Научная статья на тему 'Устная речь, работа символизации, ментальное функционирование в разговорной терапии'

Устная речь, работа символизации, ментальное функционирование в разговорной терапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ МАТЕРИЯ / PRIMARY MENTAL MATTER / ПРОЦЕСС СИМВОЛИЗАЦИИ / THE PROCESS OFSYMBOLIZATION / МЕНТАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / MENTAL FUNCTIONING / ПСИХОАНАЛИЗ / PSYCHOANALYSIS / УСТНАЯ РЕЧЬ / SPEAKING / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ / RESTORATION OF VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пушкина Наталья Викторовна

В статье идет речь о бессознательных процессах символизации, о ментальном функционировании в период формирования психики. Показана возможность развития данных процессов во время психоаналитической терапии, которая дает шанс пациенту выйти на новый для него способ функционирования психики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speaking, the work of symbolization, mental functioning in conversational therapy

The article is talking about the unconscious processes of symbolization, about mental functioning during the formation of the psyche. The possibility of development of these processes in psychoanalytic therapy, which gives a chance to the patient to enter a new way of functioning of the psyche.

Текст научной работы на тему «Устная речь, работа символизации, ментальное функционирование в разговорной терапии»

10. Сепир Э. Коммуникация. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993.

11. Костомаров В.Г., Верещагин Е.М. Язык и культура. — М., 1990.

12. Берулава М.Н., Берулава Г.А. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2012, № 1.

13. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. Избранные работы по языкознанию и культурологии. — М., 1993.

14. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М., 2000. устная речь, работа символизации, ментальное функционирование

в разговорной терапии

Пушкина Н.В.

Любое исследование мотивов человеческой души не может обойтись без обращения к её бессознательным источникам. Предложенный З. Фрейдом путь терапии, ориентированный на восстановление утраченных связей и значений составляет основу современных психодинамических направлений. Основное предположение психоаналитической теории обращает наше внимание к ранним этапам развития личности, довербального взаимодействия с окружением, создающим базу формирования психической структуры, и, в дальнейшем, оказывающим продолжительное и активное влияние на внутренний мир.

В данной статье речь пойдет о психических процессах символизации, о значении устной речи в этом процессе, как важном участнике психического развития в период раннего детства, а также во время психоаналитической работы с пациентами.

Первичная символизация.

Память младенчества, раннего детства — впечатления, ощущения, восприятие собственных ощущений при взаимодействии с окружающими людьми и предметами, например, выражение лица матери, теплоту или холод ее рук, тембр голоса отца, запах материнского молока, вкус уголка пеленки — остается в нашей психике в виде энг-рамм. Бессознательное — это прежде всего довербальная долговременная зрительная, тактильная, обонятельная, слуховая, осязательная память. Если бессознательное представить в виде хранилища этих энграмм памяти, которые никак не названы, а просто представлены в виде «картинок», то психоанализ — это луч, который высвечивает эти «картинки». З. Фрейд говорит о «первичной психической материи» и подчеркивает, что эти «мнестические следы восприятия» бессознательны и проявляются в сновидениях. Процесс переработки «первичной психической материи» на границе бессознательного и предсознательного из «сырой» формы возбуждения в связанную с объектами, вызывающими возбуждение, можно назвать работой символизации. «Первичная психическая материя», эти энграммы памяти должны быть метаболизированы [2; 7],

© Пушкина Н.В., 2015

и этот процесс метаболизации — «ключ психической интеграции — осуществится посредством процесса символизации. Сей процесс символизации делает возможным процесс субъективации, процесс присвоения или субъективной интеграции, т.е. процесс, посредством которого человек присваивает себе свой собственный пережитый опыт». [9] Сублиматорная активность «Я» перерабатывает весь субъективный опыт, благодаря латентной функции мышления, проявляющийся в снах, фантазмировании, воображаемом.

