Научная статья на тему 'Устав как Основной закон субъекта Российской Федерации (на примере уставов Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края)'

Устав как Основной закон субъекта Российской Федерации (на примере уставов Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1532
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИЯ / УСТАВ / ОСНОВНОЙ ЗАКОН / ПРАВОВОЙ АКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чунихина Т.Н., Шипулин Д.А.

В статье проведен правовой анализ структуры и содержания основных законов субъектов Российской Федерации Краснодарского края, Ставропольского края и Ростовской области. Выявлены общие признаки, особенности правового регулирования, дана характеристика признакам устава как центрального правового акта системы законодательства субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устав как Основной закон субъекта Российской Федерации (на примере уставов Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края)»

3. Проект Федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) [Электронный ресурс]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа: Шр://ЬаБе.сошикап1ш/сош/ сgi/оnline.сgi?req=dос;bаse=РRJ;n=15344.

4. Верховный Суд: из-за кризиса вдвое выросло число судебных трудовых споров [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. - Режим доступа: Шр://^^.&йапка.ш/20Ш/02/Ш/Ш/ (дата обращения: 09.10.20124).

5. РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://па.ги/ бо ае!у/20090512/. html#ixzz3 EDh3 УгСф.

6. Артемова О.В. Социальный смысл материнства в современной России: учебник / О.В. Артемова. - М.: Социс, 2011. - С. 155. - ISBN 6534-913-66-1.

7. Силассте Г.Г. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: учебник / Г.Г. Силласте. - М.: Российская юстиция. -2012. - № 9. - С. 43.

УСТАВ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ УСТАВОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

© Чунихина Т.Н.*, Шипулин Д.А.*

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В статье проведен правовой анализ структуры и содержания основных законов субъектов Российской Федерации - Краснодарского края, Ставропольского края и Ростовской области. Выявлены общие признаки, особенности правового регулирования, дана характеристика признакам устава как центрального правового акта системы законодательства субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: субъект Российской Федерации, конституция, устав, основной закон, правовой акт.

В статье 5 Конституции Российской Федерации определено, что такие субъекты нашего федеративного государства, как края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа «имеют свой устав и законодательство» [2]. Устав - это основной закон субъекта Российской Федерации, принимаемый законодательным (представительным) орга-

* Доцент кафедры Социологии, правоведения и работы с персоналом, кандидат политических наук, доцент.

* Студент Социально-гуманитарного факультета.

ном государственной власти субъекта Федерации, имеющий высшую юридическую силу по сравнению с другими нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствующем регионе, и прямое действие, закрепляющий его правовой статус, структуру и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления и обеспечивающий комплексное законодательное регулирование сфер жизнедеятельности субъекта Федерации [3, с. 154].

В нашей работе мы проведем правовой анализ устава субъекта Российской Федерации как исходного источника системы регионального законодательства на основе изучения положений основных законов Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области.

Определение устава как основного закона субъекта Федерации предполагает, что этот документ обеспечивает комплексное законодательное регулирование наиболее важных сфер жизнедеятельности субъекта, а именно, закрепляя систему органов государственной власти, вопросы собственного ведения субъекта Федерации и его административно-территориальное устройство, а также устанавливает региональную нормативную правовую систему. Уставы некоторых субъектов так и именуются, правда «в скобках», - основными законами, например, «Устав (Основной закон) Ставропольского края» [6].

В статье 66 Конституции Российской Федерации установлено, что «статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - Конституцией Российской Федерации и уставом» соответствующего субъекта. Следовательно, уставы субъектов Российской Федерации носят учредительный характер и вместе с тем неразрывно связаны с Конституцией Российской Федерации, имеющей «верховенство на всей территории Российской Федерации».

Исходя из верховенства федеральной государственной власти в России строится и система источников конституционного законодательства: уставы субъектов должны соответствовать Конституции и федеральному законодательству. Верховенство федеральных актов предполагает, что все нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, должны соответствовать Конституции и федеральным законам. В свою очередь, принимаемые на территории субъектов РФ нормативные правовые акты должны соответствовать не только Конституции и федеральному законодательству, но и уставу субъекта. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам».

