Научная статья на тему 'Отражение политики репрессий 1930-х гг. В протоколах собраний сельских советов старообрядцев Забайкалья'

Отражение политики репрессий 1930-х гг. В протоколах собраний сельских советов старообрядцев Забайкалья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
504
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ СССР / CONSTITUTION OF THE USSR / ПРОТОКОЛЫ СОБРАНИЙ СЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ / MINUTES OF VILLAGE COUNCILS / СТАРООБРЯДЦЫ / OLD BELIEVERS / ПОСТАНОВЛЕНИЯ НКВД / ЛАГЕРЯ НКВД / NKVD RESOLUTIONS / NKVD CAMPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гордеева Оксана Бенедиктовна

Официальная политика Советского государства, открытая для мирового сообщества, декларировала религиозные права и свободы граждан через основной закон государства Конституцию 1936-го г. Однако в действительности происходило уничтожение и полное искоренение религии в СССР. Эта «вторая» политика осуществлялась под грифом «Совершенно секретно» и «Не для печати». В статье рассматривается, как отразилась политика государства в 1930-х гг. по отношению к семейским староверам в Забайкалье. Историческим материалом для данного исследования послужили протоколы собраний сельских советов старообрядческих сел, постановления партии и правительства 1932-37 гг., которые указывают на то, как резко менялась политика государства, и вслед за ней менялся духовный облик староверов-семейских. Под давлением репрессивной машины староверы отказывались от христианских заповедей, следствием чего становилось возможным предательство единоверцев, наветы и гонения на них. Духовная культура рушилась под натиском тоталитарной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF REPRESSIVE POLICIES OF 1930-ies IN MINUTES OF TRANSBAIKALIAN OLD BELIEVERS VILLAGE COUNCIL MEETINGS

The official policy of the Soviet state that was open to the world community declared religious rights and freedoms of citizens through the main law of the state the Constitution of 1936. However, in fact, religion in the USSR was being destructed and uprooted completely. This "second" policy was "Top Secret" and "Off the record." The article examines the way the state policy of the 1930-ies affected Semeiskie Old Believers in Transbaikalia. Historical material for the study included the minutes of Old Believer's village council meetings, ruling party and government decrees of 1932-37-ies, which indicated dramatic changes in the state policy, and, as a result, the changes in the spiritual image of Old Believers-Semeiskie. Under the pressure of the repressive machine, Old Believers recanted Christian Commandments that led to the betrayals of coreligionists, slander and persecution of the last. Spiritual culture was being destroyed under the onslaught of the totalitarian state policy.

Текст научной работы на тему «Отражение политики репрессий 1930-х гг. В протоколах собраний сельских советов старообрядцев Забайкалья»

вы, без женского пола. Просто в новостях как-то принято - немного извиняться за то, что родители сделали тебе длинные ноги, бюст и талию»; «Именно поэтому круг друзей у тех, кто работает в новостях - только коллеги, мы уже и говорим на своем языке (тайм-код, хронометраж, перегон, склейка), по заданному набору тем (Ирак, Кремль, Чечня)»; «Не планируем вечера - все равно не угадаешь, как работа повернется. Но попробуйте хоть одного из нас спросить - откажешься от всей этой жути, остановишься? Никто. Есть те, кто живет иначе - репортеры по штатному расписанию. Их мало, иногда они ходят на работу подолгу. С ними не болтают в курилке - у них своя стая - с обедами, выходными и ранним уходом домой...». Авторы выстраивают оппозицию «свой - чужой», поэтому основными средствами реализации данной коммуникативной тактики выступают личные местоимения единственного и множественного числа 1-го и 3-го лица, а также существительные, называющие группы, профессии, к которым принадлежит адресант. На синтаксическом уровне отметим использование сопоставительных, сравнительных конструкций, а также предложений, построенных по схеме: личное местоимение я + существительное в именительном падеже единственного числа.