«Мы вновь обнаруживаем двойственную природу связи-воссоединения и/или сепарации. Это то, что называется внутренними связями символизации. Они связывают различные элементы одной и той же структуры (в снах, фантазиях, мыслях и т.д.) и структур, одновременно обеспечивая связность и непрерывность психической жизни». [9]

При достаточно хорошем уходе матери за ребенком младенец в одиночестве начинает предаваться галлюцинаторным переживаниям, представлять что-то приятное, воображать и воссоздавать приносящее удовольствие с матерью. Важным становится количественный фактор возбуждения, испытываемого младенцем. Когда младенец слишком перевозбужден матерью, или когда материнского внимания и тепла ребенку не хватает, тогда получить галлюцинаторное удовольствие младенцу невозможно, ребенку приходится справляться с тем, чтобы выжить. [2] В таких случаях процесс развития психического аппарата будет нарушен. Фокусом исследования З. Фрейда были интрапсихические процессы, влиянием окружения на эти процессы стали заниматься уже после Фрейда. В пограничных случаях, в семьях пациентов, страдающих психозами, в оператуарных состояниях психоаналитиками отмечается излишняя или недостаточная материнская забота. В этих случаях Д. Анзье (1985), М. Оланье (2006), Г. Розолато (1978), Д. Стерн(2002), У Бион (1963), Ж-Б. Понталис (1974), М. Хан (1973), Д. Винникотт (1971), А. Грин (1973) отмечают у таких пациентов уровень символизации на уровне, когда первичные репрезентации остаются связанными с репрезентациями «в вещи», т.е. на первичном уровне.

Вторичная символизация.

В процессе вторичной символизации, репрезентация «в вещи» трансформируется в репрезентацию слов, которые «для облегчения речи переводятся в аппарат устной речи» [10], что происходит по мере психического развития ребенка, и в процессе разговорной терапии.

П.В. Качалов сравнивает процесс символизации с процессом оцифровки аналоговой звукозаписи граммофонной пластинки. Точность первичных представлений, в том числе объектных отношений записано на виниловых пластинках, тогда как слова это цифровой код. Перекодировка объектных отношений будет сделана с помощью цифровой записи, но которая всегда останется беднее записи на виниловых пластинках. Дети видят родителей таким, какими они их видели в тот момент, когда родители склонялись над их колыбелью. Родители в детских восторженных внутренних глазах — не стареют никогда, даже когда самому ребенку уже много лет. Чувственные воспоминания об отношениях с первичными объектами никогда не меркнут в бессознательной памяти ребенка. Взрослый ребенок никогда не сможет с точностью воссоздать те чувства с новыми объектами отношений, как бы он ни пытался. [2]

Когда ребенок выражает свои чувства, мысли, страхи, желания, сомнения и др., мать дает ребенку эту возможность в процессе активного слушания, на первых порах помогает ему, озвучивая, оформляя в слова, тогда благодаря процессам ментализации, возможен процесс вторичной символизации. Символизированное ребенок может вытеснить в бессознательное. Таким образом мучительные, тревожащие, приносящие боль переживания могут быть символизированы и вытеснены в бессознательное. Травматические события перестанут быть травматическим, станут простыми воспоминаниями. Похожие процессы характерны для психоаналитической терапии.

«Мы узнаем о том, что происходит внутри пациента, только посредством того, что он нам рассказывает... Сообщение пациента ... располагается в переходном пространстве между ним и нами точно так же, как и наша интерпретация, которую влечет за собой сообщение. Благодаря Винникотту мы знаем о функции переходного пространства — потенциального пространства, которое соединяет и разделяет мать и ребенка, создавая новую категорию объектов. Язык, на мой взгляд — наследник первых переходных объектов». [9]

Как же работает психоанализ? Что происходит во время того, как пациент старается назвать словами все образы, которые приходят ему в голову, а в работе с детьми аналитик называет словами образы, которые создает ребенок в игровой деятельности? Слова, произносимые пациентом и аналитиком, приобретают особое значение в процессе разговорной психотерапии. Аналитик запускает процесс символизации, предлагая пациенту пережить новый опыт воображаемого, фантазийного, галлюцинаторного в рамках психоаналитического сеттинга.

