Научная статья на тему 'Старообрядцы Забайкалья в 1930-е гг'

Старообрядцы Забайкалья в 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
735
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАРОВЕРЫ / OLD BELIEVERS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ / POLITICAL REPRESSIONS / КУЛАКИ / ВРАГИ НАРОДА / ENEMIES OF THE PEOPLE / ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА / GOVERNMENT DECREES / "KULAKS" (WEALTHIER PEASANTS)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гордеева Оксана Бенедиктовна

Рассматривается влияние политики советского государства на жизнь и духовную культуру старообрядцев Забайкалья (семейских) в период репрессий 30-х гг. ХХ в. Приводятся основные постановления правительства, касающиеся репрессивной политики в отношении верующих, архивные данные и другие документы, влияющие на жизнь староверов. Делается вывод о том, что в данный исторический период 1930-х гг. отмечается усиление антирелигиозной пропаганды, происходит закрытие и разрушение храмов, совершаются массовые расстрелы священников и кулаков. Такая политика государства была направлена на полное уничтожение религии в государстве, а также самих старообрядцев как носителей этой религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSBAIKAL OLD BELIEVERS IN 1930-ies

The article discusses the influence of the Soviet state policy on the life and spiritual culture of Transbaikalian Old Believers (Semeiskie) during the repressions of 1930-ies. It provides the main Government Decrees, having to do with the punitive measures to believers, archival data and other documents that affected the lives of the Old Believers. A conclusion is derived that the historic period of 1930-ies is characterized with the strengthening of antireligious propaganda, closing and destruction of churches, mass executions of priests and “kulaks” (wealthier peasants). Such government policy was aimed at the complete annihilation of both religion in the state and the Old Believers as supporters of this religion.

Текст научной работы на тему «Старообрядцы Забайкалья в 1930-е гг»

В свою очередь в Девичьем институте количество уроков по основным предметам с каждым годом обучения увеличивалось. Учебно-воспитательная подготовка в заведении была направлена на то, чтобы дать девушке практические навыки для поступления на службу в качестве горничной, швеи, няньки или экономки или быть хозяйкой в своей семье после замужества.

Некоторые предметы в обоих заведениях вели одни и те же преподаватели, например, закон божий с 1845 г. в Девичьем институте и с 1847 г. в Сиропита-тельном доме преподавал проторей Александр Орлов, математику с 1847 г. - Рычков Иван, рисование и чистописание с 1845 г. - Бушин.

Сословная дифференциация, закрепленная в Уставе Девичьего института, и сиротская направленность деятельности Сиропитательного дома отражались как на контингенте воспитанниц, так и на особенностях обучения. Но на этапе формирования у Сиро-питательного дома и Девичьего института было много

общих черт в образовательном процессе. Несмотря на общее ужесточение сословной политики в николаевское царствование, обучение фундаментальным предметам и получение элементарной грамотности воспитанницами характерны для всех типов женских образовательных учреждений, и иркутские женские образовательные учреждения следовали общероссийским тенденциям развития.

Несмотря на то что российское общество XIX в. в целом не нуждалось в высокообразованных женщинах, определенные слои стремились к тому, чтобы дать своим детям соответствующее образование. Они имели средства и возможности для организации женских учебных заведений, и возникновение учебных заведений данного типа поощрялось государством. Общественная инициатива и государственное одобрение в совокупности дали толчок к формированию и развитию среднего женского образования в Иркутске, а затем и во всей Восточной Сибири.

Статья поступила 13.05.2014 г.

Библиографический список

5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Изд-во «Искусство - СПБ», 1994. 390 с.

6. Матханова Н.П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири середины XIX века: В.Я. Руперт, Н.Н. Муравьев-Амурский, М.С. Корсаков / отв. ред. Н.Н. Покровский. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. 428 с.

7. Перцева Т.А. Дети декабристов в Иркутском сиропита-тельном доме // Сибиряковские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Иркутск, 12-13 окт. 2011 г.). Иркутск, 2011. С.206-211.

8. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Новониколаевск: Сибирское областное государственное изд-во, 1923.

1. Государственный архив Иркутской области. Ф. 64. О. 1. Д. 3 (распоряжения, положение и переписка об открытии Девичьего института Восточной Сибири).

2. Исторический очерк Белостокского института благородных девиц 1841-1891 г. / сост. Н.П. Авенариус. Белосток: Типо-литоргафия Л.И. Хараша, 1891 [Электронный ресурс]. URL: http://personalhistory.ru/papers/belostok.htm (23 марта 2014).

3. Исторический очерк деятельности Иркутского Института Императора Николая I: первое пятидесятилетие. 1845-1895. Иркутск: Типо-литография П.И. Макушина, 1896. 98 с.

4. Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). СПб.: Типография М.М. Стасю-левича, 1899. 887 с.

УДК 947(47)+281.93-3

СТАРООБРЯДЦЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ В 1930-е гг. © О.Б. Гордеева1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассматривается влияние политики советского государства на жизнь и духовную культуру старообрядцев Забайкалья (семейских) в период репрессий 30-х гг. ХХ в. Приводятся основные постановления правительства, касающиеся репрессивной политики в отношении верующих, архивные данные и другие документы, влияющие на жизнь староверов. Делается вывод о том, что в данный исторический период 1930-х гг. отмечается усиление антирелигиозной пропаганды, происходит закрытие и разрушение храмов, совершаются массовые расстрелы священников и кулаков. Такая политика государства была направлена на полное уничтожение религии в государстве, а также самих старообрядцев как носителей этой религии. Табл. 3. Библиогр. 17 назв.

Ключевые слова: староверы; государственная политика; политические репрессии; кулаки; враги народа; постановления правительства.

TRANSBAIKAL OLD BELIEVERS IN 1930-ies O.B. Gordeeva

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

1Гордеева Оксана Бенедиктовна, аспирант, тел.: (3952) 387607, e-mail: oksana.gordeeva.1969@mail.ru Gordeeva Oksana, Postgraduate, tel.: (3952) 387607, e-mail: oksana.gordeeva.1969@mail.ru

The article discusses the influence of the Soviet state policy on the life and spiritual culture of Transbaikalian Old Believers (Semeiskie) during the repressions of 1930-ies. It provides the main Government Decrees, having to do with the punitive measures to believers, archival data and other documents that affected the lives of the Old Believers. A conclusion is derived that the historic period of 1930-ies is characterized with the strengthening of antireligious propaganda, closing and destruction of churches, mass executions of priests and "kulaks" (wealthier peasants). Such government policy was aimed at the complete annihilation of both religion in the state and the Old Believers as supporters of this religion. 3 tables. 17 sources.

Key words: Old Believers; public policy; political repressions; "kulaks" (wealthier peasants); enemies of the people; Go v-ernment Decrees.

Раскрыть смысл политики советского государства в 30-х гг. ХХ в., направленной на подавление религиозной жизни народа, можно посредством рассмотрения воздействия этой политики на локально проживающую в Забайкалье этноконфессиональную группу староверов - семейских. Места проживания данной группы староверов не менялись в течение многих столетий (начиная со времен расселения сосланных старообрядцев в XIII в.): это села Тарбагатай, Верхний и Нижний Жирим, Шаралдай, Десятниково, Большой Куналей, Хасурта, Надеино, Шалуты, Красный Чикой, Бичура, Новая и Старая Брянь, Бурнашево и др.

Общеизвестно, что на XVII-й партийной конференции (30 января - 4 февраля 1932 г., Москва) был принят ряд директив к составлению второго пятилетнего плана. На данной конференции также было принято решение об окончательном уничтожении правящих классов и капиталистических элементов. Это подготовило почву для начала политических репрессий. Такая политика шла вразрез с действующей Сталинской конституцией, принятой в 1936 г. В новой Конституции провозглашалась «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды», она утверждала свободу и равноправие всех граждан, в том числе и «служителей культа» [16, л. 1]. С первых лет советской власти свобода исповедовать любую религию была утверждена и в Конституции 1918 г., однако, это никак не повлияло на политику ОГПУ в 30-х гг. XX в. [9].

В 1932-1937 гг. начался новый виток массовых репрессий. Была объявлена «безбожная пятилетка». Массовые репрессии, направленные на искоренение веры, не щадили ни интеллигенцию, ни крестьянство. В жизнь претворялись заветы В.И. Ленина: «Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма» [14]. Духовенство и верующие, воспринимаемые властью как очаг инакомыслия и оппозиции, подвергались особенно жестокому преследованию. Гонения на церковь способствовали укоренению новой политической ситуации и соответствовали общей атмосфере страха, доносительства. Эта политика не обошла стороной и старообрядческие села.

В Тарбагатайском архиве автором обнаружен протокол заседания пленума Куйтунского сельсовета от 1 июля 1937 г. В нем, помимо прочего, были указания, касающиеся антирелигиозной работы: «Обсудить проект конституции БМ АССР по колхозам в бригадах и секциях. При обсуждении проекта широко развернуть политические и хозяйственные положения на быстрейшее выполнение и развернуть антирелигиозную

работу. Регулярно проводить собрания членов-безбожников. Широко развернуть классово разъяснительную работу по подготовке к выборам по новой избирательной системе. Пред. Заседания Ефремов» [5, л. 30].