Представленные коммуникативные тактики, выступающие как набор речевых действий, используе-

мых для создания положительного впечатления о себе, не всегда существуют в чистом виде, они могут быть комбинированными. Одно и то же высказывание может относиться к нескольким коммуникативным тактикам. Например, «Теперь "Первый" - дом родной. Иногда в прямом смысле. На работе из-за разницы во времени с Москвой (на 7 часов раньше просыпаемся), с утра и почти до утра. На вторые или третьи сутки такого марафона, кажется, все - говорить не могу, читать тоже. Но, оказывается, бывает и 20-е дыхание». В данном примере реализуется тактика отождествления, причисления себя к числу тех, кто работает на «Первом», тактика актуализации преданности работе.

Таким образом, проведенное исследование показало, что коммуникативная стратегия самопрезентации реализуется при помощи ряда тактик. Среди способов ее языковой репрезентации выделяются: оценочные существительные и прилагательные, числительные, личные местоимения; лексические единицы со значением оценки; высказывания с приемами сравнения, сопоставления, противопоставления, конструкции с чужой речью, оппозицией («свой - чужой», «региональный телеканал - федеральный телеканал») и другие.

Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-14-70002.

Статья поступила 03.09.2014 г.

Библиографический список

1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

2. Волошина С.В. Автобиографические тексты в Интернете: жанровый и дискурсивный аспекты анализа // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 6 (26). С. 5-13.

3. Волошина С.В., Демешкина Т.А. Миромоделирующий потенциал речевого жанра (на материале диалектной речи) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 3 (19). C. 14-20.

4. Дубских А.И. Средства реализации коммуникативной стратегии самопрезентации личности в массово-информационном дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 30 (171). Филология. Искусствоведение. Вып. 35. С. 50-54.

5. Иссерс О.С. Интердискурсивность и интеркодовость в новых коммуникативных практиках русского языка // Русский язык: исторические судьбы и современность: сб. тр. IV Меж-дунар. конгр. исследователей рус. яз. (Москва, 20-23 марта 2010 г.). М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 119 -120.

6. Карасик В.И. Языковой круг: язык, личность, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

7. Кибрик А.А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе: дис. ... д-ра филолог. наук. М., 2003. 90 с.

8. Лаппо М.А. Самоидентификация и самопрезентация в разных типах дискурса // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6. № 2. С. 72-76.

9. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 1314 с.

УДК 947 (47) + 281.93 - 3

ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ РЕПРЕССИЙ 1930-х гг. В ПРОТОКОЛАХ СОБРАНИЙ СЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ СТАРООБРЯДЦЕВ ЗАБАЙКАЛЬЯ

© О.Б. Гордеева1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Официальная политика Советского государства, открытая для мирового сообщества, декларировала религиозные права и свободы граждан через основной закон государства - Конституцию 1936-го г. Однако в действительности происходило уничтожение и полное искоренение религии в СССР. Эта «вторая» политика осуществлялась под грифом «Совершенно секретно» и «Не для печати». В статье рассматривается, как отразилась политика гос-

1 Гордеева Оксана Бенедиктовна, аспирант, тел.: (3952) 387607, 89834006512, e-mail: [email protected] Gordeeva Oksana, Postgraduate, tel.: (3952) 387607, 89834006512, e-mail: [email protected]

ударства в 1930-х гг. по отношению к семейским староверам в Забайкалье. Историческим материалом для данного исследования послужили протоколы собраний сельских советов старообрядческих сел, постановления партии и правительства 1932-37 гг., которые указывают на то, как резко менялась политика государства, и вслед за ней менялся духовный облик староверов-семейских. Под давлением репрессивной машины староверы отказывались от христианских заповедей, следствием чего становилось возможным предательство единоверцев, наветы и гонения на них. Духовная культура рушилась под натиском тоталитарной политики государства. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: конституция СССР; протоколы собраний сельских советов, старообрядцы; постановления НКВД; лагеря НКВД.