Процесс связывания психического материала через слово является механизмом, который запускает процесс вторичной символизации психического материла. В психических структурах внутренние связи символизации устанавливаются достаточно сложно.

В пограничных состояниях фантазии принимаются за реальные факты, или заполняют пустоту, или представляют собой лишь компульсивную деятельность, а сны обладают эвакуирующей функцией. В оператуарных состояниях сны также не являются продуктом символизации, психомоторная деятельность используется как самоуспокоительные приемы. [4] В обоих случаях «действия больше не обладают силой изменять реальность. В лучшем случае они обеспечивают коммуникативную функцию, но чаще служат для того, чтобы освобождать психику от непереносимо большого количества стимулов. Психическое функционирование в целом подчинено модели действия, возникшей вследствие невозможности редуцировать огромное количество аффектов; мыслительной проработки, которая могла бы повлиять на них, либо не было вовсе, либо это было жалкое ее подобие, карикатура». [8; 9]

В процессе психоаналитической терапии аналитик становится объектом, который помогает пациенту трансформировать внутреннее ментальное функционирование. Посредством собственного психического аппарата аналитик переносит, «перерабатывает» и возвращает аффективные напряжения травматического прошлого опыта пациента в символизированной форме, способствуя созданию и развитию новых форм ментального функционирования пациента. Психоаналитический сеттинг становится тем переходным пространством, обеспечивающим «достаточно хороший уход», которого не было в раннем опыте пациента. [1]

Объяснение процесса вторичной символизации лишь переводом репрезентаций слов, или репрезентаций действий в слова нельзя считать достаточным. Р. Руссийон обращает наше внимание на то, что в психоаналитической терапии устная речь включает в себя не только слова, вовлечен весь аппарат устной речи с ее экспрессивностью, поиском точных смыслов и просодией голоса. [10] Речь является также и действием по отношению к объекту. Позы, мимика, жесты сами по себе очень выразительны, а в психоаналитическом процессе служат помощниками в переходе с первичного на вторичный уровень символизации. Заключение:

В статье представлены процессы первичной и вторичной символизации, показана важная роль устной речи в этих процессах, объяснены функции психоаналитического сеттинга, раскрыты возможности психоаналитической (разговорной) терапии.

Литература

1. Винникотт Д. Игра и Реальность (1971) — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. — 288 с.

2. Качалов П.В. «Клиническая психология и психоанализ» Лекции / ГНЦСиСП им. В.П. Сербского. 2004 г.

3. Пушкина Н. Идентификация с «пустым» образом матери // Вестник РГГУ — 2013. — № 18 (119). — с. 151-157.

4. Смарджа К. «Оператуарная жизнь: Психоаналитические исследования. Пер. c фр. — М.: Когито-центр, 2014. — 256 с.

5. Франкл Дж. Неизведанное. — Я.: М.: Прогресс, 1998.

6. Фрейд З. Я и Оно // Очерки по психологии сексуальности/Пер. с нем.; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн.: ООО «Попурри», 1999. — 480 с.

7. Oliner, M.M. (2006). The Externalizing Function of Memorials. Psychoanal. Rev., 93:883-902.

8. Rosolato, G. (1978). Symbol Formation. Int. J. Psycho-Anal., 59:303-313.

9. Грин А. (1975) Аналитик, символизация и отсутствие в аналитическом сеттинге. Int. J. Psycho-Anal., 56:1-22. http://www.gestaltlife.ru/publications/9/view/69

10. Р. Руссийон. Работа символизации. http://psychic.ru/articles/classic11.htm

мировая и отечественная практика создания лингвострановедческих словарей для изучающих иностранные языки

Шароева К.И.

В мировой практике изучения иностранных языков широкое распространение нашли культуроведческие энциклопедические справочники, а также учебные словари языка и культуры. Важность использования культуроведческих знаний при изучении

© Шароева К.И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.