Научная статья на тему 'На фронте и в тылу: старообрядцы Байкальской Сибири в годы Великой Отечественной войны'

На фронте и в тылу: старообрядцы Байкальской Сибири в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
649
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ / СТАРОВЕРЫ-СЕМЕЙСКИЕ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ / POPULATION CENSUS / SOVIET GOVERNMENT / COUNCIL FOR RELIGIOUS CULTS / OLD BELIEVERS (SEMEISKIE) / GREAT PATRIOTIC WAR / REVIVAL OF SPIRITUAL LIFE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гордеева Оксана Бенедиктовна

Освещается участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. закрытой этноконфессиональной группы семейских староверов, проживаюших в Забайкалье. На основе статистических данных и полевых записей выявлено активное участие старообрядцев в военных действиях против фашистской Германии, посильная финансовая и трудовая помощь забайкальских старообрядцев фронту. Особенное внимание уделено Восточному фронту, где в Забайкальской дивизии были сосредоточены основные силы староверов. Несмотря на давние религиозные расхождения с советской властью, староверы-семейские не поставили во главу угла свои верования, не сделали их фактом духовного раскола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FRONT AND IN THE REAR: BAIKAL SIBERIAN OLD BELIEVERS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article describes the participation of the Transbaikalian closed ethnic and religious group of Old Believers (Semeiskie) in the Great Patriotic War of 1941-1945. Statistical data and field recordings demonstrate active involvement of the Old Believers in hostilities against Nazi Germany, their feasible financial contribution and labor assistance to front. Particular attention is paid to the description of the Eastern Front, whose Trans-Baikal division was composed mostly of the Old Believers. Despite long-standing religious differences between the Old Believers (Semeiskie) and the Soviet authorities, Semeiskie did not allow that fact to cause spiritual schism.

Текст научной работы на тему «На фронте и в тылу: старообрядцы Байкальской Сибири в годы Великой Отечественной войны»

Выводы:

1. Внедрение модульного обучения требует организационной перестройки учебного процесса, включающего в себя планирование работы преподавателей, формирования контингента обучающихся, подготовки теоретической и практической базы, разработки соответствующего методического обеспечения, текущего и итогового контроля знаний.

2. Преимущество модульного обучения заключается в постоянной самодиагностике и стимулировании работы студента, в возможности диагностики текущего состояния успеваемости студента по рейтинговой шкале учета знаний.

3. Контент модуля наполняется с учетом поставленной цели обучения и в соответствии с образовательной программой по дисциплине.

4. Введение модульного обучения отменит традиционные зачетные недели ввиду индивидуального графика работы студента.

5. Повышается мотивация обучения, т.к. студент сам выбирает «модули» и заинтересован в получении необходимой информации.

6. Рейтинговая оценка знаний (по индивидуальному интегральному индексу) способствует повышению мотивации студента к изучению материала.

Статья поступила 07. 04. 2014 г.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.

2. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.

3. Эрдниев П.М. Укрепление дидактических единиц как технология обучения. М.: Просвещение, 1992. 175 с.

4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979. 96 с.

5. Башмакова И.С. Английский язык для студентов технических вузов: учеб. пособие. М.: Филоматис, Омега, 2010. 450 с.

УДК 947(47)+281.93-3

НА ФРОНТЕ И В ТЫЛУ: СТАРООБРЯДЦЫ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© О.Б. Гордеева1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Освещается участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. закрытой этноконфессиональной группы се-мейских староверов, проживаюших в Забайкалье. На основе статистических данных и полевых записей выявлено активное участие старообрядцев в военных действиях против фашистской Германии, посильная финансовая и трудовая помощь забайкальских старообрядцев фронту. Особенное внимание уделено Восточному фронту, где в Забайкальской дивизии были сосредоточены основные силы староверов. Несмотря на давние религиозные расхождения с советской властью, староверы-семейские не поставили во главу угла свои верования, не сделали их фактом духовного раскола. Табл. 3. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: перепись населения; правительство СССР; Совет по делам религиозных культов; старое е-ры-семейские; Великая Отечественная война; возрождение духовной жизни.