REFLECTION OF REPRESSIVE POLICIES OF 1930-ies IN MINUTES OF TRANSBAIKALIAN OLD BELIEVERS VILLAGE COUNCIL MEETINGS O.B. Gordeeva

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

The official policy of the Soviet state that was open to the world community declared religious rights and freedoms of citizens through the main law of the state - the Constitution of 1936. However, in fact, religion in the USSR was being destructed and uprooted completely. This "second" policy was "Top Secret" and "Off the record." The article examines the way the state policy of the 1930-ies affected Semeiskie Old Believers in Transbaikalia. Historical material for the study included the minutes of Old Believer's village council meetings, ruling party and government decrees of 1932-37-ies, which indicated dramatic changes in the state policy, and, as a result, the changes in the spiritual image of Old Be-lievers-Semeiskie. Under the pressure of the repressive machine, Old Believers recanted Christian Commandments that led to the betrayals of coreligionists, slander and persecution of the last. Spiritual culture was being destroyed under the onslaught of the totalitarian state policy. 12 sources.

Key words: constitution of the USSR; minutes of village councils; Old Believers; NKVD Resolutions; NKVD camps.

В главе Х основного закона страны - Конституции СССР 1936 г., названной «Сталинской конституцией», - декларировались следующие политические права и свободы граждан [4]:

«Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами.

Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

а) свобода слова;

б) свобода печати;

в) свобода собраний и митингов;

г) свобода митингов и демонстраций»...

В Конституции также заявлялось о неприкосновенности личности: «Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора».

Свобода совести в Конституции сформулирована как право иметь любые религиозные убеждения или не иметь их и основана на принципе «государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, то есть быть атеистом...» [7, с. 143].

Однако в действительности все обстояло совершенно иначе. Еще в 1932 г. руководством коммунистической партии СССР был принят пятилетний план мероприятий, направленных на уничтожение религии

в стране. 15 мая 1932 г. И.В. Сталин подписал декрет о «безбожной пятилетке», где ставилась вполне определенная задача: «К 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на территории страны». Гонения на Православную Церковь и ее служителей было начато с новой силой: закрыто 70 епархий, арестованы 40 архиереев (в архиерейском служении осталось только 4), закрыто 95% церквей, существовавших еще в 1920-е гг. За 1930-е гг. по всей России было уничтожено и закрыто 76 тыс. храмов и 1,5 тыс. православных монастырей [1].

Во главе атеизации СССР встала созданная в 1925 г. организация «Союз воинствующих безбожников», возглавляемая Емельяном Ярославским, который требовал от своих адептов все новых и новых закрытых храмов, уничтоженных икон и богослужебных книг. Согласно неофициальным планам этой организации, в 1932-1933 гг. должны были закрыться все церкви, молитвенные дома, синагоги и мечети, к 1933-1934 гг. - исчезнуть все религиозные представления, привитые литературой и семьей, к 1934-1935 гг. все население страны и прежде всего молодежь необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой, к 1935-1936 гг. должны были исчезнуть последние молитвенные дома и все священнослужители, а в 1936-1937 гг. религию требовалось изгнать из самых укромных уголков Советского государства.

«Укромные уголки» Советского государства - это и села Забайкалья, жителей которых репрессивная политика не обошла стороной. Выполняя план по выявлению «врагов народа», на местах трудились сотрудники НКВД и члены Союза воинствующих безбож-

ников. Местные активисты, вступившие в коммунистическую партию, старались помогать сотрудникам НКВД выбирать тех из старообрядцев, кого, по их мнению, можно было расстрелять, посадить в тюрьму или сослать в лагерь.

Репрессированные крестьяне-староверы представляли собой цвет старообрядческого села. Как правило, они имели крепкие хозяйства, большие стада коров и овец, табуны лошадей. Многие из них имели свои мельницы и кузни. Имущество изгнанных или расстрелянных крестьян национализировалось. Но те, кто национализировал чужое добро, не имели ни опыта ведения больших хозяйств, ни желания работать так, как работали сосланные. По свидетельству самих староверов, в течение нескольких лет обобществленный скот пошел под нож, урожаи упали, и в селах началось полуголодное существование. Однако газеты того времени, особенно центральные органы печати внушали колхозникам, что жить в стране стало гораздо лучше, часто желаемое выдавая за действительное.