В 30-е гг. XX в. происходила подмена христианских (общечеловеческих) ценностей классовыми, уничтожение русского национального самосознания, ликвидация многих тысяч верующих. Следствием гонений стало уничтожение значительной части культурных ценностей и снижение интеллектуального потенциала общества - вытесненные «лишенцы» (лица, лишенные избирательных прав) составляли значительный слой русской интеллигенции» [17]. К их числу относились не только священники, но и крестьяне, а также интеллигенция.

В старообрядческих селах в массовом порядке закрывали церкви и молельные дома. Это был удар по старообрядчеству, по духовной культуре, так как практически все крестьяне старообрядческих сел были верующими: «По Тарбагатайской волости преимущественно обитают поповцы в селениях Тарбагатайском, Жиримском. Куналейском, Десятниковском, Куйтун-ском, Надеинском, Новобрянском, а в прочих по незначительности, а беспоповцы находятся в Жирим-ском, Десятниковском, Бурнашевском селениях» [15, л. 136]. Как сообщал журнал «Антирелигиозник», только за первую половину 1929 г. года было закрыто более двух сотен сельских храмов и столько же городских [7]. «В 1930-х были изъяты колокола в селах Нижний Убукун, Унэгэтэй, Мысовая, в городах Троиц-косавск, Верхнеудинск. Агентством «Металлом» (бывший «Рудметалторг») получено из Троицкосавска с Успенской церкви 10 колоколов весом 5706 кг, от Баргузинского «Бургосторга» колокола весом 87 кг, от Верхнеудинского райфинотдела получено 510 кг колокольной меди, от Xоринского сельпо - 71 кг» [17].

Автору статьи удалось выяснить, что государственные органы не просто изымали здания у старообрядцев, но и делали все, чтобы надругаться над чувствами верующих. Когда сельская интеллигенция поддерживала крестьян в вопросах веры, разъясняя колхозникам статьи конституции, защищающие права верующих, ОГПУ вела работу и с сельскими интеллигентами. К слову, Н.И. Бухарин, редактор газеты «Правда» (декабрь 1917 - 1929 гг.), член РСДРП(б) с 1906 г., член ЦК (1917-1934 гг.), член Исполкома Коминтерна (1919-1929 гг.), видный деятель советского государства, говорил: «Надо всем усвоить, что те идеологи, которые думают, что коммунизм уступит, ошибаются. Никогда мы на это не пойдем! Мы от сво-

их коммунистических целей не откажемся!» [1]. В 1989 г. от уставщика с. Куйтун Леона Власовича Афанасьева автором «Правды» был записан подробный рассказ о том, что из больших икон, изъятых из старообрядческой большекуналейской церкви, сделали двери в коровнике, в свинарнике, в домах сельских активистов. Из икон среднего размера были сделаны тротуары вдоль центральной улицы этого большого семейского села, «чтобы люди ходили по ликам. Но никто не ходил, и тротуары скоро убрали» [4, л. 39].

В сельских архивах, а также в архивах гг. Улан-Удэ, Читы и других содержатся сведения о том, какие ценности были изъяты из старообрядческих храмов. В с. Большой Куналей в апреле 1935 г. были одновременно закрыты два молитвенных дома и одна старообрядческая церковь. Комиссия по ликвидации боль-шекуналейских культовых зданий утверждала, что основной причиной их закрытия является «непригодность зданий для использования» ввиду того, что «они обветшали». Вторая причина закрытия, также указанная в отчете, гласила, что «служба не ведется 2-3 года». Кроме того, ликвидационные комиссии наделялись функциями «брать на заметку» всех жителей, которые выступали против закрытия и ликвидации церквей, часовен и мольных домов. В табл. 1 дана опись имущества старообрядческой церкви с. Б. Куналей, взятая из Протокола заседания президиума Тар-багатайского райисполкома с. Тарбагатай от 29 июня

1935 г.

В апреле 1935 г. было принято постановление о ликвидации молитвенного дома в с. Верхний Жирим. В

1936 г. были закрыты часовни в с. Шаралдай и в с. Никольское, два старообрядческих молитвенных дома в с. Нижний Жирим и в с. Бурнашево. «Ликвидированные и закрытые» культовые здания чаще всего передавались государственным учреждениям, а также сельским советам. Стало распространенной практикой

приглашать для ведения кампаний по закрытию храмов уполномоченных из среды городских пролетариев.

Такое собрание по ликвидации церкви проходило в с. Новая Брянь в июне 1939 г. 11 июня 1939 г. заседал сельсовет, вместе с присутствующим партактивом собралось 57 местных жителей. На повестке дня стоял вопрос о закрытии старообрядческой церкви. Основным докладчиком был приезжий из города «уполномоченный». Вот его выступление: «Церковь являлась и является очагом бескультурия и невежества, а также социальных болезней. <...> В с. Новая Брянь церковь стоит, как бельмо» [17].