ON THE FRONT AND IN THE REAR: BAIKAL SIBERIAN OLD BELIEVERS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR O.B. Gordeeva

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article describes the participation of the Transbaikalian closed ethnic and religious group of Old Believers (Se-meiskie) in the Great Patriotic War of 1941-1945. Statistical data and field recordings demonstrate active involvement of the Old Believers in hostilities against Nazi Germany, their feasible financial contribution and labor assistance to front. Particular attention is paid to the description of the Eastern Front, whose Trans-Baikal division was composed mostly of the Old Believers. Despite long-standing religious differences between the Old Believers (Semeiskie) and the Soviet authorities, Semeiskie did not allow that fact to cause spiritual schism. 3 tables. 7 sources.

Key words: population census; Soviet government; Council for Religious Cults; Old Believers (Semeiskie); the Great Patriotic War; revival of spiritual life.

1Гордеева Оксана Бенедиктовна, аспирант, тел.: (3952) 387607, e-mail: [email protected] Gordeeva Oksana, Postgraduate, tel.: (3952) 387607, e-mail: [email protected]

В этой статье мы постараемся показать роль староверов Забайкалья в Великой Отечественной войне. Благодаря записанным нами уникальным рассказам старообрядцев, проживающих и ныне в местах своих традиционных поселений за Байкалом, мы сможем рассмотреть все аспекты участия этой особой этно-конфессиональной группы в Великой Отечественной.

В чем актуальность проведенных нами полевых записей? Не секрет, что в последние двадцать лет предпринимаются попытки переписать историю Великой Отечественной, принизить роль Советского Союза в победе над фашизмом. Многие страны, такие как Польша, Украина, Литва, Латвия, Эстония, заявляют сегодня, что они были оккупированы советской армией, и пытаются обелить фашизм. Такие преступные военизированные группировки, как прибалтийские «лесные братья», бандеровцы, власовцы, претендуют на звание героев Второй мировой войны. В связи с этим, нам было интересно рассмотреть участие старообрядцев как особой этноконфессиональной группы в самой большой войне ХХ в. Как известно, старове-ры-семейские (самоназвание забайкальских старообрядцев) испытали на себе колоссальное влияние репрессивной политики советского государства в 30-е гг. ХХ в., поскольку все 100% сельского населения забайкальских старообрядцев было глубоко религиозным и не скрывало этого. Старинные иконы, книги, молельные дома и храмы в каждом селе, старинная русская одежда, которую было запрещено носить только в 1937 г., - все это красноречиво свидетельствовало о том, что старообрядцы являются религиозной общиной, слишком сплоченной, чтобы ее можно было в ближайшие 10-20 лет превратить в коммунистическую ячейку. Это привлекло к ним особое внимание советских карательных органов ОГПУ - НКВД.

Подобно прибалтам, западным украинцам и другим этноконфессиональным группам, староверы в 1920-1930-е гг. были высланы из мест постоянного жительства, около трети всех старообрядцев была расстреляна. Что же помешало староверам-семейским объявить себя врагами советской власти, когда для этого настал такой удобный момент - нападение на СССР фашистской Германии? Сделать то, что бандеровцы, власовцы и «лесные братья» посчитали для себя единственно верным - перейти на сторону фашистов?

Документы свидетельствуют: среди семейских дезертиров не было. Староверы Забайкалья отправляли на фронт последние деньги, которые шли на создание танковых колонн, боевых самолетов для борьбы с врагом. Забайкальские староверы, отказывая себе в отдыхе и сне, работали на благо фронта и победы. В рядах Советской армии были все, кто подходил по возрасту и здоровью. Большое количество награжденных орденами и медалями, в том числе званием Героя Советского Союза, говорит не просто об участии староверов-семейских в боях на фронтах Великой Отечественной, а о массовом героизме воинов-сибиряков.

Устные рассказы, записанные нами в 1987-2013 гг., являются уникальнейшим историческим источни-

ком наряду с данными архивов и свидетельствами других ученых-исследователей, посвятивших этой теме немало научных трудов (например, книги новосибирского исследователя жизни староверов-семейских Ф.Ф. Болонева). Несмотря на то что объем публикации не позволяет нам сделать объективный разбор данной проблемы, мы постараемся акцентировать внимание на ключевых моментах.