«Говорит представитель района: При существовании советской власти 20 лет как 5 дней тому назад мы выбирали наших преданных людей в наше управление и в высшие органы власти. И мы видим, что было при царской власти и что стало при советской власти: какие огромные достижения как-то всех фабрик и заводов и всего сельского хозяйства в нашей стране. И привели нашу страну как в небывалую и неслыханную страну. И это тов. Сталин отмечал, что при построении всего этого социалистического хозяйства враг народа на этом не останавливался, а больше ведет подрывную работу, как никогда... [12, л. 19]2.

Как видно из приведенного текста, на полуграмотную речь колхозных руководителей и бригадиров явное влияние оказывал стиль журналистов газет «Правда» и «Известия», где также печатались призывы «не обращать внимания» на тех, кто расстрелян, кто уничтожен как классовых враг, и добивать тех, кто сумел спастись от репрессий.

«...И поставляет работу, чтобы озлобить колхозников против Советской власти. Одни из врагов советской власти уставщики спрашивали, какую вы вели подрывную работу? Он отвечает: люди, колхозники нами были настроены, чтобы угроблять колхозных лошадей. С теми людьми на сегодняшний день нужно распрощаться. Которые люди нашими органами взяты. Я это подтверждаю на сегодняшнем собрании: нужно от этих людей очиститься, чтобы в дальнейшем все пропущенные работы наверстать. И отмечаю, что в вашем колхозе есть враги народа, но их как будто бы незаметно, они у вас сделались активными стахановцами, а сами ведут подрывную работу, наталкивая тех или иных колхозников... Наверно, наши колхозники жалеют этих людей врагов народа и замаскировывают. А если мы этих людей не выявляем, то в нашем колхозе все наши хозяйственные кампании провалят-

2 Здесь и далее орфография и стилистика документов со-

ся» [12, л. 19].

Цена человеческой жизни упала до невообразимых пределов, физическая расправа над кулаками и священниками уже не считалась преступлением. Из протокола собрания Куйтунского сельсовета: «...Говорит Борисов Трефил, что ряд наших хоз. кампаний идут плохо, но нам совместно с правлением пришлось этих людей убивать с трудом (выделено авт.). На наши работы здесь повлияло нехорошее влияние классового врага. Тов. Емельянов отметил, что я якобы являюсь как врагом народа. Но я с 1917 года шел и иду только полезной работой в колхозе. И когда я был поставлен на двадцатидворку по выборам, то я с этой работой справился на 100%.

Говорит Будников Яков, что тов. Емельянов отметил, что по нашей слепоте здесь записались люди нехорошие. Как-то: например, возьмем Борисова Трефила. Это у нас в правлении свита: отец - весовщик, сын счетовод, племянник Борисов Варфоломей, сын Борисова Кузьмы, который ездил с приговором против Советской власти. Нужно на этих людях нам призадуматься и пересмотреть до конца в нашем колхозе» [12, л. 19].

В данном протоколе собрания колхозников явно прослеживаются судьбы тех, о ком идет речь. «Вредители», а это уставщики и кулаки, будут исключены из колхоза, переданы под суд, а дальше - дорога в ГУЛАГ. Были и такие «эффективные методы борьбы», как лишение избирательных прав («лишенцы голоса»), подведение «под твердый налог» или под «твердое задание» (отсюда название «твердозаданец»), сдача в органы НКВД [5, с. 134]. Вот неполный перечень тех мер, которыми пользовались официальные власти, чтобы выдавить этих людей из села. Таким образом шел процесс искоренения из старообрядческих сел самого здорового, крепкого ядра - грамотных уставщиков, крепких хозяев, работящих крестьян.

