от Ф.Л. Черных в 1987-ом г., в с. Тарбагатай).

Архивные документы конца 30-х гг., находящиеся в НАРБ, в ГАЧО, в ГАЗК, могут ввести исследователей-историков в заблуждение. В протоколах сельских собраний того времени стоят по 200, 300, 500 и более подписей староверов под просьбой взять ту или иную сельскую церковь под государственные нужды. Есть и подписи уставщиков, и даже их запротоколированные просьбы о том, чтобы храмы были переданы государству. Истинная причина массовых отказов староверов от своих собственных храмов (построенных, кстати, на их же собственные деньги и их собственными руками!) находится в устных рассказах. Вот, например, воспоминание уставщика с. Тарбагатай Ивана Ивановича Акинфиева: «Молиться все ходили: и девушки, и ребя-

та, и старики - все ходили. Только скажешь тихонько, старуха сразу тебя лестовкой: «Не разговаривай, а слушай!» В 1932-1933-ем стали все забывать. Крадче молились. Если узнают, что молишься, тебя либо в тюрьму, либо в ссылку, либо под твердый налог подведут. Налогом облагали. На лесозаготовки, либо на лесосплав... Коммунисты в 1932-ом г. все колокола посбрасывали, все церкви разломали. Власть забрали, в партию зашли, стали держать себе высокую честь и все исковеркали, все сломали. И церкви разломали, и давай ссылать уставщиков, и запрет пошел молиться» (Иван Иванович Акинфиев, 1916 г.р., с. Тарбагатай, запись автора 1988 г.).

2. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

Большое место в устных рассказах староверов-семейских занимают воспоминания о Великой Отечественной войне. Это было очень трудное время, когда и в тылу все силы отдавались работе на благо фронта. Есть редкие записи доживших до нашего времени ветеранов-фронтовиков.

Игнат Каллистратович Калашников (1922 г.р., с. Тарбагатай, запись автора 2013 г.) рассказывает: «Великая Отчественная война началась, я должен был в армию идти служить, а был призван на войну. Воевал на Восточном фронте артиллеристом, у меня 76-мм пушка была. Нас, призывников, сразу забрали и отправили в Монголию. Из Монголии - дальше в Китай увезли, в город Чуфынь - полгода мы там стояли. Там только я понял: если бы японец тронулся на запад, России бы не было. России не стоять было бы - конечно, у японца едакие войска! Но и нас было немало: и в Китае, и в Чите мы стояли, все войсками русскими на границе забито было, сдерживали неприятеля».

«Уставщиков коммунисты стали прижимать, они в город уехали. В войну и праздники не праздновали в моленной. Сами по себе знали, что Паска, что Троица пришла, помолимся!

Война была, вместе молиться некогда было. Такие-то больши молитвы мы не знали. Уставщик молится, и за им молишься. Только «Начал» знали» (записано автором от Ф.Л. Черных в 1987 г., с. Тарбага-тай).

«Батя на войне был, а я помню хлеб тот, военный. Как мама начнет его резать на маленькие кусочки, а мы, дети, стоим, смотрим - свой ждем. Просяной хлеб назывался, из проса хлеб пекли. Я самая маленькая была в семье, возьму свой кусочек, не ем его сразу, хожу весь день, сосу эту хлебную корочку. Мама в войну день и ночь работала в колхозе, сено косила. Бригадир на лошади подъедет к нашему окошку в пять утра, плеткой постучит в окошко:

- Маланья, на работу!

- Сейчас, я уже собралась! - мама отвечает.

Литовку на плечо, на телегу сядут, лошадь запряжена уже, и поехали до ночи. А мы дома с дедушкой...

Живых детей нас осталось пятеро, многие поумирали. После войны, когда батя пришел, сестренка еще одна у нас родилась. Тяжеловато в войну было, но мы не голодовали. Корову одну держали, курочек, поросенка - одного, правда, - но держали. В огороде

много садили: картошку, лук, огурцы, помидоры, укроп, петрушку, редьку, свеклу, брюкву, репу, чеснок - обязательно! Мы-то, ребятишки, шибко не постовали. А вот мама и дедушка, да сестра моя старшая, - те по-стовали» (записано автором в 2013 г. от Журавлевой Антонины Куприяновны, с. Тарбагатай).