В годы Великой Отечественной войны правительство СССР значительно пересмотрело свою политику в отношении церкви. Не в последнюю очередь это произошло под влиянием русского народа, который во времена тяжелых испытаний пришел к церкви, обратился к Богу. Немаловажную роль сыграло и то, что немцы на оккупированных территориях открыли более 10 000 храмов, закрытых в 20-30-е гг. большевиками, и позволили священникам вести богослужения, а людям посещать литургию [7, с. 162].

По результатам переписи населения, которую советское государство провело перед началом Великой Отечественной войны в 1937 г., большинство населения страны не побоялось признать себя православными христианами. Причем, если в городе это было около 60-70% населения, то в деревне - 80-90%. После всех политических репрессий, которые применяло государство к инакомыслящим и инаковерующим в 1930-е гг., заполнение графы «вероисповедание» было серьезным шагом для каждого [6, с. 204]. И, тем не менее, русский народ открыто признавал себя православным после 20 лет советской власти.

Старообрядцы, с начала XVIII в. проживающие за Байкалом, у самой границы СССР с Монголией, называли себя «семейскими», т.к. были сосланы в Сибирь за приверженность к православной вере и шли в ссылку семьями. Политические репрессии 1920-1930 гг. в полной мере коснулись старообрядцев как особой религиозной группы, и к началу Великой Отечественной войны семейские в большинстве своем вновь были изгоями. Им было запрещено открыто служить Богу, носить старинную семейскую одежду, праздновать христианские праздники. Но особенности менталитета староверов таковы, что они с конца XVII в. ощущали себя изгоями в родном Отечестве именно по религиозному признаку. Большую часть времени своего существования в рамках особой этноконфессиональной группы они были лишены всех гражданских прав. Именно поэтому положение староверов в Советской России не очень отличалось от всей предыдущей истории их существования.

Тем не менее, в годы Великой Отечественной войны атеистическое государство сделало шаг навстречу верующим. 14 сентября 1943 г. был организован Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР. А уже 19 мая 1944 г. был создан Совет по делам религиозных культов (СДРК).

Эти советы должны были урегулировать отношения между церковью и государством [2, с. 134]. Старообрядцы были упомянуты в деятельности данных двух советов среди прочих религиозных конфессий: советы должны были наладить отношения не только с Московской патриархией, но и «с религиозными объеди-

нениями мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций».

Что касается духовной культуры староверов, их религиозных взглядов, то в этой области в период 1941-1945 гг. произошли значительные изменения.

1. Возрождение молитвенного правила

Если в 20-30-е гг. под влиянием антирелигиозной пропаганды советской власти удалось вытеснить молитву из повседневного привычного уклада жизни староверов, то в период 1941-1945 гг. молитвенное правило возвращается в ежедневный круг забот старовера. С молитвы начинался день в старообрядческой крестьянской избе, ею и заканчивался. Большинство записанных нами старообрядцев вспоминают войну как время, заставившее их вернуться к молитве. Женщины рассказывают, как, собирая мужей на войну, зашивали в пояс молитву «Живый в помощи Выш-няго» (Псалом 90-й). Куприян Евгеньевич Петров, житель с. Большой Куналей (запись автора 1988 г.), говорил: «Я так молюсь: "Ангелы, сохраните меня и спасите меня ото всякой горькой смерти!" Горькая смерть бывает, ежели не молиться. Святому Николаю молиться надо, Никола поможет в любое время. Поучиться надо молиться».

Федосья Лаврентьевна Черных, 1919 г.р., с. Тар-багатай (запись автора 1987 г.): «В войну не стали в моленной молиться, коммунисты уставщика стали прижимать, он в город уехал. В войну праздники не праздновали. Сами по себе знали, что Паска, что Троица пришла, помолимся. Война была, некогда вместе, в молельном доме, молиться было! Такие-то большие молитвы мы не знали. Уставщик молится, и ты за ним молишься. Только «Начал» знали».

В семейских селах времен войны бытовал обычай не садиться за стол, если нищий не накормлен.