«В отношении Спиридонова Николая - он есть бывший твердозаданец и неоднократно судился, и ведет в колхозе подрывную работу. И также Шитин Михей и Шитин Петр - сыновья отца-кулака сосланного и раскулаченного. Люди не наши и нужно от них очиститься. Поставить вопрос и о замене членов правления, у членов правления есть связь с кулачеством. ...Это Борисов Савелий враг народа, который говорит, что, если меня поставят бригадиром, то я с колхозников-бедняков сорву шкуру. Например, Родионов Андрей, у которого жена в колхозе, а сам был сбежавши. И сейчас явился к жене и начинает работать в колхозе. И отец Родионова сбежавши, брат сидит в тюрьме. И нужно за этими людьми присматривать построжей. В отношении Колесникова Евлампия, то он является нашим колхозником, у которого отец-кулак раскулачен и сослан, а он замаскировался у нас в колхозе, и начал проводить активную работу. А сам тихим сапом вел к срыву...» [12, л. 20].

Закономерно этот документ сталинской эпохи заканчивается списком исключенных из колхоза крестьян, которых позже ожидали этапы ГУЛАГа: «Постановили: исключить из колхоза за измену нашей родины и

контрреволюцию врагов народа: Шурыгина Стефана Евстигнеевича, Яковлева Тимофея Прокоповича, Борисова Савелия Харлампиевича, Степанову Прасковью, Борисова Андрона Федоровича, Спиридонова Матвея Лукича, Николаева Максима Антоновича, Власова Ефрема Васильевича, Шитина Петра Амплееви-ча, Шитина Михея Амплеевича, исключить из колхоза следующих: Колесникова Евлампия Гавриловича. Сын кулака, ранее исключался из колхоза, отец раскулаченный взят органами НКВД за контрреволюцию Медведева Каллистрата как сына кулака, бежавшего из ссылки. Купил чужой паспорт и на него проживал» [12, л. 20].

В протоколе также названы фамилии староверов, которые вернулись в родное село, так как больше им идти было некуда. У односельчан оказалась крепкая память: здесь каждый знал, чей ты родственник, что стало с твоими родителями. И работать в колхозе, и жить в селе этим спасшимся от репрессий не было возможности.

Большинство из тех, кого исключили из колхоза, были сданы в НКВД, отправлены в лагерь. Воспоминания о лагере конца 1930-х гг. оставил архиепископ Лука (в миру - Владимир Феликсович Войно-Ясенецкий), хирург, автор широко известного научного труда, удостоенного Сталинской премии, «Очерки гнойной хирургии»: «По приезде в Котлас нас поместили за три версты от него, на песчаный берег Северной Двины, в лагерь, получивший название «Мака-риха», состоявший из двухсот бараков, в которых целыми семьями жили «раскулаченные» крестьяне очень многих русских губерний. Двускатные дощатые крыши бараков начинались прямо от песчаной земли. В них было два ряда нар и срединный проход. Во время дождей через гнилые крыши лились в бараки потоки воды.

Однажды утром я был свидетелем того, как на срединную площадку лагеря согнали 200 заключенных и после регистрации погнали на баржи, которые повел небольшой пароход по реке Вычегде, впадающей недалеко от Котласа в Северную Двину. Пустынная Вычегда течет между дремучими необитаемыми лесами, и, как я позже узнал, все отправленные на баржах были высажены в дремучем лесу в нескольких десятках верст от Котласа, им дали топоры и пилы и приказали строить избушки. Не знаю, что было дальше с ними» [11, с. 104].

Но в среде старообрядцев было много таких крестьян, которые организовывали стихийные бунты против репрессий государства. В протоколе собрания Куйтунского сельсовета говорится о судьбе раскулаченных крестьян: «Казазаева Егора Гурьяновича отец убит за выступление против Советской власти. Спекулянт. Дяди раскулачены и сосланы. Занимался Каза-заев кражей денег у колхозников, саботажник, работать не выходит, брал бригадира за глотку. Яковлева Якова Федотовича исключить из колхоза, несколько раз судился за срыв работ, делал простои машин: уехал в город, а машина стоит. Жена не в колхозе. Приходил в контору колхоза убивать партактив. Об-

щее собрание колхоза приняли постановление единогласно.