В архивах сохранены документы, подтверждающие антирелигиозную политику государства по отношению к семейским староверам. Например, юноша, которому удалось избежать расстрела и вернуться в родне село, пытался работать, но его исключили из колхоза: «исключить Медведева Каллистрата как сына кулака, бежавшего из ссылки. Купил чужой паспорт и на него проживал» [3, л. 19].

В начале 1930-х гг. в Хасурте, как и во многих других семейских селах, появился новый уполномоченный по делам религий: в июле 1925 г. в Хасурту приехал из Хоринска уполномоченный ОГПУ по фамилии Шпирк. Уполномоченный приказал вызвать в сельсовет представителей от каждой религиозной общины. Первыми были вызваны уставщик Матвей Ипатович Казазаев и церковный староста Илья Васильевич Вахрушев. «Шпирк предложил сдать под расписку все церковные ценности и золото. Взяв понятыми председателя сельсовета Л.М. Вахрушева во главе с уставщиком, уполномоченный ОГПУ открыл часовню и осмотрел ее убранство. Иконы были деревянные, кресты и складни латунные, кадильницы и подсвечники -медные. Убедившись в том, что ценностей в храме

Опись имущества старообрядческой церкви с. Б. Куналей* [16]

Таблица 1

Содержание Кол-во Цена Сумма

Здание церкви шириной 14*37 м и высотой 5 м на 36 подпорках 1 2000 2000

Колоколов медных (вес 6-8 пудов) 3 50 150

Книг разных церковных 30 5 150

Икон деревянных разного размера 90 1 90

Лампад жестяных маленьких 17 0,50 8,50

Атласик шелковый маленький 1 20 20

Хоругви 2 2 4

Печи железные 3 10 30

Кресты медные и иконки 10 2 20

Тазов жестяных 7 2 14

Ограда плахами огорожена 32 10 320

Всего на сумму 2806

*Составили настоящую опись:

уполномоченный районного исполкома Степанов,

председатель (подпись неразборчива),

секретарь Кушнарев,

уставщик Болонев,

Пономарь Ерофеев.

нет, Шпирк закрыл часовню, взяв себе ключи и выдав копию акта» [9]. Православная церковь была украшена богаче, но и там ценностей не оказалось. Староста передал уполномоченному полукилограммовый серебряный крест и получил копию акта о закрытии церкви. На другой день оба храма были опечатаны. Обе церкви были закрыты для посещения верующими до 1938 г.

8 июля 1938 г. уполномоченный по делам религий вновь созвал собрание верующих двух приходов. Избач Л.М. Вахрушев выступил с докладом перед верующими о вреде религии и о передаче храмов для нужд государства. Старики и старухи покорно опустив головы, молча слушали оратора. Народ был запуган, слишком памятны были страшные события 1937 г. Были принудительно собраны подписи верующих о закрытии храмов, которых оказалось у старообрядцев 176, у православных - 45. Согласно выписке из протокола № 28 президиума Xоринского аймачного исполнительного комитета от 01 октября 1938 г., в Президиум Верховного Совета БМ АССР было подано ходатайство о закрытии храмов. 27 декабря 1938 г. Президиум «удовлетворил просьбу верующих» и издал указ о закрытии и передаче для использования под культурные нужды населения двух религиозных зданий с. Xасурта. В октябре 1938 г. с колокольни семейской часовни были сняты два колокола весом в 14 и 7 пудов [9]. ОГПУ предусмотрела и такой немаловажный момент, как изъятие денег у общин верующих. Вот инструкция 1931 г.: «В случае ликвидации религиозного общества или группы (ст. 32-35 инструкции 16/1 -1931 г.) денежные средства зачисляются в запасный капитал гострудсберкасс. О проведении изложенного в жизнь сообщите. Срок исполнения - месячный» [6, л. 2].

Старожилы Xасурты вспоминают, что иконы из старообрядческой часовни были уничтожены. «Кузнецы Серпионов Василий Тарасович и Мартынов Филимон Васильевич сбили с дверей часовни замки, открыли окна. Все деревянные иконы сняли с иконостаса и сложили в угол, возле железной печи, затем мелко покололи и сожгли в печке» [9]. Все медные иконы, складни и кресты унесли в кузницу, на усадьбу Зана-дворова Абрама. Расплавив в горне, отлили подшипники для колесных тракторов. Резные рамы и оклады от икон выбросили через окно на улицу.