Устав Краснодарского края [4] является основным законом Краснодарского края, имеет высшую юридическую силу в системе законодательства

края и прямое действие на всей его территории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в крае, не должны противоречить Уставу Краснодарского края. Устав Ростовской области [5] обладает высшей юридической силой по сравнению с другими областными законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Ростовской области, должностных лиц Ростовской области, органов и должностных лиц местного самоуправления. Устав Ставропольского края является Основным Законом Ставропольского края и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Ставропольского края, имеет прямое действие и применяется на всей территории Ставропольского края.

Все анализируемые уставы приняты представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации: Устав Краснодарского края был принят решением краевого совета народных депутатов 10 ноября 1993 года, Устав (Основной закон) Ставропольского края - Государственной Думой Ставропольского края 29 сентября 1994 года, а Устав Ростовской области - Законодательным Собранием Ростовской области 19 апреля 1996 года. Основные законы этих субъектов Федерации активно изменялись и дополнялись: со дня принятия Устав Краснодарского края дорабатывался 22 раза, в Устав Ростовской области изменения вносились 37 раз, а в Устав Ставропольского края - 28 раз.

Структура уставов субъектов Российской Федерации достаточно разнообразна: все уставы отличаются друг от друга соотношением составных частей, неодинаковой степенью собственно уставного регулирования, содержанием закрепленных в них институтов. Уставы Ростовской области и Ставропольского края делятся только на главы. Устав Краснодарского края - на разделы и главы. Исследуемые уставы не содержат заглавия статей, что, на наш взгляд, осложняет их толкование и применение.

Несмотря на единство принципов построения, признаков и функционального назначения уставов регионов России, тем не менее, можно выделить отличительные черты в их структуре и содержании. Данное своеобразие может быть вызвано спецификой самого региона (его устройства, территории, ресурсов, состава населения), разной степенью регулирования сторон жизни края, области, города и т.д.

По своей структуре Уставы Краснодарского края, Ростовской области и Устав (Основной закон) Ставропольского края имеют как общие черты, так и различия (табл. 1).

Устав Краснодарского края делится на шесть разделов, разделы II и IV -на шесть и три главы соответственно, разделы I, III, V, VI и главы разделов II и IV разбиты на статьи. Всего в Уставе края 80 статей. Устав Ростовской области содержит одиннадцать глав, а Устав (Основной закон) Ставропольского края - девять, которые в свою очередь делятся на статьи. В Уставе Ростовской области - 81 статья, Устав (Основном законе) Ставропольского края включает 53 статьи.

Во всех актах имеются небольшие преамбулы, различные по своему содержанию. Так, Устав Краснодарского края провозглашает устав государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни края. В документе Ростовской области сделан акцент его на высшую юридическую силу в системе нормативных правовых актов органов государственной власти области. А Устав Ставропольского края закрепляет общественное и государственное устройство края. В преамбулах уставов Краснодарского и Ставропольского краев указывается на признание этих субъектов неотъемлемой составной частью Российской Федерации. Все преамбулы содержат положения об особенности своего субъекта: «... учитывая уникальные природные богатства края, созданный многими поколениями экономический, научно-технический и культурный потенциал.» (Ставропольский край), «. учитывая уникальные природные богатства и историко-культурные ценности края.» (Краснодарский край), «... уважение к историческим традициям, достоинству и самобытности людей всех национальностей, населяющих Донскую землю» (Ростовская область). В преамбуле Уставе Ростовской области четко определена цель уставного регулирования: «. желая создать гармоничное сообщество людей, живущих на одной земле и общими идеями благополучия и счастья, стремясь создать необходимые условия для достоянной жизни населения Ростовской области». В Уставе Краснодарского края эта цель сформулирована размыто: «. стремясь утвердить принципы правового государства и гражданского общества». Преамбула Ставропольского Основного закона говорит о «стремлении закрепить гражданский мир, социальное и межнациональное согласие в крае».