Спиридонова Николая предупредить в дальнейшем исправиться и работать честно и добросовестно. Борисова Трефила Александровича отвести из членов правления за связь с кулачеством: дядя взят за контрреволюцию и тесть.

Власова Анисима Анисимовича отвести от членов правления за связь и сродство кулаков, с лесозаготовок распустил народ. Шурыгина Якова Илларионовича отвести из членов правления: тесть кулак сосланный и за слабое руководство принято собранием единогласно. Отвести из ревизионной комиссии пред. рев. комиссии Спиридонова Саватея Викуловича как начетчика, лишенца голоса.

Председатель собрания Борисов. Член президиума Седова. Секретарь Родионов» [2, л. 2].

Оправдывая нечеловеческие пытки, конвейерные допросы, расстрелы своих граждан, правительство СССР в секретных документах с надписью «Не для печати» делило население на две части: на тех, кто достоин жить в советской стране, и на тех, кому такого права не дано.

В секретной шифрованной телеграмме от 10 января 1939 г., отправленной ЦК нацкомпартий, наркомам внутренних дел, начальникам Управлений НКВД, секретарям обкомов и крайкомов, И.В. Сталин писал: «ЦК ВКП (б) разъясняет, что применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК ВКП (б)... Известно, что все буржуазные разведки применяют физическое воздействие в отношении представителей социалистического пролетариата и притом применяют его в самых безобразных формах. Спрашивается, почему социалистическая разведка должна быть более гуманной в отношении заядлых агентов буржуазии, заклятых врагов рабочего класса и колхозников. ЦК ВКП (б) считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь, в виде исключения, в отношении явных и неразоружающихся врагов народа, как совершенно правильный и целесообразный метод» (цит. по [3, с. 294]).

Физическая расправа с «неразоружающимися врагами народа» применялась в тюрьмах НКВД в течение 1930-40-х гг.

Один из примеров физических пыток - допросы архиепископа Луки. Вот что пишет в своих воспоминаниях архиепископ: «Через год, в 1937 году, начался страшный для Святой Церкви период - период власти Ежова как начальника московского ГПУ. Начались массовые аресты духовенства и всех, кого подозревали во вражде к советской власти. Конечно, был арестован и я. Ежовский режим был поистине страшен... От меня неуклонно требовали признания в шпионаже, но в ответ я только просил указать, в пользу какого государства я шпионил. На это ответить, конечно, не могли. Допрос конвейером продолжался тринадцать суток, и не раз меня водили под водопроводный кран, из которого обливали мою голову холодной водой. Не видя конца этому допросу, я надумал напугать чеки-

стов... Я предполагал перерезать себе височную артерию, приставив к виску нож и крепко ударив по спинке его... Когда принесли обед, я незаметно ощупал тупое лезвие и убедился, что височной артерии перерезать мне не удастся. Тогда я вскочил и, быстро отбежав на середину комнаты, начал пилить себе горло ножом»... [11, с. 117-118].

Во время конвейерного допроса следователи, сменяя друг друга, не давали человеку спать, из политических заключенных выбивали подтверждение вымышленных обвинений в шпионаже, вредительстве и других преступлениях, которых люди не совершали. Святитель Лука выдержал два конвейерных допроса, в результате был обвинен по 58-й статье и отправлен в ГУЛАГ. Такому же допросу были подвергнуты старообрядческие уставщики и «кулаки», которых из сибирских сел сотнями поставляли в застенки ОГПУ-НКВД.

Летом 1937 г. в зашифрованных документах во все области и районы страны были доставлены секретные распоряжения: «Из протокола № 51 заседания Политбюро ЦК ВКП (б) от 31 июля 1937 г. Строго секретно.

1. Утвердить представленный НКВД проект оперативного приказа о репрессировании бывших кулаков, уголовников и антисоветских элементов...