Та же участь постигла и православную церковь святого Пророка Илии. По распоряжению райисполкома колокола увезли в Xоринск. В семейской часовне оборудовали избу-читальню, а православную церковь путем проведения воскресников разобрали и перевезли под школу. Из оставшихся икон изготовляли скамейки, табуретки, ставни для окон, ими выстилали мостовую [9].

Матвей Казазаев, старейший уставщик в с. Xа-сурта, умер в 1925 г. Православный священник Виктор Яковлевич Вахрушев отрекся от сана, чтобы сохранить жизнь.

В 1937 г. 90-летнему Силантию Иосифовичу Зана-дворову и его помощникам - Василию Фадеевичу Бурдуковскому, Кондрату Савельевичу Кожевникову,

Нестеру Васильевичу Солдатову, Никите Наумовичу Бурдуковскому, Перфену Андреевичу Бурдуковскому, Антипу Акимовичу Серпионову - было предъявлено обвинение в ведении контрреволюционной пропаганды и в создании повстанческой организации. Якобы летом 1937 г. во время эпидемии кори и дизентерии у детей эта организация во главе с С.И. Занадворовым, используя религиозные предрассудки отсталых колхозников, агитировала снимать в своих домах портреты вождей и на их место вывешивать иконы, не разрешали давать больным детям лекарства. Кроме того, их обвиняли в том, что травят детей, тем самым способствуя распространению детской смертности. Вещественными доказательствами стариковских преступлений были найденные при обыске в подпольях бутылки с олифой, маслом, рождественской святой водой, охотничьи дробовики, старинные богослужебные книги. По обвинениям в политических преступлениях, предусмотренных ст. 58-7 и 58-10 УК РСФСР, «тройкой» НКВД БМАССР они были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу [9].

В 1937 г. были расстреляны жители с. Xасурты по обвинениям в шпионаже, в контрреволюционной деятельности, вредительстве и т.д. Немногим удалось уцелеть, кто-то попал в ГУЛАГ и вернулся, но большинство репрессированных навсегда покинуло Xасур-ту. В табл. 2 представлены сведения о тех, кто был репрессирован в 30-х гг. XX в. (сведения собраны школьниками и учителями школы с. Xасурта для краеведческого музея).

На основе устных рассказов старожилов с. Xасур-та школьникам удалось воссоздать объективную историю того, что происходило в старинном старообрядческом селе в 1937 г. Архивы хранят лишь скупые сведения, справки о расстрелах, решения «тройки» НКВД. Устные рассказы семейских дополняют эти сведения необходимыми деталями и подробностями, воссоздавая полную картину происходившего. Учителя и школьники Xасурты проделали очень большую работу, внесли неоценимый вклад в отечественную историю, в историю староверов-семейских советского периода. Практически не изменяя стиля и характера записей, мы представляем эти сведения в табл. 3.

Проанализировав политику советского государства в отношении старообрядцев, проживающих в сельских районах Забайкалья, можно заключить, что Формально провозгласив свободу совести и свободу вероисповедания в Конституциях 1918 и 1936 гг., фактически советское государство вело многолетнюю репрессивную политику в отношении верующих и инакомыслящих. Все усилия государственной машины были направлены на полное уничтожение религии. Ни о какой свободе слова и вероисповедания в СССР не могло быть и речи [12]. О том, как реагировали старообрядцы, православные христиане на репрессивную политику, прекрасно сказал хирург, епископ Лука Вой-но-Ясенецкий: «Теперь у нас церковь отделена от государства. Это хорошо, что государство не вмешивается в дела Церкви, но в прежнее время Церковь была в руках правительства, царя, а царь был религиозным, он строил церкви, а теперь такого правительства нет.

Наше правительство атеистическое, неверующее. да, нанесло. А вспомните древние времена, когда ру-Осталась теперь горсточка верующих русских людей, чьями лилась кровь христиан за нашу веру. Этим и терпят беззакония другие. <...> Вы скажете, прави- только и укрепляется христианская вера. Это все от тельство вам, христианам, нанесло вред. Ну что же, Бога» [2].