Неодинакова и последовательность расположения разделов и глав. Так, в Уставе Краснодарского края главы расположены следующим образом: «Законодательная власть», «Исполнительная власть», стоят раньше чем «Финансы. Бюджетное устройство», «Основы экономической деятельности». А в Уставе Ростовской области наоборот: сначала следуют главы «Основы экономических отношений в Ростовской области», «Основы финансовой системы Ростовской области», а затем - «Законодательная власть Ростовской области», «Исполнительная власть Ростовской области».

Нужно отметить, что Устав (Основной закон) Ставропольского края не содержит отдельных разделов, связанных с экономическими отношениями и финансовой системой. А в Уставах Краснодарского края и Ростовской области отдельно не выделена глава «Права и свободы человека и гражданина», как определено Уставом (Основным законом) Ставропольского края.

В первом разделе Устава Краснодарского края «Краснодарский край в составе Российской Федерации» и в первой главе Устава Ростовской области и Устава (Основного закона) Ставропольского края «Общие положения» закрепляются нормы об основах конституционного строя (государственного и общественного строя; общие положения).

Административные и территориальные особенности субъектов установлены Уставом Краснодарского края в разделе «Краснодарский край в составе Российской Федерации», а в Уставе Ростовской области и в Уставе (Основном законе) Ставропольского края в главах «Административно-территориальное устройство Ростовской области» и «Ставропольский край - субъект Российской Федерации».

Описание законодательной и исполнительной власти субъектов изложены в Уставе Краснодарского края в главах «Законодательная власть», «Исполнительная власть», в Уставе Ростовской области - «Законодательная власть Ростовской области», «Исполнительная власть Ростовской области», в Уставе (Основном законе) Ставропольского края - «Дума Ставропольского края», «Губернатор Ставропольского края. Правительство Ставропольского края».

Принципы местного самоуправления изложены в отдельном разделе Устава Краснодарского края - «Местное самоуправление» и в отдельных главах Устава Ростовской области и Устава (Основного закона) Ставропольского края - «Местное самоуправление» и «Местное самоуправление в Ставропольском крае» соответственно.

Описание структуры судебной власти изложены в отдельных главах только в Уставе Краснодарского края и Уставе (Основном законе) Ставропольского края.

Таблица 1

Структура Уставов Краснодарского края, Ростовской области и Устава (Основного закона) Ставропольского края

Устав Краснодарского края (в ред. от 30.12.2013 г.) Устав Ростовской области (в ред. от 13.10.2014 г.) Устав (Основной закон) Ставропольского края (в ред. от 01.11.2013 г)

Преамбула Раздел I. Краснодарский край в составе Российской Федерации (ст. 1-14) Раздел II. Организация государственной власти Глава 1. Основы государственной власти (ст. 15-17) Глава 2. Непосредственное участие граждан в осуществлении государственной власти (ст. 18-23) Глава 3. Законодательная власть (ст. 24-38) Глава 4. Исполнительная власть (ст. 39-43) Глава 5. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти (ст. 44-49) Глава 6. Судебная власть (ст. 50-52) Раздел Ш. Законодательство края (ст. 53-60) Раздел IV. Собственность края. Основы экономической деятельности Глава 1. Собственность края (ст. 61 -64) Глава 2. Финансы. Бюджетное устройство (ст. 65-70) Глава 3. Основы экономической деятельности края (ст. 71-75) Раздел V. Местное самоуправление (ст. 76-79) Раздел VI. Заключительные положения (ст. 80) Преамбула Глава 1. Общие положения (ст. 1 -10) Глава 2. Административно-территориальное устройство Ростовской области (ст. 11-16) Глава 2(1). Пространственное развитие Ростовской области (ст. 16.1-16.3) Глава 3. Основы экономических отношений в Ростовской области (ст. 17-21) Глава 4. Основы финансовой системы Ростовской области (ст. 22-26) Глава 5. Основы государственного устройства в Ростовской области (ст 27-30) Глава 6. Законодательная власть Ростовской области (ст. 31 -51) Глава 7. Исполнительная власть Ростовской области (ст. 52-66) Глава 8. Местное самоуправление (ст. 67-76) Глава 9. Казачество (ст 77-80) Глава 10. Порядок принятия Устава Ростовской области и внесения поправок в него (ст. 81) Преамбула Глава 1. Общие положения (ст. 1 -12) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст 13-14) Глава 3. Ставропольский край - субъект Российской Федерации(ст 15-23) Глава 4. Дума Ставропольского края (ст. 24-33) Глава 5. Губернатор Ставропольского края. Правительство Ставропол-ского края (ст. 34-41) Глава 5.1. Счетная палата Ставропольского края (утратила силу) Глава 5.2. Контрольно-счетная палата Ставропольского края (ст. 41.2) Глава 6. Судебная власть (ст 42-44) Глава 7. Местное самоуправление в Ставропольском крае(ст. 45-50) Глава 8. Принятие Устава (Основного Закона) Ставропольского края. Поправки к Уставу (Основному Закону) (ст. 52-53)