5. Отпустить НКВД из резервного фонда СНК оперативные расходы, связанные с проведением операции, 75 миллионов рублей <...>

7. Всех кулаков, уголовников и другие антисоветские элементы, осужденные по второй категории к заключению в лагеря на сроки, использовать:

а) на ведущихся сейчас строительствах ГУЛАГа НКВД СССР;

б) на строительстве новых лагерей в глубинных пунктах Казахстана;

в) для постройки новых лагерей, специально организуемых для лесозаготовительных работ силами осужденных»... (цит. по [3, с. 300]).

Неудивительно, что, опасаясь ссылки в ГУЛАГ, большинство молодых людей из старообрядческих сел потянулись в город, устраивались на фабрики и заводы, меняли свои фамилии, чтобы остаться в живых [5, с. 57].

Все это нанесло огромный урон духовной культуре семейских: порвалась нить веры, некому стало молиться, некому продолжать традиции, которые сохранялись веками [10, с. 5].

В старообрядческих селах произошел слом всех нравственных устоев, которые воспитывались и культивировались в народе веками. Были арестованы и сосланы в ГУЛАГ самые уважаемые в сельской старообрядческой общине люди: уставщики, начетчики, священники, зажиточные крестьяне. Оставшимся в колхозах была навязана политика доносительства, предательства, что также подрывало нравственные основы старообрядческой общины. В атмосфере страха и доносительства воспитывались дети старообрядцев, им запрещалось учиться церковной грамоте у уставщиков, их обязывали ходить в светскую школу. Связь между поколениями староверов была насиль-

ственно разорвана. В 1937 г. была запрещена семей-ская старообрядческая одежда. Были закрыты и разрушены все старообрядческие церкви и молельные дома. Таким образом духовная культура староверов в 30-х гг. ХХ в. была сломлена и подвергнута искоренению. Вместо нее советской властью были предложены заповеди «строителей коммунизма» и газетные лозунги. Эпоха расстрелов и всеобщего доносительства сыграла свою разрушительную роль в многовековой системе старообрядческой религиозной общины.

Как видим, в 1930-е г. государством проводилась в жизнь двойная политика: с одной стороны всему цивилизованному миру была продемонстрирована гуманная «Сталинская конституция», в которой декларировались широкие права и свободы советских граждан. Но в то же время к тем же гражданам были применены «ежовые рукавицы» в НКВД. Конвейерные допросы, пытки, навязанные обвинения в шпионаже и вредительстве применялись в ведомстве наркома Ежова с ведома ВКП (б) и лично тов. Сталина. Ранее «вождь мирового пролетариата» В.И. Ленин, не считавший крестьянство опорой революции и провозгласивший православную религию «опиумом для народа», в своих статьях подготовил почву для репрессий 1937 г. [6, с. 25]. Газетная истерия, развязанная с разрешения правительства, диктовала жесткую политику по отношению к кулакам и «религиозным отщепенцам» на местах.

В чем же ценность протоколов собраний сельских советов старообрядческих поселений Забайкалья?

Во-первых, это документальное подтверждение репрессивной политики государства по отношению к староверам.

Во-вторых, мы можем видеть реальные фамилии тех, кто подвергся репрессиям в 1930-х гг. (это целые семьи, целые старообрядческие роды: Шурыгины, Казазаевы, Спиридоновы, Борисовы, Шитины, Степановы, Николаевы, Власовы, Бурдуковские и др.).

В-третьих, в протоколах собраний сельсоветов мы видим «следы» разрозненных стихийных восстаний старообрядцев против репрессивных мер советской власти (старообрядцы «берут за глотку» бригадиров, «угробляют колхозных лошадей», «распускают народ с лесозаготовок», срывают сроки колхозных работ и т.д.).

В-четвертых, мы видим, что, несмотря на про-тестные бунты староверов-единоличников, репрессивная государственная машина оказалась сильнее.

В-пятых, именно в протоколах документально зафиксированы все репрессивные меры, которым подвергались старообрядцы в 1930-х гг.: «сидит в тюрьме», «зять взят за контрреволюцию и тесть», «исключен их колхоза», «твердозаданец», «лишенец голоса» и т.д.