Таблица 2

Репрессированные в 30-е гг. ХХ в. крестьяне-староверы из с. Хасурта [8]

Бурдуковский Василий Фадеевич 1886 г.р. расстрелян

Бурдуковский Перфен Андреевич 1861 г.р. расстрелян

Бурдуковский Никита Наумович 1866 г.р. расстрелян

Бурдуковский Петр Фадеевич 1876 г.р. расстрелян

Бурдуковский Артем Петрович 1901 г.р. расстрелян

Бурдуковский Петр Сафонович 1886 г.р. 10 лет ИТЛ, вернулся

Вахрушев Виктор Яковлевич 1886 г.р. отречение от сана

Вахрушев Михаил Павлович 1863 г.р. расстрелян

Заговская Авдотья Алексеевна 1878 г.р. освобождена

Занадворов Силантий Осипович 1851 г.р. расстрелян

Иванова Федосья Эпимаховна 1883 г.р. 10 лет ИТЛ, вернулась

Иванов Даниил Тимофеевич 1883 г.р. расстрелян

Иванов Сафрон Абрамович 1887 г.р. раскулачен

Иванов Никита Власович 1882 г.р. раскулачен, оставлен в селе

Иванов Тимофей Каллистратович 1873 г.р. расстрелян

Казазаев Ермил Матвеевич 1874 г.р. раскулачен, сослан в г. Черемхово

Казазаева Меланья Михайловна 1889 г.р. раскулачена, сослана в г. Иркутск

Казазаев Симон Анфиногенович 1871 г.р. раскулачен, сослан в г. Черемхово

Кожевников Кондрат Савельевич 1876 г.р. расстрелян

Кожевников Андрон Андронович 1886 г.р. раскулачен

Мартынов Тимофей Артамонович- 1898 г.р. расстрелян

Мартынов Тимофей Артамонович- 1901 г.р. 10 лет ИТЛ, умер

Мартынов Тимофей Антонович 1881 г.р. 10 лет ИТЛ, умер

Мартынов Никита Антонович 1897 г.р. 10 лет ИТЛ, умер

Мартынов Фока Семенович 1889 г.р. расстрелян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мартынов Осип Семенович 1891 г.р. расстрелян

Мартынов Дорофей Семенович 1895 г.р. расстрелян

Мартынов Филипп Назарович 1895 г.р. расстрелян

Мартынов Логантий Евлампиевич 1863 г.р. 10 лет ИТЛ, умер

Мартынов Трифон Логантьевич 1896 г.р. 10 лет ИТЛ, умер

Стопа Казимир Казимирович 1868 г.р. раскулачен

Солдатов Нестер Васильевич 1872 г.р. расстрелян

Серпионов Тарас Сергеевич 1871 г.р. расстрелян

Серпионов Иван Сергеевич 1902 г.р. расстрелян

Серпионов Антип Акимович 1896 г.р. расстрелян

Таблица 3

Краткие биографии репрессированных в 1937 г. староверов-семейских из с. Хасурта, записанные школьниками этого села [8]

Занадворов Силантий Осипович 1851 г.р., из крестьян-середняков, уставщик. Арестован 17 сентября 1937 г. по ст. 58-7 и 58-10 УК РСФСР. По воспоминаниям односельчан, старенького, сгорбленного старика-уставщика, который даже сам не в состоянии был дойти до сельсовета, посадили на кузов полуторки, загрузили изъятые при обыске десять церковных книг, 25 книжек, «Поминанник», две кадильницы, ладан и венчики и привезли в сельсовет. У полуграмотного старика добивались, чтобы он назвал имена участников контрреволюционной организации. Не добившись вразумительного ответа, Занадворова закрыли в холодный и темный амбар под стражу. По селу сразу же разлетелась недобрая угрожающая весть: «Посадили уставщика Силаху». Это означало, что все, кто причастен к религиозным делам Силахи, понесут наказание

Бурдуковский Василий Фадеевич 1886 г.р., арестован 13 октября 1937 г. До ареста проживал в с. Хасурта с женой Агафьей Яковлевной и сыном Лифаном. Работал в личном хозяйстве, служил уставщиком, помощником Занадворова. Узнав об аресте Силахи, Василий Фадеевич собрал все старинные книги и цер-

ковную утварь, завернул в холщовую ткань и под покровом ночи унес куда-то в лес и «предал земле». При обыске в доме Бурдуковского кроме кремневого ружья и пуль ничего не нашли. Уполномоченный НКВД Дмитриев упорно стал требовать религиозные принадлежности, и тогда старый уставщик отдал единственную оставленную дома книгу

Бурдуковский Перфен Андреевич 1861 г.р. Арестован 13 октября 1937 г. До ареста, несмотря на преклонный возраст, дедушка Перфен, как его называли на селе, пас колхозную отару овец в местности Озеро. В то время в округе было много волков, которые без страха подходили к жилищам людей, к овчарням и помещениям, где содержались животные. Так случилось, что волк задавил одного барана -производителя. Тут же собрали собрание колхозников «по делу вредительства Бурдуковского П.А.». Через несколько дней, когда Перфен Андреевич выезжал на сдачу овец в Ангинский дацан, в дом пришла страшная весть: «Придут забирать...». Попрощавшись с дочерью, Перфен Андреевич ушел с посыльным в сельсовет. Через некоторое время старика вновь привели домой под конвоем два милиционера. Потребовали представить старинные церковные старообрядческие книги. Изъяв шесть книг, арестованного вновь увели

