О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Мухачёв Игорь Владимирович, д.ю.н, профессор, зав. кафедрой государственного и международного права
Ставропольский государственный университет
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы соответствия Устава (Основного закона) Ставропольского края федеральному законодательству Российской Федерации. Содержатся предложения по совершенствованию Устава Ставропольского края.
Ключевые слова: конституционное законодательство, законодательство Ставропольского края, Устав (Основной закон) Ставропольского края
Контакты автора: т.(8652) 35 68 34
ON PERFECTION OF STATUTES (BASIC LAW) CONTENT OF STAVROPOL REGION
Muhachyov Igori Vladimirovich, Doctor of the legal
sciences, professor, head of the chair state and international right
Stavropoliskiy state university
Annotation: Issuies of accordance of Statutes (Basic Law) content of Stavropol region to Federal Legislation of the Russian Federation are examined in this article.
Key words: The constitutional legislation, the Legislation of Stavropol region, Statutes (Basic Law) of Stavropol region
В этом году исполняется пятнадцать лет со дня принятия 29 сентября 1994 г. Устава Ставропольского края. Без преувеличения можно сказать, что это стало важной вехой в развитии государственности нашего края как самостоятельного субъекта в составе Российской Федерации.
В стране продолжаются важные преобразования в политической, правовой, духовной и экономических сферах, проводятся административная, судебная, муниципальная, избирательная реформы, а так же совершенствуются взаимоотношения между федерацией и её субъектами. По сведениям Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, за последние десять лет принято более 1400 федеральных законов. Всё это вызывает необходимость внесения новых важных дополнений,
поправок в Устав (Основной закон) Ставропольского края.
Следует дополнить часть вторую ст.1 Устава, регламентирующую статус Ставропольского края положениями о том, что он определяется кроме Конституции РФ и Устава СК так же федеральными законами и законами Ставропольского края.
Необходимо уточнить часть третью ст.1 Устава, в части изменения наименования Ставропольского края в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством. Изменение наименования Ставропольского края относится к исключительному полномочию края и поэтому должно регулироваться не только на федеральном уровне как это указано в Уставе, но, прежде всего в законодательстве самого Ставропольского края.
Это исключительное полномочие следует включить в ст.17 Устава, закрепляющую предметы самостоятельного ведения нашего края. Кроме того, следует дополнить эту статью исключительным полномочием устанавливать и присваивать почетные звания Ставропольского края.
Следует дополнить статью 18 Устава посвященную территории Ставропольского края. В этой статье важно указать, что Ставропольский край обладает территориальным верховенством. Его территория является пространственным пределом его власти. Органы государственной власти Ставропольского края распространяют свою власть на всю территорию края.
Территория Ставропольского края не может быть изменена без его согласия. Границы между Ставропольским краем и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.
Необходимо дополнить ст.28 Устава, либо принять новую самостоятельную статью, посвященную контрольно-счетной палате Ставропольского края. В ней, в общем плане следует закрепить порядок формирования, организации и деятельности контрольно-счетной палаты.
В существенном дополнении нуждается ст.29 Устава края, посвященная полномочиям Государственной Думы Ставропольского края. В части 1 после пункта «Г» её следует дополнить следующими полномочиями:
«Д) обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
Е) имеет право запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации;
Ж) вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации, принимать решения об одобрении или неодобрении законов Российской Федерации о поправках к главам 3-8 Конституции Российской Федерации до вступления их в силу;
за
Мухачёв И.В.
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ УСТАВА
З) вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам соответствия Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
И) вправе обращаться в Верховный Суд Российской Федерации по вопросам соответствия законодательству Российской Федерации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся прав и свобод граждан». Пункт «Д» заменяется соответственно на пункт «К».
Кроме того, нуждается в дополнении часть 3 ст.29 Устава, в которой указаны полномочия Государственной Думы Ставропольского края реализуемые путем принятия постановлений. Её следует дополнить после пункта «Л» следующим:
Л) назначаются на должность половины членов Избирательной комиссии Ставропольского края с правом решающего голоса;
М) избираются мировые судьи Ставропольского края;
Н) распускаются в порядке, установленном федеральным законом, представительные органы местного самоуправления Ставропольского края;
О) избираются и досрочно прекращаются полномочия члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Государственной Думы Ставропольского края в порядке, предусмотренном федеральным законом;». Пункт «Л» заменяется соответственно на пункт «П».
Важно существенно изменить ст.34 Устава Ставропольского края посвященную Губернатору края. Эту статью следует дополнить положением о том, что при вступлении в должность Губернатора Ставропольского края он приносит следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Ставропольского края соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральное законодательство, Устав Ставропольского края и краевые законы, способствовать защите прав и свобод
человека и гражданина, процветанию Ставропольского края ".
Необходимо дополнить ст.35 Устава края, закрепляющую полномочия Губернатора края. Её следует дополнить после пункта «И» следующим:
«К) назначает и досрочно прекращает полномочия члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Губернатора Ставропольского края в порядке, предусмотренном федеральным законом;
Л) участвует наряду с Государственной Думой Ставропольского края в согласовании назначения на должность прокурора Ставропольского края, назначения на должность и освобождения от должности начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае;
М) согласовывает назначение на должность руководителей, заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти или иным образом участвует в их назначении в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
Н) назначает половину членов Избирательной комиссии Ставропольского края с правом решающего голоса;
О) в порядке, установленном федеральным законом, отрешает от должности глав муниципальных образований и одновременно назначает новые выборы (если главы муниципальных образований избирались населением муниципальных образований);». Пункт «К» заменяется соответственно на пункт «П».
Глава 6 Устава Ставропольского края посвящена судебной власти. Эта глава дословно повторяет положения главы 7 Конституции Российской Федерации применительно к Ставропольскому краю и не содержит каких либо новелл. В соответствии со ст.71 пунктом «Г» установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к исключительному ведению Российской Федерации и следовательно не должно регулироваться краевым законодательством, в том числе Уставом Ставропольского края.
Поэтому, нам представляется необходимым, вместо этой главы закрепить в Уставе края новую главу, посвященную казачеству.
Статья 45 Устава Ставропольского края, гарантирующая местное самоуправление в Ставропольском крае нуждается в дополнении самого понятия местного самоуправления:
«Местное самоуправление в Ставропольском крае - признаваемая и гарантированная Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов
населения, исторических и иных местных традиций Ставропольского края.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным.»
Статью 47 Устава Ставропольского края дополнить частью 2 следующего содержания:
«В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, другие финансовые средства, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.»
Статью 48 Устава края дополнить частью 2 следующего содержания:
«Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года изъятию органами государственной власти не подлежит и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год.»
Статью 49 Устава края следует изложить в следующей редакции:
«К полномочиям органов государственной власти Ставропольского края в сфере местного самоуправления относятся:
A) принятие и изменение краевых законов о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
Б) обеспечение соответствия краевых законов
о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
B) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
Г) регулирование отношений между краевым бюджетом и местными бюджетами;
Д) наделение органов местного самоуправления краевыми законами отдельными полномочиями Ставропольского края, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
Е) принятие краевых программ развития местного самоуправления;
Ж) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности Ставропольского края в муниципальную собственность;
З) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
И) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов, установленных федеральным законом;
К) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
Л) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Ставропольского края;
М) иные полномочия, установленные федеральными законами.»
Статью 50 Устава Ставропольского края следует дополнить положениями об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в следующей редакции:
«Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными и областными законами».