Позволим себе сделать некоторые выводы. Итак, устные рассказы семейских-староверов Забайкалья являются уникальным историческим источником. Они изобилуют подробностями быта, народных способов лечения различных заболеваний, верований старове-ров-семейских, описанием того, что ели, во что одевались, как праздновали религиозные праздники, какие традиции поддерживались в старообрядческом селе в 30-40-е гг. ХХ в. Зачастую эти рассказы можно поставить выше архивных данных. Ценность их, значение неоценимо. Если в архивных справках оставалось только то, что можно было записать согласно довлеющей в тот период времени идеологии, то в устных рассказах нашла свое отражение объективная картина мира семейских-староверов. Мира не только материального, но и духовного. Фамилии настоящих участников событий указанного периода (например, фамилия Житихина, спасшего от ссылки целую семью староверов Устиновых), факты и детали событий в памяти староверов-семейских сохранены порой лучше, чем в архивных папках.

1. Из рассказов староверов-семейских мы узнаем о последствиях распоряжений государственных органов, например, о запрете на ношение семейской одежды, вышедшем в 1937 г. Именно с этого года, как рассказали нам респонденты, были запрещены сара-

фаны, кички, рюахи-станушки, запоны и другая семей-ская одежда. Все это заменялось одеждой европейского кроя.

2. Религия староверов, находящаяся под официальным запретом советской власти, продолжала существовать на протяжении всех лет ее существования. Об этом свидетельствуют записанные нами у староверов духовные стихи, рассказы о Христе, Божи-ей Матери и святых, молитвы и духовные песнопения.

3. Устные рассказы староверов говорят также о том, что, кроме закрытия церквей, применялись и другие меры искоренения религии. Например, в с. Большой Куналей, по рассказам уставщика Л.В. Афанасьева, очевидца этих событий, по распоряжению коммунистов из больших икон делали двери, стелили полы в колхозном свинарнике, сооружали тротуары на главной улице. Таких данных в архиве нет, их можно узнать непосредственно от самих жителей старообрядческих деревень.

4. Детали быта, пища староверов в посты и в периоды мясоеда, одежда зимняя и летняя, строительство домов, ведение домашнего хозяйства - все это также содержится лишь в записях устных рассказов староверов Забайкалья.

5. Объективная картина жизни семейского села в 30-40-х гг. ХХ в. вырастает из рассказов самих староверов. Дополненные архивными сведениями, устные рассказы семейских становятся чрезвычайно полновесным, информативным источником по истории не одних лишь староверов Забайкалья, но и всей России.

Статья поступила 21.07.2014 г.

Библиографический список

1. Болонев Ф.Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. 224 с.

2. Бессонов П. «Калики перехожие». М., 1864. Ч. 2. 235 с.

3. Горький А.М. Собр. соч. В шестнадцати томах. М.: Изд-во «Правда», 1979. Т. VIII. 432 с.

4. История России 1917-1940. Хрестоматия. Под ред. М. Е. Главацкого. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1994. 336 с.

5. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: Знание, 1996.

6. Преподобного отца нашего !оанна, игумена Синайской

горы, Лествица, в русском переводе. Седьмое издание Козельской оптиной пустыни. Сергиев Посад: Изд-во Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908. 114 с.

7. Три века. Россия от смуты и до нашего времени. В 6 т. М.: Самарский дом печати, 2005. Т. 2. 352 с.

8. Цветков С.Э. Древняя Русь. Эпоха междоусобиц. От Яро-славичей до Всеволода Большое Гнездо. М.: Центрполи-граф, 2013. 525 с.

9. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб.: Азбука-классика, 2008. 333 с.

УДК 378.147

ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ: РКИ В МОДУЛЕ ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080100 - ЭКОНОМИКА

© Е.А. Дворкина1

Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, 119991, Россия, г. Москва, Ленинский пр., 65.

Раскрывается специфика преподавания языка специальности иностранным студентам, обучающимся по направлению 080100 - экономика. Обосновывается необходимость тщательного дальнейшего всестороннего развития понятия языка для специальных целей (LSP) и лингвистического анализа языков различных сфер человеческой деятельности для создания модели обучения LSP в реалиях российского высшего образования. Предлагается

1Дворкина Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры русского языка, тел.: 89036126072, e-mail: [email protected]

Dvorkina Ekaterina, Senior Lecturer of the Department of Russian language, tel.: 89036126072, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.