Таким образом, историческая роль протоколов сельских советов является просто неоценимой в восстановлении и реставрации целостной картины репрессивной политики государства по отношению к старообрядцам Забайкалья.

Статья поступила 09.07.2014 г.

Библиографический список

1. Безбожная пятилетка // Википедия - свободна энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Государственный архив Забайкальского края. Ф. Р-422. О. 1. Д. 122.

3. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1994. 350 с.

4. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик; утв. Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm

5. Костров А.В. Старообрядчество Байкальской Сибири в «переходный» период отечественной истории (1905-1930-е гг.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2010. 444 с.

6. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // Полное собр. соч. 5-е изд. В 55 т. М.: Издательство политической литературы, 1965-1975. Т. 17.

7. Ленин В.И. Полное собр. соч. 5-е изд. В 55 т. М.: Издательство политической литературы, 1965-1975. Т. 12.

8. Национальный архив Республики Бурятии. Ф. 207. О. 1. Д. 1567.

9. Официальный сайт органов местного самоуправления МО «Хоринский район» Республики Бурятии [электронный ресурс]. URL:

http://admhrn.sdep.ru/religia/drevlepravoslavie/drevlepravoslavie _history

10. Петрова Е.В. Современное забайкальское старообрядчество (этносоциологический анализ): учеб. пособие для вузов. Улан-Удэ: Изд-во бурят. ун-та, 2005. 182 с.

11. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография. Минск: Белорусская православная церковь, 2013. 127 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Тарбагатайский государственный архив. Ф. 4. О. 1. Д. 3.

УДК 377.031.4:93

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОГО ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В 1938-1960-е гг.

© О.А. Горощенова1, А.С. Горощенов2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Раскрывается один из важнейших периодов становления Иркутского государственного технического университета - время, когда вуз носил название Иркутского горно-металлургического института (1938-1960). На основе выявленных ранее неизвестных исторических источников рассматривается, уточняется и обобщается история вуза до укрупнения его в Иркутский политехнический институт (1960). Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: техническое образование в Восточной Сибири; Иркутский государственный технический университет; Иркутский горно-металлургический институт; советское время; геология; горное дело; металлургия.

DEVELOPMENT FEATURES OF IRKUTSK MINING AND METALLURGICAL INSTITUTE IN 1938-1960-ies O.A. Goroshchenova, A.S. Goroshchenov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article describes one of the most important periods in the formation of the Irkutsk State Technical University - the time when it was known as the Irkutsk Mining and Metallurgical Institute (1938-1960). Based on the found historical sources that were not known earlier the authors consider, specify and generalize the history of the university till its transformation into the Irkutsk Polytechnic Institute (1960). 12 sources.

Key words: technical education in Eastern Siberia; Irkutsk State Technical University; Irkutsk Mining and Metallurgical Institute; Soviet period; geology; mining; metallurgy.

Целью проводимых нами исследований является углубленное изучение истории ИрГТУ, уточнение статистики, фактов, событий, личностей, влиявших на развитие вуза. Иркутский государственный техниче-

ский университет был основан в 1930 г. объединением «Союззолото» во главе с А.П. Серебровским. Первоначально вуз был создан в составе трех факультетов - геологического, горного и металлургического. Для

1 Горощенова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, профессор РАЕ, директор музея истории НИ ИрГТУ, председатель научно-методического совета музеев при Совете ректоров вузов Иркутской области тел.: 89148727644, e-mail: [email protected]

Goroshchenova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Studies, Professor of Russian Academy of Sciences, Director of the Museum of History of the National Research Irkutsk State Technical University, Chairman of the Scientific and Methodological Council of Museums under the Council of Rectors of the Irkutsk region, tel.: 89148727644, e-mail: [email protected]

2Горощенов Анатолий Сергеевич, студент, тел.: 89148727641, e-mail: [email protected] Goroshchenov Anatoly, Student, tel.: 89148727641, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.