Каждый из выше рассматриваемых нормативно-правовых актов имеет главы, не типичные для других актов. Так, в Уставе Краснодарского края есть глава «Непосредственное участие граждан в осуществлении государственной власти», в состав которой входит пять статей, посвященных общим вопросам проведения референдума края, опросов, выборов органов государственной власти и должностных лиц, а также гражданской инициативе населения. Устав Ростовской области включает главу «Казачество», указывая на самобытные традиции и культуру населения этого субъекта Федерации. Основной закон Ставропольского края нормативно закрепляет статус и полномочия государственного финансово-контрольного органа в главе -«Контрольно-счетная палата Ставропольского края».

Интересна, на наш взгляд, характеристика правового статуса личности в исследуемых актах. Во всех трех уставах права и свободы человека и гражданина не перечисляются, а отмечается, что на территории субъекта Федерации человек и гражданин обладают правами и свободами, несут равные обязанности, определенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (табл. 2).

Таблица 2

Определение прав и свобод человека и гражданина в уставах субъектов Российской Федерации

Устав Краснодарского края Устав Ростовской области Устав (Основной закон) Ростовской области

Статья 12. 1. Гражданам РФ в Краснодарском крае гарантируются закрепленные в Конституции РФ, федеральных законах, настоящем Уставе и законах края права и свободы человека и гражданина. 2. Находящиеся на территории края лица, не являющиеся гражданами РФ, пользуются правами и свободами в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами и международными договорами РФ. Статья 3. 1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. 2. В Ростовской области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Уставом. Статья 3. В Ставропольском крае обеспечиваются гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина. Конституционные права и свободы граждан, находящихся на территории Ставропольского края, обеспечиваются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, а также принятыми на их основе законами Ставропольского края и иными правовыми актами Ставропольского края.

В Устав Ростовской области и Устав (Основном законе) Ставропольского края включено положение о том, что на территории этих субъектов человек и гражданин обладают правами и свободами, несут равные обязанности, определенные также нормами международного права и Уставами субъектов. В Уставе Краснодарского края только гражданам Российской Федерации в крае гарантируются закрепленные в Уставе субъекта и законах края права и свободы человека и гражданина. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, пользуются правами и свободами в порядке, установленном только Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Причем, только

Основной закон Ростовской области дублирует норму статьи 2 Конституции России о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Характеристика (или набор) прав и свобод человека и гражданина в Уставах Краснодарского края, Ростовской области и Уставе (Основном законе) Ставропольского края показаны в табл. 2.

В структуру уставов субъектов Российской Федерации, как правило, включаются главы об основах организации законодательной, исполнительной власти субъекта (табл. 3-4).