Серпионов Иван Сергеевич 1902 г.р. Арестован 22 ноября 1937 г. С самого создания колхоза «Искра» работал в нем конюхом. Во время обыска у него во дворе, на крыше, нашли несколько изношенных конских подков, уличили в содержании целого табуна лошадей. В горнице на божнице, за иконами, нашли предметы религиозного культа: «венчики» и «рукописания». Все забрали с собой в качестве вещественного доказательства для обвинения. Xозяину приказали последовать за ними в сельсовет, не дав возможности попрощаться с женой и детьми. Больше родные о нем ничего не знали. 27 декабря 1937 г. он был приговорен к расстрелу

Мартынов Филипп Назарович 1884 г.р. Арестован 13 октября 1937 г. «за связь с белогвардейским офицером Измайловым и с Леоновской бандой». Филипп Назарович организовал первый на селе ТОЗ, затем работал председателем сельсовета, завхозом, а в последнее время перед арестом был бригадиром полеводческой бригады. И вот прямо с поля, где убирали урожай, бригадира Мартынова забрали и увезли в деревню, в сельсовет. Вечером пришли сельсоветчики, составили акт и произвели обыск. После ареста отца дочерей-колхозниц всячески притесняли, как детей «врага народа», придирались к каждому пустяку. Даже предлагали им отречься от своих родителей. 10 ноября 1937 года Ф.Н. Мартынов был приговорен к расстрелу

Мартынов Трифон Логантьевич 1887 г.р. Арестован 16 декабря 1937 г. Работал в колхозе пастухом. По нелепой случайности одна из коров колхозного стада оборвалась в реку и утонула. Сразу же приписали саботаж и вредительство. Привезли с животноводческой стоянки и арестовали. Увезли в хоринскую тюрьму, ежедневно водили на допросы, пытали. Свидетель этому был земляк-хасуртаец Серпионов Лазарь Сидорович, живший в то время в Xоринске. Один раз ему удалось поговорить с Трифоном Логантьевичем, который показал окровавленный подбородок и рассказал, что на допросах ему оторвали бороду вместе с кожей на подбородке. Трифон Логантьевич Мартынов был осужден к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Умер в 1943 г. на ст. Иланская

Мартынов Дорофей Семенович 1902 г.р. Арестован 13 октября 1937 г. Закончил три класса церковно-приходской школы. В колхозе работал бухгалтером. Основанием для ареста послужило то, что у Мартыновых умер малыш Терентий от дизентерии и собравшиеся старушки решили похоронить мальчика по старинному старообрядческому обычаю. Пригласили уставщика Силаху Занадворова. Вместо портрета Сталина, красовавшегося на божнице, старушки поставили небольшую икону. По доносу недоброжелателей Дорофей Семенович был уличен в приверженности к религии. Больше семья о нем ничего не слышала

Бурдуковский Артем Петрович 1901 г.р. Арестован 13 октября 1937 г. прямо в колхозной конторе, где работал счетоводом. Несколько лет выполнял он и обязанности секретаря сельсовета. Обвинен в том, что летом 1937 г. разрешил уставщику Силантию Занодворнову причастить и похоронить троих своих детей, умерших от дизентерии. 10 декабря 1937 г. тройкой НКВД приговорен к расстрелу

Мартынов Тимофей Атрамонович 1898 г.р. Арестован в ноябре 1937 г. вместе с Серпионовым Иваном Сергеевичем. До ареста работал в колхозе на лесозаготовках. В работе отличался усердием, был рабочим-стахановцем. За трудовые успехи был премирован правлением колхоза велосипедом и кашемировой шалью. Но через несколько дней последовал арест. При обыске перевернули все и в доме, и во дворе, и в надворных постройках. Нашли церковные свечи, крестики, венчики, рукописания. Все это приобщили к делу. Конфисковали премированный велосипед и шаль. Xозяина увели в сельсовет. Жена осталась одна с четырьмя детьми на руках. Тимофей Артамонович попал в лагерь под Красноярском вместе с братом жены из с. Новая Брянь Дементьяном Дмитриевичем Павловым, который отбыл 10-летний срок наказания и вернулся на родину, а Тимофей Артамонович был расстрелян

Кожевников К Кондрат Савельевич 1876 г.р. Арестован 13 октября 1937 г. Кондрата вместе с другими стариками-уставщиками обвиняли в «травле детей» святой водой во время эпидемии дизентерии. Во время обыска иконы с божницы приказали снять. Также требовали церковные книги, но они были надежно спрятаны в огороде, под досками. Кожевникова Кондрата Савельевича 10 ноября 1937 года тройкой НКВД приговорили к высшей мере наказания - расстрелу. Сыновей его - Никифора, Карпа, Ефрема - исключили из партии как сынов врагов народа. Дочь Агафью несколько раз то исключали из колхоза, то вновь принимали

Следует отметить, что, во-первых, всего за пять лет (1932-1937 гг.) старообрядцы были полностью лишены всех своих церквей и моленных домов.