2. Неукоснительное соблюдение постов

В 1941-1945 гг. возродилась традиция религиозных постов. Пост среди семейских - одно из нерушимых религиозных правил, которое особенно строго соблюдалось во время войны. Вот как вспоминает о посте Ненила Якимовна Чебунина, 1909 г.р., с. Тарба-гатай (запись автора 1987 г.): «От ране в пост корова доится, а пить молоко нельзя! И голод же! И есть охота. А мы-то че же - маленьки, пойдем в лес, свечек наедимся. У сосны на верхушках, на веточках весной таки зелененькие свечечки, знаете? От их наедимся, потом ищо траву каку-то ели, коренья сладкие копали, чеснок дикий ели. Вот весь лес пооборвем, а дома молоко не тронем, боимся: никому не охота в ад попадать».

Вспоминает Федосья Лаврентьевна Черных: «А раньше жили-то - все свое. Хлебушек спекут. Квашню поставишь, замесишь, воду вскипятишь. Поварешки были деревянные, делали сами. Льешь, мешаешь. Бурдук получался. Семечками посыпаешь да ешь. В пост - крупы да семечко (подсолнух). В пост корова доится, сами не едим, творог в город возим. Накопим, бывало, в Селенгинск ездили и продавали».

3. Обеты Богу

Во время Великой Отечественной войны возродилась старинная религиозная традиция староверов, -так называемые «обеты Богу». Смысл этой традиции заключается в том, что староверы обещают Господу совершать какие-либо богоугодные дела (например, не есть скоромной пищи в понедельник, среду и пятницу, либо один день в неделю соблюдать строгий пост на воде и хлебе, либо подавать милостыню каждое воскресенье, чаще всего - домотканую рубаху, либо вернуться к постоянному ношению семейской одежды и т.д.). Понеся какой-либо христианский подвиг, ограничив себя в чем-либо, старообрядец просит у Всевышнего вернуть с поля боя живым сына, брата, отца. В мирное время такие обеты были почти забыты, но в рассказах о Великой Отечественной они снова возникают в воспоминаниях староверов-семейских.

Национальная одежда в семейских селах была под строгим запретом с 1937 г. В 1941-1945 гг. к своим традициям возвращается большинство семейских женщин, оставшихся в тылу во время войны. Вот что говорит о своем обете Богу Федосья Лаврентьевна Черных, 1919 г.р., с. Тарбагатай (запись автора 1987 г.): «Когда война была, я обет дала: кичку не скидать и Богу молиться. Я молилась, тольки бы мужик мой пришел. У меня трое детей было, двое стариков и я сама шестая была. Война-то мне досталася! Не знаю как... Сам ушел, килограмма хлеба не было. Их пять, сама шестая - надо чем-то питаться? Все работала. У меня меньша-то девка восьмого марта родилась. А че ж? На страду поехала, от груди отняла. Месяца три-четыре пососала и все. Коровьим молоком выкармливала свякруха. Свекор доил корову, она не доила.

Я одна в семейской одеже ходила, а все в такой. А я, беда, не гляжу на их! Хожу да и все! И в Тарбагатай приехала - хожу. После войны мужик пришел обратно: «Ты почто носишь семейскую одежу? Платье бы надела, бравенька ходила!» а я ему: «Че, пришел? Теперь я семейску одежу скину? Нет уж. Раз в войну не бросила, так и не брошу. Так и не бросила. Семей-ска-то одежа: запон, сарахван, рубаха-станушка (к рубахе станушка пришита [«станушка» - это низ холщовой рубахи из холста, который ткали дома на ткацком станке. От слова «станок» - название «станушка» - О.Г.]. Сарахван подтыкала, когда работала. А на праздник ходили, чтоб ленды [ ленты - О.Г.] было видно, запон [фартук - О. Г. ]подтыкали».

4. Особое отношение к труду: «Божьи работники»

Необходимо отметить возрождение еще одной старообрядческой традиции - «Божиих работников». Если во времена создания колхозов многие староверы признавались в том, что саботировали колхозный труд на благо безбожной власти, жалели своих коров и лошадей, нехотя шли на работу, даже сознательно допускали порчу колхозного имущества, то во время войны отношение к общему труду изменилось. Война потребовала приложения всех усилий, так как речь шла уже о том, выживет ли Россия в этой войне. Особое отношение к труду у староверов-семейских за-

ключалось в том, что они согласно, Священному Писанию, работали не для себя, а для Бога. Поэтому грехом считалось сделать работу не на совесть, что-то упустить или недоделать. Этот труд был бы не угоден Богу, поэтому трудились на износ. Если на войну, по представлениям старообрядцев, шли «Божии ратники», то в тылу трудились «Божии работники». И это четко прослеживается во всех записанных нами рассказах семейских Забайкалья.