Таблица 3

Основы организации законодательной власти субъекта Российской Федерации

Краснодарский край Ростовская область Ставропольский край

Законодательная власть осуществляется: населением - непосредственно путем референдума края; Законодательным Собранием края, являющимся постоянно действующим представительным и законодательным органом государственной власти края. Законодательное Собрание края состоит из 100 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Законодательное Собрание края избирает из числа депутатов председателя Законодательного Собрания края и заместителей председателя Законодательного Собрания края. Законодательную власть в Ростовской области осуществляет Законодательное Собрание Ростовской области. Законодательное Собрание состоит из 60 депутатов, избираемых гражданами РФ, проживающими на территории Ростовской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания одного созыва составляет 5 лет. Деятельность Законодательного Собрания Ростовской области возглавляет Председатель. Председатель Законодательного Собрания Ростовской области и его заместители избираются из числа депутатов. Законодательный (представительный) орган государственной власти Ставропольского края - Дума Ставропольского края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края. Срок полномочий Думы пять лет. Дума состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет. Дума Ставропольского края избирает из числа своих депутатов председателя Думы Ставропольского края и его заместителей.

Таблица 4

Основы организации исполнительной власти субъекта Российской федерации

Краснодарский край Ростовская область Ставропольский край

Государственную исполнительную власть Краснодарского края осуществляют высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрация Краснодарского края и органы исполнительной власти Краснодарского края. Администрация края состоит из главы администрации (губернатора) края, его первых заместителей, заместителей и структурных подразделений администрации края. В составе администрации края могут создаваться коллегиальные органы (правительство края, коллегия и другие). Высшим должностным лицом Ростовской области является Губернатор Ростовской области. Правительство Ростовской области является высшим органом исполнительной власти Ростовской области. В систему органов исполнительной власти Ростовской области входят также и иные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с настоящим Уставом. Губернатор Ставропольского края - высшее должностное лицо Ставропольского края - является председателем Правительства Ставропольского края. Правительство является постоянно действующим органом исполнительной власти Ставропольского края. Правительство возглавляет Губернатор Ставропольского края. В состав Правительства ходят по должности Губернатор, первые заместители председателя Правительства, заместители председателя Правительства, а также по решению Губернатора руководители органов исполнительной власти Ставропольского края.

Самими уставами установлен и особый порядок их принятия, пересмотра, изменения и внесения поправок. Принятие устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством региональных парламентариев. В уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях (табл. 5).

Таблица 5

Круг субъектов правотворческой инициативы, которые могут вносить предложения о пересмотре, поправках, изменениях в устав субъектов Российской Федерации

Краснодарский край Ростовская область Ставропольский край

Предложения об изменении и дополнении Устава имеют право вносить: а) глава администрации (губернатор) Краснодарского края; б) постоянные комитеты Законодательного Собрания края; в) группа депутатов Законодательного Собрания края численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов Законодательного Собрания края; г) не менее 1/3 от числа представительных органов муниципальных образований Краснодарского края. Предложения о поправках и пересмотре положений Устава области могут вносить Губернатор Ростовской области, группа депутатов Законодательного Собрания численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов, прокурор Ростовской области, представительные органы не менее чем 1/3 муниципальных образований в Ростовской области, а также Ростовский областной суд, Арбитражный суд Ростовской области, Избирательная комиссия Ростовской области по вопросам их ведения. Предложения о внесении поправок в Устав (Основной Закон) Ставропольского края и о его пересмотре в порядке законодательной инициативы могут вносить: а) не менее 1/3 от установленного числа депутатов Думы Ставропольского края; б) Губернатор Ставропольского края; в) не менее 1/3 представительных органов местного самоуправления в Ставропольском крае.

Рассмотрев структуры уставов можно выделить их характерные признаки. Во-первых, уставы являются основными законами субъектов Российской Федерации. Устав - это «региональная» конституция, «выполняющая роль как государственного, так и социального документа, регулирующего в единстве государственное и общественное устройство, взаимоотношения между человеком и гражданином, народом, населением, с одной стороны, и государственной и местными властями, с другой» [1, с. 58]. Во-вторых, представляют собой акты учредительного характера. Предметом их регулирования являются правоотношения, связанные с закреплением статуса самого субъекта и обеспечением соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории субъекта Федерации. Они оформляют важнейшие социально-экономические и общественно-политические институты субъекта Федерации на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов. В-третьих, они обладают высшей юридической силой на территории субъекта Российской Федерации, чем подчеркивается их особое значение и место в иерархии региональных правовых актов. В-четвертых, эти нормативно-правовые акты в обязательном порядке должны соответствовать Конституции Российской Федерации, что следует из верховенства федеральной государственной власти и принципов построения системы конституционного законодательства.