Во-вторых, были изъяты все ценности: золотые, серебряные и медные изделия шли в переплавку, колокола и иконы из менее ценных металлов зачастую переплавлялись в колхозах и шли на изготовление деталей тракторов и другой сельскохозяйственной техники.

В-третьих, иконы, представляющие собой высокую художественную и историческую ценность, шли на изготовление:

- дверей в домах, общественных учреждениях, на фермах;

- тротуаров на центральных улицах села;

- полов в колхозных свинарниках;

- скамеек и табуретов;

- ставень для окон.

Зачастую редкие старинные иконы Московской, Ярославской, Новгородской и других иконописных школ XVI, XVII, XVIII вв., изъятые у староверов-семейских, в массовом порядке подвергались сожжению. Тем самым был нанесен колоссальный, непоправимый урон русскому национальному наследию и русской культуре в целом, который мы ощущаем и поныне.

В-четвертых, государством были проведены незаконные финансовые манипуляции: деньги - добро-

вольные пожертвования верующих - изымались в пользу государства и не возвращались верующим. Для «законного» изъятия денег у верующих крестьян в каждом областном или районном исполнительном комитете вводились поправки и дополнения в постановления ВЦИК.

Однако основной потерей, безусловно, были потери человеческие. Государство не гнушалось запугивать верующих, вносить их в списки неугодных новой власти. Верующие подвергались лишению избирательных прав, исключению из колхозов, подведению под «твердый налог», финансовым наказаниям в виде непомерных государственных налогов. Другой мерой репрессий была высылка из мест постоянного проживания в отдаленные края, а также полная конфискация имущества. Очень часто уставщиков, священников и простых верующих расстреливали, то есть в 1930-1937 гг. происходило физическое уничтожение крестьян-староверов.

Таким образом, официальная политика государства, провозглашенная на съездах коммунистической партии и законодательно закрепленная в Конституции, была одной, и именно ее демонстрировали зарубежным наблюдателям. Но в жизнь проводилась совершенно другая политика - политика жестких репрессий, убийств и ссылок, направленная на полное искоренение в народе любой религии.

Статья поступила 02.07.2014 г.

Библиографический список

1. Бухарин Н.И. Из выступления на диспуте о будущем интеллигенции // Судьбы современной русской интеллигенции. М.: ГИЗ, 1925. С. 20-29.

2. Вострышев М. Донос из Крыма // Православная Москва. 1995. № 29 (53).

3. Государственный архив Тарбагатайского района. Ф. 4. О. 1. Д. 3.

4. Государственный архив Тарбагатайского района Ф. 4. О. 1. Д. 3.

5. Государственный архив Тарбагатайского района. Ф. 21. О. 1. Д. 1.

6. Государственный архив Черниговской области. Ф. Р-422. О. 1. Д. 122.

7. Закрытие культовых зданий // Антирелигиозник. 1929. № 9. С. 106-107.

8. Иванов В.Ф. О родове Казазаевых и судьбах репрессированных старообрядцев села Хасурта Хоринского района республики Бурятия // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 26-28 июня 2001 г.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. С. 407

9. История и возрождение. «Хасуртайская старообрядческая (древлеправославная) часовня // Официальный сайт Хорин-

ского района Республики Бурятии [Электронный ресурс]. URL:

http://admhrn.sdep.ru/religia/drevlepravoslavie/drevlepravoslavie _history

10. История России. 1917-1940: хрестоматия. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1994. 350 с.

11. Конституционное право России: советское конституционное право от 1918 г. до Сталинской конституции // аllpravo.ru: все о праве [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum118

12. Костров А.В. Старообрядчество Байкальской Сибири в «переходный период» отечественной истории (1905-1930-е гг.). Иркутск Изд-во ИГУ, 2010. 444 с.

13. Кушнер А.Г. Первая Конституция: к 60-летию принятия. М.: Знание, 1984. 61 с.

14. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // Полное собр. соч. В 55 т. М., 1933. Т. 17. 418 с.

15. Национальный архив Республики Бурятии (НАБР). Ф. 207. Оп. 1. Д. 986.

16. НАБР. Ф. Р-248. О. 3. Д. 156.

17. Петрова Е.В. Современное забайкальское старообрядчество: этносоциологический анализ: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.