Федосья Лаврентьевна работала во время войны конюхом (запись автора 1989 г.): «День и ночь работала, о-й-ей! Я конюхом в войну в колхозе была. Надо днем коней покормить, а потом на ночлег ишо покормить. Надо рано встать, овса надавать им в ясли, а потом попоить их. Первый-то год меня конюхом поставили, я первый раз косу в руки взяла. Раньше до войны я сено не косила. До етого все пахала да на складу работала, а потом послали сено косить. Ребятешку маленькую бросила да сено косить пошла. Сенокос откосили, полтора гектара выкашивали, на косе спали. Со мной сестреница была, темно-темно приедем. Мне надо ишо коней накормить. Я коней ишо кормила. Скорей овса им накладаю да коней кормлю, это уж после машина стала овса им в ясли засыпать.

Зимой на конях зерно на мельницу возили. До мельницы шестьдесят километров. Два коня водили, с молодой девчонкой на мельницу ходили, четыре коня меняли».

В тылу семейские староверы не жалели своих сил, чтобы вовремя сдать хлеб государству, помочь фронту. Аграфена Минаевна Русина, 1933 г.р., с. Нижний

Жирим (запись автора 2013 г.): «Война-то мне досталась хлестко! На ферме со вторго класса работала. Я пошла работать двенадцати годов, только два класса закончила».

В семейном архиве Петровых в с. Бичура хранится телеграмма старовера Ермолая Логиновича Петрова к И.В. Сталину следующего содержания: «Колхозники колхоза «Красное Знамя Труда» внесли в государственный банк на строительство боевых самолетов 450 тыс. рублей, в том числе и я из личных сбережений внес 50 тыс. рублей. Моя просьба к Вам, Иосиф Виссарионович, построенный на мои сбережения самолет передать моему сыну, - летчику Н-ской части Петрову Владимиру Ермолаевичу». Ответная телеграмма гласила, что Верховный Главнокомандующий благодарит колхозников «За заботу о Воздушных силах Красной Армии» и сообщает Ермолаю Логинови-чу, что «его желание будет исполнено». Так, девятнадцатилетний Владимир Ермолаевич Петров получил свой самолет, подаренный ему отцом. В личном деле летчика из Бичуры хранится отчет о часах полета: «Боевой налет днем - 153, ночью - 264 часа» [1, с. 104].

Боевой путь семейского летчика Петрова прошел и через Европу: он воевал в Бреслау, Кенигсберге, Данцинге, Будапеште, Берлине. В.Е. Петров был награжден боевыми орденами и медалями - орденом Отечественной войны I степени, несколькими медалями, имеет 19 благодарностей от командования [5, с. 374-378].

Староверы Забайкалья - участники Великой Отечественной войны (1941-1945)

Таблица 1

Фамилия, имя, отчество Военная специальность Место рождения

Петров Владимир Ермолаевич Летчик, командир боевого экипажа с. Бичура

Ефимов Варфоломей Кириллович Разведчик с. Ягодное

Филипп Болонев Майор пехоты с. Большой Куналей

Шурыгина Устинья Яковлевна Лейтенант штаба округа с. Куйтун

Белова Анна Васильевна Род войск неизвестен с. Куйтун

Борисова Матрена Род войск неизвестен с. Куйтун

Колесникова Евдокия Род войск неизвестен с. Куйтун

Климова Мария Род войск неизвестен с. Куйтун

Потемкина Ксения Род войск неизвестен с. Куйтун

Федотов Феоктист Варфоломеевич Разведчик с. Кордон

Евдокимов Харитон Григорьевич Гвардии рядовой с. Шаралдай

Афанасьев Григорий Илларионович Комбат с. Новая Брянь

Козлов Семен Лазоревич Комбат с. Еравна

Гусляков Георгий Иванович Танкист, механик-водитель Т-34 с. Большой Куналей

Андреев Федот Антонович Разведчик с. Большой Куналей

Ефимов Варфоломей Кириллович Разведчик с. Большой Куналей

Минаев Георгий Васильевич Разведчик с. Ягодное

Патрахин Логантий Илларионович Командир отделения разведки, ефрейтор с. Калиновка

Тюрюханов Гавриил Григорьевич Младший сержант с. Бичура

Тысячи семейских крестьян воевали на фронтах Великой Отечественной, многие из староверов вернулись с орденами и медалями [1, с. 101-104].