Таким образом, уставы выступают актами комплексного регулирования важнейших сторон функционирования и перспектив развития субъектов

Российской Федерации с учетом их специфических условий и потребностей соответствующего региона.

Список литературы:

1. Беспалый И.Т. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие. Часть 1. - Самара, 2004. - 140 с.

2. Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декаб. 1993 г.) (с поправками от 30 декаб. 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru.

3. Митусова И.А. Устав субъекта Российской Федерации как источник конституционного права: автореф. дисс. ... канд. юр. наук: 12.00.02. - М., 2009. - 30 с.

4. Устав Краснодарского края: Принят решением краевого Совета народных депутатов 10 ноября 1993 г. № 17 п. 5 (с изм. и доп. от 05.09.1994 г., 05.06.1996 г., 19.09.1996 г., 18.07.1997 г., 04.01.2001 г., 10.05.2001 г., 07.08.2001 г., 22.08.2001 г., 01.03.2002 г., 03.06.2003 г., 20.10.2003 г.,

07.06.2004 г., 06.06.2005 г., 29.12.2006 г., 28.06.2007 г., 29.04.2008 г., 21.07.2008 г., 09.06.2010 г., 04.10.2011 г., 04.06.2012 г., 19.07.2012 г., 30.12.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.ga-rant.rU/region/ustav_krasnod/chapter/1/#block_901.

5. Устав Ростовской области (принят Постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 19 апреля 1996 г. № 253): Областной закон Ростовской области от 29 мая 1996 г. № 19-ЗС (с изм. и доп. от 06.08.1996 г., 18.10.1996 г., 22.11.1996 г., 05.12.1997 г., 29.05.1998 г., 26.02.1999 г.,

18.10.2001 г., 27.02.2002 г., 29.12.2003 г., 20.01.2005 г., 26.05.2005 г.,

05.12.2005 г., 07.03.2006 г., 19.05.2006 г., 31.07.2006 г., 03.11.2006 г.,

15.03.2007 г., 07.05.2007 г., 27.07.2007 г., 14.01.2008 г., 15.02.2008 г.,

24.06.2008 г., 12.05.2009 г., 24.06.2009 г., 29.09.2009 г., 13.11.2009 г., 04.05.2010 г., 01.08.2011 г., 29.02.2012 г., 22.06.2012 г., 24.12.2012 г.,

05.02.2013 г., 30.07.2013 г., 03.03.2014 г., 03.07.2014 г., 25.07.20014 г.,

13.10.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 990Ш8/#ixzz3KoGsTSh2.

6. Устав (Основной закон) Ставропольского края (принят постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 29 сентября 1994 г. №117-8 ГДСК): Закон Ставропольского края от 12 октября 1994 г. № 6-КЗ (с изм. и доп. от 06.12.1995 г., 0610.1997 г., 04.11.1997 г., 17.12.1997 г., 27.03.1998 г., 09.06.2000 г., 12.10.2000 г., 08.11.2000 г., 15.06.2001 г.,

07.08.2002 г., 12.02.2004 г., 20.06.2005 г., 07.12.2006 г., 28.09.2007 г., 18.12.2007 г., 28.12. 2007 г., 10.06.2008 г., 08.06.2009 г., 04.10.2009 г.,

13.11.2009 г., 28.12.2009 г., 02.06.2010 г., 12.10.2010 г., 07.04.2011 г., 10.04.2012 г., 25.06.2012 г., 21.12.2012 г., 01.11.2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/ustav_stavrop/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.