Научная статья на тему 'Особенности развития системы органов государственной власти Ставропольского края'

Особенности развития системы органов государственной власти Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1050
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ / УСТАВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ / SYSTEM OF STATE POWER / STATE-POWER BODY / STAVROPOL REGION / STATUTE OF STAVROPOL REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дотдаева Ольга Николаевна

Статья посвящена специфике изменений в системе высших государственных органов власти Ставропольского края как субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of system of public authorities of Stavropol Region

The article is devoted to specifics of changes in system of higher public authorities of Stavropol Region as a subject of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности развития системы органов государственной власти Ставропольского края»

Дотдаева Ольга Николаевна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры конституционного и международного права

Северо-Кавказского федерального университета

(тел.: 88652356834)_

Особенности развития системы органов государственной власти Ставропольского края

Статья посвящена специфике изменений в системе высших государственных органов власти Ставропольского края как субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: система государственной власти, государственный орган, Ставропольский край, Устав Ставропольского края.

O.N. Dotdaeva, Master of Law, Assistant Professor of a Chair of Constitutional and International Law of North Caucasian Federal University; tel.: 88652356834.

Features of development of system of public authorities of Stavropol Region

The article is devoted to specifics of changes in system of higher public authorities of Stavropol Region as a subject of Russian Federation.

Key words: system of state power, state-power body, Stavropol Region, Statute of Stavropol Region.

В числе иных субъектов Российской Федерации Ставропольский край обладает определенными особенностями конституционно-правового положения. Это касается и системы его органов государственной власти. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

В соответствии со ст. 8 Устава Ставропольского края от 12 октября 1994 г. (далее по тексту -Устав СК) государственная власть в Ставропольском крае осуществляется сообразно с основами конституционного строя Российской Федерации. К числу этих основ относится и принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции России.

Законодательную (представительную) власть в крае в соответствии с Уставом СК осуществляют: а) путем референдума Ставропольского края - граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в референдуме, место жительства которых расположено на территории Ставропольского края; б) Дума Ставропольского края (далее по тексту - Дума СК).

Здесь необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. Положение о том, что граждане путем референдума осуществляют не только законодательную, но и представительную власть в Ставропольском крае, представляется юридико-технической ошибкой. Представительную власть осуществляет только Дума СК, одновременно выполняя законодательную функцию. На референдуме же граждане осуществляют только законодательную власть.

Законодательный (представительный) орган государственной власти Ставропольского края -Дума СК является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ставропольского края. Срок полномочий Думы СК - пять лет. Дума СК состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет. В настоящее время половина из этих депутатов избирается по пропорциональной системе партийных списков, половина - по мажоритарной системе одномандатных округов.

Исполнительную власть в Ставропольском крае осуществляют органы исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти - правительством Ставропольского края (далее по тексту - правительство СК).

Высшим должностным лицом Ставропольского края является губернатор Ставропольского края (далее по тексту - губернатор СК), наделенный собственной компетенцией. Здесь стоит отметить, что ранее губернатор СК совмещал свою должность с должностью председателя

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2013 • № 1 (43)

58

правительства СК и наделялся полномочиями Думой СК по представлению Президента РФ. Однако в настоящее время его статус изменился: губернатор СК избирается гражданами России, проживающими на территории Ставропольского края и обладающими в соответствии с федеральным законодательством активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий губернатора СК исчисляется со дня его вступления в должность.

Губернатором СК может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

В результате изменений, произошедших в системе органов государственной власти Ставропольского края, появилась новая важная должность - вице-губернатор - председатель правительства СК.

В соответствии со ст. 38 Устава СК в случаях, когда губернатор СК временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, его полномочия осуществляет вице-губернатор, а в случае отсутствия вице-губернатора - по поручению губернатора СК один из первых заместителей председателя правительства СК, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Вице-губернатор - председатель правительства СК, первый заместитель председателя правительства СК в период временного исполнения обязанностей губернатора СК обладают всем объемом полномочий губернатора СК, за исключением случаев, установленных Уставом СК. Таким образом, в руководстве исполнительной властью края появилось двуначальность (бице-фальность).

Правительство СК является постоянно действующим органом исполнительной власти Ставропольского края. При этом разграничение компетенции губернатора и вице-губернатора производится следующим образом: 1) губернатор СК руководит деятельностью правительства СК и определяет основные направления его деятельности; 2) вице-губернатор - председатель правительства СК организует деятельность правительства СК и принимает меры для эффективного исполнения правительством СК своих полномочий.

В состав правительства СК входят по должности вице-губернатор - председатель правительства СК, первые заместители председателя правительства СК, заместители председателя правительства СК, министры СК, а также (по решению губернатора СК) руководители иных органов исполнительной власти СК.

Судебную власть в Ставропольском крае осуществляют федеральные суды и мировые судьи Ставропольского края. Представляется, что упоминание о федеральных судах в Уставе СК является избыточным. Эти суды действуют на основе федерального законодательства, и упоминание о них в Уставе СК ничего не изменяет в их конституционно-правовом статусе.

Здесь следует упомянуть, что в Ставропольском крае имела место попытка создать еще один суд, который относится к числу судов субъектов Российской Федерации - уставной. Однако соответствующий краевой закон и поправки к Уставу так и не вступили в силу. Представляется, что создание таких судов является важной и необходимой мерой в деле укрепления конституционной законности, дополнительной защиты прав и свобод человека и гражданина и т.д. Довод относительно того, что создание таких судов требует дополнительных расходов, вполне опровержим в отношении возможности деятельности таких судов не на постоянной основе либо создания Уставного суда СК из 3-5 судей.

В соответствии со ст. 41 Устава СК к числу органов государственной власти Ставропольского края отнесена и Контрольно-счетная палата Ставропольского края, которая является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Думой СК и подотчетным ей. Порядок образования и деятельности Контрольно-счетной палаты Ставропольского края устанавливается законом Ставропольского края.

В конституционно-правовой статус данного органа также были внесены определенные корректировки в результате принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ.

Таким образом, система органов государственной власти Ставропольского края продолжает развиваться. Их конституционно-правовой статус нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, предлагается устранить в Уставе СК избыточные нормы о федеральных судебных органах и, наоборот, дополнить Устав нормами об органе уставного правосудия. Что касается последних изменений в статусе исполнительной власти Ставропольского края, то для более обоснованной оценки необходимо определенное время (в частности, провести хотя бы первые выборы губернатора СК).

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.