Христианская религия, приверженцами которой были старообрядцы, в 1941-1945 гг. стала основой патриотизма и массового героизма. Староверы поддерживали фронт поставками зерна, мяса, шерсти, мясо-молочной продукции. Многие отдавали все свои сбережения. Павлина Яковлевна Васильева из с. Большой Куналей пожертвовала на строительство самолета 10 тыс. рублей. «Денег у меня было мало, -говорила Павлина Яковлевна, - поэтому я продала корову, быка, девять овец, пятьдесят мешков картошки и набрала десять тысяч рублей. А потом через контору колхоза отправила их на постройку эскадрильи имени Советской Бурятии. Мой муж сейчас - в рядах Красной Армии. Дома четверо детей да старуха мать» [1, с. 104].

Семейский Филипп Болонев из с. Большой Куналей внес из семейных сбережений 100 тыс. рублей на нужды фронта. Ермолай Логинович Петров, председатель колхоза «Знамя Красной Армии», внес 50 тыс. рублей, трудящиеся этого колхоза - 450 тыс. рублей. Староверы Байкальской Сибири внесли огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией. Ниже приведены некоторые данные о воевавших старообрядцах из семейских сел [5, с. 374-375].

Эти безвозвратные демографиеские потери составляют лишь сотую долю всех потерь, которые понесло население СССР в Великой Отечественной войне. Но необходимо помнить о том, что, если бы не было староверов в сибирских дивизиях, то количество

смертей могло бы быть значительно больше. Итак, представим себе данные 2014 г. о людских утратах СССР [3, с. 234].

«Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе», - говорилось в генеральном плане «Ост», программном документе гитлеровского геноцида на оккупированной территории СССР.

Семейские, чей призывной возраст был 18 лет, а опыта военной службы зачастую не было никакого, доставлялись в Китай и Монголию на границу с Японией. Среди этих военных был уроженец с. Тарбага-тай Калашников Игнат Каллистратович, 1922 г.р. (запись автора 2013 г.). Вот что он вспоминает: «Великая Отечественная война началась, я должен был идти в армию служить, а был призван на войну. Воевал на восточном фронте артиллеристом, у меня 76-мм пушка была. Нас, призывников, сразу забрали и отправили в Монголию. Из Монголии дальше, в Китай увезли, в город Чуфынь. Полгода мы там стояли. Там только я понял: если бы японец тронулся на запад, России бы не было. России не стоять бы - че ж, у Японии едакие войска! Но и нас было немало: и в Китае, и в Чите мы стояли - все войсками русскими на границе забито было, сдерживали неприятеля. После Китая нас повезли не домой, а снова в Монголию. Я пять лет не был дома: в 1942-ом меня призвали, в 1947-ом я вернулся домой. Когда война окончилась в 1945-ом году, нас оставили еще на два года действительной службы служить. В Монголии я эти годы находился. Мы не были в немецких краях, мы оберегали восточную гра-

Таблица 2

Статистические данные о безвозвратных демографических потерях старообрядческих поселений в годы Великой Отечественной войны

Наименование населенного пункта Количество воинов, павших в боях

с. Тарбагатай 225 человек

с. Никольское 174 человек

с. Большой Куналей 234 человек

с. Куйтун 375 человек

с. Десятниково 540 человек

Таблица 3

Расчет числа людских потерь Советского Союза в Великой Отечественной войне _(22 июня 1941 г. - 31 декабря 1945 г.)__

Порядок расчета Млн человек

Численность населения СССР на 22.06.1941 г. 196,7 млн человек

Численность населения СССР на 31.12.1945 г., в т.ч. родившиеся до 22.06.1941 г. 170,5 159,5

Общая убыль населения из числа живших на 22. 06. 1941 г. (196,7 млн человек - 159, 5 млн = 37, 2 млн человек 37,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество умерших детей по причине повышенной смертности (из числа родившихся в годы войны) 1,3

Умерло бы населения в мирное время, исходя из уровня смертности 1940 г. 11,9

Общие людские потери СССР в результате войны 26,6

ницу, чтобы японец не проник». Япония планировала напасть на СССР уже в 1941 г., но стараниями наших военачальников этим планам не суждено было сбыться [4, с. 115]. Всю войну советские войска занимали активную позицию, защищали наши границы, демонстрировали военную мощь СССР [6, с. 342]. В период с 9 августа по 2 сентября Советские вооруженные силы при участии Монгольской Народно-революционной армии в результате стремительного наступления разгромили Квантунскую армию и Ку-рильско-Сахалинскую группировку японских войск, освободили территорию и население СевероВосточного Китая и Северной Кореи, Южный Сахалин и Курильские острова [3, с. 162]. Тем самым было ускорено окончание Второй мировой войны.

Итак, позволим себе сделать некоторые выводы.

На основе статистических данных и в результате полученной нами в полевых экспедициях информации мы установили, что староверы-семейские принимали активное участие в Великой Отечественной войне.

Величайший подъем патриотизма в период 19411945 гг. поднял на новый уровень и духовную жизнь староверов. Староверы-семейские проявили героизм

и мужество на фронтах Второй мировой: на западном и восточном фронтах воевали тысячи сибиряков-староверов.

Оставшиеся в тылу крестьяне-староверы работали в колхозах, производя сельскохозяйственную продукцию и отправляя ее на нужды Советской армии. Денежные сбережения, собранные колхозниками, пошли на строительство танков и самолетов для Советской армии.

Сотни воинов-староверов были награждены орденами и медалями, тысячи человек погибли. Дезертирства среди староверов не было.

Духовная жизнь старообрядцев во время войны получила обновление. Строже, чем в мирное время, соблюдались все посты, снова возродилось молитвенное правило, многие крестьянки-старообрядки давали обеты Богу, чтобы вымолить своих сыновей, мужей, братьев.

В целом, сибирские староверы-семейские показали себя достойными защитниками Отечества и верными патриотами.

Статья поступила 11.04.2014 г.

Библиографический список

1. Болонев Ф.Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. 224 с.

2. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. Новейшее справочное издание / Г.Ф. Кривошеев, В.М. Андроников, П.Д. Буриков, В.В. Гуркин. М.: Изд-во Вече, 2010. 384 с.

3. Гриф секретности снят: потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: статистическое исследование. М.: Вече, 1993. С. 219.

4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: АСТ, 1990. Т. 2. С. 101-102.

5. Золотоев А.К. Воины Бурятии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Улан-Удэ, 1963. С. 122.

6. Куманев К.А. Рассекреченные страницы истории Второй мировой войны. М.: Вече, 2012. 367 с.

7. 1941 год. Страна в огне: историко-документальное издание / А.А. Коваленя, В.А. Смолий, А.О. Чубарьян. М.: Олма Медиа Групп, 2011. С. 712.

УДК 378.2 (378.096)

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНИКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

и о

© О.А. Колмакова1, Е.Д. Лазицкая2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены вопросы, связанные с созданием учебников нового поколения. Представлена концепция учебного пособия по иностранному языку для бакалавров технических направлений подготовки. Обоснована актуальность создания учебников нового поколения в контексте компетентностного подхода, произведен отбор принципов, описаны особенности организации учебного пособия на основе отобранных принципов. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: компетентностный подход; самостоятельность; саморазвитие; интерактивность; принципы обучения.

1 Колмакова Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков для технических специальностей № 1, тел.: 3952405697, 89086565458, e-mail: [email protected]

Kolmakova Olga, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no. 1, tel.: 3952405697, e-mail: [email protected]

2Лазицкая Елена Дмитриевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1, тел.: 89149100707, e-mail: [email protected]

Lazitskaya Elena, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no. 1, tel.: 89149100707, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.